Провожая год деревянной овцы, встречаем год огненной обезьяны
Сравним ТТХ F-16 и Су-24 для того, чтобы понимать, мог ли наш бомбардировщик уйти от турка либо оказать ему какое-либо противодействие.
По данным Википедии, подтверждаемым из различных источников Интернета:
Су-24М— модернизированный бомбардировщик. Установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр». Способен в автоматическом и полуавтоматическом режиме совершать полёт с огибанием рельефа местности на высоте от 50 м. Выпущено 770 шт.
Тактико-технические характеристики:
Масса пустого: 22300 кг.
Силовая установка: 2 × ТРДДФ АЛ-21Ф-З.
Скорость максимальная:
на высоте 200 м: 1320 км/ч (без подвесок).
на большой высоте: 1600 км/ч (М=1,35).
Бесфорсажная тяга: 2 × 7800 кгс (76,5 кН)
Форсажная тяга: 2 × 11200 кгс (110 кН)
Вооружение:
Стрелково-пушечное: 1 х шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23 с 500 сн.
Боевая нагрузка: 7500 кг (максимальная), 8 узлов подвески вооружения (бомбы (свободнопадающие и корректируемые), ракеты «воздух — поверхность», «воздух — воздух», блоки РЭБ и разведки).
Дженерал Дайнэмикс F-16 «Файтинг Фалкон» (англ. General Dynamics F-16 Fighting Falcon, дословно — Атакующий сокол) — американский многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения. Разработан в 1974 году компанией General Dynamics. Передан в эксплуатацию в 1979 году.
В 1993 году General Dynamics продала свой авиастроительный бизнес компании Lockheed Corporation (в настоящее время — Lockheed Martin).
Благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости F-16 является самым массовым истребителем четвёртого поколения (на июнь 2014 года построено свыше 4540 самолётов) и пользуется успехом на международном рынке вооружений (состоит на вооружении 25 стран, на 2014 год самый распространённый боевой самолёт в мире.
Тактико-технические характеристики:
Экипаж — 1 человек.
Нормальная взлётная масса: (с двумя ракетами «воздух-воздух», без ПТБ) с двигателем F100: 12723—14548 кг.
Сухой вес: 7620 кг.
Двигатели 1 x Pratt and Whitney F100-PW-200/220/229 или 1 x General Electric F110-GE-100/129.
Мощность 1 х 129,40 кН.
Максимальная скорость 2145 км/ч.
Вооружение шестиствольная пушка M-61A1 калибра 20 мм на 500 выстрелов
6 x MK 82, 6 x MK 84, 2 x AGM 65, 2 x AGM 88, 4 x CBU 87, 4 x CBU 89, 4 x CBU 97, 2 x GBU 10, 6 x GBU 12, 2 x AIM 9, 2 x AIM 120.
Вооружение:
Ракеты «воздух — воздух» разной дальности.
Ракеты «воздух — земля» разной дальности и калибра.
Каковы шансы данного бомбардировщика на противодействие истребителю ВВС Турции Ф-16?
1. Мог ли Су-24 уйти от преследования турка, если бы до атаки последнего понял, что его будут сбивать? Максимальная скорость Ф-16 как минимум на 545 км/ч выше, чем у нашего бомбера. Масса нашего Су-24, даже пустого, как минимум на 6-7 тонн больше, чем у Ф-16. Учитывая, что Су-24 возвращался на базу Хмеймим уже «разгрузившись», то его масса была как раз 22300 кг. Бесфорсажная и форсажная тяга у Ф-16 также выше, чем у Су-24 — более чем вполовину. Получается, что за счет скорости и сочетания летных характеристик по массе, тяговооруженности самолета и скорости Су-24 ничего противопоставить тем же характеристикам Ф-16 не смог бы.
2. Мог ли Су-24 оказать сопротивление Ф-16? Учитывая, что Ф-16 действовал из засады, т.е. был нацелен на внезапную атаку Су-24, выжидал близкого к границе пролета нашего самолета, имел ракеты «воздух — воздух» для уничтожения воздушных целей и прикрытый ПВО Турции, атаковал из ее воздушного пространства, вылетев на 5-6 км в глубь воздушного пространства Сирии после атаки, то шансов сбить Ф-16 у Су-24 даже гипотетически не было. Будь Су-24 вооружен ракетами «воздух — воздух», все равно у него не было времени, а главное, информации о наличии угрозы уничтожения со стороны турецких ВВС. Просто парни не ожидали такого подлого и гнусного удара «в спину» от вчерашних «добродушных и отзывчивых» «друзей и партнеров». Кроме того, был ведь ранее согласован и утвержден ВКС РФ и коалицией стран во главе с США план по исключению подобных инцидентов. Таким образом, сыграл факт внезапности и неожиданности атаки турецким самолетом нашего бомбардировщика.
3. Какие действия должны предпринимать пилоты турецких самолетов согласно международным нормам и сложившимся правилам поведения ВВС цивилизованных стран? Во-первых, по радио связаться с нарушителем воздушного пространства не 2 раза, как заявили в МО РФ, а как минимум раз 20; во-вторых, пролететь около нарушителя и дать понять покачиванием крыльев, чтобы он обратил внимание; в-третьих, дать очередь из курсовой пушки истребителя над нарушителем, чтобы тот понял, что нарушил воздушное пространство другого государства. В-четвертых, если нарушитель не ушел из воздушного пространства страны или залетел слишком далеко, то принудить его к посадке на аэродром страны, которой принадлежит данное воздушное пространство. Что сделали турки: всё нарушили, просто выпустили ракету, причем в самолет ВКС РФ, находившийся не в воздушном пространстве Турции, думали, что сбили над своей территорией, а получился полноценный акт агрессии по отношению к РФ в воздушном пространстве другого государства, да еще и с нарушением границы Сирии самим атаковавшим самолетом.
Могли ли спасти пилотов Су-24 сразу после его падения и катапультирования пилотов? Могли, если бы на базе Хмеймим было дежурное спасательное звено вертолетов Ми-8 + Ми-24 (прикрытие) с немедленным взлетом их (после получения информации о падении Су-24) при наличии группы эвакуации и прикрытия места посадки (как было в Афганистане). Налицо факт того, что такой готовности не оказалось, вылет явно прошел с задержкой, а прибытие к месту падения и приземления летчиков оказалось подготовленной засадой протурецких боевиков, заранее организовавших огневые точки и выставивших атакующие группы в местах возможного приземления наших спасателей.
Всего предугадать невозможно, но может быть и то, что вылет спасателей был своевременен и надлежаще проведен, но по прибытии к месту эвакуации наш десант получил такое огневое поражение, что при потере Ми-8 подбитым, отсечении атакующих спасателей боевиков не имел достаточных сил и огневых средств для изоляции места высадки и организации огневых точек с достаточным количеством тяжелого вооружения. К сожалению, спасательная операция по эвакуации летчиков с занятой противником территории не может иметь 100%-ного положительного результата, но массированность применения ударных вертолетов для отсечения от места эвакуации противника и уничтожения его огневых средств, достаточное количество десанта с тяжелым вооружением дало бы иной эффект.
Легко обсуждать это на диване, но первый данный случай показывает, что уроки Афгана надо вспоминать и применять. Тогда эвакуация летчиков была организована в несколько эшелонов. Первые прибывшие оценивали ситуацию, высаживались и закреплялись. Второй эшелон массировал первый десант и эвакуировал раненых (и спасенных, если их находил), а третья волна была уже с тяжелым вооружением (АГС, крупнокалиберные пулеметы, ручные гранатометы, единые пулеметы, ручные гранаты оборонительные (Ф-1), дымовые гранаты, огнеметы и др.).
Проводимые последние годы учения и внезапные проверки боеготовности частей и подразделений МО РФ дают положительный эффект, но в боевой обстановке учеба тоже не лишняя, и планирование спасательных операций также необходимо, как и планирование воздушной наступательной операции.
Последствия для Турции. О последствиях уже заявили «источники» в Кремле: заморозка военного сотрудничества, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков истребителями, накрытие зоны боев ПВО с российского крейсера Москва, разработка мер экономического воздействия, прекращение проектов строительства атомной станции в Турции, запрет турпоездок, а после возврата всех туристов — полный запрет как в Египте и др.
Будем сбивать турецкие самолеты, нарушившие границу Сирии. В этом случае реакция НАТО будет очень жесткой, вплоть до накручивания истерики до предвоенного уровня.
Что ждет Россию? Повышение цен на товары, которые, скорее всего, перестанут закупать в Турции (фрукты/овощи, мясо, одежда/обувь, мебель, стройматериалы и др.).
Выводы. Операция ВКС РФ в Сирии продолжается, следим за турками в области проливов и пропуска кораблей РФ, усилением натовских сил на границах с Сирией, начала наступления укрской армии на Донбассе, обстрелов приграничной территории Крыма с Украиной, обострения ситуации вокруг Приднестровья и многого другого.
Может, не зря Ванга перед смертью предсказала, что чернокожий президент в США будет последним? Может, год огненной обезьяны поджарит йеллоустоунским вулканом многих обезьян? Надеюсь, что огонь этот будет природного происхождения, а не человеческих рук делом.
Информация