Military Review

Machine gun I.B. Shmetillo: Chinese rifles and Russian savvy

17
The lack of necessary material and excess enthusiasm often lead to very interesting results. So, during the Russo-Japanese War, infantry, in need of automatic weapons, but not having a sufficient number of machine guns, was forced to resort to non-standard ideas and solutions. Special devices were created from improvised materials in military workshops that made it possible to increase firepower without using completely new weapons. By mid-1904, the Port Arthur garrison began using similar systems, called the "Shmetillo machine gun."


The troops defending the city were unable to obtain the required weapons. For this reason, the captain of the 26 Infantry Regiment Ignatius Bronislavovich Shmetillo developed his own version of a special machine with a set of equipment that made it possible to use existing rifles and fire at a fairly high rate. Naturally, this was a compromise solution and such a “machine gun” could not compete with full-fledged automatic weapons, but in the existing situation even such systems were of great interest and provided a noticeable superiority in firepower over the enemy.

Machine gun I.B. Shmetillo: Chinese rifles and Russian savvy
General view of the "Shmetillo machine gun" in the Museum of the Pacific fleet. Photo by Ru-guns.livejournal.com / Port-arthur.ucoz.ru


Captain Schmetillo’s project is not only interesting history its appearance and purpose, but also a number of technical features. The design of an improvised machine gun was made from the simplest raw materials: boards of the desired size, metal rods, etc. Thus, the "Shmetillo machine guns" could be produced by any army workshops in a sufficiently large number, since their production was simple and did not require scarce materials.

The basis of the design of the "machine gun" was a frame made of wood and metal, equipped with small diameter wheels. With the help of the wheels and the rear metal stop, the “machine gun” could be moved from place to place, as well as adjust the horizontal and vertical guidance during the battle. The main elements of the mast were the front board with several slots for mounting the rifle boxes and the rear, which served as a stop for the butts. Both boards were connected by side metal rods.

In the nest of the front board should install several rifles of a suitable model. According to reports, the gun carriage design proposed by the officer made it possible to make a “machine gun” based on 5-8 rifles. During the mass production of Shmetillo machine guns, Chinese Hanyan 88 rifles were mainly used, representing a version of the German product Mannlicher M1888 chambered for 8x52 mm R. This weapon had a number of characteristic features that made it possible to use it in improvised machine guns. Firstly, a sufficient number of Chinese rifles remained in Port Arthur, which made it possible to launch systems based on them. Secondly, the Mannlicher M1888 rifles had a sliding bolt that should not be rotated around its axis when loaded. Turn the bolt when locking the barrel was made by a rifle independently.


Appearance rifle Mannlicher M1888. Photo of Wikimedia Commons


It should be noted that there is evidence of the existence of "Shmetillo machine guns" based on other weapons. Thus, a number of sources mention the assembly of such weapons based on captured Japanese rifles “Arisaka”, etc. Nevertheless, the possibility of using these weapons, as well as domestic “trehlinek”, raises certain doubts. The development of captain Shmetillo implied the use of rifles with sliding bolts, which do not need to be turned manually. In the case of the Arisaka rifle and the three-lane, the bolt would have to be turned 90 ° around its axis, which would have required a significant complication of the design of the “machine gun”.

When using the Hanyan 88 rifles on the side details of the frame of the mast, a wide U-shaped bracket with a vertical handle in the middle part was hinged. With this handle, the shooter could swing the bracket back and forth, thereby triggering the mechanisms of the rifles. For the simultaneous reloading of all the rifles of the “machine gun” on the bracket a few hinges were attached. At the rear end there was a round loop, at the front - a curved plate with a slit for the bolt handle.

Through the trigger guard rifles "machine gun" passed a special bar with mechanisms for pressing the trigger hooks. Judging by the available materials, the descent control was carried out using a system of flexible rods connecting the mechanisms to the lever on the back of the carriage. According to other data, fire control was carried out using the trigger of a central rifle, and on the rest of the weapon the force was transferred using a transverse rigid part.


The breech of the "machine gun" and control mechanisms. Photo Reibert.info


All known models of the “Shmetillo machine gun” were equipped with a bullet-shaped bulletproof shield. With its front edge, it was movably fixed on the front board of the mast, and in its center there was a stand for keeping it in the raised position. To transport the shield could be laid on the carriage, and before the battle it had to be lifted. In the center of the front of the shield there was a hole for aiming. Apparently, it was proposed to direct the "machine gun" at the central rifle, while the rest should have been fired in the same direction. Low accuracy associated with the quality of the manufacture of the machine, offset by the number of bullets in the salvo.

The combat use of the Shmetillo machine guns was supposed to look very interesting and unusual, both for contemporaries and from the current point of view. Arriving at the position, the calculation was to install a weapon, sending it in the direction of the enemy, and also raise the shield. After that, it was necessary to pull the lever of the U-shaped bracket, thereby simultaneously opening the gates of all existing rifles. Next, it was necessary to charge the weapon with the help of clips or packs (depending on the type of weapon used), after which it was ready for combat work.

By moving the staple lever forward, the ammunition was sent and all the barrels were locked. The shot was performed using a separate lever connected to the trigger with a set of flexible rods. For the next shot, you had to pull the lever back on the bracket, and then move it forward, extracting the spent cartridges and sending new cartridges. After emptying the stores, it was necessary to manually load all the rifles and continue the fire, alternately interacting with two levers.


General view of the weapon. A frame from the panorama of the hall №1 of the Museum of the Pacific Fleet: http://www.museumtof.ru/index.php/expo/zal1


The Mannlicher M1888 rifles, like their Chinese copies of the “Hanyang 88”, could make no more than 8-10 shots per minute. Thus, the technical rate of fire "machine gun Shmetillo" could be several times higher. For example, a “machine gun” based on five rifles allowed in theory to make up to 40-50 shots per minute, and the rate of fire of the eight-barreled system could go as far as 70-80. However, when calculating the rate of fire of an improvised machine gun, the complexity and duration of the successive loading of several rifles should be taken into account. Because of the need to load the clips or packs after each series of shots (the Hanyan 88 rifle had a magazine for 5 cartridges), the actual rate of fire could be several times lower than the calculated one.

There is information according to which IB Shmetillo made the first “machine gun” of his own design in the spring or summer of 1904, during the defense of Port Arthur. It can be assumed that the appearance on the front of such weapons had some impact on the course of the fighting. The garrison of the besieged city did not have a sufficient number of full-fledged machine guns, and three-line rifles could not fully provide the required firepower. In this case, handicraft designs based on the former Chinese rifles allowed to partially solve some of the existing problems.

The exact results of the use of the Shmetillo machine guns are unknown. Apparently, due to the possibility of simultaneous firing of several rifles in one direction, these systems were a relatively effective means of fighting the enemy. A positive feature of such weapons could be considered the main characteristics at the level of basic rifles. Nevertheless, it is hardly worth arguing that these systems could not compete with full-fledged machine guns.


Japanese postcard with a photo of a trophy "Shmetillo machine gun", released no later than the middle of 1908. Photo Fortoved.ru


It is known that in the workshops of Port Arthur a full-fledged production of improvised machine guns was established on the basis of the available rifles. They received a certain distribution and were used until the end of the fighting for the city. A certain number of "machine guns", apparently, became the trophy of the advancing Japanese. In the future, this sample was stored in the Japanese Museum of Port Arthur. As far as we know, only one “Shmetillo machine gun” survived to this day. This item is stored in the Military History Museum of the Pacific Fleet (Vladivostok), along with other artifacts from the Russo-Japanese War.

An interesting fact is that the development of captain I.B. Shmetillo is known, first of all, thanks to fiction. This officer was one of the heroes of the historical novel Port Arthur, written by Alexander Nikolaevich Stepanov in the second half of the thirties on the basis of archival documents. In the novel there is an episode devoted to the development of an improvised machine gun, and later on the heroes repeatedly use this weapon. Thus, the original “Shmetillo machine gun” and its creator were able to remain in history not only as heroes of the Russian-Japanese war, but also as characters in a famous literary work.


Based on:
http://museumtof.ru/
http://ru-guns.livejournal.com/
https://vif2ne.org/
http://forum.guns.ru/
http://war1960.ru/
Beskurnikov A. For salvo fire // Technique - for youth, 1981. No.3
Stepanov A.N. Port Arthur. - M .: Soviet Russia, 1978
Demonstration of a Mannlicher M1888 rifle:
Author:
17 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Rurikovich
    Rurikovich 14 December 2015 06: 46
    +3
    In the book, if I’m not mistaken, a phrase was said that there were enough weapons in the fortress, the issue is a shortage of people. This is for those who consider the fall of Port Arthur to be a result of a lack of resources for defense.
    And so the invention of five soldier hi
    1. bionik
      bionik 14 December 2015 07: 49
      +1
      Quote: Rurikovich
      In the book, if I’m not mistaken, a phrase was said that there are enough weapons in the fortress, the question is the lack of people.

      The book says that he does not have enough people to defend his site positions.
      1. Rurikovich
        Rurikovich 14 December 2015 17: 00
        +2
        Quote: bionik
        The book says that he does not have enough people to defend his site positions.

        Who would argue - I will not hi For the last, fourth, time I re-read Port Arthur about 12 years ago ... That is why I don't remember literally wink
        Thanks for the amendment. smile
  2. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 14 December 2015 13: 20
    +3
    Perhaps you should not make hasty conclusions that the weapon was "to the fig"! Indeed, in this case we are talking about captured, ie, "non-standard" weapons.
    1. Captain45
      Captain45 14 December 2015 19: 36
      +1
      Quote: Nikolaevich I
      Perhaps you should not make hasty conclusions that the weapon was "to the fig"! Indeed, in this case we are talking about captured, ie, "non-standard" weapons.

      But the article clearly states why they used non-domestic weapons and not even trophy ones.
      During the mass production of the Shmetillo machine guns, the main use was the Chinese Hanyang 88 rifles, which were a variant of the German Mannlicher M1888 product chambered for 8x52 mm R. This weapon had a number of characteristic features that allowed it to be used as part of improvised machine guns. First, in Port Arthur there were a sufficient number of Chinese rifles, which made it possible to establish the production of systems based on them. Secondly, the Mannlicher M1888 rifles had a sliding bolt that should not be rotated around its axis when loading. The rotation of the shutter when locking the barrel was carried out by a rifle independently.
      And further:
      So, a number of sources mention the assembly of such weapons based on captured Arisaka Japanese rifles, etc. Nevertheless, the possibility of using these weapons, as well as domestic “three-rulers”, raises certain doubts. The development of Captain Shmetillo implied the use of rifles with sliding bolts, which do not need to be rotated manually. In the case of the Arisaka rifle and the three-ruler, the bolt should have been rotated 90 ° around its axis, which would require significant complication of the design of the machine gun.
  3. Megatron
    Megatron 14 December 2015 14: 46
    +4
    All would be well, but Port Arthur surrendered the traitor-commandant.
    1. Egor123
      Egor123 14 December 2015 15: 19
      +2
      Yes, the history textbook for the 9 class says exactly so, no matter how sad it may sound, but the commandant passed it. request
      1. Megatron
        Megatron 14 December 2015 18: 09
        +1
        Port Arthur and Tsushima were my favorite books in childhood.
        If someone did not read it, I strongly recommend it !!
  4. Denimax
    Denimax 14 December 2015 18: 16
    +4
    If the headline in the video talks about Steyer-Manlichher, then this is an Austrian product, not a German one.
    1. Grishka cat
      Grishka cat 14 December 2015 21: 20
      +2
      I also wanted to say about it, but you got ahead. My 5 kopecks is 8 * 52R respectively Austro-Hungarian cartridge.
  5. Vladislav 73
    Vladislav 73 14 December 2015 18: 16
    +3
    But here, in VO, there was already a bunch of articles rehabilitating Stessel ... Patriot, the hero of defense, from whom they made a scapegoat. Well, here's how they write about Serdyukov, a reformer, an unrecognized genius. There is only one question about that and about he cleverly avoids the other, about the personal responsibility of the chief for the case entrusted to him. By the way, about the book of A.N. Stepanov, it is directly stated there that the fortress was surrendered for money. I don’t know how it really was, but there is no smoke without fire it happens?
    1. Megatron
      Megatron 14 December 2015 19: 51
      0
      What is more interesting is why the officers did not arrest the traitor.
  6. Massik
    Massik 14 December 2015 18: 46
    +1
    The book immediately recalls.
  7. m262
    m262 14 December 2015 23: 13
    +1
    Thanks for the excellent photos and videos, I could not understand how they, in their "product", implemented the reloading of all rifles at the same time, and here is Mannlicher! There was no Internet in childhood yet. Thanks again for the article!
  8. goody
    goody 15 December 2015 06: 54
    +1
    Class! The idea for those times is great !!!
  9. mojohed2012
    mojohed2012 15 December 2015 22: 27
    +1
    Goal for invention is cunning. In this case, the Russian troops defending Port Arthur invented defenses as best they could. It is known that there for the first time they began to use the ancestor of the mortar, which launched sea mines in the Japanese.
  10. Vladislav 73
    Vladislav 73 16 December 2015 06: 00
    +1
    Yes, it’s true, it’s a hoax for inventing a cunning. Sea ball mines descending from an elevation, electrification of wire fences, the same bombs, mortars, a Shmetillo machine gun. Yes, and as far as I remember, the cross-over firing of warships and the breaking up of land batteries in closed positions was also personal an initiative not practiced before.

Пулемет И.Б. Шметилло: китайские винтовки и русская смекалка

Недостаток необходимой материальной части и избыток энтузиазма часто приводят к весьма интересным результатам. Так, во время Русско-японской войны пехота, нуждаясь в автоматическом оружии, но не имея достаточного количества пулеметов, вынуждена была прибегать к нестандартным идеям и решениям. Из подручных материалов в войсковых мастерских создавались специальные устройства, позволявшие повысить огневую мощь без использования полностью нового оружия. Уже к середине 1904 года гарнизон Порт-Артура начал использовать подобные системы, получившие название «пулемет Шметилло».

Войска, оборонявшие город, не имели возможности получить требуемое оружие. По этой причине капитан 26-го пехотного полка Игнатий Брониславович Шметилло разработал свой вариант специального станка с набором оборудования, который позволял использовать имеющиеся винтовки и вести огонь залпами с достаточно высоким темпом. Естественно, это было компромиссное решение и такой «пулемет» не мог конкурировать с полноценным автоматическим оружием, однако в имевшейся ситуации даже такие системы представляли большой интерес и обеспечивали заметное превосходство в огневой мощи над противником.

Пулемет И.Б. Шметилло: китайские винтовки и русская смекалка
Общий вид "пулемета Шметилло" в музее Тихоокеанского флота. Фото Ru-guns.livejournal.com / Port-arthur.ucoz.ru



Проект капитана Шметилло интересен не только историей своего появления и предназначением, но и рядом технических особенностей. Конструкция импровизированного пулемета выполнялась из самого простого сырья: досок нужного размера, металлических прутов и т.д. Таким образом, «пулеметы Шметилло» могли изготовляться любыми армейскими мастерскими в достаточно большом количестве, поскольку их производство было простым и не требовало дефицитных материалов.

Основой конструкции «пулемета» была рама, изготовленная из дерева и металла, оснащенная колесами небольшого диаметра. При помощи колес и заднего металлического упора «пулемет» можно было перемещать с места на место, а также корректировать горизонтальную и вертикальную наводку во время боя. Основными элементами лафета была передняя доска с несколькими прорезями для установки лож винтовок и задняя, служившая упором для прикладов. Обе доски соединялись боковыми металлическими прутами.

В гнезда передней доски следовало устанавливать несколько винтовок подходящей модели. По имеющимся данным, предложенная офицером конструкция лафета позволяла делать «пулемет» на основе 5-8 винтовок. В ходе массового производства «пулеметов Шметилло» в основном использовались китайские винтовки «Ханьян 88», представлявшие собой вариант немецкого изделия Mannlicher M1888 под патрон 8x52 мм R. Это оружие имело ряд характерных особенностей, которые позволили использовать его в составе импровизированных пулеметов. Во-первых, в Порт-Артуре оставалось достаточное количество китайских винтовок, что позволяло наладить выпуск систем на их основе. Во-вторых, винтовки «Маннлихер» M1888 имели продольно-скользящий затвор, который не следовало вращать вокруг своей оси при заряжании. Поворот затвора при запирании ствола производился винтовкой самостоятельно.

Пулемет И.Б. Шметилло: китайские винтовки и русская смекалка
Внешний вид винтовки Mannlicher M1888. Фото Wikimedia Commons


Следует отметить, имеются сведения о существовании «пулеметов Шметилло» на основе другого оружия. Так, в ряде источников упоминается сборка такого оружия на основе трофейных японских винтовок «Арисака» и т.д. Тем не менее, возможность применения этого оружия, равно как и отечественных «трехлинеек», вызывает определенные сомнения. Разработка капитана Шметилло подразумевала использование винтовок со скользящими затворами, которые не нужно поворачивать вручную. В случае с винтовкой «Арисака» и «трехлинейкой» затвор следовало поворачивать на 90° вокруг своей оси, что потребовало бы значительного усложнения конструкции «пулемета».

При использовании винтовок «Ханьян 88» на боковых деталях рамы лафета шарнирно закреплялась широкая П-образная скоба с вертикальной рукояткой в средней части. При помощи этой рукоятки стрелок мог качать скобу вперед и назад, тем самым приводя в действие механизмы винтовок. Для одновременной перезарядки всех винтовок «пулемета» на скобе шарнирно закреплялись несколько тяг. На заднем их конце предусматривалась круглая петля, на переднем – изогнутая пластина с щелью для рукоятки затвора.

Через спусковые скобы винтовок «пулемета» пропускалась специальная планка с механизмами для нажатия на спусковые крючки. Судя по имеющимся материалам, управление спуском производилось при помощи системы гибких тяг, соединяющих механизмы с рычагом на задней доске лафета. По другим данным, управление огнем велось при помощи спускового крючка центральной винтовки, а на остальное оружие усилие передавалось при помощи поперечной жесткой детали.

Пулемет И.Б. Шметилло: китайские винтовки и русская смекалка
Казенная часть "пулемета" и механизмы управления. Фото Reibert.info


Все известные образцы «пулемета Шметилло» оснащались пулезащитным щитком выгнутой формы. Своей передней гранью он подвижно закреплялся на передней доске лафета, а в его центре предусматривалась стойка для удержания в поднятом положении. Для транспортировки щиток можно было укладывать на лафет, а перед боем его следовало поднимать. В центре передней части щитка имелось отверстие для прицеливания. По-видимому, предлагалось наводить «пулемет» по центральной винтовке, а остальные должны были стрелять в ту же сторону. Низкая точность, связанная с качеством изготовления станка, компенсировалась количеством пуль в залпе.

Боевое применение «пулеметов Шметилло» должно было выглядеть очень интересно и необычно, как для современников, так и с нынешней точки зрения. Прибыв на позицию, расчет должен был установить оружие, направив его в направлении противника, а также поднять щиток. После этого следовало потянуть за рычаг П-образной скобы, тем самым одновременно открыв затворы всех имеющихся винтовок. Далее нужно было зарядить оружие при помощи обойм или пачек (в зависимости от типа используемого оружия), после чего оно было готово к боевой работе.

Движением рычага скобы вперед производилось досылание патронов и запирание всех стволов. Выстрел выполнялся при помощи отдельного рычага, связанного со спусковыми крючками при помощи набора гибких тяг. Для следующего выстрела следовало вновь потянуть за рычаг на скобе, а затем подать его вперед, выполнив экстракцию стреляных гильз и дослав новые патроны. После опустошения магазинов требовалось вручную зарядить все винтовки и продолжать огонь, попеременно взаимодействуя с двумя рычагами.

Пулемет И.Б. Шметилло: китайские винтовки и русская смекалка
Общий вид оружия. Кадр из панорамы зала №1 Музея ТОФ: http://www.museumtof.ru/index.php/expo/zal1


Винтовки «Маннлихер» M1888, как и их китайские копии «Ханьян 88», могли делать не более 8-10 выстрелов в минуту. Таким образом, техническая скорострельность «пулемета Шметилло» могла быть в несколько раз выше. Так, «пулемет» на основе пяти винтовок в теории позволял делать до 40-50 выстрелов в минуту, а скорострельность восьмиствольной системы могла доходить до 70-80. Тем не менее, при подсчете скорострельности импровизированного пулемета, следует учитывать сложность и длительность последовательного заряжания нескольких винтовок. Из-за необходимости заряжания обоймами или пачками после каждой серии выстрелов (винтовка «Ханьян 88» имела магазин на 5 патронов) реальный темп стрельбы мог быть в несколько раз ниже расчетного.

Имеются сведения, согласно которым И.Б. Шметилло изготовил первый «пулемет» собственной разработки весной или летом 1904 года, во время обороны Порт-Артура. Можно предположить, что появление на фронте такого вооружения оказало некоторое влияние на ход боев. Гарнизон осажденного города не располагал достаточным числом полноценных пулеметов, а трехлинейные винтовки не могли в полной мере обеспечить требуемую огневую мощь. В таком случае кустарные конструкции на основе бывших китайских винтовок позволяли частично решить некоторые имеющиеся проблемы.

Точные результаты применения «пулеметов Шметилло» неизвестны. По-видимому, благодаря возможности одновременной стрельбы из нескольких винтовок в одном направлении эти системы были сравнительно эффективным средством борьбы с противником. Положительной чертой такого оружия можно было считать основные характеристики на уровне базовых винтовок. Тем не менее, вряд ли стоит спорить с тем, что эти системы не могли составить конкуренцию полноценным пулеметам.

Пулемет И.Б. Шметилло: китайские винтовки и русская смекалка
Японская открытка с фотографией трофейного "пулемета Шметилло", выпущена не позднее середины 1908 г. Фото Fortoved.ru


Известно, что в мастерских Порт-Артура было налажено полноценное производство импровизированных пулеметов на базе имеющихся в наличии винтовок. Они получили определенное распространение и использовались до конца боев за город. Некоторое количество «пулеметов», по-видимому, стало трофеем наступавших японцев. В дальнейшем этот образец хранился в японском музее Порт-Артура. Насколько известно, до наших дней дожил только один «пулемет Шметилло». Это изделие хранится в Военно-историческом музее Тихоокеанского флота (г. Владивосток) вместе с другими артефактами времен Русско-японской войны.

Интересен тот факт, что разработка капитана И.Б. Шметилло известна, в первую очередь, благодаря художественной литературе. Этот офицер стал одним из героев исторического романа «Порт-Артур», написанного Александром Николаевичем Степановым во второй половине тридцатых годов на основе архивных документов. В романе присутствует эпизод, посвященный разработке импровизированного пулемета, а в дальнейшем герои неоднократно применяют это оружие. Таким образом, оригинальный «пулемет Шметилло» и его создатель смогли остаться в истории не только как герои Русско-японской войны, но и как действующие лица знаменитого литературного произведения.


По материалам:
http://museumtof.ru/
http://ru-guns.livejournal.com/
https://vif2ne.org/
http://forum.guns.ru/
http://war1960.ru/
Бескурников А. Для залпового огня // Техника – молодежи, 1981. №3
Степанов А.Н. Порт-Артур. — М.: Советская Россия, 1978
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Демонстрация винтовки Mannlicher M1888:
Читайте также
Комментарии 17
  1. рюрикович 14 декабря 2015 06:46
    В книге, если я не ошибаюсь, прозвучала фраза о том, что оружия в крепости хватает,вопрос в нехватке людей.Это к тем, кто считает падение Порт-Артура результатом нехватки ресурсов для обороны.
    А так изобретение на пять soldier hi
    1. bionik 14 декабря 2015 07:49
      Цитата: рюрикович
      В книге, если я не ошибаюсь, прозвучала фраза о том, что оружия в крепости хватает,вопрос в нехватке людей.

      В книге написано что ему не хватает людей для обороны его участка позиций.
      1. рюрикович 14 декабря 2015 17:00
        Цитата: bionik
        В книге написано что ему не хватает людей для обороны его участка позиций.

        Кто бы спорил - я не буду hi В последний,четвёртый, раз перечитывал "Порт-Артур" лет 12 назад... Потому уже дословно и не помню wink
        Спасибо за поправку smile
  2. Nikolaevich I 14 декабря 2015 13:20
    Пожалуй,не стоит делать поспешные выводы,что оружия было-"до фига"! Ведь в данном случае речь идёт о трофейном,т.е."нестандартном" вооружении.
    1. Кэптен45 14 декабря 2015 19:36
      Цитата: Nikolaevich I
      Пожалуй,не стоит делать поспешные выводы,что оружия было-"до фига"! Ведь в данном случае речь идёт о трофейном,т.е."нестандартном" вооружении.

      Но ведь в статье ясно говорится почему использовали не отечественное оружие и даже не трофейное.
      В ходе массового производства «пулеметов Шметилло» в основном использовались китайские винтовки «Ханьян 88», представлявшие собой вариант немецкого изделия Mannlicher M1888 под патрон 8x52 мм R. Это оружие имело ряд характерных особенностей, которые позволили использовать его в составе импровизированных пулеметов. Во-первых, в Порт-Артуре оставалось достаточное количество китайских винтовок, что позволяло наладить выпуск систем на их основе. Во-вторых, винтовки «Маннлихер» M1888 имели продольно-скользящий затвор, который не следовало вращать вокруг своей оси при заряжании. Поворот затвора при запирании ствола производился винтовкой самостоятельно.
      И далее:
      Так, в ряде источников упоминается сборка такого оружия на основе трофейных японских винтовок «Арисака» и т.д. Тем не менее, возможность применения этого оружия, равно как и отечественных «трехлинеек», вызывает определенные сомнения. Разработка капитана Шметилло подразумевала использование винтовок со скользящими затворами, которые не нужно поворачивать вручную. В случае с винтовкой «Арисака» и «трехлинейкой» затвор следовало поворачивать на 90° вокруг своей оси, что потребовало бы значительного усложнения конструкции «пулемета».
  3. Megatron 14 декабря 2015 14:46
    Все бы хорошо, но Порт-Артур сдал предатель-комендант.
    1. Egor123 14 декабря 2015 15:19
      Да, учебник по истории за 9 класс говорит именно так, как бы печально это не звучало, но сдал его комендант. request
      1. Megatron 14 декабря 2015 18:09
        Порт-Артур и Цусима - были в детстве моими любимыми книгами.
        Если кто вдруг не читал - категорически советую!!
  4. Денимакс 14 декабря 2015 18:16
    Если в видео заголовок говорит о Штайер-Манлиххере, то это австрийское изделие, а не немецкое.
    1. Кот Гришка 14 декабря 2015 21:20
      Я тоже про это хотел сказать,но вы опередили. Мои 5 копеек- 8*52R соответстветственно Австро-венгерский патрон.
  5. Vladislav 73 14 декабря 2015 18:16
    Зато тут,на ВО,была уже куча статей,реабилитирующих Стесселя...Патриот,герой обороны,из которого сделали козла отпущения.Ну вот как про Сердюкова сейчас пишут-де реформатор,непризнанный гений.Только один вопрос и про того,и про другого ловко обходят стороной-о личной ответственности начальника за вверенное ему дело.Кстати,о книге А.Н.Степанова-там ведь прямо сказано,что сдача крепости произошла за деньги.Не знаю,как было на самом деле,но дыма без огня не бывает?
    1. Megatron 14 декабря 2015 19:51
      Интереснее другое - почему офицеры не арестовали предателя.
  6. Marssik 14 декабря 2015 18:46
    По книге сразу вспоминается.
  7. m262 14 декабря 2015 23:13
    Спасибо за отличные фото и видео, не мог понять как они в своём "изделии" реализовывали перезарядку всех винтовок одновременно, а тут манлихер! Интернета в детстве ещё не было. Ещё раз спасибо за статью!
  8. goody 15 декабря 2015 06:54
    Класс! Задумка для тех времен- великолепная!!!
  9. mojohed2012 15 декабря 2015 22:27
    Голь на выдумку хитра. В данном случае, обороняющие Порт Артур русские войска изобретали средства обороны как могли. Известно, что там впервые начали применять прародитель миномета, пускавшего в японцев морские мины.
  10. Vladislav 73 16 декабря 2015 06:00
    Да,правда,голь на выдумку хитра.Морские шаровые мины,спускаемые с возвышенности,электрификация проволочных заграждений,да те же бомбочки,миномёты,пулемёт Шметилло.Да и насколько помню,перекидная стрельба боевых кораблей и разбивка сухопутных батарей на закрытых позициях тоже была личной инициативой,не практикуемой ранее.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня