Россия, Турция и «крымский вопрос»

36
Обострение отношений с Турцией вновь привлекло внимание к проблеме Крыма. Не является секретом, что с момента распада Советского Союза Турция рассматривала Крым как зону своих геополитических интересов. Пока Крым входил в состав Советского Союза и Российской империи, Турция, терпевшая многочисленные поражения в русско-турецких войнах и прекратившая быть империей вследствие поражения в Первой мировой войне, не рисковала предъявлять к могущественному северному соседу какие-либо территориальные претензии. Однако распад СССР и переход Крыма в состав новообразованного государства Украина существенно изменил подход Турции к «крымскому вопросу». Тем более, что накануне распада СССР в Крым в массовом порядке началось возвращение депортированных при Сталине в Среднюю Азию и Казахстан крымских татар. Как известно, крымские татары — одна из наиболее близких к туркам в языковом и культурном отношении тюркских наций.



Присоединение Крыма к России

Длительное время, вплоть до присоединения к России, Крым входил в состав Крымского ханства и находился, таким образом, в вассальной зависимости от Османской Турции. Соответственно, и крымские татары были тесно связаны со своими единоверцами на южном берегу Черного моря. Период существования Крымского ханства был эпохой расцвета в Крыму тюрко-мусульманской культуры. Фактически это было единое с Османской Турцией культурное пространство. Присоединение Крыма к Российской империи было вызвано необходимостью обезопасить южные рубежи страны, а именно — Новороссию, — от постоянных нападений подконтрольных Крымскому ханству ногайских орд. В степях Северного Причерноморья кочевали ногайские племена, совершавшие регулярные рейды на российские земли — с целью захвата рабов и их последующей продажи на невольничьих рынках в Крымском ханстве и Османской империи. Работорговля была одним из важных источников доходов Крымского ханства. Общее количество рабов, украденных в российских, малороссийских, польско-литовских землях и проданных в рабство в Крымском ханстве, оценивается в три миллиона человек. В XVI-XVII вв. крымские татары и ногайцы использовали для нападений на российскую территорию Муравский шлях от Перекопа до Тулы. Южнороссийские земли, несмотря на свою плодородность и хорошие климатические условия, вынужденно оставались практически безлюдными — и в этом основная «заслуга» принадлежит именно Крымскому ханству. Кто вернет России миллионы людей, угнанных в рабство и сгинувших на чужбине, или пополнивших чужой генофонд?

По мере продвижения Российской империи на юг, неизбежно встал вопрос и о необходимости ликвидации угрозы со стороны Крымского ханства. Российские войска предпринимали походы «на Крым», наносившие серьезный урон крымским татарам. Так, в 1736 г. поход фельдмаршала Христофора Миниха завершился сожжением ханской столицы — Бахчисарая, а также опустошением поселений в Предгорном Крыму. Поход Миниха нанес серьезнейший удар по экономике Крымского полуострова, ставший началом конца многовековой истории ханства. В 1768 г. началась очередная русско-турецкая война, в результате которой армия князя В.М. Долгорукова вошла на территорию Крыма и в течение двух месяцев заняла весь полуостров. Бахчисарай был повторно разрушен, а крымский хан Селим III бежал в Стамбул. Новым ханом был избран Сахиб II Герай. 10 июля 1774 г. Россия и Османская империя заключили Кючук-Кайнарджийский мирный договор, в соответствии с которым Крымское ханство признавалось независимым государством от Османской Турции. К Крымскому ханству переходило и южное побережье Крымского полуострова, прежде принадлежавшее непосредственно Османской империи. В то же время, султан Османской империи сохранял статус верховного главы крымских мусульман и, соответственно, получал возможность влиять на культурную и политическую жизнь Крымского ханства. В частности, верховные кадии (судьи) назначались османским султаном. Однако, несмотря на уступки Турции, в конечном итоге от заключения договора выигрывала Россия. Ведь она не только «отрывала» ханство от Турции, но и получала под свое управление стратегически важные Кинбурн, Керчь и Еникале, а также возможность плавания по Черному морю. История присоединения Крыма к России — весьма продолжительна и интересна, однако пересказывать ее в рамках настоящей статьи вряд ли имеет смысл. Необходимо лишь отметить основные вехи, способствовавшие присоединению Крыма. И прежде всего — это переселение христианских народов полуострова в Россию. До вхождения в состав Российской империи, в Крыму проживало три основные группы народов. Первая группа — это крымские мусульмане, к которым относились субэтносы крымских татар, ногайцы, турки, черкесы, крымские цыгане (крымы) и цыганообразные группы (гурбеты, урмачели). Мусульмане в Крымском ханстве имели привилегированное положение и были противниками вхождения в состав Российской империи. Вторая группа — крымские иудеи, к которым относились тюркоязычные группы караимов — потомков хазар и крымчаков — тюркоязычных евреев, среди которых было много переселенцев из Италии, еще во время генуэзской колонизации Крымского полуострова осевших в крымских торговых городах. Третья группа — крымские христиане, к которым относились крымские армяне, греки, итальянцы, грузины, волохи (румыны), славяне. В экономике Крымского полуострова играли основную роль именно христианские народы, занимавшиеся земледелием, ремеслами и торговлей. Поэтому начатое в 1778 г. А.В. Суворовым переселение христиан из Крыма в Россию — в Приазовье, способствовало окончательному подрыву экономики Крымского ханства. Здесь мы позволим себе дать оценку переселению «с высоты» прошедших двух столетий. Безусловно, что в рассматриваемый период переселение крымских христиан было выгодно России, так как, во-первых, подрывало экономику Крымского ханства, во-вторых, — способствовало экономическому развитию южнороссийских малонаселенных земель, куда переселялись христиане, в-третьих, — обеспечивало безопасность самих христиан, которые в случае войны с Крымским ханством могли серьезно пострадать. Но, в то же время, переселение крымских христиан фактически дало основания крымско-татарским националистам говорить о том, что именно крымские татары являются единственным коренным народом Крыма, а славянское население в Крыму — пришлое. Вряд ли подобные утверждения стали бы возможными, если бы в Крыму на протяжении двух столетий сохранялись бы многочисленные общины крымских армян и греков, а также других христианских народов.

В свою очередь, вхождение Крыма в состав России привело к серьезным изменениям в этнической структуре населения полуострова. Прежде всего, началась эмиграция крымских татар в Османскую империю, в которой принимали участие как представители крымско-татарской аристократии и зажиточных слоев населения, так и обычные крестьяне. В 1790е гг. Крым покинули десятки, если не сотни тысяч крымских татар, турок, черкесов и других мусульман. Турецкие историки говорят о 200-250 тысячах крымских татар, переселившихся в Румелию. В то же время, после завершения первой волны «исхода» крымских татар, масштабы эмиграции уже не были столь велики — ведь численность татарского населения в Крыму с начала XIX в. до 1850 г. выросла со 137 тысяч до 242 тысяч человек — почти в два раза. На протяжении первой половины XIX века крымские татары практически не эмигрировали в Османскую империю. Этому способствовала и политика российских властей, направленная на привлечение крымско-татарской аристократии на свою сторону. Однако Крымская война стала причиной второй волны эмиграции крымских татар на территорию Османской империи. Дело в том, что многие крымские татары после начала Крымской войны надеялись на то, что Османской империи при поддержке Великобритании и Франции, в конечном итоге, удастся «отбить» Крым у России. Поэтому значительная часть крымских татар сотрудничала с противником и после окончания Крымской войны, убедившись в том, что полуостров останется в составе Российской империи, предпочла покинуть ее пределы и выехать на территорию Турции. В результате второй волны эмиграции крымских татар, масштабы которой оцениваются в 200 тысяч человек, практически обезлюдели степные районы полуострова. В Турции крымские татары составили внушительную общину, большая часть которой, впрочем, ввиду языковой и культурной близости с турками впоследствии полностью растворилась в турецком окружении. В настоящее время в Турции насчитывается примерно 130-150 тысяч человек, идентифицирующих себя как «татары». Значительная часть турецких татар проживает в районе города Эскишехира. Еще примерно 40-50 тысяч крымских татар проживают в Румынии, которая в период эмиграции из Крыма входила в состав Османской империи.



Крымские татары в составе России и СССР

Естественно, что присоединение Крымского полуострова к Российской империи и заселение Крыма выходцами из других регионов российского государства изменило этнический, конфессиональный, социально-экономический облик полуострова практически до неузнаваемости. Конечно, культура Крыма дороссийского периода интересна и заслуживает уважения, но именно вхождение в состав российского государства дало Крыму стимул для подлинного экономического и культурного развития. Крымский полуостров превратился в уникальный регион России, где на протяжении более чем двух столетий сосуществовали совершенно разные и самобытные культуры — русская, греческая, крымско-татарская, караимская, крымчакская, болгарская, армянская и т.д. Однако именно русская культура стала для Крыма объединяющей. За два столетия вхождения в состав российского государства, Крым стал одним из важнейших регионов России, с которым неразрывно связана не только политическая и военная, но и культурная история и современность нашей страны. Несмотря на маленькую территорию, стратегически важный для России полуостров приобрел символическое значение — чего стоит один город русской славы и русского флота Севастополь?

Несмотря на то, что Крым два столетия входит в состав России, Турция никогда не прекращала смотреть с аппетитом на благословенную землю полуострова, видя в любом временном ослаблении российского государства вероятный шанс для воплощения своих реваншистских устремлений. Распад Советского Союза возбудил утихнувшие прежде аппетиты Анкары. Дело в том, что явно слабая и нерешительная украинская власть была неспособна сохранить Крым в составе Украины на протяжении длительного времени. Тем более, что само нахождение Крымского полуострова в составе Украины было исторической ошибкой. Никита Хрущев передал Крым в состав УССР, так как Украина была частью Советского Союза, и в тот период мало кто мог помыслить о грядущем распаде советского государства. Повторно Крым «отдал» Украине Борис Ельцин, который не стал выдвигать во время совещания в Беловежской пуще территориальные претензии к Украине и фактически пропустил возможность бесконфликтного возвращения полуострова в состав российского государства. В результате, Крым в течение двадцати трех лет находился в составе украинского государства. За это время успели родиться, вырасти, стать совершеннолетними взрослыми гражданами новые поколения крымчан. Как известно, крымские татары в 1944 г. были депортированы с территории Крыма и переселены в Среднюю Азию и Казахстан. Официальной причиной депортации было названо сотрудничество крымско-татарского населения с гитлеровскими захватчиками во время оккупации полуострова. Между тем, не менее 35 тысяч крымских татар проходили службу в рядах сражающейся Красной Армии, 36,6% воевавших в составе советских войск крымских татар погибли на поле боя. Пятеро крымских татар были удостоены высшей государственной награды СССР — звания Героя Советского Союза. Среди них — гвардии майор Тейфук Абдуль (1915-1945) — командир 2-го стрелкового батальона 175-го гвардейского стрелкового полка 58-й гвардейской стрелковой дивизии, погибший уже после присвоения звания Героя Советского Союза; старшина Узеир Абдурахманов (1916-1992), гвардии майор Абдураим Рашидов (1912-1984) — заместитель командира 162-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка; гвардии подполковник Фетислям Абилов (1915-2005) — командир 130-го гвардейского стрелкового полка 44-й гвардейской стрелковой дивизии 65-й армии; старшина Сейтнафе Сейтвелиев (1919-1983). Прославленный летчик Аметхан Султан был удостоен звания Героя Советского Союза дважды. Тем не менее, депортация коснулась и героев Великой Отечественной войны, а также членов их семей. В результате депортации, которая носила всеобщий характер, Советский Союз обрел еще одну негативно настроенную нацию.



В отличие от чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, калмыков и ряда других народов, крымским татарам не разрешалось вернуться в Крым вплоть до 1989 года. На волне борьбы за возвращение в Крым возникло и приобрело широкую известность, как в стране, так и за ее пределами, крымско-татарское национальное движение. Оно зародилось в Узбекистане, куда была депортирована основная масса крымских татар. С 1960-х гг. проживавшие в Узбекистане крымско-татарские активисты стали периодически наведываться в Крым. Однако деятельность крымско-татарского национального движения подавлялась правоохранительными органами и спецслужбами. При этом, советское руководство не предпринимало и реальных мер по противодействию национальному движению. В результате, создавалась парадоксальная ситуация — с одной стороны, советское руководство не могло (или не хотело?) выработать и реализовать стратегию нормализации отношений с крымско-татарским населением, с другой стороны — противодействие национальному движению крымских татар носило весьма вялый характер. Сейчас это выглядит как намеренное создание оснований для того, чтобы Запад мог обвинить советское государство в притеснении национальных меньшинств. Именно в 1970-е — 1980-е гг., во время борьбы за возвращение крымских татар в Крым, и начали свою политическую деятельность многие современные лидеры крымско-татарского национального движения, в том числе и широко известный Мустафа Джемилев. Однако, до начала «перестройки» советское руководство не предпринимало никаких мер в направлении решения «крымско-татарского вопроса». Только в 1987 г. была создана комиссия во главе с Андреем Громыко. В это время крымские татары составляли лишь 1% от населения Крыма, 1% составляли крымские татары и в Узбекистане, где проживала основная часть депортированных семей. Спустя два года, в 1989 г., началось массовое возвращение крымских татар из Средней Азии. Первоначально многие крымские татары, по пути в Крым, останавливались в Краснодарском крае. Здесь, на Тамани, в станицах быстро появились и окрепли крымско-татарские общины. В Крыму возвращающиеся из Средней Азии крымские татары приступили к практике «самозахвата» пустующих земель — ведь их дома и участки давно были заняты новыми жильцами. С 1991 по 2007 гг. на территории Крымского полуострова было захвачено более 40 тысяч гектаров земли, где появилось примерно 300 поселков для компактного проживания крымско-татарского населения. Поскольку южный берег Крыма и Севастополь для расселения крымских татар были закрыты, они стали селиться в районе Симферополя, вдоль Евпаторийской трассы, в Судаке, Алуште, Партените. В настоящее время численность крымских татар в Крыму составляет около 250 тысяч человек, 10% из которых проживают в столице Крымской республики г. Симферополе. Таким образом, численность крымско-татарского населения с 1989 по 2015 гг. выросла с 38 тысяч до 250 тысяч человек. Крымско-татарское население отличается более высоким демографическим приростом, чем представители остальных народов Крыма. На фоне постоянных земельных конфликтов и социально-бытовой неустроенности многих крымских татар, на протяжении 1990-х — 2000-х гг. в Крыму неоднократно вспыхивали конфликты — как между крымско-татарским и русскоязычным населением, так и между крымскими татарами и правоохранительными органами.

Известную роль в нагнетании обстановки всегда играли крымско-татарские националисты, которые пытались полностью подчинить своим интересам весь крымско-татарский народ и присвоить себе право говорить от имени всех представителей крымско-татарского населения. При этом лидеры националистических организаций руководствовались не столько реальными потребностями крымско-татарского населения, сколько собственными политическими и экономическими интересами.

Примечательно, что деятельность крымско-татарских националистов фактически поддерживалась украинским правительством и украинскими националистическими организациями. На самом деле, народ Малороссии в свое время наиболее пострадал от набегов войск Крымского ханства. Сотни тысяч жителей Малороссии были похищены и проданы в рабство на невольничьих рынках Османской империи. Однако историческая память у современных украинских националистов оказалась короткой. Они взяли на вооружение известный принцип «враг моего врага — мой друг», и стали сотрудничать с крымско-татарскими националистическими организациями против России и укрепления ее влияния на Крымском полуострове. Поскольку в Крыму украинское население не имеет «западенской» русофобской идентичности, единственной силой, на которую Киев мог опереться в Крыму для противопоставления России, были крымско-татарские организации. С целью привлечения крымских татар, украинская пропаганда распространяла ложные слухи о том, что в случае отсоединения Крыма от Украины в отношении крымско-татарского населения вновь начнутся репрессии. Крымско-татарские националисты стали единственной надеждой Киева в Крыму, поскольку иных сплоченных групп населения, которые бы выступали категорически против воссоединения с Российской Федерацией, под антироссийскими и русофобскими лозунгами, на полуострове просто нет. Россию крымские татары обвинили в своей депортации, хотя в 1944 г. государства «Российская Федерация» не существовало и с тем же успехом претензии могли бы быть выдвинуты к любому из постсоветских государств, на тот период входившему в состав Советского Союза. Тем не менее, тема депортации крымских татар в контексте общей русофобской политики на Украине, приобрела особую популярность.

Турция и крымско-татарский национализм

Свою лепту в дальнейшую радикализацию крымско-татарского национального движения внесла и Турция. С самых первых лет украинской независимости, с начала 1990-х гг., Турция стала проявлять активный интерес к судьбе татарского населения Крыма и фактически позиционировала себя как основного защитника прав и интересов крымских татар. Вообще, еще в 1991 году, после распада СССР, Турция могла потребовать вернуть Крым под свое управление, однако не стала озвучивать это право и ограничилась только требованием защиты прав и интересов крымских татар. Но затем, по мере осознания того факта, что Крым оказался в составе абсолютно эфемерного и слабого украинского государства, Турция активизировала свое присутствие в жизни Крымского полуострова. На Крым была распространена деятельность турецких общественных организаций, проповедующих пантюркистские идеи. Кроме того, именно благодаря усилиям Турции, в Крыму появились проповедники радикального исламского фундаментализма. Распространение пантюркистских и радикально-фундаменталистских идей среди крымско-татарской молодежи осуществлялось турецкими общественными организациями с целью укрепления крымско-татарской национальной идентичности и утверждения антироссийских настроений в Крыму. На протяжении двадцати с лишним лет Турция, с молчаливого позволения Украины, фактически формировала «пятую колонну» на территории Крымского полуострова, привлекая в подконтрольные общественные и религиозные организации большое количество молодых людей. Многие крымские татары, особенно молодые, не скрывали своих протурецких симпатий, ориентировались на учебу и работу в Турции, то есть — скорее были склонны отождествлять себя с Турцией, чем с Украиной. Развитию связей с Турцией способствовала и деятельность турецкой диаспоры крымских татар, которая до сих пор выступает с заявлениями о геноциде крымско-татарского населения в Российской империи и Советском Союзе. Турецкие спецслужбы активизировали деятельность в крымско-татарской среде еще в 1990-е гг., а в 2000-е гг. произошел ее настоящий всплеск.

При поддержке Турции формировались крымско-татарские банковские структуры, развивался бизнес — то есть, создавались условия для последующего материального и организационного обеспечения позиций крымских татар в политической жизни полуострова. Многие эксперты связывают с Турцией и появление на территории Крыма радикального ислама.

На протяжении многих столетий ислам оставался одной из важнейших религий Крыма. В настоящее время мусульманами является примерно 15% жителей полуострова, то есть — около 300 тысяч человек. Это — крымские татары, турки, крымские цыгане, татары, азербайджанцы, узбеки, представители кавказских народов, проживающие на территории Крыма. С XV по XVIII вв. Крым играл роль основного центра исламской религии и культуры в Северном Причерноморье. После падения последних христианских бастионов Крыма — армянского православного княжества Феодоро и генуэзской Кафы, ислам на три столетия стал доминирующей религией Крыма. На полуострове распространился суннизм ханифитского мазхаба, а также суфизм. Повсеместно строились мечети, открывались медресе, а подготовленные в Крыму исламские проповедники сыграли важную роль в распространении ислама среди народов Северного Кавказа, с которыми крымские татары имели тесные связи. Численность мусульманского духовенства на полуострове достигала пяти тысяч человек. В ряде крымских городов действовали дервишские общины суфийских орденов, распространенных в Османской Турции. Позже, после вхождения в состав Российской империи и стремительного изменения этнического состава населения полуострова, ислам в Крыму стал постепенно утрачивать свои позиции. Этому способствовали и рост численности христианского населения на полуострове, и эмиграция значительной части крымских татар в Турцию, а позже, в советское время — и депортация крымских татар в Среднюю Азию.

Впрочем, как раз депортация внесла важную лепту и в сохранение религиозных традиций среди собственно крымско-татарского народа. Как отмечает философ Айдер Булатов, «исламская идентичность всегда играла важную роль в этнической мобилизации крымских татар, в формировании их национального самосознания и этнокультуры. В условиях депортации посещение крымскими татарами действующих мечетей было невозможно. Язык молитвы (арабский) со временем стал доступен лишь единицам, и мусульманская традиция сохранялась преимущественно в семейно-бытовой сфере. Тем не менее, социокультурная приверженность крымских татар исламу в этот период усилилась. Это не случайно, поскольку «для народов, лишенных политической независимости, религия является единственным выражением национального единства» (Цит. по: Булатов А. Ислам в Крыму: от трагического прошлого к проблемам современности // http://www.islamsng.com/ukr/pastfuture/3871).

После распада СССР и возвращения в Крым депортированных татар, наступила эпоха настоящего «исламского возрождения» на Крымском полуострове. Этому способствовали и идейный вакуум, присущий всем постсоветским обществам, и процессы укрепления национальной идентичности крымских татар, в которой ислам всегда играл определяющую роль, и социально-демографические и экономические процессы в регионе. Однако, в современном Крыму распространился и радикальный ислам, принесенный проповедниками из Турции и стран Арабского Востока. На территории Крымского полуострова появились последователи ваххабизма и салафизма, организация «Хизб ут-Тахрир», целый ряд других радикальных религиозно-политических организаций. Украинские власти и правоохранительные органы практически не боролись с распространением радикально-фундаменталистских идей в среде крымско-татарской молодежи. Следствием этого попустительского отношения стало появление реальных тренировочных лагерей и баз боевиков в крымских горах, а затем и отправка добровольцев из числа молодых крымских татар для участия в боевых действиях в Ираке и Сирии.

Россия, Турция и «крымский вопрос» Политическая ситуация в Крыму особенно накалилась после того, как в результате общенародного референдума большинство жителей Крыма приняло решение о выходе из состава Украины и воссоединении с Российской Федерацией. Собственно, и до референдума предпринимались неоднократные попытки дестабилизации ситуации в Крыму со стороны отдельных представителей крымско-татарского националистического движения, настраиваемых киевским режимом. Затем лидеры националистических организаций крымских татар заняли открыто антироссийскую позицию. Речь идет о таких фигурах в крымско-татарской политике как Мустафа Джемилев, Рефат Чубаров и Ленур Ислямов. Мустафа Джемилев (род. 1943) — наиболее известный крымско-татарский политик. И наиболее решительно настроенный в отношении России. В какой-то степени это объясняется особенностями биографии Мустафы Джемилева. Еще в 1962 г. Мустафа Джемилев поступил в Ташкентский институт инженеров ирригации и мелиорации сельского хозяйства. Однако, спустя три года, молодой человек был исключен из вуза за свои политические взгляды. Впоследствии Мустафа Джемилев был семь раз судим за свою политическую деятельность, и считался самым известным крымским татарином — политзаключенным в СССР. Возвращение крымских татар на полуостров и распад Советского Союза стали «звездным часом» для Мустафы Джемилева. С 1991 по 2013 гг. он занимал пост председателя Меджлиса крымско-татарского народа, фактически превратившись в неформального лидера крымских татар, получающего не только политические, но и финансово-экономические дивиденды от своей деятельности. После начала Евромайдана на Украине, Джемилев стал активно поддерживать оппозицию. Он никогда не скрывал своих протурецких симпатий, являясь наиболее ярым сторонником отрицания геноцида армян в Османской Турции. 20 августа 2014 года Джемилев был назначен президентом Украины Петром Порошенко Уполномоченным по делам крымско-татарского народа.

Именно люди Джемилева, вместе с боевиками «Правого сектора», устроили серию диверсий против линий электропередач в Херсонской области Украины, по причине чего было нарушено электроснабжение Крыма. Кстати, типичный пример подлинной «заботы» проукраинских деятелей о благосостоянии народа Крыма — в результате их преступных действий был отключен свет не только в административных зданиях, но и в жилых домах, больницах, школах, детских садах. Нарушилось и отопление, водоснабжение региона. Естественно, что среди пострадавших от действий радикалов — те же самые крымские татары, проживающие на полуострове. Рефат Чубаров (род.1957) — еще один крымско-татарский политик, с 2013 года занимающий пост председателя «Меджлиса крымско-татарского народа». Рефат Чубаров родился в Узбекистане, куда были депортированы его отец и мать, но «дискриминация» в Советском Союзе не помешала ему закончить московский вуз — Историко-архивный институт, и благополучно работать по специальности вплоть до распада Советского Союза. По причине антироссийской позиции, 5 июля 2014 года Рефату Чубарову запретили въезд в Республику Крым сроком на 5 лет. Ленур Ислямов — вице-президент Всемирного конгресса крымских татар и известный в Крыму предприниматель — также стал одним из лидеров акции по «блокаде Крыма». Джемилев, Чубаров и Ислямов являются основными инициаторами «блокады Крыма», осуществляемой силами крымско-татарских националистических группировок и «Правого сектора». Между тем, даже многие украинские политики, которых сложно заподозрить в симпатиях к России, видят в «блокаде Крыма» попытку дестабилизации ситуации на границе Херсонской области. С критикой «блокады» высказался и представитель ООН Иван Шимонович, который заявил, что она приведет лишь к дальнейшему росту взаимного непонимания и недоверия между киевскими властями и Симферополем.

Крымские татары — в составе России

В действиях крымско-татарских активистов, которые явно идут вразрез с официальной политикой киевских властей, многие аналитики видят руку Турции. Тем более, что практически одновременно с начавшейся блокадой произошли известные события в Сирии — сначала Турция предприняла ряд антироссийских высказываний в форме «предупреждений» о недопустимости нанесения ударов по территории, населенной туркоманами, а затем сбила российский самолет Су-24. Ответом на действия Турции стал целый комплекс санкционных мер, предпринятый Российской Федерацией и носящий экономический характер. Не остался в стороне от происходящих событий и Крым. В интервью каналу «Россия 24» глава Крыма Сергей Аксенов заявил: «Они (Турция) всегда пытались с помощью своей разведки использовать их (крымских татар) как фактор влияния. Многие крымские татары из числа молодежи проходили обучение в Турции, в том числе в духовных учреждениях. Сейчас эта практика прекращена. Я лично уверен, что мы не нуждаемся больше в услугах турецких учебных заведений и вообще, в принципе, в помощи Турции» (Цит. по: http://tass.ru/politika/2490868).

Следует отметить, что, в отличие от Украины, за 23 года так и не предпринявшей реальных шагов в направлении улучшения положения татарского населения в Крыму, Российская Федерация, сразу после принятия народом Крыма решения о вхождении в состав российского государства, озаботилась и вопросом положения крымских татар. В частности, лично президент Владимир Путин распорядился проработать комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию депортированных из Крыма народов, включая и крымских татар. Глава Крыма Сергей Аксенов утверждает, что большинство крымских татар уже адаптировались к условиям жизни в Российской Федерации и поддерживают действующие власти республики и России в целом. В Крыму, в частности, продолжают действовать школы, в которых обучение детей осуществляется на крымско-татарском языке. Крымско-татарский язык, наряду с русским и украинским языками, провозглашен государственным языком Республики Крым, входящей в состав Крымского федерального округа.
Показательно, что не только крымские татары на территории Российской Федерации, но и представители крымско-татарских общин той же Турции признают, что в действительности татарскому населению в Крыму стало лучше именно после вхождения полуострова в состав России. Так, советник главы Федерации культурных союзов крымских татар в Турции Ягыз Кызылкая заявил, что «заинтересованные структуры, имеющие покровителей на Западе, пытаются доказать, что на татар оказывается давление. Однако в реальности именно сейчас, после вхождения Крыма в состав России, крымские татары начали получать права, которых у них не было на протяжении 23 лет в составе Украины» (Цит. по: http://ria.ru/world/20150920/1267950339.html). Также Ягыз Кызылкая подверг резкой критике поведение проукраинских крымско-татарских политиков, которые своими действиями в виде «блокады Крыма» наносят прямой ущерб как раз собственному крымско-татарскому народу. Очень негативно Кызылкая охарактеризовал и идею Джемилева о формировании «Мусульманского батальона», подчеркнув, что не следует создавать аналоги «Исламского государства» (запрещенной в Российской Федерации террористической организации) в регионе. Примерно в этом же духе высказался и генеральный секретарь Федерации культурных союзов крымских татар в Турции Сами Ногай. Он сообщил, что в Турции крымско-татарская диаспора разделена между сторонниками двух точек зрения — одни придерживаются украинской и западной пропагандистской линии и считают, что Россия аннексировала Крым и дискриминирует крымско-татарское население. Но, как сообщил Сами Ногай, он лично был в Крыму и подтверждает, что голосование на референдуме было свободным, а жители Крыма, в том числе и представители крымско-татарского народа, совершили выбор в пользу вхождения республики в состав Российской Федерации и с этим нельзя не считаться.

Впрочем, после резкого ухудшения отношений между Россией и Турцией не исключено, что лидеры турецких крымско-татарских организаций могут переменить свое мнение. В любом случае, поскольку Крым воссоединился с Россией, проблемы межнациональных отношений на территории полуострова — теперь и проблемы России. Пока мы видим, что Россия проводит правильную и эффективную политику, не настраивая против себя крымско-татарские массы и действительно стремясь к защите прав и интересов населения полуострова, вне зависимости от его национальной принадлежности. Ограничение вмешательства иностранных государств в дела Крыма в этом контексте являются одной из важнейших задач.
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +29
    4 декабря 2015 06:58
    Они (Турция) всегда пытались с помощью своей разведки использовать их (крымских татар) как фактор влияния.


    Ну хватит уже.
    Просрали империю османы - всё фарш обратно не провернёшь, нефиг дёргаться.
    Никакие "факторы влияния" не помогут.

    П.С. Какой на Джемилёве классный шарфик! Что-то он мне напоминает...
    1. +33
      4 декабря 2015 08:10
      Цитата: Маугли

      Какой на Джемилёве классный шарфик! Что-то он мне напоминает...


      Так ведь сидел в СССР за изнасилование, а у нас в тюрьмах таких быстро учат голубые шарфики носить.
      1. +6
        4 декабря 2015 09:04
        Цитата: Михаил Крапивин
        Так ведь сидел в СССР за изнасилование, а у нас в тюрьмах таких быстро учат голубые шарфики носить.

        Да? А я думала это про шарфик Березовского.
        1. Комментарий был удален.
        2. +16
          4 декабря 2015 09:49
          Да? А я думала это про шарфик Березовского

          Те же яйца - вид сбоку. И тот и другой - иуды.
          Однако Крымская война стала причиной второй волны эмиграции крымских татар на территорию Османской империи. Дело в том, что многие крымские татары после начала Крымской войны надеялись на то, что Османской империи при поддержке Великобритании и Франции, в конечном итоге, удастся «отбить» Крым у России. Поэтому значительная часть крымских татар сотрудничала с противником и после окончания Крымской войны, убедившись в том, что полуостров останется в составе Российской империи, предпочла покинуть ее пределы и выехать на территорию Турции.

          Интересно получается. Значит сотрудничать с врагом у крымских татар, активно помогавшим гитлеровцам в деле оккупации Крыма, это историческая традиция. И те из них (крымских татар), кто после возвращения Крыма обратно в Россию, перебежал в/на Украину и активно сотрудничает с правосеками то же отдают дань старым традициям, имеющим глубокие исторические корни.
          А туркам в Крыму делать больше нечего. И бизнес их тоже не нужен - давно пора самим развивать все те отрасли, что были отданы на откуп иностранцам, тем более таким - как флюгер на ветру.
          Честь имею.
          1. -45
            4 декабря 2015 11:12
            миллион русских сотрудничали с немцами. Зою Космедемьянсую (помнишь такую ?) русские мужики поймали и сдали в гестапо... Власов был тоже кстати русский...
            1. +8
              4 декабря 2015 11:15
              Судя по комментарию, вы не русский?
              1. -11
                4 декабря 2015 11:54
                а что в комментарии не так? было 999 тысяч всего, или Власов был крымский татарин?
                1. +3
                  4 декабря 2015 12:03
                  Все так, с любовью к Родине, у вас, как-то не так.
                2. Комментарий был удален.
                3. +22
                  4 декабря 2015 13:54
                  Для bumbarash-а и других, согласных с ним:
                  Согласно исследованиям С. Дробязко из 1 200 000 восточных добровольцев, находившихся на службе в вермахте, СС и полиции в 1941-1945 гг. русских по национальности было около 300 000 человек, украинцев - 250 000, латышей - 150 000, эстонцев - 90 000, белорусов - 70 000, представителей народов Средней Азии - 70 000, литовцев - 50 000 человек и т.д. Отдельно как национальность (если хотите народность) почему-то выделены казаки (донские, кубанские и др.) - 70 000 человек.
                  А теперь о том, как представители разных национальностей Советского Союза воевали против Гитлера и его союзников. Просто приведу всем известные цифры о численности Героев Советского Союза-участников Великой Отечественной Войны:
                  русские 8160
                  украинцы 2069
                  белорусы 309
                  татары 161
                  евреи 108
                  Было много Героев и из числа представителей других народов многонационального СССР, тех же чеченцев, казахов, узбеков например. Но среди них числился только один представитель крымско-татарского народа - это дважды Герой Советского Союза прославленный летчик-истребитель (после войны - испытатель) Амет-Хан Султан. Так и у него крымской татаркой была мать, а отец - лакец, представитель одной из многих горских народностей Дагестана.
                  Мне неприятно писать об этом, т.к. всегда считал и считаю, что ставить любое клеймо на целый народ неэтичным и к тому же это выглядит как призывы к межнациональной розни, но крымские татары в подавляющем большинстве своем активно поддерживали Вермахт в период оккупации Крыма - и словом и делом. И лишь незначительная их часть сражалась с немцами и их союзниками в составе партизанских отрядов, в подполье и на фронте. Это исторический факт, от которого никуда не денешься. Тогда как представители других народов, которых также (когда обоснованно, когда не совсем) считали предателями (еще один ярлык) в большинстве своем либо честно сражались против нацистов, либо старались по мере возможности дистанцироваться от этой войны, которую не считали своей, но не пошли верой и правдой служить врагу. Выкладывая на обсуждение свой комментарий по поводу исторической традиции крымских татар я имел в виду лишь то, что представители этого народа всегда на протяжении всей своей истории искали (и находили) общий язык с противником своего врага - Российской Империи, СССР, теперь и Российской Федерации. Что в принципе вполне понятно и ожидаемо: именно русские, разгромив разбойничье крымское ханство и утвердившись на древней земле Тавриды, лишили крымских татар милого их сердцу привычного бизнеса - грабежа прилегающих славянских и не только земель, нанеся при этом большие потери крымским татарам. Такое не забывается. Но вы своим выпадом в отношении русских не только уводите разговор в сторону, но и переводите его (надеюсь не преднамеренно) в плоскость межнациональных отношений. А это уже попахивает разжиганием розни на национальной почве. Это не допустимо. Я так считаю.
                  Честь имею.
                  1. +3
                    4 декабря 2015 16:24
                    Согласен, самый притесненный народ, на приграничных территориях - это Славяне. За это бьем два раза, по голове и по крышке...
                  2. 0
                    7 декабря 2015 16:49
                    То есть те многочисленные выпады в отношении крымских татар вы не считаете, что они в плоскости межнациональных отношений? В моих комментах нет ни слова , о там , что русские такие-сякие. Я лишь сказал о том, что даже если среди русских было огромное количество воевавших за врагов, то какого хрена вы требуете чтобы колонизированные народы были вам верны? С какой стати какой то народ должен служить другому народу? Вы что думаете если бы немцы вторглись к примеру со стороны Средней Азии, здесь бы не резали русских? Что, во время вахабисткой экспансии в Чечне русские были в безопасности? Что, мало убили русских при Гомсахурдия в Грузии? А ведь грузин Россия фактически спасла. Радикальный национализм есть у всех.
                    В истории существовали множество империй. В каждый из них было много завоеванных народов. Это аксиома. Империя не может существовать без колонизации, иначе это не империя. Османская империя колонизировала южнославянские народы, к примеру болгар. Австро-Венгрия - чехов, славаков и т.п. Даже королевская Швеция -Финляндию. Чингизиды- русские княжества. У Англии - Индия и т.д.
                    Как известно армия Российская империя отвоевала земли болгар у турок. Болгары 100% воевали против своих колонизаторов. Во всех учебниках России, Болгарии это называется- народно освободительная борьба. Я согласен. А в турецких учебниках , наверняка они изображены как предатели)) . И вот, Болгары, которых вы освободили, тоже воевали в союзе с Гитлером. Но вы же их спасли от турок, пляя!!! Но несмотря на пресловутое "славянское братство" они гадят вам регулярно.
                    Финны массово поддерживали русскую армию в войне во Швецией. Известно, что солдаты и офицеры финских частей в шведской армии переходили на сторону русских. Наверное шведы считают их предателями. Я нет.
                    Вы и вправду считаете , что если бы Павел I вкупе с Наполеоном организовал индийский поход, то народы Индии сражались за англичан?
                    То же самое с чехами, словаками и т.д.
                    Колонизированные народы имеют право на свободу.
                    А вот кстати, русские по отношению к монголам получается тоже "предатели". )) Вроде ярлык на княжение получали в Орде. А потом взяли, и предательски напали на бедненького Мамайчика )) Да, так получается? Нет же. Была возможность , скинули ярмо. Сами стали править. А что только русские имеют на это право?
                    Так что не стоит "шить" мне" разжигание розни". Я понимаю , что эти энкаведешные приёмчики очень эффективны.,но почему то используются только когда человек не попадает в струю большерусского шовинизма. На сайте полно комментариев унижающих достоинство украинцев, узбеков, таджиков, и т.д. Но все они почему- то считаются патриотичными...
            2. +7
              4 декабря 2015 12:39
              Цитата: bumbarash
              Власов был тоже кстати русский..

              Процент предателей сравните. У Крымских татар и Чеченцев больше половины поддерживали немцев.
              Цитата: bumbarash
              было 999 тысяч всего

              Откель дровишки, не с цензора случайно? Оперируя фактами, ссылайтесь на достоверные источники. hi
              1. 0
                11 апреля 2016 21:55
                у прибалтов минимум 90% поддерживали немцев и чё?
            3. +11
              4 декабря 2015 20:50
              Русские, изменников типа Власова, Краснова, Шкуро и др. предали суду и повесили. Украинские "деятели" на пьедестал возводят палачей, вроде Бандеры и Шухевича, чей батальон сжег Хатынь. Меджлисовские "вожди" не признают вины своих добровольцев, выставляя их борцами за свободу. В этом и есть разница между русскими и теми, кто пособников гитлеровцев героизирует.
            4. +2
              4 декабря 2015 22:47
              Как же... Помним Зою Космодемьянскую. Но Вы бы , неуважаемый, хотя бы немного изучили вопрос. Космодемьяскую убили не гестаповцы, а вермахт.
              И насколько помню, был специальный приказ Верховного Главнокомандующего: военнослужащих того полка в плен не брать. А упоминании гестапо в том приказе слыхивать не приходилось. Т.ч. не звените....
              1. 0
                9 апреля 2016 20:48
                ты чё ? ну и кто кто ее сдал вермахту? если вермахт для тебя роднее гестапо, то радуйся, да.
            5. 0
              5 декабря 2015 18:06
              Цитата: bumbarash
              миллион русских сотрудничали с немцами

              Хорошо хоть, что не миллиард...
        3. avt
          +5
          4 декабря 2015 10:13
          Цитата: Blondy
          Да? А я думала это про шарфик Березовского.

          no Не-е-е. Для этого ,ну как турецкоподданному , ему по турецкой традиции шнурок пришлют..... можно конечно и голубой . А вообще такой цвет испоганили педрилы ...на секундочку беретов Дяди Васи.
      2. +4
        4 декабря 2015 10:07
        Вот, он свою старую жену в Крыму и оставил. Зачем она ему?!
      3. +2
        4 декабря 2015 11:48
        Не совсем,я думаю етот голубь,ешё до посадки имел пре-
        дставление о предмете мужского туалета!Но а на зоне етих
        :машек: приучают к культуре голубой идее,которую он,
        заметьте выбрал добравольно.Как говорится гОЛУБОЙ фЛАГ
        ему в руки,и попутного ветра,ему во все шели.Пусть дерзает
        1. 0
          4 декабря 2015 17:31
          Цитата: Vikings
          гОЛУБОЙ фЛАГ

          это намек на флажек с кругом из звездочек? laughing
      4. 0
        4 декабря 2015 12:29
        педик он недобитый.......
    2. +11
      4 декабря 2015 08:35
      Да, "Просрали империю османы...", только Крым-то был и теперь есть НАШ!
      А наш он, если вдаваться в историю, не с 18 века, а гораздо раньше. Крым был землей скифов, когда никто даже слова Турция не знал!
      Так что, у России куда больше прав на Крым, потому как мы прямые потомки скифов!
      Все возвращается на круги своя...
      1. +1
        4 декабря 2015 09:11
        Очень смутно помню,что когда распался СССР,в Крыму были какие-то волнения,то ли турки-месхетицы,то ли крымские татары,они по-беспределу провели самозахваты земли,и на этом все остановилось.Украина вроде никаких шагов не предпринимала,смотрела не эти захваты.
        Возможно в чём-то ошибся.Поправьте,если кто в курсе.
        1. +2
          4 декабря 2015 10:48
          Да, так и было. Весной 1991 г ездил в Севастополь. Пока ехали на автобусе из Симферополя видели много построек этих турок-месхетинцев. А начали они ехать раньше, при Горбачеве из республик Средней Азии. Правда, в то время у СССР тоже не было времени с ними разбираться. Слишком много было горячих точек. Ну а когда остался Крым на Украине, то она тоже не стала обострять отношения с татарами и смотрела на самозахват сквозь пальцы.
      2. -15
        4 декабря 2015 12:30
        Вас не поймёшь. То вы потомки варягов, то скифов. Никто не вспоминает ( а может и не знает) слов : кривичи, словене, вятичи, северяне. Скифы растворились в истории уже в V веке . А русская народность в результате слияния восточнословянских племен образовалась примерно в XI веке. Язык скифов относился к иранской группе, а русский к славянской группе. Где связь со скифами? Когда существовали скифы, такого слова как " Русский" также никто не знал.
        1. +10
          4 декабря 2015 12:57
          Цитата: bumbarash
          То вы потомки варягов, то скифов

          Варягами на Руси называли ватаги войнов. Как у Норманов викинги. В Арабских источниках Черное море почему то зовется Русским, а Византийские и Греческие историки называют войско князя Олега скифами.
          Цитата: bumbarash
          Язык скифов относился к иранской группе, а русский к славянской группе.

          Вы в курсе, на каком языке говорили Скифы? Ну тогда докторскую вы защитите на ура! fellow
        2. Комментарий был удален.
        3. +5
          4 декабря 2015 13:26
          У вас в голове натуральная "каша", приготовленная на кухне типа "Цензор.уа". Вам "чистота крови" покоя не даёт? Мне кажется вы ошиблись "кнопкой". А насчёт предков - знаете почему НИКОМУ и Никогда не удавалось поработить славян и "раздерибанить" государство? Потому что, помним своих предков, их победы и поражения, принимаем их такими, какими они были. И именно эта память не даёт прогибаться под "демократизаторов". В отличии от вас - ИУДЫ родства не помнящие. Вы посмотрите, какую землю вы испохабили? Как в "Солнечном ударе" - своими руками.
        4. +3
          4 декабря 2015 13:37
          Цитата: bumbarash
          Вас не поймёшь. То вы потомки варягов, то скифов. Никто не вспоминает ( а может и не знает) слов : кривичи, словене, вятичи, северяне. Скифы растворились в истории уже в V веке . А русская народность в результате слияния восточнословянских племен образовалась примерно в XI веке. Язык скифов относился к иранской группе, а русский к славянской группе. Где связь со скифами? Когда существовали скифы, такого слова как " Русский" также никто не знал.

          а в 19 веке слово Узбекистан кто нибудь знал? Воняешь тут..а сам хрен знает кто есть
          1. 0
            9 апреля 2016 20:53
            ПРО ГОСУДАРСТВО ЗДЕСЬ НИКТО НЕ ГОВОРИТ. А Узбеки были в 19 веке. Ещё раньше до этого русские князьки ездили на поклон к хану Узбеку. Просили ярлык на княжение. Ж..пу целовали.
        5. +4
          4 декабря 2015 16:35
          Цитата: bumbarash
          Вас не поймёшь. То вы потомки варягов, то скифов. Никто не вспоминает ( а может и не знает) слов : кривичи, словене, вятичи, северяне. Скифы растворились в истории уже в V веке . А русская народность в результате слияния восточнословянских племен образовалась примерно в XI веке. Язык скифов относился к иранской группе, а русский к славянской группе. Где связь со скифами? Когда существовали скифы, такого слова как " Русский" также никто не знал.

          Веришь или нет, но такого слова, как узбек, турок, татарин тоже не существовало.
          1. 0
            9 апреля 2016 20:54
            Верю. Но я не слышал чтоб узбеки, татары себя причисляли к потомкам скифов))
        6. +1
          4 декабря 2015 16:58
          Цитата: bumbarash
          Язык скифов относился к иранской группе, а русский к славянской группе.

          Академик Б.А.Рыбаков, по моему в работе "Геродотова Скифия" упоминает, что топонимы "Дон", "Днестр", "Дунай" имеют скорее иранские корни "дн" /характерно для иранского языка/. Никаких скифов там в настоящее время нет, а вот славян = во множестве. Вот так вот, всезнайка...
          1. 0
            9 апреля 2016 20:55
            и чё... где здесь родственная связь скифов и славян?
          2. Комментарий был удален.
        7. -3
          5 декабря 2015 06:12
          Один поэт для рифмы вставил "да, скифы мы", а теперь замахаешься объяснять, что не скифы мы. Ну, правда, надо же отделять художественный вымысел от реальности.
          1. 0
            5 декабря 2015 10:45
            Цитата: Flanke
            Один поэт для рифмы вставил "да, скифы мы", а теперь замахаешься объяснять, что не скифы мы. Ну, правда, надо же отделять художественный вымысел от реальности.

            не то слово, и многие историки 18-19 веков не знали как кого назвать, кому какую национальность прикрепить, вот и получалось, что
            Цитата: Flanke
            Один поэт для рифмы вставил "да, скифы мы", а теперь замахаешься объяснять, что не скифы мы. Ну, правда, надо же отделять художественный вымысел от реальности.
      3. +5
        4 декабря 2015 12:42
        Цитата: Skif83
        Крым был землей скифов, когда никто даже слова Турция не знал!

        Керчь(Корчев) был Русским. Судак(Сурож) то же. Но об этом Крымские татары не помнят. Да и Русские тоже к сожалению. request
      4. 0
        4 декабря 2015 18:35
        Цитата: Skif83
        Да, "Просрали империю османы...", только Крым-то был и теперь есть НАШ!
        А наш он, если вдаваться в историю, не с 18 века, а гораздо раньше. Крым был землей скифов, когда никто даже слова Турция не знал!
        Так что, у России куда больше прав на Крым, потому как мы прямые потомки скифов!
        Все возвращается на круги своя...

        ну так вот, идея про скифов вообще то наталкивает на мысль о том, что они это мы, только с измененым сознанием, не провожу знак равенства между нами и ими, но делаю ударение на то, что ни кто никуда не уходил и ни кто туда не приходил, а просто ввиду того, что в некоторый период смуты и смены династии, центральная власть отдалилась, точнее новая власть еще не могла заняться окраинами государства, а отсюда многие другие пытались подчинить их себе, примером может служить то, что Ислам, другой закон(в отсутствие законодательства, как его воспринимаем мы закон это религия) пришел на территорию северного Причерноморья в 17 веке, такая же ситуация на Сесерном Кавказе, это как раз период смуты и смены династии в Москве, такая же ситуация, только с католицизмом и в восточной европпе, в общем ситуация сродни развалу СССР, и вот тут как раз украина находящаяся меж трех огней, где османская империя, с запада каталическая «цифилисофанная» ге.й.ропа, а с севера и с востока православные, которые сами были в смуте! (выкиньте эту карту, ее создали именно для того чтобы вводить в смуту!), то что на юге это часть приняла ислам, и перешла в подданство османской империи (турков тогда еще в помине не было, так как разделение по национальностям начинается только в конце 17 в начале 19 века, отсюда весь пантюркизм не имеет под собой основание, да и вообще изначальна турок не национальность, а определение как тюркоязычные племена), западная часть восточной европы поддалась католицизму, восток остался православным, а то что между стало что то типа униатским...
        кстати, с таким подходом как типа к крымским татарам, не хочу ни кого задеть, оскорбить, только как аналогия, жителей Крыма можно назвать «крымские украинцы», это чисто для аналогии и примера...
        отсюда следует, что нет никакой связи между крымскими татарами и теми турками, которые бычат сейчас, как и у турок теперь нет ни какой связи ни с османской ни тем более с атаманской империей. а вот основанием может быть как раз то, что у нас ОДИН предок, и за предательством не всегда следует прощение, так как загоняя себя в предательство, в один прекрасный момент можно оказаться одним, когда отвернутся и те, ради которых предавал, так как веры больше не будет и от них, а вообще будешь человеком второго сорта, и веры не останется и от тех кого предавал... а ОТЕЦ ОДИН, назови его хоть АЛЛАХ, хоть яхве и еще как, вот только одни дети ОТЦА человечны и живут по заповедям, а другие нет...
        Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
    3. +2
      4 декабря 2015 10:22
      ну а мы считаем проливы зоной наших национальных предпочтений,так что вопрос о Царьграде остаётся открытым...
    4. Комментарий был удален.
    5. 0
      4 декабря 2015 13:19
      Представителей шайки под кликухой "ЛГБТ".
    6. 0
      11 декабря 2018 12:13
      Ага, итальянский штурмовой карабин за 4000$. Он у татарина ездящего на АЗЛК-2140 стоимостью в 10000₽, откуда? Турецким дождичком занесло?
      А грузовики оружия и ВВ вывезенные военными и ФСБ из мечетей, в частности в Вильино и Судаке. Сходны в крымских пещерах явно не от поляков и украинцев.
      У Ильи не упомянута та роль, которая сыграла татарскими незаконными и непризнаными организациями во время войны в ПМР, Обоих Чеченских компаний, конфликта в НКР, конфликта 2008 года в Грузии, цветных революций в Африке. Укро политик и бывший служащий разведки КЧФ Разумовский ещё в 2014г. рассказывал о роли Меджиса, Курултая, Алалет, в ходе конфликтов в Ливии и Сирии, Ираке. Многие из крымских татар сбежали на материк именно из-за этого. Я сам слышал от некоторых из жителей, что "русские " приносят им все их чёрные и незаконные делишки. Некоторые даже окна мешками с песком закладывали.
  2. +48
    4 декабря 2015 07:15
    Ну минус автору. Если он упомянул депортацию, то надо было упомянуть подробнее их деятельность, а не валить все на Сталине. Факты свидетельствуют, что практически все крымско-татарское население призывного возраста выступило на стороне фашистской Германии. Стоило фронту приблизиться к Крыму, подавляющее большинство населения начало переходить на сторону врага. Можно приводить тысячи примеров зверств крымских татар. Причем иногда даже немцы и итальянцы, захватившие Крым, были вынуждены тормозить их непомерную, даже для гитлеровцев, жестокость. Крымцы захватывали и сжигали заживо советских парашютистов, партизан. На 1 июня 1943 года в Крыму действовало партизанское подполье в составе 262 человек, в том числе шести крымских татар. Сталин спас их от праведного народного гнева, от погромов. Вы только представьте: за время немецкой оккупации татарские полицейские части собрали для угона в Германию более 50 тысяч русских жителей Крыма! Плюс нечеловеческие злодеяния, которые они творили по отношению к своим соседям. Что с ними за это сделали бы в 1945-м вернувшиеся из Берлина крымчане-фронтовики — отцы, братья и сыновья растерзанных ими, отданных в рабство советских граждан?! От крымских татар ничего бы не осталось.
    1. +13
      4 декабря 2015 07:40
      Хочу добавить. Для тех, кто интересуется историей, есть (в том числе и в сети), интересная книга: Игоря Васильевича Пыхалова "За что Сталин выселял народы?". Рекомендую.
      1. Комментарий был удален.
      2. +1
        4 декабря 2015 18:23
        Насчёт книг - может немного не "по теме" - также рекомендую В.Чивилихин Роман-эссе "Память", и за Батыя, бандерлоги для вас, и за Катынь и многое другое.
    2. +10
      4 декабря 2015 07:40
      Да, Советская власть и Сталин депортацией крыских татар их фактически спасли, фронтовики просто перевешали бы этих крысят... am
    3. +2
      4 декабря 2015 08:09
      Цитата: kuz363
      Факты свидетельствуют, что практически все крымско-татарское население призывного возраста выступило на стороне фашистской Германии.

      Всё так, только десятки тысяч крымских татар воевали и в составе Красной Армии. Семью подпольщика, всю войну сражавшегося с фашистами, вмести с ним самим отправляют в Узбекистан, Герой Советского Союза возвращается домой, а из дома его под конвоем отправляют в Узбекистан: таковы изгибы депортации. Позднее закрывали глаза на возвращение членов семей воевавших на стороне СССР, в семьях которых не было и явных предателей. А ведь были семьи, в которых и тех, и этих хватало.В любом случае: одно дело - депортировать за дело, а совсем другое - без вины виноватых, только по национальному признаку.
      Так что тут не всё так просто - чёрное и белое и больше ничего.
      1. +5
        4 декабря 2015 08:19
        Конечно, сложно было найти меру ответственности для каждой татарской семьи. Поддерживали немцев и в какой степени. Но время было военное, прокуроров, судей и адвокатов найти сложно, поэтому решили всех под одну ребенку. А вы знаете, что при обороне Берлина до конца воевала татарская дивизия 10 тыс. человек? И Сталин фактически спас татар от гибели, отправив их в теплую Среднюю Азию, а не на Колыму или Магадан. Причем выселенным для строительства собственных домов на местах выдавали кредит под 1% годовых! Сейчас можно получить на таких условиях?
        1. +11
          4 декабря 2015 08:44
          Одно не понимаю, а почему Сталин не всех западных украинцев выселил в Сибирь и на Дальний Восток? Вообще, расформировал бы УССР до автономной республики или раздал территории в РСФСР и БССР. А, УССР, создал заново, допустим на землях Новороссии (республика изначально была при создании СССР), Скольких бы сейчас проблем избежали.Эх!
          1. +2
            4 декабря 2015 09:34
            Мудрое замечание
          2. 0
            4 декабря 2015 09:34
            Мудрое замечание
          3. Комментарий был удален.
          4. +5
            4 декабря 2015 13:30
            Ответ прост - вспомните партизан. Немцы их казнили фактически без суда и следствия. Парни Берии и Абакумова работать умели. На допросах "лесные братья" просто сдавали друг друга с потрохами. Поэтому их судили, давали небольшие срока, после которых они возвращались, обучались, работали и как паскуды делали своё гадкое дело. Надо было сразу - в распыл. И всё. Сейчас бы на Украине было бы гораздо меньше последователей бандер, шухевичей и т.д.
            1. +2
              4 декабря 2015 14:33
              Надо было сразу - в распыл. И всё. Сейчас бы на Украине было бы гораздо меньше последователей бандер, шухевичей и т.д.
              Есть такое мнение, и не только мое. Что, при таком раскладе, украинцев вообще не осталось бы (шутка).
          5. 0
            5 декабря 2015 00:32
            у него были планы вроде как по депортации зап.украинцев.но он не успел их реализовать......
      2. +1
        4 декабря 2015 08:51
        ... так в жизни всегда больше серого, чем белого или черного...
      3. 0
        9 апреля 2016 21:03
        а что прибалты 100% бЫли на стороне СССР в войне?
    4. -9
      4 декабря 2015 12:54
      "Можно приводить тысячи примеров зверств крымских татар... " да можно конечно, приведите пожалуйста.. Список можно в личку или сюда в ленту. Спасибо.
      Из СССР было угнано 5 млн. 269 тыс. чел в Германию. Получается , что оставшиеся 5 млн 219тыс. 513 собрали для угона другие национальные полицейские части: украинские, белорусские и русские полицейские.
      По поводу депортации . Были выселены и чеченцы и турки -месхетинцы, и ингуши кажется. Вы можете объяснить причины их депортации?
      1. +3
        4 декабря 2015 13:17
        Цитата: bumbarash
        да можно конечно, приведите пожалуйста.. Список можно в личку или сюда в ленту. Спасибо.

        По Чеченам - http://uznai-pravdu.ru/viewtopic.php?t=505
        По Крымским татарам - http://www.sudak.pro/deportaciya-krymskix-tatar/
        1. 0
          9 апреля 2016 21:06
          там 3 зверства описаны.. еще 997 как минимум нужно до тысячи( или больше до тысяч)
    5. 0
      11 апреля 2016 22:01
      да хрен бы там!
      в в 90-е в чечне резали так что мама не горюй! и чё теперь? вы от страха бабками откупаетесь от них.
  3. +6
    4 декабря 2015 07:28
    Украина активно подыгрывала Турции, делающей ставку на крымских татар в Крыму(когда он еще был под Украиной). У украинских властей была идея фикс - избавиться от русских по происхождению, проживающих на полуострове закрывая глаза на действия националистов из крымских татар и представителей спецслужб Турции. А, что будет дальше не важно. В итоге доигрались до того, что население сделало свой выбор.
  4. +5
    4 декабря 2015 07:35
    Типичный крымский татарин
  5. +1
    4 декабря 2015 07:42
    Твое остается твоим лишь до тех пор,
    пока ты способен отстоять свое право владеть им.
    Так что пока Россия будет сильна,
    все эти шавки будут лишь потявкивать на нас.
    А как Америку заборем, так они и кормиться к нам прибегут.
    1. -4
      4 декабря 2015 09:17
      Америку бороть нельзя.
      Тогда мы останемся с Китаем один на один. У нас с ними общая граница. Их много и они сильны.
      В ближайшей перспективе - возвращение Украины и перевоспитание ее граждан.
      1. +2
        4 декабря 2015 10:03
        Дополнительно закопать на границе с Китаем штук пять ЯО, и можно дружить.
  6. +1
    4 декабря 2015 08:26
    Ковыряния в носу на эти темы - бесперспективны. Здесь многие народы проживают. И пока ко мне в дом со своим мнением не полезут - пусть проживают.
  7. +7
    4 декабря 2015 08:26
    Глядя на нашу историю, поражаешься, сколько своей территории было разбазарено. А ведь сколько жизней было положено в битвах, чтобы создать страну. Хрущева и Ельцина забудут, а Путин останется в памяти хотя бы оттого, что вернул Крым. Надеюсь, что будут и другие знаменательные достижения.
  8. +5
    4 декабря 2015 08:31
    В своем комментарии уважаемый Владимир совершенно верно охарактеризовал роль крымских татар в период Великой Отечественной войны. Историю нельзя скрывать, поэтому автору статьи, думаю надо было бы писать осторожнее. Мне, как специалисту, создававшему системы обороны нашей страны и, в том числе в Крыму, приятно было на экранах РЛС, установленных на одной из гор Крыма всю акваторию Черного моря и побережье Турции. Тогда ничего не могло ускользнуть от взора оператора. Честь имею.
  9. +1
    4 декабря 2015 08:39
    Тем не менее, депортация коснулась и героев Великой Отечественной войны, а также членов их семей. В результате депортации, которая носила всеобщий характер, Советский Союз обрел еще одну негативно настроенную нацию. ...Вот косячнули...когда депортация,была завершена..Надо было,разобраться кто враг, а кто нет..Тем самым, внести раскол..А так депортация..объединила и правых и виноватых..
    Спасибо,Илья
  10. +1
    4 декабря 2015 09:04
    Джемилёв и ко. оказыца профессиональные борцуны с режЫммом ))))
  11. +2
    4 декабря 2015 09:12
    А за чем при СССР и речь не могло идти о "крымском вопросе"?!
  12. +8
    4 декабря 2015 09:21
    Крымский татарин в отрыве от своего этноса - вполне договороспособный тип. Это когда их больше 3-х соберётся - тогда они бузят. Вывод ясен. Сталин был прав. Только выселять и расселять надо было мелкими группами. Вот в чём косячок.
  13. +5
    4 декабря 2015 09:52
    Спасибо за исторический обзор. Представлю справку о татарских воинских образованиях на службе у немцев...

    "9 мая 1945 года военно-политическое руководство нацистской Германии подписало акт о безоговорочной капитуляции, согласно одному из пунктов которой ее вооруженные силы должны были сразу же сложить оружие. Это касалось и тех иностранных добровольческих формирований, которые все еще продолжали находиться в рядах вермахта, войск СС или полиции. Таким образом, день германской капитуляции — это одновременно, и последний день истории крымско-татарских добровольческих формирований. Общее же представление динамики их численности по периодам дает приведенная ниже таблица:


    Тип добровольческого формирования Численность(средняя) Период, на который указана численность
    «Неорганизованная» самооборона, или «милиция» 4000–5000 человек ноябрь/декабрь 1941 —лето 1942 г.
    «Организованная» самооборона около 2000 человек январь 1942 — май/июнь 1944 г.
    «Добровольные помощники», или «хиви», в составе частей вермахта около 9000 человек декабрь 1941 /январь 1942 — май 1945 г.
    «Вспомогательная полиция порядка» индивидуальной службы около 4000 человек лето 1942 — май/июнь 1944 г
    Тип добровольческого формирования Численность(средняя) Период, на который указана численность
    Батальоны «вспомогательной полиции порядка» около 3000 человек лето 1942 — май/июнь 1944 г.
    Татарская горно-егерская бригада войск СС 2421 человек июль-декабрь 1944 г.
    Боевая группа «Крым» Восточно-тюркского соединения войск СС около 2500 человек декабрь 1944 — май 1945 г.
    Итого:
    15 000—20 000 человек
    ноябрь 1941—май 1945 г.

    На момент капитуляции Германии в ее вооруженных силах проходило службу около 3500 крымских татар. Большинство из них находилось в рядах боевой группы «Крым», еще некоторое количество — в частях вермахта, где они имели статус «добровольных помощников». После войны участь их была незавидна: по Ялтинскому соглашению между западными союзниками и СССР (февраль 1945 года) все они подлежали принудительному возвращению на родину. С большинством из них так и произошло. Летом 1945 года почти все крымско-татарские добровольцы были выданы Сталину, и только незначительной части из них удалось спастись. Благодаря вмешательству Турции их оставили в Европе. Позднее многие из них переселились в эту страну."

    Кого это заинтересовало и желающим ознакомиться подробнее даю адрес http://русскоедвижение.рф/index.php/history/52-articles/17138-2013-08-06-06-15-0
    3
    1. -8
      4 декабря 2015 11:14
      а сколько служило в Красной армии?
  14. +4
    4 декабря 2015 10:14
    Я противник всяких национальных автономий. Как показала наша история это приводит только к межнациональным трениям. Ленинская идея потерпела крах, Сталинская показала свою жизнеспособность. Должны быть края и области. Если население живущее в них желает иметь национальные школы, культурные центры, использовать свой язык, нужно идти на встречу и применять, оставляя приоритетом государственный язык и культуру. Нужен государственный "плавильный котел", в котором рождается единая общность, как например "русские" или как было "советский народ". Советская власть уже делала из Украины витрину экономических, культурных и национальных достижений. Чем сейчас это все обернулось?
    1. 0
      11 апреля 2016 22:05
      абсолютное правильное имперское мышление.
      завоеваные народы не имеют право на самостаятельность.
      якуты хотели жить как арабы за счёт недр земли своих предков. Хрен им!
  15. +1
    4 декабря 2015 10:18
    Турок били, бьем и будем бить. До тех пор, пока, наконец, не отучатся делать гадости России.
  16. +2
    4 декабря 2015 10:53
    Сталин зря спасал крымских татар от мести, зря позволил создать государство Израиль и многое другое. Какой-то не особо "кровавый тиран" получается. Хотя нашу либералистичекую тусню это не убедит в любом случае.
  17. 0
    4 декабря 2015 12:04
    Цитата: Skif83
    Да, "Просрали империю османы...", только Крым-то был и теперь есть НАШ!
    А наш он, если вдаваться в историю, не с 18 века, а гораздо раньше. Крым был землей скифов, когда никто даже слова Турция не знал!
    Так что, у России куда больше прав на Крым, потому как мы прямые потомки скифов!
    Все возвращается на круги своя...

    Абсолютно верно!Есть теория о "черноморской Руси"Т.е.Русь начиналась не с севера,а с юга и ещё задолго до Рюрика.
  18. +2
    4 декабря 2015 13:20
    Бачили очі, що купували - їжте, хоч повилазьте!
    "Выходя на Майдан в 2013 году, украинцы хотели попасть в Европу, а не высоких зарплат и пенсий, считает президент страны Петр Порошенко. Такой вывод можно сделать из заявления главы украинского государства, передает корреспондент ИА REGNUM.
    Порошенко: Вы же хотели Европу, а не высокие зарплаты и пенсии.
    «Когда стало известно, что соглашения об ассоциации с ЕС не будет, на следующий день миллионы людей вышли на улицы. Они требовали не повышения зарплат или пенсий, не уменьшения налогов или получения каких-то социальных льгот. Люди требовали Европу», — считает Порошенко.
    При этом он подчеркнул, что волю народа выполнил — он подписал соглашение об ассоциации после своего избрания на пост президента. И в дальнейшем, как заверил глава Украины, никаких отсрочек в евроинтеграции не будет, в частности, Москва не сможет на это"повлиять.http://regnum.ru/news/polit/2026686.html
  19. +2
    4 декабря 2015 13:51
    В результате депортации, которая носила всеобщий характер, Советский Союз обрел еще одну негативно настроенную нацию...


    Вы таки не поверите, но дедушка Сталин умел вылечить любой негатив.

    Оцените пассионарность:

    «Я всё равно паду на той,
    На той единственной гражданской,
    И комиссары в пыльных шлемах
    Склонятся молча надо мной...» ©

    А, ведь, папа автора этих строк был репрессирован и расстрелян.

    Не зря у "злых коммуняк" была цель: "воспитание нового человека", с наднациональным сознанием. И, ежели бы идейный враг - Никитка-кукурузник не стал бы пинать публично мёртвого льва и разлагать изнутри Страну, то не сомневаюсь - всё бы, со временм, получилось.

    В С_Ш_П - тоже колдуют над этой проблемой, провозгласив "великий котёл
    наций", в котором, якобы "выплавилась" сугубо "американская нация".

    Однако, судя по тому, как там резво отстреливают чернокожих, проект - явно не задался.
  20. 0
    4 декабря 2015 14:43
    Почему бы не пойти дальше.
    Турция и причерноморье (и не только) принадлежали когда-то Риму.
    Или еще дальше - Афинам.
    Анкара не хочет к Греции присоединиться?
  21. +1
    4 декабря 2015 16:42
    Цитата: Blondy
    Цитата: Михаил Крапивин
    Так ведь сидел в СССР за изнасилование, а у нас в тюрьмах таких быстро учат голубые шарфики носить.

    Да? А я думала это про шарфик Березовского.

    Одно другому не мешает.
  22. 0
    5 декабря 2015 08:25
    Цитата: bumbarash
    Когда существовали скифы, такого слова как " Русский" также никто не знал.

    а Тартарию знали?
  23. +1
    5 декабря 2015 16:08
    Конечно Анкара не хочет присоединятся к Греции. А Россия хочет к Украине ?

    Древний Рим и Древняя Греция- миф. А Византия-реальность. Турция -наследница Византии. Герб и флаг-византийские. Никакого завоевания турками Византии не было. А была Гражданская война, в которой победили восточные фемы-провинции.

    По Крыму. Если он не российский, то по договору Екатерины - турецкий однозначно.

    До "Великого Петра", Русь и Турция-одно целое. Наш мат- нормальный турецкий язык.

    Татары, искусственный этнос. Перун-верховное божество славян. Тарх-его сын, Тара-дочь. Вместе-ТАРХТАРИЯ. А тюркоговорящие, которых сейчас нарекают татарами, это-булгары, то есть волгари.
    1. 0
      6 декабря 2015 14:11
      Причем здесь договор Екатерины? Российская федерация является право приемником СССР, а вот СССР не был право приемником Российской империи. Все договоры, акты и т.д. подписывались "заново" с СССР.
  24. 0
    11 декабря 2018 11:58
    Удельная статья.