Пол Пот. Путь красного кхмера. Часть 2. Победа в гражданской войне

18
К тому времени, когда «красные кхмеры» окончательно закрепились в горных районах северо-восточной Камбоджи, в стране также происходили стремительные политические изменения. Социально-экономическая ситуация в Камбодже ухудшалась, поскольку государственная программа сельскохозяйственной кооперации не оправдала возложенных на нее надежд. Большая часть кредитных средств оказалась под контролем традиционной феодальной знати и ростовщиков. Отказ Камбоджи от торговых операций с США, в свою очередь, способствовал росту контрабанды и «теневизации» экономики. Под влиянием экономических трудностей правительство Сианука было вынуждено пойти на либерализацию инвестиционной сферы камбоджийской экономики.

Другой причиной сложного положения Камбоджи была внешняя политика руководства страны. Принц Нородом Сианук, разорвавший дипломатические отношения с США и подчеркивавший свои просоветские и прокитайские симпатии, вызвал антипатию со стороны американского руководства. США приступили к поиску «сильного лидера», способного оттеснить на второй план, а то и вообще отстранить Нородома Сианука от управления Камбоджей. И такой человек вскоре нашелся. Им стал генерал Лон Нол. Он представлял интересы камбоджийской военной элиты — старших офицеров армии, полиции и органов безопасности, разочаровавшихся в политике Сианука после ухудшения взаимоотношений страны с США. Отказ от американской помощи означал и сокращение военного бюджета, что наносило прямой ущерб интересам камбоджийских генералов и полковников, занятых «распилом» выделяемых на оборону средств. Естественно, что в среде военной элиты росло недовольство правительством Сианука. Офицеры были недовольны и «заигрыванием» главы государства с Демократической Республикой Вьетнам и Национальным фронтом освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ). Генерал Лон Нол, занимавший очень высокое положение в государственном и военном руководстве Камбоджи, был наиболее подходящей фигурой на роль выразителя интересов военной элиты, смыкавшихся со стратегическими интересами Соединенных Штатов Америки в Восточном Индокитае.

Заговор генерала и принца

Как и многие камбоджийские политические деятели, Лон Нол (1913-1985) родился в смешанной камбоджийско-китайской семье. Его отец был кхмером-кромом, а дед по материнской линии — китайцем из провинции Фуцзянь. После окончания лицея в Сайгоне, юный Лон Нол поступил в Королевскую военную академию Камбоджи, а в 1937 г. начал службу во французской колониальной администрации. Лон Нол был образцовым колониальным служащим. Он участвовал в подавлении антифранцузских выступлений в 1939 г. и многое сделал для обуздания национально-освободительных стремлений своего народа. За это колонизаторы ценили Лон Нола. В 1946 г. тридцатитрехлетний Лон Нол занял пост губернатора провинции Кратьэх. Лон Нол не скрывал правых монархических взглядов, но в то время стремился позиционировать себя как последователя Нородома Сианука. В 1951 г. Лон Нол возглавил камбоджийскую полицию, а в 1952 г., находясь в звании подполковника, начал службу в камбоджийской армии. Но наиболее стремительно карьера молодого офицера пошла ввысь после провозглашения независимости Камбоджи. В 1954 г. Лон Нол стал губернатором провинции Баттамбанг — крупного региона на северо-западе страны, на границе с Таиландом, называемого также «рисовой чашей Камбоджи». Однако, уже в следующем 1955 году губернатор Баттамбанга Лон Нол был назначен на должность начальника Генерального штаба камбоджийской армии. В 1959 г. Лон Нол занял пост министра обороны Камбоджи и находился в этой должности семь лет — до 1966 г. В 1963-1966 гг. генерал параллельно занимал также должность вице-премьера в камбоджийском правительстве. Политическое влияние Лон Нола, которому благоволили американские спецслужбы, особенно усилилось во второй половине 1960-х гг. В 1966-1967 гг., с 25 октября по 30 апреля, Лон Нол первый раз занимал пост премьер-министра страны. 13 августа 1969 г. Нородом Сианук повторно назначил генерала Лон Нола главой камбоджийского правительства. Этим назначением Лон Нол и воспользовался в собственных интересах. Он составил антиправительственный заговор, договорившись с принцем Сисоватом Сирик Матаком.

Принц Сирик Матак (1914-1975) был еще одной заметной фигурой в правых кругах Камбоджи. По своему происхождению он принадлежал к королевской династии Сисоват, которая, наряду с династией Нородом, имела право на камбоджийский престол. Однако французская администрация предпочла обеспечить королевский трон Нородому Сиануку, доводившемуся двоюродным братом Сирику Матаку. Принц Матак, в свою очередь, занял пост министра обороны Камбоджи, но затем был отправлен Сиануком в отставку. Дело в том, что Матак выступал категорически против политики «буддийского социализма», проводимой Сиануком. Он отвергал и сотрудничество с партизанами Северного Вьетнама, которым благоволил Сианук. Именно политические разногласия стали причиной опалы принца Матака, который получал назначения послом в Японию, Китай и на Филиппины. После того, как генерал Лон Нол был назначен премьер-министром Камбоджи, он сам выбрал принца Сисовата Сирика Матака в свои заместители. Став вице-премьером, курировавшим, в том числе, и экономический блок камбоджийского правительства, принц Матак приступил к денационализации экономики страны. В первую очередь, это касалось либерализации правил торговли алкоголем, действия банковских заведений. Судя по всему, принц Сирик Матак был настроен на скорейшее низложение своего брата с поста главы государства. Однако до весны 1970 г. американское руководство не давало согласия на переворот, до последнего рассчитывая «перевоспитать» Сианука и продолжать сотрудничество с легитимным главой государства. Но принцу Сирику Матаку удалось найти доказательства помощи Сианука вьетнамским партизанам. К тому же, и сам Сианук подчеркнуто дистанцировался от США.

Военный переворот и свержение Сианука

В марте 1970 г. Сианук предпринял поездку по Европе и странам социалистического лагеря. Он посетил, в частности Советский Союз и Китайскую Народную Республику. Тем временем, воспользовавшись отсутствием Сианука в Камбодже, Сирик Матак решил действовать. 12 марта 1970 г. он объявил о денонсации торговых договоров с Северным Вьетнамом, был закрыт для вьетнамских кораблей порт Сиануквиль. 16 марта в Пномпене состоялся многотысячный митинг против присутствия на территории Камбоджи вьетнамских партизан. Одновременно, с учетом массовых беспорядков в столице, заговорщики решили арестовать высокопоставленных силовиков, поддерживавших Сианука. Так, одним из первых был арестован генерал Оум Маннорине — зять Нородома Сианука, занимавший пост государственного секретаря по вопросам обороны. 18 марта столица страны Пномпень была окружена войсковыми частями, верными заговорщикам. Фактически в стране произошел военный переворот. Вскоре было официально заявлено о лишении Нородома Сианука всех полномочий главы государства. Власть перешла в руки генерала Лон Нола, хотя формальным главой Камбоджи стал руководитель Законодательного собрания Ченг Хенг. Что касается Сианука, находившегося в момент переворота за границей, то ему дали понять, что в случае возвращения в Камбоджу принца ожидает смертная казнь. В ответ, 23 марта 1970 г., Нородом Сианук, находившийся в это время в Китае, призвал граждан страны к восстанию против хунты генерала Лон Нола. В провинциях Кампонгтям, Такео и Кампот начались массовые беспорядки с участием сторонников Сианука, требовавших вернуть власть легитимному главе государства. Во время подавления беспорядков в провинции Кампонгтям был зверски убит брат генерала Лон Нола Лон Нил, служивший комиссаром полиции в городе Мимот и владевший крупными каучуковыми плантациями на территории провинции. Лон Нилу вырезали печень, доставили ее в китайский ресторан и велели ее приготовить. После приготовления печень полицейского комиссара подали к столу и съели.

Однако верные Лон Нолу войска действовали не менее жестоко, чем повстанцы. Против восставших были брошены танки и артиллерия, тысячи людей погибли или оказались в тюремных застенках. 9 октября 1970 г. в стране была провозглашена Кхмерская республика. Ее президентом в 1970-1972 г. оставался Ченг Хенг, а в 1972 г. его сменил генерал Лон Нол. Не только политическая, но и экономическая ситуация в стране в результате дестабилизации обстановки, резко ухудшилась. После призыва Нородома Сианука и подавления восстаний в провинции Кампонгтям и ряде других регионов страны, в Камбодже началась гражданская война. Сианук обратился за помощью к камбоджийским коммунистам, которые также пользовались поддержкой Китая и представляли собой достаточно влиятельную в провинции и боеспособную силу. В мае 1970 г. в Пекине прошел I съезд Национального единого фронта Камбоджи, на котором было решено создать Королевское правительство национального единства Камбоджи. Его главой стал Пени Нут, а пост заместителя премьер-министра и министра обороны занял Кхиеу Сампхан — ближайший друг и соратник Салот Сара. Таким образом, сиануковцы оказались в тесной связке с коммунистами, что способствовало дальнейшему росту влияния последних на камбоджийские крестьянские массы.

Прекрасно понимая всю шаткость своего положения, генерал Лон Нол провел мобилизацию населения в вооруженные силы страны. Значимую поддержку лонноловцам оказывали Соединенные Штаты Америки и Южный Вьетнам. Сианук противопоставил Лон Нолу Национально-освободительную армию Камбоджи, созданную на базе вооруженных отрядов «красных кхмеров». Постепенно «красные кхмеры» заняли все командные посты в Национально-освободительной армии Камбоджи. Принц Сианук потерял реальное влияние и фактически был оттеснен на второстепенный план, а руководство антилонноловским движением монополизировали коммунисты. На помощь «красным кхмерам» пришли отряды южновьетнамских партизан и северовьетнамской армии, базировавшиеся в восточных провинциях Камбоджи. Они развернули наступление на позиции лонноловцев, и вскоре под ударом коммунистических сил оказался сам Пномпень.

Камбоджийская кампания США

30 апреля — 1 мая 1970 г. в события в Камбодже вмешались США и Республика Вьетнам (Южный Вьетнам), предпринявшие вооруженную интервенцию на территорию страны. Отметим, что США признало Кхмерскую республику генерала Лон Нола практически сразу же после военного переворота. 18 марта 1970 г. был низложен Нородом Сианук, а уже 19 марта Государственный департамент США официально признал новый камбоджийский режим. 30 марта 1970 г. американское военное командование в Южном Вьетнаме получило право санкционировать ввод войск США в Лаос или Камбоджу в случае военной необходимости. 16 апреля 1970 г. правительство Лон Нола обратилось к властям США с просьбой о предоставлении стране военной помощи для ведения борьбы с коммунистическими повстанцами. Руководство США отреагировало на просьбу новых властей Камбоджи незамедлительно. Спустя два дня начались поставки оружия и боеприпасов из Южного Вьетнама, с баз американской армии, в Камбоджу. Также в Камбоджу стали проводить рейды подразделения южновьетнамской армии, перед которыми была поставлена задача оказания поддержки войскам Лон Нола в борьбе с коммунистическими повстанцами на востоке страны. О полной поддержке режима Лон Нола заявило и руководство военного блока СЕАТО, объединявшего проамериканские режимы Юго-Восточной Азии. Генеральный секретарь блока Хесус Варгас заявил, что в случае просьбы нового руководства Камбоджи о помощи, СЕАТО рассмотрит ее в любом случае и окажет военную или иную помощь. Поэтому когда 30 апреля в Камбоджу вторглись американские войска, это не стало неожиданностью ни для одной из сторон конфликта.

Пол Пот. Путь красного кхмера. Часть 2. Победа в гражданской войне
— генерал Лон Нол с соратниками

В Камбоджийской кампании приняло участие в общей сложности 80-100 тысяч американских и южновьетнамских военнослужащих. Только с американской стороны были задействованы силы пяти армейских дивизий. В то же время, крупных сражений с северовьетнамской армией на территории Камбоджи не произошло, поскольку северовьетнамские силы были заняты в боевых действиях против войск Лон Нола. Американцам и южновьетнамцам удалось достаточно быстро захватить целый ряд важных баз НФОЮВ, которые слабо охранялись и представляли собой легкую добычу для неприятеля. Однако начало боевых действий американской армии в Камбодже было с негодованием встречено американской общественностью. В США начались массовые студенческие волнения, охватившие почти всю страну. В 16 штатах властям пришлось вызывать подразделения Национальной гвардии для подавления протестов. 4 мая 1970 г. в Кентском университете национальные гвардейцы, открыв огонь по толпе протестующих, убили четырех студентов. Еще два студента погибли в Джексоновском университете. Гибель шести молодых американцев вызвала еще больший накал общественного негодования.

В конце концов, президенту США Никсону пришлось заявить о скором прекращении военной операции в Камбодже. 30 июня 1970 г. американские войска были выведены с территории Камбоджи, однако вооруженные силы Южного Вьетнама остались в стране и приняли участие в боевых действиях против коммунистов на стороне Лон Нола. Продолжала фактически участвовать в гражданской войне в Камбодже на стороне режима Лон Нола и американская военная авиация, осуществлявшая бомбардировки территории страны на протяжении трех лет. Но, несмотря на поддержку американской авиации и южновьетнамских войск, режиму Лон Нола не удавалось подавить сопротивление камбоджийских коммунистов. Постепенно войска Лон Нола перешли к обороне, а наступающие «красные кхмеры» неоднократно подвергали артиллерийским обстрелам столицу страны Пномпень.

Гражданская война сопровождалась фактическим разрушением социально-экономической инфраструктуры Камбоджи и массовым перемещением населения в города. Поскольку восточные провинции страны, расположенные на границе с Вьетнамом, подвергались наибольшим бомбежкам со стороны американской авиации, многие мирные жители из них бежали в Пномпень, рассчитывая, что бомбить столицу лонноловского режима американцы не будут. В Пномпене беженцы не могли найти работу и достойное жилье, формировались «анклавы нищеты», что также способствовало распространению радикальных настроений уже среди новых переселенцев. Численность населения Пномпеня к 1975 г. возросла с 800 тыс. в конце 1960-х гг. до 3 млн. человек. Едва ли не половина Камбоджи переселилась в столицу, спасаясь от авиационных бомбардировок и артиллерийских обстрелов. Кстати, на территорию Камбоджи американская авиация сбросила больше бомб, чем на гитлеровскую Германию за весь период Второй мировой войны. Только в феврале — августе 1973 г. ВВС США сбросили 257 465 тонн взрывчатых веществ на территорию Камбоджи. В результате бомбежек американской авиации, на территории Камбоджи было разрушено 80 % промышленных предприятий, 40 % дорог и 30 % мостов. Жертвами американских бомбежек стали сотни тысяч камбоджийских граждан. Всего же в результате гражданской войны в Камбодже погибло около 1 млн. человек. Таким образом, в маленькой Камбодже США осуществляли политику уничтожения мирного населения, прибегая к совершению настоящих военных преступлений, ответственность за которые никто так и не понес. Более того — ряд исследователей считает, что сама история «полпотовского геноцида» по большей части является пропагандистским мифом США, изобретенным с целью прикрытия американских военных преступлений в Камбодже и выдачи жертв американской агрессии за жертвы коммунистического режима. В частности, такой точки зрения придерживается известный философ и языковед левых взглядов Ноам Хомски, которого уж точно сложно заподозрить в симпатиях к Пол Поту и полпотизму.



«Красные кхмеры» и «крестьянский коммунизм»

В свою очередь, американские бомбардировки Камбоджи, в сочетании с полным экономическим и социальным фиаско правительства Лон Нола, способствовали дальнейшему распространению коммунистических взглядов среди камбоджийского крестьянства. Как известно, жители буддийских монархий Индокитая традиционно испытывали огромное уважение к своим монархам. Королей буквально боготворили, не был исключением и камбоджийский принц Нородом Сианук. После того, как принц был свергнут кликой генерала Лон Нола, значительная часть кхмерского крестьянства оказалась в оппозиции новому режиму, так как не желала признавать низложение представителя королевской династии. С другой стороны, идеи коммунизма рассматривались как созвучные распространенному в буддийских странах учению о приходе Будды Майтрейи и возвращении «золотого века». Поэтому для кхмерских крестьян отсутствовало противоречие между поддержкой принца Нородома Сианука и симпатиями к «красным кхмерам». Росту поддержки со стороны крестьянского населения способствовало освобождение от власти лонноловского режима целых районов Камбоджи. На освобожденных территориях фактически устанавливалась власть коммунистов, экспроприирующих собственность помещиков и формирующих собственные органы власти и управления. Действительно, в жизни освобожденных районов наблюдались определенные позитивные перемены. Так, на территории, контролирующейся коммунистами, создавались органы народного самоуправления, велись занятия в школах, пусть и не лишенные чрезмерного идеологического компонента. Наибольшее внимание «красные кхмеры» уделяли пропаганде среди молодежи. Молодежь и подростки были наиболее желанной целевой аудиторией «красных кхмеров», которые распространяли цитатники Мао Цзэдуна и призывали молодежь вступать в ряды Национально-освободительной армии Камбоджи. Командующим армией в это время был Салот Сар, возглавлявший коммунистическое движение страны. Что касается Нородома Сианука, то к этому времени он уже не имел никакого влияния на происходящие в Камбодже процессы, о чем как то заявил одной из европейских журналисток — «они выплюнули меня как вишневую косточку» (о «красных кхмерах», фактически оттеснивших его от руководства антилонноловским движением). После того, как было нивелировано влияние Сианука, последователи Салот Сара озаботились искоренением в рядах камбоджийской компартии вьетнамского влияния. Руководители «красных кхмеров», в особенности сам Салот Сар и его ближайший соратник Иенг Сари, крайне негативно относились к Вьетнаму и вьетнамскому коммунистическому движению, что переносилось и на отношение к вьетнамцам как к народу. Именно антивьетнамские настроения Салот Сара способствовали окончательному размежеванию камбоджийских и вьетнамских коммунистов в 1973 г. Северный Вьетнам вывел свои войска с территории Камбоджи и отказался поддерживать «красных кхмеров», но к этому времени сторонники Салот Сара и так неплохо себя чувствовали, контролируя значительную часть территории страны и фактически отрезав Пномпень от важных в экономическом отношении сельскохозяйственных провинций Камбоджи. Кроме того, «красным кхмерам» помогал маоистский Китай и сталинистская Северная Корея. Именно Китай стоял за антивьетнамскими инициативами «красных кхмеров», поскольку Вьетнам оставался проводником советского влияния в Юго-Восточной Азии и конфликтовал с Китаем, а Пекин стремился к созданию собственного «опорного пункта» в Индокитае, с помощью которого можно было бы осуществлять дальнейшую идеологическую и политическую экспансию в Юго-Восточной Азии.

Следует отметить, что идеология «красных кхмеров», окончательно сложившаяся к середине 1970-х гг., представлялась крайне радикальной даже по сравнению с китайским маоизмом. Салот Сар и Иенг Сари уважали Иосифа Сталина и Мао Цзэдуна, но выступали за еще более стремительные и радикальные преобразования, подчеркивая необходимость и возможность перехода к коммунистическому обществу без промежуточных этапов. В основе идеологии «красных кхмеров» лежали взгляды их видных теоретиков Кхиеу Сампхана, Ху Нима и Ху Юна. Краеугольным камнем концепций перечисленных авторов было признание беднейшего крестьянства ведущим революционным классом в Камбодже. Ху Юн утверждал, что в Камбодже именно беднейшее крестьянство является наиболее революционным и, в то же время, высокоморальным слоем общества. Но у беднейших крестьян, в силу специфики уклада их жизни, отсутствия доступа к образованию, нет революционной идеологии. Решить проблему идеологизации крестьян Ху Юн предлагал с помощью создания революционных кооперативов, в которых крестьянам и прививалась бы коммунистическая идеология. Таким образом, «красные кхмеры» играли на чувствах беднейших крестьян, выставляя их наиболее достойными людьми страны.



Другим важнейшим программным пунктом «красных кхмеров», обеспечивавшим поддержку крестьянского населения, было противопоставление деревни и города. В идеологии «красных кхмеров», впитавшей в себя не только маоизм, но и кхмерский национализм, город рассматривался как враждебная кхмерам социальная среда. По утверждениям теоретиков камбоджийских коммунистов, кхмерское общество не знало городов и было чуждо городскому образу жизни. Городскую культуру в Камбоджу принесли китайцы, вьетнамцы, сиамцы, тогда как настоящие кхмеры всегда населяли деревни и с недоверием относились к городскому образу жизни. В концепции Салот Сара город представлялся паразитом, эксплуатирующим камбоджийскую деревню, а городские жители — паразитическим слоем, живущим за счет крестьянства. Такие взгляды импонировали беднейшей части кхмерского населения, проживающей в деревнях и с завистью относившейся к городским жителям, особенно — к преуспевающим торговцам и интеллигентам, среди которых традиционно было много китайцев и вьетнамцев. «Красные кхмеры» призвали к ликвидации городов и переселению всех кхмеров в деревни, которые и должны были стать основой нового коммунистического общества без частной собственности и классовых различий. Кстати, организационная структура «красных кхмеров» долгое время оставалась крайне законспирированной. Рядовые камбоджийцы не имели представления, что за организация стоит во главе Национального единого фронта Камбоджи и осуществляет вооруженное сопротивление лонноловцам. «Красные кхмеры» представлялись как «Ангка лоэу» — «Верховная организация». Засекреченными были все данные об организации Компартии Камбоджи, должности ее высших руководителей. Так, сам Салот Сар подписывал свои обращения «Товарищ-87».

Взятие Пномпеня и начало «новой эры»

После того, как в 1973 г. Соединенные Штаты Америки прекратили бомбардировки территории Камбоджи, армия Лон Нола лишилась мощной поддержки с воздуха и стала терпеть одно поражение за другим. В январе 1975 г. «красные кхмеры» предприняли массированное наступление на Пномпень, осадив столицу страны. Реальной возможности отстоять город у подконтрольных Лон Нолу вооруженных сил уже не было. Сам генерал Лон Нол оказался гораздо хитрее и прозорливее своих подопечных. 1 апреля 1975 г. он объявил о своей отставке и бежал из Камбоджи в сопровождении 30 высших чиновников. Лон Нол и его свита сначала приземлились на базе Утапао в Таиланде, а затем, через Индонезию, выехали на Гавайские острова. Другие видные деятели лонноловского режима остались в Пномпене — то ли не успели убежать, то ли до конца не верили в то, что «красные кхмеры» расправятся с ними без всякого сожаления. После ухода в отставку Лон Нола формальным главой государства стал временный президент Сау Кхам Кхой. Он попытался передать реальную власть лидеру оппозиционной Демократической партии Камбоджи Чау Сау, которого прочил на пост премьер-министра. Однако Чау Сау был моментально отстранен от власти военной хунтой во главе с генералом Сак Сутсакханом. Но остаткам лонноловской армии так и не удалось исправить ситуацию — падение столицы было неминуемым. Об этом, в частности, свидетельствовали дальнейшие действия американского руководства. 12 апреля 1975 г. была проведена операция «Eagle Pull», в результате которой вертолеты Корпуса морской пехоты и ВВС США эвакуировали из Пномпеня персонал американского посольства, граждан США и других государств, а также пожелавшие покинуть страну представители высшего руководства Камбоджи — всего около 250 человек. Последней попыткой США предотвратить захват власти в Камбодже коммунистами стало обращение американских представителей к принцу Нородому Сиануку. Американцы просили Сианука прибыть в Пномпень и встать во главе государства, силой своего авторитета предотвратив кровопролитие. Однако принц Сианук предусмотрительно отказался — очевидно, он прекрасно понимал, что его влияние не сравнимо с прошлым десятилетием, а с «красными кхмерами» вообще лучше не связываться.

17 апреля 1975 г. в столицу Камбоджи Пномпень вошли войска «красных кхмеров». Правительство Кхмерской республики капитулировало и власть в стране перешла в руки Национального единого фронта Камбоджи, главную роль в котором играли «красные кхмеры». В городе начались расправы над чиновниками лонноловского режима, офицерами армии и полиции, представителями буржуазии и интеллигенции. Одними из первых жертв «красных кхмеров» стали попавшие к ним в руки высшие руководители страны — принц Сисоват Сирик Матак и брат Лон Нола Лонг Борет, с 1973 по 1975 гг. занимавший пост премьер-министра Кхмерской республики. Сисоват Сирик Матак получил накануне штурма Пномпеня «красными кхмерами» предложение от американского посла Джона Гантера Дина — эвакуироваться из города и, тем самым, спасти свою жизнь. Однако принц ответил отказом и отправил послу США письмо следующего содержания: «Ваше превосходительство и друг! Я думаю, что вы были совершенно искренни, когда в своем письме предложили мне уехать. Я, однако, не могу поступить так малодушно. Что же касается вас — и особенно вашей великой страны, — то я никогда ни на секунду не верил, что вы можете оставить в беде народ, который выбрал свободу. Вы отказались нас защищать, и мы бессильны что-либо сделать в связи с этим. Вы уезжаете, и я желаю вам и вашей стране найти счастье под этим небом. И учтите, что если я умру здесь, в стране, которую люблю, то это не имеет никакого значения, ибо мы все рождены и должны умереть. Я совершил только одну ошибку — верил в вас [американцев]. Пожалуйста, примите, Ваше превосходительство и дорогой друг, мои искренние и дружеские чувства» (Цит. по: Орлов А. Ирак и Вьетнам: не повторять ошибок // http://mignews.com/news/analitic/world/170907_125617_08173.html).

Когда «красные кхмеры» ворвались в столицу страны, Сисоват Сирик Матак все же предпринял попытку спастись. Он бежал в отель Le Phnom, в котором работали сотрудники миссии Красного Креста. Однако, как только они узнали, что имя Сирика Матака присутствует в списке «семерых предателей», которым «красные кхмеры» заранее вынесли смертный приговор, они отказались его впускать, заботясь о судьбе других подопечных. В итоге Сирик Матак оказался в посольстве Франции, где запросил политическое убежище. Но, как только об этом узнали «красные кхмеры», они потребовали у французского посла немедленной выдачи принца. В противном случае боевики угрожали начать штурм посольства и захватить принца вооруженным путем. Также заботясь о безопасности французских граждан, посол Франции был вынужден выдать принца Сисовата Сирика Матака «красным кхмерам». 21 апреля 1975 г. на стадионе «Cercle Sportif» были казнены принц Сисоват Сирик Матак и премьер-министр Лон Борет вместе с семьей. По данным Генри Киссинджера, принцу Сисовату Сирик Матаку прострелили живот и оставили без медицинской помощи, в результате чего несчастный мучился три дня и лишь затем скончался. По другим данным, принц был обезглавлен или расстрелян. Непосредственное руководство расправами над лонноловскими чиновниками осуществлял «Комитет по вычищению врагов», расположившийся в здании отеля «Монором». Им руководил Кой Тхуон (1933-1977) — бывший школьный учитель из провинции Кампонгтям, с 1960 г. участвовавший в революционном движении и в 1971 г. избранный в состав Коммунистической партии Камбоджи. «Красными кхмерами» была уничтожена и странная националистическая группа MONATIO («Национальное движение») — возникшая в последние месяцы осады Пномпеня организация, спонсором которой был третий брат Лон Нола — Лон Нон, депутат Национального собрания Камбоджи. Несмотря на то, что активисты MONATIO пытались присоединиться к «красным кхмерам», коммунисты воспротивились сомнительному сотрудничеству и быстро расправились со всеми, кто вышел под флагом MONATIO. Затем эта организация была объявлена подконтрольной ЦРУ США и действовавшей с целью дезорганизации революционного движения в стране. Что касается депутата Лон Нона, то он, вместе с братом Лон Боретом и принцем Сириком Матаком был казнен на пномпеньском стадионе «Cercle Sportif».




«Деревня окружает город»

Следует отметить, что жители Пномпеня встречали «красных кхмеров» восторженно. Они надеялись, что коммунисты смогут навести порядок в городе, в котором орудовали банды уголовников и дезертиров из лонноловской армии. Действительно, с первых дней своего присутствия в Пномпене, «красные кхмеры» приступили к наведению революционного порядка в столице. Они уничтожили уголовный бандитизм, расстреливая или обезглавливая на месте пойманных мародеров. В то же время, сами «красные кхмеры» также не гнушались грабежами городского населения. Напомним, что костяк отрядов «красных кхмеров» составляли молодые люди и подростки из наиболее отсталых нищих провинций Северо-Восточной Камбоджи. Многим солдатам было по 14-15 лет. Естественно, что Пномпень, в котором они никогда не бывали, представлялся им настоящим «раем», где можно было неплохо поживиться у зажиточного столичного населения. Прежде всего, «красные кхмеры» стали изымать оружие и транспортные средства у населения. Что касается последних, то забирали не только автомобили и мотоциклы, но и велосипеды. Затем начались «чистки» города от «лонноловцев», к которым отнесли всех, кто имел хоть какое-то отношение к государственной или военной службе в Кхмерской республике. «Лонноловцев» выискивали и убивали на месте, без суда и следствия. Среди погибших было много абсолютно обычных горожан, даже представителей бедных слоев населения, которые могли в прошлом служить в лонноловской армии по призыву. Но настоящий кошмар для обитателей Пномпеня начался после того, как бойцы «красных кхмеров» стали озвучивать в мегафоны требования покинуть город. Всем горожанам было приказано немедленно выйти из своих домов и покинуть Пномпень как «обитель порока, в которой правят деньги и торговля». Бывшим жителям столицы предлагалось самостоятельно добывать себе пропитание на рисовых полях. Детей стали отделять от взрослых, поскольку взрослые или не подлежали перевоспитанию вообще, или могли быть перевоспитаны лишь после длительного пребывания в «кооперативах». Всех несогласных с действиями «красных кхмеров» ждала неминуемая расправа на месте — революционеры не церемонились не только с представителями старой лонноловской власти, но и с простыми мирными жителями.

Вслед за Пномпенем, акции по выселению горожан прошли в других городах страны. Так осуществлялся не имевший аналогов в современном мире социальный эксперимент по тотальному уничтожению городов и переселению всех жителей в сельскую местность. Примечательно, что во время выселения из Пномпеня его жителей погиб родной старший брат Салот Сара Салот Чхай (1920-1975) — старый коммунист, которому Салот Сар во многом был обязан своей карьере в камбоджийском революционном движении. В свое время именно Салот Чхай ввел Салот Сара в круги ветеранов национально-освободительного движения «Кхмер Иссарак», хотя сам Чхай всегда находился на более умеренных позициях по сравнению со своим младшим братом. При Сиануке Чхай сидел в тюрьме за политическую деятельность, потом был освобожден и к моменту занятия Пномпеня «красными кхмерами» продолжал левую общественно-политическую деятельность. Когда руководство «красных кхмеров» отдало приказ жителям Пномпеня покинуть город и переместиться в сельскую местность, Салот Чхай оказался среди прочих жителей и, судя по всему, погиб во время «марша в деревню». Не исключено, что он мог быть и убит «красными кхмерами» специально, поскольку Салот Сар никогда не стремился к тому, чтобы камбоджийцы что-либо знали о его семье и происхождении. Впрочем, некоторые современные историки утверждают, что переселение горожан из Пномпеня в деревни не сопровождалось массовыми убийствами, а носило мирный характер и было обусловлено объективными причинами. Во-первых, «красные кхмеры» опасались, что захват Пномпеня может повлечь за собой американские бомбардировки города, оказавшегося в руках коммунистов. Во-вторых, в Пномпене, длительное время находившемся на осадном положении и снабжавшемся лишь рейсами американской военно-транспортной авиации, неизбежно начался бы голод, так как за время осады пути снабжения города продовольствием были нарушены. В любом случае, вопрос о причинах и характере переселения жителей городов остается дискуссионным — как, впрочем, и вся историческая оценка полпотовского режима.

Продолжение следует…
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    24 ноября 2015 07:43
    Спасибо,Илья..поэкспериментировав в Камбодже..с помощью Пол Пота..Китай ,затем пошел другим путем..
    1. +7
      24 ноября 2015 09:46
      Ну нельзя отрицать, что Китай эксперементировал на себе не меньше!

      А статье плюс, Пол Пот не частый гость в интернетах.
  2. +4
    24 ноября 2015 09:19
    Великолепная статья. Узнал много нового.
  3. +2
    24 ноября 2015 10:18
    Как всегда правда многолика...
  4. +1
    24 ноября 2015 10:33
    Как говорил наш великий поэт: "Я такого не хочу даже ставить в книжку." Кровавая и бешеная собака.
  5. +2
    24 ноября 2015 11:05
    Натерпелись конечно они изрядно от Идей Мао воплощенных такими жестокими психопатами как Пол Пот и идеями "Великой Ангки".

    Причем Пол Пот, человек веривший в крайнюю степень коммунизма был не беден, и получил образование во Франции. Тем страшнее его преступления перед человечеством, от человека который был варвар, всегда голоден это еще как то можно ожидать, но от сытого и образованного человека... Хотя, у Гитлера тоже получилось.
    1. 0
      24 ноября 2015 12:17
      Последний абзац в окончании совсем какой то лабудовый... или автор
      сам из этих, или не смотрит что пишет? Только что снабжали и потом сразу начали бы бомбить? И, если осада уже снята, то зачем "эвакуировать"? stop
      1. +1
        24 ноября 2015 12:43
        Снабжала американская авиация режим Лон Нола. После его падения и прихода в столицу красных кхмеров снабжение прекратилось - зачем же врагов снабжать. Соответственно, был и риск, что американцы начнут бомбить Пномпень после его захвата красными кхмерами.
        1. -1
          24 ноября 2015 14:58
          Еще один... А зачем оккупированных друзей бомбить? Что то не бомбили они вьетнамский Сайгон после его эвакуации в 1975г.
          Ханой так "эвакуировался"?
          1. 0
            23 ноября 2018 21:18
            Ханою было не надо. Он с 1954 был под контролем Хо Ши Миня. Но в 1964-1972 бомбили по полной программе(только сильно обжёгшись янкесы охладели к этой затее). А у полпотовцев по понятным причинам советского воздушного зонтика не было. Между прочим, КНР янкесы бомбили время от времени и после изгнания Чан Кайши до начала 1960-х. Так что основания для таких опасений были. Хотя, если вдуматься, было ясно что американцы только что побитые во Вьетнаме в новую авантюру бы не полезли. Но кто бы в Пномпене стал об этом думать в дни когда только кончилась Индокитайская война? Вот Пол Пот и воспользовался.
      2. 0
        24 ноября 2015 13:29
        А где у меня информация о снабжении? Что-то я не догнал
    2. 0
      24 ноября 2018 00:10
      Учёба во Франции у Пол Пота, кстати, не задалась. вышибли за то что забил на посещение лекций. И верил он скорее в провинциальный национализм в сочетании с анархизмом, а маоизм и троцкизм были скорее внешней лакировкой.
  6. +1
    24 ноября 2015 14:09
    Очень интересно!Статистика по американским бомбежкам поразила!
  7. +2
    24 ноября 2015 14:42
    Полпота идеальный ученик французской колониальной системы. Воплощал все разработки кураторов, но как умный исполнитель понимал что его будут убивать хозяева, вот и подыскивал запасные варианты выживания. Идеология как-то не просматривается, что заказывали то и исполнял, какие лозунги дали, теми и размахивал. Более *интересны* хозяева, французы. Республика с очередным номером размахивающая лозунгами : *Равенство, братство,....*, и при этом колониальная *империя*, ведущая в колониях войны на уничтожение любого сопротивления. Французы в колониях садизмом и скотством ничуть не уступали другим колониальным державам. Осуждения колониальным *подвигам* во Франции нет и похоже никогда не будет. Сегодня, когда французов выкидывают из колоний, они пытаются сохранить за собой право в этих странах через *воспитанных* своей системой, как образец Бокасса - откровенный людоед, впрочем остальные не лучше, только более скрытные в проявлениях.
    1. +4
      24 ноября 2015 15:46
      От руки французских колонизаторов погибли миллионы людей в Африке, Азии, Америке, Океании. Чего один захват Алжира стоит, или подавление восстаний в Гвинее и на Мадагаскаре. Или Индокитайская война.
  8. Комментарий был удален.
  9. 0
    24 ноября 2015 20:42
    Интересная статья. Помню в далекой юности, читая в советской прессе о происходящих в полпотовской Кампучии делах, испытывал ощущение какой то чудовищной нелогичности. Монголы в свое время стерли с лица земли множество земледельческих цивилизаций. Испанцы уничтожили в Америке инков и ацтеков, а британцы в Северной Америке истребили большую часть индейских племен.
    Уже в новейшее время гитлеровцы пытались под корень истребить поголовно всех евреев. К сожалению вся мировая история переполнена подобными примерами. Но во всех этих исторических случаях есть одно логическое объяснение: всегда истребляли чужих.
    Но ведь полпотовская Кампучия, это совсем другой случай. Ведь в Кампучии то массово истребляли своих же соплеменников. Помню, тогда никак не мог понять, как это возможно, что одна половина нации уничтожает другую свою половину? И ведь это не метафора.
    К моменту захвата столицы, в Пномпе́не сосредоточилась треть населения страны. А ведь были еще и другие города. И вся эта масса горожан была выслана в джунгли и в большинстве своем истреблена. Вопрос: как могла произрасти такая ненависть к столичным горожанам у кхмерских селян? Была ли почва для такой ненависти? Увы, была.
    Дело в том, что в Кампучии сложились антагонистические различия между столицей и провинцией не только материальном уровне жизни, но и в культуре. За десятилетия французского протектората Пномпе́нь офранцузился. Практически все жители столицы могли говорить по французски, ведь и у нас все жители советских союзных республик знали русский, и находились под влиянием западного образа жизни.
    А вот кхмерские крестьяне по французски не говорили. Для кхмерских крестьян столичные горожане воспринимались как чужие и враги. Французов и американцев ненавидели как чужеземных захватчиков, а своих горожан ненавидели втройне, как предателей. И кстати, ненависть к столице отнюдь не только камбоджийский феномен. У нас в России то же, любовь к Москве не процветает.
    Мы, жители глубинки, помним, что для москвичей мы лимита и платим им той же монетой, обозначая московского обитателя презрительным словом «ч.м.о.» ( человек московской области) или столичным планктоном. Не любят на материке столичный остров, ох не любят. Да и любить то не за что. Оторвалась Москва от страны, зажралась, как в свое время Пномпе́нь от остальной Камбоджи. Не хотелось бы накаркать….
    1. 0
      23 ноября 2018 21:36
      Положим, немалая часть жертв полпотовского времени(от трети до половины)может быть записана на гражданскую войну режима Лон Нола против блока Пол Пота и Сианука а также на вмешательство Южного Вьетнама и США.
      А что до жестокости полпотовцев из деревни к горожанам, такое же было во всех крестьянских войнах в Африке и Азии. Дайте автоматы и миномёты участникам какой-нибудь Жакерии, или нашей Пугачёвщины, разинцам или гуситам, они бы сделали всё то же самое если не круче.
      Помнится в Конго, когда свергли Мобуту и пришёл Кабила-старший(тоже косил под марксиста, с Че Геварой корешился), одна столичная девчонка из Киншасы возмущённо писала в инете(по-французски):"Никакие они не революционеры а просто закомплексованная деревенщина! Уж на что Мобуту насаждал всё африканское, но запрещать джинсы и мини-юбки даже он не додумался!"...
      Или взять тех же Стругацких. В "Трудно быть богом" упоминается прогрессор маскировавшийся под ремесленника и поднявший крестьянское восстание, захватив несколько городов:"И кончилось всё пьяным кровавым разгулом и грабежом." а когда тот прогрессор пытался это прекратить, получил стрелу в спину.
  10. +1
    25 ноября 2015 10:45
    Спасибо за статью,Илья!Многое на эту тему до сих пор не освещается.Рад,что Вы объяснили насчёт Буддизма и Марксизма!В Камбодже было всегда много гигантских статуй Будды и т.н. Буддийских Ступ.Есть Ангкор Ват и Ангкор Том---целые Священные города,построенные Древними Кхмерами.
    С детства переживал и сочувствовал многострадальному Кхмерскому Народу и радовался реставрации Нородома Сианука.Там ведь (как и во всём Индокитае)---не только Буддизм,но и свой вариант Индуизма.Там Король (махараджа)считается воплощением Вишну---самого доброго и сострадательного Бога во всём Индуистском пантеоне!!!Он---муж Богини счастья!
    Такая же Индуистская теократия сохраняется в Бутане,а недавно была и в Непале.

    С уважением.
    1. 0
      25 ноября 2015 19:14
      Спасибо. И в Непале ее, кстати, маоисты свергли. А в Бутане они же периодически партизанские вылазки осуществляют, что вынуждает Бутан обращаться за помощью к Индии.
      1. 0
        23 ноября 2018 21:49
        Ну, в Непале та индусская теократия сама сделала много для своего свержения. Чего стоит один расстрел королевской семьи с двух калашей принцем Дибендрой. Если в королевстве Датском в похожей ситуации были проблемы, то в королевстве Непальском случился полный абзац(и своего Фортинбраса не нашлось). Принц Дибендра явно был сделан неПальцем и неПалкой)))
        "-Здесь место происшествия?
        -Отчасти.
        -Кстати, части немедля привести в боеготовность. А пока побуду здесь ИО.
        -Что ж будет дальше?
        -Дальше - тишина..."(с)
    2. 0
      23 ноября 2018 21:41
      А что хорошего принесла Камбодже реставрация Сианука? Только расцвет коррупции и превращение страны в центр проституции. Режим НРК при Хенг Самрине(обжёгшийся на полпотовщине)как-то приличнее выглядел.
  11. 0
    27 ноября 2015 14:36
    Спасибо, Илья. Замечательный цикл статей. Открыл для себя множество ранее не известных деталей.
    Причем, читая, поймал себя на мысли, что коммунизм в исполнении Пол Пота получился какой-то...странный, фальшивый. Т.е. там явно ощущается некий местечковый национализм - все эти репрессии, направленные против иных народностей; причем, к тем же вьетнамцам Пол Пот относился негативно еще задолго до того, как КПВ стала реальной силой в Индокитае.

    Еще, что меня поразило весьма сильно - желание затащить страну по сути в каменный век (города долой, образование - долой) и - те усилия, которые предпринимались в этом направлении. При том, что как вы верно отметили, сам Пол Пот обладал вполне отличным образованием. Такое впечатление, что он стремился реализовать сценарий "покорная, необразованная сельская масса - просвещенный правитель".