Military Review

The first victories of Prince Mikulinsky

10
Skillful commander Prince Semen Punkov-Mikulinsky came from a family of high-born and rich. Her история associated with the Tver land.


The first victories of Prince Mikulinsky

Captured Edigir, the king of Kazan, lead to Ivan IV. Hood Alexey Kivshenko

In the Grand Duchy of Tver there were several destinies. They were given to relatives of the rulers, as well as representatives of the side branches of the Tver ruling house. It was from such a younger branch that the births of princes Mikulinsky, Telyatevsky and Punkovs grew. All of them represented the "heirs in a straight line" of one of the greatest political figures of Russia of the XIV century - Grand Duke Mikhail Yaroslavich. But Tver gradually weakened, and Moscow strengthened. From the middle of the 15th century, the offspring of the family went one by one to the service of the Grand Duke of Moscow. In 1485, Tver lost its independence. The whole land of Tverskaya joined the Muscovite state, and with it the last princely families, who remained loyal to the Tver overlord.

The Punkovs, though well-born Rurikovichs, belonged to one of the youngest branches of the branched family. They did not differ either in wealth or in high ranks, nor in the influence at the Moscow court. Semen Ivanovich's father served honestly, but he did not come out in big ranks. From time to time he was put in command of the regiments, but they were not allowed into the Boyar Duma. Meanwhile, the older branch, which owned the old patrimonial nest - the city of Mikulin - and bore the proud name of the princes Mikulinsky, has achieved much greater success in the Moscow service.

Actually, while the elder cousin of Punkov was alive, Prince Vasily Andreyevich Mikulinsky, they themselves were not really called Mikulinsky, in the documents you see more often - Punkovs and Punkovs ...

Unlike most Russian governors of the 16th century, it is almost certain when Simon Ivanovich was born - in 1509 or 1510. And his daughter became the daughter of Vasily Grigorievich Morozov from an old boyar family.

For the first time, the name of Semyon Ivanovich appears in the voivodeship list of May 1533. He was appointed to command the advanced regiment in the army, deployed to counter the Crimean Tatars. It is not known whether he held any less high positions before.

From this date, the prince plays the role of a figure who is constantly present on the Steppe Front of the Moscow State, stretching a colossal arc from Meshchersky land to Novgorod-Seversky. He will spend here twenty years and never lose the case.


Ivan IV near Kazan. Hood Gregory Ugrumov

August-September 1533-st caught him the second commander in Tula. Then the Crimeans "with many people" plundered the Ryazan region.

A year passed, and again the Tatars - the Azovs and the Crimeans - appeared on Ryazan land. Oka makes two turns here, puts wide loops in a southerly direction. Pronya and Tsna stretch to the south of the river, but their current is such that they do not block the road to the invaders. And the whole Oka "corner" is far to the southeast, representing the outskirts of the state. By virtue of such an arrangement, the Ryazan region served for centuries as an ideal target for Tatar raids.

In 1534, Semyon Ivanovich stood in Ryazan as a voivode "outside the city", that is, with an army intended for reconnaissance and fighting off light Tatar detachments. Having insignificant strength, the prince rushed at the enemy, hoping to dash him away with the boldness of his actions. Maneuver a success. Having hit the Tatars on the Prone River, the voivode knocked them over, put many in place, and sent 53 a prisoner to Moscow.

First win!

At that time, the Grand Duke of Moscow had not yet emerged from infancy, and his mother, Regent, Elena Glinskaya, ruled for him. With surprise, the Grand Duchess peered into the face of the young commander, complaining about him in the name of her son. Up to now, nobody knew Semyon Ivanovich. Is it wise! He was barely 24.

In the autumn of 1539, a new meeting takes place with his “old acquaintances” - the Crimeans, who came to Russia. The Crimean prince Imin came in late October "to Kashira sites" with a strong detachment. From Ryazan, Semyon Ivanovich moved across from him, apparently, already leaving from “combat duty”. He managed to capture the "tongues". Not knowing what forces the Russian voivode has, the Tatars considered it a blessing to retreat, not taking "full". According to the chronicler, not so much by force, as by “God's fear,” Imin and his people “trembled and walked away from Ukraine’s Grand Duke”.

Another success in the record of the young governor.

And at the end of 1539 (whether in the first half of 1540), he already commands a small army of three regiments in Ryazan.

Around 1540, his elder kinsman died - Prince Vasily Andreyevich Mikulinsky. And the young commander fell inheritance, instantly made him a person rich and influential. He got the title of Prince Mikulinsky, vassals and the city itself, where Semyon Ivanovich turned out to be the sovereign. Almost a specific prince of old times, although in the service of the sovereign of Moscow.

A year later, a direct and terrible clash of two armies took place: the Crimean Khan and the Russian sovereign.

August 1541 th Prince Semen Ivanovich Punkov-Mikulinsky met the first commander in Zaraysk. Or, as they used to say in the old days, "at Nikola Zarazsky." Crimean Khan Sahib-Giray came with a large army to the coast of Oka.


Construction Sviyazhsk. Miniature of the XVI century

At that time it was vague in Moscow. Grand Duchess Elena died in 1538 year. At the foot of the throne, occupied by a little boy, boyar rule reigned. The court parties snatched each other from the helm of power.

However, at that time our political elite — boyars, princes, families of large Moscow nobles — firmly held the fate of the country in its hands. Embarking on internecine quarrels, without putting the sovereign into anything, she nevertheless went out into the field with complete unanimity when it was necessary to repel the dangerous enemy from the gates of Russia. The Moscow state was ruled by a very proud and very ambitious, but also a very responsible elite. They were strong-willed people ...

The Russian guard sent intelligence information: the Crimean Khan himself came with his people, Prince Yimin, with the support of the Nogai, the Turkish detachment, with powerful artillery and hired arrows from pishchale. A big invasion like the new Batu rati was conceived! This information went through Zaraysk, that is, through Prince Mikulinsky, and caused a general gathering of all the armed forces of the Moscow State. In the capital, really alarmed for the southern boundary. But even with the fastest jump from Zaraysk to Moscow - a light from the outside, and then from Moscow to different cities ... And where will the Crimeans come from? Hastily covered different directions, from Pakhra to Vladimirshchina, and even Meshchary. In any case, preparing for a siege in the capital itself.

The advance detachment of the Crimeans hit the town of Osetr near Zaraysk. The local voivode Nazar Glebov unexpectedly attacked the Tatars with a part of the garrison and armed citizens when the enemy entered the urban suburbs. Having lost nine fighters as prisoners, the Crimean avant-garde rolled back ingloriously.
Soon Sahib-Giray came out with the whole Horde to the Oka opposite Rostislavl. He was opposed by the army of Prince Dmitry Belsky, based in Kolomna. The Russian regiments moved towards Rostislavl at the earliest, intending to protect the ferry from the Tatars. Garrisons of nearby fortresses were removed to assist the main forces. I went to the enemy and Mikulinsky with a small Zaraisk detachment.

The core of the Belsky military forces with a guarantee did not have time to occupy the Oka ferries to which Sahib-Girey headed. Although a small advanced regiment had time. And that means he had to tightly hold onto the ferries, beating the Tatars until reinforcements arrived. The regimental voivode Prince Ivan Pronsky-Turuntai knew what he would become a battle with an overwhelming enemy ...

Before the entire enemy bulk was one regiment, who had no chance to win. The people who stood in the way of the Crimeans prepared for death. Shortly before this terrible standing on the Oka, a letter came to the army on behalf of the king. It promised a "great salary" to those who protect the state from the alien Horde, as well as to the families of the victims; The governor was asked to stand firmly for Christianity, without having any hatred between them. When the content of the letter became known not only to the military leaders, but to the whole army, she replied: "We are ready, we have armed ourselves, we want to drink the death cup with the Tatars." Now it is time to fulfill what was said.

Tatars on horses, rafts and other means rushed to the Russian coast. Russian governors ordered to beat them with arrows. Dead bodies swam across the Oka ...

The second assault attempt was accompanied by food fire: the mercenaries, on the orders of the Khan, tried to knock down the regiment from their positions with lead hail. The Turkish gunners got up to the guns, and the cores flew into our soldiers. Crimeans again climbed into the water. The regiment stood as he could. One by one, the nobles fell from their horses. And without that, the small forces of the regiment were melting, melting, melting ... Fewer arrows fell on the heads of the Tatar assault detachments.
Finally, the long-suffering advanced regiment faltered. Our horsemen began to gradually move away from the coast, freeing space for the Tatars. And there would have been a breakthrough through the Oka ... but then the Zaraisk detachment of Mikulinsky arrived in time to help him. The Crimeans again suffered heavy losses, again fresh troops stood against them. The shootout resumed.

The first, most terrible onslaught of the enemy army was able to contain. Gradually, parts of a large regiment began to arrive, and the Russian commander-in-chief, Prince Dmitry Belsky, appeared along with the main forces. Tatars sailed to our coast were cut off with axes and sabers. Moscow artillery arrived, and soon the Turks with curses threw their broken guns. Russian arrows opened fire from pishchel, the wind carried thick smoke over the smooth surface of the river, the crackling of firing did not stop for a minute. And behind the backs in time, more and more new shelves were visible in the distance ...

The defeat of the Crimeans became obvious.

Offensive sentences rushed from the Russian coast: “Free up space! We will cross over and beat you! ”

Twilight put an end to the battle at the crossing. At night, “big outfit” - heavy artillery arrived at the Belsky camp. Upon learning of this, the Khan, with the main forces of the Horde, fled. The next morning his son left the Oka bank, and then the other leaders of the Tatar army. They fled to the saving south, "with great disgrace ... - according to the chronicler, - ... leaving the cannons and squeaking, and carts, and all sorts of military junk."
Few Crimeans blithely remained, dreaming of engaging in robbery of nearby volosts. Prince Mikulinsky fell upon them, destroying the last Tatar detachments at Oka.

The capital, and the whole of Russia celebrated a great victory. On behalf of the sovereign, the young voivode, who had been in the case, generously bestowed on fur coats, precious cups ...
Author:
Originator:
http://историк.рф/special_posts/первые-победы-князя-микулинского/
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Vend
    Vend 23 November 2015 12: 25 New
    +4
    Many such feats and many such personalities in the history of Russia. Yes, that's just a little write about them. Article +
  2. Denis Obukhov
    Denis Obukhov 23 November 2015 12: 36 New
    +4
    He gallops, like a fiery one, on his horse, and his sword and spear, like flame, fall in all directions on enemies and chop them, punching them in the street, and his horse, which seemed like a winged serpent, flies above the banners "- this is what Mikulinsky in "Kazan History". Although we have an obvious exaggeration, there is a lot of truth in these words: he knew how to deliver unexpected blows to the enemy and achieved success precisely because he “flew”, i.e. acted extremely quickly, without which it was not worth thinking about victory over the steppes. It is precisely as a master of maneuvering warfare in the steppe with its pursuits and interceptions, the ability to choose the right place and time, keep pace on time, take the initiative Mikulinsky is most interesting. We also note that he knew how to protect the soldiers and, undoubtedly, enjoyed great authority among them, otherwise he would not have become a commander who had not suffered a single defeat
  3. Denis Obukhov
    Denis Obukhov 23 November 2015 12: 39 New
    +3
    He died in 1559 from a fatal wound in the neck. He was buried in the family Mikulin, in a church built by the will of Semyon Ivanovich himself. At the funeral, the king was present.
  4. Anchonsha
    Anchonsha 23 November 2015 12: 51 New
    +4
    Yes, Mikulinsky S.I. covered himself with military glory. be to him eternal glory and memory from posterity! ! ! How many more such glorious people will the land of Russia give to the glory of Russian weapons and the courage of a Russian soldier !!!
  5. chunga-changa
    chunga-changa 23 November 2015 13: 08 New
    +3
    with the support of the Nogais, the Turkish detachment, with powerful artillery and hired gunners from squeakers.

    I wonder who these mysterious mercenaries are, where they came from. Nogays, Turkish cannons, but here they are just "mercenaries". Usually behind such omissions there are interesting stories about our various brothers, good neighbors and respected Western partners.
  6. Reptiloid
    Reptiloid 23 November 2015 13: 36 New
    +1
    I liked the article very much. It turns out, I learn new things and every time I am happy that I read VO. Thanks to the author for the article and photo
  7. slaw14
    slaw14 23 November 2015 14: 06 New
    +3
    The first reproduction of the topic is not completely in 1552, Mikulinsky was already on the sidelines and no less took part there, and even more prominent governors. And why does Khan Edigir-Mohammed have a cross on his helmet?
    It’s too premature to talk about the defeat of the Crimean Tatar troops by Mikulinsky. The Crimean Tatars supported by the Turks in 1571 they burned Moscow. In 1572, the 120 thousandth Crimean-Turkish army was completely defeated by the 20 thousandth army of Ivan IV. Moreover, during this period of time, wars with the Swedes and Livonians took place in which Moscow was supported by German, Italian mercenaries as well as some Tatar and northern tribes.
  8. Reptiloid
    Reptiloid 23 November 2015 15: 44 New
    0
    I want to say on a related topic - historical plots in painting. There is a lot of meaning in these plots, they are worthy of great attention (I think to myself first of all). Also, miniatures.
  9. moskowit
    moskowit 23 November 2015 22: 07 New
    +2
    "... The princes of Mikulin
    [edit | edit wiki text] Wikipedia, the free encyclopedia
    Mikulinsky - a branch of the princes of Tver, specific rulers of the Principality of Mikulin.

    Prince of Tver Mikhail Alexandrovich, a descendant of Rurik in the XIV tribe, until the occupation of the Tver throne about 1340 of the year was the first prince in Mikulin. Although at the death of his father in 1339, he was still a minor and the first years of his reign can be considered nominal. In 1368, he became the Grand Duke of Tver. After his death in 1399, Mikulin received the fate of the youngest son, Prince Fyodor Mikhailovich Mikulinsky, who was the ancestor of the princes Mikulinsky. His grandson Fedor Alexandrovich received the inheritance of the Telyatev and became the ancestor of the princes of the Telatevsky

    The male line of the Mikulinsky family was cut short in the 1540 year, in the nineteenth tribe from Rurik with the death of boyar Vasily Andreyevich Mikulinsky, who had only daughters. (Except for the princes of the Telatevs, whose clan stopped in the 1640 year and which are also sometimes called Mikulinsky).

    Representatives [edit | edit wiki text]
    The sequence of Princes Mikulinsky in the "Russian genealogy book" of Lobanov-Rostovsky is presented as follows:

    Fedor Mikhailovich - rules in 1399-1407. (second specific prince)
    Alexander Fedorovich - rules in 1407 - 1435. (third specific prince)
    Boris Alexandrovich - ruled in 1455-1461. (fifth specific prince)
    Andrei Borisovich, the sixth, last unitary prince (1461-1485), when Tver joined the Principality of Moscow in the year 1485, recognized the authority of Ivan III and transferred the principality to him, having received the boyars and the city of Dmitrov as a patrimony.
    Vladimir Andreevich (d. 1509) - boyar
    Vasily Andreevich (d. 1544) - the boyar, the last male representative of the Mikulinsky clan
    Alexandra Vasilyevna Bezzubtseva
    Anastasia Vasilievna Alabysheva
    Fedor Alexandrovich - prince of the calves, the founder of the princes of the calves
    Fedor Fedorovich - ruled in 1435-1455. (fourth unitary prince)
    Mikhail Fedorovich
    After the death of the last prince Mikulinsky, their possessions were inherited by Prince Semyon Punkov, who took the surname “Mikulinsky.” (From Wikipedia) For a deeper analysis.
  10. Reptiloid
    Reptiloid 23 November 2015 23: 31 New
    +1
    ☆☆☆☆ Moskowit !! ☆☆☆☆ Thanks for the explanation. I read an article on the British Army.

Первые победы князя Микулинского

Искусный полководец князь Семён Пунков-Микулинский происходил из семьи родовитой и богатой. Её история связана с Тверской землёй.

Первые победы князя Микулинского

Пленённого Едигира, царя казанского, приводят к Ивану IV. Худ. Алексей Кившенко

В Великом княжестве Тверском было несколько уделов. Они доставались родичам правителей, а также представителям боковых ветвей тверского правящего дома. Как раз из такой младшей ветви выросли роды князей Микулинских, Телятевских и Пунковых. Все они представляли «наследников по прямой» одного из величайших политических деятелей Руси XIV века — великого князя Михаила Ярославича. Но Тверь понемногу слабела, а Москва усиливалась. С середины XV столетия отпрыски семейства по одному переходили на службу к великому князю Московскому. В 1485 году Тверь лишилась независимости. Вся земля Тверская присоединилась к Московскому государству, а вместе с нею и последние княжеские роды, сохранявшие верность тверскому сюзерену.


Пунковы, хоть и родовитые Рюриковичи, относились к одной из младших ветвей разветвлённого семейства. Они не отличались ни богатством, ни высокими чинами, ни влиянием при московском дворе. Отец Семёна Ивановича служил честно, однако в большие чины не вышел. Время от времени его ставили командовать полками, но в Боярскую думу не пустили. Между тем старшая ветвь, владевшая старинным родовым гнездом — городом Микулин — и носившая гордое имя князей Микулинских, добилась существенно больших успехов на московской службе.

Собственно, пока был жив старший родич Пунковых, князь Василий Андреевич Микулинский, их самих не очень-то звали Микулинскими, в документах чаще видишь — Пунковы да Пунковы…

В отличие от большинства русских воевод XVI века почти точно известно, когда родился Семён Иванович — в 1509 или 1510 году. А супругой его стала дочь Василия Григорьевича Морозова из старинного боярского рода.

Впервые имя Семёна Ивановича появляется в воеводском списке мая 1533 года. Его назначили командовать передовым полком в армии, развёрнутым для противодействия крымским татарам. Неизвестно, занимал ли он до того должности менее высокие.

С этой даты князь играет роль фигуры, постоянно присутствующей на «Степном фронте» Московского государства, протянувшемся колоссальной дугой от Мещёрской земли до Новгорода-Северского. Он проведёт здесь двадцать лет и ни разу не проиграет дела.

Первые победы князя Микулинского

Иван IV под Казанью. Худ. Григорий Угрюмов

Август-сентябрь 1533-го застал его вторым воеводой в Туле. Тогда крымцы «с многими людьми» разоряли Рязанщину.

Минул год, и опять татары — азовцы и крымцы — появились на Рязанской земле. Ока делает здесь два поворота, кладёт широкие петли в южном направлении. Тянутся к югу реки Проня и Цна, но течение их таково, что дорогу захватчикам они не перегораживают. И весь окский «угол» далеко выдаётся к юго-востоку, представляя собой окраину державы. В силу подобного расположения Рязанщина в течение столетий служила идеальной мишенью для татарских набегов.

В 1534 году Семён Иванович стоял на Рязани воеводой «за городом», то есть с войском, предназначенным для разведки и отбивания лёгких татарских отрядов. Имея незначительные силы, князь бросился на врага, надеясь смелостью своих действий отпугнуть его. Манёвр удался. Ударив по татарам на реке Проне, воевода опрокинул их, многих положил на месте да плюс в Москву отправил 53 пленника.

Первая победа!

В ту пору великий князь Московский ещё не вышел из младенческого возраста, и за него правила мать — регентша Елена Глинская. С удивлением великая княгиня вглядывалась в лицо молодого воеводы, жалуя его от имени сынишки. До сей поры Семёна Ивановича никто не знал. Мудрено ли! Ему едва исполнилось 24 года.

Осенью 1539 года происходит новая его встреча со «старыми знакомыми» — крымцами, явившимися на Русь. Крымский царевич Имин пришёл в конце октября «на Каширские места» с сильным отрядом. От Рязани двинулся им наперерез Семён Иванович, как видно, уже уходивший с «боевого дежурства». Ему удалось захватить «языков». Не зная, какими силами располагает русский воевода, татары почли за благо отступить, не взяв «полона». По словам летописца, не столько силой, сколько «Божьим страхом» Имин и его люди «дрогнули и пошли прочь от украйны великого князя».

Ещё один успех в послужном списке молодого воеводы.

И в конце 1539-го (то ли в первой пол. 1540-го) он уже командует небольшой армией из трёх полков на Рязани.

Около 1540 года умер его старший родич — князь Василий Андреевич Микулинский. И на молодого полководца свалилось наследство, моментально сделавшее его персоной богатой и влиятельной. Ему достался титул Микулинского князя, вассалы и сам город, где Семён Иванович оказывался полновластным владыкой. Почти что удельным князем давних времён, хотя и на службе у государя московского.

Год спустя произошло прямое и страшное столкновение двух армий: крымского хана и русского государя.

Август 1541-го князь Семён Иванович Пунков-Микулинский встретил первым воеводой в Зарайске. Или, как говаривали в старину, «у Николы Заразского». Крымский хан Сахиб-Гирей явился с большим войском к побережью Оки.

Первые победы князя Микулинского

Строительство Свияжска. Миниатюра XVI века

На Москве в ту пору было смутно. Великая княгиня Елена скончалась ещё в 1538 году. У подножия трона, занятого маленьким мальчиком, воцарилось боярское правление. Придворные партии вырывали друг у друга кормило власти.

Однако в ту пору наша политическая элита — бояре, князья, семейства больших московских дворян — крепко держала в своих руках судьбу страны. Затевая междоусобные свары, ни во что не ставя государя-отрока, она всё же с полным единодушием выходила в поле, когда требовалось отбить от ворот Руси опасного неприятеля. Московское государство управлялось очень гордой и очень амбициозной, но притом ещё и очень ответственной элитой. Это были сильные духом люди…

Русская сторожа передала разведывательные данные: сам крымский хан явился со своими людьми, царевичем Имином, при поддержке ногайцев, турецкого отряда, с мощной артиллерией и наёмными стрелками из пищалей. Замышлялось большое нашествие вроде новой Батыевой рати! Эти сведения шли через Зарайск, то есть через князя Микулинского, и вызвали общий сбор всех вооружённых сил Московского государства. В столице по-настоящему встревожились за южный рубеж. Но даже при самой скорой скачке от Зарайска до Москвы — неближний свет, а потом ещё из Москвы в разные города… И где появятся крымцы? В спешном порядке прикрывались разные направления, от Пахры до Владимирщины и даже Мещёры. На всякий случай готовились к осаде в самой столице.

Передовой отряд крымцев ударил на городок Осётр близ Зарайска. Тамошний воевода Назар Глебов неожиданно напал на татар с частью гарнизона и вооружёнными горожанами, когда враг входил на городские посады. Потеряв девятерых бойцов пленными, крымский авангард бесславно откатился.
Вскоре Сахиб-Гирей вышел со всей Ордой к Оке напротив Ростиславля. Ему противостояла армия князя Дмитрия Бельского, базировавшаяся в Коломне. Русские полки самым скорым ходом двинулись к Ростиславлю, намереваясь защищать от татар переправы. Гарнизоны близких крепостей снимались для содействия основным силам. Пошёл на неприятеля и Микулинский с маленьким зарайским отрядом.

Ядро боевых сил Бельского с гарантией не успевало занять окские переправы, к которым направился Сахиб-Гирей. Хотя маленький передовой полк успевал. И, значит, ему оставалось намертво вцепиться в переправы, отбивая татар, пока не явится подкрепление. Полковой воевода князь Иван Пронский-Турунтай знал, во что ему станет сражение с превосходящим по численности противником…

Перед всей вражеской громадой оказался один полк, не имевший шансов победить. Люди, вставшие заслоном на пути крымцев, готовились к смерти. Незадолго до этого страшного стояния на Оке от имени царя в армию пришла грамота. В ней обещалось «великое жалование» тем, кто защитит державу от чужой Орды, а также семьям погибших; воевод просили крепко стоять за христианство, не имея между собой розни. Когда содержание грамоты стало известно не только военачальникам, но и всей армии, она ответила: «Мы готовы, мы вооружились, хотим с татарами смертную чашу пить». Теперь настал черёд выполнять сказанное.

Татары на лошадях, плотах и прочих средствах устремились к русскому берегу. Русские воеводы приказали отбивать их стрелами. По Оке поплыли мёртвые тела…

Вторая попытка штурма сопровождалась пищальным огнём: наёмники по приказу хана попытались свинцовым градом сбить полк с занимаемых позиций. Турецкие пушкари встали к орудиям, и в наших воинов полетели ядра. Крымцы вновь полезли в воду. Полк стоял, как мог. Дворяне один за другим падали с лошадей. И без того малые силы полка таяли, таяли, таяли… Всё меньше стрел падало на головы татарских штурмовых отрядов.
Наконец, многострадальный передовой полк дрогнул. Наши конники стали понемногу отходить от берега, освобождая место татарам. И быть бы прорыву через Оку… но тут ему на выручку подоспел зарайский отряд Микулинского. Крымцы опять несли тяжёлые потери, опять против них стояли свежие войска. Перестрелка возобновилась.

Первый, самый страшный натиск вражеской армии удалось сдержать. Понемногу начали прибывать части большого полка, явился вместе с главными силами и русский главнокомандующий — князь Дмитрий Бельский. Доплывших до нашего берега татар секли топорами и саблями. Прибыла московская артиллерия, и вскоре турки с проклятиями бросали свои разбитые орудия. Русские стрелки открыли огонь из пищалей, ветер носил густой дым над гладью реки, треск пальбы не прекращался ни на минуту. А за спинами подоспевших виднелись в отдалении всё новые и новые полки…

Поражение крымцев стало очевидным.

С русского берега неслись оскорбительные предложения: «Освободите место! Мы сами переправимся и побьем вас!».

Сумерки поставили точку в сражении на переправе. Ночью в лагерь Бельского прибыл «большой наряд» — тяжёлая артиллерия. Узнав об этом, хан с основными силами Орды ударился в бегство. Наутро покинул берег Оки его сын, а потом и прочие вожди татарской армии. Они бежали к спасительному югу, «с великим срамом… — по словам летописца, — …бросив пушки и пищали, и телеги, и всякую рухлядь воинскую».
Немногие крымцы беспечно остались, мечтая заняться грабежом ближних волостей. На них обрушился князь Микулинский, уничтожая последние татарские отряды у Оки.

Столица, да и вся Русь праздновали большую победу. От имени государя-отрока воевод, побывавших в деле, щедро одаривали шубами, драгоценными кубками…
Автор: Дмитрий ВОЛОДИХИН
Первоисточник: http://историк.рф/special_posts/первые-победы-князя-микулинского/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. Венд 23 ноября 2015 12:25
    Много таких подвигов и много таких личностей в истории России. Да вот только мало о них пишут. Статье +
  2. Denis Obukhov 23 ноября 2015 12:36
    Скачет он, словно огненный, на своем коне, и меч его и копье, словно пламень, во все стороны обрушиваются на врагов и посекают их, пробивая в них улице, и конь его, казавшийся змеем крылатым, летает выше знамен» – так говорится о Микулинском в «Казанской истории». Хотя перед нами очевидное преувеличение, в этих словах много правды: он умел наносить по врагу неожиданные удары и добивался успеха именно потому, что «летал», т.е. действовал исключительно быстро, без чего о победе над степняками не стоило и думать. Именно как мастер маневренной войны в степи с ее погонями и перехватами, умением выбрать нужное место и время, поспеть в срок, проявить инициативу Микулинский интересен более всего. Заметим также, что он умел беречь воинов и, несомненно, пользовался у них огромных авторитетом, иначе не стал бы полководцем, который не потерпел ни одного поражения
  3. Denis Obukhov 23 ноября 2015 12:39
    Скончался 1559г от смертельной раны в шею.Его похоронили в родовом Микулине, в храме, построенном по воле самого Семена Ивановича. При похоронах присутствовал царь.
  4. Anchonsha 23 ноября 2015 12:51
    Да, Микулинский С.И. покрыл себя военной славой. будь ему вечная слава и память от потомков ! ! ! Сколько еще таких славных людей даст земля России во славу русского оружия и отваги русского солдата !!!
  5. chunga-changa 23 ноября 2015 13:08
    при поддержке ногайцев, турецкого отряда, с мощной артиллерией и наёмными стрелками из пищалей.

    Интересно, кто же эти таинственные наёмники, откуда взялись. Ногайцы, пушки турецкие, а тут просто "наёмники". Обычно за такими умолчаниями стоят интересные рассказы про наших различных братушек, добрых соседей и уважаемых западных партнёров.
  6. Reptiloid 23 ноября 2015 13:36
    Статья очень понравилась.Получается,узнаю новое и каждый раз бываю доволен,что читаю ВО.Автору спасибо за статью и фото
  7. slaw14 23 ноября 2015 14:06
    Первая репродукция не совсем в тему это 1552 год ,Микулинский уже был на вторых ролях и по мимо него там принимали участие ни менее ,момет даже более выдающихся воеводы . И почему у хана Едигир-Магомета крест на шлеме?
    Говорить о разгроме Микулинским крымско-татарских войск слишком преждевременно. Поддерживаемые турками крымские татары в 1571 они сожгли Москву В 1572 году 120-тысячная крымско-турецкое войско было полностью разбито 20-тысячным войском Ивана IV. При этом в этот промежуток времени прошли войны со шведами и ливонцами в которых Москве оказывали поддержку как немецкие, итальянские наемники так и некоторые татарские и северные племена.
  8. Reptiloid 23 ноября 2015 15:44
    Хочу сказать на близкую тему--исторические сюжеты в живописи.Получается в этих сюжетах большой смысл,они достойны большого внимания (я про себя в первую очередь).Также и миниатюры.
  9. moskowit 23 ноября 2015 22:07
    "...Князья микулинские
    [править | править вики-текст]Материал из Википедии — свободной энциклопедии
    Микулинские — ветвь князей Тверских, удельные правители Микулинского княжества.

    Тверской князь Михаил Александрович, потомок Рюрика в XIV колене, до занятия тверского престола примерно 1340 года был первым князем в Микулине. Хотя при смерти отца в 1339 году он был ещё малолетним и первые годы его правления можно считать номинальными. В 1368 году он стал Великим князем тверским. После его смерти в 1399 году Микулин получил в удел младший сын князь Фёдор Михайлович Микулинский, который и был родоначальником князей Микулинских. Его внук Фёдор Александрович получил в удел Телятев и стал родоначальником князей Телятевских

    Мужская линия рода Микулинских пресеклась в 1540 году, в XIX колене от Рюрика со смертью боярина Василия Андреевича Микулинского, который имел только дочерей. (Если не считать князей Телятевских, род которых пресекся в 1640 году и которых также иногда называют Микулинскими).

    Представители[править | править вики-текст]
    Последовательность князей Микулинских в «Русской родословной книге» Лобанова-Ростовского представлена следующим образом:

    Фёдор Михайлович – правил в 1399-1407 гг. (второй удельный князь)
    Александр Фёдорович – правил в 1407 - 1435 гг. (третий удельный князь)
    Борис Александрович – правил в 1455-1461 гг. (пятый удельный князь)
    Андрей Борисович – шестой, последний удельный князь (1461-1485), при присоединении Твери к Московскому княжеству в 1485 году признал власть Ивана III и передал ему княжество, получив боярство и город Дмитров в вотчину.
    Владимир Андреевич (ум. 1509) - боярин
    Василий Андреевич (ум. 1544) – боярин, последний мужской представитель рода Микулинских
    Александра Васильевна Беззубцева
    Анастасия Васильевна Алабышева
    Фёдор Александрович – князь телятевский, родоначальник князей Телятевских
    Фёдор Фёдорович – правил в 1435-1455 гг. (четвёртый удельный князь)
    Михаил Фёдорович
    После смерти последнего князя Микулинского их владения унаследовал князь Семён Пунков, принявший фамилию «Микулинский»." (из Википедии) Для более глубокого анализа. Всех упомянутых можно проследить по историческим источникам...
  10. Reptiloid 23 ноября 2015 23:31
    ☆☆☆☆Moskowit!!☆☆☆☆Спасибо за объяснение.Прочел статью о сухопутных войсках Британии.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня