Какими в 1937 году виделись самолеты 1942 года?

Люди просто обожают заглядывать в будущее, недаром так популярны гадалки, медиумы и гороскопы, способные ответить на вопрос: «а что там»?! Есть даже специальная наука – прогностика, которая занимается тем же самым, только вот люди, ею занимающиеся, в хрустальный шар обычно не глядят! По мере сил заглянуть за «завесу времени» пытаются и пытались в прошлом различные научные и научно-популярные журналы. Одну интересную статью на эту тему мне удалось отыскать в советском журнале «Наука и техника» №16 за 1937 год. Называется она «Авиация через пять лет». То есть ее автор на основе имевшихся у него знаний пытался себе представить, как будет выглядеть авиация 1942 года. Он не мог предвидеть, что будет война, но… писал явно со знанием дела. Ну, а мы знаем, что было в 1942 году и можем его пророчества сравнить с реальностью, что не только интересно, но и полезно во многих отношениях. Орфография и манера изложения сохранены полностью, так что это еще и своеобразный «кусочек» давным-давно ушедшей от нас истории!

Какими в 1937 году виделись самолеты 1942 года?


«Недавно состоялся ежегодно созываемый съезд американского научно-технического общества механиков. На этом съезде были заслушаны доклады виднейших авиаконструкторов на тему «Авиация через пять лет». Эти доклады, построенные на основе современных тенденций развития авиации, нарисовали действительно интересную и величественную картину покорения воздуха в ближайшем будущем. Здесь были предсказаны не только возможные размеры самолетов 1942 года, но и конструкция авиамоторов, экономичность эксплоатации (так в тексте – В.О.), удобства для пассажиров, система управления и устойчивости самолета, достижения высших скоростей полета, а также и освоение труднейших трансокеанских воздушных путей.


Современные летательные аппараты являются плодом длительной работы инженерной мысли и сложного производственного процесса. Для создания оригинальной, конструктивно новой машины требуются целые годы. Поэтому, помещаемые ниже предсказания американских специалистов являются не пророчеством, а скорее приоткрытием той завесы, которая тщательно скрывает их работу по проектированию будущих самолетов.

Останавливаясь на дальнейшем развитии авиационных моторов с искровым зажиганием, докладчики полагают, что на основе современного состояния техники мощность моторов с воздушным охлаждением может превысить 1500 л. с. при одновременном сокращении удельного веса мотора. Через пять лет стандартный авиамотор будет весить 0,4 кг на каждую лош. силу. Даже современный 24-цилиндровый мотор «Нэпир», развивающий 725 л. с. на высоте 1 000 м, при условии повышения числа оборотов и увеличения степени сжатия мог бы дать мощность в 1 400 л. с. В скором времени моторы с малыми, но многочисленными цилиндрами должны одержать решительную победу над моторами с крупными цилиндрами благодаря развитию большей мощности при том же весе. Так, например, тридцатилитровый мотор может развить при наличии 60 цилиндров 1 800 л. с. Естественно, что рост мощности мотора в будущем потребует значительного сокращения его удельного веса, хотя, при этом, число и вес вспомогательных механизмов возрастет.

Будущие авиамоторы будут иметь преимущественно воздушное охлаждение, которое сильно упрощает конструкцию всей силовой установки, С другой стороны, воздушное охлаждение при возрастании мощности мотора ведет к увеличению лобового сопротивления, вызываемого усиленной циркуляцией потока воздуха в охлаждающей системе. По этой причине, для авиамоторов мощностью свыше 1 000 л. с. будет применяться жидкостное охлаждение, которое имеет то преимущество, что полезная поверхность охлаждающей системы его может увеличиваться без ограничений и при этом без возрастания воздушного сопротивления.

Удельный расход горючего должен сократиться, главным образом, за счет использования горючего с высоким октановым числом. Так как термин «октановое число» сравнительно новый и поэтому неизвестный нашим читателям, то мы и приводим краткое его пояснение. Октановое число есть отвлеченное численное значение, получаемое методом сравнения степени детонации испытуемого топлива с контрольным топливом, состоящим из смеси изо-октана и гептана. Изо-октан (С8 Н18) характеризуется низкой детонацией и при определении октанового числа принимается в отношении детонации за 103%. Нормальный гептан (С7 Н16) отличается высокой детонацией и принимается при испытаниях на экспериментальном моторе за 0%. Октановое число и есть процентное содержание изо-октана в данной контрольной изо-октано-гептановой смеси.

В настоящее время уже налажено в небольших размерах производство горючего в 100 октан — через несколько лет оно будет таким же обычным в авиации, как лучшее теперь горючее в 87 октан. Сейчас в американских лабораториях изучается горючее эквивалентное уже 130 октанам, имеющее в своем составе смеси бензина и синтетические смеси очищенных промышленных газов. Этот новый вид горючего, который будет сжигаться при возможно меньшей степени сжатия, но с максимальным наддувом, резко повысит мощность мотора и, таким образом, сократит его удельный вес. Удельный расход горючего в авиационном моторе через пять лет будет меньше, чем 160 грамм на 1 л. с. в час вместо современных 200 г при степени сжатия 6—6,5.

Известный конструктор Сикорский считает, что еще до 1950 года можно было бы построить летающие лодки весом в 500 тонн, рассчитанные на 1 000 пассажиров. Но так как величина самолетов лимитируется длиной маршрута, то возможность постройки гигантских воздушных экспрессов на 1 000 пассажиров весьма сомнительна. Во всяком случае, через пять лет вес наибольших самолетов превысит 100 тонн.

Какими в 1937 году виделись самолеты 1942 года?


Уже в настоящее время на воздушной трассе длиною свыше 7 000 км практически достигнута коммерческая нагрузка в 10% от общего веса самолета. Современные самолеты могли бы иметь и еще большую нагрузку, если бы имели достаточный внутренний полезный объем. В будущем будут строиться очень большие самолеты, которые имеют лучшие показатели по отношению к общему весу. При росте размеров лобовое сопротивление самолета изменяется немногим меньше, чем квадрат его линейных измерений, тогда как вес возрастает в кубе. В результате, на каждую единицу объема большого самолета требуется меньше мощности моторов, чем для малого.

Определившиеся сейчас типы самолетов будут существовать и через пять лет, однако, разница в качественных показателях их очень сократится. Размеры самолетов увеличатся так, что летающие лодки приблизятся к сухопутным самолетам, которые до сих пор считаются наиболее эффективными. На трансокеанских путях должны получить предпочтение именно летающие лодки не только из-за возможности посадки на воду но, главным образом, вследствие их большего внутреннего объема.

Какими в 1937 году виделись самолеты 1942 года?


Вместе с увеличением размеров также возрастет и эксплоатационная скорость самолета (при случае аварии другого мотора во время полета), а также и при полетах в стратосфере. Достижение высшей скорости в 850 км/час через пять лет считается вполне реальным. К этому же сроку нормальная эксплоатационная высота полетов достигнет 6500—8 500 м. Высотность полетов в 15000—18 000 м будет осуществлена только военной авиацией и, возможно, для научных целей. Высота же порядка 30000 м никогда не может быть достигнута современными типами летательных аппаратов тяжелее воздуха. Более высокий потолок самолетов само собой позволяет развивать и большую скорость; кроме того, он также улучшает и самолетовождение в связи с наличием в стратосфере относительно лучшей погоды. Огромные самолеты требуют разрешения проблем устойчивости в воздухе и управления. В настоящее время ручное управление до некоторой степени облегчается аэродинамическим балансом управляемых поверхностей самолета. Если же размеры самолетов резко возрастут, то ручное управление станет уже невозможным и потребуется гидравлическое. Автоматическое управление также будет не только полезно в этом случае, но и существенно необходимо.

Какими в 1937 году виделись самолеты 1942 года?


В отношении аэродинамики самолета будущего современные тенденции говорят уже и о дальнейших улучшениях. Современные самолеты имеют следующие основные черты; низко расположенное крыло, убирающееся шасси с хорошо обтекаемым основанием, цельнометаллическую конструкцию, скрытый каркас, разрезной флап, усовершенствованные пропеллеры и увеличенную удельную мощность моторов.

Дальнейшие усовершенствования будут заключаться в пропеллерах с переменным шагом, прикрытии отверстий убираемых шасси, удалении наружных антенн, улучшении устойчивости и управления, использовании выхлопных газов (тепла) для механики наддува и отепления.

Конструктивный вес самолетов имеет тенденцию к облегчению за счет улучшения материалов, увеличения знаний о приложении нагрузок, лучшего размещения элементов конструкций и увеличения самих размеров самолетов.

Ветровая нагрузка при увеличении размеров самолетов в будущем в процентном отношении к общему весу останется та же. При увеличении общего веса корпус самолета будет облегчаться, машинные гнезда будут относительно сокращаться с ростом веса корпуса, а сам корпус будет относительно легче с увеличением размеров.

Установленное оборудование самолета в процентном отношении к общему весу останется прежнее. Так, например, для летающих лодок весом в 9 тонн оно будет отнимать 6%, а для самолета в 45 тонн — 4% отвеса. Вес корпуса летающей лодки будет неизменно относительно сокращаться на 1% — 2% с увеличением общего веса на каждые 4,5 тонны.

Какими в 1937 году виделись самолеты 1942 года?


Дирижаблестроение ближайшего будущего сделает также большой шаг вперед. Можно сказать, что регулярная трансокеанская служба жестких дирижаблей будет уже пройденным этапом и разовьется в еще более ответственные рейсы. Если сейчас летательные аппараты тяжелее воздуха, еще только приспособляются для пассажирских рейсов через океан, то дирижабли уже давно работают на линии Европа—Америка. В ближайшие годы дирижабли не смогут быть вытеснены самолетами — они являются слишком ценным дополнением к другим существующим родам транспорта. Дальнейший прогресс дирижаблестроения будет заключаться, главным образом, в увеличении скорости и удобств для пассажиров, размеры же их особого роста не получат. Сейчас конструкторами решается интересная проблема дирижабля-авианосца, сочетающего в себе преимущества летательных аппаратов легче и тяжелее воздуха. Быстроходные самолеты такого дирижабля-авианосца будут стартовать еще с середины океана для срочной доставки на берег почты, экспрессных грузов и пассажиров. О военной ценности дирижаблей-авианосцев, конечно, говорить не приходится.

Какими в 1937 году виделись самолеты 1942 года?

Дирижабль-авианосец с обложки американского журнала «Современная механика» №10, 1934 г.

Интересно отметить, что американские конструкторы вполне уверены в осуществлении предсказанного ими пятилетнего «плана» развития авиации. Они утверждают, что в более отдаленном будущем поле деятельности инженерного искусства в усовершенствовании летательных аппаратов нисколько не сузится.

Какими в 1937 году виделись самолеты 1942 года?

А вот это уже самолет-авианосец. «Современная механика», март 1938 года.

Суммируя высказывания американских авиаспециалистов, перечислим некоторые основные достижения, которые должны характеризовать самолеты 1942 года.

Авиамоторы будут иметь меньший удельный вес и по всей вероятности не увеличатся в линейных размерах. Моторы с воздушным охлаждением сохранят свое место, а моторы с жидкостным охлаждением получат широкое развитие при больших мощностях. Дизеля найдут себе применение на самолетах в агрегатах очень большой мощности. Они, однако, неспособны вытеснить моторы с искровым зажиганием, которые по-прежнему будут первенствовать в авиации.

В практику войдет более эффективное горючее, причем удельный расход его существенно сократится. Ожидается, что это сокращение расхода горючего через пять лет достигнет 10%.

Размеры и качественные показатели самолетов всех типов будут продолжать расти, ограничение же этого роста будет диктоваться только условиями целесообразности и рентабельности, но не техническими трудностями. По-видимому, следует ожидать роста общего веса самолетов от двух до трех раз по сравнению с наибольшими из существующих в настоящее время. Скорость также повысится, причем она будет составлять примерно 120—125% от уже достигнутых сейчас скоростей.

Какими в 1937 году виделись самолеты 1942 года?

Советский ТБ-3 с подвешенным под ним истребителем И-16.

Самолетовождение потребует вспомогательной системы управления. Дальнейшее расширение использования автоматического управления произведет существенные изменения требований, предъявляемых к устойчивости самолета, причем в будущем может потребоваться и меньшая его автоматическая устойчивость.

Пути развития авиации являются в значительной мере общими для многих стран. Можно даже сказать, что авиационная техника интернациональна, поскольку невозможно даже представить себе ее изолированное развитие в какой-нибудь одной стране. Обращаясь к перспективам развития нашей советской авиации следует смело утверждать, что достижения ее через пять лет будут, во всяком случае, не менее замечательными, чем в Америке. Высокая советская авиационная культура тому порукой.

Какими в 1937 году виделись самолеты 1942 года?


Как на доказательство этого утверждения вполне достаточно сослаться на современные показатели нашей авиации. Каковы будут достижения советских самолетов и ее доблестных летчиков в 1942 году, если даже теперь мы уже обладаем такими чудесными летательными аппаратами, как, например, «АНТ-25». А ведь эта машина создана была еще в 1934 году — наши специалисты считают ее сейчас уже несколько устаревшей. За три года техника успела сильно шагнуть вперед.

Трансарктические перелеты Героев Советского Союза тт. Чкалова, Байдукова, Белякова, Громова, летчиков Юмашева и Данилина по маршруту Москва — Северный полюс — Северная Америка вписали новую замечательную страницу в историю развития и достижений мировой авиация. Еще раз продемонстрирована мощь и высокий уровень советского авиастроения. Советские самолеты стали летать в труднейших условиях дальше всех — они в будущем будут летать и выше и быстрее всех».

Рис. А. Шепса
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 50
  1. parusnik 2 декабря 2015 06:35
    Спасибо, интересно.. как в прошлом, смотрели в не далекое будущее..С дирижаблями вот, не угадали..
    1. aba 2 декабря 2015 08:04
      С дирижаблями вот, не угадали..


      Да, статья интересная. И с дирижаблями вы правы, но сама идея нашла отражение в морских авианосцах.
      aba
    2. igordok 2 декабря 2015 08:28
      Цитата: parusnik
      Спасибо, интересно.. как в прошлом, смотрели в не далекое будущее..С дирижаблями вот, не угадали..

      Будущее ,может и не далекое, но на переломном этапе многие идем выверены правильно.
    3. GRAY 2 декабря 2015 09:40
      Цитата: parusnik
      С дирижаблями вот, не угадали..

      Пара дирижаблей - авианосцев, в 30-х годах, у американцев уже была. Только ангар там располагался не сверху, а снизу.



      1. parusnik 2 декабря 2015 13:42
        Да согласен, но к 1942 году не применялись..а вот этажерка Вахмистрова применялась до 1942..г..Здесь, угадали..
  2. D-Master 2 декабря 2015 06:46
    Хорошая статья. Она позволяет воспринять наших дедов и прадедов живших 80 лет назад не как далеких, лубочных персонажей, а как абсолютно таких же как мы людей со своими чаяниями и интересами.
    Отличное объяснение автором октанового числа. Автор объясняет это как само собой разумеющееся, подразумевая, что не знание органической химии в 30 -е годы 20 века - моветон. Видел бы он учеников начала 21 века. Для них слово "Изо-октан" - хуже ругательства.
    1. kalibr 2 декабря 2015 07:33
      Да, работы тех лет отличало очень внимательное отношение к слову.
  3. ССИ 2 декабря 2015 08:49
    Самолетовождение потребует вспомогательной системы управления. Дальнейшее расширение использования автоматического управления произведет существенные изменения требований, предъявляемых к устойчивости самолета, причем в будущем может потребоваться и меньшая его автоматическая устойчивость.


    Как в воду глядел...Нынешние системы управления вообще предполагают "неустойчивость самолета" в воздушном потоке...Кстати, первый автопилот был "придуман" в России, и представлял из себя свободноподвешенное кресло пилота, через систему блоков, соединенное с рулевыми поверхностями... Потом, появились гироскопы, но суть осталась прежней - сохранение пространственного положения...
  4. тасха 2 декабря 2015 09:34
    Интересный материал.
    Грустно порадовал рисунок спортивного самолёта "Фэйри" - легкого бомбардировщика.

    " Пути развития авиации являются в значительной мере общими для многих стран. Можно даже сказать, что авиационная техника интернациональна, поскольку невозможно даже представить себе ее изолированное развитие в какой-нибудь одной стране. Обращаясь к перспективам развития нашей советской авиации следует смело утверждать, что достижения ее через пять лет будут, во всяком случае, не менее замечательными, чем в Америке. Высокая советская авиационная культура тому порукой."
    1. Alexey RA 2 декабря 2015 10:27
      Цитата: тасха
      Обращаясь к перспективам развития нашей советской авиации следует смело утверждать, что достижения ее через пять лет будут, во всяком случае, не менее замечательными, чем в Америке. Высокая советская авиационная культура тому порукой.

      А в это время на советских авиационных заводах...
      В 1936 году при обследовании авиазаводов № 24 и № 29 Промышленный отдел ЦК ВКП(б) установил: «Огромный процент брака является следствием безнаказанного нарушения технологических процессов, слабой трудовой и технической дисциплины...»

      1940 год:
      Сотрудники парткома завода №22 отмечали: "… Мы обошли три четверти рабочих мест… у любого станка открываешь стол - там булка, грязные тряпки и т.д. Говоришь ему (рабочему - М.М.) - ведь противно булку есть, а он - "ничего, обойдется". На станках валяются проволока, обрывки и т.п., как у свиньи… Ряд станков поломаны из-за того, что к ним относятся безобразно. … Вы поглядите, что у нас творится на рабочих местах, в шкафчиках.. Ведь все верстаки пообломали, замки сломаны, у каждого стула вот такая цепь, что бы не украли, тиски поломаны, пыль, грязь - не пройдешь…".
      1. kalibr 2 декабря 2015 10:42
        Зато тут один писал, что заводы в СССР принадлежали народу!
        1. Alexey RA 2 декабря 2015 12:48
          Цитата: kalibr
          Зато тут один писал, что заводы в СССР принадлежали народу!

          И он был абсолютно прав. Ибо брак, низкая трудовая дисциплина и прочие проблемы - они же не марсианами занесены были. Причина проста - в стране не хватало грамотных кадров. Нехватка была настолько огромной, что квалифицированные рабочие зачастую диктовали свои условия заводу. И завод был вынужден уступать - ибо план никто не снимал, а уволиться явочным порядком рабочий мог совершенно спокойно, даже без визы директора - просто не выходя на прошлую работу и устроившись на новую. И вуаля - со старой работы его просто увольняли за прогулы, но на новой на это никто внимания не обращал - ибо нужно было гнать план.
          Пресловутый "указ о запрещении самовольного ухода", которым так часто любят размахивать апологеты "рабского совка", на самом деле устанавливал процедуру увольнения и убирал лазейку с прогулами.
          1. kalibr 2 декабря 2015 16:22
            То есть вот так люди относились к своей собственности?
            Анекдот был таков в СССР. Приехала делегация рабочих в США на завод, видят у ворот автомобили. Чем завод, спрашивают? Форда! А автомобили? Рабочих!
            Приехали американские рабочие в СССР. Видят автомобиль у ворот. Чей завод? Рабочих! А автомобиль? Директора!
            В то время люди понимали, что к чему, а Вы, Алексей, не понимаете. Странно.
            1. Alexey RA 2 декабря 2015 16:31
              Цитата: kalibr
              То есть вот так люди относились к своей собственности?

              Який народ - така и собственность. Почему-то у спецов всё было чисто, прибрано и разложено. smile
            2. Riv 2 декабря 2015 17:24
              Кроме шуток. Указы 30-х годов, запрещающие менять место работы по собственному желанию и приравнивавшие прогулы к уголовному преступлению появились не от хорошей жизни.
              Riv
              1. Alexey RA 2 декабря 2015 18:58
                Цитата: Riv
                Кроме шуток. Указы 30-х годов, запрещающие менять место работы по собственному желанию и приравнивавшие прогулы к уголовному преступлению появились не от хорошей жизни.

                ИЧХ, выполнялись эти указы тоже весьма своеобразно:
                За 20-30 мин. до начала обеденного перерыва у столовых уже выстраивались очереди, дошло до того, что мастера старались не докладывать табельщикам даже о 30-минутных опозданиях рабочих, так как увольнение сколько-нибудь подготовленного сотрудника больнее било по бригаде, чем по уволенному.
                (с) Михаил Мухин. Советская авиапромышленность накануне ВОВ
                1. Riv 2 декабря 2015 22:27
                  Ну да. Причем это сохранилось и в дальнейшем. Ценный кадр вполне мог и на работу попозже придти, и уйти пораньше. Если работать умел, то прощалось многое.
                  Riv
                2. jogin 2 декабря 2015 23:17
                  Цитата: Alexey RA
                  Михаил Мухин.

                  Вместо известного сказочника Крылова используете неизвестного никому сказочника Мухина? Ну-ну. О вкусах не спорят.
                  Цитата: Alexey RA
                  дошло до того, что мастера старались не докладывать табельщикам даже о 30-минутных опозданиях рабочих

                  С точки зрения УК это пособничество преступлению. За это полагается срок. Мастер, это синоним слова "*ридурок"? Сомневаюсь.
                  1. Alexey RA 3 декабря 2015 11:57
                    Цитата: jogin
                    Вместо известного сказочника Крылова используете неизвестного никому сказочника Мухина? Ну-ну. О вкусах не спорят.

                    Хе-хе-хе... то, что Вы чего-то не знаете, ещё не означает, что этого не существует.
                    Ведущий научный сотрудник ИРИ РАН, доктор исторических наук Михаил Мухин давно и плотно занимается историей советской авиапромышленности и написал целый ряд книг и статей по авиапрому СССР до войны и в её годы.
                    Просто его часто путают с небезызвестным Юрием Мухиным. smile
                    Цитата: jogin
                    С точки зрения УК это пособничество преступлению. За это полагается срок. Мастер, это синоним слова "*ридурок"? Сомневаюсь.

                    А план за рабочего кто выдавать будет? Замены ему нет. А за срыв плана по шапке получат все, вплоть до наркома.
                    СССР конца 30-х - это далеко не тот СССР, который мы застали. Там с квалифицированными кадрами была не то, что пятая точка - а полный полярный лис. Кадрового резерва нет, система подготовки рабочих выдаст первые результаты только через пару лет - так что спецы чувствуют себя королями и при малейшем давлении начинают "летать" с завода на завод.
                    1. jogin 3 декабря 2015 13:00
                      Цитата: Alexey RA
                      Ведущий научный сотрудник ИРИ РАН, доктор исторических наук

                      Вы знаете, я немного в курсе этих тем. Поэтому меня этим вы не смутите. М.Мухин легко может оказаться специалистом по Древнему Риму и профаном в указанной вами области.
                      Цитата: Alexey RA
                      за срыв плана по шапке получат все, вплоть до наркома.

                      Вы как-то забываете, что за пособничество преступлению мастер получил бы не "по шапке", а реально бы сел. Это разные степени рисков.
                      Цитата: Alexey RA
                      так что спецы чувствуют себя королями и при малейшем давлении начинают "летать" с завода на завод.

                      Боже, какие наивные вещи вы пишите. С завода на завод они могли летать только, если эти заводы находились в одной системе. Системе ГУЛАГа.
                    2. Комментарий был удален.
            3. Комментарий был удален.
          2. veteran66 2 декабря 2015 19:45
            Цитата: Alexey RA
            Нехватка была настолько огромной, что квалифицированные рабочие зачастую диктовали свои условия заводу.

            Это не говорит, что завод принадлежал рабочим, к своему бы они так не относились, это как рабы в древнем Риме или Греции, средства производства хозяина, плоды работы - тоже, а за работу еда (деньгами, конечно). Земли - крестьянам, заводы и фабрики - рабочим это сказки от кремлёвских мечтателей.
            1. rubin6286 2 декабря 2015 22:39
              Экономической основой социализма является общественная собственность на средства производства, формой государства является республика Советов, политической основой - нерушимый союз рабочего класса, трудового крестьянства и передовой интеллигенции, руководящей и направляющей силой общества является партия большевиков. В этих условиях заводы, фабрики и прочие промышленные объекты принадлежат народу и управляются партией, в лице назначенных ею лиц, а не отвлеченно. х…. знает кому. Народ – хозяин в лице уполномоченных партией органов. Можно сколько угодно иронизировать и спекулировать по этому поводу, но совсем недавно было именно так.
              1. kalibr 3 декабря 2015 06:26
                Это это всерьез или шутейно? И когда это рабочие у нас управляли заводами? Вот "в лице", да "управляли". Только почему-то эти лица как-т о очень быстро переродились, а? И 16 млн. членов партии тоже не пошли на баррикады, защищать народную собственность, тогда в 91-ом. Как-то наплевательски отнеслись к самому ценному,а? А почему? Да потому, что Вы смешиваете понятие государства и народа. Все принадлежало государству, 98% экономики, то есть был государственно-монополистический капитализм, прикрытый,да, прикрытый левой фразой. Вот эту "народную" собственность никто защищать и не стал!
                1. jogin 3 декабря 2015 10:02
                  Цитата: kalibr
                  Все принадлежало государству, 98% экономики, то есть был государственно-монополистический капитализм, прикрытый,да, прикрытый левой фразой.

                  Псевдорелигиозный феодализм. В совершенно крайней абсолютистской форме. Все принадлежало церкви (в СССР она почему-то называлось партией) исповедующей псевдорелигию под названием марксизм-ленинизм. Причем была и инквизиция, и гонения на исповедующих другие религии. Все по-взрослому, без трусов.
                  Разумеется, никто церковную собственность защищать не вышел. А вышел бы, голову бы открутили. Потому что решение эту собственность разграбить было принято наверху. Что и было успешно сделано.
                  P.S. Феодализм при этом никуда не делся и в капитализм не трансформировался. Т.к. разграбление собственности сюзерена, это не революция. Это переворот. А переворотами одна ОЭФ на другую не меняется, только революциями.
                  Поэтому утверждения о каком-то "капитализме" просто неуместны. Еще не созрели объективные и субъективные предпосылки. Носители такой ПЕРЕДОВОЙ ментальности банально уничтожены большевиками. Вот уж где было иго, так иго. Поэтому сегодня еще рано. Правда, когда жареный петух начнет клевать в задницу, уже может так оказаться, что поздно.
                  1. kalibr 3 декабря 2015 17:28
                    Вы все сказали тоже самое, только другими словами. Отлично!
                2. rubin6286 3 декабря 2015 11:23
                  Быстро или медленно шло «перерождение» партии - вопрос дискуссионный. Вы знаете о 1991 году только из газет и телевизора. Безоружный народ шел защищать Белый Дом, а с крыши американского посольства по нему били снайперы и крупнокалиберный пулемет. Кто и почему стрелял из танков по беззащитным людям? Защитников Белого Дома выводили из него и передавали в руки крепких мужчин в перчатках, которые их нещадно избивали, а потом грузили и увозили в неизвестном направлении. Сколько людей было расстреляно без суда? Вы говорите, что я смешиваю понятия «государство» и «народ».Это естественно, потому, что по действовавшей тогда Конституции СССР 1977 года, страна была общенародным государством и было подтверждено, что в результате многочисленных бед, лишений и «искривлений» у нас сложилась «историческая общность людей – советский народ», который позднее выступил на референдуме за сохранение СоюзаССР. Кто имел тогда право ослушаться воли народа, кто должен был стоять на страже его интересов, как следовало поступить в этом случае, я предлагаю изучить Вам самостоятельно.
                  1. jogin 3 декабря 2015 12:45
                    Цитата: rubin6286
                    Безоружный народ шел защищать Белый Дом, а с крыши американского посольства по нему били снайперы и крупнокалиберный пулемет.

                    После ваших пелов о пулемете и снайперах у меня меня возникло стойкое ощущение, что вы не здоровы. Раньше оно было, но не стойкое. Сейчас, очень стойкое.
                    1. rubin6286 3 декабря 2015 20:10
                      Психи повсюду.
                      В психушке сидят только те, кто спалился.
                  2. Комментарий был удален.
                  3. kalibr 3 декабря 2015 17:33
                    Это Вы мне пишите, упал и корчусь от смеха. В профиль посмотрите, там год рождение у меня указан. В 91-ом защищали Белый дом? Из танков стреляли? Вы, случаем, не путаете с 93-им... И про посольство США и пулемет... это откуда? Вы лично под него попали,да? Где это можно прочитать не на уровне фантастики? А насчет того, кто исполнял волю народа, то сказано - всякий народ заслуживает своих правителей!
                    1. rubin6286 3 декабря 2015 18:30
                      Я,конечно,имел ввиду 1993 год. Всё остальное было на моих глазах. Знаете,мне было тогда совсем не смешно. Где об этом можно будет прочесть.сказать не берусь. Прочли же мы о том.что Ленин сделал революцию на немецкие деньги, а Горбачеву дали взятку за то,чтобы он признал Южную Корею, Шеварднадзе и Козырев "отстегнули" в пользу Норвегии несколько миль морской границы России. Всему свое время. Вы что,считаете всерьез,что советский народ достоин управления такими негодяями? Вы,что за границей живете?
                      1. jogin 3 декабря 2015 19:01
                        Цитата: rubin6286
                        что Ленин сделал революцию

                        Врут, разумеется. 06.01.1918г. большевики совершили не революцию, а контрреволюционный реставрационный переворот. Таким образом капитализм просуществовал в России менее года, с февраля 1917г. по январь 1918г. Этот переворот повлек за собой начало Гражданской войны. Но большевики в ней победили (почему, это другой вопрос) и на рельсы нормального исторического развития Россия так и не вернулась.
                        Вернее, вернулась. Но только в самом конце 20 в. И вернулась не в 1917г, вернулась в гораздо более ранние времена. Так что, напакостили большевики конкретно. Лет 100 псу под хвост, никак не меньше. А с учетом полного истребления национальной элиты, так и все 300. Пока еще новая вырастет (если еще вообще вырастет). Это поколения и поколения. "Дому Романовых" на это понадобилось как раз 300 лет.
                      2. Комментарий был удален.
                      3. kalibr 4 декабря 2015 07:16
                        Очевидно так, если наверху у нас все были негодяи. Заметьте, это Ваша мысль, а не моя! Вы сами к ней пришли по логике... А живу я в России. Только я внимательно смотрю по сторонам и размышляю над тем, что вижу.
        2. GRAY 2 декабря 2015 14:08
          Цитата: kalibr
          Зато тут один писал, что заводы в СССР принадлежали народу!

          Тащи с работы каждый гвоздь - ты тут хозяин, а не гость.
          НКВД было чем заняться. Великая Отечественная показала что их усилия были не напрасны.
          Теперь, почему-то, вредителей и воров "жертвами сталинских репрессий" называют.
          1. kalibr 2 декабря 2015 16:23
            А помните в советское время уже в 70-ые был термин - "несуны"? В Крокодиле их высмеивали, но сажать, не сажали... А уж сколько они всего вынесли?
            1. Riv 2 декабря 2015 17:29
              Зависит от того, что выносили. Но в целом это не считалось социально опасным. Тогда ведь нельзя было украденную медную болванку унести в пункт приема металлолома и сдать. Выносили то, что могло пригодиться в хозяйстве. А поскольку стоимость сырья, полуфабрикатов и стройматериалов в СССР была копеечной, то на статью обычно не хватало. Однако попробуй-ка в то время вынести магнитофон... Срок, однозначно.
              Riv
              1. veteran66 2 декабря 2015 19:48
                Цитата: Riv
                Однако попробуй-ка в то время вынести магнитофон... Срок, однозначно.
                Но ведь и был закон "о трёх колосках", а магнитофоны тащили и довольно часто.
                1. GRAY 2 декабря 2015 20:11
                  Цитата: veteran66
                  Но ведь и был закон "о трёх колосках"

                  Закон во время голода приняли - вынужденная мера.
                  Запад против СССР золотое эмбарго ввёл.
                  Первый шаг к этому – отказ от приема золота из СССР, второй шаг – эмбарго (запрет ввоза) на поставку на Запад советских товаров. Фактически запрещен экспорт леса и нефтепродуктов. То есть всего того, чем оплачиваются поставки западных машин для разрушенной русской экономики.

                  Первая пятилетка начинается в 1929 г., в 1930-1931 году ограничения ввели США, подобный декрет был издан во Франции в 1930 г. Британское правительство 17 апреля 1933 г. объявляет эмбарго на основные товары экспорта СССР. Оно охватывает до 80% нашего экспорта.

                  Сначала Запад отказался в качестве оплаты принимать от СССР золото, затем - все остальное, кроме зерна. Сталинское руководство ставится перед выбором: либо отказ от восстановления промышленности, т.е. капитуляция перед Западом, либо продолжение индустриализации, ведущее к страшному внутреннему кризису. Заберут большевики зерно у крестьян – очень велика вероятность голода, что в свою очередь, скорее всего, приведет к внутреннему взрыву и смещению власти. В любом варианте Запад остается в выигрыше.

                  Сталин решается идти напролом. С лета 1929 г. начинается коллективизация сельского хозяйства. Государство собирает зерно и отправляет его на Запад, запасов нет. Надежда Сталина на новый урожай. Он оказывается мал – в стране засуха. Продовольствие страна купить не может ни за золото, ни за валюту, ведь из-за эмбарго ее нет.

                  Делаются попытки срочно завезти зерно из Персии, где согласны принять золото. Не успевают – случается катастрофа. То, что на Украине теперь зовут «Голодомором». В 1932-1933 г. умирает масса людей, и только после этого, сразу после этого(!) Запад вновь готов принимать от большевиков нефть, лес и драгоценные металлы. В 1934 г. экспорт зерна из СССР вообще прекратился.
                  1. jogin 2 декабря 2015 22:18
                    Цитата: GRAY
                    В 1932-1933 г. умирает масса людей, и только после этого, сразу после этого(!) Запад вновь готов принимать от большевиков нефть, лес и драгоценные металлы.

                    Зачем вы цитируете бред явно нездорового автора?
                2. rubin6286 2 декабря 2015 22:46
                  Ваши комментарии несколько умнее, чем у jogin, но сравнительная база тоже выбрана неправильно, а слабые специальные знания, как я уже писал, приводят к неправильному пониманию и оценке исторических событий, упрощенной трактовке в оценке тех или иных фактов и явлений.

                  Гегель говорил, что «бытие определяет сознание».
                  Россия в начале прошлого века была аграрной страной, где 80% населения было неграмотным. Крупное промышленное производство только зарождалось. В стране не производились современные станки, приборы и материалы, и многое из того, что сегодня нас окружает, было не собственного, а иностранного производства – паровозы, автомобили, морские суда, самолеты и т.д. и т.п. Поднимите литературу, Интернет и узнаете об этом много больше.
                  Теперь о бытии. Помните, как у Некрасова: «Трудился из последних сил, недоедал бедняк, а барин досыта кормил охотничьих собак!». Как и где жили рабочие в городах, что могли себе позволить, я тоже предлагаю Вам изучить самому. Напомню, что культура человека определяется образованием и воспитанием и большую часть воспитания человек получает в семье. Революция разрушила традиционный уклад семейной жизни и при том состоянии бытия и образования в голодной, холодной, истерзанной гражданской войной стране откуда было взяться сознательному отношению к труду. Задача воспитания нового человека-строителя социализма была одной из важнейших задач партии в тот период.

                  По своему опыту я знаю, что легче всего воспитывать ребенка, но до определенного периода, а как быть со взрослым? Если не помогает разъяснительно-воспитательная работа, то появляется другой принцип – «Битие определяет сознание» и в дело вступают меры принудительного воздействия. Одних они привели к ссылке, других в ГУЛАГ, третьих «к стенке», при этом было допущено много «перегибов», но цель была достигнута. В предвоенные годы, точнее с марта 1940 года, уровень трудовой и технологической дисциплины на предприятиях не уступал передовым европейским странам. Хуже было с бытием, но «битие» свое дело сделало. Условия жизни улучшались медленно, не лучше дело обстояло и с сознанием, но влиял на него страх наказания.
            2. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
      3. Комментарий был удален.
      4. jogin 2 декабря 2015 11:06
        Цитата: Alexey RA
        А в это время на советских авиационных заводах...

        Что, только на авиационных заводах? На всех заводах. И до самого последнего дня. От этого дикая себестоимость продукции. Т.к. стоимость брака ложилась на нее. Рабский труд не бывает производителен. Поэтому феодальное общество (социализм, это одна из его разновидностей) в соревновании с капиталистическим всегда будет проигрывать. И именно этим обусловлена обязательная смена ОЭФ.
        Впрочем, в равной мере это касается и продукции дореволюционной России. Самый наглядный пример, это Русско-Японская война и так называемый императорский флот России. Сбор блатных и шайка нищих. Удивляет удивление (такая вот тафталогия) масс относительно итогов войны на море и особенно Цусимы. Массы почему-то уверены, что ведра с гайками (с красивыми названиями) почему-то могли бы победить нормальные корабли. Основания для такой "веры" совершенно непонятны.
        1. ССИ 2 декабря 2015 11:23
          Прошу прощения, а капитализм это не форма рабства??? Хочешь, продавай свою рабсилу за гроши, хочешь дохни с голоду... Свобода, да?
          1. jogin 2 декабря 2015 11:32
            Цитата: ССИ
            Хочешь, продавай свою рабсилу за гроши, хочешь дохни с голоду...

            Обратили внимание, есть выбор. А также есть выбор, продавать рабсилу за гроши здесь и сейчас или за дорого, но в другом городе/деревне.
            При феодализме выбора нет. Обязан работать в родном колхозе. За палочки. Не хочешь работать за палочки в колхозе, будешь работать за баланду в лагере. Как тунеядец, а еще хуже, как контра (кулак). Кто в таких условиях станет рвать *опу?
            1. ССИ 2 декабря 2015 11:57
              А точно выбор есть? Вы в этом уверены? И готовы уехать с насиженного места в другой город? И там ОЧЕНЬ дорого стоит моя рабсила? А если я специалист в узкой области и где найти работу?
              1. Комментарий был удален.
              2. jogin 2 декабря 2015 12:25
                Еще раз повторюсь, я вел разговор о буржуазной стране. В феодальной стране, даже более или менее либеральной из их числа, это непросто. Куча ограничений на свободное перемещение населения. Да и уровень жизни традиционно не высок. Другими словами, есть проблемы, это так.
              3. Комментарий был удален.
                1. ССИ 2 декабря 2015 12:32
                  Переквалифицироваться... а кто будет выполнять мою работу? Мало того, что в авиации станет на одного СПЕЦИАЛИСТА меньше, так и пришедший вместо меня, не обладающий моими знаниями и умениями, не дай бог, отправит в лучший мир не одного, а несколько десятков человек...Что-то я не слышал, чтобы из Сиэтла специалисты уезжали, а манагеры - хрен с ними, пусть катаются... От них пользы, как от прошлогоднего снега!
                  1. амурец 2 декабря 2015 12:43
                    Цитата: ССИ
                    Переквалифицироваться... а кто будет выполнять мою работу? Мало того, что в авиации станет на одного СПЕЦИАЛИСТА меньше, так и пришедший вместо меня, не обладающий моими знаниями и умениями, не дай бог, отправит в лучший мир не одного, а несколько десятков человек...Что-то я не слышал, чтобы из Сиэтла специалисты уезжали, а манагеры - хрен с ними, пусть катаются... От них пользы, как от прошлогоднего снега!

                    Браво Сергей Иванович!То чему нас учили,так это гордиться своей профессией и делать своё дело так, чтобы не было стыдно за свою работу.Это без шуток,я сам такой.
                    1. jogin 2 декабря 2015 12:51
                      Цитата: амурец
                      То чему нас учили,так это гордиться своей профессией и делать своё дело так, чтобы не было стыдно за свою работу.

                      Гордитесь. Освойте нормальную "хлебную" профессию и гордитесь. Или гордитесь своей, если она вас достаточно хорошо кормит.
                      А если не кормит, то чего ей гордиться? Какие для этого основания?
                  2. jogin 2 декабря 2015 12:48
                    Цитата: ССИ
                    Переквалифицироваться... а кто будет выполнять мою работу?

                    Это не ваша проблема. Работа, за которую не платят никому не нужна.
                    Цитата: ССИ
                    так и пришедший вместо меня, не обладающий моими знаниями и умениями, не дай бог, отправит в лучший мир не одного, а несколько десятков человек...

                    И еще раз, это не ваша проблема. Отучайтесь мыслить глобально. Это дурная привычка. Как курение.
                    Цитата: ССИ
                    Что-то я не слышал, чтобы из Сиэтла специалисты уезжали

                    Прекрасно. Уезжайте в Сиэтл.
                  3. veteran66 2 декабря 2015 19:54
                    Цитата: ССИ
                    Переквалифицироваться... а кто будет выполнять мою работу?

                    А зачем же её тогда менять? Если Вы востребованы, то и платят хорошо и менять ничего не надо. Или Вы себя в жертву на работе приносите?
              4. veteran66 2 декабря 2015 19:52
                Цитата: ССИ
                А если я специалист в узкой области и где найти работу?

                Как правило, именно такие специалисты нарасхват и получают очень много.
                1. rubin6286 2 декабря 2015 23:32
                  Неоспоримым достижением социализма была реальная система социальных гарантий граждан на труд, бесплатное образование. здравоохранение, пенсионное обеспечение и т.д. Главное, в том, что человек был нужен стране и мог найти свое место, независимо от наличия профессии. Сейчас всё либо совершенно не так, либо далеко не так. Весь этот бред про переквалификацию, смену работы и даже места жительства – полная ерунда и доступна лишь единицам. «Сытый голодного не разумеет» - так было всегда, но если этот сыт, не потому, что умнее и способнее, а потому, что он – вор, с этим никто никогда не смирится. В этом корень всех наших противоречий и вечный источник революций. Вот почему, говоря языком анекдота:
                  « У истинного российского патриота должно быть: дети в Англии, счет в Швейцарии, дом в Германии, вилла на Канарах, квартира в Америке, должность - в России.»
                  1. jogin 3 декабря 2015 01:09
                    Цитата: rubin6286
                    Неоспоримым достижением социализма была реальная система социальных гарантий граждан на труд, бесплатное образование. здравоохранение, пенсионное обеспечение

                    Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Все оплачивалось недоплатой зарплаты. Да и качество "услуг" было ниже плинтуса. Пользовались, знаем. Кстати, труд был не правом, а обязанностью. За уклонение от этой обязанности сажали в тюрьму.
                    Про бесплатное пенсионное обеспечение, это сильно. Продолжайте шутить, у вас хорошо получается.
                    Цитата: rubin6286
                    Весь этот бред про переквалификацию, смену работы и даже места жительства – полная ерунда и доступна лишь единицам.

                    Приросшим задницой к дивану и вечно брюзжащим "за плохую жизнь" совкам этого не понять. Оглянитесь вокруг. Вокруг толпы таджиков, приехавших из другого государства. Молдаван и украинцев. Без гражданства. Им доступно, а российским совкам (это не русские, это другие), нет. Совкам надо дать. Сами они добыть не могут ничего. Видимо это последняя степень деградации.
                    1. rubin6286 3 декабря 2015 14:51
                      Меня всегда учили, что человек только тогда получает удовлетворение от своей работы, когда он может в ней творить. Творчество – двигатель общественного прогресса. Во всех остальных случаях, когда человек вынужден подстраиваться под обстоятельства, труд его становится хуже каторги и дело тут не только и не столько в оплате. Советы о поиске «хлебной» профессии, переквалификации, смене места жительства – от них отдает обывательщиной, откровенной демагогией и совершенным незнанием жизни.
                      Когда я смотрю музыкальные передачи, обращаю внимание на то, что в большинстве случаев вокалисты исполняют песни советского, а не современного периода. Обычно говорят так: «Какая жизнь - такие и песни!» Если жизнь «не очень», то и песен нет. Вам, как я понял, эта жизнь нравится, но таких меньшинство. Я еще не видел людей, которые с 1992 года чего-то в ней добились честным трудом и талантом, зато полно мошенников и откровенных воров на фоне остальных тружеников, которые для Вас «скучная серая масса», «совки» и т.д. и т.п. живущих в «периферийной» стране. Оглянитесь вокруг, выйдя на улицу в промежуток между 17 и 18 часами вечера, вглядитесь в лица людей молодых и старых, русских и нерусских и Вы увидите в них не радостный блеск глаз и улыбки, а озабоченность. Бытие большинства из них при новой власти не стало лучше ( а при социализме могло и они достойны этого), про сознание я уже не говорю. В сегодняшних условиях не только они, но и их дети не смогут сделать свое бытие достойным. Вины их в этом нет, а дальше как у А.И.Чернышевского: «Что делать?» и как я уже писал , « в желании всех жить лучше корень всех наших противоречий и вечный источник революций».

                      Я не думаю, что мы с Вами одного возраста. Мне 63 года. Я профессиональный военный летчик, инженер-испытатель, а кроме того, профессиональный юрист с почти 20-летним стажем работы. Мои дети закончили среднюю школу с золотой медалью, с красным дипломом университет, работают по специальности, которую выбрали не как «хлебную», а по призванию. Вполне самостоятельные люди. В свободное время занимаются спортом и, наверное, скоро подарят мне внуков.
                      1. kalibr 3 декабря 2015 17:45
                        Виктор Виленович, уважаемый, Вы пишите - я не видел людей, которые бы добились... честным... А Вы в зеркало не пытались смотреть? А Ваши дети, что жулики? Нет! Или они "остальные труженики"? Тоже нет. Есть очень много "нежуликов" неужели Вы этого не знаете? А радостных улыбок я особо и при социализме не видел, особенно в 80-ые. Вам 63, мне 61 разница невелика,верно? Так что я доверяю Вашему опыту, и почему бы Вам не доверять моему, не так ли? Кстати, мы почти коллеги, так как я много лет работаю на юридическом факультете среди профессиональных юристов. Так что недовольные переменами есть всегда, их всегда большинство, но кто же на них обращает обращал и внимание? У китайцев вон самое недоброе пожелание: что бы жил во времена перемен.
            2. Alexey RA 2 декабря 2015 13:03
              Цитата: jogin
              При феодализме выбора нет. Обязан работать в родном колхозе. За палочки. Не хочешь работать за палочки в колхозе, будешь работать за баланду в лагере.

              Какие ужасы Вы рассказываете...
              Из родного колхоза можно было уйти как минимум двумя путями - законным и незаконным. Первый - через службу в армии. Второй - уехав в город на завод или на очередную "стройку коммунизма". Дефицит рабочих рук был такой, что на документы внимания не обращали. У меня так родичи со стороны матери перебрались в Питер: сначала семья послала одного из "молодых", тот устроился на завод, разведал обстановку - и вытащил в город всех.
              1. veteran66 2 декабря 2015 19:56
                Цитата: Alexey RA
                Второй - уехав в город на завод или на очередную "стройку коммунизма".

                с одной каторги на другую? )))) хотя, тоже выход, но ведь не свободный, а через повинность.
              2. jogin 2 декабря 2015 21:19
                Цитата: Alexey RA
                Первый - через службу в армии.

                Забыли добавить, что после службы надо было возвращаться в родной колхоз. Или вербоваться на "комсомольскую стройку" или в шахту.
                Цитата: Alexey RA
                Второй - уехав в город на завод или на очередную "стройку коммунизма"

                В город на завод не прокатывало. Надо было попасть под набор. А это тоже было непросто. Более менее простым был вариант на "комсомольскую стройку" или в шахту. Из одной скотобойни в другую.
                Вот такая вот у совков была "свобода". Есть о чем сегодня скучать.
          2. Комментарий был удален.
          3. rubin6286 2 декабря 2015 17:52
            Сергей Иванович, дорогой!
            Результат моего общения с jogin можно выразить еврейским анекдотом:
            «Сема! Посмотри на эти мозолистые руки. Мужчина совершенно не умеет работать головой».
            Обычно он про флот всякую х…ю пишет, а теперь за авиацию и производство взялся. Таких болтунов в стране всегда было много и в определенный период они заполняли ГУЛАГ, где добросовестно трудились "сняв очки" и постигая жизнь, в прямом и переносном смысле слова.
            1. ССИ 2 декабря 2015 18:12
              Цитата: rubin6286
              Таких болтунов в стране всегда было много и в определенный период они заполняли ГУЛАГ, где добросовестно трудились "сняв очки" и постигая жизнь, в прямом и переносном смысле слова.

              Жаль, слишком много ныне развелось не шибко грамотных, но шибко умных...Спасибо за поддержку!
              1. spech 2 декабря 2015 18:48
                слишком много ныне развелось не шибко грамотных, но шибко умных...

                Это надо в цитатник good
              2. jogin 2 декабря 2015 21:06
                Цитата: ССИ
                Жаль, слишком много ныне развелось не шибко грамотных, но шибко умных...

                Видимо вы это о себе. Самокритично, оценил. Продолжайте шибко грамотно и шибко умно гореть на работе. Получите потом почетную грамоту. Может быть.
            2. veteran66 2 декабря 2015 19:57
              Цитата: rubin6286
              «Сема! Посмотри на эти мозолистые руки. Мужчина совершенно не умеет работать головой».

              я не понял, это Вы про себя???
              1. jogin 2 декабря 2015 21:01
                Цитата: veteran66
                я не понял, это Вы про себя???

                Про себя. У горлопанов метода такая. Ума на аргументы не хватает. Вот и переходят на личности. А еще минусами рот любят затыкать. Что с них взять. Скучная серая масса.
              2. rubin6286 3 декабря 2015 00:06
                Нет, это к уровню интеллекта у молодого человека. Вы не читали его комментариев про флот. Это вообще п..ц. Россия для него «периферийное государство». Ничего себе периферия – 1/6 части суши. Впрочем, это не удивительно, потому, что сегодня по-прежнему учат всех, а учить нужно только того, кто хочет учиться и кого возможно научить.
                1. jogin 3 декабря 2015 01:32
                  Цитата: rubin6286
                  Нет, это к уровню интеллекта у молодого человека.

                  Вы бы за своим уровнем последили, милейший. Пишите разный бред блаженного содержания. Да и я вам скорее всего в отцы гожусь. Нашел он молодого человека, блин.
                  Цитата: rubin6286
                  Вы не читали его комментариев про флот. Это вообще п..ц

                  Хотите что-то конкретное сказать? Или живете по принципу бабы Яги, которая всегда против? Привыкли к хвалебным коммунистическим агиткам по любому поводу и без него? Отвыкайте, пора.
                  Цитата: rubin6286
                  Россия для него «периферийное государство»

                  А какое? 2,4% от мирового уровня (данные МВФ). На пуп земли явно не тянет. Даже у достаточно переферийной Индии 2,65%. У Бразилии, которая вообще ХЗ где и ХЗ что, 3%. Это было в 2014г. Сейчас цены на энергоносители упали, так что процент за 2015 г будет еще меньше.
                  Цитата: rubin6286
                  Ничего себе периферия – 1/6 части суши

                  А это к чему? К дождю? Вы еще в высоте над уровнем моря измеряйте.
                  Цитата: rubin6286
                  а учить нужно только того, кто хочет учиться и кого возможно научить.

                  Согласен. Вас ничему уже научить видимо не возможно. Поэтому и учить не надо.
                2. Комментарий был удален.
            3. jogin 2 декабря 2015 21:08
              Цитата: rubin6286
              можно выразить еврейским анекдотом

              Смотрю, умственная деятельность дальше еврейских анекдотов не развилась. И уже видимо не разовьется. Мои соболезнования. На таких, как вы, обижаться нельзя. Грех.
            4. Комментарий был удален.
          4. veteran66 2 декабря 2015 19:51
            Цитата: ССИ
            Хочешь, продавай свою рабсилу за гроши, хочешь дохни с голоду... Свобода, да?

            Это где Вы видели гроши? Вы знаете сколько составляет пособие по безработице в США или в Германии? Я уже молчу о зарплате квалифицированного рабочего. И что Вы будете мне доказывать, что токарь 4-го разряда с его 150 руб мог купить себе в СССР машину или квартиру? )))))
            1. Комментарий был удален.
              1. jogin 3 декабря 2015 01:16
                Цитата: rubin6286
                В СССР не было безработицы.

                Зато была всеобщая безделица на рабочих местах. Уклониться от нее было нельзя, т.к. это было чревато тюрьмой.
                Цитата: rubin6286
                Токарь 4 разряда с зарплатой в 150 руб./мес. мог на предприятии стать на очередь для приобретения автомашины. Автомобиль «Жигули» ВАЗ-2101 ( «копейка») стоил 5500 руб., «Москвич-412» - 4500 руб., «Запорожец» - 3600 руб.

                Токарь 4 разряда тогда получал 100 рублей. Когда он стал получать 150 рублей Жигули 11 модели уже стоили 7200 рублей, Москвич 7500 рублей, а Запор 5400 рублей. Посчитайте, сколько честному токарю надо было не есть и не пить, чтобы купить себе Запор. Правильно это называлось грабеж средь бела дня. Но альтернативы не было.
                Цитата: rubin6286
                Люди вступали на предприятиях в жилищные кооперативы и приобретали квартиры.

                А вот таких как раз были единицы. Квартиры стоили очень дорого. Заметно дороже, чем сейчас.
                1. rubin6286 3 декабря 2015 21:01
                  Jogin!

                  У Вас в мозгу извилины, как кассы в супермаркете – их много, но работают не все.
                  1. jogin 3 декабря 2015 21:11
                    Цитата: rubin6286
                    У Вас в мозгу извилины, как кассы в супермаркете – их много, но работают не все.

                    Переходите на личности и пытаетесь скандалить? Зачем? Вам это не поможет. Ваш "уровень" уже давно всем понятен.
                    Вам надо больше читать и меньше писать. Учиться, оно никогда не поздно. Вот и ваш Иисус Ульянов по кличке Ленин с этим соглашался. Так что, вперед. И повежливее.
                  2. Комментарий был удален.
        2. амурец 2 декабря 2015 12:34
          Цитата: jogin
          Массы почему-то уверены, что ведра с гайками (с красивыми названиями) почему-то могли бы победить нормальные корабли. Основания для такой "веры" совершенно непонятны.

          Но почему-то корабли иностранного производства:Варяг,Ретвизан производства САСШ или Цесаревич производства Франции дефектов не имели?Варяг и Ретвизан: постоянно обваренные кочегары из-за ненадёжности котлов,а Варяг ещё и ненадежные машины.Цесаревич забыл о неисправностях машин только тогда,когда запчасти изготовили на Франко-Русском заводе в Санкт-Петербурге.А когда строили флот по малой и большой судостроительным программам,то брака от зарубежных фирм тоже хватало.И от заводов Германии, и от заводов Англии и Франции.Четверной союз и Антанта тогда ещё не сложились так что на врагов здесь не спишешь.
          1. jogin 2 декабря 2015 13:05
            Цитата: амурец
            Варяг и Ретвизан: постоянно обваренные кочегары из-за ненадёжности котлов,а Варяг ещё и ненадежные машины.

            Плохому танцору туфли жмут. Впрочем, это касалось только Варяга. У Ретвизана особых проблем не наблюдалось.
            Цитата: амурец
            Цесаревич забыл о неисправностях машин только тогда,когда запчасти изготовили на Франко-Русском заводе в Санкт-Петербурге

            Не делайте мне смешно. Франко-русский завод был "отверткой". Сам он ничего не изготавливал, только размещал заказы во Франции. А собирал готовые изделия в России. Экономил на ввозной пошлине.
            Цитата: амурец
            о брака от зарубежных фирм тоже хватало.И от заводов Германии, и от заводов Англии и Франции.

            При заказах на иностранных помойках, хватало. Но в нормальных местах Россия заказывала редко, дорого. Поэтому брак был.
            Цитата: амурец
            Четверной союз и Антанта тогда ещё не сложились так что на врагов здесь не спишешь.

            Не надо шпиономании. Не уместно. Элементарная экономика. Заказываешь "фирму", получаешь товар. Но платишь деньги. Хочешь сэкономить, заказываешь что-то с виду похожее на фирму. Дешевле. С непредсказуемым результатом. Россия всегда экономила. От этого и результат. Нормальные импортные корабли в ее составе можно сосчитать на пальцах одной руки.
            Варяг, Ретвизан, Богатырь. Пожалуй, это все.
            1. Alexey RA 2 декабря 2015 13:24
              Цитата: jogin
              Плохому танцору туфли жмут. Впрочем, это касалось только Варяга. У Ретвизана особых проблем не наблюдалось.

              Наблюдалось. Недобор скорости на испытаниях даже при превышении машинами проектной мощности, поломка машины при попытке достичь контрактные 18 уз., при попытке развить 18 уз. с нашей командой - лопнувшая трубка и 3 трупа.
              Цитата: jogin
              При заказах на иностранных помойках, хватало. Но в нормальных местах Россия заказывала редко, дорого. Поэтому брак был.
              Не надо шпиономании. Не уместно. Элементарная экономика. Заказываешь "фирму", получаешь товар. Но платишь деньги. Хочешь сэкономить, заказываешь что-то с виду похожее на фирму. Дешевле. С непредсказуемым результатом. Россия всегда экономила. От этого и результат.

              Ах-ха-ха... то есть, "Виккерс" - это тоже помойка? Или Вы забыли про "Рюрик-2"?
              При приемных испытаниях в Англии крейсера «Рюрик» вскрылся недостаток прочно­сти фундаментных оснований всех башенных установок 10" и 8" орудий. При испытаниях артиллерии крейсера залповой стрельбой по траверзу обнаружился отрыв жестких бара­банов от нижней броневой палубы и деформация переборок под ней.

              "Виккерс" прервал испытания и установил подкрепления барабанов... которые на последовавших испытаниях начали разрушаться уже на седьмом залпе.
              По рас­поряжению Крылова орудия развернули по траверзу при нулевом угле возвышения — при таком положении усилия, отрывающие башенный фундамент от палубы, получались максимальными. По условиям испытаний полагалось сделать из каждой башни по 12 двухорудийных залпов, и подкрепления успешно выдержали первые пять из них. Это да­ло представителю «Виккерс» основание предложить прекратить испытания, но началь­ник МТК настоял на продолжении стрельбы. После седьмого залпа у носовой установки, не выдержавшей 430-тонной отдачи полных залпов 10" орудий, заклепки сдали, а после восьмого начали срезаться. Приказав артиллерийскому расчету покинуть башню, Кры­лов предложил представителю фирмы сделать следующий залп самому, находясь в баш­не, однако тот не решился на это. Подобная же удручающая картина наблюдалась и в пра­вой носовой 8" башне — после десяти боевых залпов сдали 128 гужонов и заклепок, а у двух заклепок отскочили головки.
              1. jogin 2 декабря 2015 21:27
                Цитата: Alexey RA
                Недобор скорости на испытаниях даже при превышении машинами проектной мощности, поломка машины при попытке достичь контрактные 18 уз., при попытке развить 18 уз. с нашей командой - лопнувшая трубка и 3 трупа.

                Зачем вы рассказываете сказки? Винты были заменены на оптимальные и Ретвизан легко ходил 19 узлов. Он даже у японцев после подъема больше 19 узлов ходил. И без всяких трупов.
                Цитата: Alexey RA
                то есть, "Виккерс" - это тоже помойка? Или Вы забыли про "Рюрик-2"?

                Рюрик 2 был построен после РЯВ. К тому же Виккерс, т.е. полупомойка (привет Микасе), явно не Армстронг или хотя бы Теймс Айрон Уоркс. Да и корабль был странный, этот Рюрик 2. Хорошим его назвать сложно. А определить назначение, еще сложнее. Не считаю его хорошим, поэтому и не упомянул в числе хороших.
                1. Alexey RA 3 декабря 2015 12:11
                  Цитата: jogin
                  Зачем вы рассказываете сказки? Винты были заменены на оптимальные и Ретвизан легко ходил 19 узлов.

                  Однако Крамп скорее соглашался выплатить штраф (15 тыс. долларов), нежели ставить броненосец в док для замены винтов.

                  То есть, завод-изготовитель поставил некондицию, которую пришлось переделывать уже Заказчику. Да ещё и шантажировал Заказчика:
                  Крамп сослался на сильное течение в районе испытаний, которое само собой подозревалось, но в контракте не оговаривалось, и далее в самой изысканной форме сообщил, что на броненосец имеются уже покупатели, назвав в числе их и такую известную английскую фирму, как "Виккерс", предложившую на 1 млн. долларов больше стоимости корабля. "Считаю долгом уведомить Ваше высочество, — писал он генерал-адмиралу, — так как этот случай может повести к дипломатическим переговорам".

                  Цитата: jogin
                  Рюрик 2 был построен после РЯВ. К тому же Виккерс, т.е. полупомойка (привет Микасе), явно не Армстронг или хотя бы Теймс Айрон Уоркс.

                  Теймз Айрон Уоркс - привет "Фудзи". Армстронг - привет "Ясиме" и "Такасаго". smile
                  1. jogin 3 декабря 2015 13:21
                    Цитата: Alexey RA
                    То есть, завод-изготовитель поставил некондицию, которую пришлось переделывать уже Заказчику.

                    Вообще-то подборка винтов, это обычное дело после постройки корабля. И никакой речи о некондиции здесь нет и быть не может. В данном случае Крамп хотел получить за это деньги, т.к. простой дока обошелся бы ему дороже суммы штрафа (традиционный высочайший профессионализм российских чиновников). Российская сторона платить отказалась, Крамп отказался заниматься подборкой. Пришлось этим заниматься заказчику. Все логично. Просто бизнес.
                    Что вас смущает? Что Крамп не хотел работать бесплатно или себе в убыток? А меня это почему-то не смущает.
                    Цитата: Alexey RA
                    Теймз Айрон Уоркс - привет "Фудзи". Армстронг - привет "Ясиме" и "Такасаго".

                    Да, все верно. Прекрасные для своего времени были корабли. Если уж вы упомянули верфи Армстронга, то можно еще вспомнить Идзумо, Ивате, Асаму, Токиву, Нийтаку, Иосино, Наниву, Токачихо и Идзуми. Это все продукция ведущей в мире верфи. Не забудем и Якумо от Вулкана (достаточно успешно конкурировал с Армстронгом). Касаги от Крампа. Да и Сент-Назер, это вам не Тулон. Даже в средненьком Клайдбэнке заказали всего один корабль (древняя Чиода не в счет). И в таком же Виккерсе, тоже. Т.е. флот Японии строился в основном на первоклассных верфях. Откровенно сомнительной была только продукция Куре. Но там строилась в основном малозначительная мелочь.
                    Сравните это с РИФ. Все точно так же, только наоборот.
                    1. jogin 3 декабря 2015 21:23
                      Цитата: jogin
                      Если уж вы упомянули верфи Армстронга, то можно еще вспомнить Идзумо, Ивате, Асаму, Токиву, Нийтаку, Иосино, Наниву, Токачихо и Идзуми.

                      А вот слона-то я и не заметил. Это я о Хатсусе. Самом сильном ЭБР РЯВ. Он тоже был от Армстронга. Кстати, Теймз Айрон Уоркс была "дочкой" Армстронга. Поэтому парные корабли часто строились там. Это я к тому, что Сикисима от нее был двойником (систершипом) Хатсусе (так же, как Фудзи был двойником Ясимы). Попроще и похуже Хатсусе, но лучше всех остальных ЭБР РЯВ.
                  2. Комментарий был удален.
        3. Alexey RA 2 декабря 2015 12:53
          Цитата: jogin
          Что, только на авиационных заводах? На всех заводах. И до самого последнего дня. От этого дикая себестоимость продукции. Т.к. стоимость брака ложилась на нее. Рабский труд не бывает производителен. Поэтому феодальное общество (социализм, это одна из его разновидностей) в соревновании с капиталистическим всегда будет проигрывать. И именно этим обусловлена обязательная смена ОЭФ.

          При чём тут рабский труд? Причина брака в другом - низкий уровень образования новых рабочих в 30-х. Увы, но массовые грамотные кадры страна должна была получить только в начале 40-х.
          А до этого квалифицированные работники ценились практически на вес золота - директора заводов даже переманивали их друг у друга. Работники же эти пользовались своим привилегированным положением, зачастую занимаясь рвачеством (типа переноса работы с рабочего времени на сверхурочное), а чуть что - грозились уходом.
          1. kalibr 2 декабря 2015 13:44
            А в 1962 году кадры были уже грамотные? Но посмотрите архивы Пензенского ОК КПСС. Как раз в момент Карибского кризиса военная приемка забраковала 7 из 27 станций орудийной наводки, а брак по радиовзрывателям достигал 80%. Из 5 бригад коммунистического труда 2 распались из-за пьянства - данные отчета партактива завода.
            1. Riv 2 декабря 2015 17:44
              Что значит "брак достигал"? Приемка по подобным изделиям проводится партиями. Делается выборка, испытывается и если в ней процент брака не выше установленного, то вся партия считается годной. Или негодной, соответственно. Так вот: стандарты качества по изделиям военного назначения тогда были просто драконовскими. Грубо говоря: один взрыватель из выборки не сработал - бракуется все. А взрывателей этих в партии десять тысяч и в выборке несколько сотен. То есть 80% может реально означать, что на самом деле процент брака составлял сотые доли процента.

              Суворов/Резун писал про ресурс хода советских танков: 500 часов. Тут он не соврал ни грамма. Какими должна быть квалификация и ответственность рабочих, чтобы достичь такого результата?
              Riv
              1. kalibr 2 декабря 2015 21:14
                В технических тонкостях я не специалист. Я документы видел. Там было написано, что такой % никуда не годится и коммунисты должны повести рабочих за собой... повели и довели!
                А еще в партархиве была папка "голые бабы" (конфискат с 1929 г.). Не всем ее давали, но у меня там был знакомый. Это сейчас девки селфи делают и выкладывают себя в Сеть... а тогда... фоткались! Желтые, мятые... с "наивной подписью на память". Люди - во все времена были люди.
            2. Комментарий был удален.
          2. jogin 2 декабря 2015 21:14
            Цитата: Alexey RA
            А до этого квалифицированные работники ценились практически на вес золота - директора заводов даже переманивали их друг у друга.

            Много слышал об этом. Много знал директоров заводов. Но ни одного переманивающего так и не удалось встретить. Возможно мне не повезло.
            Цитата: Alexey RA
            Работники же эти пользовались своим привилегированным положением, зачастую занимаясь рвачеством (типа переноса работы с рабочего времени на сверхурочное), а чуть что - грозились уходом.

            Работник увольняясь терял очередь на жилье. Поэтому все разговоры о "грозились", это пустое. Такое теоретически могло быть, если человек уже получил НЕ СЛУЖЕБНУЮ жилплощадь. Все остальное, выдумки.
          3. Комментарий был удален.
  5. bionik 2 декабря 2015 10:21
    Проект «Звено» — разрабатывавшийся в СССР в 1930-е — начале 1940-х годов инженером В. С. Вахмистровым и основывавшийся на использовании самолёта-носителя, несущего от одного до пяти истребителей для увеличения их радиуса действия.( истребитель И-16 под крылом ТБ-3). Лёгкий танк Т-38 на подвеске ДПТ-2 под ТБ-3 из эскадрильи имени Коммунистического интернационала молодёжи. Значок этой организации нарисован на носу машины. 1939г.
  6. амурец 2 декабря 2015 10:57
    Очень интересно смотреть прогнозы.Что сбылось и что не сбылось.А ведь не через пять,а через 10-ть лет некоторые идеи уже начались сбываться.Кстати,в1941 году истребители И-16 стартовавшие с борта самолёта ТБ-3 уничтожили Черноводский мост в Румынии,по которому шли поезда с нефтью для Германии.
  7. Олежек 2 декабря 2015 11:10
    Спасибо за исторический материал - ценная вещь.
  8. Гидрограф 2 декабря 2015 14:40
    Статья о взглядах на будущее развития авиации, многое предугадано. А Вы про то как плохо в СССР, в России с производством было, ГУЛАГ зачем то приплели. Статье плюс, познавательно.
    1. kalibr 2 декабря 2015 16:25
      Разве я ГУЛАГ приплетал? В статье о нем нет ни слова!
  9. rubin6286 2 декабря 2015 19:17
    С возрастом, многое из прочитанного, воспринимается иначе. Я не буду критиковать или оспаривать содержание статьи «Авиация через пять лет», опубликованную в советском журнале «Наука и техника» №16 за 1937 год, понимая, что в «закрытом» обществе можно написать и опубликовать только то, что разрешено цензурой. Интереснее думать с сегодняшних позиций о том, что не написано, и почему - это был секрет или просто об этом, по крайней мере, у нас тогда еще не знали. Так интереснее анализировать как достижения, так и недостатки. Автору спасибо. Было интересно узнать о перспективах развития авиации в мире накануне Второй Мировой войны.
    1. kalibr 2 декабря 2015 21:16
      Мне тоже именно этим и интересны старые журналы. И газеты! Прочитал всю ПРАВДУ с 1918 по 53 год и дальше выборочно до 85. Очень поучительно.
  10. Yakut 2 декабря 2015 23:03
    Статье большой плюс. Романтический век авиации, правда переросший в большую войну. Думаю ни один пророк в 37-м не мог предвидеть реактивную авиацию и атомные бомбардировки.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня