РТО на защите русской промышленности

РТО на защите русской промышленности


Опыт импортозамещения в XIX столетии

Середина XIX века была временем научно-технической и промышленной революции, в жизнь человечества стремительно входили паровые двигатели и паровозы. Россия старалась не допускать значительного отставания от наиболее развитых стран Западной Европы — в нашей стране шло массовое строительство железных дорог, заводы и фабрики оснащались станками на приводе от парового двигателя.


И хотя русские ученые зачастую опережали своих западных коллег, российская промышленность отставала от европейских конкурентов. Долгое время большая часть паровых машин и паровозов закупалась за пределами России. Особенно такой импорт вырос к середине XIX века. Если в 1831–1840 гг. было приобретено за границей машин на сумму 6,9 млн руб., то в следующее десятилетие — уже на 16,6 млн руб. А в 1850–1860 гг. — на 48 млн руб., тогда как внутри страны за то же десятилетие паровых машин и паровозов было произведено всего на 6,5 млн руб.

Популярного ныне термина «импортозамещение» еще не существовало, но лучшие умы России осознавали необходимость поддержки отечественной промышленности, работавшей под серьезным давлением иностранной конкуренции. В авангарде защиты нашей экономики встало Императорское русское техническое общество (ИРТО), созданное в 1866 году. Именно его члены впервые проанализировали и подняли вопрос о необходимости введения таможенных пошлин на иностранные машины и механизмы с целью поддержки отечественного машиностроения.

Впервые этот вопрос на серьезном научном уровне изучался на заседании 2-го Отдела ИРТО 18 марта 1867 года. Он именовался «отделом механики и механической технологии», возглавлял его Иван Алексеевич Вышнеградский, тогда профессор механики Петербургского технологического института. В русскую историю Вышнеградский по праву войдет как создатель отечественной научной школы инженеров-машиностроителей.

Тема заседания ИРТО от 18 марта 1867 года была сформулирована так — «О мерах к возвышению машиностроительного дела в России и к развитию наших механических заводов». Главным докладчиком выступил Людвиг Нобель, тогда молодой 36-летний инженер и предприниматель. Родившийся в Швеции, он вырос в России, владел в Петербурге машиностроительным заводом и был искренне обеспокоен давлением западной конкуренции на русскую промышленность.

Свои цели на этом заседании ИРТО Людвиг Нобель сформулировал так: «У нас в России, где теперь идет постройка железных дорог и где спрос на вагоны, локомотивы и другие машины делается все более и более значительным, производство их могло бы сделаться одною из важнейших отраслей промышленности и увеличить производительность наших металлургических заводов» («Записки Русского технического Общества», 1867 год, выпуск II).

РТО на защите русской промышленности

Выдержка из «Записок Русского технического Общества»Выдержка из «Записок Русского технического Общества»

Далее основатель знаменитой династии Нобелей проанализировал слабые стороны русской промышленности в сравнении с европейскими конкурентами, от менее развитого разделения труда до «более дорогого, чем за границей устройства заводских помещений, по суровому климату России требующих отопления». Нобель привел и примеры недобросовестной конкуренции западных бизнесменов, рассказав, как европейские акционеры сознательно закрыли первый в Петербурге завод по производству паровозов.

«Иностранцы, эксплуатирующие в этом отношении Россию, — говорил Нобель, — если только могут, то стараются об уничтожении у нас тех заводов, которые могли бы представлять им малейшее в производстве машин соперничество».

Действительно, на тот момент импортные машины по количеству значительно превышали произведенные в России. Так, на 1867 год первая в нашей стране общедоступная Царскосельская железная дорога использовала 16 паровозов, из них только 2 были построены в России, остальные — в Англии, Бельгии и Германии.

Чтобы защитить российское машиностроение, Людвиг Нобель предложил ИРТО выступить за введение протекционистских таможенных тарифов, т.е. взимать пошлины с закупаемых на западе паровых двигателей, станков и паровозов, аналоги которых производятся и в России. «Введение такого тарифа, который дозволил бы соперничество русских производителей с иностранными», — как говорил Нобель.

После долгой дискуссии Иван Вышнеградский и все члены Русского технического общества поддержали предложение Нобеля. Председатель «отдела механики и механической технологии» ИРТО так резюмировал итог заседания: «Заграничные машины те только дешевы, которые изготовляются в огромном количестве по одним и тем же образцам… Новые же машины, т.е. никогда прежде не изготовлявшиеся, стоят почти по одной цене у нас и за границею… Потребность в машинах с каждым годом возрастает все более и более, и производство их в России может сделаться серьезною и прочною отраслью промышленности при ослаблении иностранной конкуренции».

Проведенный ИРТО анализ не остался лишь благим пожеланием. Уже летом 1867 года при Министерстве финансов была создана особая Комиссия для пересмотра европейского таможенного тарифа. Впервые к работе подобного органа были привлечены не только чиновники, но и представитель российских промышленников и инженеров.

Благодаря работе Русского технического общества в новом Таможенном уставе 1868 года, утвержденном указом царя Александра II, появилась статья 175-я, впервые вводившая в налоговую и таможенную практику нашей страны понятие «машины и аппараты»: «Паровозы… Локомобили и паровые двигатели… Части и принадлежности всякого рода машин и аппаратов, привозимые для фабричного употребления».

Отныне импортные паровозы обкладывались пошлиной 75 копеек с пуда, паровые двигатели и запчасти к ним — 30 копеек с пуда. Таким образом, введенная пошлина за импортный паровоз тех лет, стандартной массой около 20–30 тонн, составляла свыше тысячи рублей за каждую единицу — очень солидная по тем временам сумма!

Государственные меры по защите отечественного производителя быстро дали заметный результат. Например, если до 1868 года в России за четверть века было построено всего 227 паровозов, то за следующие 12 лет — 1980 паровозов, более чем в 8 раз больше.
Автор: Алексей Волынец
Первоисточник: http://rusplt.ru/sdelano-russkimi/rto-na-zaschite-russkoy-promyishlennosti-19773.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. Венд 25 ноября 2015 10:47
    Ну не принять еще с советских времен говорить о достижениях России при царизме. А ведь было много дельного сделано, для возвышения державы.
    1. Мареман Василич 25 ноября 2015 11:01
      Дельного это да, но всего-лишь. А не принято говорить по той причине, что СССР сделал для народа, для России за 30 лет больше, чем вся династия Романовых за 300.
      1. Венд 25 ноября 2015 11:36
        Цитата: Мареман Василич
        Дельного это да, но всего-лишь. А не принято говорить по той причине, что СССР сделал для народа, для России за 30 лет больше, чем вся династия Романовых за 300.

        Ерунду говорите. Именно при царизме, например была собрана та территория России, которая досталась СССР. Именно при царизме Россия была опоясана сетью железных дорог. Не стоит слепо упирать на достижения СССР, принижая достоинство раннего периода истории России. На Ваганьковском кладбище, есть могила, гранитная плита 1,5 метра высотой, 1 метр шириной и 2 метра донной.В этой могиле похоронен вологодский крестьянин. Многие в советское время могли себе такое позволить? Еще в советском учебнике истории описан такой случай. Фабричный рабочий получивший травму, просит помощи у владельца фабрики. В ответ в уголке у прошения карандашом написано выдать 8 рублей. Рабочий позже скончался, в следствии чего владелец распорядился выдать еще 25 рублей. Что такое рубль в царской России, знаете? Это не советские 6 рублей, хотя и на советские много можно было купить. А на царские еще больше. В обоих периодах есть плюсы и есть минусы. Закрывать глаза на правду,в угоду одного из периодов истории это искусственное ограничение себя в познании истории Родины.
        1. Сергей С. 27 ноября 2015 18:22
          Цитата: Венд
          Именно при царизме, например была собрана та территория России, которая досталась СССР.

          С этим никто и не спорит.
          А еще царизм благодаря Петру I стал империей.

          Но, как понять тогда желание уже около 2000 лет народов стать республиками?
          Или хотя бы резко ограничить права монархов...

          И то, что монархии в 20 веке проигрывали везде, а республики и демократии везде побеждали?

          Уровень России в 1913 году хорошо представляю. Об этом уже достаточно много писал и нет желания повторяться.

          Суть.
          Если отталкиваться от начала века, то в 1913 году нас, действительно были высокие темпы развития...
          Но если учесть уровень развития Англии, Франции, Германии, США, Австро-Венгрии, то в абсолютных величинах Россия от этих стран значительно отставала в промышленном росте.

          Именно по этой причине мы в Первую мировую оказались технически голыми. И оставались таковыми, пока коммунисты не провели индустриализацию - то есть до конца 1930-х годов.

          Если хотите, чтобы к царизму у людей были примирительное отношение, не отрицайте достижений тех, кто нахлебавшись царизмом, выпрыгнул выше головы, чтобы Родина не была порабощена.

          А коммунистам скажите спасибо еще и за то, что построили крейсер "Москва" и многие другие сложные технические обекты, которе до сих пор бороздят океаны, защищают небо, дают энергию...
        2. Мареман Василич 30 ноября 2015 14:04
          Я это высказал не для принижения. То что вы перечислили учтено. Изучите как жило русское крестьянство в конце 19-го и в начале 20-го веков. Насколько они были грамотны, и почему подавляющая масса стала поддерживать большевиков. Если всё так было хорошо как вы описали, то почему революция всё-же произошла. Для меня Родина едина,, хоть царская, хоть советская, но то что сейчас наша власть носится с монархией как курица с яйцом вызывало сначала недоумение. Только в советскую эпоху люди перестали быть крепостными, стали свободными и равными. Сейчас недоумение прошло, власть хочет вернуть то что было при царизме. Холопов и господ. Неокрепостничество.
  2. boris-1230 25 ноября 2015 11:24
    Недавно был прочитан исторический материал 19 века купца о истории нашего городка. Так вот когда шел Пугачев, называемый злодеем, заходил в селения и спрашивал народ как живется, обижают ли помещики, попы. Правдивые ответы имели тяжелые последствия для последних, их вешали. Хотя торговые обороты купцов удивляют и даже меценаты находились, но люди жили плохо. Не получали больше, чем необходимо поддерживать физическое выживание. Я уж не говорю о других потребностях человека. Будет ли страна богатая или бедноватая простой человек при капитализме будет жить весьма скромно, особенно в России.
  3. nrex 25 ноября 2015 11:31
    Цитата: Мареман Василич
    ольше, чем вся династия Романовых за 300.


    Да, СССР погубило собственного народа больше чем за всю историю царизма на Руси.
    1. Сергей С. 25 ноября 2015 11:46
      Цитата: nrex
      Да, СССР погубило собственного народа больше чем за всю историю царизма на Руси.

      Вы не жили при царизме.
      Или может быть Ваши предки были графами или князьями?

      Маятник "исторической правды" оштатнулся в белую сторону...
      Но мозги то надо включать!

      Если бы коммунисты совершили хотя бы 10 % того, что на них повесили "демократы", "либералы" и другие агенты империализма, то в 1991 году крови пролилось бы много больше, чем в 1917 году...

      Вы еще по золото КПСС вспомните.
      Его некоторые "историки" уже 25 лет ищут.
  4. evge-malyshev 25 ноября 2015 11:32
    Соглашусь с Мареман Василичем,
    Цитата: Мареман Василич
    что СССР сделал для народа, для России за 30 лет больше, чем вся династия Романовых за 300.
  5. nrex 25 ноября 2015 11:37
    Цитата: evge-malyshev
    Соглашусь с Мареман Василичем,
    Цитата: Мареман Василич
    что СССР сделал для народа, для России за 30 лет больше, чем вся династия Романовых за 300.

    Оставшимся в живых не понять страдания мертвых. Это ваше право.
  6. Сергей С. 25 ноября 2015 12:05
    Название статьи хорошее.
    Но...
    По смыслу получается, что РТО было использовано "русским" Нобелем в личных целях.

    Лично я за полное импортозамещение.
    И в истории русской промышленности есть достойные персоны, которые много сделали на этом поприще.
    Это металлурги Амосов, Обухов, Чернов, обеспечившие производство отечественной брони и артиллерии.
    Это кораблестроители Бубнов, Беклемишев и многие другие нащи инженеры.

    Вот только Нобели здесь смотрятся отнюдь, не идеально.
    В Крымскую поднялись на производстве морских мин "передовой" конструкции в железных корпусах, но которые бысто потеряли герметичность и утратили боеспособность.
    Потом был период относительного благополучия заводов, но с 1998 года начинается производство дизелей...

    Начало было хорошее, но с подлогом... На нефтеналивной шхуне "Вандал", которая везде была представлена, как первый в мире теплоход, созданный русскими судостроителями, были установлены моторы шведского завода семьи Нобилей...

    Потом дошло до Первой мировой... и потребовались дизели мощнее 500 л.с.
    Дальше были сплошь проблемы, невыполнения контрактов...
    прошения о продлении договоров...
    Объяснения, что в срыве заказов виноваты ... забастовщики.

    На самом деле завод обломался о конструкцию и производственные проблемы мотора для подводных лодок типа "Барс".

    В результате на большинстве лодок, в том числе на легендарной "Пантере" вместо моторов мощностью 1320 л.с. стояли двигатели мощностью 250 л.с.

    И это сделал "патриот" России.
    Комментарии излишни.
  7. Горный стрелок 26 ноября 2015 03:38
    Ограничительные пошлины - иногда благо для машиностроения. Но нужно ещё и развитие собственного производства быстро развить. Пошлины не должны быть вечными. Конкуренция тоже важна, надо снижать издержки и работать над производительностью труда.
  8. AID.S 26 ноября 2015 19:34
    Цитата: Венд
    На Ваганьковском кладбище, есть могила, гранитная плита 1,5 метра высотой, 1 метр шириной и 2 метра донной.В этой могиле похоронен вологодский крестьянин.

    А что, в царской России всех крестьян так хоронили? То же самое можно сказать про "25 царских рублей" на похороны рабочего.Если бы население России при царях как сыр в масле каталось, то бы мы до сих пор пели бы "Боже Царя храни"..

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня