Military Review

The family of anti-personnel fragmentation mines POM-2 "Edema"

13
The POM-1 anti-personnel fragmentation mine allowed to solve a number of problems associated with the creation of minefields, but was not without serious flaws that complicated its operation. For this reason, it was decided to develop a new ammunition of a similar purpose, which does not have such problems and is able to solve the tasks. The result of the new project was the mine POM-2 "Edema".


As POM-1, "Anti-personnel fragmentation mine, the second" was developed by the Research Engineering Institute. This time, Soviet specialists did not take into account foreign experience, but used their own ideas and built a project solely on them. The new project planned to create a promising anti-personnel mine with sufficient power, as well as the possibility of installation on different surfaces using remote mining systems. In addition, it was planned to remove parts from the equipment, due to which the previous POM-1 had a limited service life.

Mina POM-2 "Edema" is intended for installation using automated systems, which affected the composition of its equipment and layout. In the transport position, this product is located inside a special metal cup with a set of parts for proper descent to the ground and subsequent installation. In the transport position, the mine has a diameter of the order of 6,5 cm and a height of about 18 cm. The total weight of the product is 1,6 kg. The dimensions and weight of the Edema mine were determined in accordance with the requirements of existing remote mining systems.


Mina POM-2 in a combat position. Wikimedia Commons Photos


The ejection device glass is a cylinder open at one end, in which there is a pyrotechnic ejector and a brake parachute stabilizer. The latter is a metal base with six kapron ribbons 440 mm long. The task of the stabilizer is to brake the mine when it falls, and also to ensure the correct position when falling on the ground. The glass is also equipped with two separate lids.

Inside the glass is the mine itself. It has a cylindrical body of lesser height, equipped with an explosive charge, a fuse and an installation device. The latter consists of six spring-loaded legs, made in the form of curved plates with perforations. When released from the glass, they decompose and lead the mine body to a vertical position, ensuring optimal distribution of the fragments when the main charge is detonated.

The body of the mine is a fragmentation shirt, when crushing which produces a large number of damaging elements. In the upper part of the body there is a fuse and target sensors with their ejection system. As part of the latter there is a special unit to be shot, as well as four anchors with threads.

The family of anti-personnel fragmentation mines POM-2 "Edema"
POM-2 mine scheme. Top glass (left) and mine without him (right). In the center - mine in a combat position. Figure Saperka.ru


An important feature of POM-2 mines is the architecture of the fuse and self-destruct. In their design there are no electrical components, so that the shelf life and combat work, in comparison with POM-1, increase several times. The VP-09C fuse has a mechanical design, the self-destruct is hydromechanical. Both of these mechanisms can work stably under different conditions, although some of their parameters directly depend on the surrounding conditions.

Having a relatively small size, the mine POM-2 is equipped with a charge of weight 140 g and surpasses its predecessor in this parameter. This fact, as well as other design features provide superiority and other characteristics, as well as overall combat effectiveness.

The Edema anti-personnel mines of the first version were not intended for manual installation. Minefield creation using this weapons produced using cassettes and appropriate triggering devices. POM-2 mines are placed in KPOM-2 cassettes, four in each. Cassettes, in turn, can be loaded into launchers aviation (VSM-1) or land-based (UZM) remote mining systems. These devices are responsible for the release of mines with their subsequent installation.


Mine cut. Figure Saperka.ru


The parameters of a minefield set with the help of remote mining tools depend on a number of factors, primarily on the number of cassettes and the speed of movement of the minelayer. Thus, a minelayer of the type UMZ on a wheeled chassis, equipped with special launchers, is able to install a minefield with a length along the front up to 5 km with a depth of up to 60-140 m. At the same time, it is possible to install a two-lane field. The creation of such a barrier takes 720 min type edema.

A helicopter or a landlayer emit POM-2 mines in the KPOM-2 cassette. At a given height, the cassette opens and throws mines. Immediately after leaving the cassette, the glass of the mine drops one of the lids, which leads to the release of the ribbon stabilizer. Six kapron ribbons ensure the mines descend along a trajectory close to the vertical, and also reduce the speed of its fall. According to available data, the Edema product maintains its performance when falling on the ground at speeds up to 60 m / s.

With the help of a stabilizer mine falls to the ground and is in a vertical or horizontal position. In the event of a fall, a pyrotechnic moderator ignites, which “counts” 50 from and gives the command to reset the glass. Separate powder expelling charge pushes a mine from a glass and throws them away from each other. When this occurs, the ignition of the second moderator, which is designed for 3-4 with. After it burns out, the mine drops another lid, as a result of which the feet of the installation device are released.

Under the action of the springs, the legs open and occupy a horizontal position, raising the mine body in a vertical position. In this position, the mine remains until the moment of operation or self-destruction. Through 1,5-2, after lifting to a vertical position, target target anchors are shot. For this, the powder charge ejects a special block of complex shape, on which four anchors are fixed. Climbing up on 0,5 m above the mine, the unit shoots and scatters anchors that stretch 10-meter threads.


Layout mines, imitating weapons in the process of cocking. So, the block of anchors is not reset yet. Frame from "Military Acceptance" channel "Star"


The threads at one end are connected to the anchors. Their other ends are mounted on two fuse pins that perform the function of a target sensor. When tensioning one of the threads with a force of the order of 0,3 kg, the probe pin shifts, after which the fuse detonates the main charge. Under the impact of the energy of the explosion, the body of the mine is crushed into a large number of fragments, ensuring a continuous defeat of manpower within a radius of 6-8 m (according to other data, up to 15-16 m).

Mina POM-2 is equipped with a hydromechanical self-destruction mechanism, which, depending on the surrounding conditions, provides self-sabotage in the interval from 4 to 100 hours from the moment of installation. The countdown to elimination begins after the scatter of anchors with threads.

POM-2 "Edema" anti-personnel mines have a fairly high efficiency and are superior to the previous POM-1 in this parameter. Effective application is provided due to the increased charge and the optimized form of the case splitting into fragments. The cylindrical shape of the hull, in contrast to the spherical, directs most of the fragments away from the mine, and the number of destructive elements falling into the ground or flying vertically upwards is significantly reduced.


The head of the training mines in the combat position. Frame from "Military Acceptance" channel "Star"


In the design of the "Oteka" there are no devices that impede the disposal of these weapons, however, the mine is considered to be non-neutralizable. Detection of such a munition is extremely difficult, especially given the fact that mines are placed in groups on large sections of the terrain. During installation, mines are scattered in different directions the threads of the target sensor with high sensitivity. The threads form a dense network, and can also intertwine with each other, which is why movement along a minefield becomes impossible: any careless step can lead to the disruption of at least one mine. In addition, in some situations it is not excluded the simultaneous detonation of several ammunition, which leads to an increase in the affected area.

Due to the sensitive sensor of the target and long threads, minefield clearance based on POM-2 mines is possible only with the use of elongated charges or by repeated travel on armored vehicles with an appropriate level of protection. Mine clearance by other means is inappropriate or deadly.

One of the main differences of POM-2 mines from the previous POM-1 is the absence of any sources of electrical energy and electrical components. All processes of preparation for work and undermining are carried out at the expense of powder charges, tension energy of threads, etc. Due to this, the edema warranty period of storage of mines reaches 10 years - twice as much as POM-1 has in ideal conditions. Recall that POM-1 was required to be stored under certain conditions, in particular, a warm storage room was required. Otherwise, the self-discharge of batteries could be accelerated, reducing the shelf life of ammunition.


Mina POM-2P in parsing. From left to right: glass, lids (above), mine and URP device. Photo Sniper-weapon.ru


In the nineties, a new modification of the Edema mine was developed called POM-2Р. The letter "P" means "Manual." The main objective of the new project was to ensure the installation of mines manually. This method of installation is not very efficient, but in some cases, a mine of POM-2 with similar capabilities may be useful for solving some specific tasks, primarily for organizing small minefields, for example, along the line of enemy fighters.

Mina POM-2P is a slightly revised POM-2. The main difference is the absence of a stabilizer and the design of the glass, modified accordingly. In addition, the "manual" mine should be used in conjunction with a special device URP, ensuring its installation without the use of automated tools.

The product URP is a plastic cup with four slots on the walls, on the bottom of which there is a school mechanism. The design of the latter provides a primer-igniter, a drummer, a mainspring and some other details.


The location of the "manual" mines and the URP in the capping. Photo by Grossfater-m.livejournal.com


Before installing the POM-2P mines, you should put the EWS device on it. For the best fixing on the plastic case the metal ring is provided. After that, the cap nut is removed and the nylon thread is pulled out, then the mine is placed in the right place. The position of the mine does not matter, since it is equipped with an installation device. If necessary, POM-2Р mines with the EWS devices can be installed on the move or from a moving vehicle. In this case, they can simply throw on the ground after removing the thread. All other operations for preparation for work are carried out automatically.

Removing the thread leads to the unblocking of the drummer, which hits the primer-igniter cap and starts the mechanisms of mine laying. After the corresponding moderator burns out, the mines are shot from the glass and the URP device is reset. After that, the mine spreads the legs, rises in a vertical position and scatters the target sensor threads. In this regard, POM-2 and POM-2Р are not different from each other.

"Manual" mines are supplied in foam capping, each of which contains four ammunition and the same number of URP devices. In this form, the weapon is referred to as the "Anti-personnel set of manual mining KRM-P."

The POM-2P anti-personnel mine can be produced in several versions with different characteristics. Thus, the POM-2P1 product is distinguished by its increased to 120 with the time of its transition into a combat position, and POM-2РBS and POM-2РХNUMXБС are versions of POM-1Р and POM-2Р2 without self-destructing. At the same time, the preparation time for work corresponds to the basic modifications.


Mina on the position. The four threads of the target sensor are visible. Frame from "Military Acceptance" channel "Star"


Within the framework of the “Edema” family, several training mines with different composition of components were created. Product UI-POM-2-1 differs from a mine in the absence of a primer-detonator and detonator. Mina UI-POM-2-2 has pyrotechnic elements, but is not equipped with a main charge, and UI-POM-2-3 instead of TNT carries a smoke charge and has holes in the body. Such an ammunition reports about its triggering with thick smoke.

A practical product UI-POM-2Р, a mine with a smoke charge UI-POM-2РД and an inert UI-POM-2РДП with elements of pyrotechnics are offered for training in the use of "manual" mines. For obvious reasons, all training modifications are not equipped with a self-liquidator.

Anti-personnel fragmentation mines of the POM-2 family over the past few decades are in service with the Russian army and are actively used by engineers. This weapon is rated as one of the best domestic systems in its class, since it differs favorably from its predecessors by its ease of installation and high combat qualities. In addition, there are a number of critical advantages over POM-1 mine, similar to POM-2 with some features.

According to some reports, POM-2 mines still remain in mass production and are being delivered to the troops. Simultaneously, the Research Institute of Engineering is working on the development of anti-personnel weapons. Not so long ago it became known about the existence of a new project POM-3 "Medallion", which uses some of the developments on the "Edema". Moreover, the development of mine weapons continues. In the foreseeable future, new models of such weapons with even higher characteristics should appear.


On the materials of the sites:
http://saper.etel.ru/
http://eragun.org/
http://saperka.ru/
http://sniper-weapon.ru/
http://grossfater-m.livejournal.com/
Author:
13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. ICT
    ICT 27 November 2015 07: 41
    15
    so for clarity

    1. Ingvar 72
      Ingvar 72 27 November 2015 08: 21
      +8
      So scatter them along the Turkish border.
      1. Pal2004
        Pal2004 27 November 2015 09: 27
        +4
        Right! In eight rows .....
        1. bazilio
          bazilio 27 November 2015 13: 01
          +6
          Note - On 03.12.1997, the Convention on the Prohibition of Anti-Personnel Mines (Ottawa Treaty) was adopted. Signed / joined 156 countries.

          Interestingly, the Russian Federation and Syria did not sign the Ottawa agreement banning the use of anti-personnel mines.
          But Turkey has signed this agreement!
          1. Leeder
            Leeder 27 November 2015 23: 30
            0
            What is the use of signing, they are called anti-personnel mines special, or anti-personnel mines and that’s it!
            Here for example
            [media = http: //saper.etel.ru/mines-4/swedmina-21.html]
            1. bazilio
              bazilio 28 November 2015 16: 08
              0
              Quote: LeeDer
              What is the use of signing, they are called anti-personnel mines special, or anti-personnel mines and that’s it!

              Judging by the list of countries that have not signed this convention, and there are about 130 of them, it is unnecessary for them to bend))) Almost all of Europe refused almost all of Africa, almost all of Africa, Canada, most of South America and Australia))) There are a number of countries in Southeast Asia ...
      2. Speedy
        Speedy 27 November 2015 13: 18
        +2
        Yes, I think from time to time on all sorts of paths and so scatter. According to intelligence along the way. They self-destruct and this is generally a very flexible weapon.
  2. podpolkovnik
    podpolkovnik 27 November 2015 09: 25
    +2
    Kirill, thanks for the interesting article!
  3. Murad05
    Murad05 27 November 2015 09: 27
    +1
    An interesting and informative article. Thanks, author ...
  4. pensioneree
    pensioneree 27 November 2015 11: 14
    +4
    About how many wonderful discoveries we have ... Definitely +. I did not even suspect the presence of this deceit. am Continuing author, I'm not the only one?
  5. PSih2097
    PSih2097 27 November 2015 11: 45
    +4
    as our ensign, a miner to the marrow of bones, told us, if you saw this mine 3 meters from yourself, then you are either lucky (you have not yet entered the seeding) or not lucky ...
  6. igordok
    igordok 27 November 2015 12: 28
    +2
    Thanks. I really like in VO, a series of articles when a topic or idea continues in several articles.
  7. xomaNN
    xomaNN 27 November 2015 18: 48
    0
    It is interesting to use them (manual) in the Donbass?
  8. lshka
    lshka 27 November 2015 21: 05
    0
    class, but I thought ... I’ve taken a digger, buried it, set up the sensors ... and here it all by itself
  9. Zaurbek
    Zaurbek 29 November 2015 22: 00
    +1
    Along the border, all paths need to be regularly bombarded with mines (they are conventional, since they have self-destruction in time). This was all done in Afghanistan on an ongoing basis. There will be many wounded and Turkey will treat them. If we are afraid for helicopters, it is possible to mine using MLRS. This is always an addition to the actions of the army and crossing the border will become less common, fear is the best weapon.

Семейство противопехотных осколочных мин ПОМ-2 «Отек»

Противопехотная осколочная мина ПОМ-1 позволила решить ряд проблем, связанных с созданием минных полей, однако не была лишена серьезных недостатков, усложнявших ее эксплуатацию. По этой причине было решено разработать новый боеприпас аналогичного назначения, не имеющий подобных проблем и способный решать поставленные задачи. Результатом реализации нового проекта стала мина ПОМ-2 «Отек».

Как и ПОМ-1, «Противопехотная осколочная мина, вторая» разрабатывалась Научно-исследовательским инженерным институтом. На этот раз советские специалисты не стали учитывать зарубежный опыт, а использовали собственные идеи и строили проект исключительно на них. В новом проекте планировалось создать перспективную противопехотную мину с достаточным могуществом, а также возможностью установки на разных поверхностях с использованием систем дистанционного минирования. Кроме того, планировалось вывести из состава оборудования мины детали, из-за которых предыдущая ПОМ-1 имела ограниченный срок службы.

Мина ПОМ-2 «Отек» предназначается для установки с использованием автоматизированных систем, что сказалось на составе ее оборудования и компоновке. В транспортном положении это изделие располагается внутри специального металлического стакана с набором деталей для правильного спуска на землю и последующей установки. В транспортном положении мина имеет диаметр порядка 6,5 см и высоту около 18 см. Общий вес изделия – 1,6 кг. Габариты и вес мины «Отек» определялись в соответствии с требованиями, предъявляемыми существующими системами дистанционного минирования.


Семейство противопехотных осколочных мин ПОМ-2 «Отек»
Мина ПОМ-2 в боевом положении. Фото Wikimedia Commons


Стакан выбрасывающего устройства представляет собой открытый с одного торца цилиндр, в котором имеется пиротехнический выбрасыватель и тормозной парашют-стабилизатор. Последний представляет собой металлическую основу с шестью капроновыми лентами длиной 440 мм. Задачей стабилизатора является торможение мины при падении, а также обеспечение правильного положения при падении на грунт. Стакан также комплектуется двумя отдельными крышками.

Внутри стакана располагается сама мина. Она имеет цилиндрический корпус меньшей высоты, оснащенный зарядом взрывчатого вещества, взрывателем и устройством установки. Последнее представляет собой шесть подпружиненных опор-лапок, выполненных в виде изогнутых пластин с перфорацией. При освобождении от стакана они раскладываются и приводят корпус мины в вертикальное положение, обеспечивая оптимальное распределение осколков при подрыве основного заряда.

Корпус мины представляет собой осколочную рубашку, при дроблении которой образуется большое количество поражающих элементов. В верхней части корпуса располагается взрыватель и датчики цели с системой их выброса. В составе последней присутствует специальный отстреливаемый блок, а также четыре якоря с нитями.

Семейство противопехотных осколочных мин ПОМ-2 «Отек»
Схема мины ПОМ-2. Сверху стакан (слева) и мина без него (справа). В центре - мина в боевом положении. Рисунок Saperka.ru


Важной особенностью мины ПОМ-2 является архитектура взрывателя и самоликвидатора. В их конструкции отсутствуют электрические компоненты, благодаря чему срок хранения и боевой работы, в сравнении с ПОМ-1, увеличиваются в несколько раз. Взрыватель ВП-09С имеет механическую конструкцию, самоликвидатор – гидромеханическую. Оба этих механизма могут стабильно работать в различных условиях, хотя некоторые их параметры прямо зависят от окружающих условий.

Имея сравнительно малые размеры, мина ПОМ-2 оснащается зарядом весом 140 г и по этому параметру превосходит свою предшественницу. Этот факт, а также другие особенности конструкции обеспечивают превосходство и по другим характеристикам, а также по общей боевой эффективности.

Противопехотные мины «Отек» первой версии не предназначались для установки вручную. Создание минных полей с использованием этого оружия производится с использованием кассет и соответствующих пусковых устройств. Мины ПОМ-2 помещаются в кассеты КПОМ-2, по четыре в каждой. Кассеты, в свою очередь, могут заряжаться в пусковые установки авиационных (ВСМ-1) или сухопутных (УЗМ) систем дистанционного минирования. Эти устройства отвечают за выброс мин с последующей их установкой.

Семейство противопехотных осколочных мин ПОМ-2 «Отек»
Разрез мины. Рисунок Saperka.ru


Параметры минного поля, устанавливаемого при помощи средств дистанционного минирования, зависят от ряда факторов, прежде всего от количества кассет и скорости движения заградителя. Так, минный заградитель типа УМЗ на колесном шасси, оснащенный специальными пусковыми установками, способен установить минное поле длиной по фронту до 5 км при глубине до 60-140 м. При этом имеется возможность установки двухполосного поля. На создание такого заграждения уходит 720 мин типа «Отек».

Вертолет или сухопутный заградитель выбрасывают мины ПОМ-2 в кассете КПОМ-2. На заданной высоте кассета раскрывается и выбрасывает мины. Сразу после выхода из кассеты стакан мины сбрасывает одну из крышек, что приводит к освобождению ленточного стабилизатора. Шесть капроновых лент обеспечивают спуск мины по траектории, близкой к вертикальной, а также снижают скорость ее падения. По имеющимся данным, изделие «Отек» сохраняет работоспособность при падении на грунт со скоростью до 60 м/с.

При помощи стабилизатора мина падает на землю и оказывается в вертикальном или горизонтальном положении. При падении происходит возгорание пиротехнического замедлителя, который «отсчитывает» 50 с и дает команду на сброс стакана. Отдельный пороховой вышибной заряд выталкивает мину из стакана и отбрасывает их друг от друга. При этом происходит воспламенение второго замедлителя, который рассчитан на 3-4 с. После его выгорания мина сбрасывает еще одну крышку, вследствие чего освобождаются лапки устройства установки.

Под действием пружин лапки раскрываются и занимают горизонтальное положение, поднимая корпус мины в вертикальное. В таком положении мина остается до момента срабатывания или самоликвидации. Через 1,5-2 с после подъема в вертикальное положение производится отстрел якорей датчиков цели. Для этого пороховой заряд выбрасывает специальный блок сложной формы, на котором закреплены четыре якоря. Поднявшись на 0,5 м над миной, блок отстреливает и разбрасывает в стороны якоря, которые растягивают 10-метровые нити.

Семейство противопехотных осколочных мин ПОМ-2 «Отек»
Макет мины, имитирующий оружие в процессе взведения. Так, блок якорей еще не сброшен. Кадр из т/п "Военная приемка" канала "Звезда"


Нити одним концом соединяются с якорями. Другие их концы закреплены на двух штырях взрывателя, выполняющих функции датчика цели. При натяжении одной из нитей с усилием порядка 0,3 кг штырь датчика сдвигается, после чего взрыватель производит подрыв основного заряда. Под воздействием энергии взрыва корпус мины дробится на большое количество осколков, обеспечивающих сплошное поражение живой силы в радиусе 6-8 м (по другим данным, до 15-16 м).

Мина ПОМ-2 оснащается гидромеханическим механизмом самоликвидации, который, в зависимости от окружающих условий, обеспечивает самоподрыв в промежутке от 4 до 100 часов от момента установки. Отсчет времени до ликвидации начинается после разброса якорей с нитями.

Противопехотные мины ПОМ-2 «Отек» имеют достаточно высокую эффективность и превосходят по этому параметру предыдущие ПОМ-1. Эффективное применение обеспечивается за счет увеличенного заряда и оптимизированной формы корпуса, дробящегося на осколки. Цилиндрическая форма корпуса, в отличие от сферической, направляет большинство осколков в стороны от мины, а количество поражающих элементов, попадающих в землю или улетающих вертикально вверх, значительно сокращается.

Семейство противопехотных осколочных мин ПОМ-2 «Отек»
Головная часть учебной мины в боевом положении. Кадр из т/п "Военная приемка" канала "Звезда"


В конструкции «Отека» отсутствуют какие-либо устройства, затрудняющие обезвреживание этого оружия, однако мина считается необезвреживаемой. Обнаружение подобного боеприпаса является крайне сложной задачей, особенно с учетом того, что мины устанавливаются группами на крупных участках местности. Во время установки мины разбрасывают в разные стороны нити датчика цели с высокой чувствительностью. Нити образовывают плотную сеть, а также могут переплетаться между собой, из-за чего передвижение по минному полю становится невозможным: любой неосторожный шаг может привести к подрыву, как минимум, одной мины. Кроме того, в ряде ситуаций не исключается одновременный подрыв нескольких боеприпасов, что приводит к увеличению зоны поражения.

Из-за чувствительного датчика цели и длинных нитей обезвреживание минных полей на основе мин ПОМ-2 возможно только с использованием удлиненных зарядов или путем многократного проезда на бронетехнике с соответствующим уровнем защиты. Разминирование другими способами нецелесообразно или смертельно опасно.

Одним из главных отличий мины ПОМ-2 от предыдущей ПОМ-1 является отсутствие каких-либо источников электроэнергии и электрических компонентов. Все процессы подготовки к работе и подрыва осуществляются за счет пороховых зарядов, энергии натяжения нитей и т.д. Благодаря этому гарантийный срок хранения мин «Отек» достигает 10 лет – в два раза больше, чем у ПОМ-1 в идеальных условиях. Напомним, ПОМ-1 требовалось хранить в определенных условиях, в частности требовалось теплое складское помещение. В противном случае саморазряд батарей мог ускоряться, сокращая срок хранения боеприпасов.

Семейство противопехотных осколочных мин ПОМ-2 «Отек»
Мина ПОМ-2Р в разборе. Слева направо: стакан, крышки (вверху), мина и устройство УРП. Фото Sniper-weapon.ru


В девяностых годах была разработана новая модификация мины «Отек» под названием ПОМ-2Р. Литера «Р» означает «Ручная». Главной целью нового проекта было обеспечение установки мин вручную. Подобный способ установки не отличается высокой эффективностью, однако в некоторых случаях мина ПОМ-2 с подобными возможностями может быть полезной для решения некоторых специфических задач, в первую очередь для организации небольших минных заграждений, например, на пути следования бойцов противника.

Мина ПОМ-2Р представляет собой незначительно переработанную ПОМ-2. Главным отличием является отсутствие стабилизатора и доработанная соответствующим образом конструкция стакана. Кроме того, «ручная» мина должна использоваться совместно со специальным устройством УРП, обеспечивающим ее установку без применения автоматизированных средств.

Изделие УРП представляет собой пластиковый стакан с четырьмя прорезями на стенках, на донышке которого располагается накольный механизм. В конструкции последнего предусматриваются капсюль-воспламенитель, ударник, боевая пружина и некоторые другие детали.

Семейство противопехотных осколочных мин ПОМ-2 «Отек»
Расположение "ручных" мин и УРП в укупорке. Фото Grossfater-m.livejournal.com


Перед установкой мины ПОМ-2Р следует надеть на нее устройство УРП. Для лучшей фиксации на пластиковом корпусе предусматривается металлическое кольцо. После этого удаляется накидная гайка накольного механизма и вытягивается капроновая нить, затем мина устанавливается в нужном месте. Положение мины при этом не имеет значения, поскольку она оснащается устройством установки. При необходимости мины ПОМ-2Р с устройствами УРП могут устанавливаться на ходу или с движущегося транспортного средства. В таком случае их можно просто бросать на грунт после извлечения нити. Все прочие операции по подготовке к работе осуществляются автоматически.

Извлечение нити приводит к разблокировке ударника, который бьет по капсюлю-воспламенителю и запускает механизмы взведения мины. После выгорания соответствующего замедлителя происходит отстрел мины из стакана и сброс устройства УРП. После этого мина раскладывает лапки, поднимается в вертикальное положение и разбрасывает нити-датчики цели. В этом отношении ПОМ-2 и ПОМ-2Р не отличаются друг от друга.

«Ручные» мины поставляются в пенопластовых укупорках, в каждой из которых находится по четыре боеприпаса и такое же количество устройств УРП. В таком виде оружие именуется «Противопехотным комплектом ручного минирования КРМ-П».

Боевая противопехотная мина ПОМ-2Р может выпускаться в нескольких модификациях с разными характеристиками. Так, изделие ПОМ-2Р1 отличается увеличенным до 120 с временем перевода в боевое положение, а ПОМ-2РБС и ПОМ-2Р1БС являются модификациями ПОМ-2Р и ПОМ-2Р1 без самоликвидатора. При этом время подготовки к работе соответствует базовым модификациям.

Семейство противопехотных осколочных мин ПОМ-2 «Отек»
Мина на позиции. Видны четыре нити датчика цели. Кадр из т/п "Военная приемка" канала "Звезда"


В рамках семейства «Отек» были созданы несколько учебных мин с разным составом комплектующих. Изделие УИ-ПОМ-2-1 отличается от боевой мины отсутствием капсюля-детонатора и детонатора. Мина УИ-ПОМ-2-2 имеет пиротехнические элементы, но не оснащается основным зарядом, а УИ-ПОМ-2-3 вместо тротила несет дымовой заряд и имеет отверстия в корпусе. О своем срабатывании такой боеприпас сообщает густым дымом.

Для обучения применению «ручных» мин предлагаются практическое изделие УИ-ПОМ-2Р, мина с дымовым зарядом УИ-ПОМ-2РД и инертная УИ-ПОМ-2РДП с элементами пиротехники. По понятным причинам, все учебные модификации не оснащаются самоликвидатором.

Противопехотные осколочные мины семейства ПОМ-2 на протяжении нескольких последних десятилетий состоят на вооружении российской армии и активно используются инженерными войсками. Это оружие оценивается как одна из лучших отечественных систем своего класса, поскольку выгодно отличается от своих предшественников удобством установки и высокими боевыми качествами. Кроме того, присутствует ряд важнейших преимуществ перед миной ПОМ-1, похожей на ПОМ-2 некоторыми особенностями.

По некоторым данным, мины ПОМ-2 до сих пор остаются в серийном производстве и поставляются войскам. Одновременно с эти Научно-исследовательский инженерный институт работает над развитием противопехотного оружия. Не так давно стало известно о существовании нового проекта ПОМ-3 «Медальон», в котором используются некоторые наработки по «Отеку». Более того, развитие минного вооружения продолжается. В обозримом будущем должны появиться новые образцы подобного вооружения с еще более высокими характеристиками.


По материалам сайтов:
http://saper.etel.ru/
http://eragun.org/
http://saperka.ru/
http://sniper-weapon.ru/
http://grossfater-m.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 13
  1. TIT 27 ноября 2015 07:41
    так для наглядности

    TIT
    1. Ингвар 72 27 ноября 2015 08:21
      Вот и раскидать их вдоль турецкой границы.
      1. Pal2004 27 ноября 2015 09:27
        Точно! В восемь рядов.....
        1. bazilio 27 ноября 2015 13:01
          Справка- 03.12.1997г была принята Конвенция о запрете противопехотных мин (Оттавский договор). Подписало/ присоединилось 156 стран.

          Что интересно- РФ и Сирия не подписывали Оттавский договор о запрете использования противопехотных мин.
          А Турция таки подписала этот договор!
          1. LeeDer 27 ноября 2015 23:30
            Да толку что подписывают, называют противопехотные мины специальными, или противотраспортными и дело то!
            Вот для примера
            [media=http://saper.etel.ru/mines-4/swedmina-21.html]
            1. bazilio 28 ноября 2015 16:08
              Цитата: LeeDer
              Да толку что подписывают, называют противопехотные мины специальными, или противотраспортными и дело то!

              Судя по списку стран, которые сию конвенцию не подписали, а их около 130, им так выгибаться ненужно))) От мин отказались почти вся Европа, Почти вся Африка, Канада, большая часть Южной Америки и Австралия))) В ЮВА есть ряд стран...
      2. Скоробей 27 ноября 2015 13:18
        Да думается время от времени на тропах всяких и так раскидывают. По разведданным на пути следования. Они самоликвидируться и это в общем очень гибкое оружие.
  2. podpolkovnik 27 ноября 2015 09:25
    Кирилл, спасибо за интересную статью!
  3. Murad05 27 ноября 2015 09:27
    Интересная и познавательная статья. Спасибо, автор...
  4. pensioneree 27 ноября 2015 11:14
    О сколько нам открытий чудных... Однозначно +. Даже не подозревал о наличии сего коварства. am Автору-продолжения,ведь я не один такой?
  5. PSih2097 27 ноября 2015 11:45
    как говорил нам наш прапор, минер до мозга костей, если увидел эту мину в 3 метрах от себя, то тебе либо повезло (ты еще не зашел в засев) или не повезло...
  6. igordok 27 ноября 2015 12:28
    Спасибо. Мне очень нравиться на ВО, серии статей, когда тема или идея продолжается в нескольких статьях.
  7. xomaNN 27 ноября 2015 18:48
    Интересно применяют ли их (ручные) на Донбассе?
  8. lshka 27 ноября 2015 21:05
    класс, а я-то думал... лапатку взял, закопал, датчики раставил... а тут все само-собой
  9. Zaurbek 29 ноября 2015 22:00
    Вдоль границы все тропы нужно регулярно засыпать минами( они конвенциональны, тк имеют самоуничтожение через время). Это все делалось в Афгане на постоянной основе. Будет много раненных и лечить их будет Турция. Если мы боимся за вертолеты, можно минировать с помощью РСЗО. Это всегда дополнение к действиям армии и переехать границу станут реже, страх это лучшее оружие.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня