Military Review

Three-engine hawk "Reggia Aeronautics". Part I. From Birth to Spain

12



In the late twenties and early thirties, the three-engine aircraft scheme was quite popular among aircraft designers around the world. It was used for both military and civilian vehicles. Many famous aircraft of that era had this layout - the Dutch Fokker F.VII / 3m, the German Junkers Ju52 / 3m, our ANT-9 and many others. Three engines provided the aircraft with a good thrust-to-weight ratio and increased reliability, which was important for long-distance flights. However, following the increase in power and reliability aviation By the end of the thirties, three-engine engines practically disappeared from the air forces of most countries, and even few of them remained among civilian vehicles. And only in the Italian Air Force until the very end of World War II, three-engine bombers remained in combat formation. The most massive of these was the SIAI S.79 bomber (better known as the Savoy-Marchetti). In total, almost one and a half thousand of these machines were produced, which exceeds the number of other Italian multi-engine bombers of that time combined. This is perhaps the best proof that the S.79 was rightfully considered the main combat unit of the Italian Air Force "Reggia Aeronautica".

As you know, many bombers in the 1930-x were built at first as a passenger car. The seventy-nine was no exception. SIAI Chief Designer A. Marchetti began the development of an eight-speed airliner in the 1933 year. The new aircraft was created to participate in the international air race London-Melbourne, where the Italians were hoping to win.

The S.79 design repeated the technology of the previous machines of the company, having a wooden wing and a truss fuselage made of chrome-molybdenum pipes, which were sheathed with plywood and canvas. The main innovation of the project was the retractable landing gear. The main pillars were hydraulically pressed into the wing nacelles, and the small tail wheel was closed with a fairing.

Created specifically for the flight London - Melbourne, the first copy of the S.79 nevertheless was not made by the beginning of the race. He made his first flight in October 1934 of the year. The passenger plane (the eight-seater cabin had wide rectangular windows) was raised into the air from the Cameri airfield by pilot A. Bakula. On the first prototype, there were three air-cooled motors “Piagio” P. IX C.40 “Stella”. Nine cylinder "stars" developed on takeoff 660 hp and three-bladed screws with two fixed blade pitch positions were rotated.

Three-engine hawk "Reggia Aeronautics". Part I. From Birth to Spain


Having good aerodynamics, the liner also had excellent speed characteristics. With the take-off mass in 9200 kg, the S.79 reached speeds in 410 km / h - more than the serial Italian biplane fighters of those years. For the first time such a high figure was reached in June 1935, when S.79 performed a certification flight from Milan to Rome.

Test pilots noted the good behavior of S.79 in the air, and only the engines caused complaints because of unreliable performance. In addition, crimped hoods do not provide effective cooling of the cylinders. Already in July, the 1935 th at the first S.79 installed the Alfa-Romeo 125RC35 air cooling motors, with an 680l.s takeoff power, which were equipped with new NACA type hoods. Due to the replacement of engines, the take-off weight increased to 10580 kg, but the speed of the aircraft not only did not fall, but even increased to 430 km / h. General D. Valli, who held the post of Chief of Staff of the Italian Air Force, was personally convinced of the “fighter” habits of the aircraft at the end of the summer.

The crew, composed of Major A. Bizeo and Captain D. Castellano, was to deliver a high-ranking military officer to inspect the military units in Eritrea, where preparations were under way for the invasion of Italian troops into Ethiopia. After taking off on 1 in August in Rome, S.79 flew to Eritrea through Cairo, and on August 5 set off on its way back. Net flight time in transit was 11 h. 45 min. at an average speed of 365 km / h. In the flight, Valli himself took several places at the helm several times, never ceasing to admire the plane. In the future, such a pleasant acquaintance of the Chief of Staff of the Air Force with S.79 played an important role in the fate of the winged car.

At the beginning of autumn, the same crew on S.79 set a number of new international records. 23 September 1935 of the year, rising from the airport of Urbe near Rome, the plane flew over Italy on a closed route. As a result, the S.79 became the FAI record holder at distances in 1000 km and 2000 km with a payload in 500 kg, 1000 kg and 2000 kg, showing, respectively, the average speed of 390,97 km / h and 380,95 km / h.

Records improved again next year, when the first S.79 received the more powerful Alfa Romeo aviation engines 126RC34 for 780 hp. Now the average speed on closed routes in 1000 km and 2000 km was respectively 420 km / h and 390 km / h.



Naturally, a passenger plane with similar speed characteristics could not help but interest the military. The designers of SIAI understood this perfectly well, starting work on the bomber version of the S.79 almost immediately after the departure of the first prototype. Already in September 1935, Adriano Bakula lifted into the air the second three-engine S.79, already created as a bomber.

The Italian Air Force, in need of updating its fleet, in 1934, a competition was announced for a new medium bomber. But according to its conditions the plane was supposed to be twin-engine. The logic of the military is easy to understand - with such an arrangement, it is convenient to place the navigator-scorer in the bow, with an eye and a machine gun to protect the front hemisphere. To fit into these requirements, SIAI proposed the S.79 with a pair of air-cooled Gnome-Ron, Mistral Major, or Hispano Suiza H5.79 (liquid-cooled) engines. However, the Air Force abandoned this project because of the unsuccessful deployment of bomber and small arms.

Disagreed with the opinion of the commission only General D. Valli. He did not cease to praise the three-engine S.79 for speed, considering this quality as the main one for the combat vehicle. In addition, the simple design of the aircraft from the truss frame and plywood trim allowed to quickly launch the production of much-needed aircraft. And despite the official refusal of the military from any version of the "seventy-ninth," Valli personally ordered the construction of a small series of 24-x S.79 three-engined bomber for the Air Force.

Improvements made on the bomber of this small party, primarily related to the installation of weapons. Marchetti believed that the high speed of the S.79 would allow him to avoid frontal attacks of fighters. Therefore, the mobile machine gun for firing ahead was abandoned, leaving only a fixed "Breda-SAFAT" caliber 12,7 mm in the "humped" superstructure above the cockpit and the commander of the crew himself fired from it. In the back of the "hump", the radio operator, if necessary, occupied the defense, operating the same machine gun, but on a mobile unit.



The crew included a flight mechanic and second pilot-scorer, and they also had one machine gun. The mechanic with the beginning of the air battle took place in the tail, having the opportunity to throw his machine gun from one side to another, firing through rectangular windows.

The most unusual workplace went to the scorer. When the plane went into bombing, the co-pilot moved to the gondola under the fuselage, because the nose was occupied by a motor. From here, the pilot-scorer led and guided, using the bomb-sight and the backup steering wheel steering wheel. The gondola had windows at the bottom and on the sides, and in the back for firing down the rifle caliber Lewis machine gun was installed in it.

The crew climbed into the bomber through the oval door (reclined down like a ladder) on the port side behind the wing. In order not to interfere with the passage into the cabin, the bomb bay shifted slightly to the right. Bombs of various calibers - 2x500 kg, 5x250 kg or 12x100 kg could be hung vertically in it.

The first prototype of the bomber was obtained by the Alfa Romeo 125RC35 engines with the take-off power of the 680 hp. Fuel tanks in the wing and engine nacelles contained 3320 liters of gasoline. Solid wood three-spar wing with plywood trim had two-section flaps and automatic slats.



An experienced bomber was sent for comprehensive verification to the test center in Gvidonii. SIAI management has not stopped praising the record S.79, calling it the fastest bomber in the world. And although this was not true, the military pilots primarily noted precisely high speed. The command of the Air Force could not but rejoice and its range. With a full load, the S.79 could fly at cruising speed in 340 km / h distance in 1900 km.

The insistence of the Chief of Staff of the Air Force was not in vain: the tests proved that the three-engined bomber turned out to be quite successful and could be put into service. Although the Italian Air Force continued to consider the twin-engine vehicles as the main medium bombers, four regiments decided to equip them with three-engine Savoys (the total number of S.79 in them was 96 aircraft).

By January 1937, all 24 S.79 of the first order had been rolled out of the workshops of the Sesto Calende plant. Machines almost did not differ from the prototype bomber and equipped with the same engines. The following three-engine Savoys have already received more powerful Alfa-Romeo 126RC34 engines for 780 hp. The order for the S.79 increased over time as problems arose with the operation of the Caproni Ca.135 and Piaggio P732 twin-engined bomber.



In connection with this situation, the leadership of the Air Force had to change its point of view on three-engined bombers, and it was S.79 that gradually became the main medium bomber.

For the first batch, SIAI received an order for the next 24 aircraft, and soon another for 82. The S.79 assembly was licensed at the Aeronautics McKee Company, where the first contract was signed for the supply of 24 bombers.

The first combat unit, which received the "three-engine", was the 12-th bomber regiment. The regiment was based in Guidonia, and the first S.79 were overtaken here from the Sesto Calende plant in October 1936 of the year. "Seventy-ninth" at that time was considered a very high-speed combat vehicle, and fighter pilots were specially sent to the regiment, believing that they would retrain for such a modern aircraft much easier.

The pilots just started to get used to their vehicles, as they received real combat missions. In the outbreak of the Spanish Civil War, Franco and Italy immediately came to the aid of Franco. The military conflict on the Iberian Peninsula was ideally suited to test the latest weapons, and as early as February 1937 three S.79 from the 12 regiment landed at the San Juan airfield (Majorca island). Hence the Savoy and made their first combat sorties, attacking Republican ships, the Reus airbase and military depots in Cartagena.

By the summer, another two dozen S.79 had arrived in Mallorca, and part of the bombers of the 12 regiment had flown to Soria in northern Spain. From this base of "Savoy" on April 28, 1937-th headed towards Guernica, making a terrible contribution to the destruction of the defenseless city.



The number of S.79 in Spain increased every month. By the end of 1937, another 54 aircraft arrived. Among them was part of the ordered S.79 for the rebels. Spanish Fascists bought the Savoy 26 in Italy, the first of which appeared in San Juan in April of the 1937. In August, L. Pardo took command of the 3-G-28 group of eight S.79. The crews of the unit flew before this also on the three-engine aircraft Ju.52 / Зт. In September and November, 3-G-28 was joined by another two groups of nine bombers each.

In the spring of next year, the Franco received an additional eight S.79, which became part of the newly formed group 0-0-28. Continued to fight and the Italian crews. In May, the 1937 of the five Italian S.79 attacked the battleship Haile I in the bay of Almeria, but only one bomb hit the ship. In July, the 12 triple-movers bombed out on the fortifications of the Republicans near Bilbao. In addition, Mallorca was regularly raided against Barcelona, ​​Valencia, Alihanta and Cartagena.



The beginning of the military career in Spain for the "seventy-nine" was very successful. Bombers flew without cover and left in case of danger from enemy aircraft. It was possible to catch up with the S.79, perhaps, only with AND-16, but there were not many of them in Spain, and the main Republican fighter fleet were less high-speed biplanes. And if the Savoy appeared over the target at night, then the chances of knocking down the three-engine were reduced even more.

Italian crews switched to night sorties at the end of 1937, and among the pilots there were even high ranks of the Italian Air Force. For example, on January 1 on 1938, the Chief of Staff of the Air Force, General Wally, flew to the bombardment of Barcelona. Moreover, the general took off from the Guidonia airfield near Rome and reached Spain in the dark. Dropping 800 kg of bombs over Barcelona, ​​Valley calmly returned, flying around 2000 km. The night raids on this city were continued in March by the crews of the 8 regiment, but their route was shorter - S.79 took off from Mallorca.



By the spring of 1938, 170 S.79 bombers were assembled at three Italian factories (since the spring of 1937, Reggiani was connected to the production), of which 78 was in Spain (44 belonged to the Italian Air Force and 34 belonged to Franco's aircraft).

At the end of 1938 and at the beginning of 1939, the next two shipments of the Italian Savoy - 12 and 10 aircraft arrived at Mallorca. Thus, the total number of S. 79 warring in Spain was exactly a hundred. By that time, besides the digital index, the “triple-mover” also received its own name - “Hawk”. But the crews called their aircraft for the characteristic protrusion behind the cockpit more eloquently - "Hunchback". The offensive nickname had no effect on the successful use of S.79 in the civil war. And although for the entire time of the fighting in Spain the losses of the "seventy-ninths" amounted to 39 aircraft, only the 4 bomber was shot down in the air, and the rest of the Republicans destroyed on the ground during raids on the airfield.

With the end of the war in the Iberian Peninsula, the Italians did not begin to return their S.79 home, but left them to the Francois. Some of these aircraft calmly survived the Second World War, remaining in flying condition until the mid-fifties.



To be continued ...

Sources:
Kotelnikov V. Savoy (SIAI) S.79 // World of Aviation. 1993. No.1. C.7-13.
Kotelnikov V. Savoy (SIAI) S.79 // World of Aviation. 1993. No.2. C.11-17.
Kolov, S. On the S.79 aircraft family // Wings of the Motherland. 2002. No.2. C. 14-16.
Ivanov S. Savoia Marchetti S.79 // War in the air. 2003 No.104. C. 2-3, 6-11, 15-33, 46-48.
Obukhovich V., Kulbaka S., Sidorenko S. Planes of the Second World War. Minsk: Potpourri, 2003. C. 319-320.
Author:
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. fa2998
    fa2998 19 November 2015 07: 48
    +9
    Someone minus? A good article, just on the subject of VO, the author +. hi
    1. marinier
      marinier 19 November 2015 10: 07
      +1
      Good time of the day!
      This Forum4anin has no + key, like menia, 4,
      And the article was pleasant to me.
    2. AUL
      AUL 19 November 2015 11: 27
      +5
      Yes, there is a nonsense on the site that scatters cons without reading, simply out of general shit.
      Like a certain clown, for 2 weeks the Colonel General cursed himself (we will not point out with a finger who).
    3. Bayonet
      Bayonet 19 November 2015 20: 27
      +1
      Quote: fa2998
      Someone minus? A good article, just on the subject of VO, the author +

      There is such a Mr. N and a, all articles on foreign technology minus. Thanks to the author, excellent review of an interesting aircraft! +! hi
  2. pts-m
    pts-m 19 November 2015 08: 06
    +1
    Interesting article. Before that I only read about the ,,, three-stroke "aircraft engine. To the author +!
  3. Miner
    Miner 19 November 2015 08: 13
    +1
    "Disgusting plane".

    I have had this opinion since Soviet times, after reading literature about the battles of our and republican pilots in Spain.
    1. Bayonet
      Bayonet 19 November 2015 20: 32
      0
      Basically, the design of the aircraft, its tactical and technical data, and not political affiliation are considered! I do not like the topic, go to another where the hats are thrown and shitty "partners" are thrown, this good is enough!
  4. Grigorievich
    Grigorievich 19 November 2015 10: 27
    +4
    An informative article, but it would be interesting to learn about the further combat use of this aircraft.
  5. Chukcha
    Chukcha 19 November 2015 14: 56
    +1
    A very successful design, although you cannot call him "handsome".
  6. kugelblitz
    kugelblitz 19 November 2015 17: 35
    +2
    I always liked this plane, because of its simple and robust construction, good flight data and overall looks pretty. In general, in Italian aircraft 30-40x there is some kind of aesthetic, although there are many unsuccessful designs.
    1. The comment was deleted.
    2. Bayonet
      Bayonet 19 November 2015 20: 50
      +2
      In these years, Italian cars set quite a few records. For example, back in 1934, the speed limit of 700 km / h was passed. This was done by the Italian seaplane Machchi-Castoldi-72.
      1. kugelblitz
        kugelblitz 20 November 2015 08: 38
        0
        As I remember, he still holds the world speed record for reciprocating seaplanes. Which is not beaten so far! wassat
  7. Alf
    Alf 19 November 2015 22: 19
    0
    Especially widely used 79th in Malta.
  8. Truth-lovers
    Truth-lovers 21 November 2015 01: 42
    0
    Very good, innovative aircraft - for the period of the very end of the 30s. Although even for starters, 40 is the most. Great bomber of the Italian army. By the way, a wonderful picture at the beginning of the article and the photo inside - on the elevators and on the keels BLUE ANDREW CROSSES ON A WHITE BACKGROUND. Let me remind you a bit that on the side of the Francoists (Christian traditionalists) in Spain they fought from there. Well and still - many White Guard pilots however flew for them (but not on SM79), especially in the initial period of the war.

    But in 42-43 years. already lost its advantages. And there were very few of them released, as well as other combat aircraft and tanks in Italy (they had problems with iron ore and coal, not to mention oil).
  9. Filxnumx
    Filxnumx 21 November 2015 14: 49
    0
    What aesthetics are you talking about? Civilian (sports) aircraft from pasta still all right, but the crafts for the Italian "military industry" are less than ubishchem and cannot be called, especially armored vehicles. Only from the beginning of the forties, they began to make beautiful Piaggio planes or Reggiani fighters.
  10. Truth-lovers
    Truth-lovers 21 November 2015 23: 45
    0
    Quote: Fil743
    especially armored vehicles.

    I'm not talking about tanks, although sometimes something came out. And the planes are pretty decent basically did. Although there is a question of taste. For the country - the average is normal.

Трёхмоторный ястреб «Реджиа Аэронавтики». Часть I. От рождения до Испании

Трёхмоторный ястреб «Реджиа Аэронавтики». Часть I. От рождения до Испании


В конце двадцатых — начале тридцатых годов трехмоторная схема самолетов была достаточно популярна среди авиаконструкторов во всем мире. Её использовали и для военных, и гражданских машин. Многие известные самолеты той эпохи имели эту компоновку — голландский Фоккер F.VII/3m, германский Юнкерс Ju52/3m, наш АНТ-9 и многие другие. Три двигателя обеспечивали летательному аппарату хорошую тяговооруженность и повышали надежность, что было немаловажным для дальних перелетов. Однако вслед за увеличением мощности и надежности авиационных двигателей к концу тридцатых годов трехмоторники практически исчезли из состава воздушных сил большинства стран, да и среди гражданских машин их осталось немного. И только в ВВС Италии до самого конца Второй мировой трехмоторные бомбардировщики оставались в боевом строю. Самым массовым из них был бомбардировщик S.79 фирмы SIAI (больше известной, как "Савойя-Маркетти"). Всего этих машин выпустили почти полторы тысячи, что превышает количество остальных итальянских многомоторных бомбардировщиков того времени, вместе взятых. Это, пожалуй, является лучшим доказательством того, что S.79 по праву считали основной боевой единицей итальянских ВВС "Реджиа Аэронавтика".

Как известно, многие бомбардировщики в 1930-х строились поначалу как пассажирские машины. Не был исключением и «семьдесят девятый». Главный конструктор фирмы SIAI А. Маркетти начал разработку восьмиместного скоростного лайнера в 1933 году. Новый самолет создавался для участия в международной авиа гонке Лондон-Мельбурн, где итальянцы надеялись на победу.


Конструкция S.79 повторяла технологию предыдущих машин фирмы, имея деревянное крыло и ферменный фюзеляж из хромомолибденовых труб, который обшивался фанерой и полотном. Главным новшеством проекта стало убираемое шасси. Основные стойки прижимались гидравликой в крыльевые мотогондолы, а небольшое хвостовое колесо закрывалось обтекателем.

Создаваемый специально для перелета Лондон — Мельбурн первый экземпляр S.79 тем не менее к началу гонки изготовлен не был. Свой первый полет он совершил в октябре 1934 года. Пассажирский самолет (восьмиместный салон имел широкие прямоугольные окна) поднял в воздух с аэродрома Камери летчик А. Бакула. На первом прототипе стояло три мотора воздушного охлаждения "Пьяджио" Р.IХ С.40 "Стелла". Девяти цилиндровые "звезды" развивали на взлете 660 л.с. и приводили во вращение трехлопастные винты с двумя фиксированными положениями шага лопастей.

Трёхмоторный ястреб «Реджиа Аэронавтики». Часть I. От рождения до Испании


Имея хорошую аэродинамику, лайнер обладал и отличными скоростными характеристиками. При взлетной массе в 9200 кг S.79 достигал скорости в 410 км/ч — больше, чем у серийных итальянских истребителей-бипланов тех лет. Впервые такой высокой цифры достигли в июне 1935 года, когда S.79 выполнял сертификационный полет из Милана в Рим.

Летчики-испытатели отмечали хорошее поведение S.79 в воздухе, и лишь двигатели вызывали нарекания из-за ненадежной работы. К тому же обжатые капоты не обеспечивали эффективное охлаждение цилиндров. Уже в июле 1935-го на первый S.79 установили моторы воздушного охлаждения "Альфа-Ромео" 125RC35, со взлетной мощностью 680л.с, которые оснащались новыми капотами типа NАСА. Из-за замены двигателей взлетный вес вырос до 10580 кг, но скорость самолета не только не упала, а даже возросла до 430 км/ч. Убедиться в "истребительных" повадках самолета в конце лета смог лично генерал Д. Валли, занимавший должность начальника штаба ВВС Италии.

Экипаж в составе майора А. Бизео и капитана Д. Кастельяно должен был доставить высокопоставленного военного чиновника для инспекционной проверки военных частей в Эритрею, где шла подготовка к вторжению итальянских войск в Эфиопию. Взлетев 1 августа в Риме, S.79 через Каир прилетел в Эритрею, а 5 августа отправился в обратный путь. Чистое полетное время в пути составило 11 ч. 45 мин. при средней скорости 365 км/ч. В перелете Валли и сам несколько раз занимал место за штурвалом, не переставая восторгаться самолетом. В дальнейшем столь приятное знакомство начальника штаба ВВС с S.79 сыграло важную роль в судьбе крылатой машины.

В начале осени тот же экипаж на S.79 установил ряд новых международных рекордов. 23 сентября 1935 года, поднявшись с аэродрома Урбе под Римом, самолет летал над Италией по замкнутому маршруту. В результате S.79 стал рекордсменом ФАИ на дистанциях в 1000 км и 2000 км с полезной нагрузкой в 500 кг, 1000 кг и 2000 кг, показав соответственно средние скорости 390,97 км/ч и 380,95 км/ч.

Рекорды еще раз улучшили в следующем году, когда первый S.79 получил более мощные авиационные моторы "Альфа-Ромео" 126RC34 по 780 л.с. Теперь средняя скорость на замкнутых маршрутах в 1000 км и 2000 км составляла соответственно 420 км/ч и 390 км/ч.

Трёхмоторный ястреб «Реджиа Аэронавтики». Часть I. От рождения до Испании


Естественно, что пассажирский самолет с подобными скоростными характеристиками не мог не заинтересовать военных. Прекрасно понимали это и конструкторы фирмы SIAI, начав работы над бомбардировочным вариантом S.79 практически сразу, после вылета первого прототипа. Уже в сентябре 1935 года Адриано Бакула поднял в воздух второй трехмоторный S.79, созданный уже как бомбардировщик.

Итальянскими ВВС, нуждающимися в обновлении своего самолетного парка, в 1934 году был объявлен конкурс на новый средний бомбардировщик. Но по его условиям самолет должен был быть двухмоторным. Логику военных понять легко — при такой компоновке в носовой части удобно разместить штурмана-бомбардира, с прицелом и пулеметом для защиты передней полусферы. Чтобы вписаться в эти требования, фирма SIAI предложила S.79 с парой двигателей воздушного охлаждения "Гном-Рон", "Мистраль Мажор" или же "Испано Сюиза" Н5.79 (жидкостного охлаждения). Тем не менее, ВВС отказались от этого проекта из-за неудачного размещения бомбардировочного и стрелкового вооружения.

Не согласился с мнением комиссии только генерал Д. Валли. Он не переставал хвалить трехмоторный S.79 за скорость, считая это качество главным для боевой машины. К тому же простая конструкция самолета из ферменного каркаса и фанерной обшивки позволяла быстро развернуть выпуск столь необходимого самолета. И невзирая на официальный отказ военных от любого варианта "семьдесят девятого", Валли лично приказал построить для ВВС небольшую серию из 24-х трехмоторных бомбардировщиков S.79.

Доработки, выполненные на бомбардировщиках этой небольшой партии, прежде всего были связаны с установкой вооружения. Маркетти полагал, что большая скорость S.79 позволит ему избежать лобовых атак истребителей. Поэтому от подвижного пулемета для стрельбы вперед отказались, оставив лишь неподвижный "Бреда-САФАТ" калибра 12,7 мм в "горбатой" надстройке над кабиной летчиков и стрельбу из него вел сам командир экипажа. В задней части "горба" оборону при необходимости занимал радист, управляя таким же пулеметом, но на подвижной установке.

Трёхмоторный ястреб «Реджиа Аэронавтики». Часть I. От рождения до Испании


В состав экипажа входили еще бортмеханик и второй пилот-бомбардир, и у них также было по одному пулемету. Бортмеханик с началом воздушного боя занимал место в хвосте, имея возможность перекидывать свой пулемет с одного борта на другой, стреляя через прямоугольные окна.

Самое необычное рабочее место досталось бомбардиру. Когда самолет выходил на бомбометание, второй пилот перебирался в гондолу под фюзеляжем, поскольку носовая часть была занята мотором. Отсюда летчик-бомбардир и вел наведение, пользуясь бомбоприцелом и дублирующим штурвалом управления рулем поворота. Гондола имела окошки снизу и по бокам, а сзади для стрельбы вниз в ней устанавливался пулемет "Льюис" винтовочного калибра.

Экипаж поднимался в бомбардировщик через овальную дверь (откидывалась вниз, как трап) по левому борту за крылом. Чтобы не мешать проходу в кабину, бомбоотсек сместили немного вправо. В нем вертикально могли подвешиваться бомбы различных калибров — 2x500 кг, 5x250 кг или же 12x100 кг.

Первый прототип бомбардировщика получил двигатели "Альфа-Ромео" 125RC35 с взлетной мощностью 680 л.с. Топливные баки в крыле и мотогондолах вмещали 3320 литров бензина. Цельнодеревянное трехлонжеронное крыло с фанерной обшивкой имело двухсекционные закрылки и автоматические предкрылки.

Трёхмоторный ястреб «Реджиа Аэронавтики». Часть I. От рождения до Испании


Опытный бомбардировщик направили для всесторонней проверки в испытательный центр в Гвидонии. Руководство фирмы SIAI не переставало нахваливать рекордный S.79, называя его самым быстрым бомбардировщиком в мире. И хотя это было неправдой, военные летчики прежде всего отмечали именно высокую скорость. Командование ВВС не могла не обрадовать и его дальность. С полной нагрузкой S.79 мог пролететь на крейсерской скорости в 340 км/ч расстояние в 1900 км.

Настойчивость начальника штаба ВВС не пропала даром: испытания доказали, что трехмоторный бомбардировщик получился вполне удачным и может быть принят на вооружение. Хотя основными средними бомбардировщиками итальянские ВВС продолжали считать двухмоторные машины, четыре полка решили вооружить трехмоторными "Савойями" (общее количество S.79 в них составило 96 самолетов).

К январю 1937 года из цехов завода в Сесто Календе выкатили все 24 S.79 первого заказа. Машины почти не отличались от прототипа бомбардировщика и оснащались такими же двигателями. Следующие трехмоторные "Савойи" получили уже более мощные моторы "Альфа-Ромео" 126RC34 по 780 л.с. Заказ на S.79 со временем увеличился, поскольку возникли проблемы с эксплуатацией двухмоторных бомбардировщиков "Капрони" Са.135 и "Пьяджио" Р732.

Трёхмоторный ястреб «Реджиа Аэронавтики». Часть I. От рождения до Испании


В связи с этой ситуации руководству ВВС пришлось менять свою точку зрения на трехмоторные бомбардировщики, и основным средним бомбовозом постепенно стал считаться именно S.79.

За первой партией фирма SIAI получила заказ на следующие 24 самолета, а вскоре еще на 82. Сборку S.79 по лицензии начали и на фирме "Аэронавтика Макки", где первый контракт подписали на поставку 24 бомбардировщиков.

Первой боевой частью, получившей "трехмоторник", стал 12-й бомбардировочный полк. Полк базировался в Гвидонии, а первые S.79 перегнали сюда с завода в Сесто Календе в октябре 1936 года. "Семьдесят девятый" на то время считался очень скоростной боевой машиной, и в полк специально направляли летчиков-истребителей, полагая, что они гораздо легче переучатся на столь современный самолет.

Пилоты только начали привыкать к своим машинам, как получили реальные боевые задания. В начавшейся гражданской войне в Испании на помощь Франко тут же пришли Италия и Германия. Военный конфликт на Пиренейском полуострове идеально подходил для проверки новейшего вооружения, и уже в феврале 1937-го три S.79 из 12-го полка заходили на посадку, на полосу аэродрома Сан Хуан (остров Мальорка). Отсюда "савойи" и совершили первые боевые вылеты, атакуя республиканские корабли, авиабазу Реус и военные склады в Картахене.

К лету на Мальорку прибыло еще два десятка S.79, а часть бомбардировщиков 12-го полка перелетела в Сорию на севере Испании. С этой базы "Савойи" 28 апреля 1937-го направились в сторону Герники, внеся свой страшный вклад в уничтожение беззащитного города.

Трёхмоторный ястреб «Реджиа Аэронавтики». Часть I. От рождения до Испании


Количество S.79 в Испании увеличивалось с каждым месяцем. К концу 1937 года прибыло еще 54 самолета. Среди них была и часть заказанных S.79 для мятежников. Испанские фашисты закупили в Италии 26 "Савой", первые из которых появились в Сан Хуане в апреле 1937-го. В августе Л. Пардо принял командование над группой 3-G-28 в составе восьми S.79. Экипажи части летали до этого также на трехмоторных самолетах Ju.52/Зт. В сентябре и ноябре к 3-G-28 присоединились еще две группы по девять бомбардировщиков в каждой.

Весной следующего года франкисты получили дополнительные восемь S.79, вошедших в состав вновь образованной группы 0-0-28. Продолжали воевать и итальянские экипажи. В мае 1937-го пятерка итальянских S.79 атаковала линкор "Хайле I" в бухте Альмерия, но в корабль попала лишь одна бомба. В июле 12 трехмоторников отбомбились по укреплениям республиканцев у Бильбао. Кроме этого, регулярно совершались налеты с Мальорки на Барселону, Валенсию, Алиханте и Картахену.

Трёхмоторный ястреб «Реджиа Аэронавтики». Часть I. От рождения до Испании


Начало боевой карьеры в Испании для "семьдесят девятых" получилось очень удачным. Бомбардировщики летали без прикрытия и уходили в случае опасности от вражеских самолетов. Догнать S.79 мог, пожалуй, лишь И-16, но их в Испании было немного, а основной парк истребителей республиканцев составляли менее скоростные бипланы. А если "Савойи" появлялись над целью ночью, то шансы сбить "трехмоторник" уменьшались еще больше.

На ночные вылеты итальянские экипажи перешли в конце 1937 года, а среди летчиков были даже высокие чины итальянских ВВС. Так, 1 января 1938-го на бомбардировку Барселоны вылетел лично начальник штаба ВВС генерал Валли. Причем генерал взлетел с аэродрома Гвидония под Римом и в темноте добрался до Испании. Сбросив над Барселоной 800 кг бомб, Валли спокойно вернулся обратно, пролетев около 2000 км. Ночные налеты на этот город продолжили в марте экипажи 8-го полка, но их маршрут был короче — S.79 поднимались в воздух с Мальорки.

Трёхмоторный ястреб «Реджиа Аэронавтики». Часть I. От рождения до Испании


К весне 1938-го на трех итальянских заводах собрали 170 бомбардировщиков S.79 (с весны 1937года к выпуску подключили компанию "Реджиани"), из которых 78 побывали в Испании (44 самолета принадлежали итальянским ВВС, а 34 — авиации Франко).

В конце 1938-го и в начале 1939-го на Мальорку прибыли следующие две партии итальянских "Савой" — 12 и 10 самолетов. Таким образом, общее число воюющих в Испании S.79 составило ровно сотню. К тому времени, кроме цифрового индекса, "трехмоторник" получил и собственное имя — "Ястреб". Но экипажи называли свои самолеты за характерный выступ за кабиной более красноречиво — "Горбун". Обидная кличка никак не повлияла на успешное применение S.79 в гражданской войне. И хотя за все время боев в Испании потери "семьдесят девятых" составили 39 самолетов, лишь 4 бомбардировщика было сбито в воздухе, а остальные республиканцы уничтожили на земле во время налетов на аэродром.

С окончанием войны на Пиренейском полуострове итальянцы не стали возвращать свои S.79 домой, а оставили их франкистам. Часть этих самолетов спокойно пережила Вторую мировую войну, оставаясь в летном состоянии до середины пятидесятых годов.

Трёхмоторный ястреб «Реджиа Аэронавтики». Часть I. От рождения до Испании


Продолжение следует…

Источники:
Котельников В. Савойя (SIAI) S.79 // Мир авиации. 1993. №1. С.7-13.
Котельников В. Савойя (SIAI) S.79 // Мир авиации. 1993. №2. С.11-17.
Колов С. О семействе самолетов S.79 // Крылья Родины. 2002. №2. С. 14-16.
Иванов С. Savoia Marchetti S.79 // Война в воздухе. 2003 №104. С. 2-3, 6-11, 15-33, 46-48.
Обухович В., Кульбака С., Сидоренко С. Самолеты Второй мировой войны. Минск: Попурри, 2003. С. 319-320.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. фа2998 19 ноября 2015 07:48
    Кто-то минусует?Хорошая статья,как раз по тематике ВО,автору +. hi
    1. marinier 19 ноября 2015 10:07
      Доброе времиа суток!
      У Ето-го Форум4анина отсуствует клавиша +,как у мениа ,4,
      А статиа мене тозе понравилас.
    2. AUL 19 ноября 2015 11:27
      Да есть на сайте недоумок, который разбрасывает минусы, не читая, просто из общей говнистости.
      Как и некий клоун, за 2 недели генерал-полковника себе накривлял(не будем указывать пальцем, кто).
      AUL
    3. Штык 19 ноября 2015 20:27
      Цитата: фа2998
      Кто-то минусует?Хорошая статья,как раз по тематике ВО,автору +

      Есть такая г н и д а, все статьи о иностранной технике минусует. Спасибо автору, отличный обзор интересного самолета!+! hi
  2. птс-м 19 ноября 2015 08:06
    Интересная статья. До этого читал только про ,,,трехтактный" авиадвигатель. Автору +!
  3. Майнер 19 ноября 2015 08:13
    "Мерзкий самолёт".

    Это мнение у меня сложилось ещё с советских времён, после прочтения литературы о боях наших и республиканских лётчиков в Испании.
    1. Штык 19 ноября 2015 20:32
      В основном рассматривается конструкция самолета, его тактико технические данные, а не политическая принадлежность ! Не нравится тема, перейдите на другую где шапки кидают и говнецом "партнеров" закидывают, этого добра хватает!
  4. григорьевич 19 ноября 2015 10:27
    Познавательная статья,но и интересно бы узнать и о дальнейшем боевом применении этого самолета.
  5. Chukcha 19 ноября 2015 14:56
    Очень удачная конструкция, хотя "красавцем" его не назовешь.
  6. kugelblitz 19 ноября 2015 17:35
    Мне этот самолет всегда нравился, своей простой и прочной конструкцией, хорошими летными данными и в целом симпатичен внешне. Вообще в авиатехнике Италии 30-40х есть какая то своеобразная эстетика, хотя много неудачных конструкций.
    1. Комментарий был удален.
    2. Штык 19 ноября 2015 20:50
      В эти годы итальянские машины установили не мало рекордов. Например, еще в 1934 г. был пройден рубеж скорости в 700 км/ч. Это сделал итальянский гидросамолет «Маччи-Кастольди-72».
      1. kugelblitz 20 ноября 2015 08:38
        Как помню, ему до сих пор принадлежит мировой рекорд скорости для поршневых гидросамолетов. Который не побит до сих пор! wassat
  7. Альф 19 ноября 2015 22:19
    Особенно широко 79-е применялись на Мальте.
  8. Правдолюбов 21 ноября 2015 01:42
    Очень хороший, новаторский самолёт - на период самого конца 30х. Хотя даже для начала 40- самое оно. Отличный бомбер итальянской армии. Кстати, замечательная картинка в начале статьи и фото внутри - на рулях высоты и на килях ГОЛУБЫЕ АНДРЕЕВСКИЕ КРЕСТЫ НА БЕЛОМ ФОНЕ. Немного напомню, что на стороне франкистов (христианских традиционалистов) в Испании сражались, оттуда. Ну и ещё - много белогвардейских пилотов однако летало за них (но не на SM79), особенно в начальный период войны.

    Но в 42-43 гг. уже утратил свои преимущества. Да и выпущено их было очень мало, как впрочем и иных боевых самолётов и танков в Италии (проблемы у них были с железной рудой и с каменным углем, не говоря про нефть).
  9. Fil743 21 ноября 2015 14:49
    Какая эстетика, о чем вы? Гражданская (спортивная) авиатехника у макаронников еще куда ни шло но поделки для итальянского "военпрома" меньше чем уобишчем и не назовешь, в особенности бронетехнику. Только с началом сороковых годов начали делать красивые самолеты Пьяджо или истребители Реджиани.
  10. Правдолюбов 21 ноября 2015 23:45
    Цитата: Fil743
    в особенности бронетехнику.

    Я не говорю про танки, хотя иногда что-то выходило. А самолёты вполне приличные в основном делали. Хотя тут вопрос вкуса. Для страны - середнячка нормально.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня