Президент Порошенко решил подключить папу римского к внутриукраинским разборкам
Религиозная карта в политическом пасьянсе
Жизнь Степана Чмиля — религиозного деятеля Украинской греко-католической церкви — в Киеве малоизвестна. В основном она прошла в Европе, куда в тридцатилетнем возрасте Чмиль окончательно перебрался после второй мировой войны. Людям посвящённым он запомнился тем, что в шестидесятые годы прошлого века был ректором Украинской Папской Малой семинарии в Риме. Причём, название учебного заведения «Папское» возникло в пору, когда семинарию возглавлял Степан Чмиль. Оно добыто старанием ректора. Умер епископ Степан Чмиль ещё в конце семидесятых годов. Похоронен в базилике св. Софии в Риме.
На Украине о Чмиле вспомнили недавно, когда сувереном Святого Престола стал Папа Франциск. В юности нынешний понтифик был учеником украинского епископа и даже прислуживал ему во время церковной мессы, регулярных богослужений, занятий в духовной школе, где преподавал епископ Чмиль, — и просто в быту. Вот через память об этом человеке и подбирался Пётр Порошенко к Папе Римскому со своей главной просьбой — о беатификации митрополита Андрея Шептицкого.
Следует пояснить этот редко встречающийся в обиходе термин. В Римско-католической церкви беатификация — обряд причисления к лику блаженных. Вроде, как канонизация святых у православных. И требования тоже похожие: соответствие религиозной ортодоксальности, наличие выдающихся проявленных добродетелей, а главное — кандидат на лик должен совершить чудо при жизни, либо оно возникнет после смерти человека, через обращенную к нему молитву. Последним требованием церковь достаточно часто манкирует, когда дело касается лиц светских, или конъюнктурных политических резонов, как это было, например, у православных при возведении в лик святых российского императора Николая II.
С митрополитом Андреем Шептицким другая история. Иерархи римской церкви ещё в 1950-х и 1960-х годах делали попытки его беатификации, но оба раза «против» стеной вставал примас Польши архиепископ Станислав Вышинский. В Польше к митрополиту Шептицкому вполне определённое отношение. Его имя поляки прямо связывают с деятельностью украинских националистов и той резнёй, что они устроили весной 1943-го на Волыни, погубив более 50 000 человек. Не щадили даже детей, женщин, стариков.
Сегодня Пётр Порошенко на плечах епископа Степана Чмиля хочет поднять митрополита Шептицкого на святые небеса. Зачем это надо украинскому президенту? Думается, так он понимает самоидентификацию нации.
Греко-католики покоряют Украину
Митрополит Андрей (в миру — граф Роман Мария Александр Шептицкий) в Украинской греко-католической церкви фигура знаковая. Он возглавлял её 44 года (с 1900 по 1944). Представитель богатого, знатного рода Шептицкий вначале получил во Вроцлаве юридическое образование, стал доктором права. Позднее увлекся идеями украинского националистического движения, резко поменял жизнь и сделал карьеру в греко-католической церкви.
Эта поместная церковь возникла во времена русской смуты. Тогда украинская знать попыталась отмежеваться от московских проблем и объединиться с польской шляхтой. Препятствием замысла стала православная вера. Однако обратить поселян в добропорядочных католиков не получилось. Сопротивление верующих было серьёзным. Удалось лишь дополнить византийские обряды католическими догматами да преклониться перед Римской церковью, получив её покровительство и благорасположение. Уния (союз), заключенная с Римским Престолом, даст новой церкви ещё одно просторечное название — униатская.
С тех пор греко-католики существовали, как отдельная ветвь веры в западной части украинской земли. Она переходила от Польши к Австро-Венгрии и обратно. Побывала в Российской империи. Перед войной стала частью Советского Союза.
Сегодня на Украине много пишут о том, что это время стало личной трагедией для митрополита Андрея. В 1939 году в родовом имении Шептицких в Прилбичах энкавэдешники расстреляли его брата Льва вместе со всей семьёй. Этим случаем оправдывают сотрудничество Андрея Шептицкого с гитлеровцами. Правда, поначалу такое сотрудничество отрицалось вовсе. Но добросовестные историки подняли поздравительное письмо Гитлеру, в котором Шептицкий приветствовал взявшего Киев фюрера, как «непобедимого полководца несравненной и славной немецкой армии».
Затем митрополит Галицкий и вовсе предложил своё сотрудничество гитлеровцам. Помогал им вывозить украинскую молодёжь на принудительные работы в Германию. Вот строки из его обращения к пастве: «Пребывание на чужбине в чём-то принесет вам пользу и выгоду. Научитесь чужому языку, узнаете мир и людей, наберетесь житейского опыта, получите много знаний, которые могут пригодиться вам в жизни».
Для людей, склонных видеть в исторических документах российскую пропаганду, приведу показания бывшего сотрудника абвера Альфонса Паулюса, которые он дал на Нюрнбергском процессе: «В учебных лагерях генерал-губернаторства проходили подготовку и священники украинской униатской церкви, которые принимали участие в выполнении наших заданий наряду с другими украинцами… Прибыв во Львов с командой 202-Б (подгруппа II), подполковник Айкерн установил контакт с митрополитом украинской униатской церкви. Митрополит граф Шептицкий, как сообщил мне Айкерн, был настроен пронемецки, предоставил свой дом в распоряжение Айкерна… Вся команда снабжалась из запасов монастыря. Обедал митрополит, по обыкновению, вместе с Айкерном и его ближайшими сотрудниками. Позднее Айкерн как начальник команды и руководитель отдела ОСТ приказал всем подчиненным ему отрядам устанавливать связь с церковью и поддерживать её».
Такой вот местоблюститель украинских греко-католиков, которого президент Порошенко видит сегодня не иначе, как в ряду блаженных (тех, кто лицезреет бога на небесах) Римской церкви. Правда, тут другие мотивы. Уже в начале войны А. Шептицкий встретился с руководителем ОУН (Организация украинских националистов) С. Бандерой и как глава церкви благословил его воинство на борьбу с большевиками. Для сегодняшней украинской власти это действо — святое. Для поляков — подтверждение причастности Шептицкого к националистическому движению и волынской трагедии.
Митрополит Галиции Шептицкий скончался 1 ноября 1944 года во Львове, там же и похоронен. Спустя два года советская власть ликвидирует Украинскую греко-католическую церковь. Мероприятию придадут некую законность. В марте 1946 года власти СССР проведут так называемый Львовский Собор, решением которого упразднят УГКЦ, а священников и приходы воссоединят с Русской православной Церковью.
Несогласные с этим греко-католики объединятся в катакомбную церковь. Легализуется она в феврале 1990 года, после встречи в Ватикане президента СССР Михаила Горбачёва и Папы Иоанна Павла II. Горбачёв снимет запрет на создание греко-католических общин, разрешит их регистрацию и проведение богослужений. Большая часть храмов на Западной Украине, перешедших в 1946 году Московскому Патриархату, возвратят УГКЦ. Процесс будет сложный, вплоть до рукопашных между общинами верующих. При поддержке властей греко-католики вернут своей церкви доминирующее положение на Западе Украины.
Новый прорыв получит УГКЦ в годы президентства Виктора Ющенко. В конце августа 2005-го резиденцию Предстоятеля УГКЦ переместят из Львова в Киев, а Папа Бенедикт XVI присвоит первоиерарху греко-католиков новый титул — Блаженнейший Верховный Архиепископ Киево-Галицкий (ранее он именовался Блаженнейшим Верховным Архиепископом Львовским).
На православной Украине появятся донецкий, крымский, одесский, харьковский экзархаты, а число приходов УКГЦ приблизится к четырём тысячам и почти сравняется с округами (4231) раскольнической Украинской православной церкви Киевского патриархата, также активно поддерживаемой властями. Вместе они пока ещё не одолели Украинскую православную церковь Московского патриархата — с её древней Киево-Печерской Лаврой, 175 монастырями, 10 высшими духовными учебными заведениями и 11 000 приходами.
Впрочем, эти данные Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий относятся к домайданному периоду. Потом, как помним, были убийства священников, изгнания верующих из храмов. То разгулялись украинские националисты, хлынувшие вслед за своими экзархами на православные земли. Правят они сегодня бал и в коридорах нынешней киевской власти. С ними президент Порошенко связывает самоидентификацию украинцев, потому и хлопочет перед Папой Римским о новом статусе харизматичного для националистов митрополита Шептицкого.
Куда ведёт бездумная поддержка националистов
Эти старания Петра Порошенко отнюдь не безобидны. Героизация Степана Бандеры при Викторе Ющенко уже принесла Украине свои горькие плоды. Беатификация духовного наставника бандеровцев станет новым поводом для религиозного размежевания и очередных разборок из-за храмов, приходов, влияния на умы и души верующих.
Воздействие бандеровских националистов на киевскую власть итак уже переходит всякие границы. Например, незадолго до визита Порошенко в Ватикан Украина не поддержала резолюцию ООН против героизации нацизма. Страна, потерявшая миллионы сограждан от гитлеровского нашествия, второй год кряду выступает против тех, кто видит в героизации нацизма опасность для мира и человечества.
На Украине такая опасность уже стала реальностью. Речь не только о войне на востоке страны. Здесь националисты уже во многом вышли из-под контроля власти. В прошедшую субботу, например, представители крымских татар и запрещённой в России националистической партии «Правый сектор» взорвали опоры идущих в Крым линий электропередач. После этого не дали ремонтникам восстановить энергоснабжение и устроили потасовку с силовиками, прибывшими навести порядок, даже ранили ножом их командира — полковника.
Самый яркий эпизод пренебрежения к законам и власти произошёл недавно в сумском местечке Конотоп. Здесь по итогам выборов 25 октября мэром стал член нацистской партии "Свобода" Артем Семенихин. Бывший офицер-психолог 92-й отдельной механизированной бригады ВСУ свою гражданскую службу начал с того, что выбросил из кабинета портрет президента Украины Петра Порошенко. Греко-католический духовник освятил служебное помещение мэра, как после нечисти. Затем на стену водрузили портрет «проводника украинской нации» Степана Бандеры. Как свидетельствуют украинские СМИ, примеру Семенихина последовали другие местечковые столоначальники, пришедшие во власть из националистических партий.
…Так что стремление украинского президента (называющего себя православным) поднять на небеса икону националистов — митрополита Шептицкого, не принесет Порошенко ни славы, ни почести, ни пользы. Зато может дать местным нацистам духовную базу, признанную мировой христианской церковью, а Украине — новые беды вместо ожидаемого мира…
Информация