«Космический» флот Советского Союза

«Космический» флот Советского Союза


21 августа 1957 года был произведен успешный пуск первой советской (и первой в мире) баллистической ракеты, знаменитой «королёвской семерки», которая после незначительной доработки стала базовой ракетой-носителем для наших спутников и пилотируемых кораблей. Пролетев около 8 тыс. км, головная ее часть упала в дальневосточном районе страны. Там измерительные пункты «приняли» объект и выдали поисковым службам координаты его приземления. Стало ясно, что при пусках более мощных систем или модификаций последние ступени ракет завершат полет за границами страны, в Тихом океане. А значит, для наблюдения за ними потребуется создать специальные «плавучие лаборатории», установить на них соответствующее оборудование.

То, что космическим кораблям будет необходима помощь морских судов, специалисты поняли в 1955 году, еще до запуска в космос первого спутника, когда создавался наземный командно-измерительный комплекс (КИК). Эта работа была неплановой и велась по инициативе небольшой группы сотрудников во главе с Н. Устиновым.


После полета «семерки» создание морского измерительного комплекса стало одной из первоочередных задач. «Акватория» — так ученые назвали научно-исследовательскую работу, результаты которой должны были воплотиться в суда с измерительной техникой. «И не в будущем, — сообщил исполнителям темы ее руководитель Г. Тюлин. — Сергей Павлович Королев испытания новейшей ракеты-носителя намечает на середину октября 1959 года. Так что раскачиваться времени у нас нет: через 12 месяцев суда должны быть в Тихом океане...»

Создание методик измерений с применением уже существовавших сухопутных радиотехнических средств продвигалось успешно. Однако стационарные пункты неподвижны относительно поверхности Земли, антенны, программы наведения обеспечивают непрерывное наблюдение за космическим аппаратом. Другое дело на море: здесь незначительная качка судна вызовет потерю антенной контролируемого объекта. А при шторме уже никакие приборы программного наведения не смогут помочь. Тут требовалось разработать новые методы и средства, с помощью которых основания антенн (платформы) можно было бы стабилизировать, несмотря на качку.

Чтобы точно определить время и координаты приводняющихся объектов, пришлось дополнить радиолокационные и оптические средства гидроакустическими. Для «привязки» всей измерительной информации к общей шкале решили использовать аппаратуру единого времени «Бамбук», которая хорошо показала себя в работе с первыми космическими спутниками. Чтобы предохранить сложные измерительные средства от воздействия влаги и колебаний температуры, необходимо было найти эффективные способы и материалы. Основным требованием к ним было отсутствие влияния на точность измерений.

Непростой оказалась задача размещения на судне разнотипных радиотехнических станций, которые, чтобы не вызвать взаимных помех, на суше располагают друг от друга на достаточно большом расстоянии, порой до нескольких километров. При необходимости экранирования «несовместимых» средств на суше экраны тщательно заземляются. На морских судах, естественно, нет таких условий. К тому же судовая электростанция не может обеспечить питания новой техники как по мощности, рассчитанной лишь на «свои» нужды, так и по параметрам тока, к которым измерительные средства предъявляли особые повышенные требования.

К этим и многим другим инженерным и научным проблемам добавились сугубо организационные: у Министерства Морфлота СССР каждое судно в те годы было на счету, а для создания плавучего комплекса изначально их требовалось как минимум четыре (три измерительных и одно связное). Последнее обеспечивало прием с космодрома и дальнейшую ретрансляцию на остальные суда информации о подготовке и запуске ракеты, расчетном времени и координатах завершения ее полета, а также для передачи результатов измерений на космодром. Спутников связи, которые сейчас выполняют эти обязанности, в те годы не существовало.

Кроме того, в ряде инстанций, мягко говоря, не находила поддержки сама идея создания плавучего измерительного комплекса, особые сомнения вызывали сроки ее реализации и возможность выделения для этих целей судов, которых не хватало «для нархозперевозок». Но все-таки после упорной борьбы руководителя «Акватории» четыре скромных сухогруза пришвартовались к причалам ленинградского судостроительного завода. Там была сосредоточена вся техника, разумеется, в сухопутном исполнении, так как на разработку специального морского варианта времени не оставалось. Разместить всю технику в неприспособленных для этого тесных кубриках и трюмах возможности не было, и конструкторами было принято смелое и радикальное решение: оставить от сухогрузных судов лишь корпус и элементы ходовой части, ликвидировать все переборки, а компоновку для новой техники спроектировать заново.

Суда успели подготовить в срок. Тем временем завершились подбор и назначение специалистов в состав экспедиций. После швартовых испытаний приступили к ходовым. Чтобы сэкономить время, с ними совместили проверки измерительных средств по самолетам.

Наконец, предстояло решить вопрос, каким путем идти к месту работы — в Тихий океан. Существовало три варианта: один, протяженностью около 23 тыс. км, проходил через Суэцкий канал, второй, 29,4 тыс. км, огибал Африку и третий, самый короткий, но и самый трудный, — Северный морской путь.

Н.С. Хрущев распорядился направить экспедицию северным путем — дома и стены помогают. В результате пришлось в спешном порядке усилить ледовыми подкреплениями корпуса судов. Были подготовлены ледоколы для проводки «звездной флотилии» и самолеты для упреждающей разведки наиболее сложных участков трассы. Маршрут преодолели менее чем за месяц. Непростые ледовые и погодные условия, другие сложности перехода не помешали выполнить задачу.

В пути испытатели осваивали новую технику, проводили частные и комплексные тренировки. В расчетный район акватории суда пришли точно в назначенное время. Несмотря на шторм, первая работа прошла весьма успешно, как, впрочем, и все последующие. Спустя несколько лет тихоокеанская экспедиция, как стали называть первую группу плавучих измерительных средств, пополнилась новыми судами, в том числе наиболее совершенным из них — «Маршалом Неделиным».

«Космический» флот Советского Союза


Подготовка к пилотируемым космическим полетам и запускам автоматических межпланетных станций (АМС) потребовала расширения сферы действия тихоокеанской экспедиции. Расчеты показали, что для приземления спускаемых аппаратов в намеченном равнинном районе страны торможение космических кораблей нужно осуществлять над акваторий Атлантического океана. Примерно здесь же намечались старты АМС с орбиты искусственных спутников Земли (ИСЗ) на трассы перелета, например к Венере и Марсу. Для обеспечения контроля за этими наиболее ответственными этапами космических полетов — завершающими для пилотируемых кораблей и начальным для АМС, измерительные средства необходимо было направить в воды Атлантического океана и Средиземного моря.

Казалось бы, какие сложности для перебазирования с Тихого океана уже существовавших судов? Расчеты баллистиков и моряков отвергли такую постановку вопроса. Для обеспечения надежного управления полетами все увеличивающегося количества космических аппаратов измерительные средства нужны одновременно и в Тихом, и в Атлантическом океане, а переход судов «туда и обратно» экономически был нецелесообразен. Поэтому, используя «тихоокеанский» опыт, уже упоминавшийся НИИ организовал создание еще одной группы, подобной тихоокеанской, на базе трех теплоходов — «Ильичевск», «Краснодар» и «Долинск». Телеметрические станции, аппаратуру единого времени и автономные источники электроснабжения на судах обслуживали малочисленные, по 8-10 человек, экспедиции из специалистов того же НИИ и измерительных пунктов сухопутного КИКа.

«Космический» флот Советского Союза


С увеличением числа космических аппаратов на околоземных и межпланетных орбитах прибавлялось работы испытателям на море. Иногда не хватало времени даже на заходы в африканские порты, чтобы пополнить судовые запасы, особенно топлива. На помощь «атлантической триаде» судов в октябре 1962 года пришел танкер «Аксай». Для повышения эффективности использования в дальних рейсах дорогостоящего корабельного времени на борту танкера смонтировали телеметрическую станцию, на которой работала самая малочисленная экспедиция во всей «звездной флотилии» — из шести человек. В 1965-1966 гг. на смену ветеранам флотилии пришли новые суда — «Бежица» и «Ристна». Они были оборудованы новой техникой, в том числе и мощными радиопередатчиками, надежно обеспечивавшими связь с Центром.

В 1967 году «космическую флотилию» передали в ведение Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР. Во главе этого отдела с середины 1951 года по 1986-й, до последних дней своей жизни, бессменно стоял знаменитый исследователь Арктики И. Папанин.

«Космический» флот Советского Союза


Расширение исследований и использования космоса вызвало совершенствование плавучих командно-измерительных средств, которые со временем стали размещать не на переделанных сухогрузах, а на специально разработанных новых судах. Первенцем их стало научно-исследовательское судно (НИС) «Космонавт Владимир Комаров», или «КВК», как назвали его испытатели для краткости обозначения на экранах и табло в Центре управления полетом (ЦУП). По числу сотрудников научная экспедиция на «КВК» в семь раз превзошла ту, что была на самом крупном корабле первого поколения — «Долинске». Лишь одно это сопоставление позволяет представить превосходство новых НИС над предшествующими судами по насыщенности аппаратурой и научному потенциалу.

«Космический» флот Советского Союза


Вторым в новом поколении было судно «Академик Сергей Королев». Для него впервые, вся измерительная техника была изготовлена в морском исполнении. По своим характеристикам «АСК» превосходил все предыдущие суда.

Вершиной «космического судостроения» стал флагман флотилии — «Космонавт Юрий Гагарин». Он оснащался комплексом технических систем, позволяющих испытателям полностью выполнять с любым космическим аппаратом весь объем работ, доступных самому современному на тот момент времени стационарному научно-измерительному пункту. Дальность, надежность приема и передачи всех видов информации обеспечивали мощные передающие и высокочувствительные приемные устройства с параметрическими усилителями, которые охлаждались жидким гелием, производимым тут же, на судне. Зеркала приемопередающих антенн, работающих остронаправленно в широком диапазоне частот, имели диаметры 12 и 25 м (масса антенных устройств 180 и 240 т соответственно). Всеми командно-измерительными средствами, и антеннами-тяжеловесами, операторы управляли централизованно. Для этого, а также для обработки результатов измерений на «КЮГ» имелись высокопроизводительные вычислительные машины. Судно, водоизмещением 45000 т (для сравнения, авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» имеет водоизмещение 43000 т, а крейсер «Петр Великий» — 23750 т) обладало отличными мореходными качествами. Оно могло эксплуатироваться во всех районах Мирового океана, включая полярные (для этого корпус усилен ледовыми подкреплениями). «КЮГ» имел специальный успокоитель, уменьшающий при 7-балльном шторме бортовую качку более чем в три раза. Судно имело достаточно комфортные условия для работы и отдыха. Во всех 86 лабораториях и 210 каютах имелись системы кондиционирования. И это на судне 1971 года! Также на борту были пассажирские и грузовые лифты, салоны отдыха, спортзал, плавательные бассейны, библиотека, кинотеатр, первоклассное медицинское оборудование в уютном лазарете.

«Космический» флот Советского Союза


В 1975-1977 гг. ветераны флотилии «Долинск», "Бежица" и "Ристна" были возвращены в торговый флот. Их сменили во второй половине семидесятых годов новые исследовательские лайнеры, названные именами героев-космонавтов П. Беляева, В. Волкова, Г. Добровольского, В. Пацаева. Эти суда оснащались более совершенной техникой, чем их предшественники, и надежно обеспечивали прием телеметрической и научной информации от любых ИСЗ, передачу ее в соответствующие «профилю работы» спутников координационно-вычислительные центры, двустороннюю телефонную и телеграфную связь с экипажами пилотируемых космических кораблей и научно-исследовательских комплексов.

Таким был «звездный флот» Советского Союза. Все закончилось вместе с распадом страны. Флагман, «Космонавт Юрий Гагарин», перешел в ведение украинского Министерства обороны, и больше не эксплуатировался. Базировалось судно в порту Южный, вблизи Одессы. В 1996 году уникальное судно было отдано на металлолом австрийской фирме «Зюйд Меркур» по постыдной цене — 170 $ за тонну. Еще раньше закончил свой путь «Космонавт Владимир Комаров». В 1994 году судно было списано и также продано на металлолом индусам. Морские пункты "Космонавт Владимир Волков", "Космонавт Георгий Добровольский", "Космонавт Павел Беляев" в 1992 году встали на прикол, а в 1994 года их списали.

«Космический» флот Советского Союза


Спаслось только НИС "Космонавт Виктор Пацаев" водоизмещением 9180 т. В 2001 году судно пришло из Санкт-Петербурга в Калининград, где с 2001 года ошвартовано у причала Музея мирового океана на Набережной исторического флота. В этом году судно признали объектом культурного наследия.

Последние годы единственным научно-исследовательским судном, обеспечивающим летно-конструкторские испытания и обработку новых образцов ракетно-космической техники, был «Маршал Крылов», вступивший в строй 1987 году. 23 октября 2015 года корабль отбуксировали для ремонта в один из СРЗ, г. Владивостока.

«Космический» флот Советского Союза


Источники:
Краснов В., Балабин В. История научно-исследовательского флота Российской академии наук. М.: Наука, 2005. С. 164-165, 173-183.
Безбородов В., Жаков А. Суда космической службы. М.: Судостроение, 1980. С. 28-56.
Покровский Б. Звездная флотилия // Морской сборник. 1994. №4. С.82-86.
Потехина А. Корабли звездной флотилии // Красная звезда. 03.11.2009.
Кретов В. Самарев И. История космического флота // Красная звезда. 22.09.2007.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. PlotnikoffDD 25 ноября 2015 06:50
    Был раньше у нас космос, был и космический флот, сейчас ни космоса, ни флота....
    1. негодяй 25 ноября 2015 13:48
      С таким правительством, активно борющимся с "тяжёлым" наследием советского строя, достигнутым "неприемлемой" ценой, не будет ничего, кроме церквей, мечетей, дацанов и торгово-развлекательных центров, куда нас буквально запихивают наши "слуги народа".
      Из "Незнайки на Луне":
      « – А кто такие эти полицейские? – спросила Селедочка.– Бандиты! – с раздражением сказал Колосок. – Честное слово, бандиты! По-настоящему, обязанность полицейских – защищать население от грабителей, в действительности же они защищают лишь богачей. А богачи-то и есть самые настоящие грабители. Только грабят они нас, прикрываясь законами, которые сами придумывают. А какая, скажите, разница, по закону меня ограбят или не по закону? Да мне все равно!».

      «Незнайка спросил, почему лунные астрономы или лунологи до сих пор не построили летательного аппарата, способного достичь внешней оболочки Луны. Мемега сказал, что постройка такого аппарата обошлась бы слишком дорого, в то время как у лунных ученых нет денег. Деньги имеются лишь у богачей, но никакой богач не согласится затратить средства на дело, которое не сулит больших барышей.
      - Лунных богачей не интересуют звезды, — сказал Альфа. — Богачи, словно свиньи, не любят задирать голову, чтоб посмотреть вверх. Их интересуют одни только деньги!».

      http://planeta.moy.su/blog/o_chjom_preduprezhdal_nikolaj_nosov_v_quot_neznajke_n


      a_lune_quot/2013-10-02-65130

      http://vskazki.ru/avtorskie-sborniki/nosov-nn/neznajka-na-lune/glava-tridcat-che


      tvertaya-neznajka-na-durackom-ostrove

      Недавно снова перечитал "Незнайку на Луне". И снова офонарел!
  2. Bongo 25 ноября 2015 07:34
    Последние годы единственным научно-исследовательским судном, обеспечивающим летно-конструкторские испытания и обработку новых образцов ракетно-космической техники, был «Маршал Крылов», вступивший в строй 1987 году. 23 октября 2015 года корабль отбуксировали для ремонта в один из СРЗ, г. Владивостока.

    Снимок Google earth: КИК "Маршал Крылов" у пирса «Дальзавода» во Владивостоке.
  3. inkass_98 25 ноября 2015 07:50
    "Во были времена" (С).
    Гордость брала за страну, когда смотрели по телевизору этих красавцев, да в профиль, да с развернутыми антеннами (это про "Гагарина"), настолько красивое зрелище было. И в одночасье всего этого не стало.
    Карлики-эпигоны на плечах великана, что еще скажешь про постперестроечные власти России и Руины, такие вещи в металлолом сдать только потому, что им сейчас "нэ трэба". Так у вас мозгов не хватает понять, что это и зачем оно нужно.
  4. podpolkovnik 25 ноября 2015 11:35
    Спасибо за статью!
    Спаслось только НИС "Космонавт Виктор Пацаев" водоизмещением 9180 т. В 2001 году судно пришло из Санкт-Петербурга в Калининград, где с 2001 года ошвартовано у причала Музея мирового океана на Набережной исторического флота. В этом году судно признали объектом культурного наследия.

    Причал Музея мирового океана на Набережной исторического флота, г.Калининград. На втором плане - НИС "Космонавт Виктор Пацаев"
  5. летний 25 ноября 2015 12:24
    Видел красавцев последнего поколения. По палубе «Гагарина» ступал. Товарищи работали на «Космонавтах».
    Кому-то это сильно мешало. Некоторые из них сейчас «патриоты России». Увы.
    В этом, может быть, есть какой-то смысл – «патриот России = противник Советского Союза»? Но до меня он не доходит.
  6. Воевода 25 ноября 2015 13:34
    И эти великие достижение променяли на колу и джинсы... В голове не укладывается(
    1. 16112014nk 25 ноября 2015 13:55
      За "жвачку" ещё больше променяли! И материальную, и визуальную.
  7. tolancop 25 ноября 2015 14:58
    "21 августа 1957 года был произведен успешный пуск первой советской (и первой в мире) баллистической ракеты..."
    А к какому классу относятся немецкая ФАУ-2 и советская Р-1?

    "...При необходимости экранирования «несовместимых» средств на суше экраны тщательно заземляются.На морских судах, естественно, нет таких условий.... "
    Хм... Для снижения сопротивления растекания заземляющие контура нередко поливают соленой водичкой. В океане с этим, оказывается проблемы... Непонятно.
    1. Штык 25 ноября 2015 15:35
      Цитата: tolancop
      А к какому классу относятся немецкая ФАУ-2 и советская Р-1?

      Автор видимо посчитал мелочью отсутствие всего одного слова - "межконтинентальная", а так да - " Первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 была успешно испытана в СССР 21 августа 1957 года, принята на вооружение в 1960 году. Американская межконтинентальная баллистическая ракета SM-65 Atlas была успешно испытана в 1958 году, принята на вооружение в 1959 году." hi
  8. Робертъ Невский 25 ноября 2015 21:56
    Боже! Какие красивые советские корабли.
  9. павел 99 26 ноября 2015 18:20
    Да. Смотреть приятно и чувство гордости присутствует. Н И С Моржовец.
  10. Старый26 28 ноября 2015 12:14
    Инженер-технарь!!!
    Спасибо за обзор. Несомненный плюс. Вот только бьет по глазам фраза
    21 августа 1957 года был произведен успешный пуск первой советской (и первой в мире) баллистической ракеты, знаменитой «королёвской семерки»


    Прав Александр [Штык]. Вы во-1 забыли написать, возможно посчитав мелочью слово "межконтинентальная". Иначе возникает двусмысленность. Р-7 не была первой советской баллистической ракетой, а уж тем более не первой в мире.
    И во-2. Если следовать "букве" определений, то правильно было бы написать не пуск, а запуск, поскольку термин запуск означает, что "изделие" дошло до нужного места, в данном конкретном случае до Куры. А вот термин пуск - означает, что ракета сошла с стартового стола, а вот дальше... Пуск может быть и неудачным. Первый пуск ракеты Р-7 с № М1-5 был 15 мая, но был неудачным.
    Конечно для многих пофиг, пуск или запуск, но все же по возможности стоит придерживаться устоявшихся терминов.

    С уважением
  11. xomaNN 6 декабря 2015 22:26
    Какой мощный всё же был флот в СССР, что военный, что граждански-специальный.Мне, как корабелу времён именно тех - приятно вспомнить

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня