Друзья-соперники и союзники

18
Друзья-соперники и союзники«Никто не обнимет необъятного», сетовал в своих четырехтомных мемуарах «Люди и ракеты» академик Борис Черток, искренне считая, что о космосе СССР и России он написал все, а вот о боевой тематике такого труда никто даже не пытается написать.

Автор настоящей статьи, проработав в Московском ордена Ленина (позже дважды ордена Ленина) институте теплотехники ровно тридцать лет (1970–2000), из них 13 лет ведущим конструктором подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК), а затем столько же лет – заместителем начальника отдела боевого управления и защиты от несанкционированных пусков ракет, постарается в силу своих возможностей устранить этот недостаток. Тем более что ему всего 71 год – детский возраст для писания мемуаров.

КОНКУРЕНЦИЯ ГЛАВНЫХ И ПОВЫШЕННАЯ СЕКРЕТНОСТЬ


Как всем известно, в Советском Союзе было два главных конструктора в космической тематике – Сергей Королев (позже Василий Мишин) и Валентин Глушко, три главных конструктора по ракетной боевой стратегической тематике – Сергей Королев, Михаил Янгель (позже Владимир Уткин и Станислав Конюхов) и Владимир Челомей (позже Герберт Ефремов), два главных конструктора по баллистическим ракетам для подводных лодок (БРПЛ) – Владимир Челомей и Владимир Макеев, три главных конструктора по системам управления ракет – Николай Пилюгин (позже Владимир Лапыгин), Борис Коноплев (затем Владимир Сергеев и Яков Айзенберг) и Николай Семихатов (позже). Все они с 1965 года входили в систему Министерства общего машиностроения и занимались, в основном применительно к Ракетным войскам стратегического назначения (РВСН), шахтными ракетными комплексами (РК) с жидкостными ракетами.

Их конкуренция привела практически к тому, что постепенно вопросы построения РК и их управления все более и более отходили к РВСН (Главному штабу, ГУРВО и НИИ-4), а разработчики унифицированных командных пунктов (КП) – Борис Аксютин (затем Александр Леонтенков) и систем боевого управления Ракетных войск – Тарас Соколов (позже Виталий Мельник, Борис Михайлов, Анатолий Грешневиков, Владимир Петухов, Сергей Шпагин) работали непосредственно по заказам Ракетных войск.

Тактической и оперативно-тактической боевой ракетной тематикой с твердотопливными ракетами, естественно подвижной, занималось Министерство оборонной промышленности в Московском институте теплотехники – Николай Мазуров и Александр Надирадзе (Борис Лагутин, Юрий Соломонов), а затем, после перехода Александра Надирадзе к подвижной стратегической тематике, Коломенское КБ машиностроения – Сергей Непобедимый.

Естественно, в условиях царившей в СССР строжайшей секретности кое-какую отрывочную информацию главные конструкторы получали только на министерских НТС в ЦК КПСС и крайне редких совещаниях у высшего командного состава страны, а их заместители – из тоже секретного сборника «Зарубежная печать о Советском Союзе». Приведем только два примера: до сих пор не рассекречено ни одно из 173 авторских свидетельств заслуженного изобретателя Александра Надирадзе, его имя отсутствует даже в алфавитном указателе Российской государственной библиотеки.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ РАКЕТНЫХ КОМПЛЕКСОВ


К этому времени завершилось создание ракетных комплексов третьего поколения, каждая ракетная кооперация нашла свою нишу: КБ «Южное» – шахтные жидкостные ракеты, Миасс – БРПЛ как с жидкостным, так и с твердым топливом, МИТ – твердотопливные ракеты для ПГРК.

Началась разработка ракет нового поколения. Ими стали:

– глубокая модернизация жидкостной ампулизированной ракеты Р-36 («Воевода», или Р-36М2) шахтного базирования, испытывавшаяся на космодроме «Байконур»;

– новая твердотопливная ракета РТ-23 шахтного и железнодорожного базирования;

– твердотопливная ракета «Темп-2СМ2» подвижного грунтового базирования, получившая в 1979 году после уточнения направления работ в связи с подписанием Договора ОСВ-2 индекс «Тополь», или РТ-2ПМ.

Государственные летные испытания ракет РТ-23 и «Тополь» проводились на космодроме «Плесецк». Председателями Государственных комиссий были начальник Главного управления эксплуатации ракетного вооружения генерал-полковник Георгий Малиновский (по ракете РТ-23) и первый заместитель начальника Главного управления ракетного вооружения генерал-лейтенант Анатолий Фунтиков (по комплексу «Тополь»).

По результатам летных испытаний ракеты РТ-23 было принято решение о ее развертывании только в составе боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) 15П961, в шахтном варианте ракету не развертывать и приступить к работам по ракете РТ-23УТТХ.

Следует отметить, что основными требованиями к ракетным комплексам четвертого поколения стали не столько традиционные требования по сокращению времен боеготовности и повышению точности, сколько вопросы повышения живучести РК. Это обеспечивалось повышением стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва шахтных пусковых установок, созданием автономных пусковых установок для ПГРК (автономных модулей для БЖРК).

И вот здесь впервые началось сотрудничество различных коопераций.

СОТРУДНИЧЕСТВО ПРИНОСИТ РЕЗУЛЬТАТ


Проведя по личному поручению Дмитрия Устинова анализ технических решений по БЖРК 15П961, заместитель главного конструктора – начальник комплексного отделения Московского института теплотехники Александр Виноградов – предложил для БЖРК с ракетой РТ-23УТТХ принцип создания железнодорожного состава с тремя ракетами из трех автономных модулей.

Крайне неудачную и ненадежную конструкцию системы подъема ракеты РТ-23УТТХ в вертикальное положение в процессе предстартовой подготовки и пуска БЖРК сменила система быстрого подъема ракеты с использованием турбины с пороховым аккумулятором давления, предложенная и отработанная коллективом разработчиков МИТ под руководством заместителя начальника комплексного отделения Валерия Ефимова, за что он был позже удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.

И наконец, небывалый случай – в состав Государственной комиссии по проведению совместных (Министерства обороны и промышленности) испытаний ракетных комплексов с ракетой РТ-23УТТХ был включен заместитель главного конструктора Московского института теплотехники Вячеслав Гоголев!

Где-то в середине 1980-х годов впервые в СССР был создан межведомственный совет трех главных конструкторов ракетного вооружения (Александр Надирадзе, Владимир Уткин, Владимир Макеев), занимавшийся вопросами унификации ракет наземного и морского базирования для последующего поколения РК. Непосредственным результатом этих работ стало создание уже в России ракеты морского базирования «Булава-30» и разработка нового поколения ракет наземного базирования, ведущаяся в настоящее время в корпорации «Московский институт теплотехники».

Но вернемся к концу 1980-х годов.

МОСКВА ОТВЕТИЛА ВАШИНГТОНУ МОБИЛЬНОСТЬЮ


В ответ на ведущиеся в США разработки в Московском институте теплотехники были начаты работы по созданию подвижного варианта базирования тяжелой ракеты разработки КБ «Южное» РТ-23УТТХ подвижного грунтового комплекса на 12-осном шасси и подвижного грунтового старта с малогабаритной ракетой «Курьер» на 5-осном шасси.

Главными конструкторами ракет были выпущены технические предложения по созданию новых и модернизации уже имевшихся на вооружении ракетных комплексов.

КБ «Южное» предложило модернизацию ракеты РТ-23УТТХ (работы были прекращены в связи с распадом СССР) и ракеты для подвижного грунтового РК «Универсал».

НПО машиностроения предложило создать ракету «Альбатрос» с планируемым крылатым блоком.

МИТ был предложен вариант модернизации ракеты и комплекса «Тополь» («Тополь-М») с разработкой новой пусковой установки на 8-осном шасси.

По результатам рассмотрения этих работ в сентябре 1989 года было выпущено решение Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, предусматривающее разработку универсальной ракеты «Тополь-М» как шахтного (индекс 15П165, головное предприятие – КБ «Южное»), так и подвижного грунтового базирования (индекс 15П155, головное предприятие – МИТ).

Были также разделены и работы по созданию единой универсальной моноблочной ракеты:

– первую ступень ракеты разрабатывало КБ «Южное»;

– вторую и третью ступени – Московский институт теплотехники;

– планируемый боевой блок (впоследствии так и не состоявшаяся разработка) – НПО машиностроения.

Предусматривалось также проведение работ по сборке серийных ракет для шахтного базирования на Павлогорадском машиностроительном заводе, для подвижного базирования – на Воткинском машиностроительном заводе.

Позже РВСН были сформулированы и выданы промышленности тактико-технические требования на разработку комплекса, состоявшие из трех частей. Первая часть – общая – была подписана всеми тремя главными конструкторами и их основной кооперацией. Вторая – требования к шахтному РК – подписана только КБ «Южное» и его кооперацией, третья – требования к ПГРК – только Московским институтом теплотехники.

Тактико-техническими требованиями (ТТТ) Минобороны предусматривалось создание нового унифицированного командного пункта (УКП) 15В244, при этом оговаривалось, что разработка этого УКП должна проводиться по отдельным ТТТ заказчика. Разработчиком УКП являлось ЦКБ тяжелого машиностроения (генеральный директор – генеральный конструктор Александр Леонтенков, его первый заместитель – Глеб Васильев).

Впервые в практике разработки ракетных комплексов предусматривалось включение в состав комплекса стационарного и подвижного командных пунктов дивизии, а также воздушного пункта управления дивизии. Правда, хитрый автор настоящей статьи добился от начальника Главного управления ракетного вооружения генерал-полковника Александра Ряжских включения в текст ТТТ действующего по сей день примечания о том, что «указанные командные пункты разрабатываются по отдельным ТТТ МО в рамках отдельных ОКР и включаются с состав комплекса после принятия их на вооружение Советской Армии».

Началась разработка эскизного проекта и конструкторской документации.

Предусматривалось, что первым на совместные летные испытания выйдет шахтный вариант с размещением ракет в переоборудуемых пусковых установках 15П030 и 15П035 разработки ГНИП «ОКБ Вымпел» (главный конструктор Владимир Баскаков и вскоре сменивший его на этом посту Дмитрий Драгун), затем вариант комплекса с переоборудуемыми шахтными установками ракет Р-36 (индекс ШПУ 15П018) разработки КБ специального машиностроения (генеральный директор Николай Трофимов, главный конструктор Владимир Гуськов).

В связи с распадом СССР было несколько уточнено направление работ по комплексу 15П165:

– разработка первой ступени ракеты передавалась в Московский институт теплотехники, а ее сборка – на ПО «Воткинский машиностроительный завод»;

– было решено, в первую очередь по финансовым соображениям, отказаться от разработки нового УКП и провести модернизацию УКП 15В222, ранее прошедшего совместные испытания в составе шахтных РК 15П018М и 15П060;

– был запланирован (и позже практически полностью реализован) переход на российскую кооперацию.

Первый пуск шахтной ракеты был проведен 20 декабря 1994 года с космодрома «Плесецк» с переоборудованной шахтной ПУ «Южная-1».

Затем пуски ракет проводились также с площадки «Южная-2», из ШПУ, переоборудованной по серийной технологии. Последний, десятый, пуск был проведен в феврале 2000 года с площадки «Светлая-1» из переоборудованной по штатной технологии ШПУ 15П718М.

Государственной комиссией комплекс 15П165 был в мае 2000 года рекомендован к принятию на вооружение Российской армии и спустя два месяца принят на вооружение специальным указом президента РФ.

Опытно-боевое дежурство первого полка (в усеченном составе) комплекса 15П165 было начато в декабре 1997 года в Татищевской ракетной дивизии (Саратовская область).
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    6 декабря 2015 08:29
    Для мемуаров пойдёт
    1. +1
      6 декабря 2015 21:20
      КБ Южное и сдало америкосам про наш Рубеж, сто первый раз предлагаю разбомбить это предприятие как и мотор СИЧ, мы врагу сдаем наши секреты... Вон Израиль бомбит и ничего, мы чем хуже-то... нафиг нам Сирия, если у себя под задом вопросы не решены.
      1. 0
        22 января 2016 22:51
        Цитата: Гражданский
        КБ Южное и сдало америкосам про наш Рубеж, сто первый раз предлагаю разбомбить это предприятие как и мотор СИЧ, мы врагу сдаем наши секреты... Вон Израиль бомбит и ничего, мы чем хуже-то... нафиг нам Сирия, если у себя под задом вопросы не решены.



        К сожалению поздно...
  2. +2
    6 декабря 2015 09:26
    Фамилия у автора по-военному "говорящая" wassat
    1. +3
      6 декабря 2015 22:04
      Нет такого слова, что не могло бы быть фамилией еврея (с) ☺
      1. +2
        6 декабря 2015 22:21
        Ой ктот меня минуснул ( по барабану в общем) Но для молодежи поясню. Это старая добрая (именно добрая) шутка времен СССР. А не то, о чем вы подумали.
  3. +4
    6 декабря 2015 09:28
    Читал эту статью еще в НВО. Для газетной публикации подойдет. Но не более. При всем уважении к автору - очень много ляпов в индексах. См можно согласиться, так это с тем, что у нас крайне мало книг связанных с такой тематикой. А если они и выходят, то очень мизерным тиражом, исключающим их распространение.
    В принципе книги выходили только:
    1. В общем, обзорном варианте - Карпенко. Его книги о стратегических и тактических комплексах
    2. Юбилейная книга МИТа
    3. Кинги КБ "Южного" и ГРЦ Макеева
    Вот в принципе и все, что можно найти в сети. Нет и невозможно видеть даже в электронном варианте книгу о ракетных комплексах "Арсенала", материалы по ПРО (с десяток книг). Да и авиационная тематика не балует
    1. 0
      22 января 2016 22:53
      Советую читать милитарираша и р-бэйзньюфактория..
  4. +2
    6 декабря 2015 10:16
    Очень хочется увидеть новый БЖРК , очередной привет НАТО!
    1. +2
      6 декабря 2015 10:48
      dchegrinec SU Сегодня, 10:16
      Очень хочется увидеть новый БЖРК , очередной привет НАТО!"
      символично!!..
      -Баргузи́н — мощный восточный ветер, дующий в средней части Байкала.
      Возникает за счёт стока холодного воздуха из Даурских степей, имеет характер боры. Скорость обычно менее 20 м/с, продолжительность — несколько часов. Особой мощи он достигает осенью.
      --Славное море — священный Байкал,
      Славный корабль — омулёвая бочка.
      Эй, баргузин, пошевеливай вал,
      Молодцу плыть недалёчко.(народная песня «Славное море — священный Байкал»")
      1. +1
        6 декабря 2015 16:34
        Занимательная картинка.
        По аналогии, где-то существует СЖРК - Стационарный Железнодорожный Ракетный Комплекс smile
  5. +2
    6 декабря 2015 12:06
    Как он будет называться в серии пока не известно. Это обозначение темы. И судя по всему серийное название будет другим, менее символичным.
  6. 0
    6 декабря 2015 19:03
    Цитата: CЕRHJ
    Там не только много ляпов.Там и фактические ошибки.Потом ,вся статья это- просто ода МТИ

    А как вы хотели? Чтобы была ода макеевцам или "Южному"?

    Цитата: CЕRHJ
    Вообщето по теме Целина-2 с ракетой 15Ж62 на базе МАЗа 7907 "лаханулись" как раз МИТовцы.Ну конечно ж как не похвалить свое "родное гнездо"!

    А разве изделие было не южан??? Причем тут МИТовцы - лично я не знаю... Может просветите?

    Цитата: CЕRHJ
    Вред какой нанес МИТ времен ЕБН.по сути переключив на себя всю ракетную тематику исключительно на себя,мы и сейчас оценить не сможем

    Тут я согласен. Сейчас не оценить

    Цитата: CЕRHJ
    Пользуясь особой доступностью к ЕБН.они с легкостью отодвинули от морской тематике КБ Макеева с Синевой и рядом других комплексов (Лайнер).Втюхав ВМФ свою Булаву.с надежностью такой .что до сих пор есть в ее сомнении.стоило ли брать ее на вооружение.недавний пуска сразу двух ракет.один из которых неудачный это только подтверждает.

    Так было всегда. Пользуясь своей доступностью Сергей Павлович смог "втюхать" свою 75-ю машину параллельно янгелевской Р-16.
    Пользуясь своей доступностью к "телу" в свое время Макеев отодвинул Тюрина. Насчет всего остального. ЕМНИП было ТТЗ на твердотопливную ракету. О ЗВ пока сказать ничего не могу.
    Но в любом случае макеевцы предлагали отнюдь не твердотопливную БРПЛ, а значит в нарушение ТТЗ. Последний пуск "Булавы"- об этом столько написано, что толком сказать, что было уже невозможно. Особенно на основе материалов наших СМИ.

    Цитата: CЕRHJ
    как то все оборвано,чего не было шахтного 15П060,котрых вместо УР-100Н УТТХ поставили на дежурство аж 56 ракет?

    Тут я согласен, лажа. По крайней мере в 2-х дивизиях она была развернута. В России в количестве одного полка, остальные на Украине...

    Цитата: CЕRHJ
    ...Вот фото МБР Курьер.

    На фото один из вариантов пусковой МБР "Курьер"...
    1. 0
      22 января 2016 22:58
      Пользуясь своей доступностью к "телу" в свое время Макеев отодвинул Тюрина. Насчет всего остального. ЕМНИП было ТТЗ на твердотопливную ракету. О ЗВ пока сказать ничего не могу.
      Но в любом случае макеевцы предлагали отнюдь не твердотопливную БРПЛ, а значит в нарушение ТТЗ. Последний пуск "Булавы"- об этом столько написано, что толком сказать, что было уже невозможно. Особенно на основе материалов наших СМИ.

      Ай-ай как нехорошо! am У Тюрина были проблемы с надёжностью первой ступени и заявленную дальность он не достиг..В это время жидкостная машина Макеева полетела на межконтинентальную дальность.
  7. +4
    6 декабря 2015 22:15
    Статья интересная. Не специалист вообще ничего не поймет (как я). Специалист (есть подозрения) грыжу от смеха поймает. Огромная просьба к коллективу ВО: Наймите наконец редактора. Не шутка. Практически никто из авторов не вычитывает текст даже на раз. За редким исключением...
  8. 0
    8 декабря 2015 22:02
    Цитата: CЕRHJ
    Ну вот тут поподробнее -http://rvsn.ruzhany.info/uragan005.html.Выделю

    Если честно, то в юбилейной книге МИТа не помню, чтобы было хотя бы слово о "Целине-2", А этому изданию у меня немного больше доверия, чем пусть и хорошему, но Интернет-ресурсу. На нем, кстати перепутаны индексы шасси. Но до посмотреть, чтобы быть абсолютно уверенным. Комп вышел из строя, пишу с нетбука, но в архиве книга есть. Поищу
  9. 0
    8 декабря 2015 23:28
    Я сейчас, уважаемый CЕRHJ просмотрел юбилейную книгу МИТа и к сожалению не нашел абсолютно ничего, что касалось бы комплекса "Целина-2". Есть упоминание о работе в кооперации с КБЮ по теме "Универсал", упоминание о реализованных и не реализованных проектах, но о "Целине-2" - тишина. Я конечно не исключаю такой возможности, но боюсь, что работы по кооперации так и не начались, поскольку все закончилось испытанием шасси.
  10. 0
    19 сентября 2019 17:13
    А можно ли как-то связаться с автором статьи?