Military Review

Many barrels - many bullets

26
Since the advent of the gunshot weapons his designers tried to increase the rate of fire, because the benefits of massive fire became clear almost immediately. For quite a long time, the rate of fire was increased indirectly: by training shooters. But if you do not train the soldier, the rate of fire will not increase significantly. Need some idea to improve the design of weapons. One of the very first and simple ideas was to equip the gun with several barrels.


Volley from Europe

The first samples of such systems appeared more than five centuries ago. But loading from the barrel, without diminishing the density of fire, had a bad effect on the overall rate of fire. As a result, the overall effectiveness of the weapon was not much higher than that of individual shooters. The idea with several trunks had to be postponed for the time being.

Many barrels - many bullets

Austro-Hungarian mitraleza Montigny of the 1870 model of the year. The numbers denote the 1 recharging lever, the 2 shop, the 3 recess.


The time of multilateral systems came only in the middle of the XIX century. In 1851, the Belgian Montigny made a gun with a block of rifle barrels charged from the breech. The recently appeared unitary cartridges turned out to be very opportune. They were easy to charge in special clips that looked like a metal plate with holes. The clip was inserted into the breech of the installation and all the cartridges fired simultaneously. Due to the clip, compared with the guns of the XV century, the rate of fire has increased significantly. Already in 1859, this model was adopted in France under the name "mitraleza". In Russia, the word was translated literally - the penis. However, the bullets flew a small “flock” and the area of ​​destruction was low. It happened that one enemy soldier managed to “catch” several pieces of lead at once. Dispersion reached acceptable values ​​only at very large distances, where the energy of the bullets decreased to unacceptable values. Another problem of the first mitrales was the simultaneous firing of all trunks. In later models, ammunition savings were provided by alternately firing several rows of barrels. But with this innovation, the buckshot did not receive great fame. The fact is that the French did not bother to develop tactics for their use, and simply put them on the battlefield in rows, almost "anywhere," and not in potentially dangerous areas.

Death organ

Over the ocean, in the United States of America, at this time the doctor R. J. Gatling was working on his brainchild. He also decided to use several barrels, but not for fire volleys. If a cartridge is to be reached in the barrel, then it shoots, and then it is necessary to throw out the cartridge case ... Why not make several barrels, each of which charges and throws the cartridge case, while others shoot? That is how Gatling argued. The result of his fabrications was the easel machine with six trunks. The shooter, like a barrel organ, twisted the knob in the breech of the weapon, setting in motion a block of barrels. Cartridges from the box magazine at the top of the gun under their own weight were fed into the chambers. For each turn of the block, each individual barrel had time to get a cartridge, shoot and throw out the cartridge case. Extraction of spent cartridges, it is worth noting, also carried out by gravity. A reservation must be made: the very idea of ​​a rotating barrel block was not new, by that time there already existed multiply charged pepperbox-type revolvers. The main merit of Gatling - the system of supply of cartridges and the distribution of the cycle of loading-shot-extraction in the course of the turnover of the block.


The main knots of R. Gatling’s gun cases: 1 - barrel bore, 2 - rotating magazine, 3 - chamber, 4 - barrel rotation axis


The original Gatling gun (Gatling gun) was patented in the 1862 year, and in 1866 adopted by the Army of the North. The first models could shoot at a rate of up to 200 shots per minute. Later, using gears, it was possible to bring the rate of fire to almost a thousand shots. Since the source of energy was external (for the then Gatling gun - a man), the machine gun was fired until there were cartridges in the store, there was no misfire, or the cartridge was wedged in the barrel. Later, an automatic weapon with an external drive will be called mechanized automatic. But before this name was still a few decades.

At the end of the 19th century, attempts were made to “separate” a person from the torsion of a handle and replace it with an electric motor. But at that time the electrical components were of such dimensions that no 2500-3000 shots per minute, to which they dispersed the machine gun, could not give them a start in life. In addition, the notorious X. Maxim has already launched his much more mobile machine gun, the maximum rate of which was at the level of the first Gatling apparatus. Gradually, multi-barreled machine guns were removed from service, and then they were completely forgotten.

A hundred years after doctor gatling

In the middle of the XNUMXth century, weapons with a high rate of fire were again required. In particular, it was required aviation and air defense: they now had to fight with such fast targets that they could not even have a rate of fire of one and a half thousand. It was possible, of course, to use machine guns like UltrashKAS (about 3000 rounds per minute), but its caliber was insufficient, and it was not profitable to process the design for other cartridges. Another factor that prevented designers from overclocking the classic design lay in temperatures. One barrel during continuous shooting heats up, and, having gained a certain temperature, can collapse. Of course, before that, ballistics will dramatically deteriorate due to deformation. This is where the Gatling system came in handy. There was already experience with accelerating it to two or three thousand shots, which, together with the new alloys for the trunks, looked encouraging.


Six Barrel Gun "Volcano"


Experiments were going on in many countries, but the first production model of the “new” Gatling guns was the American M61 Vulcan. Developed in the 1949 year, it had six 20-mm trunks with a hydraulic drive unit. There are two shooting modes for the Vulcan - 4 and 6 thousands of shots per minute. The design allowed more, but there were concerns about the stable behavior of the cartridge belt links. Therefore, a new modification of the gun M61A1 received altogether no-load ammunition. Even six thousand shots were enough for the Vulcan cannon to become the standard weapon for American fighters for many years to come.

Later in the USA several more samples of “Gatling-Gans” will be created for a different cartridge and with a different drive. The smallest caliber was in an experienced machine gun with an XM214 Microgun 70-s electric drive - 5,56 mm; the greatest one is also for the experimental T249 Vigilante 56 of the same year - 37 mm.



In the Soviet Union, too, did not ignore weapons with a rotating block of barrels. Back in 1939 I.I. Slostin made his eight-barrel machine gun caliber 7,62 mm. For a number of reasons (heavy weight and dampness of the structure), he did not go into the series, but some developments were used later. Work on multi-barrel systems was resumed in the early 60-x, when the fleet ordered gunsmiths six-barreled caliber 30 mm. Thanks to the Tula KBP and designers V.P. Gryazev and A.G. Shipunov, the sailors received a shipboard anti-aircraft installation AK-630, a little later, an aircraft gun GSH-6-30 will be created at its base. This gun had a rate of fire in 4-5 thousand rds / min, which, together with the caliber was more than enough to defeat most of the targets with which the fighters operate. Almost simultaneously with the 30-millimeter cannon, a smaller caliber GSH-6-23 (23 mm) was created. This was originally an aircraft cannon with a firing rate of up to nine thousand shots. Both Tula weapons, GSH-6-30, and GSH-6-23 have a gas engine to rotate the barrel assembly, but differ in starter: on the first gun it is pneumatic, on the second - pyrotechnic.


GSH-6-23



GSHG


At the end of 60's, work began on multi-barreled machine guns. These were chetyrehstvolnye GSHG (Tula KBP) under 7,62h54R cartridge giving up 6 thousand. Rounds per minute and YakB-12.7 (TsKIB, designers and PG Yakushev Borzov BA) chambered 12,7h108 mm, with a rate-4 4,5 ths / min Both machine guns were intended for use on helicopters. In particular, the YakB-12,7 was installed on a number of modifications of the Mi-24 in a mobile unit.
Several interesting rumors or, if you prefer, legends are associated with Soviet multi-barreled guns. Both concern GSh-6-30. According to the first, this gun was tested not on trucks, like other weapons, but on tanks, because with a rate of fire of 6000 shots, a volley of less than a second in length was required to completely destroy the first. The second legend says that when firing from the GSh-6-30, the shells fly out so often that in the air they almost bump into each other. Interestingly, amusing things are also told about the American GAU-8 / A Avenger cannon (7 barrels, 30 mm, up to 3,9 thousand rpm). For example, when firing from it, the A-10 attack aircraft stops in the air from recoil. Here it is, the glory of the people.

Germans, ammunition, two barrels

Multiple weapon systems do not end with the Gatling scheme. There is another, slightly less popular and less well-known scheme - the Gusta system. In 1917, the German gunsmith K. Gast combined in one machine gun automation with a short barrel and multi-barreled. His machine gun called Gast-Maschinengewehr Modell 1917 7,92 caliber mm worked on the following principle: one of the two barrels, rolling back after a shot, through a special bracket charged the second barrel and vice versa. On tests, the Gusta machine gun accelerated to 1600 rounds per minute.



In 1965, the designers of the Tula KBP created their own version of the weapon according to the Gast scheme - GSH-23. She was equipped with various types of aircraft and helicopters. And both in the version of course weapons (MiG-23, Su-7B, etc.), and for installation on mobile rifle installations (Tu-95MS, Il-76, etc.). What is interesting, despite the lower rate of fire (up to 4 thousand shots per minute) than the six-barred GSH-6-23, GSH-23 was one and a half times lighter - 50,5 kg against 76.

At the end of the 70-x specifically for the then created attack aircraft Su-25 was designed gun GSH-30-2, also made according to the scheme Gast. Her two barrels give out only three thousand shots, but this is offset by millimeter 30 caliber. Later a version of the gun with longer barrels was created, intended for installation on Mi-24P helicopters.

What's next?

Next year, the Gatling system will be 150 years old. Gusta's scheme is a bit younger. Unlike their predecessors - mitralese - these systems are actively used and no one is going to abandon them yet. At the same time, for a long time, multi-barrel systems did not have significant increases in the rate of fire. There are two main reasons for this: first, new materials and technologies are needed to increase the rate of fire. Americans, for example, have already had to deal with the jams of then-existing link shell belts. Secondly, it still makes little sense to accelerate guns or machine guns, frankly, a little: the density of fire will increase only with the consumption of ammunition. Based on the foregoing, we can assume that in the future the appearance of multi-barreled weapons will not change, but new materials and various know-how will be introduced.
Author:
26 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. German
    German 25 November 2011 09: 27 New
    +4
    I saw once shooting from the A-630 --- amazing!
    1. Vadivak
      Vadivak 25 November 2011 10: 32 New
      +9
      Good article without unnecessary load and with interesting details
  2. vadimus
    vadimus 25 November 2011 09: 33 New
    +4
    The idea itself is impressive
  3. Net
    Net 25 November 2011 10: 31 New
    +4
    I may be wrong, but in my opinion "the plane stops in the air" is about testing the GSh-6-23 with a rate of fire of 10 rpm. on the Su-000. Arkady Shipunov told in some program.
    1. Tyumen
      Tyumen 25 November 2011 17: 49 New
      +1
      The recoil of the GAU-8 / A is exactly half the thrust of the A-10 engines.
  4. dred
    dred 25 November 2011 10: 45 New
    +1
    I heard about a new ustanovka which shoots 10000ves.min.
    1. fantast
      fantast 25 November 2011 16: 36 New
      0
  5. Ion coaelung
    Ion coaelung 25 November 2011 11: 11 New
    0
    At how much money do such guns fire per minute? belay
    1. schta
      schta 25 November 2011 13: 53 New
      +6
      At how much money do such guns fire per minute? belay

      Much cheaper than downed enemy aircraft
      1. wasjasibirjac
        wasjasibirjac 2 December 2011 17: 52 New
        0
        count the price of an enemy aircraft? Why, you need to consider the price of your ship, on which this gun stood
    2. maai
      maai 11 May 2015 21: 12 New
      0
      Quote: Ion Coaelung
      At how much money do such guns fire per minute?

      Not money, but a kilogram !!
  6. Artemka
    Artemka 25 November 2011 11: 16 New
    0
    Yes, the consumption of one such gun is huge, what can we say about all the guns at once.
  7. koosss
    koosss 25 November 2011 15: 24 New
    +2
    not a word about Vietnamese .. and there, on the turntables, the amers began to use "miniguns" with might and main
  8. Dimka off
    Dimka off 25 November 2011 16: 00 New
    +3
    Gryazev and Shipunov are unsurpassed designers in this field. The Americans did not stand nearby.
    1. German
      German 25 November 2011 22: 39 New
      +2
      do not think that there are fools. just a different approach ..
      1. stas52
        stas52 25 November 2011 22: 55 New
        0
        http://topwar.ru/8535-novyy-cheshskiy-avtomat-cz-805-bren.html#comment-id-73739
    2. Basarev
      Basarev 12 January 2014 23: 02 New
      0
      I really liked the GSH-30K. The Gast scheme personally seems to me more promising than the Gatling scheme.
  9. Pharao7766
    Pharao7766 25 November 2011 16: 05 New
    +1
    The main disadvantage of gatling is their electric drive.
    GSH is pure mechanics.
    1. Jaguar
      Jaguar 25 November 2011 23: 13 New
      0
      Quote: Pharao7766
      GSH is pure mechanics.
      Why write the wrong information? GSh-6-30L with an electric drive, unlike others http://www.tulamash.ru/prod_ao18.htm
      1. Pharao7766
        Pharao7766 29 November 2011 10: 17 New
        +1
        I agree that GSh-6-30L has an electric drive. But, if you pay attention to the rest of GSh products - GSh-6-30 (9-A-621), GSh-6-30K, GSh-6-23 they all have gas engines. And even at the development stage, Gryazev and Shipunov made a decision to abandon the electric motor ... which, as you understand, makes it possible to use (albeit conditional) from de-energized equipment.
        So GSh-6-30L is more likely an exception than practice.
        http://www.vvkure.org/vvkure/6-30
    2. bober
      bober 27 November 2011 14: 25 New
      0
      it must be naive to think that the Americans can’t make a gas propulsion device. And why is there a special pneumatic engine that is used on various rotating pneumatic tools? but as they say there are no analogues)))))))))))))
  10. spirit
    spirit 25 November 2011 19: 06 New
    0
    if I'm not mistaken then the XM214 Microgun was at the iron arnie in 2 terminators)) And now the amers are trying to fit it under their own, still raw, exoskeleton for marines.
    1. German
      German 25 November 2011 22: 42 New
      0
      it was a combined shooting - idle charges were reduced. power and backup for Arnie otherwise would have kicked him off his feet.
    2. Glenn witcher
      Glenn witcher 25 November 2011 23: 09 New
      0
      Jesse Ventura before him managed to run with this pandora. In addition, also in the jungle. And recently Taktarov joined them. wink
  11. Perry
    Perry 8 December 2011 16: 18 New
    0
    on airplanes with "volcanoes" the machine gun was not built into the plane, but the plane was built around the machine gun
  12. Mooh
    Mooh 30 July 2017 23: 57 New
    0
    Ofigit which wrote articles before Kirill Ryabov! And there is no human language and no self-repetitions, and special mistakes are not visible. Looks like the fighter’s hand is tired of writing.

Много стволов – много пуль

С момента появления огнестрельного оружия его конструкторы пытались увеличить скорострельность, т.к. почти сразу стали понятны преимущества массированного огня. Довольно долгое время скорострельность повышали косвенным способом: тренировками стрелка. Но как не натаскивай солдата, скорострельность значительно не вырастет. Нужна была некая идея по совершенствованию конструкции оружия. Одна из самых первых и простых идей заключалась в оснащении орудия несколькими стволами.

Залп из Европы

Первые образцы таких систем появились более пяти веков назад. Но заряжание с дула, не умаляя плотности огня, плохо сказывалось на общей скорострельности. Как следствие, общая эффективность оружия была не сильно выше, чем у отдельных стрелков. Идею с несколькими стволами пришлось отложить до поры до времени.


Много стволов – много пуль

Австро-венгерская митральеза Монтиньи образца 1870 года Цифрами обозначены 1 — рычаг перезаряжающего устройства, 2 — магазин, 3 — патронник


Время многоствольных систем пришло только в середине XIX века. В 1851 году бельгиец Монтиньи сделал орудие с блоком ружейных стволов, заряжаемых с казенной части. Очень кстати оказались и недавно появившиеся унитарные патроны. Их легко было заряжать в специальные обоймы, выглядевшие как металлическая плита с отверстиями. Обойма вставлялась в казенник установки и все патроны выстреливали одновременно. За счет обоймы, по сравнению с орудиями XV века, скорострельность выросла в разы. Уже в 1859 году сей образец был принят на вооружение во Франции под названием «митральеза». В России это слово перевели дословно – картечница. Тем не менее, пули летели небольшой «стайкой» и площадь поражения была невысока. Случалось, что один вражеский солдат умудрялся «поймать» сразу несколько кусочков свинца. Рассеивание достигало приемлемых значений только на очень больших расстояниях, где энергия пуль снижалась до неприемлемых значений. Другая проблема первых митральез заключалась в одновременном выстреле всех стволов. На более поздних моделях экономию боеприпасов обеспечили поочередным выстрелом нескольких рядов стволов. Но и с этим нововведением картечницы большой славы не получили. Дело в том, что французы не удосужились разработать тактику их применения, и просто ставили на поле боя рядами, почти «где попало», а не на потенциально опасных направлениях.

Шарманка смерти

За океаном, в Соединенных Штатах Америки, в это время над своим детищем работал врач Р. Дж. Гатлинг. Он тоже решил использовать несколько стволов, но не для огня залпами. Если в ствол должен быть дослан патрон, потом он стреляет, а затем надо выбросить гильзу… Почему бы не сделать несколько стволов, каждый из которых заряжается и выбрасывает гильзу, пока стреляют другие? Именно так рассуждал Гатлинг. Итогом его измышлений стал станковый аппарат с шестью стволами. Стрелок, как на шарманке, крутил ручку в казенной части оружия, приводя в движение блок стволов. Патроны из коробчатого магазина вверху орудия под собственным весом подавались в патронники. За каждый оборот блока каждый отдельный ствол успевал получить патрон, выстрелить и выбросить гильзу. Экстракция стреляных гильз, стоит отметить, тоже производилась за счет силы тяжести. Нужно сделать оговорку: сама идея вращающегося блока ствола была не нова, к тому времени уже существовали многозарядные револьверы типа pepperbox. Главная заслуга Гатлинга – система подачи патронов и распределение цикла заряжания-выстрела-экстракции по ходу оборота блока.

Много стволов – много пуль

Основные узлы картечниц Р. Гатлинга: 1 — канал ствола, 2 — вращающийся магазин, 3 — патронник, 4 — ось вращения стволов


Исходное орудие Гатлинга (Gatling gun) было запатентовано в 1862 году, а в 1866 принято на вооружение Армии севера. Первые модели могли стрелять с темпом до 200 выстрелов в минуту. Позже, применив зубчатые передачи, удалось довести скорострельность почти до тысячи выстрелов. Поскольку источник энергии был внешним (для тогдашних Gatling gun - человек), пулемет стрелял до тех пор, пока в магазине были патроны, пока не произошла осечка либо в стволе не заклинивал патрон. Позже автоматическое оружие с внешним приводом назовут механизированным автоматическим. Но до этого названия еще было несколько десятков лет.

В конце XIX века предпринимались попытки «отлучить» человека от кручения ручки и заменить его электромотором. Но в то время электрические компоненты имели такие габариты, что никакие 2500-3000 выстрелов в минуту, до которых они разгоняли пулемет, не могли дать им путевку в жизнь. К тому же небезызвестный Х. Максим уже выпустил на рынок свой гораздо более мобильный пулемет, максимальная скорострельность которого была на уровне первых аппаратов Гатлинга. Постепенно многоствольные пулеметы снимались с вооружения, а потом и вообще оказались забыты.

Через сто лет после доктора Гатлинга

В середине XX века вновь потребовалось оружие с большим темпом стрельбы. В частности, оно требовалось авиации и ПВО: им теперь пришлось воевать со столь быстрыми целями, что скорострельности даже в полторы тысячи могло не хватать. Можно было, конечно, использовать наработки по пулеметам наподобие УльтраШКАС (около 3000 выстрелов в минуту), но его калибр был недостаточен, а перерабатывать конструкцию под другие патроны было не выгодно. Еще один фактор, мешавший конструкторам разгонять классическую схему, крылся в температурах. Один ствол при непрерывной стрельбе нагревается, а, набрав определенную температуру, может разрушиться. Само собой, до этого из-за деформации кардинально ухудшится баллистика. Тут-то и пригодилась система Гатлинга. Уже был опыт с разгоном ее до двух-трех тысяч выстрелов, что вместе с новыми сплавами для стволов выглядело обнадеживающе.

Много стволов – много пуль

Шестиствольная Пушка "Вулкан"


Эксперименты шли во многих странах, но первым серийным образцом из «новых» пушек Гатлинга стала американская M61 Vulcan. Разработанная в 1949 году, она имела шесть 20-мм стволов с гидравлическим приводом блока. Режимов стрельбы у «Вулкана» два – 4 и 6 тысяч выстрелов в минуту. Конструкция позволяла и больше, но были опасения насчет стабильного поведения звеньев патронной ленты. Поэтому новая модификация пушки M61A1 получила вообще беззвеньевое боепитание. Даже шести тысяч выстрелов оказалось достаточно, чтобы пушка «Вулкан» стала стандартным вооружением для американских истребителей на много лет вперед.

Позже в США будет создано еще несколько образцов «Гатлинг-ганов» под разный патрон и с разным приводом. Наименьший калибр был у опытного пулемета с электроприводом XM214 Microgun 70-х годов – 5,56 мм; наибольший – у тоже экспериментального T249 Vigilante 56-го года – 37 мм.

Много стволов – много пуль


В Советском Союзе тоже не обошли вниманием оружие с вращающимся блоком стволов. Еще в 1939 И.И. Слостин сделал свой восьмиствольный пулемет калибра 7,62 мм. По ряду причин (большой вес и сырость конструкции) он не пошел в серию, но некоторые наработки были использованы потом. Работы по многоствольным системам были возобновлены в начале 60-х, когда флот заказал оружейникам шестиствольную пушку калибра 30 мм. Благодаря тульскому КБП и конструкторам В.П. Грязеву и А.Г. Шипунову моряки получили корабельную зенитную установку АК-630, немного позже на ее базе будет создана авиационная пушка ГШ-6-30. Эта пушка имела скорострельность в 4-5 тыс. выст/мин, что вместе с калибром было более чем достаточно для поражения большинства целей, с которыми работают истребители. Почти одновременно с 30-миллиметровой пушкой было создано орудие меньшего калибра ГШ-6-23 (23 мм). Это уже была изначально авиационная пушка со скорострельностью до девяти тысяч выстрелов. Оба тульских оружия, и ГШ-6-30, и ГШ-6-23 имеют газовый двигатель для вращения блока стволов, но различаются стартером: на первой пушке он пневматический, на второй – пиротехнический.

Много стволов – много пуль

ГШ-6-23


Много стволов – много пуль

ГШГ


В конце 60-х были начаты работы по многоствольным пулеметам. Это были четырехствольные ГШГ (тульское КБП) под патрон 7,62х54R, дающий до 6 тыс. выстрелов в минуту и ЯкБ-12.7 (ЦКИБ, конструкторы П.Г. Якушев и Б.А. Борзов) под патрон 12,7х108 мм, со скорострельностью 4-4,5 тыс. выст/мин. Оба пулемета предназначались для использования на вертолетах. В частности, ЯкБ-12,7 устанавливался на ряд модификаций Ми-24 в подвижной установке.
С советскими многоствольными пушками связано несколько интересных слухов или, если хотите, легенд. Обе касаются ГШ-6-30. Согласно первой, испытывали эту пушку не на грузовиках, как другое оружие, а на танках, потому что при скорострельности в 6000 выстрелов на полное разрушение первых требовался залп, меньше чем в секунду длиной. Вторая легенда гласит, при стрельбе из ГШ-6-30 снаряды вылетают так часто, что в воздухе они чуть ли не утыкаются друг в друга. Что интересно, об американской пушке GAU-8/A Avenger (7 стволов, 30 мм, до 3,9 тыс. выст/мин) тоже рассказывают занимательные вещи. Например, что при стрельбе из нее штурмовик A-10 от отдачи останавливается в воздухе. Вот она, народная слава.

Немцы, патроны, два ствола

Многоствольные системы оружия не заканчиваются на схеме Гатлинга. Есть и другая, чуть менее популярная и менее известная схема – система Гаста. В 1917 году немецкий оружейник К. Гаст совместил в одном пулемете автоматику с коротким ходом ствола и многоствольность. Его пулемет под названием Gast-Maschinengewehr Modell 1917 калибра 7,92 мм работал по следующему принципу: один из двух стволов, откатываясь после выстрела, через специальный кронштейн заряжал второй ствол и наоборот. На испытаниях пулемет Гаста разогнался до 1600 выстрелов в минуту.

Много стволов – много пуль


В 1965 году конструкторы тульского КБП создали свой вариант оружия по схеме Гаста – ГШ-23. Ей оснащались различные типы самолетов и вертолетов. Причем как в варианте курсового вооружения (МиГ-23, Су-7Б и др.), так и для установки на подвижные стрелковые установки (Ту-95МС, Ил-76 и др.). Что интересно, несмотря на меньшую скорострельность (до 4 тыс. выстрелов в минуту), чем у шестиствольной ГШ-6-23, ГШ-23 оказалась в полтора раза легче – 50,5 кг против 76.

В конце 70-х специально для создававшегося тогда штурмовика Су-25 была сконструирована пушка ГШ-30-2, также сделанная по схеме Гаста. Ее два ствола выдают всего три тысячи выстрелов, но это компенсируется калибром 30 миллиметров. Позже была создана версия пушки с более длинными стволами, предназначенная для установки на вертолетах Ми-24П.

Что дальше?

В следующем году системе Гатлинга исполнится 150 лет. Схема Гаста немного моложе. В отличие от своих предшественников – митральез – эти системы активно используются и никто пока не собирается от них отказываться. Одновременно с этим, уже продолжительное время у многоствольных систем не было значительных приростов скорострельности. У этого есть две основные причины: во-первых, для очередного повышения темпа стрельбы нужны новые материалы и технологии. Американцам, к примеру, уже пришлось столкнуться с заеданиями имевшихся тогда звеньевых снарядных лент. Во-вторых, смысла еще разгонять пушки или пулеметы, откровенно говоря, немного: плотность огня вырастет исключительно вместе с расходом боеприпасов. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что в дальнейшем облик многоствольного оружия не изменится, но будут внедряться новые материалы и различные ноу-хау.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 25
  1. немец 25 ноября 2011 09:27
    видел разок стрельбу из А-630---потрясающе!
    немец
    1. Vadivak 25 ноября 2011 10:32
      Хорошая статья без лишней нагрузки и с интересными подробностями
  2. vadimus 25 ноября 2011 09:33
    Сама идея впечатляет
    vadimus
  3. Netto 25 ноября 2011 10:31
    Могу ошибаться, но по-моему "самолет останавливается в воздухе" это об испытаниях ГШ-6-23 со скорострельностью 10 000 в/мин. на Су-24. Аркадий Шипунов рассказывал в какой-то передаче.
    Netto
    1. тюменец 25 ноября 2011 17:49
      Отдача GAU-8/A составляет ровно половину тяги двигателей А-10.
      тюменец
  4. dred 25 ноября 2011 10:45
    Слышал про новую устнановку которая стреляет 10000вес.мин.
    dred
  5. Ion Coaelung 25 ноября 2011 11:11
    Эт сколько денег в минуту выстреливают такие пушки? belay
    Ion Coaelung
    1. schta 25 ноября 2011 13:53
      Эт сколько денег в минуту выстреливают такие пушки? belay

      Гораздо дешевле сбитого вражеского самолета
      schta
      1. wasjasibirjac 2 декабря 2011 17:52
        считать цену вражеского самолета? Зачем, считать надо цену своего корабля, на котором стояла эта пушка
    2. maai 11 мая 2015 21:12
      Цитата: Ion Coaelung
      Эт сколько денег в минуту выстреливают такие пушки?

      Не денег, а киллограмм!!
  6. Artemka 25 ноября 2011 11:16
    Да расход одной такой пушки огромен, что уж говорить про все пушки сразу.
    Artemka
  7. koosss 25 ноября 2011 15:24
    не слова о въетнаме..а там на вертушках как раз и начали амеры вовсю использовать "миниганы"
  8. Dimka off 25 ноября 2011 16:00
    Грязев и Шипунов непревзойденные конструкторы в данной области. Американцы и рядом не стояли.
    1. немец 25 ноября 2011 22:39
      не надо думать что там дураки. просто подход разный..
      немец
      1. stas52 25 ноября 2011 22:55
        http://topwar.ru/8535-novyy-cheshskiy-avtomat-cz-805-bren.html#comment-id-73739
    2. Басарев 12 января 2014 23:02
      Мне понравилась очень сильно ГШ-30К.Схема Гаста лично мне кажется перспективнее схемы Гатлинга.
  9. Pharao7766 25 ноября 2011 16:05
    Основным минусом гатлингов является их электрический привод.
    ГШ - чистая механика.
    1. Ягуар 25 ноября 2011 23:13
      Цитата: Pharao7766
      ГШ - чистая механика.
      Зачем пишите неверную информацию? ГШ-6-30Л с электрическим приводом в отличии от других http://www.tulamash.ru/prod_ao18.htm
      Ягуар
      1. Pharao7766 29 ноября 2011 10:17
        Согласен что ГШ-6-30Л имеет электро привод. Но, если вы обратите внимание на остальные изделия "ГШ" - ГШ-6-30 (9-А-621), ГШ-6-30К, ГШ-6-23 все они имееют газовые двигатели. И еще на стадии разработки Грязевым и Шипуновым было принято решение отказаться от электродвигателя.... что как вы понимаете дает возможность применеия (хоть и условного) с обесточенной техники.
        Так-что ГШ-6-30Л - скорее исключение чем практика.
        http://www.vvkure.org/vvkure/6-30
    2. bober 27 ноября 2011 14:25
      это надо быть наивным чтобы думать ,что американцы не могут сделать газовый движитель.и чё там особенного пневмодвижок который используеться на различных вращающихся пневматических инструментах?но как говориться нет аналогов))))))))))))
      bober
  10. spirit 25 ноября 2011 19:06
    если я не ошибаюсь то XM214 Microgun был у железного арни во 2 терминаторе)) А сейчас амеры пытаются подогнать его под свой, ещё сырой, экзоскилет для морпехов.
    1. немец 25 ноября 2011 22:42
      это была комбинированная съёмка-использовались холостые заряды уменьш. мощности и подпорка для Арни-иначе отдаа бы сесла его с ног.
      немец
    2. Glenn Witcher 25 ноября 2011 23:09
      Джесси Вентура до него успел с этой бандурой побегать. К тому же еще и по джунглям. А недавно к ним Тактаров присоединился. wink
  11. Perry 8 декабря 2011 16:18
    на самолетах с "вулканами" не пулемет встраивали в самолет, а самолет строили вокруг пулемета
    Perry

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня