Провожая год деревянной овцы, встречаем год огненной обезьяны

Итак, много уже написали про атаку турок 24.11.2015 г. на наш бомбардировщик. Дай бог, чтобы второй пилот был спасен, как пишут некоторые СМИ. Но мог ли наш бомбер каким-либо образом избежать поражения турецкой ракетой американского производства?

Сравним ТТХ F-16 и Су-24 для того, чтобы понимать, мог ли наш бомбардировщик уйти от турка либо оказать ему какое-либо противодействие.


По данным Википедии, подтверждаемым из различных источников Интернета:

Су-24М— модернизированный бомбардировщик. Установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр». Способен в автоматическом и полуавтоматическом режиме совершать полёт с огибанием рельефа местности на высоте от 50 м. Выпущено 770 шт.

Тактико-технические характеристики:
Масса пустого: 22300 кг.
Силовая установка: 2 × ТРДДФ АЛ-21Ф-З.
Скорость максимальная:
на высоте 200 м: 1320 км/ч (без подвесок).
на большой высоте: 1600 км/ч (М=1,35).
Бесфорсажная тяга: 2 × 7800 кгс (76,5 кН)
Форсажная тяга: 2 × 11200 кгс (110 кН)

Вооружение:
Стрелково-пушечное: 1 х шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23 с 500 сн.

Боевая нагрузка: 7500 кг (максимальная), 8 узлов подвески вооружения (бомбы (свободнопадающие и корректируемые), ракеты «воздух — поверхность», «воздух — воздух», блоки РЭБ и разведки).

Дженерал Дайнэмикс F-16 «Файтинг Фалкон» (англ. General Dynamics F-16 Fighting Falcon, дословно — Атакующий сокол) — американский многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения. Разработан в 1974 году компанией General Dynamics. Передан в эксплуатацию в 1979 году.

В 1993 году General Dynamics продала свой авиастроительный бизнес компании Lockheed Corporation (в настоящее время — Lockheed Martin).
Благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости F-16 является самым массовым истребителем четвёртого поколения (на июнь 2014 года построено свыше 4540 самолётов) и пользуется успехом на международном рынке вооружений (состоит на вооружении 25 стран, на 2014 год самый распространённый боевой самолёт в мире.

Тактико-технические характеристики:
Экипаж — 1 человек.
Нормальная взлётная масса: (с двумя ракетами «воздух-воздух», без ПТБ) с двигателем F100: 12723—14548 кг.
Сухой вес: 7620 кг.
Двигатели 1 x Pratt and Whitney F100-PW-200/220/229 или 1 x General Electric F110-GE-100/129.
Мощность 1 х 129,40 кН.
Максимальная скорость 2145 км/ч.
Вооружение шестиствольная пушка M-61A1 калибра 20 мм на 500 выстрелов
6 x MK 82, 6 x MK 84, 2 x AGM 65, 2 x AGM 88, 4 x CBU 87, 4 x CBU 89, 4 x CBU 97, 2 x GBU 10, 6 x GBU 12, 2 x AIM 9, 2 x AIM 120.

Вооружение:
Ракеты «воздух — воздух» разной дальности.
Ракеты «воздух — земля» разной дальности и калибра.

Каковы шансы данного бомбардировщика на противодействие истребителю ВВС Турции Ф-16?

1. Мог ли Су-24 уйти от преследования турка, если бы до атаки последнего понял, что его будут сбивать? Максимальная скорость Ф-16 как минимум на 545 км/ч выше, чем у нашего бомбера. Масса нашего Су-24, даже пустого, как минимум на 6-7 тонн больше, чем у Ф-16. Учитывая, что Су-24 возвращался на базу Хмеймим уже «разгрузившись», то его масса была как раз 22300 кг. Бесфорсажная и форсажная тяга у Ф-16 также выше, чем у Су-24 — более чем вполовину. Получается, что за счет скорости и сочетания летных характеристик по массе, тяговооруженности самолета и скорости Су-24 ничего противопоставить тем же характеристикам Ф-16 не смог бы.

2. Мог ли Су-24 оказать сопротивление Ф-16? Учитывая, что Ф-16 действовал из засады, т.е. был нацелен на внезапную атаку Су-24, выжидал близкого к границе пролета нашего самолета, имел ракеты «воздух — воздух» для уничтожения воздушных целей и прикрытый ПВО Турции, атаковал из ее воздушного пространства, вылетев на 5-6 км в глубь воздушного пространства Сирии после атаки, то шансов сбить Ф-16 у Су-24 даже гипотетически не было. Будь Су-24 вооружен ракетами «воздух — воздух», все равно у него не было времени, а главное, информации о наличии угрозы уничтожения со стороны турецких ВВС. Просто парни не ожидали такого подлого и гнусного удара «в спину» от вчерашних «добродушных и отзывчивых» «друзей и партнеров». Кроме того, был ведь ранее согласован и утвержден ВКС РФ и коалицией стран во главе с США план по исключению подобных инцидентов. Таким образом, сыграл факт внезапности и неожиданности атаки турецким самолетом нашего бомбардировщика.

3. Какие действия должны предпринимать пилоты турецких самолетов согласно международным нормам и сложившимся правилам поведения ВВС цивилизованных стран? Во-первых, по радио связаться с нарушителем воздушного пространства не 2 раза, как заявили в МО РФ, а как минимум раз 20; во-вторых, пролететь около нарушителя и дать понять покачиванием крыльев, чтобы он обратил внимание; в-третьих, дать очередь из курсовой пушки истребителя над нарушителем, чтобы тот понял, что нарушил воздушное пространство другого государства. В-четвертых, если нарушитель не ушел из воздушного пространства страны или залетел слишком далеко, то принудить его к посадке на аэродром страны, которой принадлежит данное воздушное пространство. Что сделали турки: всё нарушили, просто выпустили ракету, причем в самолет ВКС РФ, находившийся не в воздушном пространстве Турции, думали, что сбили над своей территорией, а получился полноценный акт агрессии по отношению к РФ в воздушном пространстве другого государства, да еще и с нарушением границы Сирии самим атаковавшим самолетом.

Могли ли спасти пилотов Су-24 сразу после его падения и катапультирования пилотов? Могли, если бы на базе Хмеймим было дежурное спасательное звено вертолетов Ми-8 + Ми-24 (прикрытие) с немедленным взлетом их (после получения информации о падении Су-24) при наличии группы эвакуации и прикрытия места посадки (как было в Афганистане). Налицо факт того, что такой готовности не оказалось, вылет явно прошел с задержкой, а прибытие к месту падения и приземления летчиков оказалось подготовленной засадой протурецких боевиков, заранее организовавших огневые точки и выставивших атакующие группы в местах возможного приземления наших спасателей.

Всего предугадать невозможно, но может быть и то, что вылет спасателей был своевременен и надлежаще проведен, но по прибытии к месту эвакуации наш десант получил такое огневое поражение, что при потере Ми-8 подбитым, отсечении атакующих спасателей боевиков не имел достаточных сил и огневых средств для изоляции места высадки и организации огневых точек с достаточным количеством тяжелого вооружения. К сожалению, спасательная операция по эвакуации летчиков с занятой противником территории не может иметь 100%-ного положительного результата, но массированность применения ударных вертолетов для отсечения от места эвакуации противника и уничтожения его огневых средств, достаточное количество десанта с тяжелым вооружением дало бы иной эффект.

Легко обсуждать это на диване, но первый данный случай показывает, что уроки Афгана надо вспоминать и применять. Тогда эвакуация летчиков была организована в несколько эшелонов. Первые прибывшие оценивали ситуацию, высаживались и закреплялись. Второй эшелон массировал первый десант и эвакуировал раненых (и спасенных, если их находил), а третья волна была уже с тяжелым вооружением (АГС, крупнокалиберные пулеметы, ручные гранатометы, единые пулеметы, ручные гранаты оборонительные (Ф-1), дымовые гранаты, огнеметы и др.).

Проводимые последние годы учения и внезапные проверки боеготовности частей и подразделений МО РФ дают положительный эффект, но в боевой обстановке учеба тоже не лишняя, и планирование спасательных операций также необходимо, как и планирование воздушной наступательной операции.

Последствия для Турции. О последствиях уже заявили «источники» в Кремле: заморозка военного сотрудничества, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков истребителями, накрытие зоны боев ПВО с российского крейсера Москва, разработка мер экономического воздействия, прекращение проектов строительства атомной станции в Турции, запрет турпоездок, а после возврата всех туристов — полный запрет как в Египте и др.

Будем сбивать турецкие самолеты, нарушившие границу Сирии. В этом случае реакция НАТО будет очень жесткой, вплоть до накручивания истерики до предвоенного уровня.

Что ждет Россию? Повышение цен на товары, которые, скорее всего, перестанут закупать в Турции (фрукты/овощи, мясо, одежда/обувь, мебель, стройматериалы и др.).

Выводы. Операция ВКС РФ в Сирии продолжается, следим за турками в области проливов и пропуска кораблей РФ, усилением натовских сил на границах с Сирией, начала наступления укрской армии на Донбассе, обстрелов приграничной территории Крыма с Украиной, обострения ситуации вокруг Приднестровья и многого другого.

Может, не зря Ванга перед смертью предсказала, что чернокожий президент в США будет последним? Может, год огненной обезьяны поджарит йеллоустоунским вулканом многих обезьян? Надеюсь, что огонь этот будет природного происхождения, а не человеческих рук делом.

Автор:
Сергей С.
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

75 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти