Режим чрезвычайной ответственности

Достижения науки и техники не делают нас защищеннее

В жизнедеятельности любого государства возникают ситуации непредвиденного, произвольного изменения состояния общественных отношений, устранение которых является функциональной обязанностью органов власти и местного самоуправления. Приходится принимать меры, в обычных условиях законом запрещенные: ограничивать конституционные права и свободы граждан и организаций, а также возлагать на них дополнительные обязанности.

В Стратегии национальной безопасности (НБ) Российской Федерации до 2020 года отмечается, что НБ – такое состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, а также суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации.


“ Террористическая деятельность против России характеризуется тщательностью подготовки и профессиональной конспирацией ”
Задачи НБ приобрели особую актуальность в последнее время, когда значительно возросла угроза международного и внутреннего терроризма, бандитизма, иных организованных криминальных проявлений. Серьезный ущерб интересам государства наносят также аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Не подлежит сомнению, что в современном мире эти задачи успешно решаются лишь при использовании всех имеющихся средств и методов – экономических, социально-культурных, политических и правовых. Приоритет, безусловно, должен принадлежать первым, поскольку действие именно экономических и социально-культурных рычагов направлено на устранение первопричин нестабильности и напряженности в обществе.

Однако опыт показывает, что недооценка политических и правовых методов снижает эффективность сил и средств предотвращения либо локализации чрезвычайных ситуаций (ЧС) и ликвидации их последствий. Поэтому в тех случаях, когда негативные изменения любого вида выходят из-под контроля и не могут быть нейтрализованы обычными способами, органы власти должны иметь возможность использовать особые меры реагирования, совокупность которых определяется как особые государственно-правовые режимы (ОГПР). Речь идет о жестком ограничении, в котором главенствующее место отведено нормам чрезвычайного законодательства, состоящим из запретов и обязанностей.

ОГПР следует рассматривать на двух уровнях: как сочетание юридических средств и приемов регулирования и как порядок деятельности государственных органов, призванный обеспечить соблюдение установленных правил.

Введение ОГПР прямо или косвенно предусматривается Конституцией РФ и конкретизируется специальным федеральным законодательством. Правом на их введение обладает президент.

Законодательство закрепляет следующие основные разновидности ОГПР: чрезвычайное или военное положение (ЧП или ВП), а также контртеррористическая операция. Остановимся подробнее на сущности и условиях введения каждого из них.

Режим чрезвычайного положения


ЧП означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом на всей территории страны или в ее отдельных местностях особый режим деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, их должностных лиц, объединений, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранцев, лиц без гражданства, а также организаций и общественных объединений. Кроме того, на них возлагаются дополнительные обязанности.

Режим чрезвычайной ответственностиВведение данного ОГПР – временная мера, применяемая исключительно для безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ. Цель введения ЧП – устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения.

Основанием для введения ЧП являются следующие ЧС:

-социально-политические (попытки насильственного изменения конституционного строя, межнациональные и религиозные конфликты, блокада отдельных местностей, сопровождающиеся насилием и применением оружия);
-криминогенные (массовые беспорядки, теракты);
-природные, техногенные, экологические (стихийные и иные бедствия, катастрофы, эпидемии, повлекшие или способные повлечь за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб, нарушение жизнедеятельности людей и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных работ).

В зависимости от вида ЧС определяются меры и алгоритм действий. Они подразделяются на совместные для режимов социального и природно-техногенного характера, социально-политические и контркриминогенные, природно-техногенные.

Для установления режима ЧП привлекаются силы и средства ОВД и ВВ МВД, УФСИН, ФСБ и МЧС России. В исключительных случаях могут быть задействованы ВС Минобороны, другие войска, воинские формирования и органы.

Обеспечение НБ в экстремальных условиях достигается за счет совершенствования и развития механизма предупреждения и ликвидации природных и техногенных ЧС. Решение этих задач связано с повышением эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области гарантирования безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения в местах их массового пребывания, а также разработки системы принятия превентивных мер по снижению риска терактов и смягчению последствий таких ЧС.

Режим контртеррористической операции


Режим контртеррористической операции (КТО) – комплекс оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств, проводящихся с целью пресечения терактов и обезвреживания террористов.

Спецификой нынешней геополитической ситуации для России является высокая степень взаимозависимости внешних и внутренних угроз интересам НБ государства.

По мнению руководителей некоторых стран Запада, наступил подходящий момент ослабить Россию, лишить ее союзников и продолжить окружение поясом враждебных государств и режимов, которые при помощи и под гарантии Запада готовы изматывать ее провокациями, локальными войнами, внутренними конфликтами, терактами и разного рода санкциями.

Необходимо отметить, что террористическая деятельность против России характеризуется рядом особенностей, к которым можно отнести:

-тщательность подготовки и профессиональную конспирацию;
-современный уровень вооруженности и технической оснащенности;
-наличие высокоманевренных и защищенных средств доставки сил и средств к атакованному объекту;
-неординарность и профессионализм стратегии и тактики действий террористов;
-ведение разведки и контрразведки, наличие в террористических группах и вооруженных формированиях ранее судимых, а также лиц, знакомых с -приемами и методами диверсионных действий.

С началом XXI века терроризм из отдельных эпизодических случаев перешел в разряд массовых, постоянных, реальных угроз. Современный мир наполнен огромным количеством разнообразных групп, сект, фанатов и пр. Акции устрашения чаще всего организуются и координируются, вписываются в мировую террористическую систему. Так, по данным Верховного суда России, 22 организации признаны террористическими. В их числе «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «Имарат Кавказ», «Аль-Каида», «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана», «Правый сектор», «Исламское государство», «Джебхат ан-Нусра» («Фронт победы»).

В настоящее время против России ведется открытая кампания в целях дестабилизации существующей политической и экономической обстановки в стране и нанесения ей ущерба. Но в РФ создана действенная система противодействия этому.

Основные направления государственной политики в данной области определяет президент, он же устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, глава государства принимает решение об использовании за пределами страны формирований Вооруженных Сил и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации либо граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих в РФ.

К числу вооруженных столкновений, именуемых КТО, относятся:

-вторая чеченская война (1999–2009);
-война в Афганистане (2001–2014);
-вооруженный конфликт на Северном Кавказе (2009);
-вооруженный конфликт на востоке Украины (с 2014);
-военная операция России в Сирии (с 2015).

КТО на территории РФ проводится в целях пресечения теракта, если иными силами или способами это сделать невозможно. Лицо, принявшее решение о начале КТО, является ее руководителем и несет персональную ответственность за проведение. На территории, где идет КТО, может вводиться специальный режим, предусматривающий ограничение конституционных прав и свобод граждан в виде особых мер и ограничений, включая:

-проверку у физических лиц документов, удостоверяющих их личность;
-удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов;
-усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране и обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
-ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем;
-использование транспортных средств для выполнения задачи КТО;
-приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых имеются взрывчатые, радиоактивные вещества, химические и биологически опасные вещества.

Пресечение теракта осуществляется силами и средствами органов ФСБ, а также специально создаваемой группировки, в состав которой могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил, а также соответствующие подразделения федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Участники КТО применяют боевую технику, оружие и спецсредства в соответствии с нормативными актами РФ.

КТО считается оконченной, если ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась операция.

Режим военного положения


Режим военного положения (РВП) вводится президентом в случае агрессии (или ее угрозы) против Российской Федерации.

У нас в стране регламентации РВП в форме специального законодательного акта впервые появились в конце XIX века.

В соответствии с правилами о местностях, объявляемых состоящими на ВП, от 18 июня 1882 года губернии, области, уезды, округа или отдельные населенные пункты, находящиеся в районе военных действий и имеющие большое значение для целостности государства или военных интересов, могли быть объявлены состоящими на ВП.

Анализируя итоги последних десятилетий, нельзя не прийти к печальному выводу: ни развитие гуманистических начал, ни демократизация общества, ни научно-технический прогресс не сделали жизнь людей безопасной. На наших глазах рушится миропорядок, установленный ценой миллионов погибших в войне с фашистской Германией. На фоне обострения борьбы за обладание энергетическими и сырьевыми ресурсами действия международного терроризма увеличивают масштабы региональной и глобальной нестабильности.

В 2008 году впервые на территории бывшего СССР в боевые действия вступила профессиональная армия, обученная иностранными инструкторами и советниками, подготовленная и оснащенная по натовским стандартам, готовая к высокотехнологичной войне современного типа. Речь идет о вооруженных силах Грузии, подготовленных к войне на Кавказе в геополитических интересах США и НАТО.

Принятая в 1970 году на ХХV сессии Генеральной Ассамблеи ООН декларация о принципах современного международного права сегодня все чаще и чаще игнорируется странами Североатлантического альянса.

В настоящее время РВП определен федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года № 1 (в редакции от 12 апреля 2014 года) «О военном положении». В законе содержится весь комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии.

Актами агрессии против Российской Федерации признаются:

-вторжение или нападение ВС другого государства;
-бомбардировка территории РФ или применение любого другого оружия;
-блокада портов или берегов РФ иностранными ВС;
-нападение иностранных ВС на ВС РФ или другие войска независимо от места их дислокации;
-действия государства (или группы), позволяющего (позволяющих) использовать свои земли для совершения акта агрессии против РФ;
-засылка вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников.


Актом агрессии может признаваться также применение вооруженной силы против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности РФ.

ВП вводится президентским указом, который должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов.

Актуальность задач, решаемых в условиях РВП, с течением времени не только не отпала, а напротив, растет пропорционально геополитическим проблемам и выражается в:

продолжающемся расширении НАТО на восток, образовании новых военных баз вблизи границ России и стремлении разместить там ядерное оружие;
активном создании по периметру наших границ западной системы ПРО, разработке новых наступательных форм вооружения, в числе которых и гиперзвуковое оружие;
военных операциях, проводимых США и их союзниками на Ближнем Востоке, в Северной Африке и развязанной Западом братоубийственной войне на Украине.


Конгресс США 4 декабря 2014 года почти единогласно принял резолюцию № 758, в которой Россия характеризуется как агрессор и перечисляется ряд мер для ее политического, экономического и военного ослабления.

Указанные причины послужили веским основанием Совету безопасности РФ для уточнения Военной доктрины России и внесения 12 марта 2014 года дополнений и изменений в действующий федеральный конституционный закон «О военном положении».
Автор: Вячеслав Овчинников
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/28282


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 19
  1. АВП 518 5 декабря 2015 06:52
    "Обеспечение НБ в экстремальных условиях достигается за счет совершенствования и развития механизма предупреждения и ликвидации природных и техногенных ЧС. Решение этих задач связано с повышением эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области гарантирования безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения в местах их массового пребывания, а также разработки системы принятия превентивных мер по снижению риска терактов и смягчению последствий таких ЧС...."
    Уважаемый Вячеслав Овчинников что вы хотели сказать этой статьей?Еще и написанной таким "нечеловеческим " языком. Это что аналитика,рассуждения,призыв к действию? Перечитывал несколько раз,но так и не понял.
    1. Riv 5 декабря 2015 07:51
      Почему? Все понятно изложено. Только стиль канцелярский, к нему привыкать надо. Но кто уставы в ленинской комнате изучал - тот все понял.
      Riv
      1. afdjhbn67 5 декабря 2015 13:55
        Цитата: Riv
        Но кто уставы в ленинской комнате изучал - тот все понял.

        Точно- некоторые зачеты еще по "этому" сдавали..
        Только здесь и сейчас я не понял к чему это???
      2. пролетарий 5 декабря 2015 20:50
        Извини дорогой,хотел "плюсануть",да "облажался".
  2. a.s.zzz888 5 декабря 2015 07:06
    Агрессор, вероятный противник как были США и НАТО, так и остались. Только в последнее время желающих покусится на Россию все больше и больше.
    И нам, как никогда, необходимо современное вооружение, ибо только оно и останавливает и сдерживает "горячие" головы.
  3. Басарев 5 декабря 2015 07:14
    И не только вооружение - ещё и следует любыми средствами повышать уровень жизни в стране, ведь только так её можно защитить от внутренних угроз. А они ныне едва ли не опаснее внешних.
    1. Квагер 5 декабря 2015 07:39
      Нужен комплекс мер, даже при высоком уровне жизни недовольные все равно найдутся.
      1. st25310 5 декабря 2015 07:46
        Как говорил товарищ Сталин: недовольные были всегда...
      2. Александр 3 5 декабря 2015 08:14
        Недовольные будут всегда,потому как в основном все хотят иметь многие блага на халяву не прилагая усилий.
  4. Улиточник N9 5 декабря 2015 07:48
    Это не "статья" которой хотели что-то, кому-то здесь, на форуме, сказать. Это-просто публикация какого-то реферата написанного автором, работающим, скорее всего, где-то в структурах МВД, с целью "повышения рейтинга".
    1. МихалЪiч 5 декабря 2015 18:49
      Это проверка общественного мнения на введение военного положения.И разъяснения: что, как и зачем.
  5. Ал_орисо 5 декабря 2015 08:04
    Теория хорошо, важнее практика, соответствующая теории.
  6. тасха 5 декабря 2015 08:23
    В продолжение темы нужно развёрнутое объяснение прав и обязанностей гражданина, рекомендации по поведению в условиях того или иного ОГПР. Чтобы вводимые запреты и ограничения не стали сюрпризом для особо одарённых.
  7. dchegrinec 5 декабря 2015 08:24
    Судя по политическим и военным истерикам США, у них давно уже зад зудит! И поэтому они ведут такую борьбу не на жизнь, а на смерть, только другими руками. Их государство разрушается, им нужны ресурсы.Отсюда вся эта кутавасия. НАТО это всё филькина грамота.Если США свалятся, то сразу все эти собачки разбегутся! Нужно создать серьёзные проблемы как военные так и политические для них.Чтобы они были озабочены как сохранить себя, а не разрушать Европу с нами и Ближним Востоком.Да и Китай никуда не денется если они почувствуют безнаказанность.Отбиваться от них можно долго но не бесконечно, но их стратегия не поменяется.Вопрос только в том сколько нужно выигрывать время?
  8. Неофит 5 декабря 2015 08:40
    Перефразируя известное:"мускул свой и тело,тренируй с пользой для военного дела"-как ни банально это звучит,становится актуальным?
  9. Ilya77 5 декабря 2015 11:07
    Мне вот интересно , нашел тут новость http://lenta.ru/news/2015/12/04/prokurator/. Это как ваще, человек продал изотопы для ОМП за границу и ему 3 года условно ?
  10. Pvi1206 5 декабря 2015 18:51
    США умело проводят в жизнь принцип "разделяй и властвуй".
    Россия же до последнего времени находилась в защите.
    А надо действовать на опережение.
  11. Кокос 5 декабря 2015 21:55
    Цитата: Riv
    Почему? Все понятно изложено. Только стиль канцелярский, к нему привыкать надо. Но кто уставы в ленинской комнате изучал - тот все понял.


    Почитай Юрия Воробьевского еще больше поймёшь)
  12. gendir.grifon 5 декабря 2015 23:27
    Неплохо бы ещё зачистить страну от воров и предателей, вороватых коммерсов и чинуш, обнаглевших в конец. Эти внутренние враги будут помогать внешним врагам тайно и явно. Горячая фаза войны против России близко, необходимо готовиться. Необходимо готовить мобилизационный резерв не на словах, а на деле. Что такое 1 год службы по призыву, молодой человек только под конец этого года начинает ощущать себя военнослужащим, а его уже демобилизовывают. 2 года как минимум срок службы по призыву, необходимо расширить льготы для отслуживших по призыву.
  13. Гюнтер 6 декабря 2015 01:38
    Режим контртеррористической операции (КТО) – комплекс оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств, проводящихся с целью пресечения терактов и обезвреживания террористов.
    К числу вооружённых столкновений, именуемых КТО, относятся:
    -вооруженный конфликт на востоке Украины (с 2014)

    И кого же автор относит к террористам, хунту или защитников Новороссии?
    Если с позиции "минского сговора", то Донецк и Луганск - территория Украины, если хунта законна, то и Крым - территория Украины.
    Нельзя быть наполовину беременной, Крым - территория России, хунта - незаконна, "вооруженный конфликт на востоке Украины" - инспирировала хунта.
  14. Доктор Зло 6 декабря 2015 10:06
    "Нападение иностранных ВС на ВС РФ или другие войска независимо от места их дислокации". Сбитый турками Су-24 акт агрессии как ни крути.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня