"Не знаю, хорошая это картина или плохая, но кажется, что настоящая"

24
"Не знаю, хорошая это картина или плохая, но кажется, что настоящая"


Исторические картины - хранители культурной памяти о прошлом. Те из них, что написаны по горячим следам событий, особенно ценны, поскольку дают представление о художнике и эпохе.

"Их горе было моим горем"

Полотно "Оборона Севастополя", созданное в период Великой Отечественной войны Александром Александровичем Дейнекой (1899 - 1969), фактически сделало его знаменитым. Картина была написана для выставки "Красная армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками", открывшейся 23 февраля 1943 г. в Москве.

Скорее всего, работа над картиной не заняла много времени. Комитет по делам искусств при СНК СССР в декабре 1942 г. заключил договор с художником. Согласно этому документу, эскиз произведения Дейнека обязан был представить уже к 28 декабря, а окончательный вариант - к 1 февраля 1943 г. Предполагалось, что полотно, написанное маслом на холсте, будет размером 1,5 - 1,8 кв. метра. В качестве гонорара художнику полагалось 20 тысяч рублей.

Судя по воспоминаниям Дейнеки, замысел большой картины о героизме советских воинов появился у него после поездки на фронт в феврале 1942 г. в район Юхнова, недалеко от Москвы. Находясь рядом с передовой, он сделал зарисовки к своей будущей графической серии "По дорогам войны". После возвращения художник написал серию акварелей "Москва военная". Он также руководил плакатной мастерской при Московском военном округе и сотрудничал в "Окнах ТАСС".

Впервые идея создать полотно именно о Севастопольской обороне возникла у Дейнеки после оставления города советскими войсками в начале июля 1942 г. Сообщение об этом сильно расстроило художника, хорошо знавшего Севастополь и неоднократно в нем бывавшего. Виды города и его жители были представлены на некоторых его довоенных работах. Так в 1932 - 1934 гг. он создал серию "Севастопольских акварелей" и картину "Парашютист над морем". В 1937 г. появилась известная работа "Будущие летчики".

Дейнека вспоминал, что этот приморский город он "любил еще по молодым годам, любил его веселых жителей, его синее море, зелень парков, лестницы улиц".

О подвиге защитников Севастополя Дейнека мог узнать из сообщений радио и прессы. Широко известной стала история о том, как пятеро краснофлотцев держали оборону в 23 километрах от Севастополя у деревни Дуванкой (ныне - Верхнесадовое). 7 ноября 1941 г. они приняли свой последний бой сначала с 7, а затем с 15 танками. Позднее, 23 октября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР политрук Н.Д. Фильченков и матросы И.М. Красносельский, Д.С. Одинцов, Ю.К. Паршин, В.Г. Цибулько получили посмертно звезды Героев Советского Союза. Приказом командующего Черноморским флотом они навечно зачислялись в списки своей воинской части.

О времени перед созданием картины Дейнека воспоминал: "В тяжелый 1942 год я вернулся с фронта. Севастополь был захвачен фашистами. В одной немецкой газете я видел страшный снимок. Город-красавец был изуродован. Я представил своих "будущих летчиков", которые тоже встали на защиту родного города, женщин и детей, которые узнали ужас блокады. Их горе было моим горем".

Период работы над полотном художнику не запомнился: "Это время... как бы выпало из моего сознания. Я жил одним желанием - написать картину, чувствовал, что она должна быть настоящей, полной сверхчеловеческой напряженностью боя".

Художественный стиль Дейнеки вписывался в концепцию нового романтизма, что проявилось и в картине "Оборона Севастополя". Центральным объектом творчества художника был человек, весь спектр его эмоций, выраженных в различных пластических очертаниях, жестах, силуэтах. "Романтизм Александра Дейнеки следует рассматривать как попытку сгладить конфликт между эстетическим идеалом эпохи, к которой он как художник стремился, и мифотворческим идеалом, который ему навязывал государственный режим". В период войны такое противопоставление сглаживается, в жизни появляются настоящие герои, соответствующие романтическому идеалу художника.

На картине предстает эпизод боя на узкой полосе набережной. Матросы-десантники в белых форменках идут в контратаку. Защитники Севастополя, "подобно сказочным богатырям, вышедшим из моря", смело обрушиваются на превосходящего их числом и вооружением врага. В произведении ярко выражена "патетическая экспрессия высшего напряжения битвы".

С точки зрения реальных событий, этот бой мог произойти в июне 1942 г., когда немцы прорвались к окраине города у Северной бухты. Но художник создал обобщающий образ войны, без соотнесения с конкретикой.

Главная фигура полотна - изображенный на переднем плане матрос атлетического телосложения со связкой гранат в руках, готовый бросить ее в гущу наступающих немецких солдат. Перед нами воин-богатырь с кровавыми подтеками на мужественном лице, со спокойным бесстрашием ведущий бой за родную землю. Первоначально на эскизе картины эта фигура отсутствовала. Сначала художник рассчитывал сделать центром изображения схватку между матросом и немецким солдатом (изображены на втором плане). Интересно, что для создания образа сильной и мускулистой центральной мужской фигуры Дейнека пригласил знакомую женщину-спортсменку с соответствующим телосложением.

Слева и позади от центральной фигуры матроса наступают его товарищи. Они устремились вперед. В левой части картины представлена фигура моряка с обнаженным торсом и с гранатой в правой руке. Он делает разворот для броска. Другой матрос застыл неподвижно на бегу, сраженный вражеской пулей. Впереди и справа от него начинается рукопашный бой - краснофлотец и немецкий солдат сцепились в смертельной схватке, замахиваясь друг на друга прикладами винтовок. Волна матросов в белых форменках сталкивается с темно-зеленой вражеской волной. Есть убитые и раненые с обеих сторон.

Отрицательные персонажи картины неоднозначны. Вражеские солдаты смело идут рядами в бой. Но за ними нет правды. Фигуры убитых немцев несут определенную смысловую нагрузку. Поза лежащего на переднем плане солдата с окровавленной головой и белокурыми волосами символизирует "горькое прозрение, снизошедшее в час расплаты, чувство вины за содеянное, в протянутых руках убитого словно застыла мольба о пощаде".

Фон боя трагичен и тревожен. Художник показал атмосферу кромешного ада. Верх картины занимает темно-красное небо, переполненное огнем и дымом. Белые здания стоят в руинах. Ниже - Черное море в свинцово-сером цвете. Над полуразрушенным городом пикирует "Юнкерс". Его цель - плывущие в бухте советские корабли. С них ведут огонь по немецкому самолету. На набережной стоит подбитый немецкий танк, уткнувшись дулом вниз. Вообще военная техника представлена на заднем плане. Для художника же самым важным было показать столкновение человеческих характеров.

Сюжет картины выстроен в двух планах. С одной стороны перед нами конкретный эпизод Великой Отечественной войны, связанный с обороной Севастополя. С другой, благодаря краскам и оттенкам проступает внутренний смысл полотна - борьба сил света и тьмы.

Можно различить и античные мотивы в созданных художником образах. Ведь на месте Севастополя когда-то стоял древнегреческий Херсонес. Советские матросы в белых одеяниях, обороняющиеся на набережной из мрамора, могут ассоциироваться с древнегреческими воинами, которые в далеком прошлом защищали свою высокую культуру от темных враждебных сил.

"Это не лучшее из того, что он написал"


Отзывы в прессе на "Оборону Севастополя" были разнообразными. Авторы одних публикаций превозносили художника за "драматическую эмоциональную выразительность" героических образов. Другие же, наоборот, подвергали картину критике за "неубедительность" и "абстрактность". Сам художник свое творение оценивал так: "Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая. Такими мне хотелось бы видеть и другие свои картины".

Вопрос о награждении Дейнеки обсуждался в феврале - марте 1944 г. на нескольких заседаниях Комитета по Сталинским премиям. От секции художников работы Дейнеки представлял И.Э. Грабарь. После просмотра картин в Третьяковской галерее было выдвинуто 25 кандидатов, в том числе и Дейнека со своими творениями "Оборона Севастополя", "Сбитый ас" и "Транспорт восстанавливается".

Грабарь назвал его "мастером", который имеет свой "ясно выраженный, ни на кого не похожий стиль". Но при этом отметил, что на полотне "Оборона Севастополя" лежащая фигура поверженного немца получилась непропорциональной: "короткие ноги при страшно длинном туловище". В то же время выступавшие на заседании режиссеры Ф.М. Эрмлер и А.П. Довженко дали положительную оценку картине.

Критические замечания в адрес других работ Дейнеки высказали скульпторы В.И. Мухина, С.Д. Меркулов и режиссер Довженко. Поэтому на следующем заседании Комитета из творений художника обсуждалась лишь "Оборона Севастополя". Председатель Комитета по делам искусств М.Б. Храпченко отметил, что картина больше походит на панно или плакат. Директор МХАТа И.М. Москвин подчеркнул незавершенность полотна, которое, видимо, создавалось в спешке. С критикой выступил художник А.М. Герасимов, указывая, что картина, "сильная по темпераменту", к сожалению, содержит много "досадных ошибок". Прежде всего Герасимов обратил внимание на плохо выписанные центральные фигуры: крайний слева матрос, бросающий гранату, имеет верх "великана", а "торс от мальчика"; лежащая фигура немецкого солдата изображена с "ногами от мальчика" и "туловищем от мужика". Писатель А.А. Фадеев выразил мнение многих присутствующих о творчестве Дейнеки и, в частности, о данной картине: "Это не лучшее из того, что он написал. Я его как художника очень люблю, но эту картину я считаю его неудачей". Несмотря на последовавшие затем высказывания режиссеров Довженко и Эрмлера в пользу полотна Дейнеки, большинством голосов художника все-таки исключили из числа кандидатов на премию.

"Картина сложная по типажу"


Несмотря на то что "Оборону Севастополя" критически восприняли многие участники заседания и не выдвинули на Сталинскую премию, образы этого полотна прочно вошли в культурную память советского общества о войне, ярко демонстрируя ожесточенную борьбу за Севастополь. Репродукции картины разошлись миллионными тиражами, публиковались в брошюрах, книгах, альбомах, учебниках по истории. Советские люди хорошо знали замечательное творение художника.

Критики в Комитете по Сталинским премиям мыслили традиционно и не поняли замысла и новаторского подхода Дейнеки. Он использовал в "Обороне Севастополя" прием масштабного приближения отдельных героев, одновременного сопоставления дальних мизансцен с крупно поданным действием первого плана. Сам Дейнека так охарактеризовал данный подход: "Оборона Севастополя" - картина сложная по типажу, что дало материал для ее фрагментирования. А вообще в данном случае фрагмент дает эстетическую и познавательную пользу, так как приближает к зрителю героев, дает возможность с ними ближе познакомиться, лучше увидеть их черты - это напоминает кино, когда издалека, постепенно к вам навстречу идет человек. Вы видите его как стаффаж, потом как силуэт всей фигуры и, наконец, крупным планом со всем присущим ей характером".

Сегодня картина хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, куда поступила в 1949 г. по решению Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. До этого момента, кроме выставки в Москве, произведение в 1947 г. экспонировалось вместе с некоторыми другими картинами художника в Вене. Одна из центральных австрийских газет отметила, что в этом полотне Дейнека "показал себя умелым баталистом".

Выставочная история "Обороны Севастополя" достаточно разнообразная по своей географии. Если в 1950 - 1980е гг. картина неоднократно экспонировалась на различных выставках только в Москве и Ленинграде, то в 1990-е и 2000-е гг. помимо российских столиц ее вывозили и на зарубежные выставки. Полотно Дейнеки экспонировалось в галереях и музеях Касселя, Праги, Турку, Стокгольма, Иерусалима, Вероны, Нью-Йорка, Бильбао.

Примечания

1. Дейнека. Живопись. М., 2010. С. 133.
2. Александр Александрович Дейнека. Жизнь, искусство, время. Литературно-художественное наследие. М., 1974. С. 322.
3. Ненарокомова И. "Люблю большие планы...". Художник Александр Дейнека. М., 1987. С. 157.
4. Севастополь: Энциклопедический справочник. Севастополь, 2000. С. 178.
5. Александр Александрович Дейнека. Жизнь, искусство, время. С. 161.
6. Архив города Севастополя. Ф. Р-183. Оп.1. Д. 356. Л. 38.
7. Александр Александрович Дейнека. Жизнь, искусство, время. С. 161.
8. Там же.
9. Равинская В.Б. Концепция нового романтизма в отечественной монументальной живописи тридцатых - пятидесятых годов: На примере творчества А.А. Дейнеки. Дисс. на соискание ученой степени канд. искусствоведения. М., 2002. С. 97-98, 108.
10. Суздалев П.К. А.А. Дейнека. Оборона Севастополя. Л., 1967. С. 6, 8.
11. Сысоев В.П. Александр Дейнека // Александр Дейнека. Сб.: в 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 220.
12. Там же. С. 216-217.
13. В творческом арсенале А.А. Дейнеки имелась картина "Амазонки", созданная в 1947 г. на основе его представлений об этом древнегреческом мифе. Кроме того, в его учебном пособии для начинающих художников, изданном в 1961 г., есть раздел "Рисование античной фигуры" (Дейнека А. Учитесь рисовать. Беседы с изучающими рисование. М., 1961. С. 65-75).
14. На художественной выставке // Правда. 1943. 31.03; Яковлев В. Красная армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками // Труд. 1943. 26.02; Бескин О. Заметки с выставки // Вечерняя Москва. 1943. 08.04.
15. Красная армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками // Красная звезда. 1943. 17.03.
16. Ненарокомова И. Указ. соч. С. 161.
17. РГАЛИ. Ф. 2073. Оп. 1. Д. 9. Л. 3, 33.
18. Там же. Л. 34, 45-46, 199.
19. Сысоев В.П. Указ. соч. С. 217.
20. Дейнека. Живопись. С. 143.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    1 декабря 2015 15:44
    Александр Дейнека Автопортрет 1948 г
  2. +4
    1 декабря 2015 15:45
    Штука в то, что художник и историчность, чаще всего вещи не совместимые. И это относится ко всем художникам. Даже такие мэтры, как Васнецов, в картине "Богатыри" намешал оружие о доспехи разных времен. Уже не однократно, многие обращались к этой теме, на разных сайтах. Когда творит художник, он идет по пути творческого вдохновения. В этом случае показательна позиция Станислава Ростоцкого, режиссера лучшего фильма о викингах "И на камнях растут деревья". Когда надо было снимать батальные сцены, он садился на стул и засыпал, а батальные сцены снимал его сын Андрей Ростоцкий. На мой взгляд созданы они великолепно.
    Статье +
  3. +3
    1 декабря 2015 15:45
    Сбитый ас 1943 г.
    1. +7
      1 декабря 2015 16:57
      Эта картина (Сбитый ас) была кошмаром моего детства - я с ужасом представляла себе, что произойдет через секунду ... Сейчас с экранов льются потоки крови и даже детей не испугать циничным членовредительством .. А на это произведение до сих пор смотрю с ужасом. А "Оборона Севастополя" - безусловный шедевр. В школе, в 80- годы, писали по ней сочинение, помню как был взбудоражен весь класс - особенно мальчишки. Разглядывали репродукцию, каждому персонажу придумывали судьбу. Все наши матросы обязательно оставались живы. Вот так воспитывали патриотизм в "проклятом" советском прошлом. А сейчас любимые персонажи - симпсоны и губка боб ...
  4. +4
    1 декабря 2015 15:47
    Картина Дейнеки представляет собой не документальное воспроизведение боевого эпизода, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил на руинах горящего города: богатырские фигуры советских моряков в нарочито белоснежных робах против надвигающейся темно-серой, почти безликой массы захватчиков. Динамику и драматизм композиции определяет центральная фигура матроса в последнем отчаянном броске на геометрически точный ряд вражеских штыков.

    В военное время художник не смог найти мужскую натуру для центральной фигуры, и в конце концов пригласил позировать девушку-спортсменку подходящего телосложения.
    1. EFA
      +2
      1 декабря 2015 16:43
      Вы хоть источник указывайте, если копируете все слово в слово, а то как то не красиво...
      Вроде вот мол какой я вумный. Чужим умом.



      Впрочем и Вики тоже "позаимствовала" текст из одного документа. А именно текста диссертации на на соискание ученой степени кандидата педагогических наук...
  5. +3
    1 декабря 2015 15:49
    Сам хоть маленько рисую, но специалистом по живописи себя не считаю. Батальные полотна люблю, панорамы, инсталляции с фигурками солдат и техникой. Данное полотно впервые увидел на репродукции в журнале "Юность", там были вкладки с картинами. Почему то помню это полотно и "Купание красного коня" Петрова-Водкина...
  6. +15
    1 декабря 2015 15:54
    когда я и многие мои сверстники учились в школе в своё время-СССР-у нас в учебниках истории было множество изображений этих великих картин..лично я множество шедевров русского,советского,и вообще мирового искусства воспринимали как раз из учебников..серьёзные и ответственные люди раньше учебники составляли..ностальгия блин.. recourse
  7. +6
    1 декабря 2015 15:56


    Это картина-символ. Символ нашей силы. Символ нашей Победы.

    1. +4
      1 декабря 2015 16:22
      Цитата: crambol
      Это картина-символ. Символ нашей силы. Символ нашей Победы.

      Я бы конкретизировал:
      Эта картина - СИМВОЛ НАШЕЙ ВЕРЫ В ПОБЕДУ,
  8. +4
    1 декабря 2015 15:57
    Хороша картина , без ёрничья . Воин на первом плане правильный , на втором плане другого воина увидели ? Смотреть внимательно надо .
  9. +5
    1 декабря 2015 16:02
    Автору-----большое спасибо за эту статью.Я давно думал о картинах,посвященных военной теме в истории Росии,СССР. В то время,как масса литературы посвящена сюжетам древней истории,как-то книги на эту тему мне не встретились.Мне последнее время стали интересны картины соцреализма.Военные сюжеты--занимают особенное место.
  10. +6
    1 декабря 2015 16:05
    В детстве я часто и подолгу рассматривал репродукцию этой картины Дейнеки в одном из альбомов репродукций моей мамы.
    У меня было впечатление, что я сам нахожусь в центре этого боя...
  11. +5
    1 декабря 2015 16:15
    Цитата: Denis Obukhov
    фигуры советских моряков в нарочито белоснежных робах

    Мне не понравилось слово "нарочито".
    Дейнека в картине (ИМХО) сделал одно из ударений на обычай российских моряков перед смертным боем одеваться во всё чистое - одевать форму первого срока.
    Я думаю, что он именно этим подчеркнул то, что матросы знали, что идут в свой ПОСЛЕДНИЙ БОЙ.
    1. 0
      2 декабря 2015 11:37
      Здесь, скорее, контраст "света" и "тьмы", в современной терминологии. Т.е. белая парадка моряков выбрана именно в пику тёмной форме немецко-фашистских захватчиков.
      Обратите внимание на угол здания в правой части картины, где сходятся врукопашную наши и фашисты. Тот же контраст, только зеркальный. Чтобы оттенить тёмное и светлое.
      А вот ваша мысль, скорее, выражена в бойце с голым торсом в левой части картины.
  12. +4
    1 декабря 2015 16:24
    Моя учительница, Володина Галина Петровна, говорила, что в художественном произведении любого жанра не следует искать точной (буквенной, портретной) схожести. Основная задача зрителя (читателя) понять те мысли и проникнуться теми чувствами, которые вложил автор в своё произведение. Если у stonks "...было впечатление, что я сам нахожусь в центре этого боя...", - то автор достиг цели...
    Не даром настоящие ценители художественного творчества, периодически возвращаются к просмотренным (прочитанным) картинам (книгам) и черпают новые мысли автора и полнее улавливают его чувства и интонации...
    what
  13. +2
    1 декабря 2015 16:35
    Вся статья корявая, как и фраза автора: "....матросы И.М. Красносельский, Д.С. Одинцов, Ю.К. Паршин, В.Г. Цибулько получили посмертно звезды Героев Советского Союза."
    Посмертно могут быть награждены, а вот получить посмертно может, разве, что ляпы корявый Автор Евгений Волков.
    А картина волнует и тревожит и ....хорошая картина.
  14. 0
    1 декабря 2015 16:47
    Как говорил один персанаж из фильма по фамилии Гоцман, -" Картина маслом!" good wink
  15. +4
    1 декабря 2015 17:06
    Эту картину надо смотреть предварительно прочитав
    http://u-96.livejournal.com/1313933.html

    С окончанием авианалётов, орудийный обстрел херсонесского "пятачка" заметно усилился. Это навело Новикова на мысль, что Манштейн собирается успеть перед заходом солнца провести сегодня ещё одну атаку. В сложившемся на данный момент положении, она могла оказаться для того, что ещё уцелело от СОРа, последней. А Новикову, кровь из носу, нужно было время. Хотя бы маленькая передышка. Какие-то два-три часа. Чтобы продержаться до наступления ночи. Чтобы навести хоть какое-то подобие порядка. Чтобы создать новую - последнюю линию обороны. И Новиков решил упредить Манштейна. Без снарядов, почти без гранат и патронов - контратаковать!

    О дальнейшем чудом уцелевший в севастопольском катаклизме младший сержант Г. Вдовиченко из 229-го саперного батальона 109-й стрелковой дивизии вспоминал так: "В конце дня на 35-й батарее началась мобилизация всех здоровых бойцов и командиров для контратаки. На выходе из батареи каждому, кто не имел оружие, давали винтовку, патроны и одну гранату на двоих. Каждый тридцатый, независимо от воинского звания, назначался старшим группы - командиром взвода. Мы залегли у батареи в районе левого командно-дальномерного поста. На башенку этого КДП поднялись три человека: моряк в форме капитана 3-го ранга и два армейских командира. Флотский командир обратился к бойцам и командирам, находящихся вокруг, и сказал, что по приказу Ставки Севастополь разрешено оставить. Всю исправную технику нужно уничтожить. Что ночью придут корабли, и чтобы противник не помешал эвакуации, нужно его отогнать от района батареи как можно дальше..."

    Было где-то около шести часов вечера, когда над 35-й батареей с шипением взлетела белая ракета. Ей в ответ тихо, как-то даже по домашнему, заурчал автомобильный двигатель. Средь клубов дыма, поднятых непрекращающимся артобстрелом, показался грузовик... Из кузова которого по оторопевшему врагу немедленно хлестнули длинные очереди счетверённого зенитного пулемёта. А следом за грузовиком рванулась неохватная глазом толпа атакующих. Эта серая, выгоревшая, почти поголовно белеющая бинтами, что-то ревущая масса производила такое жуткое впечатление, что изрядно выдохшиеся за день немецкие роты... просто бежали. Бежали, что было сил. Бежали так быстро, что немецкие корректировщики просто не успевали передавать на свои батареи данные о переносе огня. Так что остановить атаку шквалом снарядов не получилось. Атака остановилась сама, когда отмахав полтора километра за улепётывающими фрицами и переколов штыками тех, кого догнали, выдохшиеся севастопольцы в изнеможении повалились на растрескавшуюся от взрывов и жары землю. Кто-то всё ещё в забытьи сипел "урааааа", кто-то стонал, но большинство лежало молча...

    Новикову доложили - контратака удалась. Враг отброшен, но сил для развития успеха нет. Захвачено два десятка пулемётов, пяток орудий и три танка (одна "двойка" и пара чешских "тридцать восьмых" из состава III-го батальона 204-го танкового полка 22-й немецкой танковой дивизии). Противник постепенно очухивается и уже концентрирует огонь своих батарей на занятых нами в ходе контратаки рубежах...

    Новиков приказал обо всём произошедшем отбить шифровку Октябрьскому, из захваченных орудий и танков вести огонь вплоть до полного расхода боекомплекта, после чего трофеи уничтожить. Войскам же вернуться на исходные позиции.

    Ожидаемой новой атаки Манштейном Херсонеса в этот вечер так и не последовало...
  16. +1
    1 декабря 2015 17:49
    При всём уважении, и даже восхищении данной картиной, автору минус за скопипащеный текст, в котором он даже не удосужился подредактировать ссылки. Натыкаться на ненадлежащим образом оформленные цифры в тексте - неприятно.
  17. +1
    1 декабря 2015 18:02
    "...Полотно "Оборона Севастополя", созданное в период Великой Отечественной войны Александром Александровичем Дейнекой (1899 - 1969), фактически сделало его знаменитым..."

    Александр Дейнека стал знаменитым немного раньше, когда по его эскизам были изготовлены мозаичные панно для станции метро "Маяковская"...
    Картина "Оборона Севастополя", мощное, динамическое полотно, олицетворяющее противостояние светлых и тёмных сил. Я думаю, это глубоко символично. Работа эта была широко растиражирована и имела "плакатный" размах. Если мне не изменяет память, то репродукция картины была внесена в 10 том знаменитой "Детской энциклопедии". Были выпущены огромными тиражами марки... Одна в 1962 году, другая в 1964 г.
  18. +1
    1 декабря 2015 18:14
    А книги выглядели и выглядят так;
  19. +3
    2 декабря 2015 09:24
    Чтобы написать такую картину нужно быть ГРАЖДАНИНОМ своей страны. А много ли у нас деятелей от культуры которые считают себя гражданами РОССИИ? Смотрите сколько находится разного рода деятелей крадущие чужое произведение или уродующие шедевры под *своё видение*. Впечатление что их идейный гуру порнографическая *мадона*, которая *правит* картины попавшиеся ей *под руку*. Горько что ТВОРЦОВ среди *деятелей* мало, всё какие-то интерпретаторы или откровенные халтурщики.
  20. 0
    7 октября 2016 17:05
    картина.мощная-прекрасная,даже.в.детстве.наворачи
    валась.слеза.и.ком.к.горлу.подступал....

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»