Military Review

Daykokuya Koda

13
West East -
Everywhere the same trouble

The wind still cools.
(A friend who went to the West)
Matsuo Basho (1644 - 1694). Translated by V. Markova.


Those who read James Clavell's “The Shogun” or saw his film adaptation undoubtedly noticed that the main idea of ​​this film is the clash of two cultures - the rough Protestant culture of England from the end of the 16th century and the Japanese, Shinto and Buddhist, which absorbed many Chinese traditions and Undoubtedly, much more ancient and refined. Far from immediately, the English sailor pilot Blacksorn begins to realize that barbarians are not Japanese, but that he himself is a barbarian and ... changes his views in many ways. But did it happen in stories so that a European does not fall into Japan, and the Japanese in Europe? Yes, in the past it happened, and this, moreover, this Japanese, a courageous traveler in the era of the Tokugawa shoguns, became a completely non-native Japanese!


Japanese coastal vessel. From the series "Thirty-six views of Fuji"
Artist: Katsushika Hokusai, 1760-1849 Tokyo (Edo). Metropolitan Museum, New York.

It was the case that in 1783, the Japanese vessel “Sinse-maru” plunged into a strong storm, and then seven months (you can only imagine - seven, seven months at sea!) Rushed through the Pacific Ocean, and then threw it onto the island Amchitka - land owned by Russia.

The captain of the ship, Daikokuya Kodau, and several other members of his crew escaped. Fortunately, they met Russian industrialists who were waiting for a ship that came every three years. There were no other options, and the Japanese remained on the island together with the Russians and began to learn Russian. It is beautiful, your language, they said, is very capacious, but it is painfully difficult to learn it, since "in the Russian alphabet, the letters, although they have sound, do not make sense." And it turned out that Russian sounds: consonants - в, ж, л, ф, ч, ц, ш, щ; and vowels - e, s, the Japanese have no language and need to learn to pronounce them, which was very difficult for adults!

Daykokuya Koda

Brigantine "Catherine", which brought Daikokuya Kodaju back to Japan. Tokyo National Museum.

Three years passed, the long-awaited ship arrived, and ... crashed right at the entrance to the ship. The crew of the Shinsho Maru had already experienced the death of his ship, and the new disaster was a blow to him. The prospect of spending another few years here on the island in anticipation of another Russian ship would have been too difficult for everyone. But from the wreckage of the ship for two years with their own hands and almost without tools they managed to build a new ship and on it reached Kamchatka! But they could solve the problem with the Japanese only in Petersburg, therefore their “senior” should go there!

In 1789, the Japanese who survived (some sailors died of scurvy on the island) arrived in Irkutsk, and, meeting there with their fellow countrymen, decided to convert to Orthodoxy and not return. Sailor Sedzo, for example, at baptism became Fedor Stepanovich Sitnikov, and Shinzo - Nikolai Petrovich Kolotygin. And they did it not at all because of their love for Russia, but because of the harsh, and even very harsh, necessity. Indeed, in Japan of that time there was a law according to which ordinary Japanese could not swim away from the coast for a distance of more than three days in transit, so that for a longer period they would not be able to meet Europeans there and - God forbid, to adopt from them that Something bad. Violators of the law on the return of the death penalty!

In Irkutsk, Kodayu met Kirill Gustavovich Laxman, a member of the Petersburg Academy of Sciences, who wrote to the capital a petition for permission for Japanese sailors to return to their homeland. The answer, however, never came, and then Laxman made Koda an interesting offer: go there yourself and get official permission from the authorities, without which the local authorities would not dare to lift a finger. And then 15 January 1791, they left Irkutsk and headed for the capital.

Kodaev’s journey across the Russian empire — a merchant's man of rank, but educated and well-read, allowed him to study Russia well and record everything he saw. He was delighted with the expanses of the Russian lands, which were close to Japan, where every piece of flat land was valued, he seemed completely immense. He turned out to be an attentive observer and noticed that our soil is less fertile, that our agriculture is laborious and the harvests are scarce, but the fact that the Russians used little rice saw evidence of their poverty.

Russians saw them as Kodau described them as tall, white-skinned, blue-eyed, with large noses and brown hair. He considered them people to be respectful, inclined to peacefulness, but at the same time courageous and resolute, to idleness and idleness not accustomed. It turns out that his description is very different from what Western European travelers wrote about Russia and its people, and they visited us before it and later.

In June 1791, Captain Kodaju arrived in the capital and was solemnly invited to Tsarskoye Selo. The official reception was very dignified and made a strong impression on the Japanese. However, he also struck a lot of Russian courtiers, as he appeared at the court in his national costume and with a samurai sword in a belt. Empress Catherine the Great took his story to heart and promised assistance. And when she gave him his hand, he licked her three times, than he offered her the deepest, in his opinion, reverence. After all, a kiss to the Japanese was then unknown - their mentality and the mentality of the Europeans were so deeply different.


The crew members of the Shinsho-maru Daykokuya Kodaju (left) and Isokiti after returning to Japan in 1792 year. Tokyo National Museum.

Fortunately, Kodaju got used to difficult Japanese rituals at home, so he even considered that in Russia imperial persons keep themselves very simple. And when the heir to the throne, Tsesarevich Pavel Petrovich sat him in his carriage, and even without swagger, he sat next to him, it became a real shock for him, because for the Japanese to sit like that with the emperor’s son was equivalent to sacrilege.

Being in the capital of Russia, Koda willingly spoke with stories about his homeland in universities, and schools, and at secular receptions and even ... in brothels. Apparently he understood that he was laying the foundations for good neighborliness and understanding between our peoples and he tried very hard to maintain the dignity of his country. Therefore, although he was not a samurai, he behaved like a real samurai and came to all secular receptions in embroidered silk kimonos and hakama bloomers, as well as with a short wakizashi sword, causing universal amazement.


Adam Laxman - son of Cyril Laxman - head of the embassy on the brigantine "Catherine" (work of a Japanese artist). Tokyo National Museum.

But he had something to be surprised at. For example, the fact that people in Russia are being vaccinated against smallpox, for which they use pus from pox ulcers of cows, of which there were very few in Japan.


Monument to Peter the Great in Petersburg. So he saw Koda. Tokyo National Museum.

He was surprised that people take water directly from the river, and the wells dig only in the villages. I noticed that the Russians love to boast of their wealth, but that he saw few in Russia, and many of them were prison inmates. It was extremely surprising to Koda that after the bath the Russians were in heels. But when he also put on a yukata (light robe) after the bath, it caused a real sensation, and many began to follow his example and brought themselves similar bathrobes.


Map of Japan, drawn Koda.

Russia surprised him with the lack of palanquins. And not so much the palanquins themselves, the Russians for some reason did not want to believe his stories about them: “It cannot be that people force other people to carry themselves, it's sinful!” The Japanese were surprised that in Russia they pray images of God (icons) and wear his figure (cross) on his chest. The fact is that by this time Christianity, which had spread in Japan through the efforts of the Jesuits, had long been expelled from it, and to confess something other than Buddhism was again strictly strictly forbidden!


Spoon, fork and knife are truly amazing things for the Japanese of that time. Tokyo National Museum.

But the most amazing thing is that, having traveled all of Russia, and he was driving for a year, Kodau in his notes about Russia did not mention in a single word about the famous Russian drunkenness, which was always present in the descriptions of travelers from the West. That is, judging by what he wrote, it did not exist in nature, and this suggests, and where then drank more? He also visited many green places of St. Petersburg and spoke in detail about brothels, which he liked very much, quite legally existed and were very popular among Russian people of very different wealth and rank. It is surprising that inside these institutions were richly removed, and the courtesy of the girls, who not only did not take money from him, but on the contrary, gave him gifts themselves, exceeded all his expectations.


Microscope, watches and medals - all this Koda painted very carefully! Tokyo National Museum.

But what struck him most in our country was the ... latrines. In Japan, they were placed on four pillars, elevating above the ground, the pits below were not dug, and the feces falling down were immediately collected and ... having collected enough, they were sold as fertilizers. After all, the peasants did not have cattle, they had nothing to feed him. The Japanese did not know the taste of cow's milk. Only samurai had horses. And what was to fertilize their fields? And then there is such “wealth”, and in the winter it just freezes like that, and in the summer it disappears without benefit! Although he noted that thanks to this, there are no problems in Russia with the extraction of nitrate (it was then obtained from the land that was dug near by “visits”!), Therefore the powder in Russia was excellent! One more circumstance, so to speak, of "intimate quality", Koda also did not understand. Rather, he was very surprised that if you listen to Russian men, they all now and then talk about ... "dzappa ebëto." But if they only offer this very thing (and among samurai, and even simple Japanese, including sailors and merchants, male-to-male sexual contacts were considered quite normal!), As they were embarrassed, and even refused to be angry! That is, to do it badly, but to speak, it means good? “Then why talk about it if you don’t do it?” Wondered Koda.

He did not understand the Russian system of finance and credit. The very concept of "bank" remained for him nothing more than a beautiful building. But what exactly they did there, he failed to understand himself.

In the end, he received the same permission to return to Japan. From the empress at parting, he received a snuff box, a gold medal, and 150 gold chervonets and, not clear why, why, a microscope.

Well, the government was quick to use this situation to establish diplomatic and trade relations with Japan. So 20 May 1792, three Japanese boarded the brigantine "Catherine" and, together with the first Russian embassy, ​​sailed to its shores. The visit was given a semi-official character, so that in case something happens, “do not suffer any damage”.

October 9 1792, the embassy arrived in Japan, but it was restricted to move, and although the Japanese sailed, they did not execute, they were sent to different places, and then they began to interrogate everything that happened to them in Russia. The court physician of the Shogun Katsuragawa Khosya, according to Kodau, wrote a voluminous work “Hokusa Bonryaku” (“Brief news about wandering in the Northern waters”), consisting of eleven sections. However, it was immediately classified and stored in the imperial archive without access rights until 1937, when it was published in very small editions.

Interestingly, Captain Kodayu also compiled the first Russian-Japanese dictionary, which contained a whole section of profanity in the Russian vocabulary of the time, which, however, seemed to him quite usable!


Travel map Koda "back and forth."

Well, the Russian embassy was in Japan until the end of July 1793, and even managed to get permission for one Russian ship per year that could arrive at the port of Nagasaki. But the Russian government did not take advantage of them, and after Catherine's death, Japan was completely forgotten, since she was very far away! Now we can only guess how the course of history would change if Russia and Japan could establish diplomatic and trade relations between themselves at that time. Perhaps the whole subsequent history of mankind would have changed, and the world would be completely different today? On the other hand, in order for contacts between our states to be maintained and developed, mutual interest was required. But it practically was not there! Well, what could the Russian Empire offer the Japanese from such a territory as the Far East? Traditional Russian furs, gunpowder, weapon? They didn’t need furs, because that was their culture, and the Japanese didn’t need gunpowder and weapons during the Edo era because peace reigned in the country, and militant foreigners had not reached it yet. But there are no common points of contact, there is no mutual interest, there are no contacts at the political, cultural and all other levels, without which the strong ties of the two countries are impossible!
Author:
13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Echo
    Echo 27 November 2015 07: 15 New
    10
    But in 1990, the USSR and Japan filmed this story. "Dreams of Russia" - filmed in such a way that even now it looks like a blockbuster with a multi-million dollar budget. When I give a link to this film to both the Japanese and ours, people are delighted. But the Shirenarmasses do not remember, because America and its puppets really do not want the rapprochement between the Russians and the Japanese outside the officially permitted channels.
    1. kalibr
      27 November 2015 07: 33 New
      +4
      You have used a good word shirnarmaasy, you will need to remember ...
  2. parusnik
    parusnik 27 November 2015 08: 04 New
    +3
    Now you can only guess..Not worth ... what happened, what happened ... and there were reasons for that ..
  3. Turkir
    Turkir 27 November 2015 09: 16 New
    +5
    Thank you, well-illustrated material. smile
  4. Sura
    Sura 27 November 2015 09: 23 New
    +5
    About Western travelers, a little bit wrong, a true report was written for the king or the person who sent him (there are preserved reports), and then everything was edited for the general public and we were presented, in a different form, we were denigrated as much as we could.
    The same system of double standards has existed for a long time.
  5. Reptiloid
    Reptiloid 27 November 2015 10: 57 New
    0
    This is your second article today. Thank you.
    1. kalibr
      27 November 2015 12: 54 New
      +1
      Dear Dmitry, two does not mean that it was written in one day! Materials have been collected for a long time, especially on Kodai. And when you collect material for a long time and it "lays down" it is always good for him. By the way, Dmitry, two more were published today on the site Pravda.ru. It just so happened. If you're interested, take a look. there is popular about tanks and professionally about PR in international affairs in connection with well-known events.
      1. Reptiloid
        Reptiloid 27 November 2015 18: 20 New
        0
        I read it on time! It doesn’t always happen! Sometimes after 1-2 days. I’m upset when I’m late, I don’t have time and I’m unread. Since there is a lot of new information, I need to be in time. Others will look later in the evening.
  6. miru mir
    miru mir 27 November 2015 12: 41 New
    0
    Great writer! Enjoyed every his book.
  7. Forget
    Forget 27 November 2015 12: 41 New
    +2
    But what exactly did they do there, he could not figure out for himself.


    still relevant ....
  8. Balagan
    Balagan 27 November 2015 19: 06 New
    0
    Interesting article. The first Chinese embassy went to Russia too funny.
  9. saigon
    saigon 28 November 2015 10: 32 New
    0
    Zionism in Japan is strongly said. Probably meant Shintoism?
  10. voyaka uh
    voyaka uh 29 November 2015 11: 47 New
    0
    A very interesting story. I have not heard before.
    Many thanks to the author.

Путешествие Дайкокуя Кодаю

Запад, Восток –
Всюду одна и та же беда,
Ветер равно холодит.
(Другу, уехавшему на Запад)
Мацуо Басё (1644 – 1694). Перевод В. Марковой.



Те, кто читал роман Джеймса Клавелла «Сёгун» либо видел его экранизацию, несомненно, заметили, что главной идеей этого кинофильма является столкновение двух культур – грубой протестантской культуры Англии конца XVI века и японской, синтоистской и буддистской, впитавшей в себя многие китайские традиции и, несомненно, значительно более древней и изысканной. Далеко не сразу английский моряк кормчий Блэксорн начинает понимать, что варвары это не японцы, а что варвар он сам и… во многом изменяет свои взгляды. А вот случалось ли в истории так, чтобы не европеец попадал в Японию, а японец в Европу? Да, в прошлом бывало и такое, причем этим отважным путешественником в эпоху сёгунов Токугава стал японец совсем незнатного происхождения!

Путешествие Дайкокуя Кодаю

Японское прибрежное судно. Из серии "Тридцать шесть видов Фудзи"
Художник: Кацусика Хокусай , 1760-1849 Токио (Эдо). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

А было так, что в 1783 году японское судно «Синсе-мару» угодило в сильный шторм, и затем семь месяцев (вы только себе представьте – целых семь, семь месяцев в море!) носилось по Тихому океану, а потом ее выбросило на остров Амчитка – землю, принадлежавшую России.

Спаслись капитан судна Дайкокуя Кодаю и несколько человек – членов его экипажа. К счастью они встретили русских промышленников, которые дожидались корабля, который приходил раз в три года. Никаких вариантов больше не было, и японцы остались на острове вместе с русскими и начали учить русский язык. Он красивый, ваш язык, говорили они, очень емкий, но больно уж трудно его учить, так как «в русском алфавите буквы хотя и имеют звук, но не имеют смысла». А еще выяснилось, что русских звуков: согласных – в, ж, л, ф, ч, ц, ш, щ; и гласных – е, ы, у японцев в языке нет и нужно учиться их произносить, что взрослым было очень трудно!

Путешествие Дайкокуя Кодаю

Бригантина «Екатерина», доставившая Дайкокуя Кодаю обратно в Японию. Токийский национальный музей.

Прошли три года, долгожданный корабль прибыл, и... потерпел крушение у самого входа в гавать. Экипаж «Синсё мару» уже пережил гибель своего судна, и новая катастрофа стала для него ударом. Перспектива провести ещё несколько лет здесь на острове в ожидании ещё одного русского корабля была бы слишком уже тяжелым испытанием для всех. Но из обломков корабля они за два года своими руками и почти без инструментов сумели построить новый корабль и на нем добрались до Камчатки! Вот только решить вопрос с японцами могли только в Петербурге, поэтому их «старший» должен был ехать туда!

В 1789 году те японцы, что остались в живых (часть моряков умерла от цинги еще на острове), приехали в Иркутск, и, встретившись там с земляками, решили принять православие и назад не возвращаться. Матрос Седзо, например, при крещении сделался Федором Степановичем Ситниковым, а Синдзо – Николаем Петровичем Колотыгиным. И поступили они так совсем не из-за любви к России, а по суровой, и даже очень суровой необходимости. Ведь в Японии того времени был закон, по которому простые японцы не могли уплывать от берега на расстояние более, чем на три дня нахождения в пути, чтобы за больший срок они не смогли бы встретить там европейцев и – не дай бог, перенять у них что-нибудь плохое. Нарушителей закона по возвращении ожидала смертная казнь!

В Иркутске Кодаю повстречал члена Петербургской академии наук Кирилла Густавовича Лаксмана, который написал в столицу прошение о разрешении японским морякам вернуться на родину. Ответ, однако, так и не пришел, и тогда Лаксман сделал Кодаю интересное предложение: съездить туда самому и добиться официального разрешения от властей, без которого местные власти и пальцем шевельнуть не смели. И вот 15 января 1791 года они выехали из Иркутска и направились в столицу.

Путешествие Кодаю по Российской империи – человека купеческого звания, но образованного и начитанного, позволило ему хорошо изучить Россию, и записать все увиденное. Он восторгался просторами русских земель, которые рядом с Японией, где ценился каждый клочок ровной земли, ему казались совершенно необъятными. Он оказался внимательным наблюдателем и заметил и то, что почвы у нас менее плодородны, что земледелие наше трудоемко, а урожаи скудны, но вот в том, что русские употребляли мало риса, увидел свидетельство их нищеты.

Увиденных им россиян Кодаю описывал высокими, белокожими, голубоглазыми, с крупными носами и волосами каштанового цвета. Он посчитал их людьми уважительными, склонными к миролюбию, но одновременно отважными и решительными, к праздности и безделью не привыкшими. Получается, что его описание сильно отличается от того, что писали о России и ее людях западноевропейские путешественники, что побывали у нас и до него, и позднее.

В июне 1791 года капитан Кодаю прибыл в столицу и был торжественно приглашен в Царское Село. Официальный прием был весьма чинным и произвел на японца сильное впечатление. Впрочем, российских придворных он тоже поразил немало, так как появился при дворе в своем национальном костюме и с самурайским мечом за поясом. Его историю императрица Екатерина Великая приняла близко к сердцу и пообещала содействие. А когда она подала ему руку, он три раза ее лизнул, чем выразил ей глубочайшее, по его мнению, почтение. Ведь поцелуй японцам был тогда неведом – так глубоко отличались их ментальность и ментальность европейцев.

Путешествие Дайкокуя Кодаю

Члены экипажа «Синсё-мару» Дайкокуя Кодаю (слева) и Исокити по возвращении в Японию в 1792 году. Токийский национальный музей.

К счастью, Кодаю привык к сложным японским ритуалам у себя дома, так что он даже посчитал, что в России императорские особы держат себя очень даже просто. А уж когда сам наследник престола цесаревич Павел Петрович усадил его в свою карету, да еще и, не чванясь, сидел рядом с ним, стало для него сущим потрясением, ведь для японца сидеть вот так рядом с сыном императора было равносильно святотатству.

Находясь в столице России, Кодаю охотно выступал с рассказами о своей родине и в университетах, и школах, и на светских приемах и даже... в публичных домах. Видимо он понимал, что закладывает основы добрососедства и понимания между нашими народами и очень старался поддержать достоинство своей страны. Поэтому, хотя он и не являлся самураем, вел он себя как самый настоящий самурай и на все светские рауты приходил в вышитом шелковом кимоно и шароварах хакама, а также с коротким мечом вакидзаси, вызывавшим всеобщее изумление.

Путешествие Дайкокуя Кодаю

Адам Лаксман – сын Кирилла Лаксмана – руководитель посольства на бригантине «Екатерина» (работа японского художника). Токийский национальный музей.

Но было и ему чему у нас удивляться. Например, тому, что в России делают прививки от оспы, для которых используют гной из оспенных язв коров, которых в Японии было очень мало.

Путешествие Дайкокуя Кодаю

Памятник Петру Первому в Петербурге. Таким его увидел Кодаю. Токийский национальный музей.

Его удивляло, что люди берут воду прямо из реки, а колодцы роют только в деревнях. Заметил, что русские очень любят похваляться своим богатством, но что и нищих в России увидел мало, и то многие из них тюремные арестанты. Крайне удивляло Кодаю, что после бани россияне пребывали в исподнем. Зато когда он также после бани надел юката (легкий халат), это произвело настоящую сенсацию, и многие стали следовать его примеру и завели себе похожие халаты.

Путешествие Дайкокуя Кодаю

Карта Японии, нарисованная Кодаю.

Россия удивила его и отсутствием паланкинов. И даже не столько самих паланкинов, Русские почему-то не хотели верить его рассказам о них: «Не может быть, чтобы люди заставляли других людей возить себя, это же грешно!» Удивило японцев, что в России молятся изображениям бога (иконам) и носят на груди его фигурку (крестик). Дело в том, что к этому времени христианство, распространившееся в Японии усилиями иезуитов, было из неё уже давно изгнано, а исповедовать что-то другое, кроме буддизма было опять-таки строго настрого запрещено!

Путешествие Дайкокуя Кодаю

Ложка, вилка и нож – вещи для японца того времени поистине удивительные. Токийский национальный музей.

Но самое удивительное, что проехав всю Россию, а ехал он год, Кодаю в своих записках о России ни единым словом не упомянул о знаменитом русском пьянстве, которое всегда присутствовало в описаниях путешественников с Запада. То есть, судя по тому, что он написал, его не существовало в природе, и это наводит на мысль, а где тогда больше пили?! Побывал он и во многих злачных местах Петербурга и подробно рассказал о публичных домах, которые очень ему понравились, вполне легально существовали и были в большой популярности у русских людей самого разного достатка и звания. Удивительно, что внутри эти заведения были богато убраны, а уж обходительность девушек, которые не только не брали с него денег, а напротив, сами дарили ему подарки, превзошла все его ожидания.

Путешествие Дайкокуя Кодаю

Микроскоп, часы и медали – все это Кодаю зарисовал очень тщательно! Токийский национальный музей.

Но что больше всего поразило его в нашей стране, так это… отхожие места. В Японии их ставили на четырех столбах, приподнимая над землей, ямы внизу не рыли, а падающие вниз фекалии тут же собирали и… набрав достаточно, продавали в качестве удобрений. Ведь крупного рогатого скота у крестьян не было, им нечем было его кормить. Японцам был неведом вкус коровьего молока. Лошади были только у самураев. И чем же было удобрять свои поля? А тут такое «богатство», и зимой оно просто так замерзает, а летом пропадает без пользы! Хотя он отметил, что благодаря этому в России нет проблем с добычей селитры (ее тогда получали из земли, которую копали рядом «заходами»!), поэтому и порох в России был отличный! Ещё одного обстоятельства, так сказать, «интимного свойства», Кодаю также не понял. Вернее, он очень удивлялся тому, что если послушать российских мужчин, то все они то и дело говорят о… «дзоппа эбёто». Но стоит им только это самое предложить (а среди самураев, да и простых японцев, включая моряков и купцов, сексуальные контакты мужчины с мужчиной считались делом совершенно нормальным!), как они в смущении, а то даже и с гневом отказывались! То есть делать это плохо, а вот говорить, значит, хорошо?! «Тогда зачем же об этом говорить, если не делать?» – удивлялся Кодаю.

Не понял он и российскую систему финансов и кредита. Само понятие «банк» так и осталось для него не более чем красивым зданием. А вот чем конкретно там занимались, он уяснить себе не сумел.

В итоге, он получил-таки разрешение вернуться в Японию. От императрицы на прощание он получил в подарок табакерку, золотую медаль, и 150 золотых червонцев и, непонятно почему и зачем, микроскоп.

Ну, а правительство поспешило использовать создавшуюся ситуацию для того, чтобы установить с Японией дипломатические и торговые отношения. И вот 20 мая 1792 года трое японцев взошли на борт бригантины «Екатерина» и вместе с первым русским посольством отплыли к её берегам. Визиту придали полуофициальный характер, чтобы в случае чего «не понести никакого урону».

9 октября 1792 года посольство прибыло в Японию, но ему ограничили перемещение, а приплывших японцев хотя и не казнили, но разослали по разным местам, а потом стали допрашивать относительно всего, что с ними произошло в России. Придворный врач сёгуна Кацурагава Хосю со слов Кодаю написал объемный труд «Хокуса Бонряку» («Краткие вести о скитаниях в Северных водах»), состоявший из одиннадцати разделов. Однако его тут же засекретили и хранили в императорском архиве без права доступа до 1937 года, когда его издали очень маленьким тиражом.

Интересно, что капитан Кодаю составил и первый русско-японский словарь, в котором был целый раздел ненормативной русской лексики того времени, которая, однако, показалась ему вполне употребительной!

Путешествие Дайкокуя Кодаю

Карта путешествия Кодаю «туда и обратно».

Ну, а русское посольство находилось в Японии до конца июля 1793 года, и даже сумело получить разрешение на один русский корабль в год, который мог прибыть в порт Нагасаки. Но российское правительство им так и не воспользовалось, а после смерти Екатерины о Японии и вовсе позабыли, так как уж очень она была далеко! Сейчас можно только лишь гадать, как изменился бы ход истории, если бы России и Японии удалось бы в то время наладить между собой дипломатические и торговые отношения. Возможно, изменилась бы и вся последующая история человечества, и мир бы сегодня был совсем другим? С другой стороны для того, чтобы контакты между нашими государствами могли сохраняться и развиваться, требовался взаимный интерес. А вот его-то практически и не было! Ну что могла предложить Российская империя японцам с такой территории, как Дальний Восток? Традиционные русские меха, порох, оружие? Меха им были не нужны, потому, что такова была их культура, а порох и оружие в эпоху Эдо японцам не требовались потому, что в стране царил мир, а воинственные иностранцы до неё еще не добрались. А нет общих точек для соприкосновения, нет и взаимного интереса, нет и контактов на политическом, культурном и всех прочих уровнях, без чего прочные связи двух стран невозможны!
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 13
  1. Echo 27 ноября 2015 07:15
    А ведь в 1990 году СССР и Япония эту историю экранизировали. "Сны о России" - снято так, что даже сейчас смотрится как блокбастер с многомиллионным бюджетом. Когда я даю ссылку на этот фильм и японцам, и нашим, люди приходят в восторг. Но ширнармассы на помнят, ибо Америке и ее марионеткам очень не хочется сближения русских и японцев вне официально дозволенных каналов.
    1. kalibr 27 ноября 2015 07:33
      Хорошее Вы слово использовали ширнармаасы, надо будет запомнить...
  2. parusnik 27 ноября 2015 08:04
    Сейчас можно только лишь гадать..Не стоит...произошло,то что произошло...и на то были причины..
  3. Turkir 27 ноября 2015 09:16
    Спасибо, хорошо иллюстрированный материал. smile
  4. Sura 27 ноября 2015 09:23
    Про западных путешественников, немного не так, писался правдивый отчёт для короля или пославшего лица(есть сохранившиеся отчёты),а потом всё для широкой публики редактировалось и нас представляли, уже в ином виде, нас очерняли, как могли.
    Та же система двойных стандартов и существует , уже давно.
  5. Reptiloid 27 ноября 2015 10:57
    Это вторая Ваша статья сегодня.Спасибо.
    1. kalibr 27 ноября 2015 12:54
      Уважаемый Дмитрий, две это не значит, что написано в один день! Материалы собирались давно, особенно по Кодаю. А когда собираешь материал долго и он "отлеживается" это всегда для него хорошо.Кстати, Дмитрий, еще две вышли сегодня на сайте Правда.ру. Так уж получилось. Если интересно - посмотрите. там популярно про танки и профессионально про ПР в международных делах в связи с известными событиями.
      1. Reptiloid 27 ноября 2015 18:20
        Я-то вовремя прочитал!Это бывает не всегда!Иногда через 1-2 дня.Расстраиваюсь,когда опаздываю,не успеваю и собирается непрочитаное.Поскольку много новых сведений,то надо вовремя успевать. Другие вечером позже посмотрю.
  6. miru mir 27 ноября 2015 12:41
    Отличный писатель! Наслаждался каждой его книгой.
  7. Забво 27 ноября 2015 12:41
    А вот чем конкретно там занимались, он уяснить себе не сумел.


    до сих пор актуально ....
  8. Балаган 27 ноября 2015 19:06
    Интересная статья. Первое китайское посольство ехало в Россию тоже забавно.
  9. сайгон 28 ноября 2015 10:32
    Сионизм в Японии сильно сказано . Наверное имелось в виду синтоизм ?
  10. voyaka uh 29 ноября 2015 11:47
    Очень интересный рассказ. Не слышал раньше.
    Большое спасибо автору.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня