Military Review

Non-contact fuse device NVU-P "Hunting"

11
The appearance of new mines of various classes leads to the development of methods for their disposal. Designers, mines, in turn, react to similar activities of their "competitors" and develop new types of weapons, more and more difficult to demine. One of the results of this race was the emergence of a non-contact explosive device NVU-P "Hunting". This device is designed to control anti-personnel mines and does not leave the enemy sappers a chance to disarm.


The device NVU-P was developed in the seventies of the last century in order to increase the effectiveness of anti-personnel mine-explosive barriers. A characteristic disadvantage of all anti-personnel mines that existed at that time was a fairly high probability of detection, which contributed to their neutralization or destruction using special means. Thus, to increase the efficiency of minefields, some new weapon, able to respond in advance to the approach of enemy fighters or sappers and disrupt any attempts to detect or neutralize.

The result of the preliminary work on the new project was the formation of the overall appearance of the promising complex. It was proposed to use a kit consisting of several anti-personnel mines and a special fusing device that carries them out. Such a system architecture made it possible to ensure maximum combat effectiveness, and also promised some other advantages.


Device NVU-P without additional equipment. Photos Otvaga2004.mybb.ru


As part of the kit, called "Hunting", anti-personnel mines of various types can be used that meet certain requirements. First of all, it is jumping out OZM-72. In addition, it is possible to use other ammunition, such as MON-50 or their analogues, POMZ-2 and others. Thus, the product NVU-P is designed to control all mines that can be equipped with HM electronic devices.

The explosive device NVU-P externally is a metal cylinder with several connectors and other elements on the top cover. The lid is removable and held in place by several folding locks. To service the device, it can be removed. In particular, the dismantling of the cover and the parts attached to it is used when installing batteries.

The NVU-P case has a diameter of 15,5 cm and a height of 36 cm. The complete device weighs 4,2 kg. Such dimensions allow one sapper to carry the full set of “Hunting” as part of a detonator, five minutes, wires, etc.

On the cover of the device there are several connectors. One is intended to connect the target sensor, the other six are inserted plugs control lines explosive devices. In addition, there are separate connectors for connecting the “Chevy” to the testing and tuning unit, as well as for connecting to the remote control of the MZU type. An LED indicator is also provided for displaying information about the state of the fuse during preparation for operation. For offline operation, there is a thread to install the fuse МУВ-4.

Non-contact fuse device NVU-P "Hunting"
NVU-P and additional equipment. Figure Army.lv


The “Hunting” device is conventionally divided into an executive-distribution device, a seismic target sensor and a battery pack. In addition, it is completed with several electronic devices, coils with cables, batteries, etc. The kit also includes up to five anti-personnel mines of the corresponding model. For the purpose of self-destruction, the device is completed with a TNT block.

Inside the cylindrical body of the device NVU-P is located the electronics of the executive switchgear, as well as the batteries. So, in the lower part of the case-glass six batteries of a standard size of 373 are located. An electronic unit is located above the batteries in the case, which is responsible for signal processing and for undermining the associated min.

For motion detection, the NVU-P device uses the SV-20P seismic sensor. It is made in the form of a small conical peg with a sensitive element inside and is connected to the device with the help of wires. The task of the sensor is to monitor the situation and register ground motion. Signals about vibrations are transmitted to the electronic unit and processed by them.

The method of installation of the “Hunting” kit depends to a certain extent on the type of anti-personnel mines used. From the characteristics of this weapon depends on the distance between the various elements of the kit. Non-contact explosive device NVU-P is installed in the hole of the appropriate sizes. In this case, it connects to the seismic sensor SV-20P, which is stuck into the ground. At a distance around the fuse, five minutes of the appropriate types are placed. Before installing the device in the hole on its side surface with the help of electrical tape, TNT is attached. It is equipped with a fuse that connects to one of the connectors on the cover NVU-P.


An explosive device with a connected seismic sensor, a fuse MUV-4 and other equipment. Photo Saper.etel.ru


It is recommended to install OZM-72 mines or similar at distances from 2 to 15 m from the control device. Mines are equipped with NM electronic devices, which, in turn, are connected to an explosive device using microcables.

The location of the “Hunt” and individual mines depends on several factors. According to available data, the seismic sensor of the NVU-P device is able to detect a person walking at distances of the order of 150 m. At a distance of about 90 m, target recognition occurs. When approaching the target at a distance of 15-20 m, the device may issue commands to undermine the min. Thus, the mines should be located within this radius so that their affected areas overlap as much as possible. This allows you to maximize the effectiveness of the entire set due to the possibility of repeated attacks of the same small area.

The algorithm for preparing the NVU-P device for operation depends on the operating mode used. This system can operate in standalone and controlled modes. In a controlled mode, a control cable from the MZU type console is connected to the device. Being at a safe distance (at least 200 m), the miner-operator can independently issue a command to undermine the guided ammunition. The controlled mode of operation has one characteristic feature: in this case, the “Hunting” kit can be turned off, removed and moved to a new location.

For off-line operation, the device NVU-P is equipped with a fuse МУВ-4, which is screwed into the corresponding slot of the cover. At the last stage of preparing the kit for operation, the sapper must remove the fuse's check, after which the process of bringing the system into a combat position begins. The task of the fuse is counting the time (6-36 minutes), after which the percussion mechanism is triggered, and the striker of the fuse closes the electrical circuit of the detonator. After this set "Hunting" begins combat work.


Training option NVU-P and remote control MZU. Photo Russianarms.ru


The method of operation of the kit "Hunting" offline looks quite simple. For a long time, the fuse device is in the ground and records its vibrations. The electronic unit receives signals from a seismic sensor and analyzes their character. The amplitude and other features of the oscillation electronics recognizes potential targets and calculates the distance to them. As already mentioned, the target of the “person” type is detected at a distance of up to 150 m and is identified by 90 m.

With further approximation of the target, the device is preparing to undermine the min. When approaching enemy fighters at a distance of the order of 15-20, the command is given to undermine one of the mines. OZM-72 or other similar ammunition is undermined and hits the enemy with a stream of fragments. According to some data, the NVU-P device is able to determine the azimuth to the target and undermine the mine that is in the path of the approaching target.

After the explosion, the control device continues to monitor ground motion. If the activity of the enemy continues, and the vibrations indicate that he is close, the team is sent to undermine the second mine. According to this algorithm, the explosive device alternately explodes all five minutes. At the same time with the last mine, the TNT block on the body of the device is undermined, as a result of which it is destroyed and cannot become a trophy of the enemy.

The main advantage of this algorithm is the ability to consistently attack the same area with a few minutes. From a tactical point of view, this means that the fragments of the first mine will hit several enemy fighters, after which other soldiers will be at risk. When trying to help the wounded, they will be forced to approach the “Hunt” and enter the zone of destruction of the next mine. Thus, one set with the NVU-P device is capable of causing the most serious damage to the enemy unit, in the path of which the mines were laid.


Remote control MZU with the lid open. Figure Russianarms.ru


The service life of the “Hunting” kit is limited only by the discharge time of the batteries used. The electronic unit monitors the charge of the batteries and, when it is developed, sends a command to self-destruct the mines and the device itself. When operating in a controlled mode, it is possible to turn off the NVU-P device, remove it from the ground and replace the batteries. In addition, in this case it is possible to install the kit in another place. In the automatic mode, this feature is absent. Depending on the ambient conditions, the intensity of movement in the range of the sensor and other factors, the operating time of the device can reach 8-9 months.

The “Hunting” kit with a proximity fuse is considered to be non-disposable. The long range of target detection does not allow for the effective use of existing means of searching for explosive devices from a safe distance. Approaching a mined area is a great danger, since the command to blow up mines can be given at any time. Thus, the successful search and demining of the “Hunt” is not possible.

Trawls of various types, elongated charges, etc. can be used to neutralize minefields constructed using the NVU-P device. special equipment leading to the destruction of explosive devices. Neutralization without destruction is impossible.

Non-contact explosive devices NVU-P are supplied in special closures and are completed with a set of additional equipment. Each box contains four control devices, a check device, four fuses МУВ-4, four NM automatic mechanisms and a cable for the control panel. Also in the closure fit five sets of school devices (five NM each with cables), as well as five seismic sensors SV-20П. Finally, a place for electrical tape and 24 batteries is provided in the closure. Thus, at the disposal of the miner there are four devices NVU-P with related equipment, a spare sensor and a set of NM devices.


Device when checking systems. Figure Russianarms.ru


In preparation for the exit to the mine, the sappers must extract the necessary products from the capping and also equip them with anti-personnel mines, trotyl drafts and other elements of the Hunting kit, supplied separately.

It is known that the NVU-P device was eventually upgraded to the state NVU-PM. This version of the control device is distinguished by some design features and electronics, and also has slightly different combat qualities. One of the main innovations is a programmable timer. This device allows you to translate "Hunting" in the operating mode according to a predetermined schedule. Thus, at certain periods of time, the minefield is active and ready to attack the enemy, while at others it is completely safe for those who are moving in a guarded area.

Kit "Hunting" was adopted in the mid-seventies, and subsequently repeatedly used in combat conditions. There is information about the successful use of such weapons during the war in Afghanistan. Mines and control devices that did not have any unmasking elements were an effective way to destroy enemy units and caravans. The methods used by the Mujahideen to search for explosive devices did not allow for the timely detection of mines and after neutralizing them. In addition, the alternate detonation of mines, controlled by the NVU-P device, made impossible the normal work of the enemy sappers and led to the fairly rapid destruction of entire troops.

According to available data, the Ochota family systems are still in service with the engineering troops and are proposed as an effective means of destroying the enemy’s infantry on the march or in the offensive. The original way to search for targets and the possibility of consistently undermining several explosive devices ensured high combat performance and the ability to correctly accomplish the mission.


On the materials of the sites:
http://saper.etel.ru/
http://army.lv/
http://rusarmy.com/
http://popmech.ru/
Author:
11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. gla172
    gla172 2 December 2015 06: 50 New
    11
    Solid invention, solid article. +
    1. igordok
      igordok 2 December 2015 08: 23 New
      +3
      Simple, BIG THANKS!
  2. Dragon-y
    Dragon-y 2 December 2015 08: 18 New
    +6
    The article is good, but you need to be careful:
    "... six batteries of size 373" are not "batteries", but power elements of frame size 373.
    A "battery" is a combination of several elements, actually ...
  3. archi.sailor
    archi.sailor 2 December 2015 09: 11 New
    +6
    informative article, author and article +
  4. fregina1
    fregina1 2 December 2015 09: 50 New
    13
    More recently, a completely secret complex! My tactical training specialist, Lieutenant Colonel B. received the order of courage just for working with such a complex ... in Dagestan .... during the breakthrough of militants from Chechnya! several installed complexes thrashed a bunch of unexpected friends on a mountain pass just the day after the installation .... We wrote about it literally 15 years ago in secret notebooks .... But it turned out that the Latvians surrendered it to NATO ... all in the early 90s. the strength of the device is precisely in a very high definition of the passage of a person from the passage of animals and other fluctuations ......
    But it can be difficult to get around, but it is possible, at least the non-modernized version ........ repeat
    A respect article ......... everything is clear and interesting
  5. serega.fedotov
    serega.fedotov 2 December 2015 10: 31 New
    +1
    Electronics and mechanical installation tools begin to “kill” the specialty of the sapper. Although the “knee” of improvised materials can be guaranteed to not remove the charge! Yes, and “anti-sapper” traps from improvised rubbish are not difficult to “blind”
    In general, hello everyone from the mammoth ....
  6. alex-cn
    alex-cn 2 December 2015 10: 41 New
    +2
    My old friend who served in engineering in Afghanistan spoke about the capabilities of the complex only in excellent terms. Including the fact that everyone who tried to shoot there remained.
  7. Mikhail3
    Mikhail3 2 December 2015 11: 24 New
    0
    That is, the "hunting step" from her will help? Interesting ...
  8. Olegmog
    Olegmog 2 December 2015 18: 32 New
    0
    I have not heard of such a mom min! It turns out you can do so
    that evenly, you can do it yourself, and oddly, stay home!
    Busy thing. Probably the secret was!
  9. blackenergy89
    blackenergy89 3 December 2015 10: 28 New
    0
    the latest anti-personnel mine POM-3 "Medallion >>

  10. volan
    volan 7 December 2015 19: 44 New
    0
    About cheating - is it one step in 3 minutes? )) And if you scare the bunny and the seismic sensor will make the analyzer block work a little longer?))
  11. volan
    volan 7 December 2015 20: 01 New
    +1
    In occasion of the "hunting step". The listeners, aroused by the capabilities of the complex, began to talk extensively about how to find it .... To which the lecturer, cunningly glancing at the lecture, smiling, gave out the phrase: "Are there no women among us? I will tell you a secret, wool is not protection!"

Неконтактное взрывательное устройство НВУ-П «Охота»

Появление новых мин различных классов приводит к разработке методик их обезвреживания. Конструкторы, мин, в свою очередь, реагируют на подобную деятельность своих «конкурентов» и разрабатывают новые виды вооружения, все труднее и труднее поддающиеся разминированию. Одним из результатов подобной гонки стало появление неконтактного взрывательного устройства НВУ-П «Охота». Этот прибор предназначается для управления противопехотными минами и не оставляет саперам противника шансов для обезвреживания.

Устройство НВУ-П было разработано в семидесятых годах прошлого века с целью повышения эффективности противопехотных минно-взрывных заграждений. Характерным недостатком всех противопехотных мин, существовавших в то время, была достаточно высокая вероятность обнаружения, что способствовало их обезвреживанию или уничтожению при помощи специальных средств. Таким образом, для повышения эффективности минных полей требовалось некое новое оружие, способное заранее реагировать на приближение бойцов или саперов противника и срывать любые попытки обнаружения или обезвреживания.

Результатом предварительных работ по новому проекту стало формирование общего облика перспективного комплекса. Было предложено применять комплект, состоящий из нескольких противопехотных мин и специального взрывательного устройства, осуществляющего их подрыв. Подобная архитектура системы позволяла обеспечить максимальную боевую эффективность, а также сулила некоторые другие преимущества.


Неконтактное взрывательное устройство НВУ-П «Охота»
Устройство НВУ-П без дополнительного оборудования. Фото Otvaga2004.mybb.ru


В составе комплекта, получившего название «Охота», могут применяться противопехотные мины различных типов, соответствующие определенным требованиям. В первую очередь, это выпрыгивающие ОЗМ-72. Кроме того, возможно применение иных боеприпасов, таких как МОН-50 или их аналоги, ПОМЗ-2 и другие. Таким образом, изделие НВУ-П предназначается для управления всеми минами, которые могут оснащаться электронакольными устройствами НМ.

Взрывательное устройство НВУ-П внешне представляет собой металлический цилиндр с несколькими разъемами и другими элементами на верхней крышке. Крышка выполняется съемной и удерживается на своем месте несколькими откидными замками. Для обслуживания устройства она может сниматься. В частности, демонтаж крышки и присоединенных к ней деталей используется при установке элементов питания.

Корпус НВУ-П имеет диаметр 15,5 см и высоту 36 см. Устройство в сборе весит 4,2 кг. Такие габариты позволяют одному саперу переносить полный комплект «Охота» в составе взрывательного устройства, пяти мин, проводов и т.д.

На крышке устройства предусмотрены несколько разъемов. Один предназначается для подключения датчика цели, в шесть других вставляются штекеры линий управления взрывными устройствами. Кроме того, имеются отдельные разъемы для подключения «Охоты» к блоку тестирования и настройки, а также для соединения с пультом дистанционного управления типа МЗУ. Также предусматривается светодиодный индикатор, предназначенный для вывода информации о состоянии взрывательного устройства в ходе подготовки к работе. Для работы в автономном режиме имеется резьба для установки взрывателя МУВ-4.

Неконтактное взрывательное устройство НВУ-П «Охота»
НВУ-П и дополнительное оборудование. Рисунок Army.lv


Устройство «Охота» условно разделяется на исполнительно-распределительный прибор, сейсмический датчик цели и батарейный блок. Кроме того, оно комплектуется несколькими электронакольными устройствами, катушками с кабелями, элементами питания и т.д. Также в состав комплекта включаются до пяти противопехотных мин соответствующей модели. С целью самоуничтожения устройство комплектуется тротиловой шашкой.

Внутри цилиндрического корпуса устройства НВУ-П располагается электроника исполнительно-распределительного прибора, а также элементы питания. Так, в нижней части корпуса-стакана располагаются шесть батарей типоразмера 373. Над батареями в корпусе размещается электронный блок, отвечающий за обработку сигналов и подрыв связанных с устройством мин.

Для обнаружения движения устройство НВУ-П использует сейсмический датчик СВ-20П. Он выполнен в виде небольшого конического колышка с чувствительным элементом внутри и соединяется с устройством при помощи проводов. Задачей датчика является слежение за обстановкой и регистрация колебаний грунта. Сигналы о колебаниях передаются на электронный блок и обрабатываются им.

Способ установки комплекта «Охота» в определенной мере зависит от типа используемых противопехотных мин. От характеристик этого оружия зависит расстояние между различными элементами комплекта. Неконтактное взрывательное устройство НВУ-П устанавливается в лунке соответствующих размеров. При этом к нему подключается сейсмический датчик СВ-20П, который втыкается в грунт. На некотором расстоянии вокруг взрывательного устройства устанавливаются пять мин соответствующих типов. Перед установкой устройства в лунку на его боковой поверхности при помощи изоленты крепится тротиловая шашка. Она оснащается взрывателем, который подключается к одному из разъемов на крышке НВУ-П.

Неконтактное взрывательное устройство НВУ-П «Охота»
Взрывательное устройство с подключенным сейсмодатчиком, взрывателем МУВ-4 и другим оснащением. Фото Saper.etel.ru


Мины ОЗМ-72 или подобные рекомендуется устанавливать на дистанциях от 2 до 15 м от прибора управления. Мины оснащаются электронакольными устройствами НМ, которые, в свою очередь, соединяются с взрывательным устройством при помощи микрокабелей.

Расположение «Охоты» и отдельных мин зависит от некоторых факторов. По имеющимся данным, сейсмический датчик устройства НВУ-П способен обнаружить идущего человека на дистанциях порядка 150 м. На дистанции около 90 м происходит распознавание цели. При приближении цели на дистанцию 15-20 м устройство может выдавать команды на подрыв мин. Таким образом, мины должны располагаться в пределах этого радиуса с таким расчетом, чтобы их зоны поражения максимально перекрывались. Это позволяет максимально увеличить эффективность всего комплекта за счет возможности многократной атаки одного и того же небольшого района.

Алгоритм подготовки устройства НВУ-П к работе зависит от используемого режима работы. Эта система может работать в автономном и управляемых режимах. В управляемом режиме к прибору подключается кабель управления от пульта типа МЗУ. Находясь на безопасном расстоянии (не менее 200 м), минер-оператор может самостоятельно подать команду на подрыв управляемых боеприпасов. Управляемый режим работы имеет одну характерную особенность: в таком случае комплект «Охота» может быть отключен, снят и перенесен на новое место.

Для работы в автономном режиме прибор НВУ-П оснащается взрывателем МУВ-4, который вкручивается в соответствующее гнездо крышки. На последнем этапе подготовки комплекта к работе сапер должен извлечь чеку взрывателя, после чего начинается процесс приведения системы в боевое положение. Задачей взрывателя является отсчет времени (6-36 минут), после чего срабатывает ударный механизм, и ударник взрывателя замыкает боевую электрическую цепь взрывательного устройства. После этого комплект «Охота» начинает боевую работу.

Неконтактное взрывательное устройство НВУ-П «Охота»
Учебный вариант НВУ-П и пульт МЗУ. Фото Russianarms.ru


Методика работы комплекта «Охота» в автономном режиме выглядит достаточно просто. В течение длительного времени взрывательное устройство находится в грунте и регистрирует его колебания. Электронный блок получает сигналы с сейсмического датчика и анализирует их характер. По амплитуде и другим особенностям колебаний электроника распознает потенциальные цели и рассчитывает дальность до них. Как уже упоминалось, цель типа «человек» засекается на дальности до 150 м и опознается на 90 м.

При дальнейшем приближении цели устройство готовится к подрыву мин. При приближении бойцов противника на расстояние порядка 15-20 м подается команда на подрыв одной из мин. ОЗМ-72 или другой подобный боеприпас подрывается и поражает противника потоком осколков. По некоторым данным, устройство НВУ-П способно определять азимут на цель и подрывать мину, находящуюся на пути приближающейся цели.

После взрыва устройство управления продолжает следить за колебаниями грунта. Если активность противника продолжается, а вибрации свидетельствуют о близком его нахождении, подается команда на подрыв второй мины. По такому алгоритму взрывательное устройство поочередно взрывает все пять мин. Одновременно с последней миной подрывается тротиловая шашка на корпусе прибора, в результате чего он уничтожается и не может стать трофеем противника.

Главным плюсом подобного алгоритма работы является возможность последовательно атаковать один и тот же участок при помощи нескольких мин. С точки зрения тактики это означает, что осколки первой мины поразят несколько бойцов противника, после чего риску подвергнутся другие солдаты. При попытке помочь раненым они будут вынуждены приблизиться к «Охоте» и войти в зону поражения следующей мины. Таким образом, один комплект с устройством НВУ-П способен нанести серьезнейший ущерб отряду противника, на пути которого были установлены мины.

Неконтактное взрывательное устройство НВУ-П «Охота»
Пульт МЗУ с открытой крышкой. Рисунок Russianarms.ru


Срок службы комплекта «Охота» ограничивается только временем разряда используемых батарей. Электронный блок следит за зарядом элементов питания и при его выработке подает команду на самоуничтожение мин и самого взрывательного устройства. При работе в управляемом режиме имеется возможность отключить устройство НВУ-П, извлечь его из грунта и заменить батареи. Кроме того, в таком случае появляется возможность установить комплект на другом месте. В автоматическом режиме работы подобная возможность отсутствует. В зависимости от окружающих условий, интенсивности передвижения в радиусе действия датчика и других факторов время работы устройства может достигать 8-9 месяцев.

Комплект «Охота» с неконтактным взрывательным устройством считается необезвреживаемым. Большая дальность обнаружения целей не позволяет эффективно применять существующие средства поиска взрывных устройств, находясь на безопасном расстоянии. Приближение к заминированному участку представляет большую опасность, поскольку команда на подрыв мин может быть подана в любой момент. Таким образом, успешный поиск и разминирование «Охоты» не представляются возможными.

Для обезвреживания минных полей, устроенных с использованием устройства НВУ-П, могут использоваться тралы различных типов, удлиненные заряды и т.п. специальное оборудование, приводящее к разрушению взрывных устройств. Обезвреживание без разрушения невозможно.

Неконтактные взрывательные устройства НВУ-П поставляются в специальных укупорках и комплектуются набором дополнительного оборудования. В каждом ящике укладываются четыре прибора управления, прибор проверки, четыре взрывателя МУВ-4, четыре накольных механизма НМ и кабель для пульта управления. Также в укупорку помещается по пять комплектов накольных устройств (по пять НМ с кабелями), а также пять сейсмических датчиков СВ-20П. Наконец, в укупорке предусматривается место для изоленты и 24 элементов питания. Таким образом, в распоряжении минеров имеются четыре устройства НВУ-П с сопутствующим оборудованием, запасной датчик и комплект устройств НМ.

Неконтактное взрывательное устройство НВУ-П «Охота»
Устройство при проверке систем. Рисунок Russianarms.ru


При подготовке к выходу на минирование саперы должны извлечь из укупорки необходимые изделия, а также укомплектовать их противопехотными минами, тротиловыми шашками и другими элементами комплекта «Охота», поставляемыми отдельно.

Известно, что устройство НВУ-П со временем было модернизировано до состояния НВУ-ПМ. Этот вариант прибора управления отличается некоторыми особенностями конструкции и электроники, а также имеет немного иные боевые качества. Одним из главных нововведений является программируемый таймер. Это устройство позволяет переводить «Охоту» в рабочий режим по заранее установленному расписанию. Таким образом, в определенные периоды времени минное заграждение активно и готово атаковать противника, а в другие полностью безопасно для передвигающихся по охраняемому участку.

Комплект «Охота» был принят на вооружение в середине семидесятых годов и в дальнейшем неоднократно использовался в боевых условиях. Имеются сведения об успешном применении подобного вооружения во время войны в Афганистане. Мины и приборы управления, не имеющие никаких демаскирующих элементов, были эффективным способом уничтожения отрядов и караванов противника. Использовавшиеся моджахедами методики поиска взрывных устройств не позволяли своевременно обнаружить мины и после обезвредить их. Кроме того, поочередный подрыв мин, управляемых устройством НВУ-П, делал невозможной нормальную работу саперов противника и приводил к достаточно быстрому уничтожению целых отрядов.

По имеющимся данным, системы семейства «Охота» до сих пор состоят на вооружении инженерных войск и предлагаются в качестве эффективного средства уничтожения пехоты противника на марше или в наступлении. Оригинальный способ поиска целей и возможность последовательного подрыва нескольких взрывных устройств обеспечили высокие боевые характеристики и возможность правильного решения поставленных задач.


По материалам сайтов:
http://saper.etel.ru/
http://army.lv/
http://rusarmy.com/
http://popmech.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. gla172 2 декабря 2015 06:50
    Добротное изобретение,добротная статья.+
    1. igordok 2 декабря 2015 08:23
      Просто, БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
  2. Dragon-y 2 декабря 2015 08:18
    Статья хорошая, но нужно быть внимательнее:
    "...шесть батарей типоразмера 373" - не "батарей", а ЭЛЕМЕНТОВ питания типоразмера 373.
    "Батарея" - это соединение нескольких элементов, вообще-то...
  3. archi.sailor 2 декабря 2015 09:11
    познавательная статья,автору и статье +
  4. fregina1 2 декабря 2015 09:50
    Ещё совсем недавно абсолютно секретный комплекс!Мой преподаватель по тактико специальной подготовке подполковник Б.получил орден мужества как раз вот за работу с таким комплексом...в Дагестане....во время прорыва боевиков из Чечни! несколько установленных комплексов намолотили кучу нежданных друзей на горном перевале буквально на следующий день после установки....Мы о нем писали буквально лет 15 назад ещё в секретных тетрадях....А оказалось латыши сдали его НАТО..ещё в начале 90х.Вся сила прибора как раз в очень высоком определении прохождения человека от прохождения животных и прочих колебаний......
    Но и его можно обойти сложно но можно, по крайнеё мере немодернизированную версию........ feel
    А статье респект.........всё понятно и интересно
  5. serega.fedotov 2 декабря 2015 10:31
    Электроника и средства механической установки начинает "убивать"спецыальность сапер.Хотя на "коленке"из подручных материалов можно сделать гарантированно не снимаемый заряд!Да и "противосаперные"ловушки из подручного хлама "слепить "нетрудно
    В общем привет всем от мамонта....
  6. алекс-сп 2 декабря 2015 10:41
    Мой старинный приятель служивший в инженерных в афганистане отзывался о возможностях комплекса только в превосходных выражениях. В том числе и о том, что все пытавшиеся снять там и оставались.
  7. михаил3 2 декабря 2015 11:24
    То есть "охотничьий шаг" от нее поможет? Занятно...
  8. Олегмог 2 декабря 2015 18:32
    Не слышал о такой маме мин! Получается можно сделать так
    что по чётным, можно в самоволку, а по нечётным, сиди дома!
    Занятая штука. Наверное секретная была!
  9. blackenergy89 3 декабря 2015 10:28
    новейшую противопехотную мину ПОМ-3 «Медальон>>

  10. volan 7 декабря 2015 19:44
    По поводу обмануть - это один шаг за 3 минуты? )) А если зайчика где спугнёшь и сейсмодатчик заставит поработать блок анализатора чуть по-дольше?))
  11. volan 7 декабря 2015 20:01
    По-поводу "охотничьего шага". Слушатели, возбудившись, возможностями комплекса стали пространно рассуждать о том, как его нае.... На что лектор, хитро глянув на лекторию, улыбнувшись, выдал фразу:"Женщин среди нас нет? Скажу вам по секрету, шерсть звизде не защита!"

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня