Military Review

Reburied in one night! ..

5
Immediately after the native land was liberated from the “brown plague”, the government decided to immediately count the dead soldiers, to bury them in battlefields, to erect monuments to the dead soldiers at single graves, mass graves, to ensure their preservation and care.


In 1944-1946-ies, the victims of the liberation of the Tselinsky district from the Nazi invaders - 471 people buried - 6, as well as 13 single and 28 mass graves (list of the district executive committee, 1946) were identified.

In addition, civilians who were killed (executed) by fascists during the occupation of the 1942-43 area, accounted for the following years. - more than 150 people.

And this is not all burial. There is no mass grave in the lists at the central estate of the Tselinsky grain farm, where four soldiers are buried, the dead 23 of January 1943 of the year during the liberation of the village of Celina, as well as others that we don’t know yet and which are not yet identified. Here's what the captain of Balabolov (from the archive) reports to the district committee of the party and the 4 district executive committee of August 1944: “... for example, there are two large graves in the park with the corpses of fascist German fiends (the corpses of these murderers decided to keep the district center the graves were razed to the ground ...) ”.

To clarify: on that place, between the rows of park acacias, the hills of 5-6 of single graves were visible, on some of them, in December of 44, there were birch crosses. And only in 2009, during the reconstruction of the park, the remains of the Germans from these graves were extracted by Rostov search engines.

Further, Commissar Balabolov writes: “... At the same time, the defenders of our homeland, who died in the fight against the enemy, the death of the brave, remained buried on the southern outskirts of the village of Celina - on cattle pasture, in caponiers on the airfield, near the railway booth, etc. The chairman of the May village council, Comrade Shtrikunov, absolutely does not deal with this issue and no one asks him for responsibility (from the personal archive). ”

By the way, early in the morning of January 23, after the release of Tselina from the fascists, at the railway booth, nine-year-old boys - brothers Yura Petrov and Misha Dobrotvorsky - went to the elevator and saw the dead soldiers.

Colonel Yuri Alexandrovich Petrov tells today: “We also saw five or six dead soldiers lying on the snow, but did not go there, at the railway booth. There nearby, on the profiled Salsk-Rostov road, soldiers fumbled at two interlocked tanks... »

And in our time, in 2010, an elderly woman said: "Here, against the railway booth, dead soldiers were buried behind a profiled road, in five graves - I saw these graves."



So, it is possible that the ashes of a lieutenant from the Chelyabinsk region, who died in Tselina, rest in these or in other primary graves. This was evidenced by his friend and brother-soldier, whose niece - Svetlana Borisovna Tonkosurova from Chebarkul, Chelyabinsk region - has been persistently telling for many years.

According to eyewitnesses, during the occupation of the area, fascists executed civilians in the area of ​​the former village massacre and salotopka - in 600 meters south-west of the village of Celina.

Over time, in the district center and in all the villages where village councils existed, memorials and monuments to soldiers who died during the Great Patriotic War and were shot during the occupation of the area were created. During the creation of memorials to those who died in the years of the Great Patriotic War, a series of reburial of the remains from the primary burial places of the dead, solitary and mass graves took place so that countrymen and remains of the liberators of the Tselinsky district were concentrated in one sacred place.

To this end, special decisions were made by the local authorities on the time of the burial, responsible persons were appointed for carrying out these operations. In those days, the very process of opening the graves, transportation of the remains to the memorials was carried out only at night, so as not to disturb the people living near these places. The next morning, the authorities reported on the implementation of the decision.

Isolated excavations on the autopsy of the remains were not carried out on a large scale due to the lack of necessary equipment, as today, there were no specialists in this matter, and most importantly, there was no widespread information about the reburial procedure. Since the autopsy of the graves was carried out at night, in a short time, it is possible that some of the remains are still resting in the places of primary burials ...

One of the eyewitnesses, a resident of Celina, said that the burial was allegedly left in the northwestern corner of the district park. But to check this case is not easy: we need special permissions and tolerances, especially since this is just a version.

Maybe, according to some residents, it was not necessary to write about this, but I believe that future generations should know this information in order to check it later, and when it is confirmed to finish what we did not do, to restore the names of all the victims in that bloody war.

I read the decision of the district executive committee of 16 on April 1975 of the year “On the reburial of the remains of soldiers killed during the Great Patriotic War”: The reburial of the remains of soldiers killed in battles with the Nazi invaders in 28-1975. during the defense and liberation of the settlement of Celina and those buried in the mass grave of the Tselinsky recreation park ”. And two signatures - Chairman of the Executive Committee V. Babin, deputy. Secretary of the Executive Committee G. Shevchenko ".

But you have to be honest and ask the question: can it be done in one day? Or rather, the night. Let me remind you that all the opening of the graves within the boundaries of settlements was carried out at night. And in our park too - in one night ...

However, dear readers, we have no right to change decisions and past events, blame anyone: most of today's generation do not know under what conditions and how they had to work at that time. Then they did their best to perpetuate the memory unseen in stories humanity of the victims and destruction that befallen our nation.
Author:
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. bulat
    bulat 19 November 2015 07: 16 New
    +5
    There was still a mess. There are a lot of cases. He is listed buried in a mass grave, and we find him in the field.
  2. parusnik
    parusnik 19 November 2015 07: 58 New
    +2
    Then they did everything possible to perpetuate the memory of the unprecedented in the history of mankind victims and destruction that fell to the lot of our people...Yes, this is so ... After the liberation of our city, on the central square, warriors - liberators were buried .. Later, a monument was erected .. at the burial place .. Every year on May 9, my grandmother drove me to him, laid flowers, she said, maybe your grandfather is lying, your grandfather didn’t return from the war, officially went missing .. In 1982, the landscaping of the park and the park began .. The monument was demolished .. the authorities claimed that the monument did not meet the landscaping plan .. Residents were outraged, but what about the remains of the dead .. It was announced .. that they would supposedly be solemnly reburied .. But there were no celebrations .. That no one knew .. At the general city cemetery, on the outskirts of the city, a memorial was made. . a place has been allocated for the burial of veterans who have passed away .. The first was the buried Gypsy baron killed in disassembly .. in 1984 and the monument .. the baron leaned on Zhiguli .. still standing .. Outraged .. wrote to the land .. but the devil is no use ..
  3. pts-m
    pts-m 19 November 2015 08: 00 New
    +2
    The people correctly say ... until the last warrior is buried, the country is at war ...
  4. Vadim2013
    Vadim2013 19 November 2015 08: 15 New
    +2
    In Preobrazhensky cemetery in Moscow in recent years, the burial site of dead soldiers and officers of the defenders of the USSR in the Finnish and Russian war 1941-1945 was significantly increased. Replaced with new marble boards. In the 50-ies on this place was a much smaller burial place for the fallen wars and a monument to those who died in the Finnish war.
    1. Vadim2013
      Vadim2013 19 November 2015 20: 18 New
      +1
      I forgot to write that at the military burial of the Preobrazhensky cemetery in Moscow, a bell and a gas nozzle were installed on an elevation. A lot of people gather here for military anniversaries, solemnly commemorate the dead, light a gas nozzle and strike the bell several times. At the same time, widows and veterans wipe their tears and cry. Eternal memory to the fallen in the battles for their homeland!
  5. marinier
    marinier 19 November 2015 10: 55 New
    +1
    Be4naia pamiat heroes. Let the earth rest in peace. Somewhere 4 ital, 4 until it
    the last soldier is buried. The war does not have windows.
    1. Skobelev
      Skobelev 19 November 2015 20: 42 New
      +1
      These words, in my opinion, were said by A.V. Suvorov.

Перезахоронить за одну ночь!..

Сразу после освобождения земли родной от «коричневой чумы» правительство страны приняло решение о немедленном учете погибших воинов, их захоронении в местах боев, установлении памятников погибшим воинам на одиночных захоронениях, братских могилах, об обеспечении их сохранности и уходе за ними.

В 1944-1946-х годах было выявлено погибших при освобождении Целинского района от немецко-фашистских захватчиков — 471 человек, захороненных — 6, а также 13 одиночных и 28 братских могил (список райисполкома, 1946 г.).

Кроме этого, учтённых в последующие годы погибших (расстрелянных) фашистами мирных жителей во время оккупации района 1942-43 гг. — более 150 человек.


И это ещё не все захоронения. В списках нет братской могилы на центральной усадьбе зерносовхоза «Целинский», где покоятся четыре солдата, погибшие 23 января 1943 года при освобождении посёлка Целина, а также других, о которых мы пока не знаем и которые ещё не обозначены. Вот что сообщает райкому партии и райисполкому 4 августа 1944 года капитан Балаболов (из архива): «…например, в парке имеются две большие могилы с трупами немецко-фашистских извергов (трупы этих убийц решили сохранить в парке райцентра, ограничившись только тем, что насыпь могилы сравняли с землей…)».

Для уточнения: на том месте между рядами парковых акаций были видны холмы 5-6 одиночных могил, на некоторых еще в декабре 44-го стояли березовые кресты. И лишь в 2009 году при реконструкции парка останки немцев из этих могил были извлечены ростовскими поисковиками.

Далее военком Балаболов пишет: «…В то же время защитники нашей родины, павшие в борьбе с врагом смертью храбрых, остались похороненными на южной окраине посёлка Целина — на скотном выгоне, в капонирах на аэродроме, у железнодорожной будки и т.п. Председатель Майского поселкового совета товарищ Штрыкунов этим вопросом абсолютно не занимается и ответственности за это у него никто не спрашивает (из личного архива)».

Кстати, у железнодорожной будки рано утром 23 января, после освобождения Целины от фашистов, девятилетние мальчишки — братья Юра Петров и Миша Добротворский — ходили к элеватору и видели погибших воинов.

Рассказывает сегодня полковник Юрий Александрович Петров: «Мы видели и за переездом, у железнодорожной будки, пять или шесть погибших наших солдат, лежавших на снегу, но не пошли туда. Там рядом, на профилированной дороге Сальск — Ростов, возились солдаты у двух сцепленных между собой танков…»

А уже в наше время, в 2010 году, пожилая женщина сообщила: «Вот здесь, против железнодорожной будки, за профилированной дорогой были захоронены погибшие солдаты, в пяти могилах — я видела эти могилки».

Перезахоронить за одну ночь!..


Так вот, возможно, в этих либо в других первичных захоронениях покоится и прах лейтенанта из Челябинской области, погибшего в Целине. Об этом свидетельствовал его друг и однополчанин, племянница которого — Светлана Борисовна Тонкошурова из Чебаркуля Челябинской области — упорно рассказывает многие годы.

По воспоминаниям очевидцев, во время оккупации района фашисты производили расстрелы мирных жителей и в районе бывшей поселковой бойни и «салотопки» — в 600 метрах юго-западнее поселка Целины.

С течением времени в районном центре и во всех посёлках, где существовали сельские советы, создаются мемориалы, памятники воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и расстрелянным в период оккупации района. При создании мемориалов памяти погибшим в годы Великой Отечественной пошла череда перезахоронений останков из мест первичных похорон погибших, одиночных и братских могил с тем, чтобы в одном священном месте были сосредоточены погибшие на фронтах войны земляки и останки освободителей Целинского района.

Для этого местной властью принимались специальные решения о времени пере захоронений, назначались ответственные лица за проведение этих операций. В те времена сам процесс вскрытия могил, перевоз останков к мемориалам производился только в ночное время, чтобы не беспокоить людей, живущих рядом с этими местами. Наутро начальству докладывалось о выполнении принятого решения.

Единичные раскопки по вскрытию останков в массовом порядке вообще не проводились из- за отсутствия необходимой техники, как сегодня, не было специалистов в этом деле, а самое главное — не было широкого информирования о процедуре перезахоронений. Так как вскрытие могил производилось в ночное время, в сжатые сроки, то, возможно, часть останков до сих пор покоится в местах первичных захоронений…

Один из очевидцев, жительница Целины, рассказывала, что якобы захоронение осталось и в северо-западном углу районного парка. Но проверить это дело непростое: нужны специальные разрешения и допуски, тем более, это всего лишь версия.

Может, по мнению некоторых жителей, об этом и не надо было писать, но считаю, что будущие поколения должны знать эту информацию, чтобы потом всё-таки проверить, а при её подтверждении доделать то, что не сделали мы, — восстановить имена всех погибших в той кровавой войне.

Читаю решение райисполкома от 16 апреля 1975 года «О перезахоронении останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны»: «В связи с созданием мемориального комплекса у обелиска в посёлке Целина и учитывая пожелания граждан, исполком райсовета депутатов трудящихся решил: «Произвести 28 апреля 1975 г. перезахоронения останков воинов, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1942-1943 гг. при обороне и освобождении п. Целина и погребенных в братской могиле Целинского парка культуры и отдыха». И две подписи — председатель исполкома В. Бабин, зам. секретаря исполкома Г. Шевченко».

Но надо быть честными и задать вопрос: можно ли это выполнить за один день? А точнее, ночь. Напомню, что все вскрытия могил в черте населённых пунктов производились ночью. И в нашем парке тоже — за одну ночь…

Однако, дорогие читатели, мы не вправе изменять решения и уже прошедшие события, обвинять кого-либо: большинство из сегодняшнего поколения не знает, при каких условиях и как приходилось работать в то время. Тогда они делали все возможное, чтобы увековечить память невиданных в истории человечества жертв и разрушений, выпавших на долю нашего народа.
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. bulat 19 ноября 2015 07:16
    Бардак еще тот был.Случаев масса.Числится захороненным в братской могиле, а мы его в поле находим.
  2. parusnik 19 ноября 2015 07:58
    Тогда они делали все возможное, чтобы увековечить память невиданных в истории человечества жертв и разрушений, выпавших на долю нашего народа...Да это так...После освобождения нашего города, на центральной площади, были захоронены воины - освободители..В последствии, был поставлен памятник..на месте захоронения..Каждый год 9 мая,меня маленького к нему водила бабушка, возлагали цветы,она говорила, возможно и твой дедушка твой лежит,дед не вернулся с войны, официально пропал без вести..В 1982 г.началось благоустройство площади и парка..Памятник,был снесен..власти утверждали,что памятник не соответствует плану благоустройства..Жители были возмущены, а как же останки погибших..Было заявлено..что якобы торжественно будут перезахоронены..Но торжеств не было..Что было никто не знает..У общего городского кладбища, на окраине города, был сделан мемориал..выделено место,для захоронения ушедших из жизни ветеранов..Первым был на этом месте похоронен цыганский барон, убитый в разборке..в 1984 г..и памятник..барон облокотился на Жигули..до сих пор стоит..Возмущались..писали в край..но бес толку..
  3. птс-м 19 ноября 2015 08:00
    Народ правильно говорит...пока не захоронен последний воин,то страна находится в состоянии войны...
  4. Вадим2013 19 ноября 2015 08:15
    На Преображенском кладбище в Москве в последние годы значительно увеличили участок захоронения погибших солдат и офицеров защитников СССР в финскую и отечественную войну 1941-1945 г.г. Заменили на новые мраморные доски. В 50-ые годы на этом месте было значительно меньшее захоронение погибшим войнам и памятник погибшим в финскую войну.
    1. Вадим2013 19 ноября 2015 20:18
      Забыл написать, что на воинском захоронении Преображенского кладбища в Москве установили на возвышении колокол и газовую форсунку. В воинские годовщины здесь собирается множество народа, ТОРЖЕСТВЕННО поминают погибших, зажигают газовую форсунку и ударяют несколько раз в колокол. Вдовы и ветераны при этом вытирают слёзы и плачут. Вечная память павшим в боях за Родину!
  5. marinier 19 ноября 2015 10:55
    Ве4наиа памиат героиам.Пуст землиа будет пухом.Где то 4итал,4то пока не за-
    хоронен последний солдат.Война не с4итаетсиа окон4еной.
    1. Скобелев 19 ноября 2015 20:42
      Эти слова, по-моему, сказал А.В.Суворов.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня