PC-20 "Voivode" SS-18 "Satan"


P-36M is a two-stage intercontinental ballistic missile. It was equipped with a monoblock warhead and a worm with a ten warheads. Developed in the Yuzhnoye design bureau under the leadership of Mikhail Yangel and Vladimir Utkin. Design started by 2 September 1969 of the year. LCIs were conducted from 1972 to October 1975. The tests of the MSG in the complex were carried out before 29 November 1979. The complex was put on alert 25 December 1974 of the year. Adopted on 30 December 1975 of the year. The first stage is equipped with a propulsion RD-264 engine, consisting of four single-chamber engines RD-263. The engine was created in KB Energomash under the direction of Valentina Glushko. The second stage is equipped with a main engine RD-0228, developed in the chemical automatics design bureau under the leadership of Alexander Konopatov. The fuel components are UDMH and nitric tetra-oxide. ShPU OS developed in KBSM under the leadership of Vladimir Stepanov. Start method - mortar. The control system is autonomous, inertial. Designed at SRI-692 under the leadership of Vladimir Sergeev. The complex of means for overcoming the missile defense system was developed in the Central Scientific Research Institute. The combat stage is equipped with a solid-fuel propulsion system. The unified KP was developed at the CDB TM under the direction of Nikolay Krivoshein and Boris Aksyutin.
Mass production of missiles deployed at the Southern Machine-Building Plant in 1974 year.


2 September 1969 of the year issued a government decree on the development of the P-36M, MR-UR-100 and UR-100H missile systems equipped with an ESRG, the advantages of which are mainly due to the fact that they can best distribute the existing warheads to the targets of destruction increasing capabilities and ensuring the flexibility of nuclear missile planning.

PC-20 "Voivode" SS-18 "Satan"


Development of the P-36M and MR-UR-100 started in the Yuzhnoye Design Bureau under the leadership of Mikhail Yangel, who proposed using the mortar launch “tested” on the RT-20P rocket. The concept of a heavy cold (mortar) launch was launched by Mikhail Yangel in the 1969 year. Mortar start allowed to improve the energy capabilities of the missiles without increasing the starting mass. The chief designer of TsKB-34, Yevgeny Rudyak, did not agree with this concept, considering the development of a mortar launch system for a rocket weighing more than two hundred tons impossible. After Rudyak’s departure in December 1970, the design office of special engineering (former KB-1 of the Leningrad TsKB-34) was headed by Vladimir Stepanov, who reacted positively to the idea of ​​a cold launch of heavy missiles using a powder pressure accumulator.



The main problem was the depreciation of the rocket in the mine. Previously, huge metal springs served as shock absorbers, but the weight of the P-36M did not allow them to be used. It was decided to use compressed gas as shock absorbers. The gas could hold more weight, but the problem arose: how to keep the high-pressure gas itself throughout the entire service life of the rocket? The KB Spetsmash team managed to solve this problem and refine the P-36 mines for new, heavier missiles. The production of unique shock absorbers started Volgograd plant "Barricades".

In parallel with the KBSM Stepanov, the Moscow KBTM under the direction of Vsevolod Solovyov worked on the development of the silo for the rocket. To absorb the rocket, located in the transport and launch container, KBTM was proposed a fundamentally new compact pendulum rocket suspension system in the mine. The sketch project was developed in 1970 year, in May of the same year, the project was successfully defended at the Ministry of General Education.
The final version adopted the modified mine launcher Vladimir Stepanov.
In December, the 1969 of the year developed the R-36M rocket project with four types of combat equipment - a monoblock light warhead, a monoblock heavy warhead, split warhead and a maneuvering warhead.

In March, 1970, the project of the rocket was developed with a simultaneous increase in silo protection.

In August, the 1970 Soviet Defense Council approved the proposal of the Yuzhnoye Design Bureau to upgrade the P-36 and create the P-36M missile system with advanced silo silo.

At the factory, the missiles were placed in a transport-launch container, where all the equipment needed for launching was placed, after which all necessary checks were carried out at the factory test bench. When replacing the outgoing P-36 with the new P-36M, a metal power cup with a depreciation system and PU equipment was inserted into the mine, and the whole enlarged assembly at the test site was simplified to only three (because the launcher consisted of three parts) with additional welds at zero starting point. At the same time, the exhaust channels and grids, which turned out to be unnecessary with the mortar start, were thrown out of the design of the launcher. As a result, mine security has increased markedly. The effectiveness of the selected technical solutions was confirmed by tests at the nuclear testing site in Semipalatinsk.



The R-36M rocket is equipped with a first-stage mid-flight engine, developed in KB Energomash under the guidance of Valentina Glushko.


"The designers assembled the first stage of the R-36M rocket consisting of six single-chamber engines, and the second stage was made of one single-chamber engine, maximally unified with the first stage engine - the differences were only in the high-altitude chamber nozzle. Everything was as before, but ... But engine development for the P-36M. Yangel decided to draw on KBKhA Konopatov ... New design solutions, modern technologies, an improved method for finishing the LRE, modernized stands and updated technological equipment - all this could put the gomash on the scales, suggesting its participation in the development of the P-36М and Mr-UR-100 complexes ... Glushko proposed for the first stage of the R-36М rocket four single-chamber engines operating according to the scheme with afterburning of the oxidizing generator gas, each using 100 ton pressure in the combustion chamber 200 atm, specific impulse at the ground 293 kg.s./kg, thrust vector control by deflecting the engine. According to the classification of KB Energomash, the engine received the designation RD-264 (four engines RD-263 on a common frame ... Glushko’s proposals were accepted, KBKhA The task was to develop a second stage engine for the P-36M. " The sketch design of the RD-264 engine was made in 1969 year.
The design features of the RD-264 engine include the development of supercharging units of oxidizer and fuel tanks, consisting of oxidizing or reducing low-temperature gas generators, flow correctors and shut-off valves. In addition, this engine had the ability to deviate from the axis of the rocket 7 degrees to control the thrust vector.

The challenge was to ensure reliable launch of the first-stage engines with a mortar launch. Engine fire tests on the bench began in April 1970 of the year. In 1971, the design documentation was transferred to the Southern Machine-Building Plant for the preparation of mass production. Engine tests were conducted from December 1972 of the year to January of the 1973 year.

During the flight tests of the R-36M rocket, the need to force the first stage engine by 5 percent was revealed. Bench testing of the forced engine was completed in September 1973 of the year, and the flight tests of the rocket continued.

From April to November 1977, the engine was modified at the stand of Yuzhmash to eliminate the causes of the revealed high-frequency oscillations at start-up. In December 1977, the Ministry of Defense issued a decision on engine refinement.

The second stage propulsion engine P-36M was developed in the chemical automation design bureau under the guidance of Alexander Konopatov. The development of the LRE RD-0228 Konopatov began in the year 1967. Development was completed in the 1974 year.

After the death of Yangel in 1971, Vladimir Utkin was appointed chief designer of the Yuzhnoye design bureau.



The control system of the MBR P-36М was developed under the leadership of the chief designer of the Kharkov Scientific Research Institute-692 (NPO Khartron) Vladimir Sergeev. The complex of means for overcoming the missile defense system was developed in the Central Scientific Research Institute. Solid propellant charges of powder pressure accumulators were developed at Soyuz LNPO under the direction of Boris Zhukov. A unified command post of increased mine-type security was developed at the TsKB TM under the direction of Nikolay Krivoshein and Boris Aksyutin. Initially, the warranty period was set for the storage of the 10 rocket for years, then for the 15 year.




A great achievement of the new complexes was the possibility of remote retargeting before launching the rocket. For such a strategic weapons this innovation made a huge difference.

In 1970-1971 in KBTM, projects of two ground launch complexes were developed to provide throwing tests at the site 67 of the Baikonur test site. For these purposes, the main equipment of the launch complex 8P867 was used. The assembly and test case is built on the site number 42. In January, 1971, the missile tests began to test the mortar launch.

The essence of the second stage of the throwing tests was to work out the technology of a mortar launch of a rocket from a container using a powder pressure accumulator, which threw a rocket fueled with an alkaline solution (instead of real components) to a height of more than 20 m from the upper edge of the container. At the same time, three powder rocket engines, located on the pallet, took him aside, since the pallet protected the propulsion system of the first stage from the pressure of the PAD gases. Further, the rocket, having lost speed, fell near the container into a concrete tray, turning into a pile of metal. In total, 9 rocket launches were conducted to investigate the mortar launch.



The first launch of the P-36М flight test design program in 1972 at the Baikonur test site was unsuccessful. After leaving the mine, she rose into the air and suddenly fell right on the launch pad, destroying the launcher. Emergency were the second and third starts. The first successful test launch of a P-36M equipped with a single-block warhead was conducted on February 21 of the year 1973.

In September, the X-NUMX of the year went on to test a version of the P-1973M, equipped with an RCMIN with ten warheads (data on the version of a missile equipped with an RCMIN with eight warheads are given in the press)

The Americans closely watched the tests of our first ICBMs equipped with an RCMR.

The US Navy ship Arnold was located off the coast of the Kamchatka test site during launches. A four-engined aircraft-laboratory B-52, equipped with telemetry and other equipment, constantly patrolled the same area. As soon as the plane flew away to refuel, a launch vehicle was launched at the test site. If the launch during such a “window” could not be accomplished, then we waited until the next “window” or used technical measures to close the information leakage channels. ” Close these channels completely was impossible. For example, before launching missiles, Kamchatka warned by radio of its civilian pilots about the inadmissibility of flights during a certain period of time. Carrying out radio interception, US intelligence agencies analyzed the meteorological situation in the area and came to the conclusion that the upcoming missile launches could be the only obstacle to the flight.

In October, 1973 was commissioned by a government decree to develop a homing Mayak-1 (15F678) warhead with a gas-cylinder remote control for the R-36M rocket. In April, 1975, a draft design of a self-guided warhead was developed. Flight tests began in July 1978. In August, 1980, the tests of the self-guiding 15F678 warhead with two versions of the R-36М rocket sighting equipment were completed. These missiles were not deployed.

In October, 1974 of the year issued a government decree on reducing the types of combat equipment of the P-36М and Mr-UR-100 complexes. In October, the 1975 of the year completed the flight tests of the P-36M in three types of combat equipment and the RCM 15F143.

Development of the warheads continued. 20 November 1978 of the year by a government decree adopted a monoblock MS 15B86 as part of the complex Р-36М. November 29 The 1979 of the year was adopted by the 15F143Y РГЧ complex Р-36М.

In 1974, the Southern Machine-Building Plant in Dnepropetrovsk began mass production of the P-36M, head units and first-stage engines. Serial production of 15F144 and 15F147 warheads was mastered at the Perm Chemical Equipment Plant (PZHO).

December 25 A rocket regiment near the town of Dombarovsky of the Orenburg region took up combat duty.

The P-36M missile system was adopted by a government decree of December 30 of 1975. The same resolution was adopted by the ICBM MR-UR-100 and UR-100Н. For all the ICBMs, a unified automated combat control system (ASBU) of the Leningrad NPO Impuls was created and first used. This is how the missile was put on combat duty.





“According to the project, a plant-start scheme was provided, i.e., the rocket was transported directly from the factory to the silo launcher. This procedure was used for the first time, and the high reliability of the rocket systems was confirmed. At that, the time was reduced the rocket is in an unprotected state: only en route. Thus, during the LCI, the technology for preparing the rocket for launch was as follows:

1. From the railway platform, the container was loaded onto a transport trolley (crane loading was applied: the container was tugged from platform to trolley). Then the container was transported to the starting position, where it was similarly transferred to the installer, who loaded the container into the silo onto the vertical and horizontal shock absorbers. This made it possible to move it horizontally and vertically, which increased its security (more precisely, the security of the rocket - author's note) in a nuclear explosion.

2. Conducted electrical tests, aiming and entry flight tasks.

3. The rocket was refueled — one of laborious and dangerous operations. 180 and aggressive components were poured from the mobile filling tanks into the missile tanks, so they had to work in the means of protection.

4. Docked the head part (MFR or monoblock). Then proceeded to the final operations. The swivel roof was closed, everything was checked, the hatches were sealed up, and the silo was handed over to the guard of the guard. From now on, unauthorized access to silos is excluded. The rocket is put on combat duty, and from this second it can be controlled only by the combat crew of the command post. ".
It should be noted that the combat crew (duty shift) does not "control the rocket", but executes the orders of the higher levels of command and monitors the status of all the missile systems.
The combat missile systems with the R-36М ICBMs were deployed in the missile divisions that had previously been armed with the Р-36 missiles, and were in service until the 1983 year.
From 1980 to 1983, the P-36M missiles were replaced with the P-36M UTHC missiles.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

РС-20 "Воевода" SS-18 "Satan"

РС-20 "Воевода" SS-18 "Satan"

Р-36М - двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета. Оснащалась моноблочной ГЧ и РГЧ ИН с десятью боевыми блоками. Разработана в КБ "Южное" под руководством Михаила Янгеля и Владимира Уткина. Проектирование начато 2 сентября 1969 года. ЛКИ проводились с 1972 года по октябрь 1975 года. Испытания ГЧ в составе комплекса проводились до 29 ноября 1979 года. Комплекс поставлен на боевое дежурство 25 декабря 1974 года. Принят на вооружение 30 декабря 1975 года.Первая ступень оснащена маршевым двигателем РД-264, состоящим из четырёх однокамерных двигателей РД-263. Двигатель создан в КБ Энергомаш под руководством Валентина Глушко. Вторая ступень оснащена маршевым двигателем РД-0228, разработанным в КБ химической автоматики под руководством Александра Конопатова. Компоненты топлива - НДМГ и азотный тетра-оксид. ШПУ ОС доработана в КБСМ под руководством Владимира Степанова. Способ старта - минометный. Система управления - автономная, инерциальная. Спроектирована в НИИ-692 под руководством Владимира Сергеева. Комплекс средств преодоления ПРО разработан в ЦНИРТИ. Боевая ступень оснащена твердотопливной двигательной установкой. Унифицированный КП разработан в ЦКБ ТМ под руководством Николая Кривошеина и Бориса Аксютина.
Серийное производство ракет развернуто на Южном машиностроительном заводе в 1974 году.

2 сентября 1969 года вышло постановление правительства о разработке ракетных комплексов Р-36М, МР-УР-100 и УР-100Н, оснащённых РГЧ ИН, преимущества которых объясняются, главным образом, тем, что позволяет наилучшим образом распределить имеющиеся боевые блоки по объектам поражения , повышая возможности и обеспечивая гибкость планирования ракетно-ядерных ударов.


РС-20 "Воевода" SS-18 "Satan"


Разработка Р-36М и МР-УР-100 начата в КБ "Южное" под руководством Михаила Янгеля, который предложил использовать минометный старт, "апробированный" на ракете РТ-20П. Концепция тяжелой ракеты холодного (минометного) старта была разработана Михаилом Янгелем в 1969 году. Минометный старт позволял улучшить энергетические возможности ракет без увеличения стартовой массы. Главный конструктор ЦКБ-34 Евгений Рудяк не согласился с этой концепцией, считая невозможной разработку системы минометного запуска для ракеты весом более двухсот тонн. После ухода Рудяка в декабре 1970 года Конструкторское бюро специального машиностроения (бывшее КБ-1 Ленинградского ЦКБ-34) возглавил Владимир Степанов, который положительно отнесся к идее "холодного" запуска тяжелых ракет с помощью порохового аккумулятора давления.

РС-20 "Воевода" SS-18 "Satan"


Главной оказалась проблема амортизации ракеты в шахте. Раньше амортизаторами служили огромные металлические пружины, однако вес Р-36М не позволял их применить. Было решено использовать в качестве амортизаторов сжатый газ. Газ мог удержать и больший вес, но встала проблема: как удержать сам газ высокого давления на протяжении всего срока службы ракеты ? Коллективу КБ Спецмаш удалось решить эту проблему и доработать шахты Р-36 под новые более тяжелые ракеты. К выпуску уникальных амортизаторов приступил Волгоградский завод "Баррикады".

Параллельно с КБСМ Степанова доработкой ШПУ для ракеты занималось Московское КБТМ под руководством Всеволода Соловьева. Для амортизации ракеты, находящейся в транспортно-пусковом контейнере, КБТМ была предложена принципиально новая компактная маятниковая система подвески ракеты в шахте. Эскизный проект был разработан в 1970 году, в мае этого же года прошла успешная защита проекта в Минобщемаше.
В окончательном варианте принята доработанная шахтная пусковая установка Владимира Степанова.
В декабре 1969 года был разработан проект ракеты Р-36М с четырьмя видами боевого оснащения - моноблочная легкая ГЧ, моноблочная тяжелая ГЧ, разделяющаяся ГЧ и маневрирующая ГЧ.

В марте 1970 года разработан проект ракеты с одновременным повышением защищенности ШПУ.

В августе 1970 Совет обороны СССР одобрил предложение КБ "Южное" о модернизации Р-36 и создании ракетного комплекса Р-36М с ШПУ повышенной защищенности.

На заводе-изготовителе ракеты размещались в транспортно-пусковом контейнере, на котором было размещено и всё необходимое для пуска оборудование, после чего на заводском контрольно-испытательном стенде проводились все необходимые проверки. При замене отслуживших свой срок Р-36 новыми Р-36М в шахту вставлялся металлический силовой стакан с системой амортизации и оборудованием ПУ, а вся укрупненная сборка на полигоне, упрощённо, сводилась лишь к трем (поскольку пусковая установка состояла из трех частей) дополнительным сварным швам на нулевой отметке стартовой площадки. При этом выбрасывались из конструкции пусковой установки оказавшиеся ненужными при минометном старте газоотводящие каналы и решетки. В результате защищённость шахты заметно увеличилась. Эффективность выбранных технических решений была подтверждена испытаниями на ядерном полигоне в Семипалатинске.

РС-20 "Воевода" SS-18 "Satan"


Ракета Р-36М оснащена маршевым двигателем первой ступени, разработанным в КБ Энергомаш под руководством Валентина Глушко.

"Проектировщики скомпоновали первую ступень ракеты Р-36М в составе шести однокамерных двигателей, а вторую ступень - из одного однокамерного двигателя, максимально унифицированного с двигателем первой ступени - отличия были только в высотном сопле камеры. Все как и прежде, но... Но к разработке двигателя для Р-36М Янгель решил привлечь КБХА Конопатова... Новые конструкторские решения, современные технологии, усовершенствованная методика доводки ЖРД, модернизированные стенды и обновленное технологическое оборудование - все это мог КБ Энергомаш положить на чашу весов, предлагая свое участие в разработке комплексов Р-36М и МР-УР-100... Глушко предложил для первой ступени ракеты Р-36М четыре однокамерных двигателя, работающих по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа, каждый тягой по 100 тс, давление в камере сгорания 200 атм, удельный импульс тяги у земли 293 кгс.с/кг, управление вектором тяги путем отклонения двигателя. По классификации КБ Энергомаш двигатель получил обозначение РД-264 (четыре двигателя РД-263 на общей раме... Предложения Глушко были приняты, КБХА была поручена разработка двигателя второй ступени для Р-36М". Эскизный проект двигателя РД-264 был выполнен в 1969 году.
К конструктивным особенностям двигателя РД-264 следует отнести разработку агрегатов наддува баков окислителя и горючего, состоявших из окислительного или восстановительного низкотемпературных газогенераторов, корректоров расхода и отсечных клапанов. Кроме того, этот двигатель имел возможность отклонения от оси ракеты на 7 градусов для управления вектором тяги.

Сложной была проблема обеспечения надежного запуска двигателей первой ступени при минометном старте ракеты. Огневые испытания двигателей на стенде начаты в апреле 1970 года. В 1971 году конструкторская документация передана на Южный машиностроительный завод для подготовки серийного производства. Испытания двигателей проводились с декабря 1972 года по январь 1973 года.

В ходе летных испытаний ракеты Р-36М выявилась необходимость форсирования двигателя первой ступени на 5 процентов. Стендовая отработка форсированного двигателя была завершена в сентябре 1973 года, и летные испытания ракеты продолжены.

С апреля по ноябрь 1977 года на стенде "Южмаша" была проведена доработка двигателя с целью устранения причин выявленных высокочастотных колебаний при запуске. В декабре 1977 года вышло решение Министерства обороны о доработке двигателей.

Маршевый двигатель второй ступени Р-36М разрабатывался в КБ химической автоматики под руководством Александра Конопатова. К разработке ЖРД РД-0228 Конопатов приступил в 1967 году. Разработка была завершена в 1974 году.

После смерти Янгеля в 1971 году главным конструктором КБ "Южное" был назначен Владимир Уткин.

РС-20 "Воевода" SS-18 "Satan"


Система управления МБР Р-36М разработана под руководством главного конструктора харьковского НИИ-692 (НПО "Хартрон") Владимира Сергеева. Комплекс средств преодоления ПРО разработан в ЦНИРТИ. Твердотопливные заряды пороховых аккумуляторов давления разработаны в ЛНПО "Союз" под руководством Бориса Жукова. Унифицированный командный пункт повышенной защищенности шахтного типа разработан в ЦКБ ТМ под руководством Николая Кривошеина и Бориса Аксютина. Первоначально был установлен гарантийный срок хранения ракеты 10 лет, затем - 15 лет.


РС-20 "Воевода" SS-18 "Satan"


Большим достижением новых комплексов являлась возможность дистанционного перенацеливания перед пуском ракеты. Для такого стратегического оружия это новшество имело огромное значение.

В 1970-1971 годах в КБТМ были разработаны проекты двух наземных стартовых комплексов для обеспечения бросковых испытаний на площадке № 67 полигона Байконур. Для этих целей использовалось основное оборудование стартового комплекса 8П867. Монтажно-испытательный корпус построен на площадке № 42. В январе 1971 года начались бросковые испытания ракеты для отработки минометного старта.

Суть второго этапа бросковых испытаний состояла в том, чтобы отработать технологию минометного старта ракеты из контейнера с помощью порохового аккумулятора давления , который выбрасывал ракету, заправленную щелочным раствором (вместо реальных компонентов) на высоту более 20 м от верхнего среза контейнера. В это же время три пороховых ракетных двигателя , расположенных на поддоне, отводили его в сторону, так как поддон предохранял двигательную установку первой ступени от давления газов ПАД. Далее ракета, потеряв скорость, падала недалеко от контейнера в бетонный лоток, превращаясь в груду металла. Всего для исследования минометного старта проведены 9 пусков ракет.

РС-20 "Воевода" SS-18 "Satan"


Первый пуск по программе лётно-конструкторских испытаний Р-36М в 1972 году на полигоне Байконур оказался неудачным. После выхода из шахты она поднялась в воздух и вдруг упала прямо на стартовую площадку, уничтожив пусковую установку. Аварийными были второй и третий пуски. Первый успешный испытательный пуск Р-36М, оснащенной моноблочной ГЧ, проведен 21 февраля 1973 года.

В сентябре 1973 года вышел на испытания вариант Р-36М, оснащеннной РГЧ ИН с десятью боевыми блоками (в печати приводятся данные о варианте ракеты, оснащенной РГЧ ИН с восемью боевыми блоками).

Американцы внимательно следили за испытаниями наших первых МБР, оснащённых РГЧ ИН.

"Корабль ВМС США "Арнольд" во время пусков ракет находился у берегов камчатского полигона. Над тем же районом постоянно барражировал четырёхмоторный самолет-лаборатория В-52, оснащенный телеметрической и другой аппаратурой. Как только самолет улетал на дозаправку, на полигоне проводился пуск ракеты. Если же пуск во время такого "окна" осуществить не удавалось, то ждали до следующего "окна" или применяли технические меры по закрытию каналов утечки информации" . Закрыть эти каналы полностью было невозможно. Например, перед пуском ракет Камчатка предупреждала по радиосвязи своих гражданских летчиков о недопустимости полётов в определенный промежуток времени. Осуществляя радиоперехват, американские спецслужбы анализировали метеорологическую обстановку в районе и приходили к выводу, что единственной помехой полётам могут быть предстоящие пуски ракет.

В октябре 1973 года постановлением правительства КБ поручена разработка самонаводящейся ГЧ "Маяк-1" (15Ф678) с газобаллонной ДУ для ракеты Р-36М. В апреле 1975 года разработан эскизный проект самонаводящейся ГЧ. В июле 1978 года начаты летные испытания. В августе 1980 года испытания самонаводящейся ГЧ 15Ф678 с двумя вариантами аппаратуры визирования местности на ракете Р-36М завершены. Эти ракеты не были развёрнуты.

В октябре 1974 года вышло постановление правительства о сокращении типов боевого оснащения комплексов Р-36М и МР-УР-100. В октябре 1975 года завершены лётно-конструкторские испытания Р-36М в трех видах боевой комплектации и РГЧ 15Ф143.

Разработка головных частей продолжалась. 20 ноября 1978 года постановлением правительства принята на вооружение моноблочная ГЧ 15Б86 в составе комплекса Р-36М. 29 ноября 1979 года принята на вооружение РГЧ 15Ф143У комплекса Р-36М.

В 1974 году Южный машиностроительный завод в Днепропетровске приступил к серийному производству Р-36М, головных частей и двигателей первой ступени. Серийное производство боевых блоков 15Ф144 и 15Ф147 было освоено на Пермском заводе химического оборудования (ПЗХО).

25 декабря 1974 года ракетный полк вблизи города Домбаровский Оренбургской области заступил на боевое дежурство.

Ракетный комплекс Р-36М принят на вооружение постановлением правительства от 30 декабря 1975 года. Этим же постановлением были приняты на вооружение МБР МР-УР-100 и УР-100Н. Для всех МБР была создана и впервые применена унифицированная автоматизированная система боевого управления (АСБУ) Ленинградского НПО "Импульс". Вот как осуществлялась постановка ракеты на боевое дежурство.

РС-20 "Воевода" SS-18 "Satan"

РС-20 "Воевода" SS-18 "Satan"

РС-20 "Воевода" SS-18 "Satan"


"По проекту была предусмотрена схема "завод-старт", т.е. ракета транспортировалась с завода-изготовителя прямо на шахтную пусковую установку. Такой порядок был применен впервые, и была подтверждена высокая надежность систем ракеты. При этом во много раз было сокращено время на-хождения ракеты в незащищенном состоянии: только в пути следования. Таким образом, во время проведения ЛКИ технология подготовки ракеты к пуску заключалась в следующем:

1. С железнодорожной платформы контейнер перегружался на транспортную тележку (была применена бескрановая погрузка: контейнер перетягивался с платформы на тележку). Затем контейнер транспортировался на стартовую позицию, где аналогичным образом перемещался на установщик, который загружал контейнер в ШПУ на вертикальный и горизонтальный амортизаторы. Это позволяло перемещать его по горизонтали и вертикали, что повышало его защищённость (точнее - защищённость ракеты - прим. авт.) при ядерном взрыве.

2. Проводились электрические испытания, прицеливание и ввод полётного задания.

3. Производилась заправка ракеты -одна из трудоемких и опасных операций . Из подвижных заправочных емкостей в баки ракеты заливалось 180 т агрессивных компонентов, поэтому работать приходилось в средствах защиты.

4. Пристыковывались головная часть (РГЧ или моноблок). Затем приступали к заключительным операциям. Закрывалась поворотная крыша, все проверялось, опечатывались люки, и ШПУ сдавалась под охрану караулу. С этого времени несанкционированный доступ в ШПУ исключен. Ракета ставится на боевое дежурство, и с этой секунды ею может управлять только боевой расчёт командного пункта". .
Отметим, что боевой расчёт (дежурная смена) не "управляет ракетой", а исполняет приказы вышестоящих звеньев управления и следит за состоянием всех систем ракеты.
Боевые ракетные комплексы с МБР Р-36М размещались в ракетных дивизиях, имевших ранее на вооружении ракеты Р-36, и находились на вооружении до 1983 года.
С 1980 по 1983 год ракеты Р-36М заменены ракетами Р-36М УТТХ.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 2
  1. NickitaDembelnulsa 10 декабря 2011 15:17
    Вот Американцы от этой ракеты были просто в страхе, одна такая ракета, и Штат размером с Вирджиния, был бы превращен в пепел.
    NickitaDembelnulsa
    1. Глеб 10 декабря 2011 15:47
      Почему были?они и сейчас на измене
  2. ternit 10 июня 2012 22:49
    Побольше нам таких! Одно из лучшего!
    ternit

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня