Проект десантной ракетной системы Douglas ICARUS / Ithacus

К концу пятидесятых годов прошлого века перед военными развитых стран встал вопрос повышения мобильности войск. Требовалось повысить как тактическую, так и стратегическую мобильность. Следовало упростить и ускорить переброску войск на поле боя и к театру военных действий. Для этого предлагалось использовать самые разные средства, от перспективной бронетехники до авиационных и аэрокосмических систем. Именно с этой целью в начале шестидесятых годов в США стартовали работы по проекту ICARUS. Успешное завершение этого проекта позволило бы ускорить переброску войск и доставлять бойцов в любую точку планеты в течение одного часа.

Важнейшим элементом вооруженных сил США является Корпус морской пехоты. В случае начала вооруженного конфликта морская пехота должна первой отправляться в район боевых действий и удерживать плацдарм до подхода основных сил. Подобная стратегия предъявляет особые требования к средствам переброски войск. Создание полноценной боеспособной группировки должно осуществляться в кратчайшие сроки, для чего нужен развитый парк транспортных средств. На протяжении последних десятилетий регулярно появлялись различные проекты подобных систем, которые должны были обеспечить скорейшую переброску войск на большие расстояния.

Осенью 1963 года комендантом Корпусом морской пехоты был назначен генерал Уоллас Грин-младший. Вскоре новый командующий, планируя повысить мобильность соединений, предложил рассмотреть несколько оригинальных способов переброски войск, в том числе и с использованием перспективных ракетных систем. Генерал полагал, что ракетная техника может представлять большой интерес для КМП и в перспективе позволит облегчить переброску войск на большие расстояния.


Проект десантной ракетной системы Douglas ICARUS / Ithacus
Высадка десанта с ракеты ICARUS/Ithacus в представлении художника. Рисунок Скотта Лоутера, Douglas Aircraft / Medium.com


Следует отметить, первые подобные предложения появились еще в середине пятидесятых годов. Под руководством Вернера фон Брауна был разработан эскизный проект десантного средства на базе баллистической ракеты Jupiter. Ракету предлагалось оснастить специальной «пассажирской» капсулой с местами для нескольких десятков человек. Чуть позже предлагалась аналогичная система на базе ракеты Redstone. Оба эти проекта предлагали доставлять к месту высадки капсулу с десантом. Для мягкой посадки капсулы должны были оснащаться парашютами и тормозными ракетами. Оба предложения так и не заинтересовали военных, поскольку не имели заметных преимуществ перед существующей техникой, а также уступали ей по некоторым параметрам. К примеру, дальность обеих ракет была на уровне дальности полета вертолетов того времени.

По инициативе генерала Грина в 1963 году стартовал новый проект аналогичного назначения. Вскоре военное ведомство собрало проекты нескольких частных компаний и решило заказать разработку перспективной десантной ракетной системы фирме Douglas Aircraft. Ее сотрудник Филип Боно предлагал вариант такого комплекса, отчасти походивший на разработки фон Брауна, но имевший массу серьезных отличий.

По мнению Ф. Боно, использование имеющихся ракет-носителей или баллистических ракет в качестве базы для перспективной техники КМП не имело смысла. Требовалось создать некую новую ракету с приемлемыми характеристиками. В частности, следовало использовать ракетные двигатели нового типа, а также ряд иных оригинальных идей. Все это, позволяло решить основные проблемы, связанные с дальностью полета и размерами полезной нагрузки. Кроме того, появлялась возможность сразу делать систему под требования морской пехоты.

Незадолго до начала работ по десантной системе Ф. Боно и его коллеги занимались проектом Rombus. Это была новая ракета-носитель, которая могла бы использоваться для вывода различных грузов на орбиту. Среди прочего, рассматривалась возможность несения многоразового возвращаемого пилотируемого аппарата. Ракета Rombus оснащалась крупным центральным баком для окислителя и несколькими баками для водорода на внешней поверхности. Кроме того, в проекте предлагалось использовать силовую установку типа aerispike. Основной ее особенностью было использование большого количества двигателей или отдельных камер сгорания, расположенных по окружности. За счет сложения тяги множества двигателей можно было обеспечить высочайшую суммарную тягу.

Система Rombus в ближайшем будущем могла стать новой ракетой-носителем для космической программы и выводить на орбиту различные грузы. Тем не менее, авторы проекта в конце 1963 года решили отказаться от такого использования перспективной системы и предложить ее командованию Корпуса морской пехоты. Расчетные характеристики позволяли оснастить ракету оригинальным модулем для перевозки личного состава и, возможно, некоторой техники и вооружения. Изменив свое предназначение, проект Rombus получил и новое название: ICARUS (InterContinental Aerospacecraft Range-Unlimited System – «Межконтинентальная аэрокосмическая система неограниченного радиуса действия»). Позже проект опять сменил название. Третьим именем стало Ithacus.

Проект ICARUS являлся доработанной версией базового Rombus с рядом нововведений, прямо связанных с оригинальной полезной нагрузкой в виде личного состава и техники морской пехоты. При этом основные особенности проекта остались без изменений. Предлагалось построить сравнительно крупную многоразовую ракету с местами для размещения солдат и отдельным грузовым отсеком для техники или иных грузов.

Основным элементом ракеты должен был стать корпус диаметром порядка 80 футов (чуть менее 25 м) и высотой 210 футов (64 м). В нижней части корпуса предлагалось поместить набор жидкостных ракетных двигателей нового типа. В качестве топлива планировалось использовать сжиженные водород и кислород. Часть баков для топлива и окислителя можно было разместить в корпусе, остальные планировалось закреплять на внешней поверхности корпуса. В нижней части корпуса должны были находиться опоры для взлета и посадки.

Проект десантной ракетной системы Douglas ICARUS / Ithacus
Погрузка войск на ракету в представлении художника. Рисунок Скотта Лоутера, Douglas Aircraft / Medium.com


Головная часть корпуса ракеты ICARUS/Ithacus отдавалась под размещение полезной нагрузки. Примерно половину высоты корпуса должны были занимать шесть палуб-этажей с местами для десанта. На каждой из палуб можно было разместить по 200 противоперегрузочных кресел для бойцов, что позволяло перевозить до 1200 солдат с вооружением. Также имелась возможность строительства грузовых ракет с соответствующей компоновкой отсеков для полезной нагрузки.

По предложению инженеров компании Douglas Aircraft, ракета с десантном должна была взлетать со специальной стартовой площадки на одной из американских военных баз и направляться к зоне высадке десанта. Лететь предлагалось по баллистической траектории: после подъема и разгона система ICARUS должна была преодолевать часть расстояния, выходя за пределы земной атмосферы. В районе цели следовало выполнять маневр торможения и садиться на заданной территории. После этого можно было осуществлять высадку морской пехоты, которая сразу могла идти в атаку и занимать плацдарм для высадки новых сил.

Проект подразумевал, что ракета будет садиться на хвостовые опоры, находясь в вертикальном положении. Такая особенность посадки заставила Ф. Боно и его коллег решать вопрос высадки бойцов и разгрузки техники. По имеющимся данным, в корпусе ракеты предлагалось установить большое количество дверей и ворот, оснащенных различным оборудованием. Предполагалось, что солдаты будут спускаться на землю при помощи специальных телескопических трамплинов-пандусов, веревочных лестниц и т.д. Среди прочего, рассматривалась возможность использования реактивных ранцев. С их помощью солдаты могли бы не только опуститься на землю, но и приблизиться к противнику.

Грузовой вариант системы ICARUS/Ithacus должен был иметь ворота соответствующих размеров и набор подъемных кранов для разгрузки вооружений и техники. Кроме того, не исключалось строительство комбинированных грузопассажирских ракет с отсеками для личного состава и материальной части, а также набором соответствующего высадочного оборудования. Вероятно, конкретная компоновка отсеков для полезной нагрузки должна была определяться заказчиком.

По расчетам авторов проекта, предлагаемая архитектура десантной системы позволяла высаживать войска почти в любой части земного шара и доставлять войска в кратчайшие сроки. Расчетная скорость ракеты достигала 17 тыс. миль в час. Таким образом, солдаты могли приступать к выполнению поставленных боевых задач в любой точке планеты в течение 45-50 минут после старта со своей базы. Подобная скорость переброски имела массу преимуществ. В первую очередь, она не позволяла противнику подготовиться к нападению и принять необходимые меры для организации обороны.

Предполагалось, что после высадки десанта ракета ICARUS будет сохранять небольшую часть топлива, которая позволит ей добраться до ближайшего моря, где ее должно было забирать специальное транспортное судно. Самостоятельный полет на стартовую площадку не предусматривался.

Проект десантной ракетной системы Douglas ICARUS / Ithacus
Десантные ракеты Ithacus 100-T на корабле-носителе. Рисунок Скотта Лоутера, Douglas Aircraft / Medium.com


В рамках программы ICARUS были разработаны эскизные проекты двух ракетных десантных систем. Вторым вариантом оказался комплекс под названием Ithacus 100-T. Главным отличием этой системы от базовой были размеры и, как следствие, меньшая грузоподъемность, а также иные требования к пусковой площадке. Ракета 100-T должна была иметь вдвое меньшие размеры в сравнении с полноценной Ithacus и отличалась уменьшенной полезной нагрузкой. В уменьшенном корпусе можно было разместить только 170 десантников или 60 т груза. В остальном 100-T являлась уменьшенным вариантом исходной ICARUS.

Проект Ithacus 100-T имел любопытную особенность: этот вариант десантной ракеты мог стартовать с корабля-носителя. В качестве носителя предлагался доработанный атомный авианосец типа Enterprise или иной корабль с подходящими характеристиками. На палубе предлагалось установить набор различного оборудования, в частности подвижные сооружения с системами обслуживания и другие устройства, предназначенные для подготовки к вылету.

Предполагалось, что атомный авианосец сможет обеспечить требуемое энергоснабжение всех систем, в том числе установок электролиза. Топливо и окислитель в виде сжиженных водорода и кислорода предлагалось добывать прямо из океанской воды в ходе плавания. Это позволяло осуществлять запуск десантной ракеты из любой точки мирового океана и почти в любой момент (в зависимости от имеющегося количества топлива и других факторов), а также решать некоторые другие задачи.

Несмотря на меньшую вместимость и грузоподъемность, «морской» вариант системы ICASRUS имел некоторые преимущества перед «сухопутным». В частности, грамотное планирование операции и правильный выбор точки запуска позволяли заметно увеличить грузоподъемность за счет дополнительного разгона ракеты при помощи вращения Земли. Кроме того, такой комплекс не нуждался в подвозе топлива и мог нести дежурство в течение длительного времени.

Широкая общественность впервые узнала о новом проекте компании Douglas Aircraft в феврале 1964 года благодаря журналу Missiles and Rockets. Это издание опубликовало статью о проекте ICARUS, в которой упоминались основные предложения инженеров, а также раскрывались некоторые расчетные характеристики комплекса. Уже к этому времени команда Ф. Боно планировала обеспечить доставку 1200 солдат или 130 т груза в любую точку мира. По расчетам, подобный полет должен был занимать около 45 минут.

В той же публикации в журнале Missiles and Rockets упоминался и уменьшенный вариант десантного ракетного комплекса, предназначенного для перевозки 170 человек или 60 т груза. При этом сведения о возможном использовании в качестве стартового комплекса переоборудованных авианосцев не публиковались. Вероятно, зимой 64-го авторы проекта еще не рассматривали подобный вариант эксплуатации своих новых ракет.

Десантная ракетная система ICARUS/Ithacus представляла большой интерес для военных, поскольку в теории позволяла производить переброску войск на значительные расстояния в течение часа. Подобный комплекс был способен кардинально улучшить десантные возможности Корпуса морской пехоты, повысить его стратегическую мобильность и, как следствие, боевую эффективность.

Проект десантной ракетной системы Douglas ICARUS / Ithacus
Заметка о проекте ICARUS в журнале Popular Science


Тем не менее, проект так и не дошел до реализации на практике. Несмотря на все кажущиеся преимущества, он имел массу серьезных недостатков. Главный – сложность конструкции, которая не позволяла построить даже работоспособный прототип. Уровень технологий начала шестидесятых годов не мог обеспечить реализацию столь сложных планов. Отсутствовали необходимые двигатели, а также могли быть проблемы с некоторыми материалами, необходимыми для строительства.

Слишком смело выглядит предлагавшийся способ выполнения полета. Ракета должна была лететь по баллистической траектории, а также тормозить в районе цели и совершать мягкую посадку. Трудно представить, как именно авторы проекта планировали осуществлять подобные тормозные маневры и производить аккуратную посадку, не оказывающую негативного влияния на конструкцию ракеты и десант.

Отдельно следует рассмотреть предлагаемые способы перевозки и десантирования личного состава. Внутри корпуса ракеты диаметром менее 25 м предлагалось разместить шесть палуб с 200 местами для десантников на каждой. Нетрудно подсчитать, что на каждое место для бойца приходилось около 2,4 кв. м площади сечения корпуса. При этом следует сделать поправки на особенности конструкции противоперегрузочных кресел. В итоге появляется повод для сомнений в возможности размещения 1200 солдат в имеющемся объеме при сохранении приемлемого удобства полета и высадки.

Десантники должны были покидать сравнительно высокую ракету через несколько дверей в корпусе, используя телескопические трамплины, веревочные лестницы или даже реактивные ранцы. Можно предположить, что первые два варианта средств высадки не обеспечивали приемлемого удобства, а третий требовал проведения отдельных опытно-конструкторских работ, успешное завершение которых было под вопросом.

Наконец, на судьбе проекта ICARUS могла сказаться низкая живучесть предлагаемой техники. Двигаясь по баллистической траектории, ракета была слишком сложной целью для противовоздушной или противоракетной обороны противника, однако после торможения, на посадке и во время высадки десанта она могла стать легкой мишенью для авиации и артиллерии противника. В таком случае становился актуальным вопрос наиболее быстрой высадки войск с целью сокращения рисков.

Анализ проекта компании Douglas Aircraft, проведенный специалистами Корпуса морской пехоты и американского военного ведомства, показал, что он не имеет практических перспектив. Единственным плюсом комплекса ICARUS/Ithacus была возможность быстрой переброски большого количества солдат и техники, но на этом все преимущества заканчивались. Перспективная ракета получалась слишком сложной, дорогой и неудобной в эксплуатации, а также не отличалась высокими шансами на полноценное выполнение задания.

Военные, ознакомившись с предложенным проектом, отказались принимать его и финансировать дальнейшие работы. Компания Douglas Aircraft, в свою очередь, не имела возможности самостоятельно продолжить разработку без помощи военных. Как следствие, проект закрыли за ненадобностью и отправили в архив. Возможно, в дальнейшем подобная техника могла найти применение в тех или иных сферах, но проект ICARUS был закрыт окончательно, а командование Корпуса морской пехоты более не проявляло интереса к десантным ракетным системам.


По материалам:
https://medium.com/
http://collectspace.com/
http://blog.modernmechanix.com/
Future GIs to ride rocket troopship. Popular Science. 1964, №7
Douglas Proposes an Intercontinental Ballistic Transport for 1200 Troops. Missiles and Rockets. 1964, Feb 17
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 10
  1. inkass_98 25 ноября 2015 07:37
    Спасибо, Кирилл. Про такой пепелац я как-то даже и не слышал. Проблем у него больше, чем пользы, но идея смелая.
    Весьма ограничена область применения, поскольку нужна достаточно ровная и очень прочная посадочная площадка, иначе беда при посадке. Да и с уязвимостью большие проблемы.
    Все равно - интересно и смело.
    1. Camel 25 ноября 2015 08:59
      Все равно - интересно и смело.
      Ага, и ровно настолько же бессмысленно. Для примера:
      1) Сколько времени и сил тратят на тренировку одного космонавта? А ведь основные проблемы космонавт испытывает при выходе на орбиту и при приземлении. В 1961 году ПЕРВЫЙ в мире космонавт полетел на орбиту, и весь мир считал это подвигом, а Ю.А. Гагарина - героем! А КМП США сразу решили 1200 (полк!) героев отправить.
      2) Вопрос взлета столь здорового носителя до сих пор не решен, не говоря уж о посадке и морских стартах.
      3) Вопрос по топливу - водородные двигатели это, конечно, хорошо, но уж больно они взрывучие. А так из-за ошибки при взлете можно угробить полк десантников... У нас за такие подвиги орден дают (если десантники вражеские).

      P.S. А так да, интересно, смело, но абсолютно нереализуемо и бесперспективно даже сейчас, не то что в 60-е.
      1. opus 26 ноября 2015 01:51
        Цитата: Camel
        А ведь основные проблемы космонавт испытывает при выходе на орбиту и при приземлении.

        Длительное пребывание в невесомости-это проблема.
        Перегрузки в общем то "барабан".Пилоты ЛА испытывают больши'е.
        Для капсулы проблема длительное пребывание в вакууме.
        Кроме самого вакуума (корпус) еще проблема перегрева (нет конвективной теплоотдачи,абляционной то же)
        Цитата: Camel
        Вопрос взлета столь здорового носителя до сих пор не решен, не говоря уж о посадке и морских стартах.

        Данной ракете не нужно сообщать ПН первую космическую (7,92 км/с).
        Для баллистической ,с выходом за пояс Кармана хватит и 4-5 км/с. А это две большие разницы.
        1200 солдат или 130 тн груза это конечно круто (потребуется обрезанный "Сатурн-5")
        Но 170 пехотинцев вполне реально
        170 Х150 кг= 25500кг и Р-36М2 сможет..
        забросить конечно.
        с приземлением сложнее.
        Цитата: Camel
        3) Вопрос по топливу - водородные двигатели это, конечно, хорошо,

        -атомный авианосец, электролиз из морской воды(написано же) ,что бы не таскать с собой.
        -а много взрывов РН с Н2+О2 знаете?
        Я знаю много взрывов Керосин+О2,НДМГ и АТ...

        Первые работоспособные криогенные ЖРД были созданы в США, где работы по практическому
        применению ЖВ начались в конце 1940-х. В результате в конце 1950-х – начале 1960-х годов
        американские фирмы Pratt & Whitney и Rocketdyne разработали кислородно-водородные двигатели RL-10(для ступени Centaur и ракеты Saturn 1) и J-2 (для верхних ступеней РН Saturn 1B и Saturn 5).


        В СССР в начале 1960-х началась разработка сразу нескольких криогенных ЖРД: 11Д56* в КБХМ (для блоков «С1», «Ср» 4-й ступени и блока «Р» 5-й ступени Н-1), 11Д57 и 11Д54 в КБ «Сатурн» (для блока «М» 3-й ступени и для блока «С2» 4-й ступени одного из вариантов Н-1). Несколько позднее к этим работам подключилось КБ КМЗ «Труд» под руководством Н.Д.Кузнецова. Здесь проектировались НК-5 (также для верхних ступеней Н-1 и разгонных блоков) и НК-35 (для блока 2-й ступени варианта Н-1).
        ---------------------------------------
        Ну а вообще идея конечно бредофантастика времен 60х
  2. avt 25 ноября 2015 09:15
    Цитата: Camel
    P.S. А так да, интересно, смело, но абсолютно нереализуемо и бесперспективно даже сейчас, не то что в 60-е.

    Вполне реализуемо, ну не так как на картинке у фон Брауна , но Челомей параллельно с ,,Алмазом" предлагал доставлять ДРГ космическими аппаратами . Другое дело - овчинка выделки не стоит . То же самое можно сделать менее затратными, но вполне поставленными в серию известными средствами .
    avt
  3. sa-zz 25 ноября 2015 10:57
    Вопрос актуален и по сей день.
    Но представляется таким же проблематичным , т.к. множество появившихся новых технологий относятся и к ПВО в том числе.
  4. ван-зай 25 ноября 2015 12:46
    Красивая идея, но бесполезная. Против папуасов есть средства подешевле, а против равноценного противника- сомнительные достоинства. Но если учесть , что это 60-е, время поиска и новых идей.Были идеи и побредовее. Статье плюс.
  5. Bersaglieri 25 ноября 2015 14:04
    У Р. Хайнлайна описано было сие в одном из ранних романов
  6. dokusib 25 ноября 2015 15:50
    DARPA разрабатывает подобную системму, но расчитанную на десяток спецназовцев и запускаемую с подводной лодки носителя баллистических ракет. Видимо и дальность запуска значительно меньше.
    1. Даун Хаус 26 ноября 2015 00:22
      Цитата: dokusib
      расчитанную на десяток спецназовцев

      В качестве молниеносной доставки "спецназа" численностью до 100 человек - идея вообщем-то дорогая, но вполне здравая.
      А вот больше 1000 отправлять одной ракетой на другой конец планеты, это мягко выражаясь "нерентабельная" идея.
  7. MooH 25 ноября 2015 23:11
    однако после торможения, на посадке и во время высадки десанта она могла стать легкой мишенью для авиации и артиллерии противника.

    Дык бронировать ракету надо. И артиллерии в нее понавтыкать - будет мобильный форт для борьбы за демократию. laughing
    А если серьезно, то более бредовую идею десантирования представить себе сложно. И дело совсем не в технических проблемах, а банально в стоимости пуска. При сопоставимой стоимости доставки, ни один десантник не причинит столько разрушений, сколько ябч, потому и возят ракетами боевые блоки, а не десант.
    1. BlackMokona 26 ноября 2015 10:44
      Десантник может причинить и больше разрушений чем ЯБЧ, ограбив вражеский штаб wink

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня