Military Review

Project armored cars "Red Star"

18
Immediately after the Nazi German attack, the Soviet Union began evacuating industrial enterprises to safe areas of the country. The result of this was the deployment of production facilities in new places, which allowed them to save the company from the capture of the enemy. Nevertheless, despite the evacuation, some enterprises continued to work until the approach of the enemy. Moreover, in such conditions, some factories even created new military equipment projects. A vivid example of this is the Red Star armored car.


In October 1941, the Kolomna Locomotive Plant named after V. Kuibyshev was evacuated. In the old place there were only some employees who, using the available equipment, continued to work. In December, the plant was given a new task: it was supposed to carry out repairs tanks HF, as well as tank diesel engines V-2K. Due to the specifics of damage to the armored vehicles, a certain stock of tank spare parts and assemblies that could be used in tank repairs or in the construction of new equipment soon accumulated at the enterprise. In December of that year, it was decided to use this stock for the construction of a completely new armored car.

Shortly after the start of repair of armored vehicles, Kolomna specialists proposed to develop a project for an armored rail vehicle with tank armament. The capabilities of the plant allowed the construction of similar equipment, and the accumulated stock of parts opened up good prospects in terms of weapons. Using the existing armored towers and engines, it was possible to build real railway tanks. The project of such a technique was named “Red Star”.

Project armored cars "Red Star"
The prototype of the "Red Star" at the Kolomna Locomotive Plant. Photo Alternalhistory.org.ua


The project "Red Star" was developed under the leadership of designer Lev Sergeyevich Lebedyansky. This engineer had extensive experience in the development of locomotive technology, and in the prewar period he was involved in the creation of railway armored vehicles. Lebedyansky and his colleagues decided to use the existing experience in a new armored vehicle project on a railway line.

When creating promising armored cars, engineers of the Kolomna plant had to face a number of serious difficulties. They had to use only those components and assemblies that could be obtained in the current situation or manufactured using the machine tools remaining at the factory. It should be noted that it was the reduced machine tool park that led to the appearance of non-standard layout of the machine. Not being able to produce some parts, the authors of the project were forced to resort to unusual compromise solutions.

The basis of the design of the Krasnaya Zvezda machine was two identical carts with their own power units. Each bogie had two wheel sets and was equipped with a BNXXK B-2 engine. with transmission, and also other equipment, including a fuel and oil tank, a radiator, etc. Thus, the railcar received two engines at once. The engine was connected to the main clutch, which transmitted torque to the manual gearbox. That, in turn, was connected with onboard gears. The on-board transmissions transmitted torque to one of the wheel sets using chains. The second pair was set in motion with the help of special mechanical gears, which were connected with the first. Both truck armored vehicles had the same design and differed only by the method of installation.


The scheme of the "Red Star". Figure Otvaga2004.ru


Trucks were built on the basis of existing units with minimal use of new parts. So, diesel engine, transmission elements, fuel system, etc. were borrowed from the KV tanks. Wheel pairs, springs and other undercarriage elements, in turn, were taken from tenders of steam locomotives of the Su series. Thus, the design of the undercarriage and the power plant made it possible in the shortest possible time to master the production of new armored vehicles without the need to manufacture new complex parts.

During the evacuation, various machines, including gear-cutting machines, were taken out of Kolomna. Because of this, plant employees could not manufacture some units, including reverse gearboxes, etc. spare parts. For this reason, the railcar had to be equipped with two power plants, one of which was responsible for moving forward, the other for reverse. The original, though not the most reasonable technical solution, was forced and due to the lack of possibility of manufacturing the necessary units.

The armored body had a very simple design. Trucks connected to each other with two I-beams. They were asked to mount the frame of the corners, which should be installed armor plates. Protection options are unknown. Probably, the armor of the new rail car could protect the crew and units from rifle weapons and small-caliber artillery.


Armor frame during assembly. Photos Otvaga2004.ru


The body of the Red Star car had a characteristic faceted shape. The lower part was a rectangular armor box, the upper sheets were tilted inward and connected to a horizontal roof. On both sides of the hull, not far from the stern, there were two protruding rectangular boxes with hatches-doors for boarding the car. To simplify the design of the doors, it was decided to build up an appropriately shaped unit on the inclined upper sheets.

Trucks with their own engines were located in the front and rear of the hull. Between the engines were located the driver’s workplace and the combat compartment. In addition, there remained passages between the engines and the hull, which were also involved in the installation of weapons.

The driver was located in the central part of the body and could monitor the situation with a set of hatches and slots. The engine controls were borrowed from the HF tank and modified accordingly. The driver had two gear control levers and two pedals connected with the main clutches. The levers regulated the speed of movement, the pedals were responsible for putting the engine in front or reverse. On the dashboard there were devices to monitor the operation of both engines.

On the roof of the armored car positioned a box with a shoulder strap to install the tower. Kolomna Locomotive Plant was engaged in the repair of KV-type tanks, so the question of arming the Red Star was resolved quickly and simply. This combat vehicle was equipped with a turret from the KV tank without any changes in the composition of the weapons and sighting equipment. The tower used by the factory workers carried an 76-mm ZIS-5 cannon and two DT machine guns: one paired with a cannon, the second in the installation of the feeding sheet. For aiming weapons it was proposed to use the TOD-6 telescopic sight and periscopic PD-6.


One of the carts with its own power plant. Well visible elements of the transfer. Photos Otvaga2004.ru


Additional armament machine consisted of three machine guns DT, installed in the body. Two machine guns were suggested to be mounted aft of the sides. The third was located on the anti-aircraft installation in the front of the case and in the transport position was located inside the case. Before using it, it was necessary to open the corresponding roof hatch and raise the installation to the working position. Access to three additional machine guns was provided by passes between the engines and the body.

The exact characteristics of the Red Star armored vehicles have unfortunately not been preserved. It is only known that this car could move along the railway track at speeds up to 43 km / h. The speed did not depend on the direction, which was achieved with the help of two separate engines responsible for moving forward or backward. The firing characteristics of the machine remained at the level of the tank, which “shared” its turret.

Understanding the seriousness of the situation, Kolomna engineers drafted a project as soon as possible, and then the plant workers assembled the first copy of the Red Star, which received the symbol KZ-1. From the assembly shop this armored vehicle was released in February 1942 of the year. According to some information, soon the armored car passed some tests and was soon presented to the specialists of the Armored Directorate Directorate of the Red Army.

In the cover letter to the new project, designer LS Lebedyansky noted that the Red Star project could be modernized in the future in order to simplify the design and improve performance. In particular, it was possible to use a single driving carriage equipped with an engine and a reversible gearbox. Due to this, it was possible to improve the driving characteristics of the machine, as well as to facilitate it and to release a sufficiently large volume inside the case. It could be used to increase ammunition and for other purposes. Another way to upgrade was to use an updated reservation made from curved and inclined sheets.


General view of the KZ-1 machine. Photo Alternalhistory.org.ua


Employees of the Armored Vehicle Directorate saw for the first time a new railway armored vehicle in March 1942. Motor vehicle KZ-1 not interested in the army. Probably, the decision of the commission was affected by the overall complexity of the design and other drawbacks directly related to the specifics of the plant’s operation in front-line conditions. Work on the project "Red Star" were discontinued.

The further fate of the only prototype of a promising armored car is unknown. Apparently, he was soon dismantled, and the released units were used in the repair of new heavy tanks delivered to the factory. The machine "Red Star" did not go into the series, and also did not participate in the battles. Moreover, she probably did not even have time to pass the full cycle of tests, including the test firing.

At the very end of 1941, the designers of the Kolomna Locomotive Plant under the direction of L.S. Lebedyansky attempted to create a promising railway armored vehicles with tank weapons, which could significantly increase the combat capability of the Red Army. Working in the conditions of a shortage of components and having a limited machine park, Kolomna specialists were still able to create such a combat vehicle, although they had to use not very good ideas. Despite all the setbacks, the Red Star project is an excellent example of how Soviet engineers, even under the most difficult conditions, tried to help the Red Army in the fight against the enemy. In addition, this project was one of the most interesting attempts to create a combat vehicle based on serial tank and rail vehicles.


On the materials of the sites:
http://alternathistory.org.ua/
http://otvaga2004.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://strangernn.livejournal.com/
Author:
18 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. 25ru
    25ru 30 November 2015 06: 38
    +4
    Informative. Unfortunately at work, and at home there is an electronic version of the book about similar serial railway cars. NKVD troops.
    PS Found by search: A. Akutin "Motorized armored cars of the NKVD"
    1. velikoros-xnumx
      velikoros-xnumx 30 November 2015 08: 36
      +1
      Quote: 25ru
      Informative. Unfortunately at work, and at home there is an electronic version of the book about similar serial railway cars. NKVD troops.
      PS Found by search: A. Akutin "Motorized armored cars of the NKVD"

      In today's difficult economic situation in the country, one must write - To the joy of work, ... smile
    2. The comment was deleted.
  2. Volga Cossack
    Volga Cossack 30 November 2015 07: 14
    +2
    good stuff - thanks !!!!
  3. The comment was deleted.
  4. The comment was deleted.
  5. pimen
    pimen 30 November 2015 09: 47
    0
    probably they just needed to make a lightly armored wagon with a pair of 61k to hook it to all the trains
    1. Stas57
      Stas57 30 November 2015 11: 00
      0
      Quote: pimen
      probably they just needed to make a lightly armored wagon with a pair of 61k to hook it to all the trains

      obviously, if you read the text that they were building a motor, they would like a car, they would build a car.
      1. pimen
        pimen 30 November 2015 11: 14
        0
        here the logic is very simple: the motor was not needed, and a little expensive, but the cars with anti-aircraft gunshots could be useful on the railway throughout the war
        1. Alexey RA
          Alexey RA 30 November 2015 12: 23
          +3
          Quote: pimen
          here the logic is very simple: the motor was not needed, and a little expensive, but the cars with anti-aircraft gunshots could be useful on the railway throughout the war

          And they did the whole war - for the linear and anti-aircraft BEPO. As soon as the situation with the production of 61-K leveled off.
          And at the end of 1941, anything (PV-1, ShVAK, who was lucky - DShK) was used as air defense systems on the railway, except for standard MZA systems. For all 61-K were taken away by the army and air defense forces.
    2. Alexey RA
      Alexey RA 30 November 2015 12: 17
      0
      Quote: pimen
      probably they just needed to make a lightly armored wagon with a pair of 61k to hook it to all the trains

      At the end of 1941? Who else would give them this 61-K at this time ...
      1. pimen
        pimen 30 November 2015 12: 45
        +2
        Well, you yourself write:
        Quote: Alexey RA
        - And they did the whole war - for the linear and anti-aircraft BEPO.
        - And the usual freight trains of the front line needed no less protection. I would venture to suggest that in the aggregate, their value was even greater than the combat value of armored trains
        1. Alexey RA
          Alexey RA 30 November 2015 16: 50
          0
          Quote: pimen
          - And the usual freight trains of the front line needed no less protection. I would venture to suggest that in the aggregate, their value was even greater than the combat value of armored trains

          I am writing more "at that time". smile
          At the end of 1941, the anti-tank anti-aircraft gun 61-K was an extremely valuable and rare item, for which the army and air defense of the country competed. And in the best case, the usual compositions got the usual ZPU M-4.
          The situation with 61-K straightened out sometime by the end of 1942. At the same time, anti-aircraft BEPOs went to the air defense, which were used both in the air defense of stations / bridges and for escorting trains on the way: the BEPOs were either "pulled" to the sites, including them in the guarded composition, or used separately, as an escort ship at sea.
  6. Snob
    Snob 30 November 2015 11: 02
    -1
    Homemade project. This development could not get underway since the era of pronounced trains has passed, I think this miracle was quickly sawn into spare parts after dragging out a military general who clearly understood that the train / tank would not help.
    1. Alexey RA
      Alexey RA 30 November 2015 11: 21
      +8
      Quote: Snob
      Homemade project. This development could not get underway since the era of pronounced trains has passed, I think this miracle was quickly sawn into spare parts after dragging out a military general who clearly understood that the train / tank would not help.

      BEPO "Kozma Minin" and "Ilya Muromets" look at you with bewilderment. smile
      As well as the "standard BEPO arr. 1943" - BP-43.
  7. gla172
    gla172 30 November 2015 17: 36
    +2
    And this is how the Germans did ........
    1. moskowit
      moskowit 30 November 2015 17: 56
      0
      From the captured T-34? Address, be nice, give ...
    2. Alf
      Alf 30 November 2015 20: 18
      +1
      Quote: gla172
      And this is how the Germans did ........

      And still so.
  8. Alf
    Alf 30 November 2015 20: 16
    +1
    I got such a picture.
  9. Mikado
    Mikado 30 November 2015 21: 31
    +2
    Cyril, thanks for the article! Armored trains that ours, that German - a little-known topic, and therefore extremely interesting. By the way, German is also an interesting topic, if only because in their 41st year a locomotive was originally used as a thrust. Write more, we will wait!
    Yours faithfully, hi
  10. valsh
    valsh 1 December 2015 20: 20
    0
    many thanks for the article - very very interesting !!!
  11. geolive
    geolive 1 December 2015 23: 13
    0
    A veteran lives with us - in the Second World War he defended Leningrad on the Sergo armored train. He thrashed against the Luftwaffe with anti-aircraft guns. It's a pity the blind man and his memory fails. I wanted to find something about an armored vehicle on the Leningrad front - unfortunately I did not find it. And the veteran in the 45th got to the parade - he rode as part of anti-aircraft crews in a lorry.

Проект бронеавтомотрисы «Красная Звезда»

Сразу после нападения нацистской Германии Советский Союз начал эвакуацию предприятий промышленности в безопасные районы страны. Результатом этого стало развертывание производств на новых местах, позволившее спасти предприятия от захвата противника. Тем не менее, несмотря на эвакуацию, некоторые предприятия продолжали работу вплоть до подхода противника. Более того, некоторые заводы в таких условиях даже создавали новые проекты военной техники. Ярким примером этого является бронеавтомотриса «Красная Звезда».

В октябре 1941 года Коломенский паровозостроительный завод им В. Куйбышева был эвакуирован. На старом месте остались только некоторые сотрудники, которые, используя имеющееся оборудование, продолжали работу. В декабре заводу поставили новую задачу: он должен был осуществлять ремонт танков КВ, а также танковых дизельных двигателей В-2К. Из-за специфики повреждений бронетехники на предприятии вскоре скопился определенный запас танковых запчастей и агрегатов, которые можно было бы использовать при ремонте танков или при строительстве новой техники. В декабре того же года было принято решение применить этот запас для строительства совершенно новой бронемашины.

Вскоре после начала ремонта бронетехники коломенские специалисты предложили разработать проект бронированной автомотрисы с танковым вооружением. Возможности завода позволяли строить подобную технику, а накопившийся запас деталей открывал неплохие перспективы с точки зрения вооружения. Используя имеющиеся танковые башни с вооружением и двигатели, можно было строить настоящие железнодорожные танки. Проект подобной техники получил название «Красная Звезда».


Проект бронеавтомотрисы «Красная Звезда»
Прототип "Красной Звезды" на Коломенском паровозостроительном заводе. Фото Alternalhistory.org.ua


Проект «Красная Звезда» разрабатывался под руководством конструктора Льва Сергеевича Лебедянского. Этот инженер имел большой опыт разработки паровозной техники, а в предвоенный период привлекался к созданию железнодорожных бронемашин. Лебедянский и его коллеги решили использовать имеющийся опыт в новом проекте бронемашины на железнодорожном ходу.

При создании перспективной бронеавтомотрисы инженерам Коломенского завода пришлось столкнуться с рядом серьезных трудностей. Им пришлось использовать только те узлы и агрегаты, которые можно было достать в текущей обстановке или изготовить при помощи оставшихся на заводе станков. Следует отметить, именно сокращенный станочный парк привел к появлению нестандартной компоновки машины. Не имея возможности изготавливать некоторые детали, авторы проекта были вынуждены прибегнуть к необычным компромиссным решениям.

Основой конструкции машины «Красная Звезда» были две одинаковые тележки с собственными силовыми установками. Каждая тележка имела по две колесные пары и оснащалась двигателем В-2К мощностью 600 л.с. с трансмиссией, а также другим оборудованием, в том числе топливным и масляным баком, радиатором и т.д. Таким образом, автомотриса получила сразу два двигателя. Двигатель соединялся с главным фрикционом, который передавал крутящий момент на механическую коробку передач. Та, в свою очередь, соединялась с бортовыми передачами. Бортовые передачи при помощи цепей передавали крутящий момент на одну из колесных пар. Вторая пара приводилась в движение при помощи специальных механических передач, которыми соединялась с первой. Обе тележки бронеавтомотрисы имели одинаковую конструкцию и отличались только способом установки.

Проект бронеавтомотрисы «Красная Звезда»
Схема "Красной Звезды". Рисунок Otvaga2004.ru


Тележки строились на основе существующих агрегатов с минимальным использованием новых деталей. Так, дизельный двигатель, элементы трансмиссии, топливная система и т.д. были заимствованы у танков КВ. Колесные пары, рессоры и другие элементы ходовой части, в свою очередь, были взяты у тендеров паровозов серии Су. Таким образом, конструкция ходовой части и силовой установки позволяла в кратчайшие сроки освоить производство новой бронетехники без необходимости изготовления новых сложных деталей.

В ходе эвакуации из Коломны были вывезены различные станки, в том числе и зуборезные. Из-за этого сотрудники завода не могли изготавливать некоторые агрегаты, в том числе реверсные коробки передач и т.п. запчасти. По этой причине автомотрису пришлось оснастить двумя силовыми установками, одна из которых отвечала за движение вперед, другая за задний ход. Оригинальное, хотя и не самое разумное техническое решение, было вынужденным и обусловленным отсутствием возможности изготовления необходимых агрегатов.

Броневой корпус имел крайне простую конструкцию. Тележки соединялись между собой двумя двутавровыми балками. На них предлагалось монтировать каркас из уголков, на котором следовало устанавливать броневые листы. Параметры защиты неизвестны. Вероятно, броня новой дрезины могла защищать экипаж и агрегаты от стрелкового оружия и малокалиберной артиллерии.

Проект бронеавтомотрисы «Красная Звезда»
Каркас броневого корпуса во время сборки. Фото Otvaga2004.ru


Корпус машины «Красная Звезда» имел характерную граненую форму. Нижняя его часть представляла собой прямоугольный броневой короб, верхние листы были наклонены внутрь и соединялись с горизонтальной крышей. На обоих бортах корпуса, недалеко от кормы, имелись две выступающие прямоугольные коробки с люками-дверями для посадки в машину. Для упрощения конструкции дверей было решено нарастить на наклонных верхних листах агрегат соответствующей формы.

Тележки с собственными двигателями располагались в передней и задней частях корпуса. Между двигателями располагались рабочее место водителя и боевое отделение. Кроме того, оставались проходы между двигателями и корпусом, которые тоже были задействованы при установке вооружения.

Водитель располагался в центральной части корпуса и мог следить за обстановкой при помощи набора лючков и щелей. Органы управления двигателями были заимствованы у танка КВ и доработаны соответствующим образом. В распоряжении водителя были два рычага управления коробками передач и две педали, связанные с главными фрикционами. Рычагами регулировалась скорость движения, педали отвечали за включение в работу двигателя переднего или заднего хода. На приборной панели присутствовали устройства для контроля за работой обоих двигателей.

На крыше бронеавтомотрисы расположили коробку с погоном для установки башни. Коломенский паровозостроительный завод занимался ремонтом танков типа КВ, поэтому вопрос вооружения «Красной Звезды» был решен достаточно быстро и просто. Эту боевую машину оснастили башней от танка КВ без каких-либо изменений в составе вооружения и прицельного оборудования. Использованная заводчанами башня несла 76-мм пушку ЗиС-5 и два пулемета ДТ: один спаренный с пушкой, второй – в установке кормового листа. Для наведения оружия предлагалось использовать телескопический прицел ТОД-6 и перископический ПД-6.

Проект бронеавтомотрисы «Красная Звезда»
Одна из тележек с собственной силовой установкой. Хороши видны элементы передачи. Фото Otvaga2004.ru


Дополнительное вооружение машины состояло из трех пулеметов ДТ, установленных в корпусе. Два пулемета предлагалось монтировать в кормовой части бортов. Третий располагался на зенитной установке в передней части корпуса и в транспортном положении располагался внутри корпуса. Перед его использованием следовало открывать соответствующий люк крыши и поднимать установку в рабочее положение. Доступ к трем дополнительным пулеметам обеспечивался за счет проходов между двигателями и корпусом.

Точные характеристики бронеавтомотрисы «Красная Звезда», к сожалению, не сохранились. Известно только то, что эта машина могла двигаться по железнодорожному пути со скоростью до 43 км/ч. При этом скорость не зависела от направления, что достигалось при помощи двух отдельных двигателей, отвечающих за движение вперед или назад. Огневые характеристики машины остались на уровне танка, «поделившегося» своей башней.

Понимая всю серьезность положения, коломенские инженеры в кратчайшие сроки разработали проект, а затем рабочие завода собрали первый экземпляр «Красной Звезды», получивший условное обозначение КЗ-1. Из сборочного цеха эта бронемашина вышла уже в феврале 1942 года. По некоторым данным, вскоре бронеавтомотриса прошла некоторые испытания и вскоре была представлена специалистам Автобронетанкового управления Красной Армии.

В сопроводительном письме к новому проекту конструктор Л.С. Лебедянский отмечал, что проект «Красная Звезда» в будущем может быть модернизирован с целью упрощения конструкции и повышения характеристик. В частности, имелась возможность использования одной движущей тележки, оснащенной двигателем и реверсивным редуктором. За счет этого можно было повысить ходовые характеристики машины, а также облегчить ее и освободить достаточно большой объем внутри корпуса. Его можно было использовать для увеличения боезапаса и для других целей. Еще один способ модернизации заключался в применении обновленного бронирования, изготовленного из изогнутых и наклонных листов.

Проект бронеавтомотрисы «Красная Звезда»
Общий вид машины КЗ-1. Фото Alternalhistory.org.ua


Сотрудники Автобронетанкового управления впервые увидели новую железнодорожную бронемашину в марте 1942 года. Автомотриса КЗ-1 не заинтересовала армию. Вероятно, на решении комиссии сказалась общая сложность конструкции и другие недостатки, прямо связанные со спецификой работы завода в прифронтовых условиях. Работы по проекту «Красная Звезда» были прекращены.

Дальнейшая судьба единственного прототипа перспективной бронеавтомотрисы неизвестна. По-видимому, его вскоре разобрали, а высвободившиеся агрегаты использовали при ремонте новых тяжелых танков, доставленных на завод. Машина «Красная Звезда» не пошла в серию, а также не участвовала в боях. Более того, она, вероятно, даже не успела пройти полный цикл испытаний, в том числе выполнить тестовые стрельбы.

В самом конце 1941 года конструкторы Коломенского паровозостроительного завода под руководством Л.С. Лебедянского предприняли попытку создания перспективной железнодорожной бронемашины с танковым вооружением, которая могла бы значительно повысить боеспособность Красной Армии. Работая в условиях дефицита комплектующих и располагая ограниченным станочным парком, коломенские специалисты все же смогли создать такую боевую машину, хотя им и пришлось вынужденно использовать не самые удачные идеи. Несмотря на все неудачи, проект «Красная Звезда» является прекрасным примером того, как советские инженеры даже в самых трудных условиях старались помочь Красной Армии в борьбе с врагом. Кроме того, этот проект стал одной из самых интересных попыток создать боевую машину на базе серийной танковой и железнодорожной техники.


По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://otvaga2004.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://strangernn.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. 25ru 30 ноября 2015 06:38
    Познавательно. К сожалению на работе, а дома есть электронный вариант книги о подобных серийных машинах ж.д. войск НКВД.
    P.S. Нашел по поиску: А.Акутин "Мотоброневагоны НКВД"
    1. velikoros-88 30 ноября 2015 08:36
      Цитата: 25ru
      Познавательно. К сожалению на работе, а дома есть электронный вариант книги о подобных серийных машинах ж.д. войск НКВД.
      P.S. Нашел по поиску: А.Акутин "Мотоброневагоны НКВД"

      В сегодняшней непростой экономической ситуации в стране надо писать - К радости на работе, ... smile
    2. Комментарий был удален.
  2. казак волгский 30 ноября 2015 07:14
    хороший материал - спасибо!!!!
  3. Комментарий был удален.
  4. Комментарий был удален.
  5. pimen 30 ноября 2015 09:47
    вероятно, им надо было просто легкобронированный вагон с парой 61к сделать, чтобы цеплять его ко всем составам
    1. стас57 30 ноября 2015 11:00
      Цитата: pimen
      вероятно, им надо было просто легкобронированный вагон с парой 61к сделать, чтобы цеплять его ко всем составам

      очевидно, если прочесть текст, что они строили моторису, хотели бы вагон- построили бы вагон.
      1. pimen 30 ноября 2015 11:14
        тут логика очень проста: моториса не понадобилась, да и дороговата, а вот вагоны с зенитными скорострелками могли бы пригодиться на железной дороге всю войну
        1. Alexey RA 30 ноября 2015 12:23
          Цитата: pimen
          тут логика очень проста: моториса не понадобилась, да и дороговата, а вот вагоны с зенитными скорострелками могли бы пригодиться на железной дороге всю войну

          А их и делали всю войну - для линейных и зенитных БЕПО. Как только ситуация с производством 61-К выровнялась.
          А в конце 1941 в качестве средств ПВО на ж/д использовали всё, что угодно (ПВ-1, ШВАК, кому повезло - ДШК), кроме штатных систем МЗА. Ибо все 61-К забирали армия и войска ПВО.
    2. Alexey RA 30 ноября 2015 12:17
      Цитата: pimen
      вероятно, им надо было просто легкобронированный вагон с парой 61к сделать, чтобы цеплять его ко всем составам

      В конце 1941? Кто бы им ещё эту 61-К в это время дал...
      1. pimen 30 ноября 2015 12:45
        Ну вот вы сами пишите:
        Цитата: Alexey RA
        - А их и делали всю войну - для линейных и зенитных БЕПО.
        - а в не меньшей защите нуждались и обычные грузовые составы прифронтовой полосы. Рискну предположить, что в совокупности, их значение было даже больше чем боевая ценность бронепоездов
        1. Alexey RA 30 ноября 2015 16:50
          Цитата: pimen
          - а в не меньшей защите нуждались и обычные грузовые составы прифронтовой полосы. Рискну предположить, что в совокупности, их значение было даже больше чем боевая ценность бронепоездов

          Я пишу ещё "в это время". smile
          В конце 1941 противотанково-зенитная пушка 61-К была крайне ценным и редким изделием, за которое соперничали армия и ПВО страны. А обычным составам доставалась в лучшем случае обычная ЗПУ М-4.
          Положение c 61-К выправилось где-то к концу 1942. В это же время в ПВО пошли зенитные БЕПО, которые использовались и в ПВО станций/мостов и для сопровождения составов в пути: БЕПО либо "раздёргивали" на площадки, включая их в охраняемый состав, либо использовали отдельно, как эскортный корабль на море.
  6. Сноб 30 ноября 2015 11:02
    Проект самоделки. Эта разработка не могла получить ходу так как эпоха пронепоездов ушла, думаю это чудо быстро распилили на запчасти после выволочки боевого генерала который ясно понял что жд/танк ничем не поможет.
    1. Alexey RA 30 ноября 2015 11:21
      Цитата: Сноб
      Проект самоделки. Эта разработка не могла получить ходу так как эпоха пронепоездов ушла, думаю это чудо быстро распилили на запчасти после выволочки боевого генерала который ясно понял что жд/танк ничем не поможет.

      БЕПО "Козьма Минин" и "Илья Муромец" смотрят на Вас с недоумением. smile
      Равно как и "стандартный БЕПО обр. 1943 года" - БП-43.
  7. gla172 30 ноября 2015 17:36
    А вот так немцы делали........
    1. moskowit 30 ноября 2015 17:56
      Из трофейных Т-34? Адрес, будьте добреньки, дайте...
    2. Альф 30 ноября 2015 20:18
      Цитата: gla172
      А вот так немцы делали........

      И еще так.
  8. Альф 30 ноября 2015 20:16
    Попалась такая картинка.
  9. Микадо 30 ноября 2015 21:31
    Кирилл, спасибо за статью! Бронепоезда, что наши, что немецкие - тема малоизвестная, и поэтому крайне интересная. Кстати, немецкие - тоже тема интересная, хотя бы потому, что у них в 41-м году изначально в качестве тяги использовался тепловоз. Пишите больше, будем ждать!
    С уважением, hi
  10. valsh 1 декабря 2015 20:20
    огромное спасибо за статью - очень очень интересно!!!
  11. geolive 1 декабря 2015 23:13
    У нас ветеран живет - в ВОВ на бронепоезде "Серго" Ленинград защищал. Молотил из зенитки по "люфтваффе". Жаль слепой и память подводит. Хотел что-нибудь про бронепозда на Ленинградском фронте найти - не нашёл, к сожалению. А ветеран в 45-м на парад попал - ехал в составе зенитных расчетов на полуторке.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня