Два учителя: Матвейка и Илюшка

Учителю одиннадцать лет
Тихо во дворе школы. Если закрыть глаза, может показаться, будто двор абсолютно пустой. А на самом деле здесь стоят первоклассники ― целый класс, почти тридцать человек...
...Они уже не маленькие, чтобы кричать и капризничать, если что-то вышло не так, как им хотелось. Но и не слишком взрослые для того, чтобы с готовностью принять новый груз на плечи и сразу же начать жить дальше по-новому. Им нужно время, чтобы всё понять и приспособиться. И привыкнуть к мысли о том, что с сегодняшнего дня им нежданно-негаданно придётся учиться в разных классах. Часть ребят будет заниматься вместе со второклассниками, часть ― с третьим и четвёртым классами. Что поделаешь ― война. Их молодая, красивая учительница Варвара Степановна сегодня утром ушла добровольцем на фронт. Заменить её пока некем, поэтому класс и делят.
Когда временный директор школы, Сергей Митрофанович, объявил, что класс пока что расформирован, ребята оторопели.
- Как ― ушла на фронт? Почему нам раньше не сказали? Надолго нас разделили? А почему нам всем нельзя учиться вместе со второклассниками? - забросали вопросами директора.
Тот горько вздохнул. Ответить чётко Сергей Митрофанович мог только на последний вопрос: в кабинете все не поместятся, поэтому и разделили. А с остальными вопросами оказалось намного труднее. Нельзя говорить малышам, что Варвара Степановна помогает партизанам, и сейчас там, недалеко от линии фронта, требуется её помощь. Надолго ли мальчишки и девчонки остались без своего учителя? Неизвестно. Если всё будет хорошо, Варвара Степановна вернётся быстро. А если нет...
- Каждому надо делать своё дело, - сказал наконец Сергей Митрофанович. - А ваше самое главное дело сейчас ― хорошо учиться. Ничего страшного, побудете пока в разных классах. Беды в том большой нет, вы всё равно все соседи, в одном селе живёте и каждый день видитесь. Пока учитесь так, а там что-нибудь придумаем.
И ребята притихли, расстроенные неожиданным известием об изменениях в их судьбе. Тихо стало во дворе...
...А уже через час в коридоре небольшой школы села Ериловка Елецкого района стоял весёлый гомон. Это весь первый класс спешил на уроки вместе с новым учителем ― Матвеем Ивановичем. Матвей Иванович был высокий, очень худой, с веснушками на носу и озорным блеском в глазах. Ему было одиннадцать лет.
...В тот момент, когда ребята стояли во дворе, он проходил мимо школы. Увидев «воробьёв подзастрешных» - так про себя Матвей назвал первоклашек, он почувствовал, что не сможет остаться безучастным к их искренней печали.
Матвей приехал на неделю из Ельца к бабушке Кате, чтобы помочь ей перебраться в город, к нему и его маме. Отъезд был назначен на завтра. И вот, увидев осиротевших ребят, мальчик решил остаться хотя бы на неделю. А там ― будь что будет!
Он смело подошёл к директору:
- Здравствуйте, Сергей Митрофанович! Можно, я побуду их учителем? Пожалуйста! Я всю-всю таблицу умножения знаю, читать хорошо умею. Я их живо научу.
Сергей Митрофанович оторопел:
- Ты откуда, пацан? Сколько тебе лет-то, что в учителя решил записаться?
- Одиннадцать. Я в пятый класс перешёл, в Ельце учусь. Сейчас у бабушки живу, здесь, у вас. Мама боится, что фашисты в Елец вернутся, вот и отправила меня к ней. Буду пока в Ериловке жить, - на ходу придумал Матвей.
- Так ты сейчас в нашу школу будешь поступать, раз здесь жить собираешься?
Мальчик понял, что попал впросак. Растерялся, но затем нашёл в себе силы всё честно сказать:
- Да нет, я сюда ненадолго приехал на самом деле. В своей школе немного пропущу, но это ничего, догоню. Я и здесь сам позанимаюсь, а маме, чтобы не волновалась, письмо напишу или ещё как-нибудь весточку передам. Жалко их, горемык этих. Ну, как они будут со старшими учиться? Ничего не поймут, будут по углам сидеть и слёзы вытирать, времени на уроках у учителей для них не будет. Разлюбят школу-то!
Лицо учителя посветлело. Вышло так, что он, взрослый человек, пытаясь отрегулировать ситуацию, растерялся и совершенно не представил себе, что будут чувствовать сами первоклассники. А этот малец, наоборот, сразу поставил себя на их место ― и вот надо же, пожалел, забыв о своих делах.
- Ну, возьми ребят на недельку-другую, Матвейка! - сказал Сергей Митрофанович. - Я сам твоей маме всё сообщу, так побыстрее будет. А потом, если их учительница задержится или не вернётся, попрошу свою сестру работать с ними. Она сейчас в госпитале трудится, в Ельце. Ну что же! Тут тоже жизни человеческие, мимо пройти нельзя.
Сергей Митрофанович подвёл Матвея к первоклассникам:
- Ребята, найден другой выход! Вот ваш новый учитель, Матвей.
- Ой, какой маленький! ― разочарованно протянула рыженькая Леночка.
- Зато строгий! - вдруг неожиданно подал голос «учитель». - И не Матвей я, а Матвей Иванович, понятно?
- Понятно, понятно! - защебетали ребята.
И весёлой шумной гурьбой пошли в класс...
...- На сегодня уроки окончены! Разрешаю всем встать. У кого есть вопросы, останьтесь. Завтра жду вас у крыльца школы в восемь ноль-ноль.
Но все ребята остались на своих местах. Матвей растерялся.
- Вы что, все что-то не поняли из урока? Смирнова, ты староста, отвечай первая!
Валя Смирнова встала:
- Матвей Иванович, Варвара Степановна всегда нам после уроков читала... Может, и вы почитаете? Что-нибудь поинтереснее...
- Уф! - облегчённо вздохнул «учитель» и заулыбался. - Ну, воробьи и есть! А я уж испугался, что плохо урок объяснил.
Не три, как положено было по расписанию, а около шести уроков провёл в свой первый рабочий день Матвейка. Сначала ребята его не очень слушались, баловались и смеялись. Но он оказался действительно строгим учителем и быстро навёл порядок. Шалунов ― в угол! Когда все пустые углы в кабинете закончились, Матвей пригрозил выставлять нарушителей дисциплины в коридор: там места много и все узнают, кто себя плохо ведёт ― позор будет на целую школу.
Второй «закавыкой» для юного учителя стало объяснение урока. Сам-то он знал алфавит назубок, но как понятно растолковать малышам, где гласные звуки, а где ― согласные? Вот где поймёшь, что педагогика ― это очень сложная наука... Матвей пробовал петь гласные звуки. Сначала дело пошло на лад. Но когда добрались до буквы «м», ребята дружно и долго замычали, единодушно приписав этот звук к гласным. Так юный учитель едва не сел в лужу. Хорошо, быстро догадался:
- Гласные надо петь с открытым ртом!
На математике он рассказывал ребятам о сложении. Взял две шапки и стал складывать камешки. Правда, здесь тоже ждал сюрприз. Поначалу вместо камешков мальчишка выдумал апельсины. Весь класс дружно захотел есть, некоторые девчонки даже еле сдерживали слёзы ― такого лакомства они не пробовали... Так и заменили апельсины на камешки.
Зато на чтении всё прошло гладко. Матвей решил сам почитать ребятам. Стихов он знал много и начал с «Лукоморья». «Воробьи» сидели как заворожённые ― было видно, что прежняя учительница много им читала. И получилось, что чтение растянулось и после уроков.
...Девять дней весны 1942 года Матвей был учителем. Девять ночей не спал, готовясь к урокам ― он уже с первого своего занятия понял, что педагогу нужна хорошая подготовка, иначе не урок выйдет, а толкотня. И девять дней волновался, что придётся скоро уехать в Елец, домой. Но на десятый день вернулась Варвара Степановна. Всё встало на свои места.
Ребята плакали, провожая своего учителя. И Матвей Иванович еле сдерживал слёзы. А вернувшись домой, записал между строчками на старой газете (другой бумаги у него не было) стихи, которые читал ребятам. И отправил им письмо на адрес школы.
...Много лет приходили Матвею Ивановичу письма из разных уголков нашей страны. Работая геологом, он не забыл о своих «воробьях подзастрешных» и часто писал им ответы. Выросшие ученики тоже помнили своего юного учителя. Потому что он научил их не только считать и отличать гласные звуки от согласных. А ещё ― доброте и любви к людям.
Подальше от войны
Дверь в доме Хохловых была толстая, дубовая. Она скрипела, открываясь, - здоровалась таким образом с гостями. А гости захаживали сюда каждый вечер, в любую погоду. Рыжие, веснушчатые, светловолосые, чернявые, кудрявые ― вот какие они были, гости ― ученики начальных классов школы села Бигильдино Данковского района.
Школа большая, а учителей мало ― мужчины-то ушли на фронт. Учительница начальных классов Зинаида Матвеевна осталась одна с младшими ребятишками ― первым, вторым и третьим классами. Вот и решил шестиклассник Илья Хохлов помочь Зинаиде Матвеевне ― устроить у себя в доме избу-читальню для мальчишек и девчонок.
Книг в доме Хохловых было тридцать восемь. Двадцать одну родители Ильи купили ещё до начала Великой отечественной войны. А семнадцать дала Зинаида Матвеевна, когда Илюшка поделился с ней своей задумкой.
Читальня открылась первого сентября 1941 года. В первый же вечер к Илюшке пришли трое братьев Кузьминых: Слава, Серёжка и маленький Петя. А ещё первоклассница Леночка. Илья показал ребятам книги:
- Выбирайте любую и читайте на здоровье!
- А мы не умеем, - протянула Леночка и потянулась к «Сказке о золотом петушке» Александра Пушкина.
- Да, не умеем, - деловито подтвердил Петька и, встав на цыпочки, указал на толстовского «Филипка». - Почитай нам лучше ты, а?
Илья растерялся: выходило, что он не предусмотрел самого главного условия избы-читальни. А сам мальчишка читал вслух, как говорили учителя, «как пономарь, безо всякого выражения». Ну, да что было делать...
Илья посмотрел на своих гостей, подумал и тряхнул головой:
- Ладно! А ну, садитесь поскорее!
На лавке уместились Леночка с Петькой. Слава и Серёжка сели прямо на пол. А Илюшка подошёл к окну. Он не хотел тратить драгоценную свечу, пока на улице ещё не окончательно стемнело и можно было разобрать слова в книге. И медленно начал читать, с трудом разбирая в полутьме мелкие буквы:
- Жил мальчик, и звали его Филипп...
Вечером второго сентября ребят в читальню пришло вдвое больше. А третьего ― ещё больше.
Лавок в доме было только две ― для самых маленьких. Ребята постарше приносили с собой половицы, циновки, а то и просто старые чистые тряпки. Усаживались рядышком, грея друг друга. Илюшка становился к окну и читал до темноты. А когда уже не мог разобрать буквы, зажигал огарок свечи.
Чаще всего ребятишки просили почитать им «Рассказы для детей» Льва Николаевича Толстого. Илюшка уже знал их наизусть, а всё равно волновался, когда читал про дружбу льва и собачки и храброго мальчика Васю, спасшего котёнка от собак. И все ребята знали, что собачка умерла и лев тоже умер, а всё равно каждый вечер надеялись, что уж на сей-то раз всё выйдет иначе. И маленькая Леночка плакала оттого, что история, вопреки её ожиданиям и надеждам, опять закончилась печально. И все замирали от волнения, когда мальчик Вася бросался вперёд, закрывая собой котёнка. А первоклассница Катя дёргала себя за косичку и шептала: «Не успеет!» И облегчённо вздыхала, когда охотник снова отгонял от Васи собак.
Каждый вечер война словно обходила дом Хохловых стороной. Тяжёлое ожидание писем от родных, голод, холод, опасность, печаль ― всё отступало, когда скрипучая дверь закрывалась, впустив в дом последнего на сегодня гостя.
А Илюшка с каждым днём читал всё лучше и лучше. И совсем неважно, что по утрам его голос был немножко хриплым. Зато вечерами он снова и снова уводил своих младших друзей подальше от войны.
...Очень хотел Илья Хохлов стать учителем математики. Но когда с фронта не вернулись отец и двое старших братьев, ему пришлось поступить в ремесленное училище, чтобы помочь маме вырастить младшую сестру. Золотые руки оказались у Ильи Александровича. Он стал плотником. Изготавливал мебель. Жил в Липецке. Даже обычный стул Илья Александрович мастерил с любовью к своему делу и выдумкой.
Информация