Боевая анкета-7: немецкая средневековая борьба

Европейцы известны пренебрежительным отношением к собственной истории и традициям. В конце 19-го века весь цивилизованный мир стал восхищаться экзотичным джиу-джитсу, забыв о европейских - в частности, немецких традициях борьбы. И это учитывая учебники по боевым искусствам, которые появились в Европе уже в 15-ом веке. Но в наше время появились энтузиасты, которые берутся за возрождение средневековых боевых традиций. Один из них - Сергей Викторович Мишенев: Генеральный директор Международной Академии Фехтовальных Искусств, старший преподаватель фехтования СПбГУ.

Боевая анкета-7: немецкая средневековая борьба



Общие вопросы

1. Характеристика стиля (школы, направления) в одном предложении

Средневековая немецкая школа безоружной борьбы, основанная на трактате 1539 года мастера Фабиана фон Ауэрсвальда, с привлечением техник Тальгоффера, Дюрера (Отта), Лихтенауэра, Мейера.

2. Девиз стиля (школы, направления)

Наша школа является, в первую очередь, реконструкцией, и интересна нам именно как старинное боевое искусство. Поэтому, своим девизом мы избрали высказывание самого Ауэрсвальда, который он привел в свое учебнике: "Хорошего товарища не предавай ни смелостью, ни борьбой!"


3. Истоки (начало) направления (когда и кто основал)

Истоки немецкой средневековой борьбы следует искать в городских традициях простонародья. Известно, что уже в XIII веке, в немецких землях, проводились турниры горожан, на которых очень популярна была безоружная борьба. В последствии, это искусство стало распространяться и среди рыцарского сословия. Сам Ауэрсвальд, который служил мастером борьбы при дворе курфюрста саксонского Иоганна-Фридриха, пишет, что он обучался у различных мастеров, которых приглашал к своему двору предшественник Иоганна-Фридриха, герцог Эрнст Саксонский.

С XIV века практически во всех немецких трактатах по фехтованию, такие дисциплины как длинный меч, дюсак и кинжал обязательно сосуществуют с безоружной самообороной против вооруженного противника и борьбой.

Наша Академия специализируется на классическом и историческом фехтовании. И, поскольку, в исторической традиции средневековое фехтование и борьба шли рука об руку, я принял решение ввести эту дисциплину в наши учебные классы.

Для реконструкции средневековой борьбы, я привлек одного из преподавателей Академии Романа Форостовского. Роман не по наслышке знаком с предметом - в юности он был чемпионом Ленинграда по вольной борьбе. Именно поэтому, его опыт, его видение и методическая оснащенность являются ключевыми в процессе востановления приемов.

Собственно, этот самый процесс восстановления не является чем-то одномоментным. Мы сейчас собираем группу первого года обучения не столько как группу учеников, сколько как группу единомышленников. Наш класс средневековой борьбы будет своеобразной мастерской, творческой лабораторией, в которой все учащиеся станут соавторами уникального и интереснейшего процесса - процесса воссоздания старинного единоборства.



Фабиан фон Ауэрсвальд


4. Конечная цель занятий (идеал, к которому идет занимающийся), физические и психические качества, которые он должен обрести

Все занятия нашей Академии сосредоточены не на идее цели, а на идее пути. То есть, процесс занятий, процесс приобщения, познания, раскрытия и, в конечном счете, наполнение жизни интересом, для нас является первостепенным. Однако, конечно, борьба, как и любое единоборство, подразумевает идеалы победы и, следовательно, стремление к спортивным сражениям. Поэтому, каждый учащийся, в принципе, может выбрать собственную цель, собственный смысл занятий. Для кого-то таким смыслом станут победы на ковре, а для кого-то - индивидуальный путь средневекового воина и наслаждение от чувства приобщения к историческому раритету.

5. Методика обучения

Как я говорил, для реконструкции средневековой борьбы я привлек нашего специалиста Романа Форостовского. Роман много лет посвятил искусству борьбы, тренируясь в советской спортивной школе. Поэтому, основной методикой для наших борцов станет методика советских вольников. Мы будем использовать весь традиционный арсенал наших борцов - гимнастика, специальная акробатика, упражнения в парах, игровая подготовка. Но, кроме этого, мы ищем упражнения из древности, которые могут разнообразить наши подходы и придать занятиям наибольший колорит. Так например, Фабиан фон Ауэрсвальд показывает упражнение, при котором борец одной ногой стоит в ямке, и задача противника его из этой ямки вытолкнуть. Исторические хроники сохранили довольно много подобных упражнений, и мы будем искать и использовать их.


Иллюстрации из трактата фон Ауэрсвальда


6. Используемая техника (ударная, борцовская, заломная, т.д.)

Для средневековых безоружных единоборств характерны, прежде всего, борцовские техники, с большим количеством захватов за ноги и рычагов-заломов. При этом, в наиболее жестких формах борьбы использовались очень жесткие приемы ближнего боя - воздействия на глаза и нос, переломы пальцев... Учебники подобные приемы не приводят, однако их описания часто встречаются в различных средневековых текстах.



7. Тактика направления

По моим наблюдениям, тактика в средневековых единоборствах (как с оружием, так и без него) не была очень развита. Большинство авторов (и Ауэрсвальд в том числе) вообще о ней не пишут. Основным тактическим мотивом в те времена был мотив непрерывной доминирующей инициативы. Этот нехитрый ход упоминается в учебниках фехтования того времени.

Наиболее серьезно вопрос тактики, или, правильнее сказать, некоторых тактических и психологических качеств проработан у итальянского автора Фиоре дей Либери. В его трактате рубежа XIV - XV в., приведены изображения четырех животных, качества которых должны были служить мастеру боя в качестве основы для подражания. Эти животные - слон, олицетворяющий силу; рысь - символ быстроты, лев - отвага и волк - точный расчет. Вот вокруг этих "четырех китов" мы и будем строить нашу работу.

8. Наличие учебно-тренировочных боев (спаррингов). В каком виде, по каким правилам проводятся?

Свободные поединки являются важной составляющей подготовки борца. В основе правил мы будем использовать правила вольной борьбы. Но в дальнейшем, возможно, мы разработаем собственные, с учетом средневековых традиций.

9. Физподготовка (общая и специальная) - в том числе работа с отягощениями, свободными весами, своим весом

Физическая подготовка (мотив слона у Фиоре дей Либери), является важнейшей основой для развития борца. В основном, мы практикуем упражнения со своим весом, а так же с весом партнера. Хорошим снарядом для тренировки всех групп мышц являются гири. В дальнейшем, мы планируем использовать отягощения, близкие к аутентичным старинным. Например, мешки с песком.



10. Работа против группы

Работа против группы не входит в трактат Фабиана. Однако, это очень хорошее упражнение для развития пространственного видения, ориентации и других важных для борцы качеств. Именно в виде дополнительного упражнения, подобный элемент может использоваться в наших тренировках.

11. Работа против оружия/с оружием

А вот этот раздел очень популярен в средневековых трактатах. У Фабиана таких приемов нет, зато они широко представлены во многих других фехтовально-борцовских атласах. Основным оружием нападающего, при этом, является кинжал. И противодействие бойцу с кинжалом для средневекового борца и фехтовальщика являлось самым обычным навыком.

12. Работа на земле (в партере)

Непосредственно у средневековых авторов такой мотив мало представлен.

13. Работа в нестандартных условиях, от нестандартных противников (в воде, в темноте, ограниченном пространстве, от собаки и т.д.)

Все перечисленное, я бы отнес к дополнительным упражнениям (так же как и работу против группы). Упражнения в темноте, например, и даже с закрытыми глазами, мы уже давно используем в процессе изучения фехтования. А вот собака, это, пожалуй, не наш случай. Прочитав этот вопрос, я вспомнил всего один средневековый бой, вошедший в историю под названием "Собака Монтаржи"... Это произошло 8 октября 1371 года. Именно тогда, к судебному поединку был приговорен некий Машер, обвиненный в убийстве рыцаря Орби де Мондидье. Поскольку сам де Мондидье не мог принять участие в поединке, вместо него судьи выставили его собаку по кличке Геркулес. В коротком поединке Геркулес победил своего противника, который, в конце концов, признался, что действительно убил де Мондидье.

14. Психологическая подготовка

Психологическая подготовка бойца в средние века отличалась от современных спортивных методов. Основным духовным инструментом в те далекие времена являлась вера. Воспроизвести полноценный средневековый религиозный экстаз в наши дни представляется мало возможным, однако, мы планируем хотя бы в теории рассказывать нашим учащимся о духовных практиках и упражнениях тех веков. Кто обладает достаточной увлеченностью и досугом, сможет что-то вынести и использовать для себя лично.

15. Другие эффекты от занятий (оздоровительный, развивающий и д.р.)

Повторюсь - главная цель и главный предполагаемый эффект от наших занятий - приобщение к историческому феномену, наполнение жизни интересом. То есть, как это не банально звучит - организация досуга. Но, все мы понимаем, что если этот досуг состоит из занятий средневековой борьбой, то и другие положительные слагаемые от этих занятий не заставят себя долго ждать: крепкие мышцы, ловкость, смелость, прикладные навыки эффективной самообороны - вот наши ожидаемые эффекты. Но есть кое что, что отличает нашу школу от школы, к примеру, самбо. А именно - историческая основа. Это значит, что в качестве дополнительного эффекта, мы ожидаем от наших учеников увлечения историей, литературой и даже изобразительным искусством. То есть - теми источниками, на которых строится наша реконструкция.

16. Уникальные особенности направления (стиля, школы)

Основная отличительная черта нашей школы - аутентичность. Не скажу, что полная, стопроцентная. Все-таки, мы не переняли ее от Ауэрсвальда напрямую, а восстанавливаем по учебникам. Но наши претензии на точность по отношению к первоисточникам очень серьезны. Именно в точном восстановлении немецкой средневековой борьбы я вижу нашу миссию.

17. Применение в жизни (случай самозащиты, когда занимающийся смог защитить себя в помощью данного направления)

Пока не было!

Доп. вопросы

18. Вспоминали ли сами немцы о своих приемах борьбы в этом или прошлом столетиях?

- Известно, что в 1943 году, в Германии были созданы части особого назначения СС. Эти спецподразделения возглавил гауптштурмфюрер СС Отто Скорцени, который, кстати, сам был известным фехтовальщиком (в молодости он провел 15 дуэлей на холодном оружии). Так вот, рукопашному бою, в том числе – с использованием кинжала, эти подразделения обучали по средневековым немецким трактатам. По утверждению Петера Козы приказ использовать трактаты отдал лично Адольф Гитлер.

Спустя некоторое время, эту же идею переняли британские диверсионные спецподразделения
Автор:
Михаил Диденко
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти