«Науэль» - танк «для бедных»

Могло ли в середине прошлого века экономически не очень развитое государство, и находящееся под санкциями, создать свой собственный танк? На первый взгляд вроде бы нет, однако если мы обратимся к истории, то окажется, что ничего невозможного в этом нет. Более того, сама модель, получившаяся в результате «национальных усилий», могла быть вполне на уровне своего времени. Ну, а примером такого вот конструирования «по необходимости» вполне может стать аргентинский танк DL-43 «Науэль» («Ягуар») - первый танк, спроектированный и построенный в Аргентине в те годы, когда в Европе и в Азии полыхала война и страна лишилась возможности получать оружие от своих более сильных экономических партнеров. Почему? Причина вот в чем: все поставки оружия Аргентине с началом Мировой войны были прекращены из-за наложенного на нее эмбарго, связанного с ее прогерманской политикой. Казалось бы ничего страшного. Но положение осложнялось тем, что соседняя Бразилия поступила как раз напротив: то есть поддержала страны антигитлеровской коалиции, за что получила военную помощь от англо-американских союзников в размере...230 танков. И она вполне могла использовать их не столько против Гитлера, сколько в своих собственных, так сказать «региональных интересах».

«Науэль» - танк «для бедных»

Танк «Науэль» на параде в Буэнос-Айресе.

Свой национальный танк военный инженер, подполковник аргентинской армии Альфредо Аквилис Баиси, который в то время был директором военного завода Arsenal Esteban de Luca, начал конструировать в 1943 году. Интересно, что родился он в семье итальянских эмигрантов и также как и его отец избрал для себя карьеру военного, которая у него сложилась весьма удачно. На поприще службы Альфредо Баиси исполнял обязанности и помощника военного атташе в США, и представлял свою страну в Межамериканском совете обороны, и также трудился на посту директора военного завода, одновременно занимая кресло первого заместителя министра промышленности и торговли в правительстве. Ко всему этому он был еще и членом группы офицеров, которые в 1943 году провели в стране «пронунсиаменто» – силовой государственный переворот, отстранили от власти президента Рамона Кастильо, и сами заняли место правящей верхушки. Поэтому собственный танк, причем не какой-нибудь, а хороший, требовался им позарез. Поэтому кроме танка Баиси разработал еще и бронированную боевую машину с пулеметом на базе сельскохозяйственного трактора под названием «Витнчука» (кровососущее местное насекомое), а еще полевую форму и танкистский шлем. Из-за ряда трений с правительством он ушел в отставку, покинул свои армейские посты, но продолжал заниматься исследованиями и публиковал статьи в различных научных журналах, а умер в возрасте 73 лет в 1975 году.


«Науэль» - танк «для бедных»

Подполковник Альфредо Аквилис Баиси конструктор танка «Науэль»

То есть человек имел достаточное для этого образование и инженерный опыт, а кроме того хорошо разбирался в технологиях производства аргентинских заводов, и хорошо представлял возможности своей национальной промышленности. В конструкцию не вносилось ничего лишнего, ничего такого, что невозможно было бы аргентинцам в то время «достать» и поставить на свои отечественные танки. К тому же следовало учитывать и возможность войны с Бразилией, и разные иные трудности, которые не должны были помешать выпускать новые танки в массовых количествах.

Интересно, каким образом танк получил свое название. Конечно, Баиси знал о том, что немцы дают своим танкам звериные имена и, видимо, решил последовать их примеру. Вот почему первый аргентинский танк, обозначенный как D.L. 43. получил название «Науэль». Слово это, переведенное с языка индейцев (то есть не придерешься – национальный колорит!) народности араукана означало «Ягуар», причем среди них существовала легенда о «тигре без зубов», и что интересно – именно так в это время называли и саму Аргентину. Понятно, что собственного опыта в таком сложном деле конструктору явно не хватало, и «Ягуар» совершенно явно оказался похож (и во многом!) на танк М4 «Шерман». Но, с другой стороны, именно поэтому и проектирование, и разработка танка шли довольно быстро, а его деревянный макет в натуральном размере был изготовлен спустя всего 45 дней, начиная с получения заказа на танк, а первая машина вышла с завода всего лишь спустя два месяца. Ну, а первый экземпляр, имевший номер «C 252», в частном порядке продемонстрировали тогдашним руководителям страны: президенту генералу Эдельмиро Фаррелу, военно-морскому министру Альберто Теисаре и военному министру Хуану Доминго Перону, после чего они тут же дали «добро» на его серийное производство.

Производство нового танка развернули в 1943 году на предприятии «Arsenal Esteban de Luca» в Буэнос-Айресе. При этом к нему было подключено более 80 военных и гражданских заводов Аргентины. Так, предприятия военно-воздушных сил собирали для него двигатели, заводы военного ведомства плавили сталь, Министерство общественных работ отвечало за шасси, катки обрабатывали в локомотивном депо Буэнос-Айреса. Башню делали по фотографиям танков «Сомуа» и Т-34, пятиступенчатую (4 передачи вперед, 1 назад) коробку передач сконструировала и монтировала авторемонтная компания «Педро Мерлини», а электротехникой занимались специалисты армейского управления связи. Правда из-за слабости аргентинской промышленности и недостатка запасных частей, часть которых производилась за пределами страны, в 1943 – 1944 годах было выпущено всего 16 (есть данные, что 12) танков «Ягуар». Ну, а сразу же после войны эмбарго на поставку Аргентине военной техники было снято и необходимость в собственном танке сразу же отпала. Было ясно, что страны антигитлеровской коалиции постараются избавиться от излишков военной техники и сделают это очень скоро.

Компоновка среднего танка «Ягуар» была классической. Мотор и трансмиссия находись в кормовой части танка, боевое отделение в середине, а место водителя впереди. Вооружения размещалось в закрытой башне, напоминающей шляпку гриба. Конструкцию ходовой части позаимствовали у танка М3, и она имела шесть обрезиненных опорных катков на борт, соединенных попарно в тележки, и по пять катков, поддерживающих гусеницы. Передние колеса танка, как и у М3, было ведущими, гусеница состояла из 76 траков. V-образный бензиновый мотор FMA-Lorraine-Dietrich 12EB с жидкостным охлаждением имел 12 цилиндров и обладал мощностью в 500 л.с. (365 кВт). Это обеспечивало танку скорость в 40 км/ч на шоссе – то есть он обладал вполне приличной оперативно-тактической подвижностью. Что касается двигателя, то в 30-х годы аргентинцы ставили его на лицензионный французский истребитель «Девуатин» D 21, ну а потом было решено постановить его и на этот новый танк. Охлаждал двигатель радиатор в кормовой части танка. Запас топлива равнялся 700 л, а максимальный запас хода – 250 км.

Корпус сварной, что было вполне современно, и собирался из листов катанной броневой стали, расположенных с рациональными углами наклона. А вот делать броню для танка было не из чего, и по некоторым сведениям ее приходилось выделывать из переплавленной брони от старых кораблей, так как металл соответствующего качества в стране просто отсутствовал. Толщина её варьировалась от 25 до 80 мм, причем наиболее толстым был именно передний броневой лист танка, где его толщина составляла 80 мм, а его угол наклона составлял 65°. Для сравнения следует указать, что лобовая броня американского танка «Шерман» M4A1 составляла 51 мм, а танка Т-34 – 45 мм. При этом нижний передний броневой лист имел толщину 50 мм - то есть вполне прилично, а его бортовые броневые листы, установленные под углом, толщину 55 мм. Дно непонятно почему было на удивление толстым – 20 мм. Литая башня из хромоникелевой стали имела полусферическую обтекаемую форму. Фронтальная часть башни имела толщину в 80 мм, бортовая по 65 мм, корма 50 мм, а крыша 25 мм (по другим данным 20 мм). На бортах башни были сделаны две смотровые щели, которые закрывались толстыми пуленепробиваемыми стеклами. На танке (вот уж поистине очень современное решение, хотя и не вполне оправданное в данном конкретном случае!) был установлен специальный вспомогательный двигатель для поворота башни на 360°. Понятно, что если он выходил из строя, то ее можно было повернуть и вручную, но тогда она поворачивалась очень медленно.

Вооружался танк 75-мм орудием Круппа L/30 образца 1909 года, которым в то время была вооружена аргентинская армия, хотя спроектировали его еще до Первой Мировой войны. Максимальная дальность выстрела у него составляла 7700 м, начальная скорость осколочного-фугасного снаряда 510 м/с, начальная скорость бронебойного снаряда – 500 м/с, ну а скорострельность орудия равнялась примерно 20 выстрелам в минуту, что опять-таки являлось очень хорошим показателем.

«Науэль» - танк «для бедных»

Крупповская пушка образца 1909 года, стоявшая на танке «Науэль».

Боекомплект, находившийся в танке, состоял из 80 снарядов, находившихся в контейнерах по периметру погона башни, куда также можно было потом укладывать стреляные гильзы. Танк имел зенитный «Браунинг» М2 калибра 12,7-мм (боезапас в 500 патронов) и пулеметы «Мадсена» образца 1926 года калибра 7,62-мм в переднем верхнем листе корпуса (один из них слева и два в центре), при этом на разных танках их количество могло различаться, от 1 до 3 единицы. Боезапас для них составлял 3100 патронов.

Интересно, что радиостанция и ТПУ на танке были немецкие: фирмы «Телефункен». Смотровые приборы водителя и стрелка-радиста находились на передних люках корпуса, а командирский перископ на крыше башни с видоискателем с трехкратным увеличением и с возможностью вращать его в разные стороны. Башня была оборудована вентилятором, отсасывающим из нее пороховые газы.

Экипаж танка насчитывал пять человек: командир, механик-водитель, наводчик, заряжающий и стрелок-радист. Механик-водитель и стрелок-радист сидели рядом, за лобовым бронелистом. Командир, наводчик и заряжающий, как и положено, помещались в башне. По некоторым данным, при модернизации танка были сняты два пулемета из трех, находившихся в лобовой части корпуса, а экипаж танка уменьшили до четырех человек. Ну, а вес танка составлял 34 тонн (по другим данным 36,1 – то есть на уровне модернизированного Т-34/85). Танк обладал максимальным углом подъема в 30° и запасом хода в 250 км.

Воевать этому танку не довелось, но две машины показали общественности уже 4 июня 1944 года на выставке достижения аргентинской промышленности. Танки открыли ее выстрелами из орудий, при этом они были покрашены в оливково-коричневый цвет, на бортах башни нарисованы круглые сине-белые кокарды цветов аргентинского флага, а на передней части борта красовалась надпись D.L.43, и следом прыгающий ягуар.

«Науэль» - танк «для бедных»

9 июля 1944 года 10 танков участвовали в традиционном праздничном военном параде в честь дня независимости на улице Аренида дель Либертадор в Буэнос-Айресе. Колонну танков на головной машине возглавлял их создатель подполковник А. Баиси. С тех пор эти боевые машины регулярно показывали народу на парадах, посвященных дню независимости Аргентины, в частности 9 июля 1945 года и 9 июля 1948 года, то есть использовались как самые настоящие «PR-танки», демонстрировавшие возможности национальной промышленности Аргентины!

Испытания показали, что, новый танк надежностью не отличается, а главное – слабо вооружен. Поэтому в 1947 году по предложению директора школы механизированных войск Хосе Мария Эпифанио Соса Молина его частично модернизировали. При этом его пушку заменили более сильным 75-мм орудием фирмы «Бофорс»75/34 M1935, стрелявшим бронебойными и также осколочно-фугасными снарядами. Первый, весом в 6,8 кг, обладал начальной скоростью в 595 м/с, второй – 7,2 кг и имел скорость 625 м/с. При этом бронебойный снаряд на дистанции в 500 м имел бронепробиваемость, равную 62 мм. То есть этот танк вряд ли смог бы бороться с германскими танками периода войны, но с «местными», так сказать, мог сражаться вполне успешно.

С вооружения «Ягуар» сняли в 1948 году и заменили танками «Шерман». Однако даже после этого они продолжали находиться в арсеналах в качестве источника для запчастей, а также использовали в качестве мишеней на учебных стрельбах. В 1950 году в войсках оставалось 13 таких танков. Две машины в 1953 году вроде бы подарили Парагваю во время визита в эту страну президента Аргентины Хуана Перрона. Ну, а последний танк DL-43 списали лишь в 1962 году. Но ни одного танка «Ягуар» до наших дней, к сожалению, в целости так и не дошло! Так что хотя все идеи, заложенные в этот танк, и были вторичны, они подобно кубикам из детского конструктора оказались сложены настолько хорошо, что в итоге у его создателей получился очень даже неплохой танк!

Рис. А. Шепса.
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 18
  1. inkass_98 25 ноября 2015 07:57
    Название на латинице очень говорящее, как раз о том, насколько этот танк нужен laughing, особенно в 1944 г., даже в Латинской Америке.
    1. kalibr 25 ноября 2015 08:45
      В юморе Вам не откажешь!
  2. казак волгский 25 ноября 2015 08:01
    совершенно неизвестный эпизод! спасибо !
    1. kalibr 25 ноября 2015 08:48
      Профессия искать малоизвестные эпизоды. На том стоим!
      1. U-96 25 ноября 2015 11:59
        Цитата: kalibr
        Профессия искать малоизвестные эпизоды. На том стоим!

        спасибо, Вячеслав. Весьма интересно) Вроде бы, Аргентина в 38г. направляла заявку чехами на приобретение 160шт. LT производства ЧКД-Прага, как это сделало Перу. Но оккупация ЧС немцами нарушила планы. Утверждается, что последней каплей в решение создать свой танк послужил отказ немцев поставить Аргентине танки через Испанию в 1942. Утверждать не берусь)
        1. kalibr 25 ноября 2015 13:58
          Не могу сказать ни да не нет. Есть книга Клементса о чешских танках, но что-то нет ее под руками.
  3. нивасандер 25 ноября 2015 08:39
    переферийные страны иногда выдают неплохие проекты ,пример авcтралийский танк RAM который превосходил Шерман А/2/3/4 по всем параметрам и только соображения престижа не позволили развернуть производство этого танка и бронетранспортера "Кенгуру", на его основе ,в Канаде
    1. kalibr 25 ноября 2015 08:46
      РАМ был как раз канадский, австралийский был Сентинел.
  4. Type 63 25 ноября 2015 17:33
    Забавная машинка. интересно, каким бы оказалось ее боевое применение. Вроде бы модель этого танка делают в смоле.
    1. kalibr 25 ноября 2015 21:37
      Да и в интернете есть фото этой модели в сборке. Жаль, что я больше не занимаюсь моделями, мне чисто внешне этот танк понравился.
  5. Alexey RA 25 ноября 2015 18:38
    Я так и знал, что при транслитерации названия танка одна буква потерялась. smile

    Корпус сварной, что было вполне современно, и собирался из листов катанной броневой стали, расположенных с рациональными углами наклона. А вот делать броню для танка было не из чего, и по некоторым сведениям ее приходилось выделывать из переплавленной брони от старых кораблей, так как металл соответствующего качества в стране просто отсутствовал. Толщина её варьировалась от 25 до 80 мм
    (...)
    Башню делали по фотографиям танков «Сомуа» и Т-34, пятиступенчатую (4 передачи вперед, 1 назад) коробку передач сконструировала и монтировала авторемонтная компания «Педро Мерлини», а электротехникой занимались специалисты армейского управления связи.

    М-да... какая-то *** Аргентина смогла сразу в пятиступенчатую КПП для среднего танка и сварной корпус с 80-мм бронелистами. sad
    Напомню, что корпус КВ до войны собирали на гужонах с последующей обваркой.
  6. moskowit 25 ноября 2015 19:30
    Продолжайте пожалуйста. Ваши статьи всегда читаю с удовольствием.
  7. loft79 25 ноября 2015 20:05
    "а скорострельность орудия равнялась примерно 20 выстрелам в минуту" У пушки с поршневым затвором 20 выстрелов в минуту? Сомнительно. Для сравнения у 76 мм полковушки об. 1927г скорострельность была 10-12 в/м (и это в поле с расчетом из 7 человек).
    1. kalibr 25 ноября 2015 21:35
      Тут уж ничего сказать не могу. Почем куплено, потом и продано.Информации очень мало. Я потому и написал примерно, что меня самого удивило - поршневой затвор и такой высокий показатель.
  8. Робертъ Невский 25 ноября 2015 21:43
    Аргентинцы - италианцы говорящие на испанском ...
  9. aba 25 ноября 2015 23:07
    Интересная статья! Читая подобные статьи, добрым словом вспоминаю журнал "Техника молодежи", наверное, единственное массовое издание, где печатались статьи о гражданкой и военной технике, об известных и не очень. Именно с тех пор пронес свою любовь к автомобилю Корд, правда всё счастье в том что увидел его воочию.

    aba
  10. Jager 26 ноября 2015 20:17
    Интересуюсь бронетехникой "задолго до того, как это стало мейнстримом", но о этой машине слышу впервые. За 1,5 месяца создать приличный танк, абсолютно не имея ни инженерной, ни производственной, ни научной базы, ни даже хорошего натурного образца (М3 всё же танк для своего времени довольно посредственный) - это просто гениально! Пусть "Ягуар" и является эдаким NbFz или Т-35 - парадным танком. Но как демонстрация мощи - безусловный успех. Не забываем, что Латинская Америка - это не Прохоровка и бтт представлена крайне скудно.
    И не надо брать в пример наших конструкторов времен ВОВ - у СССР был огромнейший опыт создания танков.
  11. WindBoom 1 декабря 2015 14:28
    Очень интересная статья.
  12. BERTRAN 7 декабря 2015 18:04
    Да уж-ж... Для первого (и последнего) "блина" - результат, совершенно невероятный!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня