Террористы в Сирии как огня боялись самолетов L-39ZA

32
Террористы в Сирии как огня боялись самолетов L-39ZA


Сирийские ВВС из-за отсутствия самолетов-штурмовиков активно использовали для нанесения ударов по террористам учебно-боевые самолеты L-39ZA. Дело в том, что Советский Союз до своего распада так и не успел поставить своему верному союзнику на Ближнем Востоке Су-25.

В восьмидесятые годы эти "летающие танки" шли, в основном, в Афганистан и некоторым союзникам по Варшавскому договору. Из арабских руководителей стран договоренность о поставках Су-25 сумел заключить только Садам Хусейн, и то, только потому, что расплачивался за технику твердой валютой. В 90-е годы, когда приобрести Су-25 на международном рынке вооружений уже не составляло труда, у сирийцев элементарно не было свободных денег.

В то же время, в составе ВВС САР имелось значительное количество учебно-боевых самолетов чехословацкого производства L-39 "Альбатрос". Поставки данной авиатехники начались еще в 1980 году. Всего за 7 лет было получено 99 самолетов, из них 55 L-39ZO и 44 L-39ZA.

Машины последней модификации при взлетном весе в более 5200 кг могли летать со скоростью в 630 км/ч.



Их полетный потолок составлял около 9 км, а максимальная дальность полета до 1750 км. Под самолет подвешивали двуствольную 23-мм пушку с боекомплектом в 150 снарядов.

Всего имелось 4 узла подвески для 16-зарядных блоков с 57-мм неуправляемыми авиационными ракетами С-5, а также авиационных бомб массой 250-500 кг.



Точных данных о том, сколько машин к началу войны в Сирии были годными для использования в боевых действиях, нет. По разным данным, от 40 до 50 самолетов.

В любом случае, "Альбатросы" в качестве ударных машин использовали достаточно активно. Они стали настоящей головной болью для боевиков. Легкие и маневренные, более дешевые в эксплуатации, они появлялись над позициями террористов и обрушивали на них залпы реактивных снарядов, сбрасывали бомбы, били из автоматических пушек. Как правило, на задание самолеты вылетали с экипажами из двух человек. Наличие второй пары глаз позволяло эффективнее осуществлять поиск целей, плюс второй пилот мог сообщить о замеченной опасности.



Правда, не всегда это помогало. Всего с октября 2012 года по конец августа 2015-го, сирийские ВВС потеряли во время боевых вылетов 7 L-39ZA. Правда, иногда опасность подстерегала на земле, так в октябре 2014 года террористы, используя ПТУР TOW-2A, сожгли один L-39 в аэропорту города Алеппо. Еще 7 самолетов боевикам удалось захватить на авиабазе Кшеш.



В настоящее время в Сирии основная работа, связанная с ударами по боевикам, их военной инфраструктуре легла на Российские ВКС, но действия экипажей "Альбатросов" войдут в историю боевой авиации, как примеры героизма и самопожертвования.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +26
    6 декабря 2015 07:31
    При желании даже учебный самолёт становится грозным оружием. Всё зависит от желания. А когда желания нет, то и с современным оружием воюют только с экскаваторами.
    1. +1
      6 декабря 2015 12:21
      С грозными, доселе непобедимыми и неуязвимыми для наших ВКС монстрами.
    2. +2
      6 декабря 2015 13:55
      Может як-130 как учебный хорошо отработает по целям у него для этого есть всеприборы ну л-39 я сомневаюсь что он попадет точно в цель,ведь для этого надо на низкой высоте лететь чтоб поразить цель а значит подставиться под зсу,шилку или бшк
    3. Комментарий был удален.
    4. +1
      7 декабря 2015 17:01
      Легкие штурмовики имеют свою целевую нишу, в том числе и в качестве борьбы в войне партизанского типа, когда серьезные тяжелые машины бывают избыточны.

      Такую нишу с успехом занимает бразильский турбовинтовой EMB-314 Super Tucano, вполне себя зарекомендовавший в деле.

      P.S. Насколько я знаю, у нас в стране аналогичная техника не производится...
      1. 0
        8 декабря 2015 13:09
        Ан-2, при должной доработке winked
    5. 0
      8 декабря 2015 13:08
      По-2 - хороший тому пример. Важно ещё верное применение орудия или оружия, скажем, не забивать гвозди пассатижами.
  2. +10
    6 декабря 2015 07:43
    Раз "Альбатрос" себя там настоящим бойцом показал, то стоит ожидать и боевого дебюта Як130...
    1. +3
      6 декабря 2015 07:48
      Цитата: svp67
      то стоит ожидать и боевого дебюта Як130...

      Зачем? "Сирийские ВВС из-за отсутствия самолетов-штурмовиков активно использовали для нанесения ударов по террористам учебно-боевые самолеты L-39ZA".
      1. +1
        6 декабря 2015 12:56
        Цитата: АВП 518
        Зачем?

        Затем, что бы полностью понять возможности нового Яка, да экспортный потенциал его поднять...
    2. +3
      6 декабря 2015 09:39
      Альбатрос хорош как учебная парта.Штурмовик это СУ-25.Як-130 дорог и нет брони.На малых высотах не боец.
      1. +19
        6 декабря 2015 10:20
        Уважаемые, только сразу помидорами не забрасывайте...
        У меня иногда возникает такая мысль, что в таких условиях дополнительно комплексно должны использоваться более дешовые варианты, что-то типа ИЛ-2, ИЛ-10 и им подобных. Самолет бронированный, двигатель не дает столько тепла для наведения ПЗРК, за вылет топлива съедает в разы меньше. Истребителей противника нет, ПВО только наземное и больше стрелковое. Вроде американцы подобное уже делали для борьбы с партизанами в джунглях и у бразильцев что-то было.
        1. 0
          6 декабря 2015 13:59
          Цитата: Андрей НМ
          двигатель не дает столько тепла для наведения ПЗРК

          Нет ныне таких двигателей, тут для регионального 19-ти местного самолета австрийский авиадизель планировали
        2. +1
          6 декабря 2015 18:15
          Современные пзрк современный и бпла сбивает что для него ил-10
        3. +1
          6 декабря 2015 23:43
          Цитата: Андрей НМ
          Уважаемые, только сразу помидорами не забрасывайте...

          Вот наслаждайтесь.Не ёрничаю!Получите удовольствие:
          http://topwar.ru/?newsid=51864
          http://topwar.ru/51986-sovremennye-protivopartizanskie-samolety-chast-2-ya.html
      2. +3
        6 декабря 2015 21:59
        Альбатрос хорош как учебная парта.Штурмовик это СУ-25.Як-130 дорог и нет брони.На малых высотах не боец.


        Первое. СУ - это СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (например - СУ-155).
        Самолёт КБ им.Сухого - "Су". Это по правилам русского языка. Следует уважать.

        Второе. Модификация L-39ZA изначально создавалась как лёгкий штурмовик для конфликтов низкой интенсивности, где "зсу,шилку или бшк" встретить трудно (или, другими словами, для небогатых стран). Т.е. самолёт применялся по назначению. От привычных в СССР "Альбатросов" отличается, в частности, встроенной пушкой ГШ-23, которой на нашах Элках не было.(на фотках видно)
  3. +7
    6 декабря 2015 08:11
    Тут, конечно, не спорю, прямо как в поговорке про тех, кто хитёр на выдумки...
    Итоги очевидны:
    Террористы в Сирии как огня боялись самолетов L-39ZA все четыре с лишним года и два месяца постоянно обсир*ются от вылетов боевых самолётов ВКС РФ.
    hi
  4. +1
    6 декабря 2015 08:39
    Мал да удал.
  5. +7
    6 декабря 2015 08:50
    Л 39 и есть учебно-боевой самолёт он очень хорощо пилотируется! это можно сказать ПАРТА для многих пилотов
  6. +1
    6 декабря 2015 09:18
    Извините, зато щас на складе МО полно тех же Су-24/25!

    Почему бы не оказать братскую помощь сирийским летчикам?
    1. +6
      6 декабря 2015 09:55
      Цитата: 1-Patriot
      Почему бы не оказать братскую помощь сирийским летчикам?

      Обучать сирийцев надо. В лучшем случае переподготавливать, в худшем - учить с нуля. Сколько там тех пилотов сирийских ВВС осталось... А это время, которого критически не хватает.
      1. +1
        6 декабря 2015 11:46
        На Вики есть история Су 25, в 2014г. поставили экстренно Ираку - у них откуда то нашлись пилоты? Хотя до этого сушки не эксплуатировались?
    2. 0
      6 декабря 2015 22:10
      Извините, зато щас на складе МО полно тех же Су-24/25!


      "Поставить на хранение" - почти тоже, что и "отправить на свалку".

      Хранят ведь не на складах, а под открытым небом, хорошо если консервацию провели, да сборщики вторсырья не прошлись.
      В любом случае, чтоб ввести снова машину в строй, нужен капремонт.
  7. +4
    6 декабря 2015 11:22
    Як-130 лучше:
  8. +5
    6 декабря 2015 12:01
    У бразильцев по-моему супер тукано есть простенький нереактивный с винтами. Дешево и сердито. Кстати название для штурмовика "супер-сердитто" на бразильсий манер. smile
    1. +3
      6 декабря 2015 16:15
      На вид он такой, обозначается как А 29
    2. 0
      6 декабря 2015 22:16
      У бразильцев по-моему супер тукано есть простенький нереактивный с винтами. Дешево и сердито. Кстати название для штурмовика "супер-сердитто" на бразильсий манер.


      EMB-314 Super Tucano - турбовинтовой. Современный, хороший, популярный. УТС Tucano T.Mk1 бритты по лицензии собирают (Short Brothers в гг. Рочестер ).
  9. +6
    6 декабря 2015 12:34
    Сирия сейчас это в какой то мере Афган на начальном этапе. Т.е. на земле орудуют банды боевиков вооруженные в плане ПВО весьма слабо а с небес по ним бьет авиация, вооруженная по последнему слову техники. Естественно, любая бомбежка для тех кто на земле при том страшна. Но учитывая что денежки боевики зашибают немалые на захваченной нефти вполне вероятно что в недалеком б будущем у боевиков появится кое что пострашнее Шилок и ДШК, например Стингеры, и тогда бояться придется уже летунам и забираться на те высоты, где их Стингером не достанешь. Но при этом и страхи боевиков уменьшатся т.к. с больших высот точно по точечным целям попасть проблематично. Придется недостаток точности компенсировать ковровыми бомбардировками, а э то гибель мирных жителей и доп стимул для их родичей вступать в ряды ИГИЛ. И вообще, учитывая то что ИГИЛ уже расползлось по всему миру, никакие бомбежки отдельных ячеек ИГИЛ в отдельно взятой стране с этой заразой не справятся, даже если бомбежки и подкреплять наземными операциями. Один из ярких примеров непрекращающаяся уже десятилетия борьба Израиля с террористами. Т.е. интенсивная деятельность налицо, интенсивные бомбежки и наземные операции время от времени проводятся а толку ноль. При этом нужно учитывать что степень осведомленности Израиля о своих противниках весьма высока. Есть ли такая осведомленность у сил действующих против ИГИЛ в Сирии и Ираке большой вопрос. Не говоря уже о том что цели каждой из сторон воюющих там часто прямо противоположны. Да и со страхом боевиков не все так просто. Это нормально ые люди боятся смерти и на этом были основаны все войны прошлого.
    А как воевать против людей многие из которых мечтают умереть за то, во что они верят. Тут не бомбежки нужны а что то поумнее и потоньше.
    1. 0
      6 декабря 2015 22:19
      Тут не бомбежки нужны а что то поумнее и потоньше.


      А все и говорят - военного решения нет. Бомбёжки - только один из инструментов.

      Ещё один - купим ВСЕ сирийские мандарины! wink
      ЗЫ: Первый корабль уже из Латакии вышел!
  10. +2
    6 декабря 2015 12:52
    Изначально спаркой для Су 25 как раз Л39 и был.
  11. +3
    6 декабря 2015 13:50
    В моём городке когда-то дислоцировались л-39. Всё детство прошло под звук двигателей этих самолётов. В советское время летали ОЧЕНЬ много!
  12. +3
    6 декабря 2015 14:17
    Очередная статья - бред про необходимость легкого штурмовика. Это как соленый сахар, или лошадь без узды, или девка без....... мозгов.
    Порвут тот дельтоплан из дшк или спарки 14,7мм да и всё. Им работать только управляемым вооружением с высот. Так во первых цена вооружения перекроет все плюсы "легкого" самолета так еще частота вылетов будет зависеть от наличия этого вооружения. Опять же с такой задачей справится и легкий истребитель или средний (легкого сегмента в рф уже давно нет).
    ВС РФ сейчас заняли абсолютно правильную позицию. Защищенный штурмовик с точными массовыми бомбами. И серьезные бомбардировщики с управляемым вооружением там, где это надо. А ни по хибаре за 100 баксов тамаговком за миллион.
    1. 0
      6 декабря 2015 22:25
      Это как соленый сахар, или лошадь без узды, или девка без....... мозгов.


      соленый сахар в стакане врага - КЛАСС!

      лошадь без узды - в степи (символ свободы) - КЛАСС!

      девка без....... мозгов (если не замуж) - КЛАСС!

      ВС РФ сейчас заняли абсолютно правильную позицию. Защищенный штурмовик с точными массовыми бомбами. И серьезные бомбардировщики с управляемым вооружением там, где это надо.

      А вот тут - полностью согласен! 100%

      Тактика ВКС и востребованность легкого штурмовика - разные темы. Большому кораблю - большое плавание, но есть небогатые страны, где все ВВС - легкие штурмовики. В лучшем случае.
  13. +2
    6 декабря 2015 14:30
    gregor6549(1
    Совершенно верно. Наличие стингеров загонит штурмовики на 4500 метров. Эффективность снижается. В Баграме пара Л-39 летали на разведку погоды.
  14. +3
    6 декабря 2015 17:42
    Надо отдать должное сирийским лётчикам. Использовали всё что есть под рукой. На учебном самолёте штурмовать-это вам не по столу рукой стукнуть. Уверен, они и сейчас на МИГ-21 вылеты делают.
  15. 0
    6 декабря 2015 21:52
    А как воевать против людей многие из которых мечтают умереть за то, во что они верят. Тут не бомбежки нужны а что то поумнее и потоньше.[/quote]
    http://evreimir.com/85399/svinye-puli-protiv-islamskih-terro/
  16. 0
    6 декабря 2015 23:56
    Идея статьи в том, что нужен специальный "анититеррористический" самолёт. Возможно. но сразу рождается вопрос: а не возникла ли в чьей-то руководящей голове идея купить в Бразилии лицензию на производство американо-канадского "Тукано"? Нужен ещё один "Суперджет"?
    По существу: террористы в Сирии ничего не боятся, а если страна плохо готова к войне, то лётчикам придётся летать хоть на метле и бросаться камнями.