Писателю Константину Михайловичу Симонову исполнилось 100 лет

10
28 ноября (15 ноября по старому стилю) 1915 года в Петрограде появился на свет будущий знаменитый русский писатель, поэт, сценарист, драматург, журналист, общественный деятель Константин (Кирилл) Михайлович Симонов. Основными направлениями его творчества были: военная проза, социалистический реализм, лирика. В качестве военного журналиста он принял участие в боях на Халхин-Голе (1939) и Великой Отечественной войне (1941-1945), дослужился до полковника Советской Армии, также занимал пост заместителя генерального секретаря Союза писателей СССР, являлся обладателем многочисленных государственных наград и премий.

В наследство своим потомкам этот писатель оставил свою память о войне, которую он передал через многочисленные стихи, очерки, пьесы и романы. Одним из самых известных крупных произведений писателя является роман в трех частях «Живые и мертвые». На литературном поприще у Константина Симонова было мало конкурентов, ведь одно дело — выдумывать и фантазировать, и совсем другое — писать о том, что видел собственными глазами. В сознании ныне живущих людей Константин Симонов ассоциируется именно с его произведениями, посвященными Великой Отечественной войне, со знакомыми еще со школы стихотворениями «Жди меня» и «Сын артиллериста».

Константин Симонов родился в 1915 году в Петрограде в настоящей аристократической семье. Его отец был военным, а мать относилась к княжескому роду. Отец писателя, Михаил Агафангелович Симонов, был выпускником императорской Николаевской академии, он был награжден георгиевским именным оружием. Участвовал в Первой мировой войне, успел дослужиться до звания генерал-майора (присвоено 6 декабря 1915 года). По всей видимости, во время революции он эмигрировал из России, последние данные о нем относятся к 1920-1922 годам и говорят о его эмиграции в Польшу. Сам Симонов в своей официальной биографии указывал, что его отец пропал без вести во время Первой мировой войны. Матерью советского писателя была настоящая княжна Александра Леонидовна Оболенская. Оболенские — старинный русский княжеский род, находящийся в родстве с Рюриком. Родоначальником данной фамилии был князь Оболенский Иван Михайлович.



В 1919 году мать вместе с мальчиком перебралась в Рязань, где вышла замуж за военспеца, преподавателя военного дела, бывшего полковника Русской императорской армии Александра Григорьевича Иванишева. Воспитанием мальчика занялся отчим, который сначала преподавал тактику в военных училищах, а затем стал командиром РККА. Все детство будущего писателя прошло в разъездах по военным городкам и командирским общежитиям. После окончания 7 классов он поступает в ФЗУ — фабрично-заводское училище, после чего работал токарем в Саратове, а затем и Москве, куда его семья переехала в 1931 году. В Москве, зарабатывая стаж, он продолжает трудиться еще два года, после чего поступает в Литературный институт имени А. М. Горького. Интерес и любовь к литературе ему передала мать, которая очень много читала и сама сочиняла стихи.

Свои первые стихи Симонов написал еще в возрасте 7 лет. В них он описывал учебу и жизнь курсантов военных училищ, которая протекала перед его глазами. В 1934 году во втором сборнике молодых писателей, который назывался «Смотр сил», была напечатана после дописывания и переписывания по замечаниям ряда литературных критиков поэма Константина Симонова, которая называлась «Беломорцы», она рассказывала о строительстве Беломорско-Балтийского канала. А впечатления Симонова от поездки на стройку Беломорканала войдут затем в его цикл стихов 1935 года под названием «Беломорские стихи». Начиная с 1936 года, стихи Симонова начинают печататься в газетах и журналах, сначала редко, но затем все чаще.

В 1938 году Константин Симонов окончил Литературный институт имени А. М. Горького. К тому моменту писатель уже успел подготовить и опубликовать несколько крупных произведений. Его стихи печатали журналы «Октябрь» и «Молодая гвардия». Также в 1938 году он был принят в состав Союза писателей СССР и поступил в аспирантуру ИФЛИ, опубликовал свою поэму «Павел Черный». При этом аспирантуру Симонов так никогда и не закончил.



В 1939 году Симонов, как многообещающий автор военной тематики, был отправлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол и к учебе после этого уже не возвращался. Незадолго до своей отправки на фронт писатель окончательно сменил имя. Вместо родного для него Кирилла, так его нарекли при рождении, он взял себе псевдоним Константин Симонов. Причиной смены имени были проблемы с дикцией. Писатель просто не выговаривал букву «р» и твердую «л», по этой причине произносить имя Кирилл ему было банально затруднительно. Псевдоним писателя очень быстро стал литературным фактом, а сам он очень быстро приобрел всесоюзную известность именно как Константин Симонов.

Война для знаменитого советского писателя началась не в сорок первом году, а раньше, еще на Халхин-Голе и именно эта поездка задала многие акценты его последующего творчества. Помимо репортажей и очерков с театра военных действий Константин Симонов привез целый цикл своих стихов, которые стали очень популярны в СССР. Одним из самых пронзительных стихотворений той поры стала его «Кукла», в котором автор поднял проблему долга солдата перед своим народом и Родиной. Непосредственно до начала Великой Отечественной войны Константин Симонов успел окончить курсы военных корреспондентов при Военной академии имени М. В. Фрунзе (1939-1940) и Военно-политической академии (1940-1941). К моменту начала войны он успел получить воинское звание — интендант второго ранга.

В действующей армии Константин Симонов находился с первых дней войны. В годы Великой Отечественной он был собственным корреспондентом многих армейских газет. В начале войны писатель был командирован на Западный фронт. 13 июля 1941 года Симонов оказался под Могилёвом в расположении 338-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии, части которой упорно обороняли город, надолго приковав к себе значительные силы немцев. Эти первые самые тяжелые дни войны и оборона Могилёва надолго остались в памяти Симонова, который, по всей видимости, был также свидетелем знаменитого боя на Буйничском поле, в котором немецкие войска потеряли 39 танков.



В романе «Живые и мертвые», который Константин Симонов напишет после войны, действия будут разворачиваться как раз на Западном фронте и возле Могилёва. Именно на Буйничском поле встретятся его литературные герои Серпилин и Синцов, и именно на этом поле писатель завещает развеять свой прах после смерти. После войны он пытался найти участников знаменитого сражения на подступах к Могилёву, а также командира оборонявшегося на Буйничском поле полка Кутепова, однако найти участников тех событий ему не удалось, многие из них так и не выбрались из окружения под городом, отдав свои жизни во имя будущей победы. Сам Константин Симонов уже после войны писал: «Я не был солдатом, я был всего лишь военным корреспондентом, но и у меня есть кусочек земли, который мне не забыть вовек — это поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года стал свидетелем того, как наши войска в течение одного дня сожгли и подбили 39 немецких танков».

Летом 1941 года в качестве специального корреспондента «Красной звезды» Симонов успел побывать и в осажденной Одессе. В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара. В 1943 году — подполковника, а уже после окончания войны — полковника. Большую часть своих военных корреспонденций писатель опубликовал в газете «Красная звезда». При этом он справедливо считался одним из лучших военкоров страны и обладал очень большой трудоспособностью. Симонов мужественно отправлялся в поход на подводной лодке, ходил в пехотную атаку, попробовал себя роли разведчика. В годы войны он успел побывать и на Черном, и на Баренцевом море, увидел норвежские фьорды. Свой фронтовой путь писатель закончил в Берлине. Он лично присутствовал при подписании акта капитуляции гитлеровской Германии. Война сформировала основные черты характера писателя, которые помогали ему в творчестве и повседневной жизни. Константин Симонов всегда отличался солдатской собранностью, очень высокой работоспособностью и целеустремленностью.

За четыре года войны из-под его пера вышло пять книг с повестями и рассказами. Также он работал над повестью «Дни и ночи», пьесами «Русские люди», «Так и будет», «Под каштанами Праги». В полевых дневниках Симонова скопилось столько стихотворений, написанных в годы войны, что затем они составили сразу несколько томов его сочинений. В 1941 году в газете «Правда» было напечатано одно из самых известных его стихотворений — знаменитое «Жди меня». Данное стихотворение часто именовали «молитвой атеиста», тонким мостиком между жизнью и смертью. В «Жди меня» поэт обращался к некой ожидавшей его женщине, сумев очень удачно словами передать чаяния всех фронтовиков, которые писали домой письма своим любимым, родителям и близким друзьям.



После войны писатель успел побывать сразу в нескольких заграничных командировках. За три года он побывал в США, Японии и Китае. С 1958 года по 1960 год он жил в Ташкенте, работая корреспондентом «Правды» в республиках Средней Азии, именно тогда он рабатал над своей знаменитой трилогией «Живые и мертвые». Она была создана вслед за романом «Товарищи по оружию», который был опубликован в 1952 году. Его трилогия «Живые и мертвые» была в 1974 году отмечена Ленинской премией. Первый роман с одноименным названием был опубликован в 1959 году (по нему был снят одноименный фильм), второй роман — «Солдатами не рождаются» вышел в 1962 году (фильм «Возмездие», 1969 год), третий роман — «Последнее лето» был опубликован в 1971 году. Эта трилогия была эпически широким художественным исследованием пути всего советского народа к победе в очень страшной и кровопролитной войне. В данном произведении Симонов пытался объединить достоверную «летопись» главных событий войны, которые он наблюдал своими глазами, и анализ данных событий с точки зрения их современных оценок и понимания.

Константин Симонов сознательно создавал мужскую прозу, но умел раскрывать и женские образы. Чаще всего это были образы женщин наделенных мужской последовательностью в поступках и мыслях, завидной верностью и умением ждать. В произведениях Симонова война всегда была многолика и многогранна. Автор умел подавать ее с разных ракурсов, перемещаясь на страницах своих произведений из окопов в армейские штабы и глубокий тыл. Он умел показывать войну сквозь призму собственных воспоминаний и оставался верен этому принципу до конца, сознательно отказываясь от писательских фантазий.

Стоит отметить, что Симонов был достаточно любвеобильным человеком, он определенно нравился женщинам. Красавец-мужчина имел большой успех в женском обществе, четыре раза был женат. У Константина Симонова было четверо детей — сын и три дочери.

Мемориальный камень, посвященный памяти Константина Симонова, установленный на Буйничском поле


Скончался известный писатель 28 августа 1979 года в Москве в возрасте 63 лет. В какой-то мере писателя погубила тяга к курению. Всю войну он курил сигареты, а после перешел на трубку. Бросил курить он лишь за три года до своей смерти. По словам сына писателя Алексея Симонова, отец любил курить специальный английский табак с вишневым ароматом. После смерти писателя, согласно оставленному завещанию, родные развеяли его прах на Буйничском поле. Именно на этом поле после жутких потрясений и страха первых недель войны Константин Симонов, по всей видимости, впервые почувствовал, что страна не сдастся на милость врагу, сможет выкарабкаться. После войны он очень часто возвращался на это поле, в итоге вернувшись на него уже навсегда.

По материалам из открытых источников
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    30 ноября 2015 06:43
    Мы любим жизнь. Но нам она нужна
    Лишь той, которой мы её создали,
    За эту жизнь и смерть нам не страшна,
    Мы за неё трудились и страдали…

    К. Симонов

    Единственный распорядитель – время,
    оно запрещает вход непосвященным
    и открывает его тем,
    кто умеет читать и слышать.

    К. Симонов

    Неизвестное о Симонове


    Однажды у Симонова был гость - один из писателей, чью рукопись правил Константин Михайлович.
    Гостя пригласили в столовую, где специально для него была приготовлена утка, безупречно поджаренная.
    Гость увидел на полках множество бутылок - ассортимент, который прежде видел только в барах на судах загранплавания.

    -Что будете пить? Коньяк? - спросил Симонов.
    -Коньяк, естественно, французский, а какой именно, выберите сами.
    -Чепуха! Слава, репутация! Лучше нашего армянского нет ничего. И не "Арарат", а три звёздочки. Обыкновенные три звёздочки. Поверьте мне, я знаю толк в этом деле. Да что тут рядить, вот вам, сами и сравните.

    Симонов встал из-за стола, подошёл к бару, взял две бутылки - "французов", как он сказал, и "испанцев".
    Он налил в один бокал "Камю", в другой - "Фундадор" и выжидательно спросил:
    - Ну, ну?
    Гость молчал. Симонов налил армянского, три звёздочки. Гость отпил, подержал во рту, и, ощутив привычную горечь, вязкость, и привкус, как ему всегда казалось, перегретого на косогоре грунта, сказал:
    - Пожалуй, вы правы.

    Симонов обрадовался, но было совершенно очевидно, не тому, что гость с ним согласился, признал его правоту, а тому, что армянский коньяк не только выдержал сравнение с французским и испанским, но и вышел победителем.

    Теперь, когда признано было превосходство своего, отечественного коньяка над иноземными, слава которых тоже не на пустом месте выросла, во всех движениях Симонова - и в том, как он брал бутылку, и в том, как наливал, и как уверенно, смачно отпивал из бокала - появилась та свобода и раскованность в каждом движении, та широта, какие свойственны хлебосолу, хозяину земли, плодами которой он потчуется каждый божий день, а сегодня,. поскольку за столом званный им гость, потчует и гостя.
    Магда Кешишева
    1. +3
      30 ноября 2015 09:26
      "Ты слышишь меня? Я верю
      Смертью таких не взять!
      Держись, мой мальчик: на свете
      Два раза не умирать.
      Ничто нас в жизни не может
      Вышибить из седла!—
      Такая уж поговорка
      У майора была."

      http://mp3-pesni.net/skachat-besplatno/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B
      D%D1%82%D0%B8%D0%BD+%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2+%D1%81%D1%8B%D0%B
      D+%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0+%28%D
      1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D1%82+%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%29
  2. +2
    30 ноября 2015 08:03
    В какой-то мере писателя погубила тяга к курению....Если бы было все так просто...Спасибо, за статью...
  3. +2
    30 ноября 2015 08:07
    К.Симонов всегда уважал противника,тем более битого.

    Мне жаль солдат,Они служили,дрались,не зная за кого
    Бесславно головы сложили,вдали от Рейна своего...
    (о солдатах кайзеровской Германии)
  4. +1
    30 ноября 2015 08:57
    Великий писатель. Да, он не создавал образы, не выдумывал сюжетные линии, но описать то что видел собственными глазами, да так что бы этим прониклись люди не видевшие это никогда и далекие от ужасов войны - это дорогого стоит.
  5. +1
    30 ноября 2015 09:11
    стоит упомянут о брате К.Симонова - тоже известном писателе,соавторе "12 стульев" и "Золотого теленка" - Евгении Петрове (Петров - псевдоним)
    Е.Петров тоже был военным корреспондентом - погиб в 1943
    отсылка к смерти брата есть и в "Живых и Мертвых"
    1. +1
      30 ноября 2015 11:22
      Евгений Петров-псевдоним Евгения Петровича Катаева,брат писателя Валентина Петровича Катаева, автора книги Белеет парус одинокий..да и не ее одной.. hi
      1. +1
        30 ноября 2015 12:10
        Совершенно верно! это младший (если не ошибаюсь) брат Катаева, а не Симонова!
      2. +1
        30 ноября 2015 14:15
        да извиняюсь...конечно же Катаева
  6. +1
    30 ноября 2015 09:57
    "Живые и мертвые" - для меня одна из лучших книг о войне. После прочтения этой книги долго "не читались" никакие другие произведения о войне.

    Статья не плохая, но не понятен этот пассаж:

    Основными направлениями его творчества были: военная проза, социалистический реализм, лирика


    - социалистический реализм - это отдельно от прозы и лирики?
  7. Комментарий был удален.
  8. +1
    30 ноября 2015 11:54
    Одно из любимых стихотворений

    Атака

    Когда ты по свистку, по знаку,
    Встав на растоптанном снегу,
    Готовясь броситься в атаку,
    Винтовку вскинул на бегу,

    Какой уютной показалась
    Тебе холодная земля,
    Как все на ней запоминалось:
    Примерзший стебель ковыля,

    Едва заметные пригорки,
    Разрывов дымные следы,
    Щепоть рассыпанной махорки
    И льдинки пролитой воды.

    Казалось, чтобы оторваться,
    Рук мало — надо два крыла.
    Казалось, если лечь, остаться —
    Земля бы крепостью была.

    Пусть снег метет, пусть ветер гонит,
    Пускай лежать здесь много дней.
    Земля. На ней никто не тронет.
    Лишь крепче прижимайся к ней.

    Ты этим мыслям жадно верил
    Секунду с четвертью, пока
    Ты сам длину им не отмерил
    Длиною ротного свистка.

    Когда осекся звук короткий,
    Ты в тот неуловимый миг
    Уже тяжелою походкой
    Бежал по снегу напрямик.

    Осталась только сила ветра,
    И грузный шаг по целине,
    И те последних тридцать метров,
    Где жизнь со смертью наравне!
  9. 0
    30 ноября 2015 14:11
    «Писатель, который не хочет, чтобы все человечество было втянуто в новую войну, должен напоминать людям, что такое война… думая о мире, помнить об уроках войны. Это прямой долг писателей, участников войны, в том числе и мой. А как же иначе?» Константин Симонов

    Столетний юбилей поэта, прозаика, драматурга театра и кино, журналиста, общественного деятеля государственного масштаба отметили в Российском центре науки и культуры в Узбекистане.
    http://www.kultura.uz/view_2_r_5898.html

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»