Воины культуры «полей погребальных урн»

Здесь уже отмечалось, что жизнь такая сложная штука, что абсолютно все в ней взаимосвязано, словно нити в клубке. Потянешь за одну – следом тянутся другие. Вот так же было и с темой Троянской войны. Бронзовый век, вроде бы, чего больше? Но… становится интересно, а что в то же самое время творилось на просторах Сибири, где никому неведомые сейминцы-турбинцы двигались с Алтая на север, а потом на запад. Что было в той же Англии, где примерно в то же время строили Стоунхедж, да и центр Европы по-прежнему притягивает внимание – а что было там, после «культуры боевых топоров»?

Воины культуры «полей погребальных урн»

Погребальная урна. Музей Марбурга, Гессен, Германия.

Давайте для начала составим небольшую хронологическую таблицу важнейших событий этой интересной эпохи. Вот она, перед вами:

1. Конец Микенской культуры, который относят к условной дате около 1200 до н. э.
2. Разрушение Трои VI около 1200 до н. э.
3. Битва Рамзеса III с «народами моря», 1195 – 1190 до н. э.
4. Конец Хеттской державы 1180 до н. э.
5. Поселение филистимлян в Палестине около 1170 до н. э.

Ну, а что в это время было в Европе? А в Европе где-то с 1300 до 300 года до н. э. всю территорию от побережья Балтики до Дуная и от реки Шпрее до Волыни существовала так называемая лужицкая культура, которая для нас интересна, прежде всего, тем, что ее представители как-то очень быстро вдруг поменяли… все свои погребальные обряды! До этого и на просторах Восточно-Европейской равнины существовали культуры трупоположения – ямная (труп в яме), срубная (труп в срубе из бревен), катакомбная (труп в особой погребальной камере). А тут вдруг – р-а-а-з, и трупы усопших стали подвергать кремации, а то, что от нее осталось, складывать в большую глиняную посудину и зарывать. Без какого-либо холмика, насыпи или кургана, хотя до этого курганы и насыпались. И вот первая загадка – с чего бы это? Что такое (если, конечно, исключить атлантов и пришельцев из космоса) должно было случиться в тогдашнем социуме, чтобы столь коренным образом поменять у людей самое инертное, что только есть в их духовной культуре – отношение к усопшим?!

Воины культуры «полей погребальных урн»

Карта распространения культуры «полей погребальных урн».

То есть всю область ранее существовавшей культуры курганных погребений внезапно реформировал погребальный обряд, причем всего за какие-то одну - две сотни лет, а затем распространился повсеместно по Европе, и это была уже не лужицкая культура как таковая, а единая культура кремации усопших. Ареалом ее распространения стала очень обширная территории от Западной Украины до восточной Франции и вот эта культура и получила название культура «полей погребальных урн».

Воины культуры «полей погребальных урн»

Схематическое представление культур позднего бронзового века Европы, около 1200 г. до н. э.: лужицкая культура (пурпурный), культура Террамар (синий), центральная культура полей погребальных урн (красный), северная КППУ (оранжевый), кновизская культура (фиолетовый), дунайские культуры (коричневый), атлантическая бронза (зелёный), нордическая бронза (желтый).

В наименовании культуры сыграл свою роль характерный ее признак – наличие могильников без насыпей. Если такое погребение раскопать, то можно обнаружить в могиле глиняные сосуды, в которых находятся остатки трупосожжений и… все! Установлено, что ее возникновение связано с областью Лужицы, причем областью относительно небольшой. Но как жители этой области донесли свои погребальные обряды до других мест и внушили их жителям, что «надо так, а по-старому нельзя!» Что ее жители совершали дальние походы, покоряли и заселяли все земли от Балтийского моря по течению к югу, через Альпы и до современной Адриатики и Аппенин? Или же они специально отправляли эмиссаров, которые несли народам истину о правильном погребении?!

Воины культуры «полей погребальных урн»

Реконструкция поселения лужицкой культуры. Музей в Бискупине. Польша.

Американский историк Роберт Дрюс выдвинул предположение, что наблюдаемые культурные изменения могут быть результатом новых способов ведения боя, основанного уже не на использовании колесниц, а с доминированием на нем воинов-пехотинцев, вооруженных длинными копьями и такими же длинными рубящими мечами. Это изменение вызвало политическую нестабильность, связанную с появлением этих новых войск там, где основой армий являлись боевые колесницы, а эта нестабильность, в свою очередь, привела к падению правивших династий и целых государств. И если раньше была каста воинов, сражавшихся колющими мечами с деревянными рукоятками, которыми нужно было уметь драться, то теперь им на смену пришел «вооруженный народ», вооруженный мечами типа Naue Type II. Этот меч, появившийся в восточных Альпах и Карпатах около 1200 г. до н. э., быстро распространился по Европе и стал единственным видом меча уже в XI в. до н. э. Но клинки таких мечей гнулись. Поэтому очень скоро бронзу заменило железо практически без изменения дизайна клинка, а вот рукоятка меча стала литая бронзовая. В конце эпохи полей погребальных урн, то есть в гальштатский период мечи достигли длины в 80-100 см, то есть они стали исключительно мощным оружием, способным с одного удара покончить с любым противником.

Воины культуры «полей погребальных урн»

Меч культуры «полей погребальных урн», найден в реке. Музей в замке в Линце (Верхняя Австрия). Это вполне боевое оружие, на что указывает наличие противовеса на рукояти.

По форме их рукояти различались в зависимости от региона, так что выделяется несколько их типов, каждый из которых имеет свои характерные особенности. Приобрели также большое значение копья, которыми были, видимо, вооружены прото-гоплиты. Недаром Гомер использует слово «копья» как синоним слова «воин», что свидетельствует о возросшем уже при нем значении копий на войне. Именно воины с большими щитами и длинными копьями, способные отражать массированные атаки боевых колесниц, могли разгромить государства, армии которых были основаны на использовании колесниц военной элитой общества, в то время как простые землепашцы и охотники от профессионального военного дела были отлучены.

Воины культуры «полей погребальных урн»

Бронзовые мечи из Венгрии в Британском музее.

Другие ученые считают подобный подход несколько поверхностным, но… уж больно неожиданно появилась культура полей погребальных урн на исходе бронзового века. И еще очень скоро ее носители овладели вдобавок еще и металлургией железа – производством железного оружия и орудий труда. Ну а еще какое-то время спустя в Европе стали появляться могильники, в которых обнаруживаются погребения сожженного праха, но уже без урн, то есть их посчитали излишними!

Воины культуры «полей погребальных урн»

Меч из городского музея города Велз (Верхняя Австрия).

Как пишет об этом времени чешский археолог второй половины XX века Ян Филипп: «Культура полей погребальных урн неожиданно возникла на рубеже второго и первого тысячелетий в большой части Подунавья и в южногерманской области курганных погребений, а так же в северо-западной части Франции и в Швейцарии. Повсюду мы обнаруживаем трупосожжение, повсюду замечаем похожий культурный инвентарь».

Воины культуры «полей погребальных урн»

Бронзовые наконечники копий с полей погребальных урн. (1400 – 750 гг. до н.э.) и Гальштаттской культуры (750 – 250 гг. до н.э.). Музей в Каринтии, Австрия.

Из данных чешского историка необходимо выделить информацию о том, что с заменой курганной культуры на культуру погребальных урн существенно переменился подход к подбору места для поселений. Новой культуре стали, прежде всего, свойственны такие характерные черты в организации поселений, как безопасность от нападений. То есть все они размещались в местах, удобных для защиты. А сами городища еще и укреплялись валами, сложенными из камней или бревен. С другой стороны многие районы обезлюдели и непонятно почему, хотя судя по находкам, люди здесь раньше жили. Жили, но с появлением железных орудий покинули обжитые места и ушли! Куда же пропали люди в начавшемся железном веке? Неизвестно!

Воины культуры «полей погребальных урн»

Вот так выглядело погребение культуры «полей погребальных урн».

С другой стороны, одновременно со становлением периода полей погребения в урнах, совершенно явно прогрессирует и золотодобыча. Золото становится атрибутом высшей знати, и, что важно, приобретает еще и церемониальную ценность. Все найденные могильники свидетельствуют об особом положении в обществе мужчины – то есть золотые украшения находят, прежде всего, в мужских погребениях. Находят и клады бронзовых изделий. Их закапывали из-за их ценности, это очевидно. То есть жизнь людей на территории «полей погребальных урн» была полна опасностей, и позаботиться о сокрытии богатства на «черный день» было делом совсем не лишним.

Воины культуры «полей погребальных урн»

Много погребальных урн. Музей Марбурга, Гессен, Германия.

И вот какая у нас получается причинно-следственная связь: внезапная, ничем не оправданная смена погребального обряда на огромной территории с одной стороны, а с другой – явное усиление на ней военной активности, от которой люди пытались отгородиться валами и стенами.

Но материальное – материальным, а как объяснить такую резкую смену погребального обряда – явления, относящегося к духовной культуре? Ученые стараются объяснить его резким изменением у жителей Европы понятий о жизни и земном бытии и жизни после смерти. То есть можно предположить, что люди этой культуры почему-то стали считать, что при сжигании тела душа усопшего быстрее улетает на небо. То есть пока это его дух выберется из земли на свет божий (либо вообще отправится в темный подземный мир?). А тут… на костер положил, маслом полил, поджег и… раз-два и душа вместе с дымом, прямо у тебя на глазах улетела на небо. А ты стоишь себе с длинным бронзовым мечом у пояса и думаешь, какое бы еще соседнее городище разграбить!

Воины культуры «полей погребальных урн»

Древнее укрепление на вершине холма в Бургшталькогеле, Австрия.

«Порядок избавления от усопшего неоднократно воспринимается как один из самых свойственных обычаев этого или другого народа, которые особо крепко сохраняется на протяжении длительного периода времени». (Г. Чайлд) Немыслима столь быстрая ломка сознания людей и все-таки она случилась! Что же могло принудить людей столь внезапно поменять родовые обычаи? К тому же через какое-то время люди вернулись к старой курганной системе. Эта «реставрация» захватила значительные территории Европы – от Чехии до Франции. Однако в археологических находках теперь уже отслеживаются обе формы погребения, то есть и ямы с урнами, и курганы, тоже с урнами или без них, соседствуют друг с другом.

Кстати, почему такое внимание культурам «полей погребальных урн» уделил чешский археолог, понятно. Ведь именно на территории Чехии существовала близкая к лужицкой кновизская культура, датируемая 1300 – 1050 гг. до н. э.

Характерной ее особенностью было развитое кузнечное дело. Например, сосуды там делали из кованого бронзового листа. В реке Влтаве нашли меч, рукоять которого украшали волюты. Но также здесь нашли и признаки каннибализма. Увы, не только голые тропические дикари ели друг друга. Цивилизованные, конечно на свой манер, европейцы бронзового века тоже занимались этим делом, а вот с какой целью, сказать затруднительно.

Воины культуры «полей погребальных урн»

Самый простой шлем бронзового века. «Поля погребальных урн».

Конец эпохи полей погребальных урн наступил в VIII в. и был связан опять-таки с переселением в Европу новых масс пришельцев, как с севера, так и тех, что шли через Причерноморский степной коридор.

Воины культуры «полей погребальных урн»

Вход в музей лужицкой архитектуры и быта в Бискупине. Польша.

Воины культуры «полей погребальных урн»

Музей лужицкой архитектуры и быта в Бискупине. Польша. Вот такая у древнего городища была стена.

Ну, и, наконец, что автор сам думает по поводу всех этих изменений, как в материальной, так и духовной культуре людей этого времени? Что, если культура тогда (культура людей в целом) была намного выше, чем мы привыкли это считать. Что люди не замыкались в своем тесном мире рода-племени, курятника и амбара, а знали и понимали, что принадлежат к могучему человеческому роду, который подчиняет себе окружающий мир и… что другие люди, тоже люди, пусть даже они и говорят на непонятном языке. Да, они могут служить объектом неприятностей (когда грабят тебя!), но и объектом повышения собственного благополучия, когда грабишь их ты! Но при этом существовали какие-то священные запреты на убийство путешественников и торговцев. Возможно, существовал освященный традициями культ торговли, и были кланы переводчиков, разведчиков-путешественников, послов и купцов, осуществлявших дальние походы и пользовавшихся правом неприкосновенности.

Религия была солярной, то есть солнечной, о чем говорят символы на керамике и украшениях. И были у них свои пророки и мессии, ничуть не менее значимые, чем Будда, Христос и Магомет, идеи которых навязывались (или передавались!) другим народам не только силой, но и примером. Но письменности не было (а значит, были у них и прекрасные сказители, и слагатели устных произведений). Различные языки преградой общению не являлись, так же, как и языковые различия у индейцев Северной Америки. Общались они при помощи языка знаков, что помогало устанавливать коммуникации между людьми, проживавшими за тысячи километров друг от друга. Однако свободным человека делал только меч и его личная физическая культура. Уделом тех, кто «не соответствовал требованиям времени» могло быть рабство, а то и что-нибудь похуже…
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 41
  1. parusnik 23 ноября 2015 08:00
    Ян Филипп: «Культура полей погребальных урн неожиданно возникла на рубеже второго и первого тысячелетий в большой части Подунавья и в южногерманской области курганных погребений, а так же в северо-западной части Франции и в Швейцарии. ...Вот такое неожиданное возникновение культур и удивляет порой..И это относится не только к культуре «полей погребальных урн»...Спасибо, весьма интересно..
    1. andrew42 23 ноября 2015 14:10
      Насколько я понимаю, ареал "культуры полей погребальных урн" накладывается по времени и территории на эпицентр распространения ранней Кельтской этнической общности. Причем, следует обратить внимание, что киммерийцы (которых вышибли из Сев.Причерноморья скорее всего эти самые "кельты"), и вернувшиеся позднее в Сев.Причерноморье скифы, - несмотря на клише "полукочевого/ кочевого уклада", тем не менее заморачивались трудоемкими погребениями (ямная, срубная ,катакомбная культура КУРГАННЫХ погребений). А вот "незамеченные в кочевании" кельты, не парились, а просто жгли прах и закапывали, даже БЕЗ урн. Это говорит о поразительной мобильности и скорости распространения этой культуры. Налицо стереотип поведения при масштабных завоеваниях. Считаю ,что именно эти "товарищи" породили: предков галлов на юго-запад, ахейцев на Балканы, и далее "народы моря" на Египет. Без значительного использования колесниц, длинные щиты и копья, первые "удлиненные" мечи, - экипировка разительно отличалась от "скифских колесниц с бронзовыми топорами". И таки да, где в более поздний период "бесконечно долго" использовались урны с прахом, - конечно же в культуре античной Греции, господами-потомками ахейских завоевателей.
  2. V.ic 23 ноября 2015 08:29
    Религия была скалярной, то есть солнечной, Автор Вячеслав Шпаковский

    А векторной религия бывает? Уважаемый автор, религия была "солярной", то есть солнечной.
    1. kalibr 23 ноября 2015 08:51
      Да, тут Вы правы, сам не понимаю, как я это написал.Плюс Вам, Виктор, за внимание!
  3. Башибузук 23 ноября 2015 08:40
    "..Религия была скалярной, то есть солнечной.."
    Вот не встречал бы ранее таких оборотов и тут бы не обратил внимания.
    Ну почему скалярной? Скаляр - понятие из физики.
    А солнечная религия - солярная.
    Коррекция ошибок иногда творит чудеса.
    ....
    Очень познавательный материал. Особенно по классификации культур.
    Внезапно, сам для себя, открыл, что лужицкая культура и мифические берендеи Руси - одно и то же - свайные поселения с длинными домами.
    ...
    Не знаешь, честное слово, где найдешь, где потеряешь.
    ....
    А технология и конструкция мечей меня изумили - это явно не сто-двести лет кузнечного дела. Это полтысячелетия, как минимум.
    Настолько отработанные линии, катана позавидует.
    1. kalibr 23 ноября 2015 08:53
      Цитата: Башибузук
      А солнечная религия - солярная.

      Виноват - исправлюсь. Ведь вот когда писал и читал - читал "солярная".
      А что касается линий мечей, то это конец бронзы. Был накоплен огромный опыт, мастерство. Вот оно и проявилось.
  4. Riv 23 ноября 2015 09:35
    Скалярная религия тоже удивила. Ну тут уже поправили. А вот насчет всего остального... Лепо же нам, братие, включить мозги.

    Смотрим на реконструкцию форта лужицкой культуры. Какие выводы напрашиваются? Первый: такие крепости не строят от нечего делать. Ведь это сколько труда нужно потратить, чтобы завести на островок бревна, возвести частокол, поставить дома вплотную... Частокол прикрывает даже со стороны воды. По тем временам - неприступная даже для римского легиона крепость. Очевидно, что местным угрожали всерьез, причем противник обладал кроме армии еще и достаточным количеством кораблей и приходил так часто, что проще было жить за стенами. Соседи? Люди моря (ну далековато заплыли, да - дяденьки закалялись)? Некий аналог викингов?
    Примечание: болезни в таком форте должны были распространяться молниеносно. Чихнул один - завтра все племя в соплях. Вообще это время наверняка даже можно было назвать "эпохой соплей". :)

    Вывод второй: на ограниченном пространстве попросту не было места для кладбища. А мертвых куда то девать надо. С рабами просто: привязал к ногам каменюку и кинул в воду. Рыбы больше будет. Но от свободных людей так не избавиться. Стоит вспомнить, что враг всегда в первую очередь стремился осквернить кладбища, то есть захоронение должно было быть не только компактным, но и тайным.

    Теперь гипотеза: у вас полным-полно покойников, которые погибли не в бою, а от болезни (ну и боевые потери тоже имеются). Что с ними делать? Ну конечно сжечь. Считалось, что огонь очищает. Пепел в горшок и закопать. Враги не найдут. Чего удивительного, что столь практичный подход нашел распространение и в соседних поселениях? Древние вообще были людьми весьма практичными.
    Вторая гипотеза: вспомним, что греки своих покойников тоже сжигали. Вероятно обычаю столько же лет, сколько и эпидемиям. Могли купцы и грабители занести обычай в Европу? Могли конечно. Местные, посмотрев на это, опробовали его у себя. Великий Один, получилось! Быстрое уничтожение трупов наверняка должно было снизить заболеваемость в поселениях. Ну а раз так, значит это и богам угодно.

    Резюмируя: имелась некая глобальная угроза, заставившая людей на достаточно больших территориях переселиться под защиту стен. Все прочие радости в виде голода и эпидемий прилагались. Захоронение пепла в урне - практическая попытка решения этих проблем. А исчезновение культуры очевидно было связано снова с изменением образа жизни. Местные научились делать хорошее оружие и доспехи. Нападать на них стало опасно. Более того: наверняка и сами они стали понемногу пощипывать соседей. Ну а профессиональный воин хотел понтов после смерти. Глинянного горшка ему было мало.
    Riv
    1. kalibr 23 ноября 2015 09:46
      Цитата: Riv
      Резюмируя: имелась некая глобальная угроза, заставившая людей на достаточно больших территориях переселиться под защиту стен. Все прочие радости в виде голода и эпидемий прилагались. Захоронение пепла в урне - практическая попытка решения этих проблем. А исчезновение культуры очевидно было связано снова с изменением образа жизни. Местные научились делать хорошее оружие и доспехи. Нападать на них стало опасно. Более того: наверняка и сами они стали понемногу пощипывать соседей. Ну а профессиональный воин хотел понтов после смерти. Глинянного горшка ему было мало.

      Все очень логично. Вы - молодец! И "эпоха соплей" - это вообще замечательно! Надо будет этим Вашим названием воспользоваться. Не возражаете?
      1. Башибузук 23 ноября 2015 10:40
        Меня это воодушевило. Эпоха соплей - находка!
        Остался один вопросик - кто такие эти неведомые враги, которые столь профессионально рассекали по воде и способны были атаковать форты с луж и болот?
        Пока это не выясним - спать не буду.
        С кем?, вопрос (фильм тот никак забыть не могу, Таежная граница).
        ...
        Среди прочего, культура железа именно из болот и могла пойти, кричное железо получить - пару соплей выдуть. А, уронив в воду - обнаружить свойство закалки.
        Болота Полесья, Курская магнитная аномалия, болота Десны и Оки - самие то, для изготовления железного оружия и орудий.
        ..
        Ну а с железным оружием против бронзового, да гнущегося - сам Бог велел выступить.
        И победить.
        А курганы, по второму разу, заставим насыпать женщин и детей из побежденных.
        Логично?
        1. kalibr 23 ноября 2015 10:53
          Да, вполне логично. Вообще-то следующие материалы как раз и планируются как развитие этой темы. То что Вы пишите очень интересно. Надо посмотреть, как это связывается с моим материалом. Но в целом - почему нет?
          1. Riv 23 ноября 2015 11:16
            Пользуйтесь на здоровье. Какой тут копирайт может быть? Собственно "эпоха поноса" тоже подходит. Жители форта при тогдашнем состоянии гигиены дристали дальше, чем видели. Но с бактериями человеческий организм уживается легче, чем с вирусами, так что местные, надо полагать, притерпелись.

            Враги какие? Ну были значит. Просто так частокол никто возводить не станет. Вероятнее всего все решалось тривиально, на уровне местных вождей. Объединились двое против третьего, еще один просто пограбить присоединился - и пошла войнушка. Тем более племя, способное возвести солидный форт, по определению должно накопить много врагов. Восточная Европа богата и реками, и болотами. Река зимой - та же дорога, да и летом тоже, если лодки есть. На Руси за сотни километров зимой по рекам в походы ходили. Вполне могло так оказаться, что полякам уже тогда предки славян досаждали.

            Быстрый прогресс в оружейных делах тоже тривиален. Чтобы построить такую крепость - нужно достаточно много инструмента. То есть местные кузнецы достаточно быстро набирали опыт. А с опытом - почему и меч не выковать? На самом деле это гораздо проще, чем стальной рыболовный крючок сделать.
            Вообще прогресс оружейного дела стимулируется как раз успешной обороной. Если напал и победил, то и менять оружие нет необходимости. Если тебя ограбили, то вопрос снят за смертью ограбленного. А вот если напали на тебя и ты кое-как отбился, то тут поневоле задумаешься, что еще можно противопоставить врагу. Какие там пятьсот лет? Жизни двух поколений хватило бы.
            Riv
            1. Gomunkul 23 ноября 2015 12:34
              Распространение новой культуры погребения, возможно было связано с приходом на данные территории новых народов, т.е. война, победители заселили отвоёванную территорию у побеждённых.
              По форту, на мой взгляд, данное оборонительное сооружение представляет не городское поселение, а именно военное(возможно пограничное), т.к. отсутствует инфраструктура для проживания мирного населения. И со стороны воды присутствие стены может говорить не только о возможности нападения на кораблях, но и то, что река зимой замерзала.
              Автору спасибо за интересный материал. hi
            2. Комментарий был удален.
          2. Комментарий был удален.
    2. brn521 23 ноября 2015 12:08
      Цитата: Riv
      Чего удивительного, что столь практичный подход нашел распространение и в соседних поселениях? Древние вообще были людьми весьма практичными.

      Наоборот, сжигание трупов - это дополнительные проблемы. Тех же дров нужно очень много, их еще собирать или нарубить. А после сожжения все равно ковыряться в земеле и останки засыпать - в кургане (чтобы не нашли и не разграбили, да :) ), в горшке, или просто так кучкой без оформления - захоронения разные попадаются. Гораздо проще сразу выкопать яму 1х2м или общий могильник. Эффект тот же - труп утилизирован, затрат времени и труда гораздо меньше. Например велатицкое укрепленное поселение в Блучине близ Брно. Тоже трупы жгли. Но когда трупов внезапно резко прибавилось (около 200) - археологи считают, что это не местные, налетчики какие-нибудь полегли - просто закопали. Так что тут не рациональный подход, а просто особая разновидность тараканов в голове. Своих надо сжечь. Взять тех же индусов, которые во что бы то ни стало стремились свои трупы, если не сжечь, то хотя бы слегка обуглить и отправить плавать по Гангу. А неприятеля можно и так прикопать.
      1. Башибузук 23 ноября 2015 12:34
        Вот подумал тут....а как можно сжечь труп на свайном поселении.
        Места мало, да тут еще и дополнительно дрова готовить.
        А с другой стороны, не складировать же трупы, в ожидании пока супостат уберется. Потом еще отряжать народ на копание ям всяких, да оформление могил. И чтобы видно было, и чтобы вражины не изгалялись.
        Ну, какие есть соображения?
        Простые - кузница под рукой.
        Раз кузница - значит подобие мехов для поддувания обязательно присутствуют, иначе железо не выплавишь и сталь не получится.
        А раз есть поддув, значит, и температура гораздо выше получается.
        Огонь, опять же, святыня, согревающая, кормящая. Хорошо обороняющая. И Сжигающая, если зазевался.
        Так и подумал, что трупы сжигали, может быть, прямо в кузнях. Придумать какую решетку, чуть выше горна, чтобы вонь отгоняло вверх, да знай себе поддувай.
        И вопрос сразу - то ли при поддувании (для трупов) изобрели передел железа в сталь, то ли наоборот.
        А с тех пор и отношение к кузнецам, как к опасным людям - они и с колдовством знаются, и сами практически лешие, да еще и трупосжигальщики.
        Хорошо хоть, технику безопасности худо-бедно освоили.
        Явно подальше от жилья надо их размещать.
        Что так и закрепилось в поколениях.
        У кого какие мысли?
        1. домохозяйка 23 ноября 2015 13:02
          Про кузнецов - интересно, то есть кузница - одновременно древний крематорий. Чем сжигать, в смысле дров, так леса в Европе тогда было гораздо больше, была тайга. И как в этих странах могли бы воевать на колесницах, как в статье написано? Не помню, чтоб где-то упоминались колесницы в центре Европы. Кстати, на рисунке должна была быть обозначена лужицкая культура пурпурным цветом. И где?
          1. kalibr 23 ноября 2015 18:26
            В самом центре! Пурпурный - не красный! В Геральдике это почти синий цвет!
        2. Комментарий был удален.
        3. Riv 23 ноября 2015 13:05
          Своего рода крематорий? В принципе, если дрова сухие, температура позволяла. Но меха тут были не особо нужны, достаточно печной тяги. Не находилось ли на территориях укреплений, или рядом печей с аномально высокими (выше 5 метров) дымовыми трубами? Они действительно должны были быть похожи на кричные.
          Riv
          1. Башибузук 23 ноября 2015 15:14
            Попалась как-то мне в руки публикация.
            И не припомню даже - книга ли, в интернете, еще как.
            Так там было описано именно массовое нахождение примитивных доменных печек (печами их не назовешь) в районе болот Орловского полесья, Десны. А от Десны, притока Днепра - Полесье белорусское. Основное тело Курской магнитной аномалии как раз в Орловском полесье и находится. И "метастазы" по сторонам.
            Так вот там излагалась теория получения сыродутного железа. Берем болотный ил, выкладываем очаг, пользуемся, пользуемся, потом засыпаем его новым сырьем - в результате получается слиток железа. Такого типа. Т.е получали не чугун, а сразу же сыродутное железо.
            Потом это железо надо было долго-долго проковывать, удаляя шлаки, пока не получалось что-то подходящее для поделок.
            Тонкостей уже не помню, а основное отложилось.
            ...
            В наших условиях надеяться на метеоритное железо не приходится. А вот болотной руды - валом.
            ...
            Насчет сжигания.
            Я предполагаю, что если и сжигали, то не столько из экономии леса, а сколько в противопожарных целях. Подразумеваются именно свайные поселения.
            Согласитесь, что сгореть в доме, стоящем на болоте не самая лучшая доля.
            А раз уж кузня с утра до вечера громыхает-полыхает, так что пропадать ресурсу зря. Давайте попАлим лишнее, или особо дорогое.
            1. Riv 23 ноября 2015 19:50
              Ну уж в кузнечный-то горн покойник точно не влезет.
              Riv
        4. Комментарий был удален.
    3. михаил3 24 ноября 2015 09:29
      Хорошие рассуждения, весьма логичные. Видно, что вы не историк, тем логика как правило не свойственна :) Добавлю кое что. Возникшая угроза, из за которой стали массово строить стены? Скорее всего - появление мобильных отрядов, конницы явно, имеющих высокие боевые навыки и склонность грабить слабейших.
      Теперь о "молниеносной смене". В период эпидемий бывают массовые захоронения, как правило в одну яму. Потому что вымирают люди, а их не как сейчас, а очень мало. И как немногочисленным оставшимся в живых погрести умерших? Жечь каждого, снабжая его урной? Смешно.
      Люди, вдруг озаботившиеся еще не пришедшей к ним угрозой эпидемий, массово меняют свои привычки и вместо дешевого закапывания вдруг начинают собирать кучи дров для сожжения? Тяжелая и недешевая операция вообще то. Массовая сознательность? Еще смешнее...
      А вот новая религия, провозгласившая сожжение ПРИВИЛЕГИЕЙ... Вот это куда как лучше ложится в людскую психологию. Вот если таким образом можно будет возвыситься, отхватить еще кусочек власти, влияния, вознестись над не такими богатыми и продвинутыми соседями... Ты, нищета, по старинке деда зарыл, а я вот, крутой и богатый, знатный и великий, отца сжег с пышной тризной, ага!
      Вот так "новые веяния" распространяются быстрее лесных пожаров.
      1. brn521 24 ноября 2015 10:25
        Цитата: михаил3
        А вот новая религия, провозгласившая сожжение ПРИВИЛЕГИЕЙ...

        С ходу в голову приходят только элементы жреческой ритуалистики того времени. Алтари и сжигание жертв были на вершине моды. Евреи даже на это дело вроде как целое колено отрядили. Так что находки, свидетельствующие о каннибализме вполне могут быть из этой же оперы, так сказать, логическое развитие. Жертвы богам редко сжигались целиком, обычно из тушки вырезались и приносились в жертву определенные части, а все остальное съедалось.
  5. Maks Repp 23 ноября 2015 09:50
    Спасибо автору
  6. traveller 23 ноября 2015 10:26
    судя по ареалу распространения - это кельты.
    как насчет сопоставить в следующей статье вышеприведенное вооружение с более поздним галльским и галатским?
    1. IS-80 23 ноября 2015 10:30
      Цитата: traveller
      судя по ареалу распространения - это кельты.

      Изначально это арии.
      1. Комментарий был удален.
      2. Turkir 23 ноября 2015 13:05
        Есть и такое мнение -
        Культура полей погребальных урн (КППУ), характерным отличием которых был обряд кремации с помещением праха в сосуды (точно также делали вятичи и многие другие "индоарии" Восточной Европы).
        1. traveller 23 ноября 2015 16:45
          а вятичи как в индоарии попали?
      3. traveller 23 ноября 2015 19:38
        ага, кипелов
    2. kalibr 23 ноября 2015 10:54
      Считается, что протокельтская культура. Кельты все же чуть позже. Вот именно это и планируется - ха! Только не скоро дело делается...
  7. Комментарий был удален.
  8. Reptiloid 23 ноября 2015 11:33
    Как-то не получилось правильно с цитатой,поэтому слова уважаемого Riv так: ☆☆☆☆Теперь гипотеза: у вас полным-полно покойников, которые погибли не в бою, а от болезни (ну и боевые потери тоже имеются). Что с ними делать? Ну конечно сжечь. Считалось, что огонь очищает. Пепел в горшок и закопать. Враги не найдут. Чего удивительного, что столь практичный подход нашел распространение и в соседних поселениях? Древние вообще были людьми весьма практичными.
    Вторая гипотеза: вспомним, что греки своих покойников тоже сжигали. Вероятно обычаю столько же лет, сколько и эпидемиям. Могли купцы и грабители занести обычай в Европу? Могли конечно. Местные, посмотрев на это, опробовали его у себя. Великий Один, получилось! Быстрое уничтожение трупов наверняка должно было снизить заболеваемость в поселениях. Ну а раз так, значит это и богам угодно.☆☆☆☆☆
    В отношении похорон Греки были прагматиками.Вспомним:рельеф там гористый,почва---каменистая,в особенности на островах и островках.А для похорон нужен толстый слой ЗЕМЛИ.На равнинах Евразии её хоть отбавляй.А вот в Греции...в общем,понятно.А для кремации нужны---деревья!Если они есть.А если нет---сгодятся и бревна и доски от судов,"вышедших из употребления" и выброшенных на берег.Маленькому мне пришлось жить на берегу моря в доме,где топили печку.Там море часто приносило обломки лодок и даже целые деревья---"морское " дерево горит хорошо.А вот в Тибете,например,деревьев мало---не кремируешь,земли как таковой нет,чистая вода---драгоценность,поэтому там похороны обряд был совсем другой.
    С уважением,Вячеслав.Спасибо за статью---очень много проясняет.
    1. Riv 23 ноября 2015 12:14
      Ну опять же: бедному ахейцу, или рабу все равно было, где лежать. А вот знатных воинов хоронили качественно, в курганах. Уж не настолько там у них земли не хватало, чтобы царя не закопать. Практически все археологические находки той эпохи в курганах и сделаны. Редко бывало, чтобы весь город накрыло, как те же Помпеи. Сжигали мертвых в походах, опять же: чтобы над могилой нельзя было надругаться, и чтобы заразу не распространять, если умер от болезни.

      А Тибет - там тоже не в земле дело. Тру-буддист после своей смерти обязан отдать свое тело тем, кто еще живет на земле. Ну ясно, что другие буддисты его жрать не станут, а вот собаки бродячие подойдут в самый раз. Так и делали (да вроде и делают до сих пор). Ну а если ты совсем святой, то клянешься не уходить в нирвану до тех пор, пока ее не достигнет даже трава. Тут уже не имеет значения: мертвый, или живой. Так бодхисатвами и становятся. Тогда твой труп ни собачка не тронет, ни даже микробы.
      Riv
      1. домохозяйка 23 ноября 2015 13:12
        Буддисты в Тибете и в Индии - разные? В Индии как раз сжигают. Так что всё-таки не в религии дело, а в местных условиях. Чукчи никаких условий не имели, яму не выкопаешь, сжигать не на чем, зато просторно, вот они как раз и отвозили трупы подальше, ещё и одежду на них резали, чтоб звери быстрее добраться могли. А если эпидемия, и селение вымирало, так их просто оставляли, не ходили туда больше никогда.
        1. Riv 23 ноября 2015 14:17
          Течения Буддизма разные, да. Но дело не в этом. В Индии этот обычай существовал, когда еще Буддизма не было и в помине.
          Кстати: в древности в Индии сжигали только людей высших варн, кшатру и брахманов. И то не каждого, а только заслуженных. Жены шли на костер в комплекте. Это уже ближе к нашему времени обычаи стали не так суровы. Для жен сати стало не обязательным и на костер стала проситься всякая чернь.
          Riv
      2. Turkir 23 ноября 2015 13:58
        А вот знатных воинов хоронили качественно, в курганах.

        По гаплогруппам - R1a1 - сжигали, R1b1 - хоронили в курганах.
        Тру-буддист - незнакомый мне термин. Не проясните его значение?
        Зороастрийцы - они не хоронили и не сжигали своих умерших, оставляя их тела на съедение птицам в башнях молчания.
        1. Riv 23 ноября 2015 14:19
          True - "истина". Это жаргон. Тру-... кто-то по-настоящему чем-то увлеченный. Обычно употребляется в ироничном смысле.

          Гаплогруппы вполне укладываются в гипотезу о внешней угрозе. Идет нашествие "неведомых народов", причем такие миграции растягивались на десятилетия, а то и на века. Местные строят крепости, пришельцы медленно смешиваются с аборигенами. Или уничтожают - как получится. Или сами гибнут. Проходит время, часть обычаев забывается, часть заимствуется. Кто-то из пришельцев выдвигается в вожди. Их и хоронят в курганах, по их же обычаю и вере.

          Ну не бывало никогда так, чтобы курган насыпали для каждого. Вождю - повыше, разумеется. Дружинникам поменьше. Пейзанам - маленькая кучка земли на могиле. Рабу вообще ничего не полагалось.
          Riv
          1. Turkir 23 ноября 2015 15:02
            Вы имели ввиду английское слово "true"? Смесь французского с нижегородским.
            Если кто-то по настоящему чем-то увлечен, то причем здесь ирония, то есть скрытая насмешка? Над чем здесь насмехаться? Мне не очень понятно.
            Очень интересно узнать какая группа людей употребляет сей жаргон?
            Пишу без иронии, в каких кругах употребляют?
            Спрашиваю на всякий случай, чтобы случайно не попасть впросак.
            Сам употребляю только жаргон (в устной речи, а не в письменном виде) связанный с компьютерами и программированием.
            1. Riv 23 ноября 2015 20:07
              А это, насколько я помню, пошло из музыки. Конкретно: из рока. Музыка норвежских блек-металлистов выделяется в особое направление. Считается даже, что правильный блек-металл могут играть только норвежцы. "True Norwegian Black Metal". Причем такой музыкант должен вести и соответствующий образ жизни: хулиганить, бухать, колоться, осквернять церкви и все такое. Иначе не "тру".
              Соответственно обществом эти принципы воспринимаются скорее иронично.
              Riv
    2. brn521 23 ноября 2015 12:27
      Цитата: Reptiloid
      рельеф там гористый,почва---каменистая,в особенности на островах и островках.

      Цитата: Reptiloid
      А для кремации нужны---деревья!Если они есть

      Считается, что с деревьями и почвой в те времена дела обстояли гораздо лучше, чем сейчас. Если растет трава, затем кусты и деревья, то камни уходят под перегной и землю довольно быстро. Например, ландшафт старой камнерезки около моего дома ушел под дерн лет за 15.
  9. Glot 23 ноября 2015 11:55
    Хорошая статья. Автору плюс. ))
  10. Reptiloid 23 ноября 2015 14:15
    [quote=домохозяйка]Буддисты в Тибете и в Индии - разные?
    Конечно,разные,уважаемая Домохозяйка,Ирина!Об этом говорил Будда:разница в долина и в горах.Так же и похороные обряды: в Тибете---в желудках животных,то есть просто оставляли в уединённом месте,а звери и птицы---сами придут и прилетят.
    С уважением.
  11. Turkir 23 ноября 2015 14:37
    Арабские источники:
    Аль-Джайгани конец IX начало X вв.
    Ибн-Фадлан - около 922 года
    Ибн-Росте "Книга драгоценных драгоценностей"
    Аль-Масуди "Промывальни золота" (Золотые луга) 943-947
    Ибн-Хаукаль 976-977 "Книга путей и государств" - "Русь есть народ, который сжигает своих мертвецов"
    Все пишут об обычае русов сжигать покойника.
    -----------
    Но культура погребальных урн - конечно принадлежит кельтам, готам или шведам. Замечательный, логически оправданный, вывод, в котором конечно нет места русам, о которых никто и никогда не слышал... кроме арабов.
    Другое дело - кельты.
    Зато "профи" теперь нашли другой выход - русы это викинги...
    1. домохозяйка 23 ноября 2015 15:59
      Викинги вообще, кажется, не народ, а ... даже не знаю, не сословие, как казаки, а скорее пираты? Тоже не совсем. Они могли быть из разных народов, но проживать вместе, имея общее занятие, не разбой только, но и земледелие и торговля, и дальние путешествия в поисках новых земель.
      1. kalibr 23 ноября 2015 18:52
        Есть очень хороший фильм СССР-Норвегия "И на камнях растут деревья" - посмотрите. Оч.хор. про викингов!
        1. Riv 23 ноября 2015 20:09
          Если уж на то пошло, то само слово "викинг" означало "поход за добычей", или "поход за победой". Так и говорили: "ушел в викинг". Типа: не просто пограбить отправился, а еще и за славой.
          Riv
        2. venaya 23 ноября 2015 21:58
          Turkir: ..."профи" теперь нашли другой выход - русы это викинги...
          домохозяйка: Викинги вообще, кажется, не народ, а ... даже не знаю, не сословие, как казаки, а скорее пираты? Тоже не совсем...
          kalibr: Есть очень хороший фильм ...
          Кино действительно, очень хорошая форма пропаганды (и Ленин тоже об этом говорил). Недаром сейчас что не фильм, то откровенная парнуха, чего-то пропагандируют, кто бы ещё понял зачем. Кто был в скандинавии, тот мог заметить, что там повсюду сколотые (молодые) скалы, очень похоже что и название полуострова от этих сколотых камней и происходит. А когда смотришь на этих скандинавов, то у всех у них русые волосы, я бы даже сказал бело-русые, да и сами они очень похожи больше на белорусов. Другое дело, что сухопутных дорог на севере у них напрочь нет, и поэтому ходят они на своих судах исключительно по морю, как впрочем и мурманские поморы. В связи с этим всегда имели прямые родственные связи именно с архангельскими поморами, и генетика отсюда их полностью сходиться с генетикой архангельских поморов. Другое дело язык: последняя модификация языка норвежцев (по русски - северо-пУтинцев) произошла только в 1905-ом году, и намешен этот язык из разных источников. Здесь кроме русских корней чувствуется влияние языков тюрко-германских племён и даже некоторые латинские корни, отсюда видимо и термин "викинги", напоминающий латинский термин "виктория" - то есть победители, возможно в налётах на чужие морские побережья, что часто описывалось, к примеру набегов на побережья Франции. Французский язык иногда называют "кухарской латынью", тогда неудивительно и прозвище этих морских (поморских) разбойников. Кто-то несогласен с тем что слово "викинг" имеет больше значение прозвища, а не самоназвание национальности, пожалуйста, я открыт к плодотворной дискуссии. Кстати, и вопрос со словом "солярной" меня тоже удивил, в русском языке привычнее коренное слово "солнцепоклонники", и в английском есть выражение "Happy New Year" - что соответствует - "счастливого нового бога солнца Яра", явный признак того что язык имеел корни солнцепоклонников. И какой смысл использовать терминалогию полуафриканского диалекта этрусского языка (латинского) в качестве первородного для его использования в русскоязычном тексте статьи? Это что, подготовка текста для дальнейшего его перевода на иностранные языки?
          1. kalibr 24 ноября 2015 08:48
            Зачем переводить то, что им и так известно? Подвернулось слово под руку и вставилось. Кто знает, что у нас в голове? У Вас так никогда не было?Что за черт? Лишь бы под....ь! Вы еще про русофобию напишите! Иностранные слова употребляет!!!
  12. cth;fyn 23 ноября 2015 19:28
    Пф, да всеж понятно как божий день... Зомби, да, да, я прикалываюсь совершенно с серьезным видом. Зомби!
    Ну сами посудите во всех фильмах про зомби их сжигают, для верности, к тому же облоданые кости как бы намекают, а длинными рубящими мечами хорошо отрубать тупые бошки, ну как моя, но только зомби. К тому же целые области обезлюдели, и вокруг селений возникли частоколы, прям идеальная картина зомбиапокалипсиса. Я все разгадал посоны, расходимся

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня