Острова погибших кораблей

Острова погибших кораблей


Все советские школьники увлекались романом Александра Беляева «Остров погибших кораблей». Там рассказывается об острове из останков кораблей разных эпох, которые течение отнесло к зарослям водорослей в Саргассовом море. Естественно, это были фантазии Беляева, и автор сам в конце романа посредством пожара уничтожил остров.

Самое любопытное, что острова погибших кораблей не только реально имели место, но и существуют поныне! Так, целых два таких острова есть у восточного берега Каспийского моря. Один из них расположен у полуострова Бузачи, другой – недалеко от городка Порт Шевченко (сейчас Актау).


В 1960–1990-х годах это были полигоны для испытаний крылатых ракет. Естественно, вся информация по ним засекречена до сих пор.

В средства массовой информации информация об этих островах попадает лишь случайно. Так, 28 июня 2012 года казахский пограничный катер «Нейза» налетел на корпус притопленного судна у полуострова Бузачи, получил пробоину и затонул. Экипаж был эвакуирован. Через месяц катер подняли с помощью понтонов и увели вверх по реке Урал.

Замечу, что оба острова… обитаемы! В корпусах кораблей нашли прибежище многочисленные браконьеры и контрабандисты.

НОВЫЙ ПОЛИГОН


В соответствии с решением Совета министров СССР в 1958 году был сформирован 77-й специальный морской полигон в акватории Каспийского моря, с центральным подчинением ГК НИИ ВВС и, в оперативном порядке, 6-му управлению института.

Полигон включал в себя две испытательные станции (первая – полуостров Бузачи и вторая – форт Шевченко) и дивизион морских вспомогательных судов на Каспийском море.

Однако первые пуски крылатых ракет начались в этих районах еще раньше. Так, в декабре 1953 года самолет Ту-4 выпустил ракету КС («Комета») по транспорту «Курск». Это был первый пуск «Кометы», произведенный не испытателями, а строевым экипажем учебно-тренировочной части № 27 ВВС Черноморского флота, базировавшейся в Крыму на аэродроме Гвардейское.

28 мая 1958 года на полигоне № 77 начались испытания крылатой ракеты К-10С, а с 15 ноября 1958 года – испытания авиационной крылатой ракеты КСР-2.

В конце 1960-х годов на полигоне № 77 проходили испытания авиационно-ракетные комплексы (АРК) дальнего действия второго поколения:

1. АРК К-26, предназначенный для поражения морских и наземных целей, а также работающих РЛС. Наземные и летные заводские испытания комплекса проводились с ноября 1966 года по март 1967 года на Казанском авиазаводе. В них участвовали два самолета, переоборудованные из серийных Ту-16К-10: № 1793014 и № 2743054. В апреле их представили на госиспытания, но из-за необходимости доработок комплекса К-26 полеты начались в ГК НИИ ВВС и на полигоне только в конце 1968 года и закончились весной 1969 года.

На вооружение авиации ВМФ комплекс Ту-16К-10-26 был принят постановлением Совета министров СССР № 882-315 от 12 ноября 1969 года. Он предназначался для поражения наземных и морских целей ракетами КСР-5 или КСР-2 различных модификаций, и только морских целей – ракетами К-10СД или К-10С. Самолет-носитель получил индекс Ту-16К-10-26.

2. АРК К-22 создавался в трех вариантах: стратегический – с ракетой Х-22ПСИ; противокорабельный – Х-22ПГ; противорадиолокационный – Х-22П.

Летные испытания ракеты Х-22 начались 1 июля 1961 года на двух бомбардировщиках Ту-22К (№ 24 и № 25), а завершились только в 1967 году. Комплексы были приняты на вооружение в 1968–1971 годы.

В 1970-е годы на полигоне № 77 прошли испытания ряд авиационно-ракетных комплексов большой дальности:

1. АРК К-26П (Ту-16А-26П, КСР-5П – противорадиолокационная модификация ракеты). На Государственные испытания изделие было представлено в апреле 1972 года, а на вооружение принято постановлением Совмина СССР № 643-205 от 4 сентября 1973 года.

2. АРК К-22М был принят на вооружение в 1974 году (ракеты Х-22МА – с инерциальной системой наведения, и Х-22МП – с пассивной радиолокационной ГСН) – самолеты-носители Ту-22КД и Ту-22М.

3. АРК К-22Н был принят на вооружение в 1976 году (ракеты Х-22Н с новой активной ГСН типа ПМГ, Х-22НП – с пассивной ГСН, Х-22НА – с инерциальной системой наведения, обеспечившей коррекцию по рельефу местности, точность наведения до нескольких метров). Самолеты-носители Ту-95К-22, Ту-22М2 и Ту-22М3.

Следует заметить, что на каспийском полигоне № 77 проводились не только испытания крылатых авиационных ракет, но и учения авиации Черноморского, Балтийского и Северного флотов.

Так, на Каспии состоялись первые пуски серийных ракет К-10. Для этого из состава в/ч 21817 авиации Северного флота в июне 1960 года было выделено два строевых экипажа Ту-16К-10.

Предварительно экипажи произвели по три вылета на полигон авиации Северного флота Кузьминское, после чего перелетели на аэродром Кульбакино 33-го учебного центра, где в течение восьми дней проводили дальнейшие тренировки. Затем экипажи вернулись на аэродром Североморск-1, где приняли подготовленные к пуску крылатые ракеты и вновь перелетели на аэродром Кульбакино.

После контроля готовности в июне 1960 года приступили к практическим пускам. Первым его выполнил экипаж подполковника Мызникова. Полет по маршруту: Николаев – Ставрополь – Черный Рынок – цель (притопленный танкер «Чкалов») – порт Шевченко – Каспийское море – Астрахань – Ростов-на-Дону – Николаев – выполнялся на высоте 10–10,5 тыс. м. Отцепка ракеты произведена на дальности 175 км. По данным с полигона, ракета не долетела до цели 40 м.

Следом за ним пуск второй ракеты произвел экипаж подполковника Ковалева. Отцепка ракеты произведена на удалении от цели 170 км. Результат этого пуска – прямое попадание.

Замечу, что длина танкера «Чкалов» 110 м, а водоизмещение – 9100 т. Чтобы танкер выглядел на экранах РЛС как тяжелый крейсер, на нем поставили мачты с уголковыми отражателями, а между мачтами натянули металлическую сеть высотой в 13 м.

Любопытно, что в одном из последних пусков К-10 ракета прошла мимо цели и пролетела еще 245 км. Нетрудно догадаться, какая паника возникла бы, если б оное произошло на феодосийском полигоне Песчаная Балка. А тут пустынные воды, пустынные берега – лети куда хочешь.

Острова погибших кораблей

Корабли-призраки есть и там, где ранее плескалось
Аральское море. Фото Reuters

ОСВОЕНИЕ В ВОЙСКАХ И ПЕРВЫЕ БОЕВЫЕ ПУСКИ

Постановлением СМ СССР № 142-315 от 12 августа 1961 года комплекс К-10 был принят на вооружение. До конца 1963 года авиационные заводы № 1 и № 2 произвели 216 самолета-ракетоносца Ту-16К-10. Увы, ракета доводилась до ума довольно долго. В 1960–1962 годы ракетный комплекс поступил в семь авиационных полков, а количество пусков ракет с 79 в 1960 году увеличилось до 126 в 1961 году, достигнув рекордной цифры в 1962 году – 147 пусков.

Комплекс К-11-16 первыми освоили экипажи инструкторского 540-го морского ракетоносного авиаполка (МРАП) 33-го учебного центра в Николаеве (аэродром Кульбакино).

Первые пуски боевых ракет КСР-11 были выполнены с 25 октября по 23 ноября 1969 года. В ходе стрельб цели обнаруживались на дистанции 200–210 м, а предстартовая подготовка занимала не более 2–3 минут.

В ходе испытаний на Каспии кумулятивно-фугасная боевая часть весом 630 кг давала пробоины площадью до 22 кв. м, а внутренние отсеки выжигались кумулятивной струей на глубину до 12 м.

К сожалению, в ходе учений на Каспии случались и катастрофы. Так, 13 мая 1964 года группа балтийских самолетов Ту-16К-10 из 170-го МРАП Балтийского флота стартовала с аэродрома Быхов для проведения практических стрельбы ракетами КС-10 на 77-м полигоне.

Все полеты на Каспий выполнялись с дозаправкой. Заправка происходила в районе Цимлянского водохранилища. «Погода была сложная». После дозаправки при расхождении самолетов Ту-16К-10 и самолета-заправщика Ту-16ЗЩ оба развалились в воздухе. Из 12 членов экипажа 5 человек спаслись. При этом они не катапультировались, а их просто выбросило из самолетов.

РЕПЕТИЦИЯ ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ


Ремонтно-восстановительное судно «Тура», бывший сетевой заградитель проекта 149, следовало из порта Баутино и оказалось в 150 км от «острова погибших кораблей» в районе форта Шевченко. Тем не менее ГСН ракеты Х-22, выпущенной с ракетоносца Ту-22, захватила судно. Ракета на сверхзвуковой скорости промчалась на высоте 15 м над палубой, создав мощную ударную волну и аэродинамические завихрения.

17 апреля 1975 года самолет Ту-22-42 черноморского 943-го ОМРАП произвел на полигоне № 77 первый практический пуск крылатой ракеты Х-22.

16 сентября 1975 года балтийский экипаж Ту-16К-10-26 из состава 170-го МРАП запустил на полигоне ракету КСР-5.

16 августа 1983 года на каспийском полигоне у полуострова Бузачи была проведена «репетиция Третьей мировой войны» – «звездный налет» дальней авиации по американскому авианосному ордеру. Экипажами дальней авиации с самолетов Ту-22М и Ту-16 был произведен залповый пуск трех ракет Х-22Н по цели 710 и двух ракет К-10С по цели 706.

Через одну минуту после пуска был поднят самолет для осмотра мишеней, и, по докладу с борта вертолета представителя полигонной службы А.С. Воронина, все ракеты прямым попаданием поразили цель. Были поражены 710-я, 706-я и 709-я мишени.

Пуск ракет прикрывали восемь самолетов радиоэлектронной борьбы для дезинформации наземных постов разведки и загоризонтных РЛС, находившихся на территории Ирана и Турции.

28 августа 1982 года с самолетов Ту-22М был произведен новый залп из трех ракет Х-22Н. Все три мишени получили прямое попадание.

Таким образом, на 77-м полигоне выполнялись практически все пуски авиационных крылатых ракет КСР-5 и Х-22, и лишь с середины 1990-х годов их стали выполнять на полигонах ВВС Северного (Лумбовка) и Тихоокеанского (Мыс Тык) флотов.

КОРАБЛИ-МИШЕНИ


А что же представляли из себя мишени для крылатых ракет? В район у полуострова Бузачи и у Порта Шевченко было собрано свыше трех десятков отслуживших свой срок кораблей.

Приведу несколько примеров кораблей-мишеней. Грузовой пароход «Фиолетов» (до 1918 года «Коккум») построен в Малмо в Швеции. Грузоподъемность – 540 брт. Судно по Мариинской системе рек и озер перевели на реку Волгу. Оттуда пароход через Астрахань по Каспийскому морю прибыл в порт приписки Баку. В начале 1941 года корабль модернизировали и переклассифицировали в судно ПВО «ВН-7» (вооружение: одна 45-мм пушка и три 12,7-мм пулемета). В 1957 году – списали и стали использовать как судно-цель.

Танкер «Каганович» был построен в 1935 году на заводе «Красное Сормово» (Горький) и вошел в состав пароходства «Касптанкер». Принадлежал Каспийскому пароходству, был приписан к порту Баку. Выведен из эксплуатации в 1970-х годах и использовался в качестве судна-мишени на морском полигоне Бузачи.

Танкер «Берия» построен в 1935 году на заводе «Красное Сормово» и вошел в состав пароходства «Касптанкер».

Пароход «Чкалов» (до 1937 года «Григорий Арцруни») построен в 1894 году. В июле 1941 года был мобилизован, вооружен одной 45-мм и одним 7,71-мм пулеметом. Вошел в состав Каспийской флотилии в качестве корабля ВНОС ПВО «ВН-10». После списания был обращен в мишень.

Рассказ о всех судах «островов погибших кораблей» может занять пухлый том, так что я остановлюсь на наиболее экзотических из них. В частности, на «иностранцах». Один из них – германский тральщик М-3. Построен в Гамбурге в 1936–1938 годы. Полное водоизмещение – 874 т. Передан СССР по репарациям. 2 августа 1946 года прибыл в Севастополь и вошел в строй Черноморского флота под номером Т-918. 16 октября 1957 года был переклассифицирован в корабль-цель. В 1959 году – переведен на полигон № 77 для использования в качестве мишени.

Были на «островах» и подводные лодки. Среди них подводная лодка Щ-402 «Сельдь» V-бис серии. Построена в Ленинграде в 1933 году. В следующем году, разобранная на секции, доставлена по железной дороге в Николаев. Там собрана и 3 сентября 1935 года вошла в состав Черноморского флота. 16 июня 1949 года – переименована в С-202. 17 февраля 1956 года лодка выведена из боевого состава ВМФ, разоружена и переформирована в учебно-тренировочную станцию «УТС-11», а 16 июля 1957 года – исключена из списков плавсредств ВМФ и после переоборудования в мишень передана полигону № 77.

Кораблем-мишенью стал многострадальный лидер эсминцев «Киев» проекта 48 полным водоизмещением 3 тыс. т. Он был заложен в декабре 1940 года, и в июле 1941 года достроенный на 49% корабль на буксире увели из Николаева в Поти, а затем в Батуми. После войны его несколько раз пытались достроить, но в конце концов бросили и в 1955 году отправили по каналу Волго-Дон на Каспий. Там использовали в качестве опытового судна. В конце 1950-х годов «Киев» вернули на Черное море, а в начале 1960-х годов опять перевели на Каспий.

В заключение стоит сказать, что испытания крылатых ракет на Каспии проводили не только летчики, но и моряки. В 1959–1960 годы на Севастопольском ремонтном заводе средний десантный корабль «Илеть» проекта 572 был переделан в опытовое судно ОС-15. Замечу, что в ряде источников «Илеть» именуют сухогрузом. Дело в том, что СДК проекта 572 созданы на базе сухогрузов проекта 568.

ОС-15 имел полное водоизмещение 1915 т, два дизеля общей мощностью 1600 л.с. позволяли развивать скорость до 12,2 узлов. На носу установили пусковой контейнер СМЭ-142 для ракет П-35 и систему управления «Бином». ОС-15 по каналу Волго-Дон было отправлено на Каспий, при этом и СМЭ-142, и антенны были тщательно замаскированы.

ДИВИЗИОН ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Для обеспечения функционирования 77-го полигона в 1957 году был создан 173-й дивизион вспомогательных судов. В числе других кораблей в состав дивизиона в декабре 1957 года включили звено торпедных катеров проекта 183 (головной катер ТК-1253), переведенных по Волго-Дону с Черного моря.

В декабре 1960 года 273-я отдельная испытательная эскадрилья Северного флота была передана Черноморскому флоту и перелетела на аэродром Красноводск для обеспечения испытаний крылатой ракеты П-35.

Пуски ракет П-35 с корабля ОС-15 проводились в районе форта Шевченко. Боевое поле находилось в 10–15 км от берега у мыса Ракушечный, расположенного в 140 км южнее форта Шевченко. В качестве основных целей использовались недостроенный лидер проекта 48 «Киев» длиной 127 м при высоте борта 5 м, танкер «Низами» длиной 64 м с высотой борта 6 м и транспорт «Сыр-Дарья» длиной 59 м с бортом высотой 4,5 м. Основная позиция стрельбы находилась на траверсе мыса Бекдаш.

Первый пуск состоялся 27 июля 1960 года. Первая серия из семи пусков дала неудовлетворительные результаты и потребовала доработки системы управления АПЛИ-1.

Последующие летные испытания с IV квартала 1962 года на опытовом судне ОС-15 были более успешны. Одной ракеты, причем с инертной боевой частью (без взрывчатого вещества), оказалось достаточно для потопления лидера водоизмещением 2,5 тыс. т. Ракета попала в левую скулу «Киева», вскрыла палубу, как консервную банку, по длине около 50 м, далее ракета разрушилась, а ее двигатель пробил днище, и через 3 минуты лидер затонул.

16 августа 1960 года вышло постановление Совета министров СССР № 903-378 о разработке на базе комплекса П-35 противокорабельного комплекса береговой обороны «Редут». Ракета берегового комплекса получила индекс П-35Б.

Для комплекса «Редут» была создана подвижная пусковая установка СПУ-35 на четырехосном шасси автомобиля ЗИЛ-135К (после перенесения производства шасси в Брянск – БАЗ-135МБ).

Совместные испытания ракет П-35Б комплекса «Редут» были начаты 7 сентября 1963 года на специальном полигоне береговых войск в Джафаре близ Красноводска. В них принял участие лишь 51-й ОБРП Черноморского флота. После двух пусков выявилась неудовлетворительная работа двигателей КР-7-300 и бортовой аппаратуры, и дальнейшие испытания перенесли на 1964 год. Всего в ходе испытаний в Джафаре к марту 1966 года запущено 24 ракеты П-35Б. В качестве мишеней использовались корабли из «острова погибших кораблей» форта Шевченко.

Постановлением СМ СССР № 631-202 от 11 августа 1966 года комплекс «Редут» был принят на вооружение.

В 1991 году распался Советский Союз, и оба «острова погибших кораблей» оказались у берегов независимых государств Казахстана и Туркменистана.

Корабли представляют некоторую опасность для мореплавания, и периодически поднимается вопрос об их выводе с «боевых полей» бывшего полигона № 77. Однако интенсивность судоходства там небольшая, да и денег никто давать не хочет.

А пока на этих островах обитают браконьеры и контрабандисты. Причем пограничники научились вычислять места базирования браконьеров по огромным стаям чаек, которые собираются у останков кораблей, где ведется разделка рыбы.
Автор: Александр Широкорад
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/history/2015-12-04/14_kaspij.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21
  1. МЮД 6 декабря 2015 08:36
    В чем сложность разделки кораблей на металлолом?
    1. Argon 6 декабря 2015 09:10
      В большинстве случаев это не рентабельно,учитывая совокупность мер по"безопасностям",стоимость аренды дока\слипа,цена транспортной составляющей,ну и т.д.На территории россии извлекать прибыль из судоутилизации вообще возможно только при условии работы единого производственно-экономического металлургического комплекса.
    2. Razvedka_Boem 6 декабря 2015 09:30
      Место проведения работ должно быть ограждено. При разделке на воде, нужно провести расчеты по потере остойчивости, при снятии тяжелых секций и оборудования. Также должны провести осмотры и замеры на газы трюмов, цистерн и пр. Работники осуществляющие разделку корабля, должны иметь высокую квалификацию и средства индивидуальной защиты (противогазы, каски, защитные очки и пр.). Также, часто, проблему представляет транспортировка получившегося металлолома. В общем все это не так просто, как может показаться.
    3. dmi.pris 6 декабря 2015 21:18
      На чем вывозить будем?Верблюдами..?Транспортировка дороже лома обойдется...
      Цитата: МЮД
      В чем сложность разделки кораблей на металлолом?
  2. McArrow 6 декабря 2015 09:25
    Цитата: Argon
    .На территории россии извлекать прибыль из судоутилизации вообще возможно только при условии работы единого производственно-экономического металлургического комплекса.


    Глупости это все у нас Кольский залив и окрестности "черные копатели" почистили на раз а металл сдавали на базы потом в порт и забугор. Было бы желание
    1. Argon 6 декабря 2015 21:03
      Любезный вы даже не догадываетесь скольким из этих"копателей"15-20кг"цветняка"стоило здоровья,а кому то и жизни.
  3. казак волгский 6 декабря 2015 11:53
    интересный материал. спасибо.
  4. xomaNN 6 декабря 2015 13:37
    Да не скоро у наших бывш. братских республик дела дойдут до разделки на металлолом. В том же Казахстане в городах и около их после СССР остались Мегатонны железа.
    1. свой1970 6 декабря 2015 16:05
      давно почистили уже основную массу металисты
      1. Штык 6 декабря 2015 19:00
        Цитата: свой1970
        давно почистили уже основную массу металисты

        У нас их зовут - рудокопы! smile
  5. Зэ Кот 6 декабря 2015 15:51
    "После дозаправки при расхождении самолетов Ту-16К-10 и самолета-заправщика Ту-16ЗЩ оба развалились в воздухе."

    Почему не сказать, что они столкнулись ?


    Вообще от статьи неоднозначное ощущение ... Текста много, толку мало
  6. кобальт 6 декабря 2015 16:31
    В Бангладеш на побережье есть такое место где разбирают корабли на металл, целый муравейник конвейер, кому интересно поищите в интернете фото
    1. Razvedka_Boem 6 декабря 2015 19:00
      1. Аланг, Индия: побережье Индийского океана штата Бхавангар в Индии - главный центр мировой судоразделки. Побережье Аланга разбито на 400 разделочных площадок, на которых одновременно работает от 20000 до 40000 рабочих, вручную разбирающих суда.
      2. Ситакунда, Бангладеш
      3. Гадани, Пакистан: Еще один из мировых центров по утилизации кораблей, находящийся примерно в 40-ти километрах от портового города Карачи.
      4. Алиага, Турция: крупнейшая в Турции площадка по утилизации судов находится на на западе страны.
  7. Talgat 148 6 декабря 2015 18:52
    Браконьеры с Дагестана и Азербайджана находят приют на этих останках кораблей-мишеней.
  8. Talgat 148 6 декабря 2015 18:56
    Еще фото на тему..
  9. Talgat 148 6 декабря 2015 18:59
    Еще одна.. нефтяники говорят там много неразорвавшихся ракет. И даже немецкие якорные мины видели..
  10. Zlovred 7 декабря 2015 02:36
    Спасибо за статью - очень интересная тема!!! Хотелось в будущем побольше фоток к статье. hi
  11. Половец 7 декабря 2015 06:07
    Острова погибших кораблей
    Интересный материал. Только вот не соглашусь с автором, эти корабли не погибшие, они живы. Раньше "жизнью" они продвигали науку и крепили обороноспособность, сейчас же "живут" и "работают" "малинами", "ночлежками",...
  12. Alex_59 7 декабря 2015 10:35
    Я так понял речь идет про "Тюленьи острова". Не знал что и там полигон был. Правда на спутниковых снимках в районе островов корпусов судов не видать.
  13. vvp2412 7 декабря 2015 16:55
    Ставлю минус, т.к. статья называется "Острова погибших кораблей", а описывается испытание крылатых ракет!
    Вообще неинтересно!
    1. Сергей С. 12 декабря 2015 09:06
      Цитата: vvp2412
      Ставлю минус, т.к. статья называется "Острова погибших кораблей", а описывается испытание крылатых ракет!
      Вообще неинтересно!

      Странное мнение...
      Статье плюс.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня