Новиков Александр Александрович

Новиков Александр АлександровичНовиков Александр Александрович - командующий Военно-воздушными силами Красной армии, главный маршал авиации. В годы Великой Отечественной войны он умело и творчески использовал основные положения советской военной науки и военного искусства для строительства и развития Военно-воздушных сил, их оперативно-стратегического и стратегического применения.

А.А. Новиков родился 6 (19) ноября 1900 г. в деревне Крюково Блазновской волости Нерехтского уезда Костромской губернии (ныне Нерехтский район Костромской области) в бедной крестьянской семье.

Его отец, Александр Иванович Новиков, - унтер-офицер, георгиевский кавалер, участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах. Мать, Екатерина Ивановна, помимо Александра воспитывала еще троих детей. Отец хотел видеть своего старшего сына учёным человеком. Александр окончил начальную и второклассную школы и в 1915 г. выдержал конкурсные экзамены в Кинешемско-Хреновскую учительскую семинарию. По завершении обучения в семинарии в мае 1918 г. он стал заведующим внешкольного центра Нерехтского уезда, в который входило шесть волостей. Работа оказалась трудной. Транспорта не было, приходилось ходить пешком. Александр создавал сельские библиотеки, организовывал кружки художественной самодеятельности, сортировал литературу, изъятую из помещичьих библиотек. Однако он не оставлял надежды получить высшее образование и подал заявление в Ивановский политехнический институт на агрономический факультет. Но учёба его длилась недолго: время было голодное, и Александру пришлось вернуться в родную деревню.


В июле 1918 г. отца будущего маршала авиации призвали в Красную армию, и Александр остался единственным кормильцем в семье. Он вновь стал учителем, а затем заведующим Пешевской школы, располагавшейся в полутора верстах от родной деревни. Учительствуя, он помогал матери по хозяйству и в воспитании младших сестёр и брата. Жилось им трудно. Вся месячная зарплата А. Новикова составляла пуд ржаной муки, но это был важный источник существования всей семьи.

Осенью 1919 г. и самого Александра призвали на службу в Красную армию, направив его в 27-й Приволжский запасной пехотный полк, который дислоцировался в Нижнем Новгороде. Полк располагался в Тобольских казармах. Не хватало дров, спать приходилось не раздеваясь. Скудным было и питание. Но молодые бойцы не унывали, упорно овладевали азами военного дела, жили в ожидании радостных сообщений с фронта. В начале декабря 1919 г. Новикова как грамотного и развитого красноармейца из запасного полка отправили на пехотные командные курсы, которые находились здесь же, в Нижнем Новгороде. Учась на курсах, Александр организовывал коллективные читки газет, делал сообщения о событиях на фронтах, помогал товарищам с низким уровнем образования. В мае 1920 г. он вступил в ряды РКП(б).

Новиков Александр Александрович

Нижегородские курсы. Второй слева в среднем ряду А.А. Новиков. 1920 г.

После окончания Нижегородских пехотных курсов комсостава в июне 1920 г. А.А. Новиков был назначен командиром взвода, а затем помощником командира роты 22-го пехотного запасного полка. В июле того же года его переводят помощником командира роты в 33-й стрелковый полк (г. Петрозаводск), в составе которого он участвует в боях с белофинами. В августе 1920 г. Новиков становится заведующим (начальником) разведки 384-го стрелкового полка 43-й стрелковой дивизии. В феврале 1921 г. Александра Александровича назначают адъютантом в продовольственный транспорт 127-й бригады, а уже в марте переводят в Петроград к начальнику штаба 128-й стрелковой бригады, в составе которой он участвовал в подавлении Кронштадтского восстания, осуществляя контроль за войсковой разведкой в полосе наступления со стороны Лисьего Носа. После окончания боёв Новиков был оставлен при штабе 128-й бригады помощником заведующего разведкой. Но мысли об учёбе, об овладении новыми знаниями никогда не покидали молодого командира.

Новиков Александр Александрович

Высшая тактическо-стрелковая школа командного состава РККА имени III Коминтерна. Второй справа в первом ряду А.А. Новиков. 1922 г.

В октябре 1921 г. Александр Новиков становится слушателем Высшей тактическо-стрелковой школы командного состава РККА имени III Коминтерна (впоследствии - курсы «Выстрел»). Окончив их с отличием, в ноябре 1922 г. он был направлен помощником командира роты на 14-е Батумские пехотно-командные курсы, а через месяц на 4-е Армавирские пехотно-командные курсы на ту же должность. В январе 1923 г. по просьбе начальника штаба Отдельной Кавказской армии Б.И. Кузнецова, знавшего Новикова по нижегородским курсам, его переводят курсовым командиром в Красноармейский университет этой армии в г. Тбилиси, а в марте того же года он становится командиром роты военно-политических курсов Кавказской Краснознаменной армии.

Новиков Александр Александрович

Военно-политические курсы Кавказской Краснознаменной армии.
В первом ряду второй слева А.А. Новиков. 1925 г.

До октября 1927 г. на военно-политических курсах А.А. Новиков прошёл по служебной лестнице от временно исполняющего должность начальника строевой части до командира батальона. За время службы принял участие в боях против банд К. Чолокаева и в подавлении меньшевистского восстания в Грузии. Одновременно А.А. Новиков уделял много времени изучению артиллерии, броневых и военно-воздушных сил и другой новой боевой техники. Особенно его интересовала авиация.

Новиков Александр Александрович

5-я группа 2-го курса основного факультета Военной академии им. М.В. Фрунзе. Во втором ряду стоят: первый справа А.А. Новиков, второй слева Н.Н. Воронов. 1929 г.

Осенью 1927 г. А.А. Новиков поступил в Военную академию им. М.В. Фрунзе. В академии его интерес к авиации не угас. Александр Александрович внимательно изучил труд А.В. Сергеева «Стратегия и тактика Красного Воздушного Флота», встречался и беседовал с профессором А.Н. Лапчинским - автором труда «Тактика авиации». Это позволило параллельно с основным курсом академии глубоко и всесторонне изучить еще и авиационное дело.

Академию А.А. Новиков окончил по первому разряду и в мае 1930 г. получил назначение в Белорусский военный округ (БВО) в г. Смоленск, где он становится начальником разведки, а с февраля 1931 г. - начальником оперативного отдела штаба 11-го стрелкового корпуса, которым командовал Е.И. Ковтюх. В Смоленске весной 1931 г. Александр Александрович знакомится с новым командующим округом И.П. Уборевичем, который вместе с Е.И. Ковтюхом сыграл огромную роль в дальнейшей судьбе Новикова. Именно Уборевич ввёл в практику стажировку штабных командиров-пехотинцев в качестве лётчиков-наблюдателей, где одним из первых в округе стал А.А. Новиков. Это была его первая ступенька на пути в авиацию.

Новиков Александр Александрович

А.А. Новиков – начальник штаба 450-й авиационной бригады, г. Смоленск.

1933 г. В сентябре 1932 г. после удачно проведённых учений Новикова прикомандировали к штабу ВВС округа. А в марте 1933 г. он назначен начальником штаба 450-й авиационной бригады в Смоленске. Глубокие военные знания, природный ум, умение быстро ориентироваться в сложившейся обстановке помогли ему за короткий срок понять особенности службы в авиации, изучить личный состав подчинённых частей, завоевать авторитет у сослуживцев.

Через пять месяцев после перехода в авиацию А.А. Новикову поручили руководить авиационной группой на большом опытном учении, которое проходило в районе Минска. Эскадрильям предстояло атаковать с бреющего полета колонну танков на марше, произвести бомбометание по боевым порядкам пехоты во втором эшелоне обороны полка, вести воздушный бой.
По результатам учений командующий округом И.П. Уборевич в целом положительно оценил действия авиации и её руководства. Попав в авиацию, Новиков решает научиться летать. За короткое время он осваивает самолёт и уже с сорокового полёта самостоятельно управляет машиной. После этого Александр Александрович стремится перейти на лётную работу.

Осенью 1935 г. А.А. Новикова назначают командиром 42-й легкобомбардировочной эскадрильи БВО. Не пропуская ни одной лётной смены, он становится лучшим, наиболее подготовленным в части лётчиком. Примеру своего командира последовали экипажи всей эскадрильи, которая по результатам года вышла в число передовых в округе. За успехи по службе 28 марта 1936 г. Александру Александровичу было присвоено воинское звание полковник. Всё лето эскадрилья под его руководством готовилась к манёврам, проведение которых планировалось осенью 1936 г. Руководил манёврами командарм 1 ранга И.П. Уборевич. На них присутствовали народный комиссар обороны К.Е. Ворошилов, его первый заместитель М.Н. Тухачевский, начальник Генерального штаба РККА А.Е. Егоров, члены ЦК КП(б) и правительства Белоруссии. Шесть раз поднималась в небо 42-я легкобомбардировочная эскадрилья, и все шесть раз её действия были высоко оценены руководством РККА.

Летом 1937 г., после ареста И.П. Уборевича, А.А. Новикова по ложному обвинению сняли с должности и уволили из Красной армии. Ему объявили строгий выговор с предупреждением и с занесением в учётную карточку. Однако в запасе полковник Новиков пробыл только пять дней. По ходатайству члена Военного совета БВО армейского комиссара 2 ранга А.И. Мезиса, только что назначенного на эту должность, к которому Александр Александрович обратился с жалобой на несправедливость, он был восстановлен в воинском звании и должности. Большего А.И. Мезис сделать не успел, так как сам был арестован. Чуть позже с Новикова сняли и партийное взыскание, поскольку в феврале 1938 г. его эскадрилья заняла первое место в 116-й авиационной бригаде по всем показателям в учебно-боевой подготовке.

В апреле 1938 г. Александр Александрович встретился с бывшим командиром 450-й авиабригады Е.С. Птухиным, который теперь возглавлял ВВС Ленинградского военного округа (ЛВО). После этой встречи Новиков был назначен начальником штаба ВВС округа. С первых дней на его плечи легла тяжёлая ноша. Аэродромы округа размещались на огромной территории. Полным ходом шла техническая реконструкция частей и соединений. ВВС округа получали новые по тому времени самолёты. Нужно было контролировать ход боевой учёбы, готовить войска к войне. На основе боевого опыта, полученного у озера Хасан, приходилось вносить коррективы в оперативную и боевую подготовку войск и штабов, уточнять инструкции по применению авиации и организации взаимодействия с наземными войсками.

Наступила зима 1939 г. 30 ноября начались упорные и кровопролитные бои на Карельском перешейке, в которых приняла участие и авиация ЛВО, преобразованного в Северо-Западный фронт. Начальник штаба ВВС фронта комбриг А.А. Новиков разрабатывал планы нанесения бомбово-штурмовых ударов по переднему краю, узлам сопротивления и коммуникациям противника, лично участвовал в боевых вылетах, внёс ряд ценных тактических предложений по боевому использованию авиации. За участие в боевых действиях на Карельском перешейке А.А. Новиков был награждён орденом Ленина и 4 мая 1940 г. ему присвоили воинское звание комдив (с 4.06.1940 - генерал-майор авиации).

Новиков Александр Александрович

А.А. Новиков –
командующий ВВС
Ленинградского военного
округа. 1941 г.


Летом 1940 г. Новиков некоторое время командовал ВВС 8-й общевойсковой армии (г. Псков), но потом вновь был возвращён на должность начальника штаба ВВС ЛВО. В августе того же года он стал командующим ВВС округа.

Вступление Новикова в новую должность совпало с проведением опытного учения с высадкой воздушного десанта. В ходе учения на самолётах доставлялись орудия, миномёты, автомашины, танки и другая техника. В воздушно-десантной бригаде совершались одиночные и групповые прыжки десантников с полным снаряжением и вооружением с высоты 400, 300 и 200 м.

Начальник ВВС округа вникал во все детали учения, знакомился с боевой техникой десантирования, уточнял варианты загрузки транспортных самолётов различных типов. Всё это было необходимо для организации более тесного взаимодействия авиаторов и десантников. Новиков хорошо видел перспективу использования воздушно-десантных войск и всячески содействовал росту темпов их развития.

В должности командующего ВВС ЛВО и застала А.А. Новикова Великая Отечественная война. С первых дней работы он сосредоточил основное внимание на повышении уровня оперативной и тактической подготовки командного состава и авиационных штабов, их боевой готовности и совершенствовании лётной выучки экипажей. Развитие событий накануне и в первые дни войны потребовало от него принятия срочных и энергичных мер. С началом военных действий по инициативе А.А. Новикова было осуществлено рассредоточение районов базирования авиации и маскировка аэродромов, что позволило снизить до минимума потери самолётов и дать должный отпор противнику. Встретившись с опытным и отлично организованным противником (на севере от Ленинграда действовала финская авиация и 5-й германский воздушный флот, численностью в 900 самолётов), учтя уроки первых дней войны, когда в западных округах на аэродромах внезапным налётом была выведена из строя большая часть авиации, Александр Александрович сразу решил перейти к активным боевым действиям: «Нужно не ждать врага, а первым наносить удары по его силам и, прежде всего, вражеским аэродромам».

Грамотно оценив обстановку и получив согласие Ставки, Новиков начал готовить свою авиацию к нанесению массированных ударов по вражеским аэродромам в Финляндии. Для этой цели было выделено 540 самолётов, находящихся в подчинении ВВС Северного фронта, Балтийского и Северного флотов. Впервые в истории советских ВВС к одновременным действиям привлекалось такое количество боевой техники, причём на всем фронте - от Выборга до Мурманска. За шесть суток, с 25 по 30 июня 1941 г., массированным ударам подверглись 39 наиболее важных аэродромов противника, многие железнодорожные узлы, тыловые базы, районы сосредоточения готовящихся к наступлению финских и немецко-фашистских войск. Потери противника составили 130 самолётов (более 20% боевой авиации, развёрнутой на данном операционном направлении), что вынудило фашистское командование оттянуть свою авиацию на дальние тыловые базы и временно прекратить налёты на Ленинград.

В ходе подготовки и проведения воздушных операций А.А. Новиков действовал как подлинный новатор, постоянно изыскивая новые формы и методы управления войсками: внедрил в войска опыт управления по радио лётными экипажами, а также силами и средствами ВВС в интересах двух (Северо-Западного и Северного) фронтов и Балтийского флота.

За боевые действия на Ленинградском фронте в самые трудные для города месяцы генерал Новиков в октябре 1941 г. был награждён орденом Красного Знамени и получил звание генерал-лейтенанта авиации.

В феврале 1942 г. А.А. Новиков назначен первым заместителем командующего ВВС и членом Военного совета ВВС Красной армии. Вступив в должность и побывав на Западном фронте у Г.К. Жукова, ознакомившись с состоянием и действиями фронтовой авиации, он пришёл к выводу, что авиация разъединена, её не собрать для массированного удара. Каждая общевойсковая армия цепко держалась за свои авиачасти. Исходя из опыта борьбы на Ленинградском фронте, он рекомендовал создать единый ударный авиакулак, хотя бы смешанный авиакорпус, состоявший из истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков. После посещения Северо-Западного фронта он предложил авиации и зимой летать на колёсах, без лыж, которые снижали манёвренность машин.

11 апреля 1942 г. А.А. Новиков стал командующим ВВС Красной армии, а еще через две недели, 26 апреля, - заместителем наркома обороны по авиации. В этих должностях он находился до конца Великой Отечественной войны. Назначение Александра Александровича состоялось в разгар организационных преобразований в Военно-воздушных силах. Полным ходом шло формирование ударных авиационных групп. Части и соединения дальнебомбардировочной авиации были реорганизованы в авиацию дальнего действия во главе с генерал-майором авиации А.Е. Головановым.

Одновременно началась перестройка организационной структуры центрального аппарата ВВС. Почти все отделы штаба были развёрнуты в управления, которые возглавили наиболее подготовленные генералы и командиры, проявившие себя в трудном начальном периоде войны. Создание новых управлений и служб позволило расширить функции штаба в вопросах оперативного использования авиации и руководства штабами ВВС фронтов.

А.А. Новиков постоянно анализировал состояние дел на фронтах и все больше убеждался в том, что распыление авиации по общевойсковым армиям не отвечало основным принципам централизованного управления и массированного применения авиации в масштабе фронта, не обеспечивало достижения высокой результативности её боевых действий. По предложению Александра Александровича с мая 1942 г. на базе ВВС фронтов и общевойсковых армий начали создаваться воздушные армии, а чуть позже авиационные корпуса и авиационные дивизии Резерва Верховного Главнокомандования. Эта коренная перестройка авиационной структуры ВВС имела большое значение: она позволила централизованно управлять всеми силами авиации, решать не только оперативно-тактические, но и стратегические задачи. Новая организационная структура ВВС стала одним из важнейших факторов завоевания советскими ВВС полного господства в воздухе, а затем и победы в воздушной войне.

Новиков Александр Александрович

Маршал авиации А.А. Новиков на командном пункте. 1943 г.

Новиков Александр Александрович

Главный маршал авиации
А.А. Новиков. 1944 г.

В годы Великой Отечественной войны генерал-полковник авиации А.А. Новиков (18.01.1943, с 17.03.1943 - маршал авиации, с 21.02.1944 - главный маршал авиации) являлся представителем Ставки Верховного Главнокомандования.

В этой должности он проявил себя не только как выдающийся военачальник, полководец, но и как смелый новатор, теоретик в вопросах боевого использования авиации, её тесного взаимодействия с наземными войсками. А.А. Новиков был организатором воздушной блокады окружённой группировки войск противника под Сталинградом (декабрь 1942 г. - февраль 1943 г.).

Координировал боевые действия авиации нескольких фронтов по уничтожению авиации противника в воздушных сражениях на Кубани (весна 1943 г.), на Курской дуге (5 июля - 23 августа 1943 г.), участвовал в операциях по освобождению Смоленска и Смоленщины (сентябрь 1943 г.), Правобережной Украины (весна 1944 г.), Карельского перешейка и Выборга (лето 1944 г.), Белоруссии (июль - сентябрь 1944 г.), ликвидации вражеской группировки в Восточной Пруссии и штурме Кёнигсберга и Берлина (весна 1945 г.), а затем и в войне с Японией

Новиков Александр Александрович

Главный маршал авиации
А.А. Новиков. 1960-е гг.

. В ходе боевых действий на Дальнем Востоке в августе 1945 г. А.А. Новиков координировал взаимодействие воздушных армий, где наряду с массированным применением истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков широко использовалась и военно-транспортная авиация: не только для обеспечения войск горючим, боеприпасами и продовольствием, но и для высадки воздушных десантов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1945 г. главному маршалу авиации Новикову Александру Александровичу «за образцовое выполнение боевых заданий Верховного Главнокомандования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Вторую медаль «Золотая Звезда» он получил 8 сентября 1945 г. «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими милитаристами».

После Великой Отечественной войны судьба А.А. Новикова сложилась трагически. Несмотря на то, что он являлся депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва (в 1946-1950 гг.), по сфабрикованному «авиационному делу» 22 апреля 1946 г. его сняли с должности командующего ВВС и арестовали. Александр Александрович был обвинён в сознательном выпуске недоброкачественных самолётов, повлекших гибель лётчиков и техники. Под избиениями признал себя виновным. 11 мая 1946 г. Военная коллегия Верховного суда СССР осудила его на пять лет лишения свободы по статье 193-17 п. «а» УК РСФСР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1946 г. А.А. Новиков был лишён воинского звания главный маршал авиации, почётного звания дважды Героя Советского Союза, орденов и медалей.

12 февраля 1952 г. А.А. Новикова освободили из заключения. 29 мая 1953 г. решением Военной коллегии его дело было пересмотрено, а судимость снята за отсутствием состава преступления. 12 июня того же года Президиум ЦК КПСС вынес решение о реабилитации А.А. Новикова. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июня 1953 г. ему были возвращены воинское звание, звания Героя Советского Союза и все государственные награды. 29 июня он был назначен командующим Дальней авиацией. Обязанности командующего Дальней авиацией он выполнял до марта 1955 г., одновременно с 1954 г. являясь заместителем главнокомандующего ВВС. После длительного перерыва А.А. Новиков берётся за пересмотр концепции развития и применения авиации дальнего действия. Он предпринимает энергичные меры по оснащению её самолётами с большим радиусом действия и повышенной грузоподъёмностью. Однако его предложения не нашли должного понимания со стороны военно-политического руководства страны во главе с Н.С. Хрущёвым. Тем не менее, твёрдая, научно обоснованная убеждённость в правоте, позволила ему отстоять свою точку зрения на оснащение соединений и частей Дальней авиации, куда стали поступать самые современные по тому времени стратегические турбовинтовые и реактивные бомбардировщики, способные нести ядерное оружие.

В январе 1956 г. по состоянию здоровья А.А. Новиков был уволен из армии в запас с правом ношения военной формы одежды и уехал в Ленинград. Он решил посвятить себя воспитанию и выучке лётчиков Гражданского воздушного флота. Его просьба была удовлетворена, и в августе 1956 г. он был назначен начальником Высшего авиационного училища Гражданского воздушного флота в Ленинграде. Одновременно А.А. Новиков возглавил кафедру лётной эксплуатации и занялся педагогической деятельностью. В 1958 г. ему присвоили учёное звание профессора.

В училище А.А. Новиков проработал десять лет. Под его руководством была воспитана целая плеяда руководителей гражданской авиации, заложен фундамент материально-технической базы учебного заведения, развёрнута научно-исследовательская работа. За заслуги в подготовке специалистов и вклад в развитие науки в сентябре 1961 г. Александра Александровича наградили орденом Трудового Красного Знамени.

А.А. Новиков выступал с докладами по истории авиации и оперативно-тактическому искусству ВВС в годы Великой Отечественной войны. Его перу принадлежат мемуары «В небе Ленинграда. Записки командующего авиацией», «Нормандия», «В небе России», «Реактивная техника в транспортной авиации», учебные пособия и работы по истории советской авиации (статьи «Советская авиация в боях за Кёнигсберг», «Советские лётчики в боях за Родину», «На дальних юго-западных подступах к Ленинграду», «На Карельском перешейке», «В битве за Берлин» и другие).

В 1966 г. Александр Александрович перенёс тяжёлый инсульт и полностью отошёл от дел. Скончался А.А. Новиков 3 декабря 1976 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Новиков Александр Александрович

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза главного
маршала авиации А.А. Новикова в Костроме.

В соответствии с Положением о звании Героя Советского Союза, в 1958 г. на Комсомольской площади в Костроме установили бронзовый бюст главного маршала авиации А.А. Новикова (скульптор Е.В. Вучетич). В декабре 1972 г. А.А. Новикову было присвоено звание «Почётный гражданин города Костромы». Его именем названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Костроме и Калининграде, а также Государственное среднее специальное образовательное учреждение «Авиационно-транспортный колледж Гражданской авиации» (Санкт-Петербург). Имя главного маршала авиации А.А. Новикова носило Балашовское высшее авиационное училище лётчиков (14.05.1977-1.09.2002).

Награжден: 3 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 3 орденами Суворова 1-й ст., орденами Кутузова 1-й ст. и Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, многими медалями, а также иностранными орденами: французским – Почётного легиона 2-й ст., американским – «Легион Почёта» 1-й ст., монгольским – Боевого Красного Знамени.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. starshina пв 8 декабря 2015 11:45
    НУ,ВОТ,хорошо!Узнали про Новикова!
    1. vladimirZ 8 декабря 2015 18:22
      Несмотря на то, что он являлся депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва (в 1946-1950 гг.), по сфабрикованному «авиационному делу» 22 апреля 1946 г. его сняли с должности командующего ВВС и арестовали.
      - из статьи

      А так ли просто было "сфабриковано" "авиационное дело"?
      И.В. Сталин ничего просто так не делал.
      А. Новиков совместно с наркомом авиационной промышленности Шахуриным А.И. занимались приписками по количеству выпущенных авиазаводами и принятыми боеготовыми самолетами, обманывали ГКО и Сталина во время войны, поставляя в войска заведомо бракованные самолеты, в результате чего в авиационных частях произошло большое количество аварий и катастроф, гибли летчики, а также скапливалось много бракованных самолетов, которые нельзя было использовать в боях с немцами.
      Отмеченная в статье дальнебомбардировочная авиация, которая была создана "благодаря организационным усилиям А.Новикова", на деле была организована и создана в годы войны Главным маршалом авиации А. Головановым под личным руководством Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина, и только в конце войны, виду болезни Голованова, была преобразована в 18-ю воздушную армию и влита в ВВС под руководство Новикова.
      У А. Новикова полно своих заслуг, зачем ему приписывать чужие, и полностью обелять от его совершенных проступков, за которые его судили.
      История и биография военно-начальников должна быть объективной, а не представлять из себя необъективную, приукрашенную "лубочную картинку".
  2. V.ic 8 декабря 2015 11:54
    Хорошая статья, книги с приведёнными названиями постараюсь скачать и прочитать. (+).
  3. ydjin 8 декабря 2015 12:10
    Герои былых времён, как важно сохранить о них память! Спасибо автору!
  4. iury.vorgul 8 декабря 2015 13:20
    Вот ведь нормальная информационная статья про заслуженного военачальника и героя войны А. А. Новикова (без иронии). Но обязательно надо Сталина лягнуть:
    по сфабрикованному «авиационному делу» 22 апреля 1946 г. его сняли с должности командующего ВВС и арестовали.
    Ну да, ведь после войны опять начались "кровавые репрессии". Например "совесть нации" Солженицына арестовали и заставили "жить не по лжи", то есть стучать. И Новиков на заставлял военпредов принимать полуфабрикаты самолетов, на которых потом летчики гробились. Это на него наговорили кровавые Абакумов с Берией.
  5. tiox 8 декабря 2015 13:36
    сколько героев в России!!!это те не супермены и орешки всяки
  6. Алексей_К 8 декабря 2015 13:57
    Хочу добавить. Разве мог паренёк из деревни в царской России стать маршалом авиации, конечно нет. Всё-таки советская власть позволила простым талантливым людям получать образование и подниматься на такие высоты, стать маршалом и Героем Советского Союза. И таких героев не мало.
    А в наше время, гнилого капитализма, некоторые либералы-предатели ухитрились продать состав лётного отряда, находящегося в Сирии врагам России.
    Вот и сравнивайте, при каком строе простым людям жить было лучше.
    1. moskowit 8 декабря 2015 14:48
      Да, Вы правы. Социальный лифт в СССР работал исправно. И с огромной производительностью. Десятки тысяч талантливых людей, вышедших из социальных низов, своим трудом и творчеством во всех сферах человеческой деятельности крепили мощь государства и вывели его на передовые позиции в мире.
  7. moskowit 8 декабря 2015 14:40
    Понятно, что человек много сделал и личность героическая. Но для чего через неделю дублировать материал. Статья о маршале была опубликована на ВО 28 ноября...
  8. Ст.пропорщик 8 декабря 2015 15:10
    Труд, труд, и еще раз труд, использование головы по назначению, улыбка удачи - в итоге достойный жизненный путь. Настоящий офицер.
  9. sw6513 8 декабря 2015 15:23
    Статья правильная-нельзя забывать вояк.Вечная память всем ушедшим от нас...
  10. evge-malyshev 8 декабря 2015 15:41
    В 35 лет начать летать, а 40 - 45 быть уже на вершине командного состава советской авиации: такое не каждому дано. И на протяжении всей жизни - учеба, учеба и учеба.

    Кстати, в 60-ых - 70-ых годах прошлого века в 35 лет уже переставали летать и увольнялись в запас. А сейчас - летать нЕкому даже на том, что еще осталось после пресловутой перестройки.

    Согрешу против истины, если не скажу, что в последнее время ситуация коренным образом изменилась в лучшую сторону: и летные училища стали возрождаться, и новая техника стала поступать в ВВС (ВКС). Но...Мало, мало, мало...
  11. Иван Тартугай 8 декабря 2015 17:46
    Дочь Новикова в своих воспоминаниях об отце написала, то что отец ей якобы рассказал:
    «Да и за тот час, который ему давали отдохнуть, невозможно было уснуть нормально. В малюсенькой камере постоянно горела 500-свечовая лампочка. Поворачиваться на живот – было запрещено. И вот когда он был в таком состоянии – обессилевший, измученный бессонницей, ему подсунули бумагу – донос на Жукова, отпечатанный на машинке. Он подписал. Но это сейчас легко обвинять, а тогда не подписать было невозможно».
    Разумеется что не все люди такие сильные как Зоя Космодемьянская, как Вера Хоружая, Лиза Чайкина. Герои выдержали пытки, не выдали своих товарищей. Люди более слабые не смогли выдержать, пошли на сотрудничество с противной стороной. Осуждать, таких соглашателей трудно, так как ни кто не знает, как он сам поведёт себя в его положение. Но и никто не признаёт таких Героями.
    Главный Маршал авиации СССР, дважды Герой Советского Союза, кавалер 13 орденов СССР, Депутат Верховного Совета СССР, член ВКП(б)-КПСС с 1919 года Новиков не выдержал якобы тяжкого испытания. Согласно воспоминаниям Светланы Новиковой, маршалу не давали спать, отдохнуть и ему, обессилевшему, измученному бессонницей, подсунули бумагу – ложный донос на Жукова, и он его подписал. Воспоминаний других лиц-свидетелей о каком либо физическом воздействие на Новикова нет. И сам Новиков не говорил и не писал о пытках. Единственное свидетельство о пытках, это только воспоминание дочери, о которых якобы ей рассказал отец.
    Если то, что написала об отце Светлана Новикова правда, то Новиков уже не герой, своей подписью под ложным доносом на Жукова, он перечеркнул своё геройство. Осуждать его не надо, повторяю не все люди такие сильные как Зоя Космодемьянская, как Вера Хоружая, Лиза Чайкина, но повторно возводить его в дважды ГСС, в звании Главный Маршал авиации, возвращать ордена, восстанавливать членство в партии, которая якобы ум, честь и совесть эпохи уже нельзя.
    Какой же он герой, вновь не дадут ему поспать и он вновь подпишет другой донос. Если на самого Жукова, Маршала Победы, подписал ложный донос, то на подчиненного ещё легче подпишет. Как с таким военачальником, Главным Маршалом авиации, его подчиненные будут служить-воевать, смерти в глаза смотреть. Подчинённый должен быть уверен в своём командире, что он не сдаст, не продаст, ложный донос не подпишет.
    1. bober1982 9 декабря 2015 17:42
      чепуху Вы полную пишите,нахватались вы конечно словоблудия.Доносы писали все,в том числе и Г.К.Жуков,бить у нас всегда умели,всех- Героев Советского Союза,колхозников,кавалеров,депутатов,старых большевиков и др.,и все строчили доносы на таких же.
      Почитайте воспоминания бывших заключённых конц.лагерей (советских,немецких)- не больше двух недели выдерживали,дальше доходяги,тяжело было сохранить человеческий облик.
      Маршал Новиков-русский герой,были доносы,не было- значит так надо было.
      1. Иван Тартугай 9 декабря 2015 19:17
        «Почитайте воспоминания бывших заключённых конц.лагерей…»
        Когда был прорабом на ж/дороге, то у меня на участке работало от 40 до 50 условно освобожденных, так называемые химики. Если их послушать, то все они, именно все 100%, зря срок мотали, ни кто их них не виноват. Виноваты другие, например, у кого-то жена-дура и из-за неё попал на зону, у другого теща-злыдня засадила, у третьего кореш- «подсадил», четвертому следак мозги закрутил и всё перепутал, пятого напарник сдал. Все вокруг виноваты, только не они.
        Воспоминания бывших заключенных очень субъективны. Да и сам Новиков никогда не говорил и не писал о пытках, даже о лишении сна, отдыха между допросами. А также нет воспоминаний свидетелей, которые видели бы как применялись к нему пытки или его самого избитого, измученного после пыток. Это уже его дочь вспоминает, что ей отец якобы рассказал.
      2. Иван Тартугай 9 декабря 2015 19:51
        «…бить у нас всегда умели,всех- Героев Советского Союза…»
        Да нет, не всех. Например, летчик Герой Советского Союза Чернец изнасиловал в 1945 году, в Куйбышеве несовершеннолетнею. Поймали, осудили, Героя лишили. После 20-ого съезда реабилитировали, Героя вернули. А какой он Герой Советского Союза? Да был Герой, да воевал хорошо. Но после преступления, изнасилования несовершеннолетней, кончился Герой Советского Союза Чернец, нет Героя- есть насильник несовершеннолетней. Героем стать иногда легче, чем потом жить Героем, планку держать
        на геройской высоте. Многие сдулись.
  12. Andrey591 9 декабря 2015 14:19
    Слабо верится, что он рассказывал дома, тем более дочери, о том как проходили допросы. Вот например С.П.Королев не когда не вспоминал как его допрашивали, а на голове после заключения остались следы побоев, которые были видны до конца его жизни.
    1. Иван Тартугай 9 декабря 2015 18:41
      В принципе Новиков мог рассказать уже взрослой дочери, как проходили допросы, но то, что он подписал ложный донос на Жукова из-за того что ему не давали возможности поспать, отдохнуть в малюсенькой камере, где постоянно горела 500-свечовая лампочка, конечно глупость.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня