Дежурный по стране

Национальный центр управления обороной подводит итоги первого года работы

1 декабря исполняется ровно год, как на боевое дежурство заступил Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУО). В его составе на всех уровнях управления от Калининграда до Владивостока развернуты и приступили к несению дежурства штатные оперативные смены. Что изменилось за минувшее время, полностью ли реализовал себя НЦУО РФ? На эти и другие вопросы «ВПК» ответил заместитель начальника Национального центра управления обороной Российской Федерации генерал-майор Игорь Солохов.


– Игорь Владимирович, все мы видим, насколько изменило облик Минобороны создание в прошлом году Национального центра управления обороной страны. Даже многочисленные скептики сейчас признают обоснованность управления Вооруженными Силами с помощью самых передовых технологий.

– Национальный центр управления обороной РФ – постоянно действующий, единый по структуре для мирного и военного времени орган оперативного управления военной организации государства. Его появлению предшествовали исследования и глубокий анализ существующих на сегодня угроз безопасности и возможностей государства по их нейтрализации.

Решение о создании центра было принято президентом 8 мая 2013 года в целях совершенствования системы централизованного управления военной организацией государства и экономикой страны при решении вопросов подготовки к ее вооруженной защите. С 1 апреля по 1 декабря 2014-го НЦУО РФ находился на опытно-боевом дежурстве.

События уходящего года подтвердили правильность принятого президентом решения. Эффективная работа дежурных смен Национального центра на всех уровнях в ходе основных мероприятий оперативной подготовки Вооруженных Сил, а также в кризисных ситуациях позволила руководству Минобороны, командующим и командирам в круглосуточном режиме получать соответствующие обстановке предложения для принятия решений по управлению войсками и силами. А оснащенность центра самыми современными телекоммуникационными и вычислительными средствами – оперативно и беспрепятственно осуществлять координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в оборонной сфере.

Технические возможности центра позволяют в режиме реального времени непрерывно отслеживать изменения военно-политической обстановки в мире, получать полные и достоверные сведения о состоянии всех войск и воинских формирований в стране, наличии имеющихся материальных ресурсов. На основе всестороннего анализа можно моделировать различные сценарии развития ситуации в стране и мире, обеспечивая проведение планирования и принятие решений руководством государства в мирное и военное время.

Национальный центр в круглосуточном режиме управляет всеми сферами деятельности Вооруженных Сил. Это способность и готовность войск к решению поставленных задач, выполнение гособоронзаказа, финансовое и материально-техническое обеспечение, комплектование и подготовка кадров, медицинское и жилищное обеспечение, международная и другие виды деятельности.

Основу Национального центра составляют три центра управления:

-центр управления стратегическими ядерными силами (СЯС) предназначен для управления применением ядерного оружия по решению высшего военно-политического руководства страны;
-центр боевого управления осуществляет мониторинг военно-политической обстановки в мире, анализ и прогноз развития угроз для Российской Федерации или ее союзников. Он же обеспечивает управление применением Вооруженных Сил, а также войск и воинских формирований, не входящих в структуру Минобороны России;
-центр управления повседневной деятельностью, ведущий мониторинг всех направлений деятельности военной организации государства, касающихся всестороннего обеспечения Вооруженных Сил. Он же координирует деятельность федеральных органов власти по удовлетворению потребностей не входящих в состав Минобороны других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

– Насколько удалось реализовать заложенный НЦУО РФ потенциал?

– Потенциал роста для Национального центра еще далеко не исчерпан. Основными направлениями повышения его эффективности в ближайшем будущем станут:

дальнейшее совершенствование межведомственного информационного взаимодействия в интересах обороны. С учетом полученных результатов в ходе учений «Центр-2015» разработан и проходит согласование проект указа президента, регламентирующий порядок работы оперативных групп федеральных органов исполнительной власти в Национальном центре управления. Издание данного указа обеспечит переход на качественно новый уровень взаимодействия центральных органов исполнительной власти и администраций субъектов Федерации при решении задач обороны государства;
продолжение работ по оснащению региональных и территориальных центров управления техническими средствами информационного обмена и объединение их в состав единого программно-аппаратного комплекса Национального центра управления обороной.


Немаловажным, а скорее первостепенным для повышения эффективности работы Национального центра является уровень подготовки офицерских кадров. Не случайно параллельно с его формированием на базе Академии Генерального штаба был создан отдельный Институт управления национальной обороной, где по специально разработанным программам организована подготовка высококлассных специалистов-аналитиков, включая должностных лиц иных федеральных органов исполнительной власти и предприятий ОПК.

В целом же специалисты для центра готовятся в восьми учебных заведениях Минобороны России, в том числе по программам переподготовки и дополнительного профессионального образования с упором на овладение самыми современными информационно-телекоммуникационными технологиями.

Реализация этих направлений позволит раскрыть весь заложенный в него потенциал.

– Вы сказали про межведомственное информационное взаимодействие в интересах обороны. Как оно организовано и с какими государственными структурами? С кем вы наиболее активно сотрудничаете?

– С самого начала необходимо сказать, что основой любого взаимодействия, в том числе информационного, является наличие нормативной правовой базы. Указ президента от 1 сентября 2014 года № 601 и определил дальнейшие цели и порядок сбора информации по вопросам обороны Российской Федерации. В нем, кроме того, отражены основные правила сбора информации по вопросам обороны и обмена ею по направлениям деятельности органов исполнительной власти и организаций независимо от форм собственности. Указ призван повысить эффективность информационного обеспечения деятельности высших должностных лиц государства и руководителей федеральных структур при проведении мероприятий в Национальном центре управления.

Важно отметить, что информационное взаимодействие Минобороны России и федеральных органов исполнительной власти происходит в рамках двусторонних соглашений, в которых прописаны обязательства сторон и вопросы их реализации. На данный момент определены и подписаны двусторонние соглашения с федеральными органами исполнительной власти и организациями, с которыми впервые для информационного обмена была задействована электронная почта системы межведомственного информационного взаимодействия «Портал», позволяющая передавать закрытую информацию.

Если говорить непосредственно об участниках межведомственного взаимодействия, то традиционно при решении совместных задач мы активно сотрудничаем с силовым блоком (ФСБ, СВР, ФСО, ФСКН, МЧС и др.).

– Какова организационно-техническая основа системы межведомственного информационного взаимодействия?

– Ее составляет система центров управления федеральных органов исполнительной власти, ядром которой и является Национальный центр управления обороной. Техническая основа системы – программно-аппаратный комплекс Национального центра управления обороной.

В интересах формирования единого информационного пространства по вопросам обороны Российской Федерации проводится работа по интеграции информационных систем федеральных органов исполнительной власти в программно-аппаратный комплекс НЦУО РФ с применением современных технологий, позволяющих в режиме реального времени осуществлять сбор, обобщение и анализ данных об обстановке, поступающих от федеральных органов исполнительной власти, прежде всего участвующих в выполнении мероприятий плана обороны Российской Федерации.

Для дальнейшего развития данного направления и поиска новых форм его совершенствования 19 ноября мы провели первую межведомственную научно-практическую конференцию.

– Какими были цели конференции?

– Одной из основных являлось совершенствование системы межведомственного информационного взаимодействия при решении задач в области обороны страны. Сегодня мы завершили уточнение состава участников межведомственного информационного взаимодействия с учетом спектра всех задач, решаемых нашими Вооруженными Силами. Подписаны двусторонние соглашения между Министерством обороны и другими федеральными органами исполнительной власти, сформирована нормативно-правовая база, регламентирующая совместную работу МО РФ с исполнительной властью по обмену информацией в вопросах обороны.

Учитывая актуальность проводимой работы, необходимо определить дальнейшие пути решения задач межведомственного информационного взаимодействия, определить качественно новые, современные подходы в этой сфере, привлечь к данному направлению деятельности более широкий состав участников. Все это и обсуждалось на конференции.

– Что ожидаете по итогам этого мероприятия?


– Данная конференция дала импульс дальнейшему совершенствованию функциональной подсистемы межведомственного информационного взаимодействия. Кроме того, убежден, она позволила сформировать новые взгляды в области информационных технологий, различных инновационных и организационных решений на более высоком уровне. А в конечном итоге послужила укреплению обороны и безопасности Российской Федерации.
Автор:
Игорь Солохов, Олег Фаличев
Первоисточник:
http://vpk-news.ru/articles/28155
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

13 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти