Проект бронеавтомобиля Protolab PMPV 6x6 MiSu (Финляндия)

16
Не так давно свою новую разработку показала финская оборонная промышленность. Одна из сравнительно молодых компаний завершила разработку перспективного бронеавтомобиля, построила опытный экземпляр и приступила к его испытаниям. Сообщается, что новая бронемашина относится к классу техники MRAP и предназначается для защиты экипажа и десанта от стрелкового оружия и взрывных устройств противника. Кроме того, известно об использовании нескольких необычных для подобной техники решений.

Проект нового бронеавтомобиля был разработан компанией Protolab Oy (г. Эспоо), основанной в 2007 году. По имеющимся данным, разработка проекта стартовала в 2009 году, и к настоящему времени работы дошли до стадии испытаний опытного образца. Проект компании Protolab Oy получил название PMPV 6x6 (Рrotected Мulti-Рurpose Vehicle – «Защищенный многоцелевой транспорт»). Также упоминается альтернативное обозначение MiSu – сокращение от Мiinasuojattu Мaastokuorma-auto («Машина повышенной проходимости с защитой от мин»).

Головным разработчиком проекта PMPV 6x6 была компания Protolab Oy. Кроме того, имеются сведения об участии в проекте некоторых других организаций, которые отвечали за разработку тех или иных узлов и агрегатов. Проект разрабатывался по требованиям, выдвинутым военными ведомствами Финляндии, Швеции и некоторых других стран. Известно, что финансирование проекта велось неназванной третьей стороной. Работы были оплачены некой иностранной компанией из Скандинавии, которая занимается экспортом вооружений. Название этой организации пока не раскрывается, но можно делать определенные предположения.



Проектные работы завершились в этом году, после чего началась сборка опытного броневика. Строительство первого экземпляра Protolab PMPV 6x6 завершилось в начале осени, после чего машина вышла на испытания. За следующие несколько недель, до начала ноября, опытный бронеавтомобиль прошел по полигонам порядка 800 км. Кроме того, уже проведены первые испытания на плаву. Построены два дополнительных прототипа в неполной комплектации. В ближайшем будущем эта техника пройдет испытания подрывом на одном из полигонов Великобритании.

К настоящему времени компания-разработчик опубликовала несколько фотографий и некоторые сведения о своем новом проекте. Опубликованные данные не раскрывают некоторые подробности проекта, но все же позволяют составить достаточно подробную картину.

Бронеавтомобиль класса MRAP Protolab PMPV 6x6 представляет собой защищенное многоцелевое транспортное средство с колесной ходовой частью. Задачей этой техники является транспортировка бойцов с вооружением или грузов соответствующих габаритов. Утверждается, что при собственной массе на уровне 14 т (пустой или снаряженной – не уточняется) броневик может нести до 10 т груза.



Новый броневик построен по капотной компоновке с однообъемным обитаемым отделением. Характерной чертой машины PMPV 6x6 является крупный и выдающийся вперед моторный отсек, габариты которого прямо связаны с размерами использованного двигателя. На данный момент новый финский броневик оснащен дизельным двигателем фирмы Cummins мощностью 285 л.с. и шестиступенчатой автоматической трансмиссией компании Allison. В составе силовой установки используется специфическая система охлаждения оригинальной конструкции, о чем свидетельствует отсутствие каких-либо решеток радиатора на поверхности моторного отсека.

Ходовая часть броневика основана на агрегатах серийных коммерческих грузовиков марки Sisu. Машина оснащается ходовой частью с колесной формулой 6х6, оснащенной индивидуальной подвеской. Агрегаты ходовой части монтируются на раме. Оптимальное распределение веса машины на грунт достигается путем размещения осей с увеличенным промежутком между первыми двумя парами колес. Для улучшения маневренности управляемыми выполнены передняя и задняя оси. Дополнением для колесной ходовой части стали два водометных движителя, расположенные в корме корпуса.

Корпус машины MiSu, как утверждается, собирается из броневой стали новой марки, разработанной компанией Ruukki. Корпус выполнен в виде единого агрегата, разделенного на несколько отсеков и осуществляющего всеракурсную защиту от стрелкового оружия или взрывных устройств. Так, защита двигателя осуществляется при помощи броневого кожуха соответствующей формы. В частности, от воздействия ударной волны при взрыве под колесом или под днищем двигатель защищен наклонными панелями колесных арок.



Позади моторного отсека располагается двухместная кабина водителя. Она оснащается крупным броневым лобовым стеклом и двумя бортовыми окнами сложной формы. Конструкция кабины разработана с учетом повышения уровня защиты. Для этого она имеет броневые борта, собираемые из двух панелей, вертикальной верхней и наклонной нижней. Нижние детали бортов и днище образовывают V-образный бок бронирования. Для сохранения прочности корпуса проемы бортовых дверей проделаны только в верхних бортовых листах. На имеющихся фотографиях видно, что в крыше кабины предусмотрены люки. Ввиду большой высоты машины под дверями кабины размещены две лестницы.

Помимо стандартного набора органов управления кабина оснащается рядом специального оборудования. Так, для упрощения вождения и улучшения обзора по периметру корпуса установлены шесть видеокамер, сигнал которых выводится на монитор в кабине. Для работы ночью в состав оборудования броневика включен тепловизор.

Вся кормовая часть корпуса отдана под размещение десантного отделения. Эта часть корпуса имеет V-образное «противоминное» днище и вертикальные борта. Днище корпуса при подрыве взрывного устройства должно деформироваться, поглощая часть энергии взрыва и тем самым снижая ее воздействие на экипаж и десант. Посадку и высадку предлагается выполнять через кормовую дверь. В крыше имеются несколько люков. Любопытной особенностью десантного отделения машины PMPV 6x6 является отсутствие остекления и оборудования для стрельбы из личного оружия. Таким образом, десантники во время движения располагаются внутри замкнутого защищенного объема, за счет чего достигается максимально возможный уровень защиты.

Проект бронеавтомобиля Protolab PMPV 6x6 MiSu (Финляндия)


Вдоль бортов десантного отделения располагаются десять кресел специальной конструкции, поглощающей часть энергии подрыва взрывного устройства. Кресла комплектуются т.н. пятиточечными ремнями, а также оснащены дугами защиты головы и другим оборудованием, предназначенным для защиты бойцов при езде и в ходе нештатных ситуаций. Также места для бойцов имеют крепления для перевозки оружия и разъемы для подзарядки радиоэлектронного оборудования.

Утверждается, что решения, направленные на повышение уровня защиты экипажа и десанта, используются не только в конструкции отдельных агрегатов. Применены некоторые идеи, связанные с общей компоновкой машины. Так, корпус броневика Protolab PMPV 6x6 не только имеет усиленное «противоминное» днище, но и вывешивается на специальных креплениях. Это в определенной мере улучшает условия для экипажа, а также снижает передачу энергии взрыва на корпус.

В текущей конфигурации перспективный финский бронеавтомобиль не оснащается каким-либо вооружением. Тем не менее, как следует из опубликованных данных, возможность установки оружия присутствует. Вероятно, броневик MiSu может нести боевые модули различных типов с пулеметным вооружением. Можно предположить, что в таком случае предпочтение будет отдаваться системам с дистанционным управлением.



Новый бронеавтомобиль уже прошел часть испытаний, что позволило определить его характеристики. Максимальная скорость машины на шоссе заявлена на уровне 110 км/ч. При передвижении по воде с помощью водометов броневик может разгоняться до 10-12 км/ч. Другие характеристики подвижности пока не публиковались.

К настоящему времени компания-разработчик опубликовала только самые основные сведения о своем новом проекте и некоторые цифры. Поэтому, в частности, пока остается неизвестным уровень защиты машины и некоторые другие параметры, прямо влияющие на ее боевую эффективность. Вероятно, полные технические характеристики броневика PMPV 6x6 будут опубликованы позже.

На данный момент существует один опытный образец броневика MiSu, который используется в различных испытаниях на полигоне. Еще два прототипа в неполной комплектации в ближайшем будущем будут отправлены в Великобритании, где проверят уровень защиты их бронекорпусов. Весной следующего года планируется построить еще один опытный броневик, который будет отличаться от существующих сейчас полным набором специального оборудования и фактически станет предсерийным образцом.

Компания Protolab Oy уже строит планы на будущее. В случае появления заказов на подобную технику серийное производство может стартовать примерно через год, к концу 2016-го. Имеющиеся производственные мощности позволят ей выпускать от 50 до 100 серийных машин в год. Серийный броневик PMPV 6x6 без специального оборудования и вооружения, по нынешним оценкам, будет стоить не более 500 тыс. евро. Установка дополнительного вооружения и оборудования, в свою очередь, приведет к некоторому удорожанию этой техники.



Новый проект бронеавтомобиля в первую очередь предназначается для экспортных поставок. Тем не менее, уже появились неподтвержденные данные, согласно которым военное ведомство Финляндии тоже проявляет интерес к перспективному броневику. Таким образом, в обозримом будущем могут появиться сразу несколько контрактов на поставку машин MiSu для армии Финляндии и вооруженных сил других стран. В случае с последними поставки, вероятно, будут вестись при содействии пока неназываемой скандинавской оборонной компании.

Уже отмечается, что закупка броневиков PMPV 6x6 Финляндией является одним из наиболее вероятных вариантов развития событий. Армия этого государства располагает достаточно большим количеством устаревших бронетранспортеров, которые нуждаются в замене. При этом, однако, покупка достаточного количества машин Patria AMV не представляется возможной по экономическим причинам. Броневик MiSu в таком случае оказывается разумным и оптимальным способом обновить парк бронетехники без неприемлемых затрат.

В настоящее время проект Protolab PMPV 6x6 находится на стадии испытаний первого опытного образца. Испытания с использованием этой и других машин будут продолжаться в течение нескольких следующих месяцев, после чего может начаться серийное производство. Утверждается, что при получении заказа серийное строительство броневиков может начаться уже в конце следующего года. Таким образом, один из самых интересных и амбициозных финских проектов последнего времени приближается к финалу и вскоре может поспособствовать обновлению парка техники некоторых государств. Тем не менее, для начала производства специалистам компании Protolab Oy предстоит завершить доводку своей новой машины и завоевать доверие потенциальных заказчиков.


По материалам сайтов:
http://protolab.fi/
http://uusisuomi.fi/
http://bmpd.livejournal.com/
http://defence-blog.com/
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. TIT
    +3
    26 ноября 2015 07:11
    внешний вид неоднозначен( просто я в шоке ) . но это ладно простительно за то , что на воде держится .

    не хватает фото десантного отделения в целом ( а не только чувака в братском свитере ) и кормовой двери . а пять же хотелось бы увидеть

    "по воде с помощью водометов броневик может разгоняться до 10-12 км/ч"
    1. +1
      26 ноября 2015 09:32
      Уродливое чудовище. Может конечно он по характеристикам круче танка, но внешность убогая.
      1. +1
        26 ноября 2015 15:21
        Вы хотите посадить пехотное отделение в консервную банку со словами - "Но зато он красивый..."
        1. TIT
          +1
          26 ноября 2015 15:48
          Цитата: Marssik
          "Но зато он красивый..."


          и ещё красивый и с пушкой ( только сухопутный, но так правильней )
  2. +2
    26 ноября 2015 07:29
    Похож на бронированный бензовоз по первому впечатлению. Спорное решение с дверями водительской кабины - сами дверцы маленькие, расположены высоко. Но это дело привычки, пусть заказчик мучается.
    А вот с системой охлаждения двигателя более интересный вопрос. Финляндия страна не жаркая, там можно обойтись минимальными усилиями по охлаждению. Но вот гипотетические экспортные варианты придется как-то адаптировать к местным условиям. Ежели это будут шведы, то еще ладно, а если нет?
    Был у меня коллега по работе, так он из Финляндии в Сочи притащил "Жука", еще того, старого. Представьте этот автомобиль с двигателем воздушного охлаждения, приспособленный для финских условий, в Сочи, летом, да еще и в движении по горам.
  3. +2
    26 ноября 2015 07:55
    Позади моторного отсека располагается двухместная кабина водителя


    На фото трёхместная кабина. Может только на опытном образце.
    Согласен с комментаторами - больше похож на бензовоз, и характеристик маловато
  4. TIT
    +1
    26 ноября 2015 08:35
    Цитата: sa-zz
    На фото трёхместная кабина


    ДА ВРОДЕ КАК ДВУХ
    видео по ссылкам
    http://areena.yle.fi/1-3168283

    http://www.mtv.fi/lifestyle/autot/artikkeli/video-kurkkaa-pomminkestavan-misu-va

    unun-ohjaamoon-tavoitteena-maailmanvalloitus/5551476

    по второй ссылке на эльбрус за берётся и между сосен может летать( задняя ось управдляемая ) , а не подлесок бампером расчещать , но вот винты пока просто бутафория
    1. TIT
      +1
      26 ноября 2015 08:43
      да и место водилы как то тесновато , вообщем общие впечатление снижаются

      о машине с 4.50

  5. aba
    +1
    26 ноября 2015 13:03
    Цитата: TIT
    по второй ссылке


    Может машина и интересная технически, но я вижу, что длинный капот и узкие лобовые стекла создают проблемы с обзорностью и думаю, что именно в этом причина, столь небольшой скорости передвижения в лесу.
  6. +1
    26 ноября 2015 13:30
    машина хороша! но вот смущает через мерно длинный нос.
    А в обще очень жаль что на вооружении Российской Армии подобных бронированных транспортных машин практически нет!
    1. 0
      27 ноября 2015 12:25
      Это не боевая машина, здесь защита от стрелкового оружия второстепенна, главное - защита от подрыва. Она нужна там, где шанс нарваться на фугас или мину много выше, чем попасть под обстрел (Южная Африка, например, поэтому в армии ЮАР таких машин полно).
  7. +1
    26 ноября 2015 16:03
    Незачетный пепелац, у тачки все бронелисты под 90 градусов к атакующим,если учесть, что они тонкие, то пули всю энергию будут расходовать при попадании в них, учитывая что сейчас в большом количестве появилось вооружение 50 калибра, в том числе снайперские винтовки, то шансов, что его не пробью даже на приличной дистанции вообще ни каких...
  8. +1
    26 ноября 2015 16:05
    У него независимые подвески или просто картер моста прикрыли?
  9. +1
    26 ноября 2015 18:08
    Несуразный капот похоже серьёзно ограничивает обзор и водиле надо быть акробатом, чтоб попасть в кабину, а это говорит о том, что у финских испытателей пепелаца глаз орла и сноровка обезьяны.
    1. +1
      26 ноября 2015 21:56
      на всех МРАПах кабина высоко и вы определитесь: или вы хотите выжить после подрыва на 10-15 кг фугасе или "легко" залезать в кабину
  10. 0
    26 ноября 2015 22:47
    Чем-то напоминает поделки украинской "оборонки". А вот водка "Финляндия" реально хороша :)
  11. 0
    27 ноября 2015 14:53
    andrew-z Цитата:
    на всех МРАПах кабина высоко и вы определитесь: или вы хотите выжить после подрыва на 10-15 кг фугасе или "легко" залезать в кабину

    Если вы хотите выжить, то лучше к подобным пепелацам и близко не подходить, что до всех МРАПов - обратите внимание на второе фото(похоже делали дверцу для хоббита) и сравните с МЗБА для людей, а не для хоббитов, c MOWAG Eagle IV или штатовским МЗБА MaxxProPlus, с нашими МЗБА.
  12. 0
    29 ноября 2015 21:54
    Машина интересная и , мне кажется, сделана на серийных гражданских агрегатах (двигатель, мосты, коробка). Что означает высокий ресурс и возможность свободного экспорта. Машина не боевая, для ВВ, пограничников и т.д. Я вообще не могу понять, почему мы к французам прицепились при Сердюкове? Финны делают замечательную БТР и другие системы.