Вертолетный бум в Поднебесной

Вертолетный бум в Поднебесной


Авиация сухопутных войск (армейская авиация), или авиация поддержки войск (АПВ), является родом Сухопутных войск Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Она предназначается для действий непосредственно в интересах формирований сухопутных войск и включает авиацию военных округов и армейских групп. Основной оргштатной единицей являются вертолетные бригады (полки) смешанного состава. Они имеют на вооружении боевые (противотанковые, огневой поддержки), многофункциональные транспортно-боевые, десантно-транспортные и специальные (разведывательные, спасательные, санитарные, управления, РЭБ) вертолеты.

По состоянию на начало 2015 года в авиации Сухопутных войск НОАК имелось 150 боевых вертолетов, из них: Z-10 – около 90 единиц, Z-19 – около 60 единиц. На вооружении также имелось более 350 единиц многофункциональных (многоцелевых) вертолетов, в том числе Ми-17 различных модификаций – 68 единиц, SA342L Gazell – 8 единиц, Z-9A – 21 единица, Z-9W – 31 единица, Z-9WA – 10 единиц, Z-9WZ – 193 единицы. Транспортных – около 340 единиц, включая тяжелые – более 60 единиц, средних – более 200 единиц.


В последнее время на вооружение авиации Сухопутных войск НОАК принято довольно большое количество беспилотных летательных аппаратов (БЛА), главным образом разведывательного назначения, в том числе тяжелых BZK-005, BZK-009 и WZ5, средних ASN-105, ASN-206, BZK-006 и BZK-007, а также легких ASN-104 и W-50.

УДАРНАЯ МОЩЬ АРМЕЙСКОЙ АВИАЦИИ


Боевые вертолеты являются основной ударной силой авиации Сухопутных войск НОАК. Они предназначаются для непосредственной авиационной поддержки войск в ходе боя, поражения наземных целей, включая бронетанковую технику, уничтожение живой силы противника, сопровождения (эскортирования) транспортно-боевых и транспортно-десантных вертолетов.

Боевые и частично транспортно-боевые вертолеты имеют на вооружении неуправляемые (НУР) и управляемые (в том числе противотанковые) ракеты и пушечно-пулеметное вооружение. В армейской авиации Сухопутных войск НОАК имеется также несколько средних и легких транспортных самолетов.

Вертолет Z-10, поставки которого в НОАК начались приблизительно в 2010 году, cоздан путем синтезирования современных западных и российских технологий на основе эскизного проекта 041, разработанного КБ Камова.

К опытно-конструкторским работам по проекту широко привлекались специалисты европейских вертолетостроительных компаний «Еврокоптер» и «Агуста-Вестланд», а также южно-африканской «Денел». В силу этого по своим тактико-техническим характеристикам и боевым возможностям он соответствует вертолетам вышеназванных фирм, соответственно «Тайгер», «Мангуста» и «Руйвалк». Вертолет спроектирован по классической схеме с четырехлопастным несущим и Х-образным четырехлопастным хвостовым винтами. Экипаж вертолета составляют два человека – летчик и оператор вооружения, размещенные по тандемной схеме. Силовая установка включает два турбовальных (ТВаД) двигателя WZ-9, созданных на основе нелицензионного копирования двигателя американской фирмы Pratt & Whitney. Мощность каждого – 1340 л.с. Предусмотрена возможность установки ТВаД типов ТВ3–117 или ВК-2500, а также перспективного китайского ТВаД WZ-16 мощностью 2000 л.с., создаваемого с привлечением специалистов фирмы «Турбомека».

Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) данной машины создано по принципу «стеклянной кабины». При этом Z-10 является первым боевым вертолетом китайского производства, органы управления которого выполнены в соответствии с концепцией НОТАS, позволяющей летчику применять бортовое вооружение, не снимая рук с органов управления вертолета. На машине данного типа также впервые навигационное и прицельное оборудование интегрировано в единый прицельно-навигационный комплекс, который может принимать данные со спутниковых навигационных систем GPS, ГЛОНАСС, «Галилео» и «Бэйдоу». Максимальная скорость вертолета – более 300 км/ч, крейсерская – более 270 км/ч. Вооружение: одна 23-мм пушка, до восьми противотанковых управляемых ракет (ПТУР) HJ-10 «Красная стрела», несколько управляемых ракет класса «воздух–воздух» TY-90, четыре блока неуправляемых авиационных ракет (НАР) калибра 57 мм и 90 мм. Вертолет оснащен стандартной для современных боевых машин данного типа системой пассивной обороны. Общая боевая нагрузка вертолета составляет 1500 кг.

Легкий разведывательно-боевой вертолет Z-19 создан на основе европейских и американских технологий, разработанных компаниями «Агуста-Вестланд», «Еврокоптер» и «Белл». Предназначается для воздушной разведки, поражения живой силы и техники противника, нанесения ударов по наземным целям, воздушной поддержки и сопровождения.

Экипаж – два человека (пилот и оператор вооружения), максимальная скорость – 280 км/ч, крейсерская – 245 км/ч, практическая дальность – 700 км, практически потолок – 4500 м. Вертолет оснащен двумя турбовальными двигателями WZ-8A (Turbomeca Arriel-1C1) мощностью 848 л.с. Каждый двигатель оборудован системой снижения инфракрасной заметности. Бортовое радиоэлектронное оборудование реализует принцип «стеклянной кабины». Корпус выполнен с применением технологии «стелс». Под носовой частью фюзеляжа находится турель с оптоэлектронной прицельной системой. Управляемые и неуправляемые ракеты класса «воздух–воздух» и «воздух–поверхность», НАР и контейнеры со стрелково-пушечным вооружением могут устанавливаться на четырех точках подвески.

В ближайшее время ожидается поступление на вооружение НОАК нового многоцелевого вертолета Z-20, созданного путем копирования закупленных в США гражданских вертолетов S-70C-2 разработки компании «Сикорский». По своим боевым возможностям и тактико-техническим характеристикам он фактически является аналогом известного американского вертолета UH-60 Black Hawk, спроектированного на основе вышеназванной гражданской версии. Единственным отличием китайской машины от S-70C-2/UH-60 является то, что она оснащена пятилопастным несущим винтом и имеет несколько большие размеры грузопассажирской кабины. Масса полезной нагрузки вертолета Z-20 предположительно составляет до 9 тыс. кг (в грузопассажирской кабине приблизительно 1 тыс. кг, остальное – на внешней подвеске). Машина может перевозить до 15 бойцов с вооружением и амуницией.

В ПЕРСПЕКТИВЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ И КОНВЕРТОПЛАНЫ


Следует отметить, что в настоящее время в Китае наблюдается повышенный интерес к вертолетной тематике. Совместно с российскими специалистами планируется создать вертолет тяжелого класса. Весьма амбициозные проекты китайские авиастроители осуществляют собственными силами: полным ходом ведутся НИОКР по созданию тяжелого конвертоплана типа американского V-22 «Оспри» с четырехлопастными винтами большого диаметра. Одновременно создается скоростной вертолет, по схеме компоновки сходный с американской винтокрылой машиной S-97 «Рейдер» разработки компании «Сикорский», но имеющей большие размеры, примерно соответствующие российскому вертолету Ми-8. Указанный летательный аппарат, судя по фотографиям и сопутствующим материалам китайских сайтов, выполнен по соосной схеме с четырехлопастным несущим винтом и двумя многолопастными винтами, размещенными в кольцевых каналах, расположенных в хвостовой части фюзеляжа. Можно предположить, что вертолет будет иметь скорость более 400 км/ч.

Несмотря на серьезные усилия, предпринимаемые Китаем в создании авиационной техники, китайские Вооруженные силы еще серьезно отстают от ведущих технологических и военных держав современного мира как по качеству, так и по количеству находящихся на вооружении Сухопутных войск НОАК авиационных средств поддержки войск. В результате на современном этапе китайская армейская авиация в целом, как представляется, не в состоянии эффективно решать поставленные перед ней задачи.
Автор: Александр Шлындов
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/armament/2015-12-04/1_china.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. Горный стрелок 5 декабря 2015 07:46
    Ну все копируют Китайские дракончики. И вертолёты пошли. Маловато будет, для такой армии. Да и копирующий - никогда не догонит разработчика. Школа нужна. Но особо улыбнуло, что пытаются скопировать скоростной вертолёт Сикорского S-97! Который ещё не принят на вооружение. И по которому ещё масса вопросов по аэродинамике скоростного полёта. Скорости концов лопастей несущих винтов не должны превышать скорость звука. Наши вертолётчики, имея самый богатый опыт производства сосной схемы, осторожно обещают скоростной вертолёт к 20-м годам. А Китай уже?
    1. kamil_tt 5 декабря 2015 08:56
      Лопасти у S-97 «растут» из более ранней модели, экспериментального X2 (2008 г.), и даже из «старичка» S-69 (1972г.), так что опыты им хватает, поскольку не было такого пробела, как у РФ в 90-ых. Сборка прототипов S-97 ведется с 2012 года, а с 2015 г. он уже проходит испытания, и до 20-ых годов встанет на вооружение.
      1. NordUral 5 декабря 2015 19:52
        Вот ссылка на S-97 и его родословную.
        http://topwar.ru/25118-sikorksy-s-97-raider-skorostnoy-mnogocelevoy-vintokryl.ht
        ml
        Интересно, а наши работают в этом направлении?
    2. nazgul-ishe 5 декабря 2015 21:43
      Ну все копируют Китайские дракончики

      Вспомните с чего начинали в СССР? Главное есть деньги и желание производить. У Союза это получилось не особо плохо.
      1. kamil_tt 6 декабря 2015 11:30
        все страны, легально или нет, копируют лучшие идеи друг у друга, таким образом прогресс идет быстрее, просто сейчас об этом не принято писать. это якобы не патриотично)
  2. Улиточник N9 5 декабря 2015 09:11
    Серия вертолетов типа "Z" показывает, как достаточно быстро и относительно "дешево" можно создать вполне современный "дешевый" боевой вертолет. Молодцы китайцы.
    1. NordUral 5 декабря 2015 19:53
      Вот именно. А нашим обидно вдвойне.
  3. shura7782 5 декабря 2015 10:10
    Китайцы хорошо экономят на разработках техники. Идёт , безcтыдное, копирование всё и вся. Своё у них, только внешний дизайн изделия. Хотя и тут узнаваемы оригиналы.
  4. НЕКСУС 5 декабря 2015 10:22
    Этот вертолетный бум идет не только в Китае,но и у нас и на западе.Не смотря на то,что у нас на вооружении стоят два ударных вертолета,уверен КБ Камова и Миля давно ведут разработки новых машин,которые в скором времени ,надеюсь,мы увидим.
    1. Комментарий был удален.
    2. gjv 5 декабря 2015 11:07
      Цитата: НЕКСУС
      КБ Камова и Миля давно ведут разработки новых машин,которые в скором времени ,надеюсь,мы увидим.

      Сделанная 2 декабря 2015 года на летно-испытательной станции АО "Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля" в Томилино фотография законченной изготовлением летающей лаборатории скоростного вертолета, переоборудованной из вертолета Ми-24К.
      gjv
    3. woker 5 декабря 2015 11:10
      точно 2?? а может 6?
      1. Комментарий был удален.
      2. gjv 5 декабря 2015 12:20
        Цитата: woker
        точно 2?? а может 6?

        6 Ка-50
        72 Ка-52
        32 Ми-8АМТШ
        93 Ми-28
        30 Ка-29
        более 320 Ми-24
        Всего действительно 6 типов ударных вертолетов, основной задачей которых является уничтожение (штурмовка) целей на земле, в силу чего их часто также называют штурмовыми вертолётами. hi
        gjv
        1. Ilya77 5 декабря 2015 13:55
          На Ка-50 уже не летают, в Торжке так сказали. Ми-24 по сути старая машина, оставшаяся с времен СССР, Ка-29 вообще корабельный, транспортно-боевой, как и МИ8АМТШ транспортно-боевой.Так что по сути 2 типа чисто ударных,Ка-52 и Ми-28, не считая Ми-24.
  5. Zaurbek 5 декабря 2015 10:33
    Вертолет размерности Агуста или производства Юар самый ходовой размер на рынке. Нам нужно с на имеющихся технологиях Ми 28 сделать экспортный вертолет на базе Ансата.
  6. Siberia 9444 5 декабря 2015 18:30
    С их экономикой и людскими ресурсами Китаю не важно какие у них вертолёты танки и т.д. Но нам нужно делать самые лучшие и готовить самых лучших пилотов 41 год мы больше не вывезим.
  7. ФилФилыч 6 декабря 2015 03:48
    Цитата: Siberia 9444
    С их экономикой и людскими ресурсами Китаю не важно какие у них вертолёты танки и т.д. Но нам нужно делать самые лучшие и готовить самых лучших пилотов 41 год мы больше не вывезим.

    Все верно. Даже китайский z10 уже пакистан купил. А продажа ми 28 ка 52 вне одкб, мне кажется, вообще не должна быть. Поэтому легкий ударный на экспорт, должен быть. Да и в случае чего, можно было бы им заполнить потери. Были же в СССР проекты дешевых самолетов, на случай серьезных разрушений инфраструктуры.
  8. dchegrinec 6 декабря 2015 05:13
    Китай конечно может научиться делать всё!И копировать всё! Но у него есть одна неисправимая проблема, которая в ближайшие десятилетия не изменится.Это неумение делать детали высокой прочности, что приводит к мгновенному исчерпанию ресурса всего, что они делают: ракет, самолётов,автомобилей и всего высокотехнологичного.
    1. voyaka uh 6 декабря 2015 12:26
      "Но у него есть одна неисправимая проблема, которая в ближайшие десятилетия не изменится"///

      Почему неисправимая? Японцы "болели" той же проблемой в 60-70-е годы.
      Справились. Создали большие лаборатории: сидели тысячи инженров
      и действовали перебором вариантов. но не слепым, конечно, а по
      вполне научным схемам. И добились за 10 лет высокого качества сталей,
      сплавов.
  9. Zaurbek 6 декабря 2015 11:07
    У нас один вертолетный двигатель. ВК 2500. Для одной размерности вертолета. В этом и главная проблема. Для небольших стран держать вертолеты размерности Ми24-28 непозволительная роскошь. И в покупке и в содержании. Нужен аппарат 3-5т с двумя двигателями. С возможностью нести 1-1.5т вооружений. С системами управления унифицированными с старшими моделями.
  10. Cympak 6 декабря 2015 14:22
    Z-10 для китайцев разработали в КБ Камова на основе не реализованного у нас проекта 941
    http://lenta.ru/news/2013/03/07/wz10/
    Многи российские КБ продают свои невостребованные наработки в Китай, а украинские, думаю, что все поголовно этим занимаются. Отсюда и прогресс у китайцев в авиатехнике и ракетах.
    Так МиГ, например, слил свои наработки по 1,44 и его дальнейшему развитию 1.46 в Китай. Догадайтесь с двух раз, какой это сейчас китайский проект истребителя 5-го поколения
  11. nrex 6 декабря 2015 17:18
    Цитата: shura7782
    Китайцы хорошо экономят на разработках техники. Идёт , безcтыдное, копирование всё и вся. Своё у них, только внешний дизайн изделия. Хотя и тут узнаваемы оригиналы.

    В вопросах обороны все средства хороши, здесь особо варежку онкрывать не надо. Не чего постыдного в копировании нет, в Советском Союзе тоже многое чего копировалось и решения об этом принималось на самом высоком уровне.
  12. RUSЛАН 8 декабря 2015 01:31
    ХОТЕЛОСЬ-БЫ,ЧИТАЯ ПОДОБНЫЕ СТАТЬИ ИМЕТЬ ВИЗУАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕМ ПИШЕТ АВТОР В ВИДЕ ФОТОГРАФИЙ.
  13. looker-on 9 декабря 2015 22:19
    Автору спасибо большое за упоминание о беспилотниках. Почитал про тяжелые модели-это очень серьезно коллеги. BZK-005 Может быть в воздухе до 40 часов!У нас с тяжелыми(и будем честны-и с другими тоже) ситуация плачевная. А беспилотник это вещь. Это разведка до боя во время боя и после него. Это целеуказание. И при этом потери в пилотах-0%

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня