Адмирал В.Ф. Трибуц

17
Адмирал В.Ф. Трибуц


Владимир Филиппович Трибуц стоял у истоков создания советского ВМФ, вместе с которым прошел путь от матроса до адмирала, в тяжелые годы Великой Отечественной войны командовал Балтийским флотом. Имя адмирала Трибуца сегодня гордо носит большой противолодочный корабль проекта 1155 Тихоокеанского флота России.

Родился он 15 июля 1900 года в Петербурге. Его дед, в прошлом крепостной крестьянин Минской губернии, ушел с семьей в столицу из нищей деревни, где по капризу помещика большая половина ее обитателей звалась причудливой фамилией Трибуц. Но и Питер не принес богатства. Когда юный Владимир закончил три класса начальной школы, родители с трудом собрали деньги и отдали его на учебу в Петровское четырехклассное училище. Прозанимавшись там три года, Трибуц поступил на казенный кошт в военно-фельдшерскую школу, где главным достоинством были бесплатное питание и обмундирование.



Экзамены Трибуц сдавал вскоре после революции. В декабре 1917 года Владимира Филипповича направили в петроградский госпиталь на службу младшим лекарским помощником. В январе 1918 года Трибуц ушел добровольцем в Красную гвардию. Он сражался против германцев под Нарвой, затем служил в так называемом летучем отряде революционных моряков Балтики. Весной 1918 года военмор Трибуц участвует в боях под Астраханью.

Летом 1919 года было решено с целью усиления обороноспособности южных границ, перебросить часть балтийских кораблей на Каспийское море. На миноносец «Деятельный» под командованием И. Исакова в составе пополнения и прибыл Владимир Филиппович. В биографии молодого военного моряка появились строки об участии в боях за Баку, Махачкалу, Энзели. Позднее Трибуца перевели на канонерскую лодку «Ленин», чей экипаж избрал Владимира Филипповича в Бакинский Совет рабочих и крестьянских депутатов.

В начале двадцатых годов Владимир Филиппович обучался в военно-морском училище, по окончании которого (в 1926 году) он получил должность командира взвода в Балтийском флотском экипаже, где служил командиром башни главного калибра на линкоре «Парижская коммуна».



Служба на этом линейном корабле стала важной вехой в жизни Трибуца. Незаурядные способности и трудоспособность, тяга к познанию флотского дела определили быстрое его продвижение по службе. Весной 1929 года Трибуц становится вторым помощником командира корабля и старшим вахтенным начальником. В том же году экипажу линкора выпало суровое испытание. Вместе с крейсером «Профинтерн» «Парижская коммуна» совершила переход с Балтийского моря на Черное. Корабль попал в сильный шторм. Трибуц командовал верхней командой линкора. Волны перекатывались через палубу, срывали крепко принайтованное имущество, линкор заваливало с борта на борт. Однако моряки сумели преодолеть стихию и привести исправными корабли в Севастополь. Оценка действий Трибуца в этом походе была отражена в надписи, выгравированной на серебряной именной пластинке врученного ему маузера: «Стойкому защитнику пролетарской революции т. Трибуцу В. Ф. от РВС СССР».

Далее была служба на другом линейном корабле Красного флота — «Марате», после чего Трибуц был назначен командиром эскадренного миноносца «Яков Свердлов».

А в 1932 году Владимир Филиппович закончил Военно-морскую академию. С этого года началась стремительная карьера Трибуца. В 1936 году он расстается с кораблем, его переводят начальником отдела штаба Балтийского флота, а с февраля 1938-го он возглавляет этот штаб. Проходит чуть больше года, и в апреле 1939 года Трибуца назначают командующим Балтийским флотом.

Великая Отечественная война застала его в Таллинне на этом посту. Трибуц, как тогда говорили, «ломал» третью войну. Столица Эстонии стала главной базой флота. Первый удар новой войны не застал балтийцев врасплох. Еще заранее главком Н. Кузнецов объявил по всем флотам готовность №1.



Участники событий тех дней вспоминали, как Трибуц однажды, проверяя дела на батареях, заехал в полевой лазарет. У кустов на траве лежали и сидели раненые. Когда он подошел, некоторые попытались подняться. «Сидите, сидите, товарищи!» — остановил их командующий. Владимир Филиппович подозвал медсестру. Молодая эстонка плохо говорила по-русски, но он понял, что все давно ждут машину для отправки людей в госпиталь. Трибуц приказал своей охране освободить грузовик для раненых. «Товарищ командующий, вам без охраны нельзя, — запротестовал было командир охраны. — Стреляют в городе. Если что случится, то меня отдадут под трибунал». Но командующий повторил приказ.

26 августа 1941 г. Ставка приказала эвакуировать базу. Кораблям предстояло пройти почти двести миль по заливу, берега которого захватил противник. В. Трибуцу предложили несколько вариантов, но он выбрал тот, который позволял сберечь больше боевых кораблей и судов: идти вдоль мыса Юминда за тральщиками, от береговой артиллерии противника отбиваться орудиями кораблей, от вражеской авиации прикрываться огнем и активным маневром.

На следующий день в 16 часов с рейда вышли основные силы флота. Они шли впереди конвоев, среди взрывов снарядов и бомб. С ходового мостика легкого крейсера «Киров» Трибуц стал свидетелем гибели эскадренного «Яков Свердлов», которым когда-то командовал. Взорвалась на мине и шедшая за «Кировым» подводная лодка. Неожиданно плавучую мину заметили и у борта крейсера. Корабль застопорил ход. Матросы шестами стали осторожно отводить ее. Краснофлотец-сварщик, спустившись на борт, отрезал стальной ус паравана. Плавучая смерть медленно прошла вдоль корпуса.

Доклады, поступавшие командующему, не радовали. За три часа похода подорвались три эсминца и несколько транспортов. Путь дальше в надвигавшейся темноте грозил еще большими потерями из-за вероятных встреч с минами. Однако встать на якорь мешала вражеская авиация.

От В. Трибуца в тот момент зависела судьбы сотен и тысяч людей и судьба кораблей. Но он принял решение остановиться, привести их в порядок и помочь тем, кто оказался за бортом. Благодаря этому спасательным отрядом было поднято из воды много людей. В ту августовскую ночь Владимир Филиппович не сходил с мостика, На рассвете флот двинулся дальше. И вновь пикирующие самолеты, мины, гибель кораблей и людей. К счастью, скоро прошли минное поле. К вечеру главные силы пришли в Кронштадт. Потери оказались немалыми, но командующий сумел сохранить боевое ядро флота.

В Ленинграде Владимира Филипповича вызвал к себе новый командующий фронтом Г. Жуков. Он приказал поставить корабли в Неву и артиллерией поддерживать 42-ю армию. Зенитки изготовить на прямую наводку и бить по танкам противника. Половину моряков отправить в окопы. Срок Жуков дал два дня.

В. Трибуц отлично понимал сложившуюся ситуацию у города на Неве. Без сомнения, ему было жалко отпускать на сушу специалистов, которых готовили годами. Некоторые корабли утрачивали боеспособность без машинистов, минеров, электриков и других специалистов. Но фронту срочно требовались люди. И командующий флотом выполнил приказ, не оспаривая его ни в Генштабе, ни у наркома ВМФ. Морская пехота, корабли, флотская авиация били врага, наносили ему ощутимые удары по всему фронту.

Балтийский флот не был блокирован. Эту мысль Владимир Филиппович высказал впервые в декабре 1942 года начальнику штаба флота Ю. Ралле и начальнику политуправления БФ В. Лебедеву. Основными задачами на следующий год Трибуц назвал ремонт кораблей и судостроение. Ведение боевых действий в открытом море возлагалось на подводные лодки. Всем остальным — обеспечивать подводников и решать другие задачи.

Немцы так и не стали хозяевами на Балтике. Не стали и на Ладоге. Владимир Филиппович вспоминал, как 22 октября 1942 г. он вместе с командующим Ладожской военной флотилии В. Чероковым и командующим ВВС БФ М. Самохиным отправились из Осиновца на КП флотилии в п. Новая Ладога. Им доложили, что вражеские катера и десантные баржи ведут обстрел острова Сухо. Выло понятно: захватив его, противник хочет перерезать Ладожскую артерию, лишить ленинградцев единственной транспортной магистрали. В течение всего дня В. Трибуц оставался в Новой Ладоге, силами флотилии и морской авиации организовывал отпор врагу. Дорога жизни продолжала действовать.



Поздней осенью 1943 года, командующий Ленинградским фронтом Л. Говоров поставил перед Балтийским флотом задачу: перебросить на ораниенбаумский плацдарм армию И. Федюнинского, со всей техникой. При этом требовалась скрытность и срочность. Только за их счет уже реализовывалась половина задачи.

Через три дня В.Ф. Трибуц и член военного совета Н. Смирнов выехали в Кронштадт, чтобы определить, как лучше переправлять войска по мелководным фарватерам при минимуме высадочных средств, учитывая, что противник будет обстреливать места погрузки и выгрузки. После короткого совещания решили проводить операцию ночью, при задержке во льдах с рассветом применять дымы, держать в состоянии готовности артиллерию и авиацию.

Утром 14 января 1944 года Владимир Филиппович, находясь на наблюдательном пункте флотской батареи, на переднем крае обороны, видел в бинокль, как от нашего сокрушительного огня взлетали в воздух бревна и камни вражеских блиндажей и дзотов, точным попаданием разносились укрепления противника. Больше часа над плацдармом предстоящего прорыва свирепствовал огненный смерч. Когда он стих, в дело вступили пехота и танки. Так с помощью артиллерии кораблей и фортов начались операции фронта по избавлению города Ленина от осады. За полтора месяца 1944 года войска Красной Армии при поддержке Балтийского флота продвинулись на 150-300 км, полностью сняли блокаду с Ленинграда. Когда в 1941 г. оставляли Таллинн, последними покинули причалы торпедные катера. Первыми они и вернулись. 23 сентября сюда прибыл командующий флотом, чтобы организовать высадку десанта на Моонзундские острова. Кропотливо разработанная операция позволила освободить их за 20 дней. Балтийский флот стал действовать на всем театре.



После овладения Кенигсбергом В. Трибуц предложил стремительным ударом взять крепость Пиллау, чтобы не дать возможности отступающему врагу разрушить порт. Два десанта, западный и восточный, высаженные на косу Фрише-Нерунг, встречными действиями разгромили вражескую группировку.

Для Владимира Филипповича война продолжалась и после победы. Два года он руководил действиями по уничтожению мин. В сущности это были своего рода локальные бои. Дни и ночи тральщики, другие корабли флота обнаруживали и уничтожали донные и якорные, контактные и неконтактные акустические и магнитные мины. Но работу по очистке вод Балтики Трибуцу довести до конца не удалось. В 1947 г. его направляют заместителем по военно-морским силам главнокомандующего дальневосточными войсками.



В последующие годы адмирал руководил Гидрографическим управлением Военно-морских сил, был начальником кафедры и факультета Академии Генерального штаба, работал в Главной инспекции МО СССР.

Выйдя в отставку в феврале 1961 года, Трибуц руководил одним из секторов Всесоюзного института научной и технической информации. Он стал доктором исторических наук. Ему принадлежат более 200 статей и книги мемуаров. Скончался Владимир Филиппович Трибуц 30 августа 1977 года.



Источники:
Михайловский Н. Адмирал Трибуц. М.: Политиздат, 1982. С. 18-24, 78-87.
Скрицкий Н. Флагманы Победы. Трибуц Владимир Филиппович. М.: Центрполиграф, 2012. С.208-212.
Макеев В. На море блокады нет // Морской сборник. 1994. №4. С. 78-81.
Лубченков Ю. Н. 100 великих полководцев Второй мировой. М.: Вече, 2012. С.224-225.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. TIT
    +2
    27 ноября 2015 07:24
    "Адмирал Трибуц В. Ф. - культурный, всесторонне развитый, боевой адмирал. Обладает глубокими знаниями военно-морского дела, богатым командно-практическим и боевым опытом, а также высокой подготовкой в области оперативного искусства и тактики высших соединений военно-морских сил. Хорошо знает службу и работу штабов соединений флота. Имеет ученую степень кандидата военно-морских наук.

    Не останавливаясь на достигнутом, продолжает систематически работать над собой, расширяя свой кругозор в области военных и политических знаний. Военно-морское дело любит и работает с душой, проявляя при этом богатую инициативу. Тщательно готовится сам и подготавливает свой аппарат для проведения работ, связанных с инспектированием, которое проводится на высоком уровне. Умеет хорошо организовать и обеспечить выполнение поставленных задач. При проведении мероприятий настойчив, принципиален, объективен и справедлив.

    В таком же духе воспитывает и своих подчиненных.

    Трудолюбив и работоспособен. Дисциплинирован и умело поддерживает дисциплину у подчиненных. Свои взаимоотношения с ними строит на деловой основе. Пользуется большим авторитетом у подчиненных и офицеров флота. Принимает деятельное участие в партийно-политической работе".
  2. +5
    27 ноября 2015 07:47
    Главное В. Трибуц сохранил Балтийский флот, хотя при переходе из Таллина в Кронштадт погибло большое количество кораблей. В. Трибуц разрешил А.О. Шабалину в августе 1941 года перейти служить на Северный флот. Там легендарный командир торпедного катера более 140 раз выходил в атаки на фашистские корабли и уничтожил более 20000 тысяч немцев. Это Дважды Герой Советского Союза, которого воспитал В. Трибуц. После отражения атак фашистской авиации на корабли Балтийского флота (23-25 сентября 1941 года) В. Трибуц лично побывал на РЛС в н.п. Б. Ижора, осмотрел РЛС и представил весь личный состав к награждению. Балтийский флот был спасен и обеспечил защиту Ленинграда.
    Из воспоминаний сослуживце моего отца под руководством В. Трибуца создавалась в Ленинграде дальнобойная железнодорожная артиллерия. Пункты корректировки огнем Командующий создал на мясокомбинате и Доме Советов. В итоге удары этой артиллерии на расстояние более 30 км с погрешностью не более 5 метров не позволили фашистам использовать танки при атаках на город. Мой отец погиб 27 декабря 1941 года на Ленинградском фронте. Вечная вам память моряки.Честь имею.
  3. -9
    27 ноября 2015 07:58
    Владимир Филиппович Трибуц стоял у истоков создания советского ВМФ

    В сталинском СССР, а Трибуц был действующим офицером в этот период, никакого надводного флота не было. Было большое скопище каких-то лоханок, объединенных в т.н. "флоты". Их боевая ценность была в районе стат. погрешности. Что наглядно было показано во время ВОВ.
    Так что непонятно, у истоков чего стоял Трибуц.
    Кстати, надводные корабли в тот период строились. И не мало. Но какие!!!! Слёзы, а не корабли. Лучше бы вообще ничего не строили, может быть народу сытнее жилось бы.
    Потери оказались немалыми, но командующий сумел сохранить боевое ядро флота

    Да? И чем потом это "сохраненное боевое ядро флота" занялось? В каком месяце 1941г. захватило контроль над Балтийским морем? Нет? Не было этого? Тогда, куда оно потом делось?
    1. +1
      27 ноября 2015 14:54
      Цитата: jogin
      В сталинском СССР, а Трибуц был действующим офицером в этот период, никакого надводного флота не было. Было большое скопище каких-то лоханок, объединенных в т.н. "флоты". Их боевая ценность была в районе стат. погрешности. Что наглядно было показано во время ВОВ.

      Ничего себе статпогрешность - полгода обороны Севастополя.
      Цитата: jogin
      Кстати, надводные корабли в тот период строились. И не мало. Но какие!!!! Слёзы, а не корабли. Лучше бы вообще ничего не строили, может быть народу сытнее жилось бы.

      И не говорите. Зачем нам эти эсминцы, сторожевики, тральщики - раздадим всё пенсионерам и детям.
      Цитата: jogin
      Да? И чем потом это "сохраненное боевое ядро флота" занялось? В каком месяце 1941г. захватило контроль над Балтийским морем? Нет? Не было этого? Тогда, куда оно потом делось?

      Ленинград оно держало - это ядро.
      Потому как внезапно оказалось, что у могучей РККА на весь СССР, от Камчатки до Ленинграда, есть всего 40 дальнобойных орудий. Сколько армия не просила такие орудия - не смогли советские конструкторы сделать ничего возимого, кроме Бр-2 (плюс "Шкода" помогла с полустационарной Бр-17).
      И пришлось контрбатарейной борьбой заниматься флоту.
      1. -4
        27 ноября 2015 15:30
        Цитата: Alexey RA
        Ничего себе статпогрешность - полгода обороны Севастополя.

        Что, прямо-таки флот оборонял Севастополь? Вы в этом уверены? Я могу ошибаться, но насколько я помню, Севастополь, это город. На суше. А флот, это такая структура, которая действует в несколько иной среде обитания, на воде. Смысл сказанного понятен?
        Рекомендую сравнить результаты советской и немецкой эвакуации из Севастополя. По морю, что как раз и является зоной действия флота. Вот в этих случаях действительно видна вся "боевая ценность" ЧФ. Не забудьте еще о его составе: 1 линкор, 5 крейсеров, 3 лидера и 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 2 бригады торпедных катеров, нескольких дивизионов тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров. А также о немецких "средствах противодействия" во главе со страшным румынским эсминцем. Смех, а не силы. Но оказались куда эффективнее ЧФ. Который потерял 1 крейсер, 3 лидера эсминцев, 11 эсминцев, 32 подводные лодки, 5 минных заградителей, 2 канонерские лодки, 6 базовых тральщиков, 15 вспомогательных тральщиков, 56 малых охотников за подводными лодками, 23 сторожевых катера, 59 торпедных катера, 75 вспомогательных катеров, 13 катеров ПВО, 18 тендеров, 57 десантных ботов. Парижская коммуна вообще свинтил в Грузию, где немцам его было не достать. Весьма "флагманский ход". О многом говорит.
        Цитата: Alexey RA
        Зачем нам эти эсминцы, сторожевики, тральщики - раздадим всё пенсионерам и детям.

        Совершенно верно. Больше пользы было бы. А так, просто утопили. Часто вместе с экипажами.
        Цитата: Alexey RA
        Ленинград оно держало - это ядро

        Это очень удобро рассказывать мальчикам младшего школьного возраста. Они поверят. Просто в таком возрасте верят всему. Даже историям про Кащея.
        Цитата: Alexey RA
        И пришлось контрбатарейной борьбой заниматься флоту.

        Если вы не в курсе, то флот, это такие специальные кораблики, которые ходят по морям и решают там важные задачки. В разных точках. И очень важные, потому что дорого стоят. Причем, часть еще и под водой ходит. И торпедами оттуда пуляется.
        А контрбатарейная борьба, это штука очень увлекательная. И интересная. Но для этого флот не нужен. Избыточен, если выражаться "красивым штилем". Т.е. в истории этой увлекательной борьбы сами кораблики, они оказались лишними. Хотя и были очень дорогие.
        Постарался объяснить простым и доступным языком.
        1. -1
          27 ноября 2015 17:09
          Цитата: jogin
          Что, прямо-таки флот оборонял Севастополь? Вы в этом уверены? Я могу ошибаться, но насколько я помню, Севастополь, это город. На суше. А флот, это такая структура, которая действует в несколько иной среде обитания, на воде. Смысл сказанного понятен?

          Рекомендую ознакомиться с составом сил обороны Севастополя во время первого штурма. А также с численностью и вооружением соединений Приморской армии, вышедших к Севастополю после отступления.
          И задаться вопросом: откуда в Севастополе появились пополнения, артиллерия, боеприпасы и прочее для обороны.
          Цитата: jogin
          . Не забудьте еще о его составе: 1 линкор, 5 крейсеров, 3 лидера и 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 2 бригады торпедных катеров, нескольких дивизионов тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров.

          А это ничего, что это состав флота на начало войны? Когда у флота были базы и несколько судоремонтных заводов.

          На середину 1942 года в составе ЧФ боеготовы были 2 КРЛ, 1 ЛД и 4-5 ЭМ. Остальные либо лежали на дне, либо долго и нудно ремонтировались после походов в Севастополь в неприспособленных для этого портах кавказского побережья. Увы, но до войны никто не мог предусмотреть, что армия за полгода отступит до Севастополя и Ростова, и даже Новороссийск окажется в зоне действия люфтов.
          Цитата: jogin
          А также о немецких "средствах противодействия" во главе со страшным румынским эсминцем.

          VIII авиакорпус Вы решили не упоммниать. И правильно - подумаешь, лучшие противокорабельщики люфтов.
          Цитата: jogin
          Если вы не в курсе, то флот, это такие специальные кораблики, которые ходят по морям и решают там важные задачки. В разных точках. И очень важные, потому что дорого стоят. Причем, часть еще и под водой ходит. И торпедами оттуда пуляется.

          Ходит. И пуляется. Если армия держит противника подальше хотя бы от одной из баз.
          А когда армия за 3 месяца сдала берег аж до тыловой базы флота, то кораблям остаётся только эвакуировать свои отрезанные базы и прижатые к берегу армейские части. Желательно - ночью и в СМУ. Поскольку ВВС флота тоже отобраны армией. Да и сам флот оперативно подчинён ей.
          Цитата: jogin
          А контрбатарейная борьба, это штука очень увлекательная. И интересная. Но для этого флот не нужен. Избыточен, если выражаться "красивым штилем". Т.е. в истории этой увлекательной борьбы сами кораблики, они оказались лишними. Хотя и были очень дорогие.

          Вы так говорите избыточен, как будто кроме флота кто-то ещё может заниматься контрбатарейной борьбой.
          А заниматься этим больше некому. Всё, что есть у армии - это 122-мм корпусная пушка А-19 с дальностью менее 20 км. И до Вороньей горы, Гатчины, Тосно или Беззаботнинского района она не достаёт. Не озаботилась армия дальнобойной артиллерией.

          А ещё армия вышла к Ленинграду в таком состоянии, что пришлось снимать с ЛК 120-мм орудия, чтобы дать вставшей в оборону пехоте хоть какую-то артиллерию.
          1. -2
            27 ноября 2015 18:05
            Цитата: Alexey RA
            И задаться вопросом: откуда в Севастополе появились пополнения, артиллерия, боеприпасы и прочее для обороны.

            Зачем? Вы наверно не поняли, где находится Севастополь. И что такое флот.
            Цитата: Alexey RA
            На середину 1942 года в составе ЧФ боеготовы были 2 КРЛ, 1 ЛД и 4-5 ЭМ. Остальные либо лежали на дне, либо долго и нудно ремонтировались после походов в Севастополь в неприспособленных для этого портах кавказского побережья.

            Тогда уж потрудитесь перечислить, какое количество линкоров и крейсеров противника ЧФ к этому времени отправил на дно. Правильно, ни одного. Потому что всего-то был 1 румынский эсминец. Правильно это называется разгром. Причем, совершенно полный и безответный.
            Поэтому еще раз возвращаюсь к вопросу о раздаче хлеба детям и пенсионерам. Вместо ЧФ.
            Цитата: Alexey RA
            VIII авиакорпус Вы решили не упоммниать.

            И не только его. Я еще не упомнул ВВС ЧФ. А это свыше 600 самолетов. Напомню, в немецком авиакорпусе обычно было немного больше, чем 500 самолетов.
            Цитата: Alexey RA
            А когда армия за 3 месяца сдала берег аж до тыловой базы флота

            Цитата: Alexey RA
            Поскольку ВВС флота тоже отобраны армией. Да и сам флот оперативно подчинён ей.

            Ага. Источник бед определен. Стрелочники назначены. Но наверное за эти 3 месяца такая громадина, да еще и в отсутствие реального противника, совершила ряд чудесных подвигов? Наверное покрыла себя неувядаемой славой? Наверное 100 дней без устали громила врага где и как могла? Вовсе нет. Сплошной конфуз и позор. Даже писать об этом неудобно.
            Цитата: Alexey RA
            Вы так говорите избыточен, как будто кроме флота кто-то ещё может заниматься контрбатарейной борьбой.

            Да поймите вы в конце концов, то, что БФ занимался контрбатарейной борьбой, это позор. Это провал. Для этого сами по себе корабли не нужны. Достаточно поставить пушки на ж/д платформы и заниматься этой мастурбацией. Стоимость платформ близка к нулю, в отличие от стоимости кораблей.
            Цитата: Alexey RA
            А ещё армия вышла к Ленинграду в таком состоянии, что пришлось снимать с ЛК 120-мм орудия, чтобы дать вставшей в оборону пехоте хоть какую-то артиллерию.

            Какие линкоры? Прямо эпидемия какая-то приписок и очковтирательства. Одни чудики ржавые лоханки линкорами называли. Чуть раньше такие же чудики примерно такие же самотопы называли эскадренными броненосцами. Те, которые линкорные, те хотя бы не заслали эти ведра с гайками в бой. Хотя бы использовали в качестве артплатформ. Уже спасибо. А эскадренно-броненосные додумались заслать. Рассказать о результате?
            Вопрос в другом, нафига строили? Нафига было строить то, что ни при каких обстоятельствах НИКОГДА не пригодилось бы? Это же было понятно еще в момент закладки самотопов. Ведь для этого поборами обдирали несчастное население. Какой-то просто парад идиотизма на военно-морскую тему. Есть же хорошая пословица, "не можешь с*ать, не мучай *опу". Почему нельзя прислушаться к голосу разума?
            1. +1
              30 ноября 2015 11:04
              Цитата: jogin
              Тогда уж потрудитесь перечислить, какое количество линкоров и крейсеров противника ЧФ к этому времени отправил на дно. Правильно, ни одного. Потому что всего-то был 1 румынский эсминец. Правильно это называется разгром. Причем, совершенно полный и безответный.

              Очень сложно разгромить противника, который не выходит в море. smile
              Кстати, румынских эсминцев было 4.
              Цитата: jogin
              Поэтому еще раз возвращаюсь к вопросу о раздаче хлеба детям и пенсионерам. Вместо ЧФ.

              Вперёд и с песнями. Тогда Севастополь мы сдаём осенью 1941 - и высвободившиеся немецкие силы с песнями едут брать Ростов. Потому как в отсутствие флота город снабжать нечем.
              Цитата: jogin
              И не только его. Я еще не упомнул ВВС ЧФ. А это свыше 600 самолетов.

              На 22.06.41. в ВВС ЧФ было 136 бомбардировщиков и 346 истребителей. Причём в числе последних числились И-15бис. Боеготовых экипажей было - 1 на 2 машины. Причина проста - в стране не хватает бензина и учебных самолётов (см. выступление Новикова на Совещании по итогам 1940).
              На начало июля 1942 в ВВС ЧФ осталось всего 277 самолётов: 23 бомбера, 15 торперов, 54 штурмовика (32 Ил-2 + бывшие истребители), 126 истребителей, 59 гидросамолётов.
              Цитата: jogin
              Наверное 100 дней без устали громила врага где и как могла? Вовсе нет. Сплошной конфуз и позор. Даже писать об этом неудобно.

              Десант в Григорьевке, эвакуация Одессы, Керченская десантная - тоже сплошной конфуз и позор? Когда армия отступает (если не сказать "бежит"), сложно ждать от флота победы за победой.
              Цитата: jogin
              Достаточно поставить пушки на ж/д платформы и заниматься этой мастурбацией. Стоимость платформ близка к нулю, в отличие от стоимости кораблей.

              Как показал опыт Ленинграда, пушка на ж/д платформе способна сделать с одной позиции не более десятка выстрелов. После чего ей нужно срочно сворачиваться. Ибо противник тоже ведёт контрбатарейную борьбу.
              Цитата: jogin
              Какие линкоры? Прямо эпидемия какая-то приписок и очковтирательства. Одни чудики ржавые лоханки линкорами называли.

              Такие же ржавые лоханки были у итальянцев и французов. ИЧХ - тоже назывались линкорами. smile
              Цитата: jogin
              Вопрос в другом, нафига строили? Нафига было строить то, что ни при каких обстоятельствах НИКОГДА не пригодилось бы?

              Все вопросы - к проклятому царскому режиму. Ибо ЛК строил он.

              И ещё раз повторяю - флот строился совсем под другую войну. В которой армия не откатывается за 3 месяца до Севастополя и Ленинграда, сдавая флотские базы и заводы. И в которой флоту не приходится "на коленке" ремонтировать крейсер водоизмещением 7,5 кт в доке на 5000 тонн, который короче этого крейсера на треть.
              1. 0
                30 ноября 2015 11:56
                Цитата: Alexey RA
                Очень сложно разгромить противника, который не выходит в море.

                Разумеется. Видимо эвакуацию из Крыма с 12 апреля по 13 мая 44г. немцы и румыны производили при помощи волшебного эфира. Напомню, всего было эвакуировано свыше 59 тыс. румын и почти 87 тыс. немцев. А также словацкий контингент и советские военнопленные.
                Цитата: Alexey RA
                Тогда Севастополь мы сдаём осенью 1941

                Не вижу никакой зависимости. Кроме ваших фантазий.
                Цитата: Alexey RA
                Боеготовых экипажей было - 1 на 2 машины. Причина проста - в стране не хватает бензина и учебных самолётов (см. выступление Новикова на Совещании по итогам 1940).

                А нафига тогда нужен флот? Если он беззащитен с воздуха? Возвращаюсь к вопросу раздачи средств пенсионерам и детям.
                Цитата: Alexey RA
                Десант в Григорьевке, эвакуация Одессы, Керченская десантная - тоже сплошной конфуз и позор?

                Это не задачи флота. Это фигня для "москитных сил". За всю войну у ЧФ была всего одна настоящая боевая задача, достойная уровня флота, пресечь эвакуацию немцев и румын из Севастополя. Он ее полностью провалил. Повторяю вопрос, нафига нужен был такой флот?
                Цитата: Alexey RA
                После чего ей нужно срочно сворачиваться.

                Ну, расскажите нам, как сворачивал позиции Марат.
                Цитата: Alexey RA
                Такие же ржавые лоханки были у итальянцев и французов

                А почему надо ровняться на них? Давайте прекратим ровняться на аутсайдеров.
                Цитата: Alexey RA
                к проклятому царскому режиму. Ибо ЛК строил он.

                Что, прямо уже после 1917г? Вы ничего не путаете?
                Цитата: Alexey RA
                И ещё раз повторяю - флот строился совсем под другую войну.

                Флот строится по средствам. Исходя из имеющихся ресурсов и технологий. И исходя из "шестка", на котором сидит страна. Поэтому Россия (СССР) не имели права строить крупные боевые корабли. Россия, потому что этого категорически не умела. А СССР потому, что умел это еще хуже России. В результате деньги были просто потрачены зря. Сожжены, фактически. А все потому, что некие лампасАтые дядьки в детстве не наигрались в солдатиков.
                Еще раз повторяю, разумный удел РФ сегодня (и СССР довоенного времени), это мощный подводный флот + москитный флот. Все. Остальное требует тщательной проверки на коррупционность (в довоенное время, на вредительство).
      2. Комментарий был удален.
  4. +2
    27 ноября 2015 08:13
    Славный путь офицера...
    1. 0
      27 ноября 2015 08:41
      Трудяга войны, пахал во всю
  5. +7
    27 ноября 2015 08:17
    Тот ещё "Флотоводец". Таллинский переход в заслугу не поставить.
    1. +4
      27 ноября 2015 08:34
      Цитата: Пеший
      Тот ещё "Флотоводец"

      Ждем статью о "великом флотоводце Октябрьском". Раз уж о Трибуце дождались, то и о нем ждем-с.
  6. +3
    27 ноября 2015 08:33
    В детстве читал книгу В.Ф. Трибуц "Балтийцы вступают в бой".
  7. +2
    27 ноября 2015 09:11
    Цитата: jogin
    Ждем статью о "великом флотоводце Октябрьском". Раз уж о Трибуце дождались, то и о нем ждем-с.

    Ну давайте заодно и на Кузнецова выльем грязи, и на всех прочих сталинских флотоводцев и военначальников.
    Как ни крути, а вклад в победу балтийские моряки внесли. И не вина Трибуца, что Балтийский флот, не был в годы войны таким же мощным как американский тихоокеанский. Зато даже в 80-90 годы горбачевские "развинчатели героев" не нашли в его биографии низких и мелких поступков. Моряки его любили. Человек он был порядочный. Что было возможно сделал.
    И кстати, Нахимов так вообще флот затопил. И ничего. С точки зрения стратегии это было правильно. Здесь также, не было сил у Балтийского надводного флота для активных операций, поэтому его в помощь в обороне, а фрицев "щупать" торпедным катерам и подлодкам.
    1. +1
      27 ноября 2015 09:35
      Цитата: qwert
      Ну давайте заодно и на Кузнецова выльем грязи

      А вы где-то заметили грязь? Где, если не секрет?
    2. Комментарий был удален.
  8. +6
    27 ноября 2015 09:54
    «Трибуц без ведома своего командования уничтожил Либавскую военно-морскую базу — за два дня до похода немцев к Либаве. <...> В 1943 г. Трибуц скрыл от своего командования наличие в Финском заливе непроходимого вражеского минно-сетевого заграждения и безрассудно угробил там несколько подводных лодок» (Стрижак О. Секреты Балтийского подплава. СПб., 1996. С. 223, 224).

    Трибуц боялся доложить наверх о минном заграждении, а лодки шли, и гибли. Шли, и гибли.

    «Ни разу не удалось флоту прервать или хотя бы серьезно нарушить воинские или экономические перевозки противника. На протяжении всей войны практически без перебоев шла доставка стратегического сырья из Скандинавии в порты Германии, систематически осуществлялись перевозки в интересах приморских группировок сухопутных войск. С 24 сентября по 25 ноября 1944 г. противник почти без противодействия эвакуировал 250-тысячную группировку сухопутных войск с Курляндского плацдарма. Затем в 1945 г. из Либавы, Виндавы, Данцига и Свинемюнде он вывез свыше 400 тысяч солдат и офицеров и 2,5 миллиона человек гражданского населения...» (Доценко В.Д. Флот. Война. Победа. 1941-1945. СПб., 1995. С. 227).

    "Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Л.А. Владимирский был снят с должности (1944) и понижен в звании до контр-адмирала за то, что на Черном море погибли 3 эсминца (и, по иронии судьбы, был назначен на эскадру КБФ, в подчинение Трибуцу). А вице-адмирала Трибуца в 1943 г. произвели в полные адмиралы."

    Среди моряков многострадального и героического Балтийского флота адмирал Трибуц В. Ф. получил прозвище «убийца».

    А вы тут статейки пишете хвалебные.
    Как объяснить детям, что тот, по чьей вине погибли их отцы - герой?
    1. +1
      27 ноября 2015 14:43
      Цитата: rJIiOK
      Трибуц без ведома своего командования уничтожил Либавскую военно-морскую базу — за два дня до похода немцев к Либаве

      Хе-хе-хе... тот же самый Олег Стрижак пишет, что:
      23 июня немцы, не сумев ворваться в город с ходу (с юга), обходят Либаву с востока. Части 67-й дивизии отходят на рубежи по внешнему обводу города.

      То есть, получается, что Трибуц уничтожил Либавскую ВМБ 21 июня? belay
      Цитата: rJIiOK
      Ни разу не удалось флоту прервать или хотя бы серьезно нарушить воинские или экономические перевозки противника. На протяжении всей войны практически без перебоев шла доставка стратегического сырья из Скандинавии в порты Германии, систематически осуществлялись перевозки в интересах приморских группировок сухопутных войск.

      Смотрим выше:
      В 1943 г. Трибуц скрыл от своего командования наличие в Финском заливе непроходимого вражеского минно-сетевого заграждения и безрассудно угробил там несколько подводных лодок

      Тут уж либо трусы, либо крестик.
      Либо мы прерываем коммуникации противника и посылаем ПЛ на прорыв минно-сетевого заграждения, либо мы не посылаем ПЛ - и доставка стратегического сырья из Скандинавии в порты Германии идёт бесперебойно.

      Потому как кроме ПЛ иных эффективных средств воздействия на перевозки до 1944 у КБФ не было. Как показала практика британцев, для результативной атаки на немецкий КОН с воздуха требуется ударное крыло из 3-4 эскадрилий "торбью" и "рокбью" с обязательным прикрытием истребителями.
    2. -2
      28 ноября 2015 01:48
      Славные 90-е! Сколько собчаковское отребье дерьма налило, что и сейчас смердит. А Вы где были, умники, в 1941-1945 годах. Почему не заткнули своими хилыми бюстами те огромные бреши?
  9. Комментарий был удален.
  10. +2
    27 ноября 2015 19:24
    «Трибуц, как тогда говорили, «ломал» третью войну».
    В статье показано, что участвовал в двух войнах, а именно в гражданской и Великой Отечественной. Третью войну, наверное, автор подразумевает Зимнею войну с финнами 1939-40 годах, когда Трибуц был командующим КБФ. В финскую же войну Балтфлот под командованием Трибуц плохо сработал. Фактически имел одну боевую задачу – уничтожить две береговые батареи финнов, всего восемь орудий, а именно шесть орудий калибром 254 мм и два орудия 152 мм. Балтфлот приступил к исполнению задачи силами двух линкоров по двенадцать стволов 305 мм, всего 24 ствола и лидеров с орудиями 130 мм. Почти в течение месяца несколько раз проводил стрельбы и затратил более 1000 снарядов из них половина на главный калибр 305 мм, с весом снаряда по 400 кг, но положительных результатов не получил. Только в ствол одного 254 мм орудия финнов попал осколок снаряда и вывел его из строя. Остальные снаряды пролетели мимо и все с перелётом. На этом финская война для Трибуца и закончилась. Так что Трибуц её фактически не «ломал».
  11. +5
    27 ноября 2015 19:37
    По воспоминаниям вдовы Кузнецова НГ Трибуц показал себя как нехороший человек. Когда Кузнецов НГ был наркомом ВМФ, то Трибуц считал себя другом Николай Герасимовича. Когда Кузнецова НГ сняли с должности и понизили в звании, то Трибуц на собраниях в коллективах с трибун клеймил «своего друга» уже «врагом народа». Затем, когда Кузнецов вновь стал министром и Адмиралом Флота, то здесь Трибуц опять как в не чём не бывало, стал общаться с Кузнецовым НГ и набиваться в друзья. Позже Кузнецова НГ вновь окончательно сняли с должности и вновь понизили в звании, а Трибуц уже его просто забыл.
    Этот адмирал умел ходить по кремлёвскому паркету лучше, чем по морю.
  12. +4
    28 ноября 2015 00:01
    Неприятно, когда пишут хвалебные статьи о людях, которые этого не стоят. Конечно, валить всё на одного человека неверно, но масса ошибок, не использованных возможностей, а также откровенного головотяпства - вот путь Трибуца во время ВОВ. Про финскую даже писать не хочется. Просто человек не на своём месте и совершенно не готовый к такому уровню ответственности. Типичный штабист без искры. Простое сравнение двух "флотоводцев" - Трибуца и Октябрьского - с Головко - всё расставляет по местам.У Арсения Григорьевича тоже были ошибочные решения, тоже встречались "чёрные дни", но Северный флот, с его куцыми возможностями, свои задачи выполнил. А БФ и ЧФ войну фактически провалили, благодаря именно этим "флотоводцам".
  13. -1
    28 ноября 2015 01:41
    Уважаемый jogin !

    Вы нарушаете правила сайта ВО, который не разрешает превращать комментарии в полемику или споры по самым различным вопросам. Я советую Вам не только читать литературу, но и осмысливать прочитанное, как говорится, «включать мозги». Ваши незрелые комментарии показывают, что Вы вообще ничего не понимаете в военном деле и, тем более, в том, что касается военно-морского флота.

    ФЛОТ - это вовсе не « такие специальные кораблики, которые ходят по морям и решают там важные задачки», как пишете Вы, а вид вооружённых сил, предназначенный для выполнения стратегических и оперативных
    задач на океанских и морских театрах военных действий.
    Современный ВМФ способен разрушать важные наземные объекты противника,
    уничтожать силы его флота в море и в базах, поддерживать сухопутные
    войска на сухопутных театрах военных действий, высаживать морские
    десанты и отражать высадку морских десантов противника,
    нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские коммуникации.

    КОНТРБАТАРЕЙНАЯ БОРЬБА не «увлекательная и интересная штука», а организация и ведение огня артиллерией и миномётами с целью подавления и уничтожения артиллерийских и миномётных батарей противника. К организации контрбатарейной борьбы могут привлекаться фронтовая, армейская, флотская артиллерия, артиллерия резерва ставки ВГК.

    Слабые специальные знания приводят к неправильному пониманию и оценке исторических событий, упрощенной трактовке в оценке тех или иных фактов и явлений.

    Адмирал В.Ф. Трибуц, командовавший в минувшей войне Балтийским флотом, вовсе не был гениальным стратегом, но сделал все возможное для победы над коварным и жестоким врагом. В перестроечное время, к сожалению, появился ряд писак, скатившихся до прямого очернительства этого военачальника. Я назову Игоря Бунича с его книгой «Таллинский переход», в которой он откровенно смакует недостатки принимаемых командующим флотом решений, забывая или совершенно не зная, что такое в армии приказ, да еще отданный в военное время.
    1. -1
      28 ноября 2015 09:13
      Цитата: rubin6286
      предназначенный для выполнения стратегических и оперативных
      задач на океанских и морских театрах военных действий.

      Вот и опишите, на каких морских и океанских театрах успешно решили стоящие перед ними задачи БФ и ЧФ. И какие конкретно задачи они успешно решили. На морских и океанских театрах военных действий.
      Цитата: rubin6286
      К организации контрбатарейной борьбы могут привлекаться фронтовая, армейская, флотская артиллерия, артиллерия резерва ставки ВГК.

      Вы не поняли сути. Линейные силы БФ не привлекались к контрбатарейной борьбе. Они только ей и могли заниматься. Резонно возникает вопрос, зачем тогда в качестве платформ нужны были корабли? Гораздо дешевле и эффективнее было бы поставить все это хозяйство на ж/д платформы, а корабли попросту не строить.
      При этом линейные силы ЧФ даже для контрбатарейной борьбы привлекались только в начале. А потом, после понесенных потерь, их слили в Грузию на отстой. Вопрос, нафига их было вообще строить? В том виде, в каком они строились.
      Цитата: rubin6286
      Слабые специальные знания приводят к неправильному пониманию и оценке исторических событий, упрощенной трактовке в оценке тех или иных фактов и явлений.

      Я рад за ваши "сильные специальные знания". Только вот ответьте на вопросы, поставленные выше. Раз уж вы у нас такой знающий.
  14. -1
    28 ноября 2015 16:33
    Мне кажется, что я вполне доступно объяснил, что такое флот, зачем он нужен и что понимается под контрбатарейной борьбой. России, а позднее СССР, исходя из геополитических соображений, военный флот был нужен всегда. Думаю, что на сайте ru.wikipedia.org Вы сможете узнать достаточно подробно о состоянии и задачах Балтийского и Черноморского флота СССР накануне и в годы минувшей войны, программах строительства кораблей, их назначении и многое-многое другое.
    Ваш вопрос « Не лучше ли вместо того, чтобы строить линкоры, использовать их орудия главного калибра ( 305-456 мм) на суше, в качестве железнодорожных батарей?» представляется несерьезным. Одно такое орудие представляет собой не просто платформу, а специальный поезд, достаточно габаритный, не обладающий достаточной маневренностью и подвижностью, уязвимый от ударов авиации, артиллерии и диверсионных групп противника. Поднимите литературу, Интернет и попробуйте разобраться сами. Известный советский диверсант Илья Старинов в 1942-43 годах предлагал заменить дальнюю бомбардировочную авиацию, наладив массовую заброску в тыл врага подрывников-диверсантов, мотивируя тем, что самолет нужно сделать на заводе, обучить экипаж, заправить горючим, бомбами, довести до цели и все равно 100-процентной гарантии ее поражения нет, а 4-5 диверсантов, заброшенных в тыл, при минимуме затрат смогут сделать это с куда большей вероятностью.
    1. -1
      28 ноября 2015 17:52
      Цитата: rubin6286
      представляется несерьезным.

      Я так понимаю, что суть своих заблуждений вы осознали. Просто продолжаете упорствовать для приличия.
      ПС. Самым лучшим средством контрбатарейной борьбы является самолет-штурмовик. Или бомбардировщик.
      Цитата: rubin6286
      России, а позднее СССР, исходя из геополитических соображений, военный флот был нужен всегда

      Соскучились по новой Цусиме? Или по Таллинскому переходу? Или жаждете новой обороны Севастополя? Ножки надо протягивать по одежке. Москитный надводный флот + подводный флот. И все. Кроме этого России на море не нужно ничего. Остальное может быть только для того, по чему вы соскучились. И по факту является вредительством. Нации это не нужно.
  15. -1
    29 ноября 2015 12:14
    Уважаемый jogin !

    Я уже советовал Вам не только читать литературу, но и осмысливать прочитанное, т.е. «включать мозги». Снова повторю, что слабые специальные знания приводят к неправильному пониманию и оценке исторических событий, упрощенной трактовке в оценке тех или иных фактов и явлений. Своими рассуждениями о флоте Вы напоминаете Митрофанушку: «Зачем учить географию, извозчик куда надо довезет.» Кроме «корабликов» и «увлекательной и интересной штуки» я с удивлением узнал, что «самым лучшим средством контрбатарейной борьбы является самолет-штурмовик или бомбардировщик». Контрбатарейная борьба, по своей сути, это дуэль на уничтожение и подавление огнем своей артиллерии артиллерийских батарей противника. Вам что, уже нечего «включать»?Причем здесь авиация? Штурмовая авиация предназначена для поддержки войск на поле боя, фронтовая бомбардировочная авиация поражает объекты, находящиеся во втором эшелоне и ближнем тылу, дальняя авиация – объекты, находящиеся в глубоком тылу противника. Вы и этого не знаете!

    Должен Вам сказать, что чем старше и мудрее человек, тем меньше ему хочется что-либо объяснять. Хочется просто встать, пожелать всего хорошего и уйти……
    1. -1
      29 ноября 2015 12:56
      Господин rubin6286.
      Я не вижу ни одного основания для того, чтобы вы могли мне, или кому-то еще, что-либо советовать. Все ваши догмы, они были опровергнуты еще в прошлом веке. Если вы этого не заметили, это ваши проблемы. И чем клеймить кого-то "высоким штилем", потрудились бы лучше привести хоть один конкретный пример успешных действий РККФ (РИФ, ВМФ СССР) на море. Т.е. там, где они и должны были действовать. А он мне о контрбатарейной борьбе, понимаешь.
      К тому же у вас нет понимания того, чем флот переферийного государства должен отличатья от флота ведущих стран мира. А это уже не просто плохо, это катастрофа. К счастью, пока только ваша личная. Не стоит мыслить излишне глобально с ВВП в 2,4% от мирового. Надо быть скромнее и не заниматься валюнтаризмом. Индия с ВВП 2,65%, вот она путеводная звезда и образец трезвого подхода к вопросу.
      Цитата: rubin6286
      Хочется просто встать, пожелать всего хорошего и уйти……

      Это был бы неплохой для вас вариант. Не удерживайте себя. Поддайтесь порыву.
  16. 2-0
    0
    24 октября 2016 09:34
    Тута прям такая дивная дискуссия полыхает.... Чего спорите, уважаемые.
    Вопрос давно решён. Ни один флотоводец (комфлота в смысле) звезду Героя за войну не получил, этим всё сказано.

    Очень, очень жаль, что эту молодь вши Октябрьского не расстреляли, за трусость. Я читал достаточно, смотрел пару фильмов про эвакуацию, как тысячи на Херсонесе стояли, смотря в море....

    Севастополь и Таллин естественно без флота не продержались-бы. Особенно Таллин, с артзавесой флота. На Балтике и Черном вообще сдали всё, что можно, без всякого намёка на "Ганнибала", за которую (операцию) фюрер обязан был наградить всё командование советского БФ. Одессу кое-как правда вывезли, а вот Севастополь нет. Ну про "балтийскую Цусиму" - Таллинский переход, не писал только ленивый. Трибуцу повезло, утопи немцы "Киров" и всё, в Кронштадте-бы по законам военного времени...
    БФ вообще был парализован простыми-тупыми-незатейливыми немецкими сетевыми заграждениями.