Индийское оружие в Метрополитен-музее США (часть 4)

Было бы очень здорово изучать историю материальной культуры на основе разного рода музейных экспонатов, выложенных в Интернет. Просто дан список тем и список музеев. Можешь зайти с темы, можешь с музея, а можешь и с эпохи, страны. Главное, что бы был один, причем высокий, стандарт качества. Одинаковый стиль описания, фотографии с определенным разрешением и с определенным фоном. И чтобы доступ к ним и скачивание были бы бесплатными. Сегодня, увы, не так. В наших краеведческих музеях денег на съемку и отцифровку артефактов просто нет. Хочешь сделать фото в Пензенском краеведческом музее – плати 100 рублей, причем за фото без штатива. В музеях рангом повыше цена за фото, что ты у них заказываешь, доходит до 200 и выше. Но то же самое наблюдается и в Индии. Снимать в музеях – сколько хочешь, но вот так «за красивые глаза» качественных фото сделать тебе не дадут, а самим снимать – нет денег. Вот и получается, что подобный подход по карману лишь очень богатым и продвинутым музеям, вроде Токийского национального музея, регионального музея в Лос-Анджелесе, и, конечно, у Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Последний в этом плане на голову выше всех прочих. И навигация простая и фотографий, причем одинакового качества и с очень подробными описаниями, выложено очень много. Только по оружию их что-то около 1450 штук! Правда, есть одна интересная особенность. Когда просматриваешь эти фотографии, сгруппированные по нескольку десятков на странице, видишь, что многие «картинки» отсутствуют, хотя подпись есть. А вот через какое-то время они возникают, в результате чего приходится смотреть, смотреть и смотреть! Причем не факт, что то фото, что есть сейчас, окажется на своей странице завтра. Такая вот странная «рулетка»! Однако в любом случае это лучше, чем в других местах, так что вот с кого следует брать пример тем музеям, что хотят пойти по этому пути.

Вот и в отношении индийского оружия Метрополитен-музей собрал не только впечатляющую коллекцию индийского оружия (а также японского, тибетского, китайского, рыцарских доспехов…), но и очень умело выложил его фотографии. Конечно, было бы интереснее и полезнее расписать во всех подробностях, когда тот или иной вид оружия появился, как использовался, но… согласитесь, что это труд на целую многостраничную монографию. Поэтому давайте для начала просто посмотрим на то, чем располагает этот музей (и не только он, для полноты раскрытия темы), а затем… может быть кто-нибудь «молодой» этим потом и займется?!
Ну, а начать лучше всего будет с сабель, поскольку они… поистине прекрасны!


Индийское оружие в Метрополитен-музее США (часть 4)

1. Вот сабля шемшир индо-иранского образца, клинок которой датируется 1748–1749 либо 1750–1751 гг. Клинок иранский, ножны и перевязь – индийские.


2. Шемшир из Персии (около 1800 г.), но вполне мог использоваться и в Индии, тем более что сделан он из индийского булата. Совершенно роскошная вещь: у клинка в прорези вставлены мелкие жемчужины, отделка произведена эмалью, золотом, изумрудами, «рыбьей кожей», рукоять из слоновой кости.


3. Турецкий клыч или кылыч. Клинок датируется 1550–1551 гг. Опять-таки ареал таких клинков был очень широк, есть они и в Оружейной палате Кремля (сабля князя Мстиславского), есть и в музеях Индии.


4.Меч из Тибета, XVIII – XIX вв. Причем, именно из Тибета, где «настоящих рыцарей» видели еще в 1935 году и даже позднее.


5. Пата XVIII в. – очень интересный индийский меч, клинок которого являлся продолжением стальной «перчатки». «Емкость» для кулака оформлена в виде головы зубастого чудовища, изо рта которого в свою очередь высовывается голова слона. Бивни его служат для того, чтобы не дать клинку противника соскользнуть с него на руку. Как сражались такими «мечами», ведь при этом напрягались совсем другие группы мышц, представить себе нелегко. Одно можно сказать с уверенностью: этому нужно было долго учиться. Тот, кто раньше дрался саблей, так вот просто перейти на пату не мог!


6. Меч из Бутана – королевства рядом с Непалом, XVIII – XIX вв.


7. Турецкая сабля XVIII в. с секретом – вделанной в ножны емкостью для дротика. Отделка: серебро, чернь, кожа. Длина клинка 58.42 см. Очень популярное на Востоке оружие.


8. Турецкий синжал с «пламенеющим клинком» в стиле малайского криса и рукоятью из оникса декорированной золотом и рубинами. Ножны украшает серебряная скань и крупные изумруды. XIX в. Длина 56.5 см. Общий вес 396.9 г.



9. Двойной кутар из британской коллекции Уоллеса XIX в. Британцы тоже, как вы видите, хорошо дают свои артефакты, но у американцев их едва ли не больше! Длина клинков 18.4 см.


10. Г-образный кутар с двумя клинками и гардой для руки, XVIII в. Вес 575.5 г.


11. Т-образный кутар с тремя клинками, XVI – XVII вв. Вес 802.3 г.


12. Кутар из Южной Индии с тремя клинками европейского производства. Длина 53.7 см. Вес 677.6 г.


13. Кутар с раздвижными клинками типа «ножницы», XVIII – XIX вв. Длина 48.9 см. Вес 864.7 г.


14.Джамбия. Турция, XIX в. Вес 507.5 г.; вес ножен 229.6 г.


15.Индийский кинжал XIX в. Длина 46.7 cм. Вес 430.9 г.; вес ножен 280.7 г.


16. Индийский кинжал XVIII в. Отделка: кожа акулы, золото, серебро, изумруды, рубины, сапфиры.


17. Индийский кинжал хаджарли XVII – XVIII вв. Длина 29.2 см. Вес 266.5 г.


18. Индийский или непальский кукри XVIII – XIX вв. Длина 44.1 см. Вес 396.9 г.


19. Индийская секира из Королевского Арсенала из Лидса в Англии.


20. Индийский боевой топор табар, XIX в. В рукоятку вделан клинок, который при необходимости можно извлечь и пустить в дело. Длина 56 см.; длина кинжала 26 см.


21. Загнол «вороний клюв» XVIII – XIX вв. Длина 70, 5 см. Длина клинка 13, 5 cм.


22. Чарайна – «четыре зеркала», XVIII в. Появилась в Персии в XVI в.


23. Могольский шлем, Индия, XVIII в. Музей Виктории и Альберта, Лондон.


24. Индийский мушкет 1835 г., замок британский. Калибр 13.97-мм. Вес 4366 г. Длина 149.86 см. Длина ствола 108.59 см. Ствол из крученого дамаска.


25. Индийский мушкет XVIII в. Длина 156.9 см.


26. Для сравнения наш мушкет из Дагестана, кубачинской работы ок. 1800 –1850 гг. Калибр 14.22-мм.Длина 132.08 см. Арабская надпись на стволе гласит: «Принадлежит Абу Муслиму Хан Шамхалу».


27. А это зримый пример взаимопроникновения культур: клинок от турецкого клыча, а рукоятка от индийского тальвара.

Ну, вот мы и коснулись, причем очень поверхностно, темы национального индийского оружия и вывод один: если разбираться в нем досконально, то на это нужно будет потратить очень много сил, времени и денег! Ведь даже только по одним тальварам информации море. Разные клинки, разные рукояти в зависимости от времени, района – более бочкообразные или менее, с дужкой-гардой или без, стили оформления – одним словом изучать и изучать. Даже чтобы просмотреть их в коллекции Метрополитен-музея и то надо много времени, а ведь еще есть музеи в Нью-Дели, Хайдарабаде, Мумбаи. То есть и английский желательно знать и… хотя бы хинди, ну и в Индии побывать тоже очень желательно. Так что дело это интересное, но трудное и дорогое!
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти