Сборные железобетонные доты

В 1930-е годы в СССР началось достаточно бурное развитие железобетонного строительства. При этом от монолитного железобетона постепенно начали отходить в сторону сборных конструкций. Основным преимуществом сборных конструкций была возможность изготовления на полигонах или заводах стандартных деталей, из которых на месте можно было запросто собрать готовое строение. То, что для современных граждан, которые буквально окружены конструкциями из сборного железобетона, является очевидным, в 1930-е годы еще казалось невыгодным и недостаточно надежным.

Лишь буквально перед самой войной в стране появились первые заводы по производству сборного железобетона. Вместе с тем в фортификации безраздельно властвовал монолитный бетон, который позволял обеспечить необходимый уровень защиты каземата, но монолитное строительство было возможно лишь в идеальных условиях, в теплое время года. Построить монолитный железобетонный дот в сжаты сроки и под огнем противника было просто нереально.

Самые первые фортификационные сооружения, которые производились из бетонных блоков, появились еще в годы Первой мировой войны. Размер таких блоков позволял собирать сооружения из них вручную практически на переднем крае обороны. В СССР также существовали похожие разработки. К примеру, пулеметный дот складывался из блоков размерами 40х20х15 см с отверстиями, которые использовались для скрепления рядов блоков между собой насухо. Сквозь данные отверстия вставлялись специальные скобы или пропускались отрезки арматуры. В результате сборки получалась долговременная огневая точка усиленного типа, обладающая стенкой толщиной 60 см и казематом 140х140 см. Покрытие такого дота выполняли из бревен или рельсов, грунтовой прокладки и тех же самых блоков.


Сборные железобетонные доты
Сборный железобетонный пулеметный дот на Бородинском поле, фото Анатолий Воронин, warspot.ru


Но у данной конструкции были свои очевидные недостатки: сборка такого сооружения из более чем 2-х тысяч блоков общей массой более 50 тонн требовала 300 часов рабочего времени. Также из таких блоков невозможно было построитель дот для артиллерийского орудия. Первоначально при создании оборонительных линий в основном ориентировались на постройку монолитных сооружений и дзотов, однако для монолитных дотов необходимы были строительные материалы (щебень, песок, арматура) и бетономешалки непосредственно на месте проведения работ, а также бригады квалифицированных рабочих-бетонщиков. Производство и заливку бетонной смеси нужно было проводить с соблюдением всех технологий. А для строительства дзотов нужна была не только древесина, но и квалифицированные плотники, иногда на месте не было ни того, ни другого.

Поэтому уже после начала войны в июле 1941 года в стране решили активизировать производство сборных железобетонных дотов. Уже 13 июля 1941 года ГКО обязал наркоматы промышленности стройматериалов, по строительству, Главвоенострой при СНК СССР, а также Мосгорисполком изготовить 1800 комплектов сборных железобетонных дотов. В целях создания фортификационных заграждений заводам и предприятиям Московской области, Ленинграда, Украины была поставлена задача — произвести 50 тысяч металлических ежей. Уже к середине августа 1941 года централизованным порядком в стране было произведено 400 комплектов дотов и 18 тысяч металлических ежей.

Однако стремительное развитие ситуации на фронте ставило перед советской промышленностью серьезные проблемы. Нужно было как можно скорее перейти к широкому использованию сборного строительства, организовать предварительную централизованную заготовку конструкций и деталей для последующего монтажа на рубежах обороны. Как и в других отраслях народного хозяйства, нужно было серьезно упростить строительство, перейти к изысканию и использованию местных материально-технических ресурсов. В то же время складывающаяся на фронте обстановка заставляла руководство СССР приступить к строительству оборонительных рубежей на широком фронте и на большую глубину, что в складывающихся реалиях было очень сложно.

Сборные железобетонные доты
Строительство оборонительных рубежей под Москвой


В целом данное 13 июля и последующие решения ГКО по централизованному выпуску железобетонных изделий, предназначенных для оборонного строительства, недовыполнялись, что было связано с недостатком цемента. В этом нет ничего удивительного. Из 36 заводов Главцемента, входивших в наркомат промышленности стройматериалов, попали в зону ведения боевых действий и прекратили выпуск продукции 22 завода. Если еще в мае 1941 года выпуск цемента в Советском Союзе составлял 689 тысяч тонн, то в августе сократился до 433 тысяч тонн, в ноябре — 106 тысяч тонн, а в январе 1942 года составлял всего лишь 98 тысяч тонн. Перебои с поставками топлива и материалов, транспортные трудности осложнили работу 14 расположенных в тылу цементных заводов.

Можно предположить, что в 1941 году в серийное производство были запущены сборные доты, которые были разработаны военным инженером Глебом Александровичем Булаховым. Данные доты представляли собой набор разнообразных железобетонных балок, которые друг с другом стыковались примерно, как деревянный сруб, соединяясь «в чашу». При этом сруб выходил двойным — с наружными и внешними стенами, между которыми осуществлялась заливка бетоном или забутовка камнем. Постройка подобных сборных дотов завершалась буквально за один день, при применении самого простого крана или вовсе вручную. Вес самого тяжелого элемента такой конструкции не превышал 350-400 кг. Покрыты доты были также бетонными балками, в результате чего внутри образовывался полностью бетонный каземат. При этом толщина боковых и фронтальных стен ДОТа составляла 90 см, тыльной стороны — 60 см. Двойные стены не требовали обустройства противооткола — в случае попадания в наружную стену сооружения снаряда выкрашивания бетона изнутри не происходило.

Имелось два основных типа сборных дотов из балок — орудийный и пулеметный. В орудийный дот должна была устанавливаться 45-мм противотанковая пушка, знаменитая сорокапятка. В пулеметном доте каземат был сравнительно небольшим — 1,5х1,5 метра, также имелась низкая дверь и амбразура из специальных бетонных элементов со специальными противорикошетными выступами. В орудийном доте каземат было несколько больше — 2,15х2,45 метра, а набор элементов попроще. Внутри были установлены упоры для сошек орудия, которое фактически располагалась внутри амбразуры, закрывая собой весь гарнизон. Но из «орудийного набора» балок в Московской зоне обороны велось строительство и пулеметных дотов, оснащенных установками НПС-3. Удивительно, что ширина амбразурного короба почти до сантиметра совпадала с толщиной фронтальной стены — оставалось только укрепить его заливкой бетоном. Помимо этого с помощью бетона и опалубки шло уменьшение проема и устанавливалась бронированная дверь.

Сборные железобетонные доты
Схема сборного железобетонного дота, составленная немецкими инженерами


Однако век подобных конструкций оказался недолгим, в итоге они смогли попасть только в альбом проектно-конструкторского бюро Главного военно-инженерного управления. При этом чертежи не «дожили» до новой редакции «Наставлений по полевой фортификации», которые были выпущены в нашей стране в 1943 году. Можно отметить, что одной из причин этого стали масштабные поставки на передовую сборных комплектов деревянных защитных сооружений, в том числе дзотов, которые изготавливались в многочисленных леспромхозах. По сравнению с сооружениями из бетона они были легче, дешевле и не требовали применения дефицитного на тот момент бетона, а также арматурного железа.

Сегодня единственным печатным источником, где есть упоминание данных сборных бетонных дотов, является немецкий очерк, который был составлен со ссылками на альбом чертежей, захваченный немецкой армией на территории Крыма. Стоит отметить, что сборные железобетонные доты советские войска возводили вокруг Севастополя. В оборонительных районах, которые строились вокруг города, присутствовали пулеметные и артиллерийские конструкции. Авторы немецкой монографии довольно высоко оценили советскую идею. В работе отмечалось, что при наличии грузового крана грузоподъемностью 500 кг такой дот можно было построить всего за 12 часов. Возможно, данная цифра была взята непосредственно из того самого альбома чертежей.

Высоко отзывались о данных укреплениях и советские специалисты. Бригадный инженер А. И. Пангксен в своем отчете писал, что при возведении оборонительных рубежей под Москвой строители предпочитали сборные железобетонные казематы, выполненные из балочных элементов. Боевой опыт показал, что в полевых условиях железобетонное строительство является очень выгодным. По словам Пангксена, один железобетонный каземат возводился обычно за сутки, а плата за его возведение строителям составляла 500 рублей. Помимо дотов из железобетонных балок распространены были и доты, строящиеся из больших бетонных блоков. Такие блоки отлично противостояли осколкам снарядов и мин, а также пулям, однако могли разлететься, как домик из кубиков, при попадании в них тяжелых снарядов. Еще одним их минусом являлось обязательное наличие на строительной площадке автомобильного крана.

Сборные железобетонные доты
Сборный пулеметный ДОТ на задворках Рябиновой улицы в Москве


К сожалению, до наших дней сохранилось совсем мало сборных железобетонных дотов. После войны такие защитные сооружения так же легко разбирались, как и строились. Часто их просто «растаскивали» на запчасти, которые применяли в личном и народном хозяйстве. Очень многие использовали железобетонные балки таких дотов в качестве фундаментных блоков, причем разборка защитных сооружений осуществлялась не только после завершения Великой Отечественной войны, но и продолжилась уже в 1980-90 годы. Существенное число подобных дотов сохранилось вокруг Бородинского поля, где они расположены вперемешку с монолитными сооружениями, а также на территории Москвы, где насчитывается 4 сборных пулеметных дота и один орудийный.

Наиболее крупный сохранившийся участок обороны Москвы в настоящее время находится в Битцевском лесопарке, на южной окраине города между Балаклавским проспектом и Московской кольцевой автодорогой (МКАД). По сути, можно говорить о том, что весь Битцевский парк представляет собой один огромный памятник укреплениям города осени-зимы 1941 года. В парке до сих пор сохраняется разветвленная система окопов с блиндажами, пулеметными колпаками, рвами, дзотами и дотами. Уникальность данного участка в том, что даже сейчас можно увидеть целый сектор обороны Москвы, имеющий глубину в несколько километров. Некоторые из сборных дотов данного участка стали памятниками, к примеру, сборный пулеметный дот из железобетонных балок с амбразурой НПС-3, находящийся возле станции метро Битцевский парк. Однако так повезло далеко не всем дотам. Большая их часть заброшена, покрыта граффити и завалена городским мусором.

Сборные железобетонные доты
Сборный пулеметный дот с НПС-3 у метро Битцевский парк


Источники информации:
http://warspot.ru/447-izbushka-dlya-pushki
http://rufort.info/library/malyarov/malyarov.html
http://www.teplak.ru/topics.php?t=65
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. копарь 17 ноября 2015 08:08
    Спасибо автору.
    Открыл для себя новую страницу в отечественной фортификации.
    Было б интересно узнать,как в других странах обстояло дело со сборными дотами и дзотами.
    Статье заслуженный плюс...
  2. амурец 17 ноября 2015 09:19
    Читал о подобном строительстве на полуостровах Средний и Рыбачий в 1942-1943годах когда строили оборону на Севере,в книге С.И.Кабанова"Поле боя-берег". Не знаю какой дот прочнее монолитный или сборный,но чертежи блоков и схемы дотов увидел впервые.Спасибо за интересную работу.
    1. igordok 17 ноября 2015 10:24
      Цитата: амурец
      Не знаю какой дот прочнее монолитный или сборный,но чертежи блоков и схемы дотов увидел впервые.Спасибо за интересную работу.

      Монолитная ДОТ прочнее сборных и монолитных ЖБОТ. ДОТ защищает от единичного попадания крупнокалиберного снаряда (152-203 мм) , в зависимости от класса защиты огневой точки (М-1, М-2 или М-3). Сборные и монолитные ЖБОТ этим похвастаться не могут.
      Цитата: амурец
      Спасибо за интересную работу.

      Согласен. Большое спасибо. К сожалению фортификации на ВО уделяется мало внимания.
      1. амурец 17 ноября 2015 12:43
        Цитата: igordok
        Монолитная ДОТ прочнее сборных и монолитных ЖБОТ. ДОТ защищает от единичного попадания крупнокалиберного снаряда (152-203 мм) , в зависимости от класса защиты огневой точки (М-1, М-2 или М-3). Сборные и монолитные ЖБОТ этим похвастаться не могут.

        Я не неточно выразился.Меня интересует именно строительство дотов на вечной мерзлоте,так как батареи Среднего и Рыбачьего ставились на деревянные основания,а вот как бетонировались блоки башенных батарей на Кильдине и в других местах,как их строили эти батареи, нигде нет.Да тема фортификации очень интересная.В альманахе "Крепость Россия-3" очень хорошо описано строительство Ворошиловской батареи на острове Русский.
        1. Гомель 17 ноября 2015 13:48
          альманах "Крепость Россия-3"
          Можно ссылку (если есть) на электронный вариант?
          Говорят в этом номере подобно про Минский УР написано. Очень интересно.

          на сайте http://www.fortressby.com/
          приведены пару страниц (с фото) из этого альманаха.
          кстати можете занести адрес себе в закладки. Мне лично было интресно.
          1. амурец 17 ноября 2015 14:31
            К сожалению альманах в PDF-файле.Если сбросите в личку свой E-male то я сброшу вам альманах. Вообще я нашёл этот альманах в свободном доступе через поисковик.Да про про Минский УР в нём есть.
            1. igordok 17 ноября 2015 14:52
              Для амурец.
              http://rufort.info/ форум по фортификации и много инфы по Владивостоку. Может поможет.
  3. vrach 17 ноября 2015 09:26

    К сожалению, до наших дней сохранилось совсем мало сборных железобетонных дотов


    На всякий случай сохранил чертеж ДОТа на жестком диске. Времена тревожные. wink
    1. Гомель 17 ноября 2015 13:52
      На всякий случай распечатайте и заламинируйте. А то времена тревожные, а жд вещь хрупкая и от керосинки не работает :)
  4. igordok 17 ноября 2015 09:56
    Внутри были установлены упоры для сошек орудия, которое фактически располагалась внутри амбразуры, закрывая собой весь гарнизон.

    Как сошки орудия находящиеся сзади орудия могут закрывать амбразуру?
    1. Сергей 34 22 ноября 2015 17:14
      Орудие располагалось внутри амбразуры.Закрывая собой весь гарнизон.
  5. igordok 17 ноября 2015 10:10
    В Наставление для инженерных войск (ПФ-43) издание 1946года упоминается о сборных сооружениях легкого типа.


    Наставление для инженерных войск - полевая фортификация ч2 (ПФ-43)(1946)- https://yadi.sk/d/MQGrU48YkWQJt
  6. marinier 17 ноября 2015 10:40
    Доброе времиа суток,Форум4ане!
    Когда 4итал статиу,вспомнил в бытност слузбы в РОССИИ.Когда СССР,подвергсиа
    агресии фашистов,в на4але войны ети соорузениа хорошо зарекомендовали
    себиа,особено на открытой местности.Гарнизоны находиашиесиа в дотах.
    На несколко дней,задерзивали такти4еские подразделенииа вермахта.
    А комплекс етих дотов в купе укреп-раёнов,особено под Киевом,задерзивали
    на длителное времиа целые оперативные соединениа вермахта.
    Вот где Герои,в полной изолиации дралис целыми неделиами.ГЕРОИ!!!
    Особено если у4ест 4то за меншие сроки,перед вермахтом,капитулировали
    целые Страны Европы!!!
  7. казак волгский 17 ноября 2015 11:15
    хорошая статья! спасибо. с недавних пор что то фортификацией заинтересовался............
  8. Гомель 17 ноября 2015 12:48
    Замечательная статья! Спасибо автору!
  9. Oladushkin 17 ноября 2015 16:28
    Эта статья как очередной черепок древности который так много говорит археологу о том, как и кто жил тогда. Кто воевал за нашу Родину, какие ТИТАНЫ тогда жили. Читаешь статью и просто немеешь от избытка благодарности и уважения к тем людям.
  10. sokudo 17 ноября 2015 20:03
    А ведь действительно стоило бы все что осталось сохранить

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня