Military Review

Anti-personnel mine POM-1

16
At the final stage of the Vietnam War, American forces began to use the latest BLU-42 / B anti-personnel mines. it weapon made it possible to carry out remote mining of the terrain using appropriate aviation systems and thereby hinder the movement of the enemy. Despite all the technical tricks of the developers, these mines eventually became trophies of the North Vietnamese troops, who soon handed them over to Soviet specialists. A few years later, a similar ammunition appeared in the arsenals of the Soviet engineering troops, intended for use for similar purposes.


The creation of a new Soviet mine involved the Scientific Research Engineering Institute. This organization for several decades has developed a number of types of mines of various classes and continues to deal with this topic until now. The project, which started in the seventies, received the designation POM-1 - "Anti-personnel fragmentation mine, the first." In this project, it was planned to apply some ideas, peeped in the project BLU-42 / B, as well as to develop them and introduce new proposals. The result was the emergence of domestic mines with relatively high efficiency.

Mina POM-1 received an original and non-standard construction for its time. Its main elements are two hemispherical halves of the body, inside and outside of which there are various parts, including the blasting system and target sensors. At the base of the hemispheres there is a slight thickening, with the help of which they are joined during assembly. In this case, the hemispheres are applied to each other, and the thickening is tightened with a metal tape. In addition, several curved protrusions are provided on the outer surface of the housing. There are also several holes: for target sensors, fuses and other parts.

Anti-personnel mine POM-1
Mina POM-1 in transport position. In the foreground is a spider holding anchors. Photo Russianarms.ru


The assembled POM-1 product has a maximum diameter of 80,4 mm and weighs on the order of 750 g. Such small dimensions make it possible to lay such mines tightly in existing remote mining containers and thereby increase the number of simultaneously installed ammunition.

When assembling, a special electrical equipment block is installed inside the body, made in the form of a cylindrical body with several protruding tubes. These tubes are installed in the corresponding holes in the housing and ensure the operation of various parts and mechanisms. The space between the cylindrical block and the spherical body is filled with explosive. POM-1 mines charge consists of TNT 100.

A pyrotechnic retarder, a hydromechanical long-distance cocking mechanism, a centrifugal fuse, a fuse, etc. are located inside the cylindrical body of the fuse device and its tubes. All this equipment ensures the proper operation of the mine after it is ejected from the cassette and after it falls to the ground.

Each of the corpus hemispheres has four holes used by the target sensor. As the latter, eight kapron threads of length 6 m are used, laid in compact skeins. One end of the thread is fixed in the case, at the second end special anchors are attached — weights of a cylindrical form with a plate of complex shape on the outer end. Anchors are located inside small tubular shafts with springs for ejection. In the transport position, the anchors are held by special curved X-shaped crosses, in the center of which the rod is attached. The latter, in turn, enters the central opening of the body hemisphere.


The scheme of mines. Figure A-popov.livejournal.com


Of particular consideration is the fuse, responsible for determining the impact on the mine and the undermining of the main charge. Mina POM-1 has no exhaust checks or other parts that are commonly used with a target tension sensor. On the contrary, it was proposed to carry out an explosion with a significant change in the position of the mine, caused by the tension of the thread.

The basis of the sensor of the target, installed inside the mine, is a dielectric plastic case, inside which there are two rings connected to the electrical system of the mine. Between the rings is a metal ball, which is put on another ring. Changing the position of the ball is perceived by the “brain” of the mine as a sign of the presence of the enemy. This produces an explosion.

Shortly after the basic POM-1, a modified POM-1С appeared, characterized by the presence of a self-liquidator. The latter, when the mines start, starts the countdown and undermines the charge after a specified period of time. The running time can be set from 1 to 40 hours.

POM-1 anti-personnel mines can only be installed using remote mining systems. Manual installation is not provided, which is associated with some features of the operation of the mechanisms of mines in the process of cocking and preparation for work. Mines POM-1 are installed using unified cassettes KCO-1, etc. products. Eight minutes are placed in such a cassette, after which it can be dropped from aircraft mining equipment or charged into ground launchers.


Mina in the cut. Photo Russianarms.ru


The number of mines ready for installation depends on the type of mining system used. For example, the BCM-1 helicopter mining complex incorporates an 4 container with 29 launchers for KSO-1 cassettes. Thus, one helicopter per flight can set up to 928 mines POM-1. The order of mining, the size of sites, etc. features of the helicopter are determined in accordance with the existing situation.

According to some reports, POM-1 mines can also be placed in aviation cargo containers. The KMGU product accommodates such mines as 192 and can be dropped by various types of aircraft. This method of mining was developed and possibly used in practice, but not in the governing documents.

During the installation of a minefield using mines POM-1, a helicopter or a land mining system throws mines into a predetermined section of the mine. At a certain height, the cassettes are opened, after which the mines freely fall to the ground, and their fusing devices are also cocked.

When the mine leaves the cassette, a special cord pulls a check from it. After that, the ammunition falls to the ground, rotating around its axis. The rotation is facilitated by curved protrusions on the outer surface of the housing. After removing the checks, the centrifugal fuse is unlocked and the pyrotechnic moderator is ignited. The retarder, burning out, frees the centrifugal fuse, which further does not allow the fuse to work and ensures the preparation of the mine to work.


Scheme of ammunition in the cut. Figure A-popov.livejournal.com


Releasing the centrifugal fuse unlocks the crosses, which fly to the sides and release eight target sensor anchors. With the help of springs and centrifugal force, the anchors fly apart and unwind the threads to their full length. In this form, the mine falls to the ground and stops rotating. Because the mine stops, the centrifugal fuse closes the contacts of the fuse circuit, after which the mine is ready to work. The complete process of preparing POM-1 mines for work takes no more than 90 s.

When dumped in KSO-1 cassettes, eight min POM-1 lie within a site up to 20 m long and 10 m wide. The length of the sensor threads of the target, the component 6 m, ensures complete overlap of this section and some nearby area. The complex random interweaving of a large number of threads (64 threads in the case of 8 mines from one cassette) ensures reliable overlapping of the mining zone and ensures that the enemy’s manpower that has fallen into it is defeated.

When the fuse is closed, the mine “remembers” the position of the rings and the fuse ball, and monitors its change. When exposed to one of the strands, the mine changes its position, as a result of which the ball shifts and the chains are closed or opened. When this is done undermining.

Mines POM-1 and POM-1С had a relatively small explosive charge - just 100 g. Targets are hit using a shock wave (at minimum distances) and a large number of hull fragments. The radius of a continuous lesion is 4 m. With increasing distances, the slaughter effect of the fragments can be reduced.

Anti-personnel mines of the POM-1 family have a limited service life. The operation of the electrical systems of the ammunition is provided by a small electric battery mounted in an explosive device. The battery charge is enough to work for 15 days. In the case of POM-1C mine, the maximum operating time is set by the self-liquidator and does not exceed 40 hours. Thus, the self-destruction of mines occurs a few days before the development of battery power.


Fuse position sensor circuit. In the background, the initial position, in the front - before the explosion. Figure Popmech.ru


POM-1 products are not equipped with special devices that impede their removal or neutralization. In addition, their design does not provide for the possibility of such procedures. It should also be noted that such anti-personnel mines are a great danger during mine clearance. The mines scattered by the system of remote mining are distributed over a relatively large area, and also cover it with their own threads. As a result, the search and destruction of mines is becoming very difficult.

Detection of mines with the use of metal detectors or probes is almost impossible due to the filaments ejected by them, hooking which can cause the detonation of one or several ammunition. Other methods of neutralization also can not provide the required efficiency and safety. Passages in the fields with POM-1 mines can be made using elongated charges or by passing armored vehicles with a sufficient level of protection.

The full-scale production of POM-1 and POM-1C mines started in the second half of the seventies and lasted until about the mid-eighties. During testing and operation of these munitions showed interesting characteristics, but not without problems. Mines POM-1 had a number of characteristic flaws, which eventually led to the rejection of their use.

The main problem of the POM-1 product was a relatively small explosive charge. Mina, equipped with 100 g of TNT, has efficiency at the level of hand grenades and is seriously inferior to other products of this class. It should be noted that this disadvantage can be compensated for by the high density of mining and the theoretical possibility of simultaneous undermining of several minutes when grazing their threads with overlapping affected areas.


Reset crosses, throwing anchors and threads. Figure Popmech.ru


The second problem is insufficient life and high requirements for storage conditions. To preserve the required characteristics, POM-1 mines should not be kept cold, which may require heated warehouses. Even under ideal conditions, over time, batteries are self-discharging, the replacement of which is not foreseen. Because of this, the storage period of anti-personnel mines does not exceed 5 years, but in practice it can be much less.

Another disadvantage of POM-1 mines is associated with the applied sensor with a closed circuit and a set of threads. On their threads, mines can hang on trees, shrubs, or tall grass and in this position go into a firing position. In this case, the wind, swinging branches or grass, can displace the mine too much and provoke its detonation. Loose snow was also not the best surface for the installation of anti-personnel mines. Driving under the weight of the ammunition, snow can cause it to explode.

The creation of POM-1 and POM-1C mines made it possible to quickly equip engineering troops with new anti-personnel ammunition with acceptable combat characteristics. At the same time, however, these mines could not be called perfect, because they had a number of characteristic shortcomings that hampered storage and operation. However, these shortcomings could not close the way for the mines to the troops, and these products went into series.

Serial production of POM-1 mines continued until the mid-eighties, after which it was stopped. For some reason, the production of such ammunition was smaller in comparison with other anti-personnel mines. The shutdown of production, as well as the technical features of electrical systems eventually led to the fact that a large number of POM-1 and POM-1С mines, which are unserviceable due to the discharge of batteries, can still be stored in warehouses. Their use, for obvious reasons, is not possible.


On the materials of the sites:
http://saper.etel.ru/
http://eragun.org/
http://saperka.ru/
http://oaoniii.ru/
http://lexpev.nl/
http://a-popov.livejournal.com/
Author:
16 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Griboedoff
    Griboedoff 26 November 2015 06: 50 New
    -5
    Yeah, democratizers were not shy about the most savage ways ... Bright ideals justify any atrocity :(
    1. Wedmak
      Wedmak 26 November 2015 07: 14 New
      +6
      Well, actually this is a Soviet mine.
      1. Lapkonium
        Lapkonium 26 November 2015 16: 46 New
        +2
        Quote: Wedmak
        Well, actually this is a Soviet mine.

        Copy of american.
  2. Wedmak
    Wedmak 26 November 2015 07: 16 New
    +2
    Yeah .. and now there is POM-3. The trick is increased by an order of magnitude, as is the ease of use. Pull out the check, throw it to the ground. Then she will do everything herself.
    1. Bolhevik
      Bolhevik 26 November 2015 19: 31 New
      0
      Are they really set up like that? After reading about the undermining at any change of position,
      it’s scary to even think about how to pull out a check.
    2. sub307
      sub307 27 November 2015 13: 47 New
      0
      There is such a “thing” - the “medallion” is also called.
      Innovative ammunition combines all the advantages of its predecessors and is free from their shortcomings.
      The mine received the name “medallion” because of the shape of the damaging elements. They are similar to the Japanese "star" shuriken or gear ring, the teeth of which, after triggering, fly apart in different directions, while rotating around the center of mass, which ensures a more effective defeat of the enemy. At the same time, the level of scattering of elements outside the zone (for example, at POM-1, most of the fragments went into the ground) is minimized.
      POM-3 does not need any extensions or wires. The new mine, like the previous samples, is equipped with a proximity fuse triggered by a seismic sensor. The latter shoots into the ground under ammunition so as not to create unmasking signs. The mine is designed for remote installation, that is, you can not place it manually, but only using special equipment.
      The most important feature of the “Medallion” is the microchip responsible for all the work - the electronic “brain”. It is he who provides protection against false positives (for example, with the widely used method in Afghanistan with animals), and also prevents unauthorized neutralization. "
    3. The comment was deleted.
  3. inkass_98
    inkass_98 26 November 2015 07: 54 New
    +2
    A terrible thing, but effective.
  4. Waltasar
    Waltasar 26 November 2015 08: 16 New
    0
    The first time I heard about such an original solution. If we use a current source activated at the moment of setting (a simplified analogue used in needles), then there will be no storage problems.
    1. vadimtt
      vadimtt 26 November 2015 09: 08 New
      +6
      There is a thermochemical element in the needles; it does not work for very long (until the melt crystallizes, it is much less than the required 40 hours), and if the enemy has a thermal imager, then all the mines in it will glow like sparklers :)

      PS: POM-3 is almost a masterpiece (we will leave the masterpiece for POM-4,5,6, etc.)
    2. Thronekeeper
      Thronekeeper 26 November 2015 18: 37 New
      0
      In MANPADS, as in RVV and most products from 45 to 150 kg, the “power source” is the PAD — a pressure powder accumulator operating on a generator. Unmasks, overheats, works for a very short time. It requires a battery and a transformer to the load so that not the missile’s flight period is supported by its network, but nth time. By mass - comparable, by reliability - it is necessary to change the batteries :-) And thermochemistry - not seriously either in terms of power or time.
  5. Klos
    Klos 26 November 2015 13: 08 New
    0
    What is known about the combat use of this mine?
  6. bionik
    bionik 26 November 2015 14: 45 New
    +2
    At the final stage of the Vietnam War, US troops began to use the latest anti-personnel mines BLU-42 / BThe Germans used cluster bombs with might and main. German aircraft technician prepares a cluster bomb for the Fokke-Wulf Fw 190F fighter-bomber.
  7. volan
    volan 26 November 2015 17: 22 New
    +3
    Near the town of Snow, dill was scattered.
  8. m262
    m262 26 November 2015 21: 43 New
    0
    http://masterok.livejournal.com/2641929.html
    The article is completely taken from this resource!
  9. kumaxa
    kumaxa 27 November 2015 06: 01 New
    +1
    thing! good but selective in TM I read that in vietnam people were fishing enti mines with a six meter bamboo pole. that is, a fishing rod. the zone of defeat for these infernal apples is not large.
  10. Sasha75
    Sasha75 28 November 2015 06: 05 New
    +1
    Our defective 82mm mines were also used during World War II, collected in containers and worked worse.

Противопехотная мина ПОМ-1

На заключительном этапе Вьетнамской войны американские войска начали использовать новейшие противопехотные мины BLU-42/B. Это оружие позволяло выполнять дистанционное минирование местности с использованием соответствующих авиационных систем и тем самым затруднять передвижения противника. Несмотря на все технические ухищрения разработчиков, эти мины в итоге стали трофеями северовьетнамских войск, которые вскоре передали их советским специалистам. Через несколько лет в арсеналах советских инженерных войск появился аналогичный боеприпас, предназначенный для использования в схожих целях.

Созданием новой советской мины занимался Научно-исследовательский инженерный институт. Эта организация за несколько десятилетий разработала ряд типов мин различных классов и продолжает заниматься этой тематикой до сих пор. Проект, стартовавший в семидесятых годах, получил обозначение ПОМ-1 – «Противопехотная осколочная мина, первая». В этом проекте планировалось применить некоторые идеи, подсмотренные в проекте BLU-42/B, а также развить их и внедрить новые предложения. Результатом этого стало появление отечественной мины со сравнительно высокой эффективностью.

Мина ПОМ-1 получила оригинальную и нестандартную для своего времени конструкцию. Основными ее элементами являются две полусферические половины корпуса, внутри и снаружи которых располагаются различные детали, включая систему подрыва и датчики цели. В основании полусфер имеется небольшое утолщение, при помощи которого они соединяются при сборке. При этом полусферы прикладываются друг к другу, а утолщение стягивается металлической лентой. Кроме того, на внешней поверхности корпуса предусматриваются несколько изогнутых выступов. Также имеются несколько отверстий: для датчиков цели, взрывателя и других деталей.


Противопехотная мина ПОМ-1
Мина ПОМ-1 в транспортном положении. На переднем плане крестовина, удерживающая якоря. Фото Russianarms.ru


В собранном виде изделие ПОМ-1 имеет максимальный диаметр 80,4 мм и весит порядка 750 г. Столь малые габариты позволяют плотно укладывать подобные мины в существующие контейнеры дистанционного минирования и тем самым увеличивают количество одновременно устанавливаемых боеприпасов.

Внутри корпуса при сборке устанавливается блок специального электрического оборудования, выполненный в виде цилиндрического корпуса с несколькими выступающими трубками. Эти трубки устанавливаются в соответствующие отверстия корпуса и обеспечивают работу различных деталей и механизмов. Пространство между цилиндрическим блоком и сферическим корпусом заполняется взрывчатым веществом. Заряд мины ПОМ-1 состоит из 100 г тротила.

Внутри цилиндрического корпуса взрывательного устройства и его трубок располагаются пиротехнический замедлитель, гидромеханический механизм дальнего взведения, центробежный предохранитель, взрыватель и т.д. Все это оборудование обеспечивает правильную работу мины после выброса из кассеты и после падения на землю.

Каждая из полусфер корпуса имеет четыре отверстия, используемые датчиком цели. В качестве последнего используются восемь капроновых нитей длиной по 6 м, уложенных в компактные мотки. Одним концом нити закрепляются в корпусе, на втором конце крепятся специальные якоря-грузы цилиндрической формы с пластинкой сложной формы на внешнем торце. Якоря располагаются внутри небольших трубчатых шахт с пружинами для выброса. В транспортном положении якоря удерживаются специальными изогнутыми Х-образными крестовинами, в центре которых крепится шток. Последний, в свою очередь, входит в центральное отверстие полусферы корпуса.

Противопехотная мина ПОМ-1
Схема мины. Рисунок A-popov.livejournal.com


Особого рассмотрения стоит взрыватель, отвечающий за определение воздействия на мину и подрыв основного заряда. Мина ПОМ-1 не имеет никаких вытяжных чек или других деталей, которые обычно применяются с натяжным датчиком цели. Наоборот, подрыв предлагалось производить при значительном изменении положения мины, вызываемом натяжением нити.

Основой датчика цели, установленного внутри мины, является диэлектрический пластиковый корпус, внутри которого располагаются два кольца, соединенные с электросистемой мины. Между кольцами находится металлический шарик, на который надето еще одно кольцо. Изменение положения шара воспринимается «мозгом» мины как признак присутствия противника. При этом производится взрыв.

Вскоре после базовой ПОМ-1 появилась модифицированная ПОМ-1С, отличающаяся наличием самоликвидатора. Последний при начале работы мины начинает отсчет времени и подрывает заряд через заданный промежуток времени. Время работы может устанавливаться в пределах от 1 до 40 часов.

Противопехотные мины ПОМ-1 могут устанавливаться только при помощи дистанционных систем минирования. Установка вручную не предусматривается, что связано с некоторыми особенностями работы механизмов мины в процессе взведения и подготовки к работе. Мины ПОМ-1 устанавливаются при помощи унифицированных кассет КСО-1 и т.п. изделий. В такую кассету помещается восемь мин, после чего ее можно сбрасывать с авиационных средств минирования или заряжать в наземные пусковые установки.

Противопехотная мина ПОМ-1
Мина в разрезе. Фото Russianarms.ru


Количество мин, готовых к установке, зависит от типа применяемой системы минирования. К примеру, вертолетный комплекс минирования ВСМ-1 имеет в своем составе 4 контейнера с 29 пусковыми устройствами для кассет КСО-1. Таким образом, один вертолет за рейс может установить до 928 мин ПОМ-1. Порядок минирования, размеры участков и т.д. особенности работы вертолета определяются в соответствии с существующей обстановкой.

По некоторым данным, мины ПОМ-1 так же могут укладываться в авиационные контейнеры мелких грузов. Изделие КМГУ вмещает 192 такие мины и может сбрасываться самолетами различных типов. Подобный способ минирования отрабатывался и, возможно, использовался на практике, однако отсутствует в руководящих документах.

В ходе установки минного заграждения с помощью мин ПОМ-1 вертолет или наземная система минирования выбрасывает на заданный участок кассеты с минами. На определенной высоте кассеты раскрываются, после чего мины свободно падают на землю, а также производится взведение их взрывательных устройств.

При выходе мины из кассеты специальный шнур извлекает из нее чеку. После этого боеприпас падает на землю, вращаясь вокруг своей оси. Вращению способствуют изогнутые выступы на внешней поверхности корпуса. После извлечения чеки происходит разблокировка центробежного предохранителя и воспламенение пиротехнического замедлителя. Замедлитель, выгорая, освобождает центробежный предохранитель, который в дальнейшем не позволяет сработать взрывателю и обеспечивает подготовку мины к работе.

Противопехотная мина ПОМ-1
Схема боеприпаса в разрезе. Рисунок A-popov.livejournal.com


Освобождение центробежного предохранителя приводит к разблокировке крестовин, которые вылетают в стороны и освобождают восемь якорей датчиков цели. При помощи пружин и центробежной силы якоря разлетаются в стороны и разматывают нити на полную длину. В таком виде мина падает на землю и прекращает вращаться. Из-за остановки мины центробежный предохранитель замыкает контакты цепи взрывателя, после чего мина готова к работе. Полный процесс подготовки мины ПОМ-1 к работе занимает не более 90 с.

При сбросе в кассетах КСО-1 восемь мин ПОМ-1 ложатся в пределах участка длиной до 20 м и шириной 10 м. Длина нитей датчиков цели, составляющая 6 м, обеспечивает полное перекрытие этого участка и некоторой близлежащей площади. Сложное случайное переплетение большого числа нитей (64 нити в случае с 8 минами из одной кассеты) обеспечивает надежное перекрытие зоны минирования и позволяет гарантировать поражение живой силы противника, попавшей в нее.

При замыкании цепи взрывателя мина «запоминает» положение колец и шарика взрывателя, и следит за его изменением. При воздействии на одну из нитей мина изменяет свое положение, вследствие чего смещается шарик и происходит замыкание или размыкание цепей. При этом производится подрыв.

Мины ПОМ-1 и ПОМ-1С имели сравнительно небольшой заряд взрывчатого вещества – всего 100 г. Поражение целей производится при помощи ударной волны (на минимальных расстояниях) и большим количеством осколков корпуса. Радиус сплошного поражения составляет 4 м. При увеличении расстояний убойное действие осколков может сокращаться.

Противопехотные мины семейства ПОМ-1 имеют ограниченный срок работы. Работа электрических систем боеприпаса обеспечивается небольшой электрической батареей, смонтированной во взрывательном устройстве. Заряда батареи хватает для работы в течение 15 суток. В случае с миной ПОМ-1С максимальное время работы задается самоликвидатором и не превышает 40 часов. Таким образом, самоликвидация мины происходит за несколько суток до выработки заряда батареи.

Противопехотная мина ПОМ-1
Схема датчика положения взрывателя. На заднем плане исходно положение, на переднем - перед взрывом. Рисунок Popmech.ru


Изделия ПОМ-1 не оснащаются специальными устройствами, затрудняющими их извлечение или обезвреживания. Кроме того, их конструкция не предусматривает возможность проведения подобных процедур. Также следует отметить, что подобные противопехотные мины представляют большую опасность при разминировании. Разбрасываемые системой дистанционного минирования мины распределяются по сравнительно большой площади, а также покрывают ее своими нитями. В результате поиск и уничтожение мин становятся весьма сложным делом.

Обнаружение мин с использованием металлоискателей или щупов почти невозможно из-за выбрасываемых ими нитей, зацепив которые можно вызвать подрыв одного или нескольких боеприпасов. Другие способы обезвреживания так же не могут обеспечить требуемую эффективность и безопасность. Проходы в полях с минами ПОМ-1 могут проделываться при помощи удлиненных зарядов или проездом бронетехники с достаточным уровнем защиты.

Полномасштабное производство мин ПОМ-1 и ПОМ-1С стартовало во второй половине семидесятых годов и продолжалось примерно до середины восьмидесятых. В ходе испытаний и эксплуатации эти боеприпасы показали интересные характеристики, однако не обошлось без проблем. Мины ПОМ-1 имели ряд характерных недостатков, которые в итоге привели к отказу от их применения.

Главная проблема изделия ПОМ-1 заключалась в сравнительно малом заряде взрывчатого вещества. Мина, оснащенная 100 г тротила, имеет эффективность на уровне ручных гранат и серьезно уступает другим изделиям этого класса. Следует отметить, этот недостаток может компенсироваться высокой плотностью минирования и теоретической возможностью одновременного подрыва нескольких мин при задевании их нитей с перекрытием зон поражения.

Противопехотная мина ПОМ-1
Сброс крестовин, выброс якорей и нитей. Рисунок Popmech.ru


Вторая проблема – недостаточный срок эксплуатации и высокие требования к условиям хранения. Для сохранения требуемых характеристик мины ПОМ-1 не должны храниться в холоде, из-за чего могут требоваться отапливаемые склады. Даже в идеальных условиях со временем происходит саморазряд батарей, замена которых не предусмотрена. Из-за этого срок хранения противопехотных мин не превышает 5 лет, однако на практике может быть значительно меньше.

Еще один недостаток мины ПОМ-1 связан с примененным датчиком цели с замыкаемой цепью и набором нитей. На своих нитях мины могут повисать на деревьях, кустарниках или высокой траве и в таком положении переходить в боевое положение. В таком случае ветер, качающий ветки или траву, может слишком сильно сместить мину и спровоцировать ее подрыв. Рыхлый снег так же не был самой лучшей поверхностью для установки противопехотных мин. Проминаясь под весом боеприпаса, снег может спровоцировать его подрыв.

Создание мин ПОМ-1 и ПОМ-1С позволило достаточно быстро оснастить инженерные войска новыми противопехотными боеприпасами с приемлемыми боевыми характеристиками. При этом, однако, эти мины нельзя было назвать совершенными, поскольку они имели ряд характерных недостатков, затруднявших хранение и эксплуатацию. Тем не менее, эти недостатки не смогли закрыть минам дорогу в войска, и эти изделия пошли в серию.

Серийное производство мин ПОМ-1 продолжалось до середины восьмидесятых годов, после чего было остановлено. В силу некоторых причин производство подобных боеприпасов имело меньшие масштабы в сравнении с другими противопехотными минами. Остановка производства, а также технические особенности электрических систем в итоге привели к тому, что на складах до сих пор может храниться большое количество мин ПОМ-1 и ПОМ-1С, непригодных к эксплуатации из-за разрядки батарей. Их применение, по понятным причинам, не представляется возможным.


По материалам сайтов:
http://saper.etel.ru/
http://eragun.org/
http://saperka.ru/
http://oaoniii.ru/
http://lexpev.nl/
http://a-popov.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. Грибоедофф 26 ноября 2015 06:50
    Да уж, демократизаторы не стеснялись самых изуверских способов... Светлые идеалы оправдывают любое зверство :(
    1. Wedmak 26 ноября 2015 07:14
      Ну, вообще-то это советская мина.
      1. Lapkonium 26 ноября 2015 16:46
        Цитата: Wedmak
        Ну, вообще-то это советская мина.

        Копия американской.
  2. Wedmak 26 ноября 2015 07:16
    Даа.. а теперь есть ПОМ-3. Хитрость увеличена на порядок,как и простота применения. Выдернуть чеку, кинуть на землю. Дальше все сделает сама.
    1. Bolhevik 26 ноября 2015 19:31
      Неужели их так и устанавливают? После прочитанного о подрыве при любой смене положения,
      страшно даже подумать как чеку вытаскивать.
    2. sub307 27 ноября 2015 13:47
      Есть такая "штука" - "медальон" ещё называеться.
      Инновационный боеприпас сочетает в себе все преимущества предшественников и избавлен от их недостатков.
      Название «медальон» мина получила из-за формы поражающих элементов. Они представляют собой похожие на японскую «звездочку» сюрикэн или шестеренку кольца, зубья которых после срабатывания разлетаются в разные стороны, при этом вращаясь вокруг центра масс, что обеспечивает более эффективное поражение противника. При этом уровень разлета элементов вне зоны (например, у ПОМ-1 большая часть осколков уходила в землю) сведен к минимуму.
      ПОМ-3 не нужны ни растяжки, ни провода. Новая мина, как и предыдущие образцы, оснащается бесконтактным взрывателем, срабатывающим от сейсмического датчика. Последний выстреливает в грунт под боеприпасом так, чтобы не создавать демаскирующих признаков. Мина предназначена для дистанционной установки, то есть размещать ее можно не вручную, а только с помощью специальной техники.
      Самой главной особенностью «Медальона» является отвечающий за всю работу микрочип – электронный «мозг». Именно он обеспечивает защиту от ложных срабатываний (например, при широко использовавшемся в Афганистане способе с животными), а также препятствует несанкционированному обезвреживанию".
    3. Комментарий был удален.
  3. inkass_98 26 ноября 2015 07:54
    Страшная штука, но эффективная.
  4. Waltasar 26 ноября 2015 08:16
    Первый раз о такой слышу, оригинальное решение. Если в ней применить источник тока, активируемый в момент постановки (упрощённый аналог применяемого в иглах), то и проблем с хранением не будет.
    1. vadimtt 26 ноября 2015 09:08
      В иглах термохимический элемент, он работает очень недолго (пока не кристаллизуется расплав, это сильно меньше нужных 40 часов), да и если у противника есть тепловизор то все мины будут в нем светиться как бенгальские огни :)

      ПС: ПОМ-3 это почти шедевр (шедевр оставим для ПОМ-4,5,6 и тд)
    2. Thronekeeper 26 ноября 2015 18:37
      В ПЗРК, как и в РВВ и большинсте изделий от 45 до 150кг - "источник питания" - это ПАД - пороховой аккумулятор давления, работающий на генератор. Демаскирует, перегревает, очень недолго работает. Требует аккумулятора и трансформатора в нагрузку чтоб не срок полёта ракеты её сеть поддерживать, а эн-ное время. По массе - сопоставимо, по надёжности - надо батарейки менять:-) А терхимия - несерьёзно ни по мощности ни по времени.
  5. Klos 26 ноября 2015 13:08
    Что известно о боевом применении этой мины?
  6. bionik 26 ноября 2015 14:45
    На заключительном этапе Вьетнамской войны американские войска начали использовать новейшие противопехотные мины BLU-42/BКассетные бомбы вовсю ещё немцы использовали. Немецкий авиатехник готовит кассетную бомбу для истребителя-бомбардировщика Фокке-Вульф Fw 190F.
  7. volan 26 ноября 2015 17:22
    Под г.Снежное укропы такое рассыпали.
  8. m262 26 ноября 2015 21:43
    http://masterok.livejournal.com/2641929.html
    Статья полностью взята с этого ресурса!
  9. kumaxa 27 ноября 2015 06:01
    штука ! хорошая но изберательная в ТМ читал что во вьтнаме народ выуживал енти мины шести метровым бамбуковым шестом .т.е удилищем .зона поражения у этих адских яблок не велика .
  10. саша75 28 ноября 2015 06:05
    Наши во время ВОВ бракованные 82мм мины также использовали, собирали в контейнеры и не хуже работали.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня