Национальное достояние

Использовать слово «был» по отношению к этому человеку, откровенно говоря, весьма сложно, потому что, казалось, этот человек будет с нами всегда. В принципе, так оно и есть, ведь он оставляет не только народу России, но и поистине всему человечеству, богатейшее наследие доброты, тепла человеческих отношений, преодоления невзгод – всего того, что есть в его потрясающих картинах.
Эльдар Александрович скончался в ночь на понедельник 30 ноября в одной из московских клиник от острой лёгочной и сердечной недостаточности в возрасте 88 лет. 29 ноября медики подключили пациента в аппарату искусственной вентиляции лёгких в связи с резким ухудшением состояния его здоровья. Примерно в полночь (мск) Эльдара Рязанова не стало.
Соболезнование вдове выдающегося кинорежиссёра, народного артиста СССР, Эмме Абайдуллиной выразил президент России Владимир Путин (приводит сайт Кремля):
Мы навсегда сохраним светлую память об Эльдаре Александровиче Рязанове – настоящем мастере и творце.
Сложно себе представить, но это будет первая встреча Нового года в России с «Иронией судьбы» и «Карнавальной ночью» без их создателя. Сложно себе представить, что ушёл человек, на фильмах которого выросло несколько поколений граждан СССР и тех государств, которые после развала Советского Союза образовались на этом огромном этнокультурном пространстве. Фильмы Эльдара Рязанова – это то, что вне времени, они над какими-либо политическими, идеологическими, религиозными и иными предпочтениями. Это то, что действительно способно объединять, и потому такие фильмы по праву входят в золотую коллекцию отечественного кинематографа.
«Военное обозрение» публикует немало статей о выдающихся отечественных конструкторах-оружейниках, разработчиках космических аппаратов, людях в погонах, отдавших жизнь служению Родине. Да, Эльдар Рязанов – не конструктор, не военный инженер, он не носил мундиров, не командовал батальоном или полком, но его работы, как сценариста и режиссёра, по своей созидательной силе – драгоценный фонд, который вносит свой вклад в нравственный потенциал России. Можно послушать сто заявлений ста чиновников о том, как всем нам нужно заботиться о морали и нравственности в стране, а можно просто взять и пересмотреть один из фильмов Эльдара Александровича. Причём, думается, во втором случае результат будет куда эффективнее…
Родным городом Эльдара Рязанова является Самара, где он появился на свет 18 ноября 1927 года. Отец Эльдара Рязанова – Александр Семёнович, в годы Гражданской войны – командир дивизии, а после – представитель дипломатической миссии СССР в Тегеране. Мать – Софья Михайловна, которая после переезда семьи в Москву и развода с мужем вышла замуж повторно. Мальчик примерно с трёх лет воспитывался матерью и отчимом, который, как говорил сам Эльдар Александрович, принял его как своего собственного сына.

Увлекшись приключенческой литературой, юный Эльдар стал мечтать о службе на флоте, а после окончания школы направил письмо с просьбой рассмотреть его документы для поступления в Одесское мореходное училище.
Однако судьба распорядилась иначе, и Эльдар Рязанов, так и не дождавшись ответа из Одессы, по совету товарища, решил подать документы на режиссёрский факультет ВГИКа. Талантливого паренька в вузе сразу отметили. Рязанову разрешил пользоваться своей личной библиотекой сам Сергей Эйзенштейн. Казалось бы, после такого знакомства Рязанову просто само провидение говорит о том, что его стезя – художественная патетика, основанная на исторических событиях. Но, как нам всем прекрасно известно, талант Эльдара Александровича развился совсем в ином кинематографическом направлении. Это направление – лирические и, как говорят профессионалы от кино, эксцентрические и бытовые комедии.
Комедийная лирика Эльдара Рязанова: «Девушка без адреса», «Ирония судьбы», бытовая комедия – как пример, «Дайте жалобную книгу», комедийная эксцентрика – «Приключения итальянцев в России». А есть ещё десятки любимых миллионами кинокартин: «Вокзал для двоих», «Гусарская баллада», «Гараж», «Жестокий романс», «Берегись автомобиля» и др..
Талантливый человек талантлив во всём. Своё подтверждение эта мудрость находит в творчестве Эльдара Рязанова. Он создал и целую серию замечательных документальных работ, в которую входят такие его произведения как «Они учатся в Москве» (первая творческая работа Эльдара Александровича), «Четыре встречи с Владимиром Высоцким», «Остров Сахалин», «День в семье президента».
Его тексты использованы для написания песен и романсов к многочисленным кинокартинам. Эльдар Александрович выступал и в качестве телеведущего – в частности, ведущего телепрограммы «Кинопанорама», «Восемь девок, один я», «Бабье лето» и др.
Эльдар Рязанов – классик, который был нашим современником.
Хочется надеяться на то, что наследие этого замечательного режиссёра, сценариста и просто человека станет одной из основ того, чтобы наша земля не иссякала талантами, хотя появления фигуры, подобной по уровню мастерства Эльдару Александровичу, думается, ждать придётся долго.
P.S. Прощание с Эльдаром Рязановым пройдёт 3 декабря в Москве. По некоторым данным, в районе "Мосфильма" будет установлена скульптура в память о выдающемся режиссёре.
Информация