Почему бензин в Луганске такая роскошь?

Имел разговор по «Скайпу» с помощником бензинового барыги из Луганска. Есть теперь там такая специальность. С помощником потому, что он сидел на телефоне и принимал и раздавал заказы. А его компаньон в вечерних сумерках отоваривал клиентов.

Телефон звонил регулярно. Иметь такого человека в Луганске сегодня весьма полезно. Бензин нужен всем, у кого есть машины. Зачем — глупый вопрос. Если надо человеку куда-то ехать, значит, надо.


На бензоколонках бензин фактически не продают. Отпускают только тем, кому положено. Коммунальщики, "скорые", аппаратчики. Говорят, что и "свои" могут заправиться. Мы все это в девяностые проходили, так что ситуация вполне понятна и ясна.

Блокада породила спрос, спрос породил топливных челноков и контрабандистов.

Плотницкий, кстати, заверял, что с декабря дороже 44 руб./л не будет. И перебоев с топливом не будет. Уже 3.12, и картина вот такая.

Весь обычный люд Луганска снабжается бензином через челноков. В России 92-й стоит 36 рублей, в приграничье 42-44, в Луганске от 50 рублей за литр.

Существует несколько категорий добытчиков.

Есть несуны из числа живущих рядом с границей. Они при хорошем стечении обстоятельств за день могут сделать от 3 до 5 ходок через границу с канистрой. Именно столько можно разово перенести человеку с соответствующей пропиской. Накапливают мелкую партию у себя, а потом сдают приезжающим "оптовикам". В день можно заработать рублей 300-400, при особой удаче — до 600. В месяц вполне нормальная сумма по луганским меркам. От 10 до 15 тысяч. Для ЛНР очень даже неплохо.

"Оптовики" везут топливо дальше и распространяют по своей сетевой клиентуре.

Есть еще "извозчики". Это когда 5 человек на машине приезжают на КПП, далее машина едет сама, а люди как несуны работают. А на машине владелец может провезти полный бак и канистру. Тут, конечно, ВАЗы не популярны, с их вместимостью бака. В основном используют "фольксвагены". У того же "Пассата" бак от 70 литров, так что... Плюс еще 5 канистр после перехода пеших челноков обратно. Грубо говоря, 150 литров бензина, или 2000 рублей прибыли.

Ходят слухи, что есть и "черные" контрабандисты. Но это всерьез никто не воспринимает, потому что и "белых" хватает почти на всех. Безработных хватает. А если жизнь прижмет, то и с канистрой в очереди постоять можно.

И все довольны, если можно так выразиться. Но мне кажется, что нельзя.

Телефон у моего собеседника звонил часто. Под конец нашего разговора люди записывались уже на вечер субботы. Бензин нужен всем, у кого есть машина и есть деньги на него. А цена... Когда нужно, за ней не стоят.

Вопрос в другом: много ли усилий надо приложить к тому, чтобы обеспечить луганчан бензином? Глупейший вопрос, понимаю.


Тогда поумнее. Кому выгодно все происходящее? Почему бывший шахтер, оставшись без работы, вынужден идти и вставать в очередь на КПП? Почему человек, заработавший свои деньги, обречен на то, чтобы отдавать их посредникам? Зачем все это? Неужели так сложно для наших нефтяных компаний просто привезти в Луганск топливо?

Тем более, не бесплатно. Никто о благотворительности не ведет речи.

Все напоминает какой-то странный эксперимент по выживанию. Паспорта (мы будем трогать эту тему в ближайшее время), дипломы, теперь еще и бензин.

Хотелось бы увидеть конец этого эксперимента. Выжили однозначно. Надо помогать дальше. Свет завели. Газ подключили. Что мешает так же поступить и с бензином?

Ситуация проста: отдать в аренду любой желающей топливной компании из России несколько бензоколонок того же Ахметова. Да, отдать. Можно и не в аренду. Просто так. В пользование. И обеспечить работу этой компании. Пользы будет много больше, чем то, что имеем: здоровых мужиков и парней, тусующихся в очередях на приграничных КПП.

И об высвободившейся рабочей силе позаботиться. Тут, конечно, Россия не помощник, как бы власти ЛНР напрячься обязаны. Но вот наладить поставки топлива однозначно обязанность нашей стороны. Если власти ЛНР справиться с проблемой не в состоянии. А они явно пока не могут.

Значит, надо помогать. "Роснефть", "Лукойл", "Газпром", как вы?

Криминал и полукриминал можно уничтожать по-разному. Сажая, наказывая, преследуя. А можно проще и без уголовных спецэффектов — выбив почву из-под ног у барыг. Прекратив эту топливную клоунаду, набивающую карманы посредникам.

Однозначно уважения добавит. И властям по обе стороны границы, и луганчанам.

А почему нет?
Автор:
Роман Скоморохов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти