Military Review

Chance-Vought SMU / AMU space jetpack project

1
Jetpacks of the fifties of the last century could not boast of high performance. Those devices that still managed to get up into the air had too high fuel consumption, which negatively affected the maximum possible duration of the flight. In addition, there were some other problems with different designs. Over time, the military and engineers became disillusioned with this technique, which was previously considered promising and promising. However, this did not lead to a complete stop of work. At the very end of the fifties, the NASA organization became interested in this topic and hoped to use new technology in space programs.


In the foreseeable future, NASA experts expected not only to send a man into space, but also to solve several other problems. In particular, they considered the possibility of working in outer space, outside the ship. For a complete solution of tasks in such conditions, a certain apparatus was required with which the astronaut could freely move in the right direction, maneuver, etc. At the very beginning of the sixties, NASA requested assistance from the Air Force, which by this time managed to conduct several similar programs. In addition, she hired several enterprises. aviation industry, which was proposed to develop their own versions of a personal aircraft for the space program. Among others, such an offer was received by Chance-Vought.

According to the available data, even at the stage of preliminary studies, NASA experts came to conclusions regarding the optimal form factor of promising technology. It turned out that the most convenient individual means of transportation would be a knapsack with a set of low-power jet engines. It is these devices ordered contracting companies. It should be noted that other variants of the device were also considered, however, it was precisely the knapsack that was put on the astronaut's back that was recognized as optimal.

Chance-Vought SMU / AMU space jetpack project
General view of the spacesuit from Chance-Vought and the SMU apparatus. Photo of Popular Science


Over the next few years, Chance-Vout conducted a series of studies and shaped the vehicle for space. The project received the designation SMU (Self-Maneuvering Unit - “Self-Maneuvering Device”). In the later stages of the development of the project and during the tests, a new designation was applied. The device was renamed AMU (Astronaut Maneuvering Unit - "Device for maneuvering an astronaut").

Probably, the authors of the SMU project knew about the developments of the Wendell Moore team from Bell Aerosystems, and also knew about other developments in this area. The fact is that the jetpacks of the Bell company and the spacecraft that appeared a little later had to have the same engines, although they had different characteristics. The SMU product was proposed to be equipped with jet engines operating on hydrogen peroxide and using its catalytic decomposition.

The process of catalytic decomposition of hydrogen peroxide by this time was actively used in various techniques, including in some early jetpacks. The essence of this idea is to supply "fuel" to a special catalyst that causes the decomposition of a substance into water and oxygen. The resulting gas-vapor mixture has a sufficiently high temperature, and also expands at high speed, which allows it to be used as an energy source, including in jet engines.

It should be noted that the decomposition of hydrogen peroxide is not the most economical source of energy in the context of reactive backpacks. For the formation of thrust, sufficient to lift a person into the air, requires too much "fuel". Thus, in Bell's projects, the 20-liter tank allowed the pilot to hold no more than 25-30 in the air. However, this was only valid for flying on Earth. In the case of open space or the surface of the moon, due to the lower (or absent) weight of the astronaut, it was possible to provide the required characteristics of the device without an unacceptably high consumption of hydrogen peroxide.

In the course of the project, the SMU had to resolve several major issues, the main of which, of course, was the type of jet engine. In addition, it was necessary to determine the optimal layout of the entire device, the composition of the necessary equipment and a number of other features of the project. According to reports, the study of these issues eventually led to the design of the original space suit, which was proposed to be used with the SMU / AMU product.

Major design work was completed in the first half of 1962, shortly thereafter, Chance-Vought manufactured a prototype space jetpack. In the autumn of the same year, the apparatus was first shown to the press. In the November issue of Popular Science, images of the proposed system were first published. In addition, the article in this journal outlined the layout and some basic characteristics.

In one of the photos published by Popular Science, an astronaut was depicted in a new spacesuit, on whose back was an SMU machine. The proposed spacesuit had a spherical helmet with a lowered face shield and a well-developed lower part, with which he was supposed to rest on the astronaut's shoulders. There were also several connectors for connecting the spacesuit with jetpack systems. The suit from Chance-Vought was markedly different from modern products for this purpose. It was carried out as light as possible and, apparently, was not equipped with a set of protective equipment that is necessary to meet current requirements.

The knapsack itself was a rectangular block with a concave front wall and a set of tools for mounting on the astronaut's back. So, on top of the front wall there were two characteristic "hooks" with which the satchel rested on the astronaut's shoulders. In the middle part there was a lap belt, on which was located a cylindrical control panel with several levers. Several cables and flexible pipelines were also provided for connecting the knapsack to the spacesuit.

The need to ensure long-term work outside the spacecraft, as well as the imperfection of the technologies of the time, affected the layout of the device. At the top of the SMU product was a large block of a closed-cycle oxygen system. This device was designed to supply a breathing mixture to an astronaut's helmet, followed by pumping exhaled gases and removing carbon dioxide. Unlike hoses for supplying the respiratory mixture from a ship or compressed gas cylinders, the system with carbon dioxide absorbers did not impair the astronaut's maneuverability and allowed to remain in open space for a long time.


SMU without back panel. Photo of Popular Science


According to reports, during the demonstration to journalists, the SMU was not equipped with a working life support system. This equipment was not yet ready to work and needed additional checks, which is why it was replaced with a simulator of similar weight and dimensions on a prototype. It was in this configuration that the device took part in the first tests. Moreover, work in this direction was seriously delayed, because of which even a later prototype, built at the end of 1962, was tested without an oxygen system and was equipped only with its simulator.

The lower left part of the body (relative to the pilot) was given for the placement of the hydrogen peroxide tank. To the right of it was a set of other equipment for various purposes. At the top of the lower right compartment was a radio station providing two-way voice communication, batteries and power supply for the equipment were installed under it, as well as a cylinder for compressed nitrogen in the fuel supply system and a gas regulator.

On the side faces of the upper surface of the jetpack, four miniature engines with their own nozzles were provided (two on each side). The same engines were on the bottom surface of the case. In addition, two engines of similar layout were located in the center of the bottom surface. In total, 10 engines were available to emit reactive gases. The nozzles of all engines were turned and inclined to different sides and had to be responsible for creating thrust directed in the right direction.

Each engine, according to available information, was a small block with a plate catalyst that provokes the decomposition of fuel. Before the catalyst there was a valve controlled by a solenoid. All ten engines were proposed to be connected with the fuel tank, which, in turn, was connected to a cylinder for compressed gas.

The principle of operation of the engines was simple. Under the pressure of compressed nitrogen, hydrogen peroxide was supposed to enter the pipelines and reach the engines. At the command of the control system, the engine solenoids should have opened the valves and ensured access of the “fuel” to the catalysts. Next was the decomposition reaction with the release of the gas-vapor mixture through the nozzle and the formation of thrust.

The nozzles were arranged in such a way that by synchronous or asymmetric switching of the engines it was possible to move in the right direction, make turns or adjust their position. For example, the simultaneous switching on of all engines directed backward allowed to move forward, and the turn was carried out due to the asymmetric switching on of engines of different sides.

The first version of the device SMU received a relatively simple control panel, made in a cylindrical case and located on the waist belt. On the side, under the right hand, there was a lever for controlling the forward movement forwards or backwards. On the front wall placed the lever to control the pitch and yaw. Above there was another lever that was responsible for roll control. In addition, toggle switches were provided to turn on the engine, radio station and autopilot. With the help of such controls, the pilot could deliver hydrogen peroxide to the right engines and thereby control his movements.

In addition to manual control, the SMU had automatic devices designed to facilitate the work of an astronaut. If necessary, he could turn on the autopilot, which with the help of a gyroscope and relatively simple electronics had to monitor the position of the jet pack in space, correcting it if necessary. It was assumed that such a regime would be applied during long work at one place, for example, when servicing instruments on the outer surface of a spacecraft. In this case, the astronaut got the opportunity to perform various jobs, and the automatics had to keep an eye on maintaining the desired position.

Presented to journalists version of the SMU jet pack weighed about 160 pounds (about 72 kg). When used on the moon, the weight of the apparatus was reduced to 25 pounds (11,5 kg), and when operating in Earth orbit, the weight should have been completely absent.


Model of SMU jetpack during testing. Photo from the report


According to the publication of Popular Science, the presented sample of the SMU apparatus, according to calculations, allowed the astronaut to fly up to 1000 feet (304 m) with hydrogen peroxide at one refueling station. Traction engines, according to the developers, enough to move a fairly large cargo. For example, the possibility of moving an object, such as a spacecraft, weighing up to 50 t, was claimed. At the same time, the astronaut had to develop a speed on the order of one foot per second.

A few months before the SMU apparatus was shown to journalists, in the middle of 1962, the prototype was taken to Wright-Patterson Air Force, Ohio, where it was to be tested. To carry out all the necessary tests, specialists of the Ministry of Defense were involved in the project, as well as special equipment. For example, a special aircraft KC-135 Zero G, used for research under conditions of short-term weightlessness, was chosen as the platform for testing.

The first flight with “zero gravity” passed 25 on June 62, and over the following months several dozen tests of the performance of the jetpack under weightless conditions were carried out. During this time, it was possible to establish the fundamental possibility of using such systems in practice. In addition, some characteristics and basic flight data were confirmed. So, engine thrust was enough to fly in the air atmosphere and perform some simple maneuvers.

Successful tests of the SMU did not stop the design work. By the end of 1962, the development of an updated version of the astronaut jet pack was launched. In the modernized version of the project, it was proposed to change the layout of the device, as well as to make some other adjustments to the design. Due to all this, it was supposed to improve the performance, first of all, the stock of "fuel" and the basic flight data. After the start of work on the updated project, a new name, AMU, appeared, which soon began to be applied in relation to the previous SMU product, due to which some confusion was possible.

According to reports, the upgraded AMU outwardly almost did not differ from the base SMU. The exterior of the hull has not undergone major changes, the system of fastening the device on the astronaut's back has remained the same. At the same time, the layout of the internal aggregates changed drastically. The flight range at the 300 m level did not suit NASA, which was why it was proposed to use a new fuel tank. AMU jetpack received a large tank for hydrogen peroxide of great length, which occupied the entire central part of the hull. The volume of the new tank was 660 cube. inches (10,81 L). On the sides of this tank located other equipment.

Among other units, the tank for compressed nitrogen of the hydrogen peroxide pressurization system has been preserved. According to the project, the nitrogen should have been supplied to the fuel tank under pressure at the level of 3500 psi (238 atmosphere). However, less pressure was used during the tests: on the order of 200 psi (13,6 atm). The prototype of the AMU was equipped with engines of different power. So, the nozzles responsible for moving back and forth developed thrust at the level of 20 pounds, used for moving up and down - on 10 pounds.

In the future, the AMU could have received a life support system, but even by the time the tests began, such equipment was not yet ready. Because of this, an experienced AMU, like its predecessor, received only the layout of the desired system with similar dimensions and weight. After completing all the necessary design work and testing, the oxygen system could be installed on a space jetpack.

Soon after the end of the assembly, at the very end of 1962 or at the beginning of 1963, the AMU was sent to Wright-Patterson base for testing. A specially equipped KC-135 Zero G aircraft again became the “testing ground” for its inspections. Various checks continued until at least the end of the 1963 spring.

In mid-May 1963, the authors of the project prepared a test report. By this time, as stated in the document, over a hundred flights along a parabolic trajectory were carried out, during which the operation of jetpacks under conditions of weightlessness was checked. During the tests, despite the short duration of flights with zero gravity, it was possible to master the control of both devices, as well as to verify their ability to transport the pilot or cargo.


An AMU satchel during testing. Photo from the report


In the final part of the report it was stated that the jetpack of the AMU in its current form has satisfactory characteristics and can be used to solve the tasks assigned to it. It was also noted that thrust engines up to 20 pounds is sufficient for a controlled flight in the right direction and perform various maneuvers. The selected location of the nozzles of the engines provided, as written in the report, excellent control over the apparatus by placing the pilot-haversack system at an equal distance from the center of gravity.

The autopilot as a whole showed itself well, but needed improvements and additional tests. In some situations, this device could not properly respond to the change in the position of the knapsack. In addition, it was proposed to “teach” the control automation to ignore small (up to 10 °) deviations of the apparatus from the specified position. This mode allowed to significantly reduce the consumption of hydrogen peroxide.

The astronauts, who in the future had to use the AMU product, had to undergo a special training course, during which they could not only master control, but also learn to “feel” the device. The need for this has been proven by several test flights under control of a pilot with an insufficient level of training. In such cases, the pilot acted slowly and did not differ in accuracy of control.

In general, the authors of the report highly appreciated both the AMU device itself and the results of its tests. It was recommended to continue work on the project, continue to improve the entire structure and its individual components, and also pay attention to some flight modes. All these measures made it possible to count on the appearance of a workable jetpack for astronauts, fully suitable for solving all the tasks assigned.

NASA and Chance-Vought, as well as a number of related organizations, took into account the tester report and continued work on promising projects. By the middle of the decade, based on the SMU / AMU design, a new device was developed, which was even planned to be tested in open space.

Further work in the field of space jetpacks was crowned with success. In the early eighties, the first MMU spacecraft used in the equipment of the Space Shuttle spacecraft were sent to space. This equipment was actively used in various missions in solving various tasks. Thus, the idea of ​​a jetpack, despite a lot of failures, reached practical application. True, they began to use it not on the Earth, but in space.


Based on:
http://theverge.com/
http://dtic.mil/
http://flyingcarsandfoodpills.com/
Jet pack turns astronaut into human spacecraft. Popular Science. 1962, No.11
Letho S. The Great American Jet Pack: The Quest for the Ultimate Individual Lift Device. Chicago Review Press, 2013

SMU / AMU Test Report:
http://dtic.mil/dtic/tr/fulltext/u2/403729.pdf
Author:
1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Razvedka_Boem
    Razvedka_Boem 27 November 2015 20: 16 New
    0
    Jetpacks will receive a "second wind" when they actively begin to use space stations and lunar bases. In orbit and the moon, it is possible to build various plants and manufactures where they will receive highly pure metals, alloys and unique medicines. All this will require gigantic investments, but not more than what is now being spent on military needs. Also, the active use of space will give a new round to the development of technology and can even bring people together, give a purpose in life.

Проект космических реактивных ранцев Chance-Vought SMU/AMU

Реактивные ранцы пятидесятых годов прошлого века не могли похвастать высокими характеристиками. Те аппараты, которым все же удавалось подняться в воздух, имели слишком высокий расход топлива, что негативно сказывалось на максимально возможной продолжительности полета. Кроме того, у разных конструкций присутствовали некоторые другие проблемы. Со временем военные и инженеры разочаровались в подобной технике, которая ранее считалась перспективной и многообещающей. Тем не менее, это не привело к полной остановке работ. В самом конце пятидесятых годов этой темой заинтересовалась организация NASA, которая рассчитывала применить новую технику в космических программах.

В обозримом будущем специалисты НАСА рассчитывали не только отправить человека в космос, но и решить несколько других задач. В частности, рассматривалась возможность работы в открытом космосе, за пределами корабля. Для полноценного решения задач в таких условиях требовался некий аппарат, при помощи которого астронавт мог бы свободно перемещаться в нужном направлении, маневрировать и т.д. В самом начале шестидесятых годов организация NASA запросила помощь у военно-воздушных сил, которые к этому времени успели провести несколько подобных программ. Кроме того, она привлекла к работам несколько предприятий авиационной промышленности, которым предложили разработать свои варианты персонального летательного аппарата для космической программы. Среди прочих такое предложение получила компания Chance-Vought.

По имеющимся данным, еще на стадии предварительных исследований специалисты НАСА пришли к выводам относительно оптимального форм-фактора перспективной техники. Оказалось, что самым удобным индивидуальным средством передвижения будет ранец с набором реактивных двигателей малой мощности. Именно такие аппараты заказали компаниям-подрядчикам. Следует отметить, рассматривались и иные варианты аппарата, однако оптимальным признали именно ранец, надеваемый на спину астронавта.


Проект космических реактивных ранцев Chance-Vought SMU/AMU
Общий вид скафандра от Chance-Vought и аппарата SMU. Фото журнала Popular Science


В течение нескольких следующих лет компания «Чанс-Воут» провела ряд исследований и сформировала облик транспортного средства для космоса. Проект получил обозначение SMU (Self-Maneuvering Unit – «Самостоятельно маневрирующее устройство»). На поздних стадиях разработки проекта и во время испытаний применялось новое обозначение. Аппарат переименовали в AMU (Astronaut Maneuvering Unit – «Устройство для маневрирования астронавта»).

Вероятно, авторы проекта SMU имели представление о разработках команды Уэнделла Мура из компании Bell Aerosystems, а также знали о других разработках в этой области. Дело в том, что реактивные ранцы компании «Белл» и появившийся чуть позже них космический аппарат должны были иметь одинаковые двигатели, хотя и отличающиеся характеристиками. Изделие SMU предлагалось оснастить реактивными двигателями, работающими на пероксиде водорода и использующие его каталитическое разложение.

Процесс каталитического разложения перекиси водорода к этому времени активно использовался в различной технике, в том числе и в некоторых ранних реактивных ранцах. Суть этой идеи состоит в подаче «топлива» на специальный катализатор, вызывающий разложение вещества на воду и кислород. Образующаяся парогазовая смесь имеет достаточно высокую температуру, а также расширяется с высокой скоростью, что позволяет использовать ее в качестве источника энергии, в том числе и в реактивных двигателях.

Следует отметить, что разложение перекиси водорода является не самым экономичным источником энергии в контексте реактивных ранцев. Для образования тяги, достаточной для подъема человека в воздух, требуется слишком много «топлива». Так, в проектах компании «Белл» 20-литровый бак позволял пилоту продержаться в воздухе не более 25-30 с. Тем не менее, это было справедливо только для полетов на Земле. В случае с открытым космосом или поверхностью Луны, за счет меньшего (или отсутствующего) веса астронавта, имелась возможность обеспечить требуемые характеристики аппарата без неприемлемо высокого расхода перекиси водорода.

В ходе проекта SMU предстояло решить несколько основных вопросов, основным из которых, естественно, был тип реактивного двигателя. Кроме того, следовало определить оптимальную компоновку всего устройства, состав необходимого оборудования и ряд других особенностей проекта. По имеющимся данным, проработка этих вопросов в итоге привела к проектированию оригинального космического скафандра, который предлагалось использовать с изделием SMU/AMU.

Основные конструкторские работы завершились в первой половине 1962 года, вскоре после этого компания Chance-Vought изготовила опытный образец космического реактивного ранца. Осенью того же года аппарат впервые показали прессе. В ноябрьском номере Popular Science впервые были опубликованы изображения предлагаемой системы. Кроме того, в статье этого журнала приводилась компоновочная схема и некоторые основные характеристики.

На одном из фото, опубликованных «Популярной наукой», был изображен астронавт в новом скафандре, на спине которого находился аппарат SMU. Предлагаемый скафандр имел шлем сферической формы с опускаемым лицевым щитком и развитой нижней частью, которой тот должен был опираться на плечи астронавта. Там же располагались несколько разъемов для соединения скафандра с системами реактивного ранца. Скафандр от Chance-Vought заметно отличался от современных изделий этого назначения. Его выполнили максимально легким и, по-видимому, не оснастили набором средств защиты, которые необходимы для соответствия нынешним требованиям.

Сам ранец представлял собой прямоугольный блок с вогнутой передней стенкой и набором средств для закрепления на спине астронавта. Так, сверху на передней стенке имелись два характерных «крюка», которыми ранец опирался на плечи астронавта. В средней части имелся поясной ремень, на котором располагался цилиндрический пульт управления с несколькими рычагами. Также предусматривались несколько кабелей и гибких трубопроводов для подключения ранца к скафандру.

Необходимость обеспечения длительной работы за пределами космического корабля, а также несовершенство технологий того времени сказались на компоновке аппарата. В верхней части изделия SMU располагался крупный блок кислородной системы замкнутого цикла. Это устройство предназначалось для подачи дыхательной смеси в шлем астронавта с последующей откачкой выдыхаемых газов и удалением углекислого газа. В отличие от шлангов для подачи дыхательной смеси с корабля или баллонов для сжатого газа, система с поглотителями углекислого газа не ухудшала маневренность астронавта и позволяла оставаться в открытом космосе в течение длительного времени.

Проект космических реактивных ранцев Chance-Vought SMU/AMU
Аппарат SMU без задней панели. Фото журнала Popular Science


По имеющимся данным, в ходе демонстрации журналистам аппарат SMU не был оснащен рабочей системой жизнеобеспечения. Эта аппаратура еще не была готова к работе и нуждалась в дополнительных проверках, из-за чего на опытном экземпляре ее заменили аналогичным по весу и габаритам имитатором. Именно в такой конфигурации аппарат принял участие в первых испытаниях. Более того, работы в этом направлении серьезно затянулись, из-за чего даже более поздний прототип, построенный в конце 1962 года, испытывался без кислородной системы и оснащался только ее имитатором.

Нижнюю левую часть корпуса (относительно пилота) отдали под размещение бака для пероксида водорода. Справа от него расположили набор прочего оборудования различного назначения. Вверху нижнего правого отсека находилась радиостанция, обеспечивающая двустороннюю голосовую связь, под ней установили аккумуляторные батареи и блок питания аппаратуры, а также баллон для сжатого азота системы подачи топлива и газовый регулятор.

На боковых гранях верхней поверхности реактивного ранца предусмотрели четыре миниатюрных двигателя с собственными соплами (по два с каждой стороны). Такие же двигатели имелись на нижней поверхности корпуса. Кроме того, два двигателя схожей компоновки располагались в центре нижней поверхности. В общей сложности для выброса реактивных газов имелось 10 двигателей. Сопла всех двигателей были повернуты и наклонены разные стороны и должны были отвечать за создание тяги, направленной в нужном направлении.

Каждый двигатель, по имеющейся информации, представлял собой небольшой блок с пластинчатым катализатором, провоцирующим разложение топлива. Перед катализатором имелся клапан, управляемый соленоидом. Все десять двигателей предлагалось связать с топливным баком, который, в свою очередь, соединялся с баллоном для сжатого газа.

Принцип работы двигателей был прост. Под давлением сжатого азота перекись водорода должна была поступать в трубопроводы и достигать двигателей. По команде системы управления соленоиды двигателей должны были открывать клапаны и обеспечивать доступ «топлива» к катализаторам. Далее следовала реакция разложения с выбросом парогазовой смеси через сопло и образованием тяги.

Сопла располагались таким образом, чтобы путем синхронного или асимметричного включения двигателей можно было двигаться в нужном направлении, совершать повороты или корректировать свое положение. К примеру, одновременное включение всех двигателей, направленных назад, позволяло двигаться вперед, а поворот осуществлялся за счет асимметричного включения двигателей разных бортов.

Первый вариант аппарата SMU получил сравнительно простой пульт управления, выполненный в цилиндрическом корпусе и расположенный на поясном ремне. Сбоку, под правой рукой, находился рычаг управления поступательным движением вперед или назад. На передней стенке поместили рычаг для управления по тангажу и рысканью. Сверху находился еще один рычажок, отвечавший за управление по крену. Кроме того, предусматривались тумблеры для включения двигателя, радиостанции и автопилота. При помощи таких органов управления пилот мог подавать перекись водорода в нужные двигатели и тем самым управлять своими перемещениями.

Помимо ручного управления аппарат SMU имел автоматику, предназначенную для облегчения работы астронавта. При необходимости он мог включить автопилот, который при помощи гироскопа и сравнительно простой электроники должен был следить за положением реактивного ранца в пространстве, при необходимости корректируя его. Предполагалось, что такой режим будет применяться при длительных работах на одном месте, например, при обслуживании приборов на внешней поверхности космического корабля. В таком случае астронавт получал возможность выполнения различных работ, а за сохранением нужного положения должна была следить автоматика.

Представленный журналистам вариант реактивного ранца SMU весил порядка 160 фунтов (около 72 кг). При использовании на Луне вес аппарата сокращался до 25 фунтов (11,5 кг), а при работе на орбите Земли вес должен был полностью отсутствовать.

Проект космических реактивных ранцев Chance-Vought SMU/AMU
Макет реактивного ранца SMU во время испытаний. Фото из отчета


Согласно публикации издания Popular Science, представленный образец аппарата SMU, по расчетам, позволял астронавту пролететь на одной заправке пероксидом водорода до 1000 футов (304 м). Тяги двигателей, по словам разработчиков, хватало для перемещения достаточно крупных грузов. К примеру, заявлялась возможность перемещения объекта, например космического аппарата, массой до 50 т. При этом астронавт должен был развивать скорость порядка одного фута в секунду.

Еще за несколько месяцев до демонстрации аппарата SMU журналистам, в середине 1962 года, опытный образец доставили на авиабазу Райт-Паттерсон (шт. Огайо), где должны были пройти его испытания. Для проведения всех необходимых тестов к проекту были привлечены специалисты министерства обороны, а также специальная техника. Так, в качестве платформы для испытаний выбрали специальный самолет KC-135 Zero G, использовавшийся для исследований в условиях кратковременной невесомости.

Первый полет с «нулевой гравитацией» прошел 25 июня 62-го, и за последующие месяцы были выполнены несколько десятков проверок работы реактивного ранца в условиях невесомости. За это время удалось установить принципиальную возможность использования подобных систем на практике. Кроме того, были подтверждены некоторые характеристики и основные летные данные. Так, тяги двигателей хватало для полета в воздушной атмосфере и выполнения некоторых несложных маневров.

Успешные испытания аппарата SMU не привели к остановке проектных работ. К концу 1962 года стартовала разработка обновленной версии реактивного ранца для астронавтов. В модернизированном варианте проекта предлагалось изменить компоновку аппарата, а также внести в конструкцию некоторые иные коррективы. За счет всего этого предполагалось повысить характеристики, в первую очередь запас «топлива» и основные летные данные. После начала работ по обновленному проекту появилось новое название AMU, которое вскоре начали применять и по отношению к предыдущему изделию SMU, из-за чего возможна некоторая путаница.

По имеющимся данным, модернизированный AMU внешне почти не отличался от базового SMU. Экстерьер корпуса не претерпел серьезных изменений, осталась прежней и система крепления аппарата на спине астронавта. При этом кардинальным образом изменилась компоновка внутренних агрегатов. Дальность полета на уровне 300 м не устроил НАСА, из-за чего было предложено использовать новый топливный бак. Реактивный ранец AMU получил крупный бак для перекиси водорода большой длины, занявший всю центральную часть корпуса. Объем нового бака составлял 660 куб. дюймов (10,81 л). По бокам этого бака расположили прочее оборудование.

Среди прочих агрегатов в новом аппарате сохранился бак для сжатого азота вытеснительной системы подачи пероксида водорода. Согласно проекту, азот должен был подаваться в топливный бак под давлением на уровне 3500 psi (238 атмосферы). Тем не менее, в ходе испытаний использовались меньшие давления: порядка 200 psi (13,6 атм). Опытный образец аппарата AMU оснащался двигателями различной мощности. Так, сопла, отвечающие за перемещение вперед и назад, развивали тягу на уровне 20 фунтов, используемые для передвижений вверх и вниз – по 10 фунтов.

Аппарат AMU в перспективе мог получить систему жизнеобеспечения, однако даже к моменту начала испытаний подобная аппаратура еще не была готова. Из-за этого опытный AMU, как и его предшественник, получил только макет нужной системы с аналогичными габаритами и весом. После завершения всех необходимых проектных работ и испытаний кислородная система могла быть установлена на космический реактивный ранец.

Вскоре после окончания сборки, в самом конце 1962-го или в начале 1963 года, аппарат AMU отправили на базу Райт-Паттерсон для проведения испытаний. «Полигоном» для его проверок вновь стал специально оборудованный самолет KC-135 Zero G. Различные проверки продолжались, как минимум, до конца весны 1963 года.

В середине мая 1963 года авторы проекта подготовили отчет о проведенных испытаниях. К этому времени, как утверждалось в документе, было проведено свыше сотни полетов по параболической траектории, в ходе которых проверялась работа реактивных ранцев в условиях невесомости. За время испытаний, несмотря на малую продолжительность полетов с нулевой гравитацией, удалось освоить управление обоими аппаратами, а также проверить их возможности по транспортировке пилота или грузов.

Проект космических реактивных ранцев Chance-Vought SMU/AMU
Ранец AMU во время испытаний. Фото из отчета


В заключительной части отчета утверждалось, что реактивный ранец AMU в существующем виде имеет удовлетворительные характеристики и может использоваться для решения возлагаемых на него задач. Также отмечалось, что тяга двигателей до 20 фунтов достаточна для управляемого полета в нужном направлении и выполнения различных маневров. Выбранное расположение сопел двигателей обеспечивало, как написано в отчете, отличный контроль над аппаратом за счет размещения на равном расстоянии от центра тяжести системы «пилот+ранец».

Автопилот в целом показал себя неплохо, но нуждался в доработках и дополнительных испытаниях. В некоторых ситуациях это устройство не могло правильно среагировать на изменение положения ранца. Кроме того, предлагалось «научить» автоматику управления игнорировать небольшие (до 10°) отклонения аппарата от указанного положения. Такой режим позволял заметно сократить расход перекиси водорода.

Астронавты, которым в будущем предстояло использовать изделие AMU, должны были проходить специальный курс подготовки, в ходе которого они могли бы не только освоить управление, но и научиться «чувствовать» аппарат. Необходимость этого была доказана несколькими тестовыми полетами под управлением пилота с недостаточным уровнем подготовки. В таких случаях пилот действовал медленно и не отличался аккуратностью управления.

В целом, авторы отчета высоко оценили и сам аппарат AMU, и результаты его испытаний. Рекомендовалось продолжить работы по проекту, продолжить совершенствование всей конструкции и ее отдельных компонентов, а также уделить внимание некоторым режимам полета. Все эти меры позволяли рассчитывать на появление работоспособного реактивного ранца для астронавтов, полностью пригодного для решения всех возлагаемых задач.

NASA и Chance-Vought, а также ряд смежных организаций приняли во внимание доклад испытателей и продолжили работы по перспективным проектам. К середине десятилетия на основе наработок по проекту SMU/AMU был разработан новый аппарат, который даже планировалось испытать в открытом космосе.

Дальнейшие работы в области космических реактивных ранцев увенчались успехом. В начале восьмидесятых годов в космос были отправлены первые аппараты MMU, использовавшиеся в составе оборудования космических кораблей Space Shuttle. Эта аппаратура активно применялась в различных миссиях при решении разнообразных задач. Таким образом, идея реактивного ранца, несмотря на массу неудач, дошла до практического применения. Правда, использовать ее стали не на Земле, а в космосе.


По материалам:
http://theverge.com/
http://dtic.mil/
http://flyingcarsandfoodpills.com/
Jet pack turns astronaut into human spacecraft. Popular Science. 1962, №11
Letho S. The Great American Jet Pack: The Quest for the Ultimate Individual Lift Device. Chicago Review Press, 2013

Отчет об испытаниях аппаратов SMU/AMU:
http://dtic.mil/dtic/tr/fulltext/u2/403729.pdf
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. Razvedka_Boem 27 ноября 2015 20:16
    Реактивные ранцы получат "второе дыхание", когда активно начнут использовать космические станции и лунные базы. На орбите и Луне, можно построить различные заводы и производства, где будут получать особо чистые металлы, сплавы и уникальные лекарства. Все это потребует гигантских вложений, но не больших, чем сейчас тратится на военные нужды. Также, активное использование космоса, даст новый виток развитию технологий и даже может объединить людей, дать цель в жизни.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня