Боевая анкета-7: немецкая средневековая борьба

Европейцы известны пренебрежительным отношением к собственной истории и традициям. В конце 19-го века весь цивилизованный мир стал восхищаться экзотичным джиу-джитсу, забыв о европейских - в частности, немецких традициях борьбы. И это учитывая учебники по боевым искусствам, которые появились в Европе уже в 15-ом веке. Но в наше время появились энтузиасты, которые берутся за возрождение средневековых боевых традиций. Один из них - Сергей Викторович Мишенев: Генеральный директор Международной Академии Фехтовальных Искусств, старший преподаватель фехтования СПбГУ.

Боевая анкета-7: немецкая средневековая борьба


Общие вопросы


1. Характеристика стиля (школы, направления) в одном предложении

Средневековая немецкая школа безоружной борьбы, основанная на трактате 1539 года мастера Фабиана фон Ауэрсвальда, с привлечением техник Тальгоффера, Дюрера (Отта), Лихтенауэра, Мейера.

2. Девиз стиля (школы, направления)

Наша школа является, в первую очередь, реконструкцией, и интересна нам именно как старинное боевое искусство. Поэтому, своим девизом мы избрали высказывание самого Ауэрсвальда, который он привел в свое учебнике: "Хорошего товарища не предавай ни смелостью, ни борьбой!"


3. Истоки (начало) направления (когда и кто основал)

Истоки немецкой средневековой борьбы следует искать в городских традициях простонародья. Известно, что уже в XIII веке, в немецких землях, проводились турниры горожан, на которых очень популярна была безоружная борьба. В последствии, это искусство стало распространяться и среди рыцарского сословия. Сам Ауэрсвальд, который служил мастером борьбы при дворе курфюрста саксонского Иоганна-Фридриха, пишет, что он обучался у различных мастеров, которых приглашал к своему двору предшественник Иоганна-Фридриха, герцог Эрнст Саксонский.

С XIV века практически во всех немецких трактатах по фехтованию, такие дисциплины как длинный меч, дюсак и кинжал обязательно сосуществуют с безоружной самообороной против вооруженного противника и борьбой.

Наша Академия специализируется на классическом и историческом фехтовании. И, поскольку, в исторической традиции средневековое фехтование и борьба шли рука об руку, я принял решение ввести эту дисциплину в наши учебные классы.

Для реконструкции средневековой борьбы, я привлек одного из преподавателей Академии Романа Форостовского. Роман не по наслышке знаком с предметом - в юности он был чемпионом Ленинграда по вольной борьбе. Именно поэтому, его опыт, его видение и методическая оснащенность являются ключевыми в процессе востановления приемов.

Собственно, этот самый процесс восстановления не является чем-то одномоментным. Мы сейчас собираем группу первого года обучения не столько как группу учеников, сколько как группу единомышленников. Наш класс средневековой борьбы будет своеобразной мастерской, творческой лабораторией, в которой все учащиеся станут соавторами уникального и интереснейшего процесса - процесса воссоздания старинного единоборства.

Боевая анкета-7: немецкая средневековая борьба
Фабиан фон Ауэрсвальд


4. Конечная цель занятий (идеал, к которому идет занимающийся), физические и психические качества, которые он должен обрести

Все занятия нашей Академии сосредоточены не на идее цели, а на идее пути. То есть, процесс занятий, процесс приобщения, познания, раскрытия и, в конечном счете, наполнение жизни интересом, для нас является первостепенным. Однако, конечно, борьба, как и любое единоборство, подразумевает идеалы победы и, следовательно, стремление к спортивным сражениям. Поэтому, каждый учащийся, в принципе, может выбрать собственную цель, собственный смысл занятий. Для кого-то таким смыслом станут победы на ковре, а для кого-то - индивидуальный путь средневекового воина и наслаждение от чувства приобщения к историческому раритету.

5. Методика обучения

Как я говорил, для реконструкции средневековой борьбы я привлек нашего специалиста Романа Форостовского. Роман много лет посвятил искусству борьбы, тренируясь в советской спортивной школе. Поэтому, основной методикой для наших борцов станет методика советских вольников. Мы будем использовать весь традиционный арсенал наших борцов - гимнастика, специальная акробатика, упражнения в парах, игровая подготовка. Но, кроме этого, мы ищем упражнения из древности, которые могут разнообразить наши подходы и придать занятиям наибольший колорит. Так например, Фабиан фон Ауэрсвальд показывает упражнение, при котором борец одной ногой стоит в ямке, и задача противника его из этой ямки вытолкнуть. Исторические хроники сохранили довольно много подобных упражнений, и мы будем искать и использовать их.

Боевая анкета-7: немецкая средневековая борьба
Иллюстрации из трактата фон Ауэрсвальда


6. Используемая техника (ударная, борцовская, заломная, т.д.)

Для средневековых безоружных единоборств характерны, прежде всего, борцовские техники, с большим количеством захватов за ноги и рычагов-заломов. При этом, в наиболее жестких формах борьбы использовались очень жесткие приемы ближнего боя - воздействия на глаза и нос, переломы пальцев... Учебники подобные приемы не приводят, однако их описания часто встречаются в различных средневековых текстах.



7. Тактика направления

По моим наблюдениям, тактика в средневековых единоборствах (как с оружием, так и без него) не была очень развита. Большинство авторов (и Ауэрсвальд в том числе) вообще о ней не пишут. Основным тактическим мотивом в те времена был мотив непрерывной доминирующей инициативы. Этот нехитрый ход упоминается в учебниках фехтования того времени.

Наиболее серьезно вопрос тактики, или, правильнее сказать, некоторых тактических и психологических качеств проработан у итальянского автора Фиоре дей Либери. В его трактате рубежа XIV - XV в., приведены изображения четырех животных, качества которых должны были служить мастеру боя в качестве основы для подражания. Эти животные - слон, олицетворяющий силу; рысь - символ быстроты, лев - отвага и волк - точный расчет. Вот вокруг этих "четырех китов" мы и будем строить нашу работу.

8. Наличие учебно-тренировочных боев (спаррингов). В каком виде, по каким правилам проводятся?

Свободные поединки являются важной составляющей подготовки борца. В основе правил мы будем использовать правила вольной борьбы. Но в дальнейшем, возможно, мы разработаем собственные, с учетом средневековых традиций.

9. Физподготовка (общая и специальная) - в том числе работа с отягощениями, свободными весами, своим весом

Физическая подготовка (мотив слона у Фиоре дей Либери), является важнейшей основой для развития борца. В основном, мы практикуем упражнения со своим весом, а так же с весом партнера. Хорошим снарядом для тренировки всех групп мышц являются гири. В дальнейшем, мы планируем использовать отягощения, близкие к аутентичным старинным. Например, мешки с песком.

Боевая анкета-7: немецкая средневековая борьба


10. Работа против группы

Работа против группы не входит в трактат Фабиана. Однако, это очень хорошее упражнение для развития пространственного видения, ориентации и других важных для борцы качеств. Именно в виде дополнительного упражнения, подобный элемент может использоваться в наших тренировках.

11. Работа против оружия/с оружием

А вот этот раздел очень популярен в средневековых трактатах. У Фабиана таких приемов нет, зато они широко представлены во многих других фехтовально-борцовских атласах. Основным оружием нападающего, при этом, является кинжал. И противодействие бойцу с кинжалом для средневекового борца и фехтовальщика являлось самым обычным навыком.

12. Работа на земле (в партере)

Непосредственно у средневековых авторов такой мотив мало представлен.

13. Работа в нестандартных условиях, от нестандартных противников (в воде, в темноте, ограниченном пространстве, от собаки и т.д.)

Все перечисленное, я бы отнес к дополнительным упражнениям (так же как и работу против группы). Упражнения в темноте, например, и даже с закрытыми глазами, мы уже давно используем в процессе изучения фехтования. А вот собака, это, пожалуй, не наш случай. Прочитав этот вопрос, я вспомнил всего один средневековый бой, вошедший в историю под названием "Собака Монтаржи"... Это произошло 8 октября 1371 года. Именно тогда, к судебному поединку был приговорен некий Машер, обвиненный в убийстве рыцаря Орби де Мондидье. Поскольку сам де Мондидье не мог принять участие в поединке, вместо него судьи выставили его собаку по кличке Геркулес. В коротком поединке Геркулес победил своего противника, который, в конце концов, признался, что действительно убил де Мондидье.

14. Психологическая подготовка

Психологическая подготовка бойца в средние века отличалась от современных спортивных методов. Основным духовным инструментом в те далекие времена являлась вера. Воспроизвести полноценный средневековый религиозный экстаз в наши дни представляется мало возможным, однако, мы планируем хотя бы в теории рассказывать нашим учащимся о духовных практиках и упражнениях тех веков. Кто обладает достаточной увлеченностью и досугом, сможет что-то вынести и использовать для себя лично.

15. Другие эффекты от занятий (оздоровительный, развивающий и д.р.)

Повторюсь - главная цель и главный предполагаемый эффект от наших занятий - приобщение к историческому феномену, наполнение жизни интересом. То есть, как это не банально звучит - организация досуга. Но, все мы понимаем, что если этот досуг состоит из занятий средневековой борьбой, то и другие положительные слагаемые от этих занятий не заставят себя долго ждать: крепкие мышцы, ловкость, смелость, прикладные навыки эффективной самообороны - вот наши ожидаемые эффекты. Но есть кое что, что отличает нашу школу от школы, к примеру, самбо. А именно - историческая основа. Это значит, что в качестве дополнительного эффекта, мы ожидаем от наших учеников увлечения историей, литературой и даже изобразительным искусством. То есть - теми источниками, на которых строится наша реконструкция.

16. Уникальные особенности направления (стиля, школы)

Основная отличительная черта нашей школы - аутентичность. Не скажу, что полная, стопроцентная. Все-таки, мы не переняли ее от Ауэрсвальда напрямую, а восстанавливаем по учебникам. Но наши претензии на точность по отношению к первоисточникам очень серьезны. Именно в точном восстановлении немецкой средневековой борьбы я вижу нашу миссию.

17. Применение в жизни (случай самозащиты, когда занимающийся смог защитить себя в помощью данного направления)

Пока не было!

Доп. вопросы

18. Вспоминали ли сами немцы о своих приемах борьбы в этом или прошлом столетиях?

- Известно, что в 1943 году, в Германии были созданы части особого назначения СС. Эти спецподразделения возглавил гауптштурмфюрер СС Отто Скорцени, который, кстати, сам был известным фехтовальщиком (в молодости он провел 15 дуэлей на холодном оружии). Так вот, рукопашному бою, в том числе – с использованием кинжала, эти подразделения обучали по средневековым немецким трактатам. По утверждению Петера Козы приказ использовать трактаты отдал лично Адольф Гитлер.

Спустя некоторое время, эту же идею переняли британские диверсионные спецподразделения
Автор: Михаил Диденко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 20
  1. VeryBravePiggy 30 ноября 2015 07:28
    Господа, достаточно посмотреть, кто кого завоевал, и приходит понимание, что ниндзявско-самурайско-кунфуистские и прочие экзотические способы мордобоя и нанесения резьбы по противнику ничем не помогли своим обладателям (имею ввиду защиту Родины от европейских захватчиков). И дело не только в "огнестрельном оружии". Можно, ради интереса, ознакомиться с практиками одних из лучших фехтовальщиков мира - испанцев (дуэль до смерти), и итальянцев (до первой крови). То бишь, по эффективности никто не смог превзойти европейских солдат - ни китайцы, ни японцы, ни индусы, ни папуасы, ни индейцы, ни африканцы (были, кажется, исключения, в Африке, когда негритянские армии героически и весьма эффективно сопротивлялись захватчикам - в Эфиопии, кажется, но это именно исключение из правил).
    Про русскую школу рукопашного и дистанционного боя ничего не скажу - достаточно вспомнить наших полководцев, и посмотреть на карту мира. Определить, кто самый умелый в бою, большой и страшный (в хорошем смысле), не сможет только клинический идиoт. Ибо практика показывает, что не столь сложно захватить. Главное - удержать. Тем более, на протяжении половины тысячелетия.
    1. avt 30 ноября 2015 09:38
      Цитата: VeryBravePiggy
      Господа, достаточно посмотреть, кто кого завоевал, и приходит понимание, что ниндзявско-самурайско-кунфуистские и прочие экзотические способы мордобоя и нанесения резьбы по противнику ничем не помогли своим обладателям (имею ввиду защиту Родины от европейских захватчиков).

      laughing good Пробовал объяснить нечто такое одному товарищу ,ну из тех что свято верят в летающих монахов Шао Линя и взмахом руки делающих просеку в лесу, ничего не помогало ,но в итоге он встал в ступор после того как я попросил его рассказать откуда собственно , согласно действующей историографии, пришли те же ,,непобедимые восточные единоборства" ну в ту же Японию , вот тут ступор его и посетил , после того как обнаружил проводку только от Индии с запада на Восток.Дальше как то искать ему расхотелось - побоялся за психическое состояние головного мозга. laughing
      avt
      1. Riv 30 ноября 2015 11:06
        Ну это не исключение. Скорее: правило. Разрыв шаблона наступает всегда, если человек всерьез начинает изучать рукопашный бой. Если в Индии железное оружие, по некоторым источникам, известно с начала второго тысячелетия до нашей эры, когда японцы еще в шкурах ходили и с айнами резались племя на племя, то понятно, кто, что и откуда заимствовал. А в Китае вообще никто никогда не отрицал, что слава Шаолиньских монастырей началась с Бодхидхармы, выходца из Индии.

        Но дело в том, что в Индии для кшатрия до сих пор считается недостойным демонстрировать свое умение на потеху толпе. Это фактически исключает рекламу. Такой популярный стиль каратэ, как Кёкусинкай, считается грубым ("канка") не потому, что использует какую-то очень опасную технику. Просто Ояма его рекламировал на стадионах. А Брюса Ли вообще считают клоуном и стараются о нем не вспоминать несмотря на то, что он действительно многого достиг.

        ...и кроме шуток: в Индии иногда приезжие натыкаются на вещи, которые действительно с точки зрения европейца необъяснимы.
        Riv
        1. avt 30 ноября 2015 11:16
          Цитата: Riv
          ..и кроме шуток: в Индии иногда приезжие натыкаются на вещи

          Ага - у нас еще в СССР в школе парень учился , он с отцом в Индии жил , так показывал слайды с йогом лежащим на гвоздях на грудь которому кидали деньги , а на втором слайде йог поднл палец в предупреждении . Я спросил - чего это он? А ответ был прост - А я ему денег за фото не кинул . laughing
          Цитата: Riv
          а вещи, которые действительно с точки зрения европейца необъяснимы.

          laughing
          avt
          1. Riv 30 ноября 2015 11:50
            Ну это как раз фокусы. Но йогу и боевые искусства создал Шива, так что источник один и тот же. На самом деле существуют, к примеру, дыхательные техники, позволяющие добиваться фантастических результатов. Японские "ногарэ" и "ибуки" - это лишь бледное отражение другого отражения. Но даже они крайне полезны.
            Riv
        2. Ziksura 30 ноября 2015 22:18
          Цитата: avt
          Разрыв шаблона наступает всегда, если человек всерьез начинает изучать рукопашный бой.

          Судя по тому что вы тут пишите, серьезность вашего изучения изо всех ...... (нужное вставить)прет. В мире единоборств с начала 90-х людей с такими взглядами называют "юными пионерами".
          Цитата: Riv
          акой популярный стиль каратэ, как Кёкусинкай, считается грубым ("канка")

          Вы сами каларипая́тту видели? Схватка бойца каларипая́тту против бойца кекусин - это футбольный матч Газмяс- Барселона.
          Цитата: Riv
          Просто Ояма его рекламировал на стадионах.

          Демонстрационных выступлений каларипая́тту пруд пруди.
          Цитата: Riv
          для кшатрия до сих пор считается недостойным демонстрировать свое умение на потеху толпе

          Именно, что на потеху. Лучше не показывать- засмеют. Работал с такими. Глазки свои карие таращат будто какают, да ручками да ножками что-то дрыгают, стараются делать жестко, да толку... В обороне дыры, хоть на троллейбусе заезжай... Вот корейцы, китайцы и африка- это да. Был у меня товарищ по клубу из Кении- пластика, резкость и выносливость просто сумасшедшие. Другой товарищ с редкой фамилией- Ли, творил "вещи" впечатляющие. Короче- практика критерий истины, а не сказки hi
    2. Писсаро 30 ноября 2015 15:51
      Это вообще разные вещи,европейская армия била азиатскую за счет организации и технологического превосходства,причем первое много важней второго.А единоборство в совремнном мире изучается для личной физической и духовной практики,а не для мордобоя. Эти навыки и в уличной драке кстати мало помогают,от бутылки сзади по башке или ножа сзади в почку никакое исскуство не спасет,гопники стараются окружить жертву толпой,а не на поединок настроены.
      Слова Наполеона по моему хорошо характеризуют ценность единоборства и организованности в военном деле "один турок всегда победит одного француза,а тысяча французов всегда победят тысячу турок"
      1. Ziksura 30 ноября 2015 22:22
        Цитата: Писсаро
        Это вообще разные вещи,европейская армия била азиатскую за счет организации и технологического превосходства,причем первое много важней второго.

        ИМЕННО !!!!!!
        Цитата: Писсаро
        "один турок всегда победит одного француза,а тысяча французов всегда победят тысячу турок"

        Лучше не скажешь.
  2. Riv 30 ноября 2015 10:53
    В Германии такие реконструкции тоже популярны. Но их то можно понять. Национальный колорит и все такое. А нашим видимо заняться нечем. Все дела сделаны, до яиц не дотянуться - займемся немецкой средневековой борьбой. :)))

    Мне, кстати, приходилось видеть демо-ролики. Ну дзюдо - оно же и есть дзюдо. В принципе любые техники, предназначенные для противостояния без оружия человеку в доспехах весьма похожи.
    Riv
    1. Nikolaevich I 30 ноября 2015 11:49
      А саватт-борьба хранцузских бомжей?
      1. Riv 30 ноября 2015 11:51
        А борьба нанайских мальчиков? :)))
        Riv
      2. Комментарий был удален.
  3. AID.S 30 ноября 2015 11:09
    Статья-чистая джинса.Ради получения прибыли эта международная академия фехтовальных искусств может начать обучать желающих не только немецкой борьбе, но и чему угодно,хоть фехтованию банными вениками или мочалками..
    1. Nikolaevich I 30 ноября 2015 11:47
      А чё?Актуально! И с битой бейсбольной сейчас можно пройти лишь в сопровождении "косых",подозрительных взглядов;а с мочалкой,али веником-без подозрений.....вот и "тайное оружие"!
      1. sub307 30 ноября 2015 16:30
        Мне лично боле нравиться русский рукопашный..., да и система Кадочникова..., как наиболее универсальные "вещи" для практического использования.
      2. Комментарий был удален.
  4. Razvedka_Boem 30 ноября 2015 17:54
    Те или иные стили боя формировались исходя из господствующих на тот момент реалий. К примеру японцы обладая небольшим весом для мощного удара должны были вложиться в него, в основе каратэ именно это. А для славян, для европейцев, со средней массой 70-90 кг, достаточно удара с проносом чтобы сбить с ног или оглушить. И техника работы совершенно непохожа на карате и другие восточные единоборства. Я бы посмотрел бой самурая с катаной и нашего казака с шашкой.. Думаю, совсем не очевидно, кто победит..)
    1. Riv 30 ноября 2015 18:18
      Зачем пытаться скрещивать ужа и ежа? Шашка и катана - предназначены для совершенно разных техник. Шашка - оружие кавалериста (пехота и артиллеристы в России носили исключительно сабли). Катана - оружие последнего шанса пехоты. У самурая будет только один шанс: залезть на дерево и повыше. :)
      А вообще-то перефразируя Кадочникова: чтобы вступить с самураем в подобный поединок казак должен где-то потерять лошадь, винтовку, револьвер, пику, найти чистое поле, найти в этом поле самурая, который тоже потерял лошадь, копье, мушкет и доспехи, обнажить шашку и биться против катаны.
      Riv
      1. эрг 30 ноября 2015 20:10
        Отнюдь. Шашки стояли на вооружении и пехоты. Так офицеры гвардейских полков вступили в первую мировую имея на вооружении шашки, чем были недовольны. Шашка носилась на перевязи и была неудобная в носке из-за этого. А сабля прицеплялась к поясу, портупея служила для поддержания ремня. Так штабс-капитан Семеновского полка Макаров, оставивший после себя мемуары о службе в гвардии, вспоминал, что они завидовали армейским офицерам, которые получили на вооружение сабли. Впрочем и в кавалерии было не всё так просто. Недаром, в начале двадцатого века, русский оружейник Фёдоров получил задание от правительства разработать саблю для вооружения кавалерии. Были проведены исследования, выявившие наилучшую кривизну клинка. Созданы образцы, но кажется в серию так и не пошли. Вообще, многие исследователи не разделяют саблю и шашку, как разные типы оружия. И то и другое относят к разновидностям кривого меча.
        1. Riv 30 ноября 2015 23:05
          Ага... Ну как казака увидишь с шашкой, так сразу скажи ему: "У тебя на боку кривой меч."
          :)))
          Riv
          1. эрг 1 декабря 2015 07:32
            И что? В лучшем случае пожмёт плечами - меч, так меч. Знаю это из собственного опыта. Большинству просто не интересно что как и откуда и почему. Типа,есть специалисты - пусть они и разбераются.
  5. tochila 30 ноября 2015 19:50
    Будьте снисходительны!Пусть люди для собственного здоровья изучают!Хоть боевую КАЛИНКУ - МАЛИНКУ лишь бы на пользу шло!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня