Military Review

French Armageddon

35
French Armageddon



November 26 is a good day - the anniversary of the end of the battle on the Berezina, in which Napoleon Bonaparte’s "Great Army" invaded Russia was finally defeated. November 26 1812 of the year approached about 30 of thousands of soldiers and officers who were still able to fight and keep a line, and also - from 40 to 50 thousands of wounded, sick, frostbitten and weakened from hunger. And when on November 29 Bonaparte ordered the bridges to be burned, there were only 15-20 thousands of French and their allies on the west bank, of which only nine thousand were relatively combat-ready. The rest either died or could not cross and were doomed to a quick and inevitable death.

Thus, the irretrievable losses as a result of this disaster ranged from 50 to 65 thousand people or 70-80% army personnel. Such a huge damage in such a short time the French troops have never carried for all their history. Even Borodino on this background looks more modest and "more humane." Not surprisingly, since the word "Berezina" for the French sounds about the same as for the Germans, "Stalingrad". The expression "C'est la Bérézina" in French means a complete collapse and catastrophe.

At the same time, the Russian army lost only six thousand people, that is, 10 times less than the enemy. Nevertheless, the attitude to this epoch-making victory in Russia, without exaggeration, was rather ambiguous. Many considered it almost a failure and accused the commanders of the Russian troops of Chichagov and Wittgenstein that they did not completely destroy the French army and did not capture Napoleon himself, although they allegedly had every chance for that.

It got to the point that they scoffed at Chichagov frankly, they sarcastically called him "Napoleon's savior" and eventually forced him to leave Russia. Wittgenstein from such a fate saved the reputation of the savior of St. Petersburg, but he also received his share of criticism, including from the commander in chief Kutuzov. In general, everything is as usual. If the situation is deplorable, then the most insignificant (sometimes even fictional) success is often praised to the skies, and when things are going well, people want complete and absolute triumph, and they begin to mock those who have not provided this triumph.



Russian army on the Berezina. Painting of the Bavarian battle-painter Peter von Hess.



Picture by Polish artist Julian Falat "Bridge over the Berezina". The author managed to very graphically depict the chaos that was going on at the crossing.



The picture of another Polish painter, Wojciech Kossak, shows the retreat of those who managed to cross the Berezina. Almost all of them will soon die of starvation and fierce frost in December 1812.



The construction of bridges over the Berezina by French sappers. Of the 400 people who had to work in icy water, only nine survived.



Napoleon on the Berezina is watching the burning of the banners of his dead regiments. Painting by English artist Richard Cayton Woodville.



Napoleon and his retinue drives up to the Berezina. Picture by Albrecht Adam.



Another Dutchman painting by Jan Hoinck van Papendrecht depicting the French crossing on the icy bridge over the Berezina. A fall into the water is a guaranteed death, despite the fact that the depth of the river at this place did not exceed one and a half meters.



Huge crowds crowded the crossings on the eastern bank, along which Russian artillery beat. Many, having lost hope of getting on the bridge, tried to ford the river without thinking about the consequences.



In the 2012 year, to the 200 anniversary of the Berezinsky battle, a monument was erected near the crossing point of the remnants of the “Great Army”, which the locals call the “naked peasant” without much pietism. The monument was made with the money of Switzerland, which lost about 1000 of its citizens in this battle. The French somehow stingy.
Author:
Originator:
http://vikond65.livejournal.com/416799.html
35 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. midshipman
    midshipman 5 December 2015 07: 36
    22
    The paintings of foreign artists clearly show the state of the French army, or rather, a united Europe, when fleeing Russia. Of the 500 thousand fighters, Napoleon took away only 18 thousand. This science.
    In my youth in Petrozavodsk I met graves with French names in the cemetery. There, captive Frenchmen worked at the artillery factory.
    And now Europe, instead of friendship with Russia, is deploying American missile defense systems and American troops on its territory. What for? Think it over.
    Yesterday in St. Petersburg a monument to the Savior of Russia M.A. Miloradovich. Since 2010, I had to punch this question after the publication of my story about this outstanding citizen of Russia in the magazine "Youth". After my conversation with the Patriarch of All Russia, then the matter got under way. The monument has been installed. It was none of my business. I am the head of industrial and scientific enterprises, scientist, doctor of technical sciences, professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Laureate of State and Government of St. Petersburg Prizes, Full Member of the Russian Academy of Science. But the fate of Russia is above all for me. My father died on the Leningrad front. I have the honor.
    I congratulate you readers of "VO".
    1. Morrrow
      Morrrow 5 December 2015 15: 11
      +1
      When your entire convoy burned down in Moscow, and winter is on the way, it's no wonder that a collapse will occur. There is nothing surprising here. The reproach for Europe's unfriendliness is not serious, since there is no such thing as "Europe". At that time, there were 7 anti-French wars in Europe, in which Russia took one of the main roles.
  2. Igor39
    Igor39 5 December 2015 07: 51
    +4
    The article is incorrectly named, it is "European Armageddon"
  3. Koshak
    Koshak 5 December 2015 08: 05
    +7
    "Why did I go to you, Russia,
    Holding the whole of Europe in your hands? "
  4. kit_bellew
    kit_bellew 5 December 2015 08: 32
    +7
    Quote: midshipman

    And now Europe, instead of friendship with Russia, is deploying American missile defense systems and American troops on its territory. What for? Think it over.

    And what about Europe?
    The total area of ​​European states (without Russia and the former republics of the USSR) is approximately 5 million square meters. km The total population is 512 and a half million people. If a single state was located on this territory, it would be the seventh largest and third largest population in the world. However, in reality in Europe there are about forty separate states. Twenty-four of them, however, belong to the European Union, but the EU is a supranational entity, more and more resembling a can with spiders.

    One gets the feeling that the Roman Empire fell in the XNUMXth century only formally, the principle of "divide and rule" regarding the conquered provinces was implicitly but strictly observed until the adoption after the end of the Second World Marshall Plan, which officially secured dependence feudally fragmented Europe is now from the United States.

    These eccentrics for one and a half thousand years could not, and perhaps did not want to create a single economic and political space. Or maybe it was beneficial for someone to maintain disunity in Europe (for example, the popes). Given all this, I strongly doubt that Europeans generally know how to be friends with anyone. It would be nice to learn. Especially with the head.
    1. Morrrow
      Morrrow 5 December 2015 15: 07
      0
      And what about Europe? Here is shown the next episode of the next Russian-French war.
      1. denis6064
        denis6064 5 December 2015 16: 04
        +5
        The French Napoleonic army was only 50%. The rest of the Germans, Italians, Poles, Spaniards, Croats, etc.
        1. Morrrow
          Morrrow 5 December 2015 16: 40
          +1
          The Russian army also included Germans and French. Conquered peoples are not counted. They were subordinate to the French.
          1. dudinets
            dudinets 5 December 2015 22: 19
            +2
            in the Russian army, unlike the army of Napoleon, there were no foreign regiments (Spanish, Italian, Polish, etc.). officers with foreign surnames were usually descendants of emigrants or personally swore allegiance to Russia.
            1. Morrrow
              Morrrow 6 December 2015 17: 51
              0
              The same thing is there.
  5. Nikolay71
    Nikolay71 5 December 2015 09: 14
    +2
    "At the same time, the Russian army lost only six thousand people, that is, 10 times less than the enemy. Nevertheless, the attitude towards this, without exaggeration, epoch-making victory in Russia was rather ambiguous. Many considered it almost a failure and blamed the commanders by the Russian troops of Chichagov and Wittgenstein in that they did not completely destroy the French army and did not capture Napoleon himself, although they supposedly had every chance for this.

    It got to the point that Chichagov was openly mocked, he was sarcastically called the "savior of Napoleon" and was eventually forced to leave Russia. Wittgenstein was saved from such a fate by the reputation of the savior of St. Petersburg, but he also received his share of criticism, including from the commander-in-chief Kutuzov. In general, everything is as usual. If the situation is deplorable, then the most insignificant (sometimes even fictional) success is often exalted to the skies, and when things go well, people want complete and absolute triumph, and they begin to scoff at those who did not provide this triumph. "
    I don’t understand this. Although Chichagov was not the most prominent commander, he honestly fought for his homeland, and then they later peaked for it.
    1. xan
      xan 5 December 2015 16: 16
      +2
      Quote: Nikolay71
      I don’t understand this. Although Chichagov was not the most prominent commander, he honestly fought for his homeland, and then they later peaked for it.

      Honestly fighting is not an achievement. Having a combat-ready army with a bunch of Cossacks did not bother to send pickets along the entire coast of the Berezina. He's just a boob, and rightly so. The war could end on Berezina, hundreds of thousands of lives of soldiers would be saved. The commander does not need to freeze in pickets, malnourish, freeze in the trenches, go on the attack, etc. He only needs to show the level of military intelligence, orderliness, and to monitor the implementation of his orders precisely and on time. Knowing what his reasonable actions could lead to, he let it go and let himself be deceived. Another would dig the earth and be right. After all, Napoleon did not show anything ingenious, he just caught the Russians for the simplest trick.
      1. Morrrow
        Morrrow 5 December 2015 16: 41
        -1
        And why then was Kutuzov almost 50 kilometers from the Berezina?
        1. xan
          xan 7 December 2015 13: 08
          0
          Quote: Morrrow
          And why then was Kutuzov almost 50 kilometers from the Berezina?

          Kutuzov is to blame for the fact that Napoleon left? I correctly understood the essence of the issue?
  6. Basil50
    Basil50 5 December 2015 11: 29
    +6
    In Europe, two officially recognized great commanders: Frederick and Napoleon, both started a war with a huge army, and ended the war with a complete defeat with the destruction of their own army. It will take a few years and already the Nazis will be recorded in the * great *, but how, they defeated them completely, then the condition is met.
    1. Morrrow
      Morrrow 5 December 2015 18: 16
      +2
      Another Turenne with Conde, Savoy, Gustav Adolf and Moltke
      1. Basil50
        Basil50 5 December 2015 18: 53
        0
        All the rest * great * only in any * region * of Europe. And the conditions for greatness are not respected. Not that these pan-European, which even had titles * .... great *.
      2. The comment was deleted.
  7. Cap.Morgan
    Cap.Morgan 5 December 2015 13: 00
    +3
    It was not only the French army that perished. Passing with the great commander through the crucible of a dozen wars, veterans.
    The party of Napoleon, his most loyal political supporters, was destroyed. Napoleon could not recover from this loss.
    1. Morrrow
      Morrrow 5 December 2015 15: 08
      +1
      How then did he defeat the allies at Dresden, Lutzen and Bautzen?
      1. ALEA IACTA EST
        ALEA IACTA EST 5 December 2015 15: 12
        0
        Quote: Morrrow
        How then did he defeat the allies at Dresden, Lutzen and Bautzen?

        Napoleon and without an army - Napoleon!
        Three years after fleeing from Russia, he conquered France, having at his disposal several hundred soldiers.
        1. Morrrow
          Morrrow 5 December 2015 16: 45
          +3
          Trite. Veterans and the guard did not die. Many soldiers simply fled and returned to Europe out of order. Not a single marshal was captured during the retreat. This was the key to his long struggle against a huge coalition.
      2. sivuch
        sivuch 5 December 2015 19: 24
        0
        Because Napoleon. But even then, these were victories, but not defeat, like Austerlitz or Friedland. There was nothing to pursue the enemy, the new contingents quickly ran out of steam and had to agree to an obviously unprofitable truce. With known consequences
        1. Morrrow
          Morrrow 6 December 2015 17: 43
          0
          Even Napoleon cannot force the boys to beat men.
        2. xan
          xan 20 December 2015 12: 39
          0
          Quote: sivuch
          these were victories, but not defeat, like Austerlitz or Friedland.

          The armies of Austria and Russia did not lose their combat effectiveness. The emperor of Austria was blown away, and the Russians fight alone in the name of what? For Austria chtoli?
  8. ratfly
    ratfly 5 December 2015 13: 42
    +4
    Europe is always destroyed by the habit of conventions (conditional war, conditional sanctions, conditional conviction, etc.), in Russia everything is seriously no conventions, everything is real!
  9. DesToeR
    DesToeR 5 December 2015 14: 02
    +1
    So send us, vitias,
    His angry sons:
    There is a place for them in the fields of Russia,
    Among the coffins that are not theirs.
  10. V.ic
    V.ic 5 December 2015 15: 09
    +6
    The French somehow stinted. Author Vyacheslav Kondratiev

    The Frenchman will hang himself for a centime. Sheramyzhniki, having occupied the southern part of Sevastopol, opened the graves of Russian admirals and robbed the dead. "Act on the mockery of the Anglo-French invaders over the graves of Russian admirals M. P. Lazarev, V. A. Kornilov, P. S. Nakhimov, V. I. Istomin"
    "... there was no epaulet on the half-rotted uniform of Admiral Nakhimov either." http://www.runivers.ru/doc/d2.php?CENTER_ELEMENT_ID=147155
  11. ALEA IACTA EST
    ALEA IACTA EST 5 December 2015 15: 11
    0
    And why did they climb to us? .. request
  12. unknown
    unknown 5 December 2015 15: 35
    0
    Probably to make a joint trip to India.

    Or, if you follow the version of Alexander Kassenko, the Oldenburgs completed the conquest of Russia.
  13. Resistance
    Resistance 5 December 2015 19: 30
    0
    Pictures - balm for the soul. He was extremely surprised to learn that Napoleon then picked up the army and gave the next three battles to our ...
  14. Robert Nevsky
    Robert Nevsky 5 December 2015 22: 03
    +2
    When I read this article, I realized much better - all the greatness of the Russian character and Russian weapons.
    Awesome is simple!
  15. gendir.grifon
    gendir.grifon 5 December 2015 23: 33
    +1
    That's what they need, civilizers. Everything is numb, everyone is climbing to Russia.
  16. barbiturate
    barbiturate 6 December 2015 12: 41
    +1
    The courage of the French pontoners to work in icy water really admired - not everyone can, and the commander himself, Jean-Baptiste Able, died a few days later from hypothermia and exhaustion. A worthy adversary and excellent soldiers were these French.
  17. Former battalion commander
    Former battalion commander 6 December 2015 22: 58
    +1
    Recently I watched a Western "popular science" film about these events, so there the crossing of the Berezina is issued AT FULL SERIOUS (!) As a VICTORY of a great army! Why in Russia they don't shoot their own truthful film for each such film, or, at worst, FORBIDDEN to show such pornography on their (already?) Television!
  18. geologist
    geologist 12 October 2016 09: 17
    0
    The French were surrounded and broke through with battle. Ordinary soldiers of Chichagov - fortress cannon fodder were defeated and several regiments captured by the guard of the emperor. It is simply amazing how Chichagov himself was not captured. Napoleon really is here, as it seems to me, he won - if victory can be called the salvation of his skin with the help of elite bodyguards. The great army here ceased to exist, but the emperor survived and there was no force that could stop him.
  19. Molot1979
    Molot1979 25 October 2016 11: 09
    0
    Actually, Kutuzov was not going to destroy Napoleon. His army had died and he was now safe for Russia. Kutuzov was also categorically against going deep into Europe to destroy Bonaparte. In his opinion, Russia would simply drag chestnuts out of the fire for England. Alas, the king did not listen to the commander. and most of all from the complete defeat of France, as expected, the British gained. And the Russians became a bogeyman for Europe, a "gendarme". Of the dubious advantages - the Duchy of Warsaw, that is, several million Russophobic Poles.

Французский армагеддон

Французский армагеддон


26 ноября хороший день - годовщина завершения сражения на Березине, в котором была окончательно разгромлена вторгшаяся в Россию "Великая армия" Наполеона Бонапарта. 26 ноября 1812 года к восточному берегу полузамерзшей реки подошли примерно 30 тысяч солдат и офицеров, еще способных драться и держать строй, а также - от 40 до 50 тысяч раненых, больных, обмороженных и ослабевших от голода. А когда 29 ноября Бонапарт приказал сжечь мосты, на западном берегу находилось всего 15-20 тысяч французов и их союзников, из них лишь девять тысяч относительно боеспособных. Остальные либо уже погибли, либо не смогли переправиться и были обречены на скорую и неизбежную гибель.

Таким образом, безвозвратные потери в результате этой катастрофы составляли от 50 до 65 тысяч человек или 70-80% личного состава армии. Такого громадного урона за столь короткое время французские войска не несли более никогда за всю свою историю. Даже Бородино на этом фоне выглядит скромнее и "гуманнее". Неудивительно, что с тех пор слово "Березина" для французов звучит примерно так же, как для немцев "Сталинград". Выражение «C’est la Вérézina» во французском языке означает полный крах и катастрофу.


При этом русская армия потеряла всего шесть тысяч человек, то есть в 10 раз меньше неприятеля. Тем не менее, отношение к этой, без преувеличения, эпохальной победе в России сложилось довольно-таки неоднозначное. Многие считали ее чуть ли не провалом и обвиняли командующих русскими войсками Чичагова и Витгенштейна в том, что они не уничтожили французскую армию целиком и не пленили самого Наполеона, хотя, якобы имели для этого все шансы.

Доходило до того, что над Чичаговым откровеннно издевались, его язвительно называли "спасителем Наполеона" и в конце концов вынудили покинуть Россию. Витгенштейна от подобной участи избавила репутация спасителя Петербурга, но и он получил свою долю критики, в том числе и от главнокомандующего Кутузова. В общем, всё как всегда. Если обстановка складывается плачевно, то самый незначительный (порой даже вымышленный) успех нередко превозносят до небес, а когда дела идут на лад, то людям хочется полного и абсолютного триумфа, и они начинают глумиться над теми, кто этого триумфа им не обеспечил.

Французский армагеддон


Русская армия на Березине. Картина баварского художника-баталиста Петера фон Гесса.

Французский армагеддон


Рисунок польского художника Юлиана Фалата "Мост через Березину". Автору удалось очень наглядно изобразить хаос, творившийся на переправе.

Французский армагеддон


Картина другого польского живописца Войцеха Коссака показывает отступление тех, кому удалось переправиться через Березину. Почти все они вскоре погибнут от голода и наступивших в декабре 1812 года свирепых морозов.

Французский армагеддон


Постройка французскими саперами генерала Эбле мостов через Березину. Из 400 человек, которым пришлось работать в ледяной воде, выжили только девять.

Французский армагеддон


Наполеон на Березине наблюдает за сожжением знамен своих погибших полков. Картина английского художника Ричарда Кейтона Вудвилла.

Французский армагеддон


Наполеон со свитой подъезжает к Березине. Картина Альбрехта Адама.

Французский армагеддон


Еще одна картина голландца Яна Хойнка ван Папендрехта с изображением переправы французов по обледеневшему мосту через Березину. Падение в воду - гарантированная смерть, несмотря на то, что глубина реки в этом месте не превышала полутора метров.

Французский армагеддон


У переправ на восточном берегу скопились огромные толпы, по которым била русская артиллерия. Многие, потеряв надежду попасть на мост, пытались пересечь реку вброд, не задумываясь о последствиях.

Французский армагеддон


В 2012 году, к 200-летию Березинского сражения, возле места переправы остатков "Великой армии" установили памятник, который местные жители без особого пиитета называют "голым мужиком". Памятник поставлен на деньги Швейцарии, потерявшей в этом сражении примерно 1000 своих граждан. Французы отчего-то поскупились.
Автор: Вячеслав Кондратьев
Первоисточник: http://vikond65.livejournal.com/416799.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 35
  1. мичман 5 декабря 2015 07:36
    Картины иностранных художников наглядно показывают состояние французской армии, а вернее объединенной Европы, при бегстве из России. Из 500 тысяч бойцов Наполеон увел только 18 тысяч. Эта наука.
    В молодости в Петрозаводске я на кладбище встречал могилы с французскими именами. Там на артиллерийском заводе трудились пленные французы.
    Вот и сейчас Европа вместо дружбы с Россией размещает американские системы ПРО и американские войска на своей территории. Зачем? Одумайтесь.
    Вчера в Санкт-Петербурге открылся памятник Спасителю России М.А. Милорадовичу. Мне пришлось с 2010 года пробивать этот вопрос после публикации моей повести об этом выдающемся гражданине России в журнале "Юность". После моей беседы с Патриархом Всея Руси тогда дело сдвинулось. Памятник установлен. Это было не мое дело. Я руководитель промышленных и научных предприятий, ученый, д.т.н., профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Государственных и Правительства СПб премий, Действительный член РАТН. Но судьба России для меня выше всего. Мой отец погиб на Ленинградском фронте. Честь имею.
    Поздравляю вас читатели "ВО".
    1. Morrrow 5 декабря 2015 15:11
      Когда у тебя весь обоз сгорел в Москве, а на носу зима немудрено, что возникнет коллапс. Здесь ничего удивительного. Упрек в недружелюбности Европы несерьезен, поскольку нет такого понятия "Европа". В то время в Европе было 7 антифранцузских войн, в которых Россия принимала одну из главных ролей.
  2. Игорь39 5 декабря 2015 07:51
    Неправильно названа статья,это "Европейский армагедон"
  3. кошак 5 декабря 2015 08:05
    "Зачем я шёл к тебе, Россия,
    Европу всю держа в руках?"
  4. kit_bellew 5 декабря 2015 08:32
    Цитата: мичман

    Вот и сейчас Европа вместо дружбы с Россией размещает американские системы ПРО и американские войска на своей территории. Зачем? Одумайтесь.

    А что Европа?
    Совокупная площадь европейских государств (без России и бывших республик СССР) - примерно 5 млн. кв. км. Совокупное население - 512 с половиной млн. чел. Если бы на этой территории располагалось единое государство, оно было бы седьмым по величине и третьим по численности населения в мире. Однако на деле в Европе около сорока отдельных государств. Двадцать четыре из них входят, правда, в Европейский союз, но ЕС - надгосударственное образование, все больше напоминающее банку с пауками.

    Складывается ощущение, что Римская империя пала в V веке лишь формально, принцип "разделяй и властвуй" касательно завоеванных провинций неявно, но неукоснительно соблюдался вплоть до принятия после окончания Второй Мировой плана Маршалла, который официально закрепил зависимость феодально раздробленной Европы теперь уже от США.

    Эти чудаки за полторы тысячи лет не смогли, а может быть, и не хотели создать единое экономическое и политическое пространство. А может, и выгодно было кому-то поддерживать в Европе разобщенность (например, римским папам). С учетом этого всего сильно я сомневаюсь, что европейцы вообще умеют с кем-либо дружить. А неплохо бы научиться. Особенно - с головой.
    1. Morrrow 5 декабря 2015 15:07
      Причем здесь Европа? Здесь показан очередной эпизод очередной русско-французской войны.
      1. denis6064 5 декабря 2015 16:04
        В составе наполеоновской армии французов было только 50%.Остальные немцы,итальянцы,поляки,испанцы,хорваты и т.д
        1. Morrrow 5 декабря 2015 16:40
          В составе русской армии были тоже немцы и французы. Покоренные народы не учитываются. Они подчинены французам были.
          1. дудинец 5 декабря 2015 22:19
            в составе Российской армии, в отличии армии наполеона, не было иностранных полков (испанских, итальянских, польских и пр.). офицеры, носившие иностранные фамилии, как правило, были потомками эмигрантов, либо в личном порядке присягали России.
            1. Morrrow 6 декабря 2015 17:51
              Тоже самое и там.
  5. Николай71 5 декабря 2015 09:14
    "При этом русская армия потеряла всего шесть тысяч человек, то есть в 10 раз меньше неприятеля. Тем не менее, отношение к этой, без преувеличения, эпохальной победе в России сложилось довольно-таки неоднозначное. Многие считали ее чуть ли не провалом и обвиняли командующих русскими войсками Чичагова и Витгенштейна в том, что они не уничтожили французскую армию целиком и не пленили самого Наполеона, хотя, якобы имели для этого все шансы.

    Доходило до того, что над Чичаговым откровенно издевались, его язвительно называли "спасителем Наполеона" и в конце концов вынудили покинуть Россию. Витгенштейна от подобной участи избавила репутация спасителя Петербурга, но и он получил свою долю критики, в том числе и от главнокомандующего Кутузова. В общем, всё как всегда. Если обстановка складывается плачевно, то самый незначительный (порой даже вымышленный) успех нередко превозносят до небес, а когда дела идут на лад, то людям хочется полного и абсолютного триумфа, и они начинают глумиться над теми, кто этого триумфа им не обеспечил."
    Вот этого я не понимаю. Пусть Чичагов был и не самым выдающимся полководцем, но честно воевал за Родину, а его потом за это же и заклевали.
    1. xan 5 декабря 2015 16:16
      Цитата: Николай71
      Вот этого я не понимаю. Пусть Чичагов был и не самым выдающимся полководцем, но честно воевал за Родину, а его потом за это же и заклевали.

      Честно воевать - это не достижение. Имея боеспособную армию с кучей казаков не удосужился разослать пикеты по всему берегу Березины. Он просто олух, и это справедливо. Война могла кончиться на Березине, были бы спасены сотни тысяч жизней солдат. Полководцу не надо мерзнуть в пикетах, недоедать, замерзать в окопах, ходить в атаки и т.д. Ему нужно только проявлять уровень военного интеллекта, распорядительность, и контролировать выполнение своих приказов точно и в срок. Зная, к чему может привести его разумные действия, пустил все на самотек и дал себя обмануть. Другой бы землю рыл и оказался бы прав. Ведь Наполеон не проявил ничего гениального, он просто поймал русских на простейшую уловку.
      xan
      1. Morrrow 5 декабря 2015 16:41
        А почему тогда Кутузов был чуть ли не в 50 километрах от Березины?
        1. xan 7 декабря 2015 13:08
          Цитата: Morrrow
          А почему тогда Кутузов был чуть ли не в 50 километрах от Березины?

          Кутузов виноват в том, что Наполеон ушел? Я правильно понял суть вопроса?
          xan
  6. василий50 5 декабря 2015 11:29
    В Европе два официально признанных великих полководца: Фридрих и Наполеон, и оба начинали войну с огромной армией, а кончали войны полным разгромом с уничтожением собственной армии. Пройдёт немного лет и уже гитлеровцев запишут в *великие*, а как же, разгромили их полностью, значит условие соблюдено.
    1. Morrrow 5 декабря 2015 18:16
      Еще Тюренн с Конде, Савойский, Густав Адольф и Мольтке
      1. василий50 5 декабря 2015 18:53
        Все остальные *великие* только в каком либо *регионе* Европы. Да и условия для величия не соблюли. Не то что эти общеевропейские, которые даже титулы имели * .... великий*.
      2. Комментарий был удален.
  7. Cap.Morgan 5 декабря 2015 13:00
    Погибла не только армия французов. Прошедшие с великим полководцем через горнило десятка войн ветераны.
    Была уничтожена партия Наполеона, его самые верные политические сторонники. От этой потери Наполеон уже оправиться не смог.
    1. Morrrow 5 декабря 2015 15:08
      Как же он тогда разбил союзников под Дрезденом, Лютценом и Баутценом?
      1. ALEA IACTA EST 5 декабря 2015 15:12
        Цитата: Morrrow
        Как же он тогда разбил союзников под Дрезденом, Лютценом и Баутценом?

        Наполеон и без армии - Наполеон!
        Спустя три года после бегства из России он завоевал Францию, имея в распоряжении несколько сотен солдат.
        1. Morrrow 5 декабря 2015 16:45
          Банально. Ветераны и гвардия не погибли. Многие солдаты просто разбежались и возвращались в Европу не в строю. Не был пленен ни один маршал во время отступления. Это стало залогом его долгой борьбы против огромной коалиции.
      2. sivuch 5 декабря 2015 19:24
        Потому что Наполеон.Но и то,это были победы, но не разгром,как Аустерлиц или Фридланд.Преследовать противника было нечем,новые контингенты быстро выдохлись и пришлось соглашаться на заведомо невыгодное перемирие.С известными последствиями
        1. Morrrow 6 декабря 2015 17:43
          Даже Наполеон не сможет заставить мальчиков бить мужчин.
        2. xan 20 декабря 2015 12:39
          Цитата: sivuch
          это были победы, но не разгром,как Аустерлиц или Фридланд.

          Армии Австрии и России не потеряли боеспособность. Император Австрии сдулся, а русским воевать одним во имя чего? За Австрию чтоли?
          xan
  8. ratfly 5 декабря 2015 13:42
    Европу всегда губит привычка к условностям (условная война, условные санкции, условное осуждение и т.п.), в России всё всерьёз нет никаких условностей, всё по настоящему!
  9. DesToeR 5 декабря 2015 14:02
    Так высылайте ж нам, витии,
    Своих озлобленных сынов:
    Есть место им в полях России,
    Среди нечуждых им гробов.
  10. V.ic 5 декабря 2015 15:09
    Французы отчего-то поскупились. Автор Вячеслав Кондратьев

    Француз за сантим удавится. Шерамыжники, заняв южную часть Севастополя, вскрыли могилы русских адмиралов и ограбили мертвецов. "Акт о глумлении англо-французских захватчиков над могилами русских адмиралов М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, В. И. Истомина"
    "...на полуистлевшем мундире адмирала Нахимова эполет также не оказалось." http://www.runivers.ru/doc/d2.php?CENTER_ELEMENT_ID=147155
  11. ALEA IACTA EST 5 декабря 2015 15:11
    И зачем они к нам полезли?.. request
  12. ignoto 5 декабря 2015 15:35
    Вероятно, чтобы совершить совместный поход в Индию.

    Или, если следовать версии Александра Касенко, Ольденбурги завершили завоевание России.
  13. Стойкость 5 декабря 2015 19:30
    Картины - бальзам на душу. Был крайне удивлён узнав, что далее Наполеон подсобрал войско и следующие три сражения нашим надавал ...
  14. Робертъ Невский 5 декабря 2015 22:03
    Когда прочитал эту статью, осознал на много лучше - все Величие русского характера и русского оружия.
    Потрясающее просто!
  15. gendir.grifon 5 декабря 2015 23:33
    Так им и надо, цивилизаторам. Все неймется, все лезут в Россию.
  16. барбитурат 6 декабря 2015 12:41
    Очень восхитило мужество французских понтонеров, работать в ледяной воде - это не каждый сможет, да и сам командир , Жан-Батист Эбле, скончался через несколько дней от переохлаждения и истощения. Достойный противник и отличные солдаты были, эти французы.
  17. Бывший комбат 6 декабря 2015 22:58
    Недавно посмотрел западный "научно популярный" фильм об этих событиях, так там переправа через Березину выдается НА ПОЛНОМ СЕРЬЕЗЕ (!) как ПОБЕДА великой армии! Почему в России не снимают на каждый такой фильм свой правдивый фильм или на худой конец ЗАПРЕЩАЮТ показывать подобную порнографию по своему (ли уже?) телевидению!
  18. геолог 12 октября 2016 09:17
    Французы были окружены и с боем прорвались. Обыкновенные солдаты Чичагова -крепостное пушечное мясо были разбиты и несколько полков взяты в плен гвардией императора. Просто удивительно, как Чичагова самого не взяли в плен. Наполеон действительно здесь, как мне кажется, победил -если победой можно назвать спасение своей шкуры с помощью элитных телохранителей. Великая армия здесь прекратила свое существование, но император уцелел и не было силы, которая могла его остановить.
  19. Molot1979 25 октября 2016 11:09
    Вообще-то Кутузов и не собирался уничтожать Наполеона. Его армия погибла и он теперь для России был безопасен. Кутузов был и категорически против похода в глубь Европы для уничтожения Бонапарта. По его мнению, Россия тем самым просто таскала бы каштаны из огня для Англии. Увы, царь полководца не послушал. и больше всех от полного разгрома Франции ожидаемо выиграли англичане. А русские стали пугалом для Европы, "жандармом". Из сомнительных плюсов - герцогство Варшавское, то есть несколько миллионов русофобски настроенных поляков.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня