Military Review

And from the powerful cry of "Hurray!" Old Buda shuddered

4



From the archive of the newspaper "Hammer" from 29 June 1941, the number 151 (6030). CIMLYANSKAYA. (By phone.) Among the Cossacks and Cossacks of Tsymlyansky district is a huge patriotic rise. The military enlistment office received dozens of applications from workers with a request to immediately send them to the front. Kolkhoznik of the agricultural artel "New Tsymla" Vasily Grigorievich Burmistrov writes in his statement: "I ask to be enlisted as a volunteer in the ranks of the current Red Army. I am 64 of the year, but I am young in spirit and will prove in deed what the Don Cossacks, engulfed in anger against fascist reptiles, can do .

Petr Konyshev, a mechanic of the Tsymlyanskaya MTS, took part in the rally mobilized to the army. He participated in battles with the White Finns and was awarded the medal "For Courage": "Honestly do my duty to the Motherland," he said, "without sparing my life, I will smash the enemy, and you, comrades while remaining on the labor front, work selflessly, help the Red Army speed up the victory. "

Seeing off to the front of his son, the collective farmer of the agricultural artel "Bolshevik" Yevsey Vasilievich Markin instructed him: "Your brother boldly and mercilessly beat the White Finns. You should also be different."



Former red partisans Sergey Ageevich Kurkin and his wife Efrosinia Vasilyevna, who have four sons defending their homeland, sent them a letter: “We are proud of them,” they write, “that you had the honor to defend motherland. Ruthlessly destroy the Hitler pack, and we will, spare no effort to work in their posts. "

In collective farms, in enterprises of the region there is a big production boost.

The hearts of Don Cossacks and Cossacks burn with a deadly hatred of fascist barbarians.

- We will not let trample the fascist boot of the sacred Soviet land, - say the collective farmers.

Organized are on the points of mobilization in the army.

The meeting of the Romanovskaya stanitsa mobilized into the Workers 'and Peasants' Red Army and the working people passed with a huge rise. At the rally, to stormy applause, a letter was received to Comrade Stalin: "We assure you, dear and beloved Comrade Stalin, that the Don Cossacks will give all their strength, and, if necessary, life for their homeland, for honor, for freedom."

The letter was signed by one and a half thousand people.

But the story of how everything was in reality.

About Angelic Cossacks

A family with an atypical for the Cossack Don surname Angelov settled in the Millerovo district of the Rostov region thoroughly and for a long time. Grandmother, answering the grandson of Ivan’s question “Why are we in our and the surrounding villages alone with that name, and where did she come from?”, Said historywhich originates from the first third of the 19 century (then the Russian foreign policy was aimed at the Balkans).

The purpose of the Russian Empire was the seizure of the Black Sea straits, which opened the sea routes, but Turkey was an obstacle. The centuries-old Ottoman yoke enslaved the Balkan countries, including Bulgaria, whose lands lay in the way of achieving the goals of Russia. Therefore, then interaction with the Bulgarians was in the interests of Russia, and it was very close: detachments from the Balkans created squads and formations to participate in the Russian-Turkish wars, many of them the king gave permission to settle on the lands of the Russian Empire, created in the south of the country colonies of Bulgarians . This is where the last name comes from, and the darkness transmitted from generation to generation.

But Angelovs have long considered themselves Don Cossacks, and by full law. The defense of the motherland is in their blood. Therefore, when the Great Patriotic War broke out, the Angels' men left to defend their homeland. My grandfather, Semen Alekseevich, had four children — three sons and a daughter. Stepan died in a submarine in the Baltic during the war, and Vasily, Ivan Angelov’s father, went to the front right after school in 1942. Following his son, unable to restrain himself, his father, Semyon Alekseevich, volunteered to go to war. It was him at that time 66-67 years. Four-year-old Lyonka stayed with his mother.

Life rarely happens by chance. Parallels of fate are inscrutable. Many years later, when financier Ivan Vasilievich Angelov came to work in the small home of his wife, in the Tselinsky district, and then received the post of chief accountant of the Lenin collective farm (center in the village of Khlebodar), his father was a war veteran who was quite surprised:

- Ivan, so we in those parts formed our cavalry division during the war! At the steppe well - between Petrovka and Rodionovka!



Then Ivan brought to the Tselina steppes and his parents, so that they would be near. The senior angels could not resist, insisted, and took his son to that place - to the well, where their part stood. The veteran stopped, tightly squeezed his lips, looked silently into the steppe, only the breeze ruffled his gray hair, and his eyes wore salty moisture.

“We were standing here,” he began his story. “Five thousand of us were young lads.” I got into cavalry like a Cossack son. They thought - a Cossack, which means he can sit in the saddle ... They drove us from the Salsk steppe of half-wild three-year-old horses. In a huge corral collected. They taught harshly in field conditions - both horses and cavalrymen. They put the fighter in the saddle - and in the steppe. Almost everyone had the skill and rode around the horses, and by force and skill they forced people to obey. But tragedies also happened - having failed to cope with the unbridled energy of the animal, the horseman flew out of the saddle, and if the foot was stuck in the stirrup, then human flesh beaten into the blood was found in the steppe. Four so died. After the formation and such training, the division got to Mius-Front. Grandfather Seeds identified in the train - drove the shells. He had a short time to fight. Under Pyatikhatki (not far from Taganrog), a shell landed in a wagon train - right next to the elder Angelov’s wagon. Next was a platoon - 28 man. Hearing the tragic news, Vasily took time off from the commander and rode to the scene of the explosion. What he saw extinguished the hope of saying goodbye to his father: where are the remains of horses, where are the people, you can't disassemble. The bomb left the 8-meter funnel, which became a mass grave for all the victims.



And already now, each time passing by Pyatikhatok on business or being nearby, Ivan Vasilievich Angelov always stops and bows to that land.

Ivan thought many times: maybe the grandfather went to the war after his son to deceive death - to take it away from his Vasya - after all, he is just beginning to live. Later, even Vasily Semyonovich, an eyewitness to the event, could not precisely show his son the place where everything happened. Those who died in the Don land rest in an unknown tomb, such as hundreds of others scattered throughout our land, where the front was passing. And then, after the bitter news, Vasily was able to drop home for literally a few hours, to see the mother, Tatiana Grigorievna, and brother Lyonka.

The division marched to the village of Voloshino of the Kamensk region in marching order and passed by Millerov - in 15 kilometers from the native farm Anufrievka. The squadron commander regretted the young cavalryman and released him for the night with the condition that he would catch up with his comrades in the morning.

They saw each other, talked until dawn, and the mother, wiping away tears with a corner of the handkerchief, conducted her Vassenka, not knowing whether she would return, or, like her father, disappear in the millstones of a terrible war. But the maternal prayers took care of him. He was wounded once, received two contusions, almost died at a terrible crossing by means of improvised means across the Danube under continuous enemy fire - they saved two empty barrels, between which he hung in icy water and the burqa.



Vasily Angelov reached Austria. In the Alps, behind Vienna, they met the news of the Victory. In the valley, on the beautiful emerald alpine meadow, the sides of the two Studebakers were spread out, they covered the huge scene with carpets, the corps commander climbed - already an elderly, gray-haired cavalryman - “grandfather,” as the children called him to love, to congratulate him on the long-awaited news . He spoke, congratulated, then handed over the awards won by the blood and wept, not ashamed of his tears. Loud shouts of "Hurray", cries of joy and smothered sobs of unrelenting grief of losses - echoed in the mountains for a long time and far away.



And then the sixteenth division of the 5 Guards Don Cavalry Cossack Red Banner Budapest Corps returned to their homeland by marching order, and from Alps to the Don city of Kamensk-Shakhtinsk the song “You Wait, Lizaveta ...”

May 45-th war for Vasily Angelov is not over - he served until the 1947 year. The Order of the Red Star, medals: "For courage", "For the capture of Budapest", "For the capture of Vienna", "For the victory over Germany" became witnesses of his military exploits.

At home, after 5 years of parting, 9-year-old Lyon's brother met him on the threshold. He carefully looked at the man in military uniform, at the sparkling rewards - and did not recognize: “And the mother is at work,” said the lad.

"Laziness, it's me, your brother, Vasya ..."

But Vasiliy had to become more than a brother for him - he replaced his father's boy. Then, in 1947, Anna met the former war hero - a beautiful woman with long, thick braids in her hand, and soon they got married, Ivan was born in 48.

Vasily raised his younger brother seriously - he strictly asked for Skoda, after graduating from school he went to college, and as a result the dream about them came true - Lenya entered RINH, where he studied economist, and after passing through the military department, he got the opportunity to serve in the finals through the Ministry of Defense.

Vasily and his wife were engaged in simple peasant labor — they worked in animal husbandry, raised their children under a peaceful sky, and were so happy.

“Dad never punished us and didn’t spoil us,” recalls Ivan Vasilyevich, “he planted nearby and told about his life: about hungry childhood years, about the war, about the post-war life. And it was so embarrassing that we, living quite happily and satisfyingly, behaved in this way ...

Ivan Vasilyevich, too, was not all smooth in fate. In 14 years after the operation to remove the glands, a serious heart complication occurred, and paralysis of the lower body occurred. He spent a year in hospitals, but the doctors managed to put him on his feet. Without further thinking, I went to study at the courses of accountants. After receiving a specialty, he worked on the collective farm as a bookkeeper, and then entered Novocherkassk Technical School - “as an accountant”, where he met his fate - Raisa Georgievna.

- I married early. So almost everything was done with my wife at the same time: they studied, they got to their feet, they gave birth to children: Sasha was born in 70, Sergey was born in 72, and Olenka in 74. We gave birth to Sasha as if as a gift to grandmother Anya - on her birthday - May 9. So they celebrate the addition of their years together. We arrived in Tselinsky district because we thought about the children: before that we worked on a collective farm where there was no school - 5 had to get to her kilometers. And I, remembering my school years, about the boarding school, did not want such a fate for the children. So we decided to come to the wife’s small homeland — she’s from the Tselinsky state farm, especially since they both promised to work here. And so they settled here, on the land of Tselina, raised children, helping to raise their grandchildren to their feet. The eldest son Sasha serves in special power structures, lives in Moscow, middle, Sergey, many Tselina residents know as a surgeon. Now he is the head of the surgical department in the Ust-Donetsk regional hospital. The youngest daughter is with us near, in Tselina, working at the Employment Center. Five grandchildren and three granddaughters are our most precious treasure. I am glad that Brother Peter and sister Lyuba live next to me. So now we have a whole clan, - smiles Ivan Vasilyevich.

For a long time we talked about this, about this, Ivan Vasilyevich recalled how he worked on the collective farm to them. Lenin, who headed the collective farm named after Gagarin, worked as chief accountant on the collective farm named after the First of May — many residents of the district know and respect him — as a knowledgeable specialist, an honest and decent person. We have never had scoundrels, cowards and parasites in the male line. There is someone to be proud of: great-grandfather and his wife raised 5 sons; the grandfather, the paternal uncle died in the war, the uncle also fought against the mother, but was captured and tortured by fascists in a concentration camp.

- My father has always been an example for his younger brother Leni, and us, his sons - me and brother Peter, and then - and my grandchildren - my sons. I brought up my boys in a masculine manner: I suggested that one should never divide work into “male” and “female”; female - infinite, imperceptible from the side and ungrateful, because you need to help and his wife and mother. Especially "looked out" and brought up sons, when they grew up, began to meet with girls, inspired: a man should always be responsible for his actions, intimacy should not be allowed, if you do not intend to marry - this is meanness.

Now I am satisfied with my sons - it seems that our mother and I have justified hope. I want the grandchildren to carry out the good male traditions of the genus Angelov. Is this not happiness? Most of all I want it not to grind our family, remained faithful to the good traditions of great-grandfathers and grandfathers, so that we were strong.

There is a saying: there is no translation for the Cossack family. She asked for it while I briefly fixed the fate of several generations of Angels on paper. And I thought that I couldn’t grow bad growth from good, kind, healthy and strong roots. This proves life, and it justifies the best hopes of the next generations of this worthy kind.

And from the powerful cry of "Hurray!" Old Buda shuddered


And in memory of his children and grandchildren, Ivan Angelov wrote a beautiful and piercingly heartfelt poem “Tell me, father, about the war,” which he dedicated to his Vasily Semyonovich Angelov, a Cossack guard of the Fifth Don Don Cavalry Guards Cossack Banner of the Red Banner of the Budapest Cossack Corps:



Tell me, father, about the war,
Well, I will try to comprehend.
How was you on a frisky horse
Half of Europe is a step, then trot.
Both in cold and windy march
You drunk horses in the Danube.
Raising the machine above him,
And, trusting in God, swam.
The enemy fairway bombed and bombed,
Under the merciless fire you swam,
And you will never forget
How friends went under the water ...
Pay it is time
- The burkas opened in the wind,
And from the powerful cry "Hurray!"
Old Buda flinched!
How the medals were handed over
For that fight, that under Buda and Pest,
And a mean tear, without shame, wiped,
Attaching rewards to clothes.
Vienna met you in a friendly way
The sound of the harmonica in the distance was heard
- Our harmonica player played the “Viennese Waltz”,
Old Strauss was smiling from heaven.
As your father - my grandfather - fought,
Tell and do not hold back tears ...
As in his older years, he delivered
In the regiment shells on horse-drawn wagon train.
There was a wagon train in the home fields ...
You, father, tell me - I will remember.
Groaning from a powerful explosion the earth
- To pieces and people, and horses
... fly over the steppe of the year
... Where is the grass this mound closed?
Has become since the war forever
You, funnel, their mass grave.
From fate, apparently, do not ride ...
I wipe away a tear.
Suddenly I will find where my grandfather forever
In the ground went to the village Pyatikhatki!
Tell me how the Alps were waiting for an order
Where Suvorov drove his army
Take the Devil's Bridge by storm and go
Straight to the Italian mountains.
On the beautiful Alpine meadows,
Where are so wildly ale tulips,
Where the peaks stood in the snow,
You met that long-awaited day.
And hugs, and joy at all
From such a healing message.
Happiness with grief, and tears, and laughter,
And the Cossack song of connotation ...
Tell me, father, about the war ...
Author:
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. victorrat
    victorrat 2 December 2015 10: 19 New
    +3
    You read and tears in your eyes. How much Soviet power beat and destroyed the Cossacks, but the love of the Motherland, the habit at the genetic level to defend their land, the concept of the Fatherland in them is stronger than the bullying of the authorities.
    Our glorious Cossacks have revived and again returned to their usual work of protecting the Russian land and growing crops to feed Russia.
    Honor and praise be to our Cossacks!
    1. sherp2015
      sherp2015 2 December 2015 13: 36 New
      +2
      Quote: victorrat
      the glorious Cossacks revived and again returned to their usual work of protecting the Russian land and growing crops to feed Russia.
      Honor and praise be to our Cossacks!


      The main thing is tricky ... you can’t put the puff in power, (and they climbed and will climb) otherwise the Cossacks will not expect anything good with atamans of usurers!
  2. maks-101
    maks-101 2 December 2015 10: 21 New
    0
    Now, probably, we will have to repeat the feat of our grandfathers.
  3. Fonmeg
    Fonmeg 2 December 2015 11: 09 New
    0
    Cossack free spirit, unshakable love for the motherland, absorbed with mother’s milk, the courage and ingenuity of a born warrior who can fight despite blood and death are the main components of the Cossacks. And despite the cruelty of the Soviet regime (entire villages were cut out), the valiant sons of the Cossacks fought and defeated the fascist scum! After all, the Motherland is not, first of all, the power that has been established in it today, this concept is much deeper, and when fighting, they did not die for power, but for their native expanses, for near and dear people and for those ordinary people who are numerous in its vast expanses!
  4. Yak-3P
    Yak-3P 2 December 2015 11: 18 New
    +1
    in the last photo ---- this is FACE !!! Yes, such a face of a seasoned Warrior and without a checker who hosh scares ...

И от мощного крика «Ура!» содрогнулася старая Буда

И от мощного крика «Ура!» содрогнулася старая Буда


Из архива газеты «Молот» от 29 июня 1941 года № 151 (6030). ЦЫМЛЯНСКАЯ. (По телефону.) Среди казаков и казачек Цымлянского района огромный патриотический подъём. В военкомат поступают десятки заявлений от трудящихся с просьбой немедленно отправить их на фронт. Колхозник сельскохозяйственной артели "Новая Цымла" Василий Григорьевич Бурмистров в своем заявлении пишет: "Прошу зачислить добровольцем в ряды действующей Красной Армии. Мне 64 года, но я молод духом и на деле докажу, на что способно донское казачество, охваченное гневом против фашистских гадов".

На митинге мобилизованных в армию слово взял слесарь Цымлянской МТС Пётр Конышев, участник боев с белофиннами, награждённый медалью "За отвагу": "Честно выполню свой долг перед Родиной, — заявил он, — не щадя жизни, буду громить врага, а вы, товарищи, оставаясь на трудовом фронте, работайте самоотверженно, помогайте Красной Армии ускорить победу".


Провожая на фронт сына, колхозник сельскохозяйственной артели "Большевик" Евсей Васильевич Маркин дал ему наказ: "Брат твой смело и беспощадно бил белофиннов. Отличись и ты".

И от мощного крика «Ура!» содрогнулася старая Буда


Бывший красный партизан Сергей Агеевич Куркин и его жена Ефросиния Васильевна, у которых четыре сына защищают Родину, послали им письмо: "Гордимся тем, — пишут они, — что вам выпала честь защищать мать-Родину. Беспощадно уничтожайте гитлеровскую свору, а мы будем, не жалея сил, работать на своих постах".

В колхозах, на предприятиях района большой производственный подъём.

Смертельной ненавистью к фашистским варварам пылают сердца донских казаков и казачек.

— Не дадим топтать фашистскому сапогу священной советской земли, — заявляют колхозники.

Организованно являются на пункты мобилизации в армию.

С огромным подъёмом прошел митинг мобилизованных в Рабоче-крестьянскую Красную Армию и трудящихся станицы Романовской. На митинге под бурные аплодисменты принято письмо товарищу Сталину: "Заверяем Вас, дорогой и любимый товарищ Сталин, что донские казаки отдадут все свои силы, а если потребуется, и жизнь за родину, за честь, за свободу".

Письмо подписали полторы тысячи человек.

А вот рассказ о том, как всё было на самом деле.

Об Ангеловых-казаках

Семья с нетипичной для казачьего Дона фамилией Ангеловы обосновалась в Миллеровском районе Ростовской области основательно и уже достаточно давно. Бабушка, отвечая на вопрос внука Ивана «Почему мы в нашей и окрестных станицах одни с такой фамилией, и откуда она взялась?», рассказала историю, которая берёт своё начало с первой трети 19 века (тогда внешняя политика России была направлена на Балканы).

Целью Российской империи стал захват черноморских проливов, которые открывали морские пути, но препятствием была Турция. Многовековое османское иго поработило балканские страны, в том числе и Болгарию, земли которой лежали на пути достижения целей России. Поэтому тогда взаимодействие с болгарами было в интересах России, и было очень тесным: из выходцев с Балкан создавались дружины и формирования для участия в русско-турецких войнах, многим из них царь дал разрешение селиться на землях Российской империи, создавались на юге страны целые колонии болгар. Вот оттуда и фамилия, и передаваемая из поколения в поколение смуглявость.

Но Ангеловы давно считают себя донскими казаками, и по полному праву. Защита Родины — в крови у них. Поэтому, когда грянула Великая Отечественная война, мужчины Ангеловы ушли защищать родину. У деда, Семёна Алексеевича, было четверо детей — три сына и дочь. Степан погиб в подводной лодке на Балтике в войну, а Василий, отец Ивана Ангелова, сразу после школы в 1942 году ушел на фронт. Вслед за сыном, не удержавшись, пошёл воевать добровольцем его отец — Семён Алексеевич. Было ему в то время 66-67 лет. С матерью остался четырёхлетний Лёнька.

В жизни редко что происходит случайно. Неисповедимы параллели судьбы. Уже много лет спустя, когда финансист Иван Васильевич Ангелов приехал работать на малую родину своей жены, в Целинский район, а потом получил должность главного бухгалтера колхоза имени Ленина (центр в селе Хлебодарном), его отец-фронтовик немало удивился:

— Иван, так мы же в тех краях формировали в войну нашу кавалерийскую дивизию! У степного колодца — между Петровкой и Родионовкой!

И от мощного крика «Ура!» содрогнулася старая Буда


Вслед за собой привёз тогда Иван в целинские степи и своих родителей — чтобы рядышком были. Не удержался Ангелов-старший, настоял, и свозил его сын на то место — к колодцу, где стояла их часть. Замер ветеран, крепко сжал губы, смотрел молча в степь, только ветерок трепал седые волосы, да глаза подернулись солёной влагой.

— Здесь мы стояли, — начал он свой рассказ. — Пять тысяч нас было — молодых хлопцев. Я попал в кавалерию как казачий сын. Считали — казак, значит, умеет сидеть в седле… Пригнали нам из сальской степи полудиких лошадей-трёхлеток. В огромный загон собрали. Учили жёстко в полевых условиях — и коней, и кавалеристов. Сажали бойца в седло — и в степь. Практически все имели навык и объезжали лошадей, силой и умением заставляли подчиниться человеку. Но случались и трагедии — не справившись с необузданной энергией животного, верховой вылетал из седла, и, если нога застревала в стремени, находили потом в степи избитую в кровь человеческую плоть. Четверо так погибли. После формирования и вот такого обучения попала дивизия на Миус-фронт. Деда Семёна определили в обоз — подвозил снаряды. Воевать ему довелось недолго. Под Пятихатками (недалеко от Таганрога) попал в обоз снаряд — прямо рядом с повозкой Ангелова-старшего. Рядом шёл взвод — 28 человек. Услышав трагическую весть, Василий отпросился у командира и поскакал к месту взрыва. То, что он увидел, погасило надежду попрощаться с отцом: где останки коней, где — людей, не разберёшь. Бомба оставила 8-метровую воронку, которая и стала братской могилой для всех погибших.

И от мощного крика «Ура!» содрогнулася старая Буда


И уже теперь, каждый раз проезжая по делам мимо Пятихаток или находясь рядом, Иван Васильевич Ангелов всегда останавливается и кланяется той земле.

Иван много раз думал: может, дед и пошёл на войну вслед за сыном, чтобы обмануть смерть — отвести её от своего Васи — ведь он только начинает жить. Уже потом даже Василий Семёнович — очевидец события — не смог точно показать сыну место, где всё случилось. Покоятся погибшие в донской земле в безвестной могиле, такой, как сотни других, разбросанных по всей нашей земле, где проходил фронт. А тогда, после горькой вести, Василий смог заскочить домой буквально на несколько часов, повидать мать, Татьяну Григорьевну, и братишку Лёньку.

Дивизия походным порядком выдвинулась на село Волошино Каменской области и проходила мимо Миллерова — в 15 километрах от родного хутора Ануфриевки. Командир эскадрона пожалел молодого кавалериста и отпустил на ночь с условием, что тот догонит товарищей утром.

Повидались, проговорили до зари, и мать, утирая слёзы уголочком платка, проводила своего Васеньку, не зная, вернётся ли, или, как отец, сгинет в жерновах страшной войны. Но материнские молитвы его берегли. Один раз был ранен, две контузии получил, чуть не погиб при страшной переправе на подручных средствах через Дунай под сплошным огнем противника — спасли две пустые бочки, между которыми он завис в ледяной воде, да бурка.

И от мощного крика «Ура!» содрогнулася старая Буда


Василий Ангелов дошёл до Австрии. В Альпах, за Веной, встретили весть о Победе. В долине, на прекрасном изумрудном альпийском лугу раскинули борта двух «Студебеккеров», застелили получившуюся огромную сцену коврами, на неё взобрался командир корпуса — уже пожилой, седой кавалерист — «дед», как его любя называли ребята, чтобы поздравить с великой, долгожданной вестью. Он говорил, поздравлял, потом вручал завоёванные кровью награды и плакал, не стыдясь своих слёз. Громкие крики «ура», возгласы радости и придушенные всхлипы неизбытного горя потерь — долго и далеко разносились эхом в горах.

И от мощного крика «Ура!» содрогнулася старая Буда


А потом шестнадцатая дивизия 5-го Гвардейского Донского кавалерийского казачьего Краснознаменного Будапештского корпуса походным порядком вернулась на родину, и от Альп до донского города Каменск-Шахтинска разливалась по Европе песня «Ты ждёшь, Лизавета…»

Маем 45-го война для Василия Ангелова не закончилась — он прослужил до 1947 года. Свидетелями его боевых подвигов стали орден Красной Звезды, медали: «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией».

Дома после 5 лет расставания на пороге его встретил уже 9-летний брат Лёня. Он внимательно смотрел на мужчину в военной форме, на сверкающие награды — и не узнал: «А мамка на работе», — произнёс малец.

«Лёнь, это я, твой брат, Вася…»

Но стать для него Василию пришлось больше чем братом — он заменил мальчишке отца. Тогда же, в 1947-м, встретила бывшего героя войны Анна — красавица с длинными, в руку толщиной косами, а вскоре они поженились, в 48-м родился Иван.

Своего младшего брата Василий воспитывал серьезно — строго спрашивал за шкоду, после окончания школы повёз поступать в институт, и в результате сбылась мечта об их — Лёня поступил в РИНХ, где выучился на экономиста, а пройдя здесь же военную кафедру, получил возможность служить в финчасти по линии Министерства обороны.

Василий и его супруга занимались простым крестьянским трудом — работали в животноводстве, растили детей под мирным небом и тем были счастливы.

— Нас папа никогда не наказывал и не порол, — вспоминает Иван Васильевич, — он сажал рядом и рассказывал о своей жизни: про голодные детские годы, про войну, про тяготы послевоенной жизни. И было так стыдно, что мы, живущие довольно благополучно и сытно, так себя вели…

У Ивана Васильевича тоже не всё гладко было в судьбе. В 14 лет после операции по удалению гланд пошло серьёзное осложнение на сердце, и случился паралич нижней части тела. Год пролежал по больницам, но сумели его медики поставить на ноги. Не мудрствуя особо, пошёл учиться на курсы бухгалтеров. Получив специальность, поработал в колхозе счетоводом, а потом поступил в Новочеркасский техникум — «на бухгалтера», где и встретил свою судьбу — Раису Георгиевну.

— Женился я рано. Так что всё почти делали с женой одновременно: и учились, и на ноги становились, и детей рожали: в 70-м родился Саша, в 72-м — Сергей, а в 74-м — Оленька. Сашку мы родили как будто в подарок бабушке Ане — в её день рождения — 9 мая. Так что они празднуют прибавление своих лет вместе. В Целинский район мы приехали потому, что подумали о детях: до этого работали в колхозе, где не было школы — 5 километров до неё добираться надо было. А я, помня о своих школьных годах, об интернате, не захотел такой судьбы детям. Так мы решили приехать на малую родину жены — она из совхоза «Целинский», тем более что и работу здесь пообещали обоим. Вот так и осели здесь, на целинской земле, вырастили детей, помогаем поднимать на ноги внуков. Старший сын Саша служит в специальных силовых структурах, живёт в Москве, среднего, Сергея, многие целинцы знают как хирурга. Сейчас он — заведующий хирургическим отделением в Усть-Донецкой районной больнице. Младшая доченька с нами рядом, в Целине, работает в Центре занятости населения. Пять внуков и три внучечки — это наше самое дорогое богатство. Рад, что рядом со мной живут брат Пётр и сестра Люба. Так что нас теперь — целый клан, — улыбается Иван Васильевич.

Долго мы разговаривали о том, о сём, Иван Васильевич вспоминал, как работал в колхозе им. Ленина, стоял во главе колхоза имени Гагарина, трудился главным бухгалтером в колхозе имени Первого мая — его знают и уважают многие жители района — как знающего специалиста, честного и порядочного человека. У нас по мужской линии никогда не было подлецов, трусов и тунеядцев. Есть кем гордиться: прадед с женой воспитали 5 сыновей; дед, дядька по отцовской линии погибли на войне, по линии матери тоже дядька воевал, но попал в плен и был замучен в концлагере фашистами.

— Мой отец всегда был примером для его младшего брата Лёни, и нас, его сыновей — меня и брата Петра, а потом — и своих внуков — моих сыновей. Своих мальчишек я воспитывал по-мужски: внушал, что никогда не надо разделять работу на «мужскую» и «женскую»; женская — бесконечная, незаметная со стороны и неблагодарная, потому надо помогать и жене, и матери. Особенно «приглядывал» и воспитывал сыновей, когда подросли, стали с девушками встречаться, внушал: мужчина всегда должен быть ответственен за свои поступки, нельзя допускать близости, если не намерен жениться — это подлость.

Сейчас сыновьями доволен — вроде бы оправдали наши с матерью надежды. Хочется, чтобы и внуки вынесли добрые мужские традиции рода Ангеловых. А это ли не счастье? Больше всего хочу, чтобы не измельчал наш род, остался верен добрым традициям прадедов и дедов, чтобы этим и были мы сильны.

Есть пословица: казачьему роду нет переводу. Она так и напрашивалась, пока я краткими заметками фиксировала судьбу нескольких поколений Ангеловых на бумаге. И думала, что не может от хороших, добрых, здоровых и сильных корней вырасти плохая поросль. Это доказывает жизнь, и она оправдывает лучшие надежды уже следующих поколений этого достойного рода.

И от мощного крика «Ура!» содрогнулася старая Буда


А в память уже своим детям и внукам Иван Ангелов написал прекрасное и пронзительно душевное стихотворение «Расскажи мне, отец, о войне», которое посвятил своему Василию Семеновичу Ангелову — гвардии казаку гвардейского Пятого Донского кавалеристского Краснознаменного Будапештского казачьего корпуса:

И от мощного крика «Ура!» содрогнулася старая Буда


Расскажи мне, отец, о войне,
Ну, а я постараюсь осмыслить.
Как прошел ты на резвом коне
Пол-Европы то шагом, то рысью.
Как в холодный и ветреный март
Вы в Дунае коней напоили.
Над собою подняв автомат,
И, доверившись Богу, поплыли.
Враг фарватер бомбил и бомбил,
Под огнём беспощадным Вы плыли,
И тебе никогда не забыть,
Как под воду друзья уходили…
Расплатиться настала пора
— На ветру распахнулися бурки,
И от мощного крика «Ура!»
Содрогнулася старая Буда!
Как медали вручал генерал
За тот бой, что под Будой и Пештом,
И скупую слезу, не стыдясь, вытирал,
Прикрепляя награды к одеждам.
Вена дружески встретила вас,
Звук гармошки вдали раздавался
— Гармонист наш играл «Венский вальс»,
Старый Штраус с небес улыбался.
Как отец твой — мой дед — воевал,
Расскажи и не сдерживай слезы…
Как в преклонных годах он сам доставлял
В полк снаряды на конном обозе.
Шёл обоз по родимым полям…
Ты, отец, расскажи — я запомню.
Застонала от мощного взрыва земля
— На кусочки и люди, и кони
…Пролетают над степью года
… Где ж трава этот холмик закрыла?
Стала с самой войны навсегда
Ты, воронка, им братской могилой.
От судьбы, видно, не ускакать…
Я слезу вытираю украдкой.
Вдруг найду, где мой дед на века
В землю лег у села Пятихатки!
Расскажи, как у Альп ожидали приказ,
Где водил свое войско Суворов,
Штурмом брать Чертов мост и идти
Прямиком в итальянские горы.
На красивых Альпийских лугах,
Где так буйно алели тюльпаны,
Где вершины стояли в снегах,
Вы встречали тот день долгожданный.
И объятья, и радость у всех
От такой исцеляющей вести.
Счастье с горем, и слезы, и смех,
И казачья раздольная песня…
Расскажи мне, отец, о войне…
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. victorrat 2 декабря 2015 10:19
    Читаешь и слёзы на глазах. Сколько била и уничтожала казаков Советская власть, но любовь к Родине, привычка на генном уровне защищать свою землю, понятие Отчизны в них сильнее, чем издевательства власти.
    Наше славное казачество возродилось и опять вернулось к своему привычному труду по защите русской земли и выращиванию урожаев, чтобы кормить Россию.
    Честь им и хвала, нашим казакам!
    1. sherp2015 2 декабря 2015 13:36
      Цитата: victorrat
      славное казачество возродилось и опять вернулось к своему привычному труду по защите русской земли и выращиванию урожаев, чтобы кормить Россию.
      Честь им и хвала, нашим казакам!


      Главное хитрож...пых не пустить во власть,(а они лезли и будут лезть) в противном случае ничего хорошего при атаманах ростовщиках казачество не ждет!
  2. maks-101 2 декабря 2015 10:21
    Теперь наверно нам придется повторить подвиг наших дедов.
  3. Fonmeg 2 декабря 2015 11:09
    Казачий вольный дух, незыблимая любовь к Родине, впитанная с молоком матери, смелость и смекалка прирожденного воина, способного биться не взирая на кровь и смерть - основные составляющие казачества. И не смотря на жестокость Советской власти (вырезались целые станицы) доблестные сыны казачества бились и побеждали фашистскую мразь! Ведь Родина это прежде всего не власть сегодня установившаяся в ней, это понятие гораздо глубокое и сражаясь умирали не за власть, а за родные просторы, за близких и дорогих людей и за тех простых людей которых множество на ее необъятных просторах!
  4. Як-3П 2 декабря 2015 11:18
    на последней фото----вот это ЛИЦА!!! да такое лицо матерого Воина и без шашки кого хош напугает...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня