Трёхмоторный ястреб «Реджиа Аэронавтики». Часть III. В небе Второй мировой

5


8 апреля 1939 года итальянские войска вторглись в Албанию. Свой вклад в операцию внесли и "трехмоторники". Но не все машины уходили в полет с бомбами. Так, экипажи 11-го и 12-го полков высаживали из своих S.79 на аэродроме в Тиране десантников для быстрого захвата столицы Албании.

Италия вступила во Вторую мировую войну 10 июня 1940 года, объявив войну Англии и Франции, лишь только части вермахта начали наступление на Париж, Брюссель и Амстердам. К тому времени S.79 стоял на вооружении 14 полков итальянских ВВС, считаясь главным бомбардировщиком Муссолини. Общее количество "горбатых" бомбардировщиков составляло к июню 1940-го 612 машин, или две трети всех многомоторных самолетов. Помимо боевых полков, часть S.79 находилась в летных школах и центрах по переучиванию. А несколько "Савой" использовалось как штабные самолеты для генералитета. Эти машины получили индекс S.79ТР и отличались установленными в бомболюке (с заделанными створками) креслами.

Трёхмоторный ястреб «Реджиа Аэронавтики». Часть III. В небе Второй мировой


Уже 10 июня "Ястребы" четырех полков, взлетев на Сицилии, отбомбились по английским целям на Мальте. Одновременно часть машин ушла в сторону Франции, атакуя Марсель и Корсику. 12 июня дюжина "горбатых" 32-го полка появилась над Тунисом, уничтожив на авиабазе Бизерте топливные склады и несколько вражеских самолетов. В планируемом наступлении итальянцев из Ливии на Египет "семьдесят девятым" отводилась главная роль в авиационной поддержке с воздуха. Главнокомандующий итальянскими войсками в Северной Африке маршал Бальбо (известнейший итальянский летчик) очень рассчитывал на экипажи "Ястребов", но сам Бальбо погиб именно на S.79. Причем сбили его самолет 28 июня над Тобруком по ошибке свои же зенитчики. Столь досадное происшествие итальянцы не стали предавать огласке, официально объявив о гибели маршала в воздушном бою.

Наступление на Египет началось 13 сентября. Однако вместо победного марша итальянцев ждал почти полный разгром. В хаосе отступления S.79 пытались даже использовать в качестве штурмовиков для атаки бронемашин и танков. И хотя потери были небольшими, толку от подобных вылетов практически не было. Немало хлопот доставляло и отсутствие запчастей. Поэтому пришлось вывести из Африки 33-й полк, заменив его на 41-й, прилетевший с Сицилии. Но ситуацию эти перемещения не изменили — к середине декабря последние итальянские части покинули Египет, оставив на земле фараонов груды разбитой техники. Достались англичанам и 30 неисправных "Ястребов", брошенных на полевых аэродромах.



Подобная судьба ждала "Савойи" и в Эфиопии. На Африканский рог бомбардировщики добирались из Италии дальним маршрутом с одной дозаправкой. Но после захвата большинства ливийских аэродромов англичанами приходилось лететь 2700 км из Бенгази до Асмары без посадки. Этим маршрутом успели переправить 16 S.79, а после капитуляции Бенгази воздушный мост прекратил работу. Доставлять запчасти и топливо было практически нечем, и к весне 1942-го в строю оставалось лишь три S.79.

Когда герцог Аоста отдал приказ о капитуляции всех итальянских частей в Эфиопии, Эритрее и Сомали, союзникам достался последний уцелевший "Горбун", который часто выполнял полеты в Южную Африку для наглядной демонстрации трехмоторного трофея.

В 1941 году "семьдесят девятые" все еще оставались основными бомбардировщиками "Реджиа Аэронавтика", но количество их в полках стало уменьшаться. Самолет перестал удовлетворять возросшим требованиям военных, а его недостатки, незаметные в Испании, после боев с новейшими истребителями союзников, скрыть уже было невозможно. Слабое и неудачно размещенное оборонительное вооружение на примитивных турелях, отсутствие брони и протестированных баков, слабая конструкция и неразъемное крыло (затруднявшее полевой ремонт) — все это превращало бывшего рекордсмена в посредственный и устаревший бомбардировщик. И хотя серийный выпуск S.79 продолжался (потери в полках надо было восполнять), на замену "Ястребу" подготовили новый трехмоторник Кант Z.1007.



Пока первые полки перевооружались на "Канты", "горбатые" продолжали нести боевую службу, успешно освоив еще одну военную профессию — торпедоносца. Предложения о разработке на базе S.79 противокорабельной модификации поступили еще в марте 1937-го. Стандартный бомбардировщик оснастили нижним узлом для торпеды и испытали в ноябре того же года на базе в Гориции. Сбросы прошли успешно, и вскоре уже испытывался вариант с парой торпед под фюзеляжем. Однако при такой загрузке ухудшилось управление тяжелой машиной и для серии рекомендовали первый вариант. Уже с конца 1939-го все бомбардировщики, помимо стандартного оборудования, оснащались нижним узлом для подвески одной торпеды.

Первой боевой частью торпедоносцев стала экспериментальная эскадрилья в Гориции, получив пять S.79. Эскадрилья и открыла список боевых вылетов против судов союзников. Пятерка "Ястребов" перелетела 14 августа 1940-го в Бенгази, откуда на следующую ночь отправилась на атаку английского флота в Александрии. Ни одна торпеда в цель не попала, а первый успех пришел к торпедоносцам 27 августа. Лейтенант Бускалья сумел торпедировать крейсер к северо-востоку от Сиди-Баррани. После потери одного самолета эскадрилья получила прозвище "Четыре Кота" и стала ядром вновь сформированной эскадрильи №278 — первой полноценной частью торпедоносцев.

На базе в Гориции сформировали специальный центр по обучению пилотов тактике применения противокорабельных самолетов, а вскоре, второй подобный центр начал работу в Каподичино. Работы у инструкторов хватало, поскольку все новые части получали на вооружение торпедоносцы. В декабре 1940-го сформировали 279-ю эскадрилью, а к ноябрю — еще пять частей. Эскадрильи попарно объединили в группы. В дальнейшем перевели в торпедоносцы и часть бомбардировочных полков.



К ноябрю 1942-го в строю имелось 147 торпедоносцев, которые базировались буквально на всех направлениях — в Италии, Сардинии, Сицилии и Северной Африке. Вооруженный торпедой, "Горбун", управляемый опытным пилотом, представлял серьезную угрозу для транспортов. И вскоре итальянские газеты с восторгом писали о храбрых летчиках, повторяя фамилии Бускалья, Фаджони и Ди Белла. Однако при атаке хорошо защищенных конвоев тихоходные S.79 с торпедой под "брюхом" представляли отличную цель для зенитчиков и истребителей. Так, 27 сентября 1941-го с задания не вернулись сразу 14 S.79 двух эскадрилий.

Чтобы снизить потерю скорости от выступающей торпеды, инженер Де Лука предложил использовать впрыск в цилиндры двигателей этилового спирта, для повышения мощности. Установка системы давала кратковременный прирост скорости (запаса спирта хватало на 20 минут) на 50 км/ч, но при этом резко снижался ресурс моторов. В остальном же "Горбун" — торпедоносец практически не отличался от серийных машин, сходивших с конвейера, еще пять лет назад.



В серию пошел S.79bis, на котором доработки были не столь радикальными. Прототип "биса" впервые взлетел в марте 1943-го, отличаясь новыми двигателями "Альфа-Ромео" 128RС.18 с винтами SIAI 32 и пламегасителями на выхлопных патрубках. Мотор развивал на взлете 950 л.с., имея меньшую высотность, что больше подходило для выполнения атаки торпедоносцев с бреющего полета. Демонтировали нижнюю гондолу (торпедоносцу она не нужна), а в бомбоотсеке установили дополнительный бак на 1000л (при необходимости был вариант и на 2300 л). Кроме этого, заменили радиооборудование на более современное.

Специально для атаки английских кораблей в Гибралтаре подготовили первую девятку S.79bis. Самолеты перелетели на ближайшую к цели базу под Марселем, и экипажи начали готовиться к ответственному заданию. Ночной вылет запланировали на 19 июня 1943-го, однако в сторону Гибралтара ушло лишь две "Савойи". Оказалось, что реальный расход топлива на моторах "Альфа-Ромео" 128 значительно превышал цифры, которые штурманы использовали для расчетов дальности. Поэтому даже 5000 л бензина могло не хватить на обратную дорогу.

В дальний маршрут отправили два самых опытных экипажа — Кимиччи и Фаджони. Но обратно в Марсель смог вернуться практически с сухими баками лишь Кимиччи, а второй S.79bis, израсходовав все топливо, сел в Испании. 24 июня восемь оставшихся в Марселе торпедоносцев S.79bis атаковали морскую базу Оран в Алжире, потеряв один самолет.

Новый вариант "Горбуна" решили выпустить небольшой серией, а кроме этого, часть уже летающих S.79 также переделать в S.79bis. К тому времени выпуск изрядно устаревших "семьдесят девятых" продолжался на фирмах "Реджиани" и "Аэронаутика Умбра", и каждая из компаний получила заказ на 50 S.79bis. Небольшой контракт на 10 "бисов" подписала также фирма СNА.



Несмотря на продолжавшуюся серию, численность "Ястребов" в строевых полках заметно уменьшилась. К 1 июня 1943 года в ВВС на вооружении числилось всего 74 трехмоторника, причем лишь треть из них составляли боеготовые самолеты.

После высадки союзных войск в Италии, страна раскололась на две части. По разные стороны оказались и уцелевшие "Савойи". На юге, занятом англо-американскими войсками, осталось 29 S.79. Все эти машины после ремонта вошли в июле 1944-го в состав 3-го транспортного полка. "Ястребы" полка не участвовали в дальнейших сражениях, перевозя различные грузы, и 24 машины спокойно долетали до конца войны.

Большая часть S.79 осталась на севере, где Муссолини (освобожденный десантниками Отто Скорцени) образовал Итальянскую социальную республику, которая продолжала считать себя союзником Германии. Здесь же находилась и большая часть серийных авиационных заводов, на которых все уцелевшие "горбатые" решили переделать в S.79bis. Фирмы "Капрони" и "Аугуста" получили заказ на 18 модифицированных бомбардировщиков, хотя впоследствии, пять из них разбилось из-за саботажа, а шесть все еще находились в цехах, когда война кончилась. Два новых "биса" собрали на "Реджиани", а на SIAI еще 50 бомбардировщиков получили новые моторы и индекс S.79bis.

В дальнейшем часть "бисов" прошла дополнительную модернизацию, после которой их иногда называли S.579. На этих машинах для стрельбы по бортам установили пару пулеметов калибра 12,7 мм. Кроме этого, для атаки кораблей на некоторых торпедоносцах вместо переднего неподвижного пулемета устанавливали 20-мм пушку. А оборудование пополнилось автопилотом, радиовысотомером и гирокомпасом.

Все торпедоносцы вошли в начале 1944 года в группу "Бускалья", названную так в честь одного из летчиков знаменитой эскадрильи "Четыре Кота", погибшего в конце 1942-го у побережья Алжира. Группа состояла из трех эскадрилий, а командовал ею капитан Фаджони (еще один летчик из "четверки котов"). 10 марта 1944 года "Бускалья" впервые атаковала союзные корабли у Анцио. Устаревшим торпедоносцам непросто было отбиваться от новейших истребителей союзников, и потери росли с каждым днем. После боя у Неттуно не вернулся на базу сам командир группы Фаджони. Его преемником стал майор Марини, который в ночь на 5 июня 1944 года сам повел 10 торпедоносцев на Гибралтар. Итальянцам под покровом ночи удалось потопить два корабля и повредить еще пару. На поиск вражеских кораблей группа вылетала до начала 1945 года, потопив последний транспорт 5 января.

После окончания войны в Европе все уцелевшие S.79 продолжали некоторое время летать в ВВС Италии в качестве вспомогательных самолетов — транспортных, тренировочных или буксировщиков мишеней. Часть "Горбунов" направили в летную школу в Фросиньоне, а остальные попали в 46-й транспортный полк под Римом. Последние машины летали здесь до 1948-го, после чего их стали менять на американские транспортники Бич (Веоh) С-45. К тому времени продолжали эффективно эксплуатировать, свои оставшиеся с гражданской войны S.79 испанцы, но дольше всех оставались в летном состоянии "Ястребы" в Ливане.



Ливанские ВВС образовались в 1949-м, и правительство страны закупило в Италии четыре S.79. Заказ получила фирма SIAI, но серийный выпуск "горбатых" уже прекратили. Самолеты собрали в Фросиньоне из уцелевших законсервированных фюзеляжей и снятых запчастей с других "семьдесят девятых". К октябрю 1949-го вся четверка с двигателями "Альфа-Ромео 128" прибыла наконец в Ливан, где летала до начала шестидесятых годов. Ливанские "Ястребы" не имели вооружения, использовались в качестве многоцелевых транспортных самолетов. Последний списанный S.79 правительство Ливана подарило в декабре 1966-го Италии. И теперь "Горбун" с нанесенными опознавательными знаками 278-й эскадрильи (и с личным номером пилота Бускалья на фюзеляже) гордо занимает свое место в экспозиции музея истории авиации.



Неудивительно, что у трехмоторной "Савойи" всегда толпятся посетители. Для историков и любителей авиации "Горбун" стал настоящим символом итальянской авиации Второй мировой войны. Начав летную карьеру в 1935-м с рекордов и дальних перелетов, бомбардировщик А. Маркетти оставался на вооружении "Реджиа Аэронавтики" более 10 лет, доставив немало хлопот союзникам. А с общим количеством выпущенных машин (1458) не может сравниться ни один другой итальянский бомбардировщик.



Источники:
Котельников В. Савойя (SIAI) S.79 // Мир авиации. 1993. №1. С. 7-13.
Котельников В. Савойя (SIAI) S.79 // Мир авиации. 1993. №2. С. 11-17.
Колов С. О семействе самолетов S.79 // Крылья Родины. 2002. №2. С. 14-16.
Иванов С. Savoia Marchetti S.79 // Война в воздухе. 2003 №104. С. 2-3, 6-11, 15-33, 46-48.
Обухович В., Кульбака С., Сидоренко С. Самолеты Второй мировой войны. Минск: Попурри, 2003. С. 319-320.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    23 ноября 2015 10:22
    Спасибо, почитал, понравилось, плюс.
  2. 0
    23 ноября 2015 10:35
    Громадное спасибо - хорошая справочная статья о малоизвестной итальянской авиации good
  3. +2
    23 ноября 2015 11:08
    Что интересно, но Горбун прожил гораздо больше, своего потомка SM.84 wassat
  4. aba
    +1
    23 ноября 2015 17:49
    Все три части прочитал с большим интересом!
  5. 0
    23 ноября 2015 21:28
    "Спарвиеро эль гоббо" - "Проклятый горбун". Хотелось бы побольше узнать об итальянских истребителях Макки и Реджиани.
  6. 0
    23 ноября 2015 21:36
    У итальянцев неплохие были самолёты. Корабли тож. Автомобили. Только воевать они не умели.
  7. 0
    24 ноября 2015 01:08
    Прочитал все 3-и части. Очень интересно. Автору спасибо. А самолет достаточно красивый.