К 185-летию со дня рождения М.И. Драгомирова 8(20).11. 1830–15(28). 10.1905

22
Михаил Иванович Драгомиров – государственный и военный деятель, теоретик, педагог, писатель. Он оставил после себя труды, которые по праву считаются классикой отечественной военной школы.

За заслуги перед военной наукой М.И. Драгомиров был избран почетным членом Московского и Киевского университетов, вице-президентом Николаевской академии Генерального штаба, почетным членом Михайловской артиллерийской академии, Шведско-Норвежской Королевской военной академии в Стокгольме (с 1896 года), национального общества «Medailles militaires» во Франции (с 1900 года) и др.

Он также был избран почетным гражданином болгарского города Систово в память переправы через Дунай 15 июня 1877 года.
«Обширная начитанность Драгомирова во всех областях знаний, его разносторонний интерес, неудержимая, кипучая потребность откликаться на все явления жизни, способность проникать в глубь вещей, большой здравый смысл, углубленный широким житейским опытом, сильный критический ум, блестящий публицистический талант, едкий сарказм его речи, способность одним метким, острым словом дать характеристику лиц и событий и выявить их сущность, свободное и смелое поведение, хотя подчас резкое, отражавшее его отношение к людям и их поступкам независимо от их рангов и служебного положения – все это сделало Драгомирова одним из крупнейших и вместе с тем оригинальнейших людей своего времени, популярным во всех слоях общества и не только в России, но и за границей. Его система воспитания и обучения войск, его взгляды на военное дело и, в частности, в области тактики, имели горячих поклонников и ярых противников. Как человек талантливый, он сумел глубоко проникнуть в природу военного дела и в сущность военного быта», – так в свое время характеризовал М.И. Драгомирова военный деятель М.Д. Бонч-Бруевич.

Михаил Иванович Драгомиров родился 8(20) ноября 1830 года близ г. Конотопа Черниговской губернии (ныне Сумская область), на хуторе, принадлежавшем его отцу – Ивану Ивановичу Драгомирову. Отец Михаила Ивановича происходил из потомственных дворян Черниговской губернии. В молодости Иван Иванович служил в одном из драгунских полков и участвовал в Отечественной войне 1812 года, а затем вышел в отставку и занимался сельским хозяйством на своем хуторе.

Первоначальное общее образование Драгомиров получил в Конотопском городском училище, а военное – в Дворянском полку (впоследствии Константиновское военное училище). Окончил полный курс в 1849 году фельдфебелем «из отличнейших» с занесением его имени на мраморную доску, выпущен на службу прапорщиком в лейб-гвардии Семеновский полк. Исполняя служебные обязанности, Драгомиров активно занимается самообразованием с целью подготовки к поступлению в академию.

В 1854 году в чине поручика Драгомиров был принят в Императорскую военную академию, которую окончил в 1856 году по первому разряду с награждением золотой медалью и с занесением его имени на мраморную доску. За «отличные успехи в науках» он был произведен в чин штабс-капитана. По окончании академии Драгомиров назначен в департамент Генерального штаба с причислением к Генеральному штабу.

Свой первый труд «О высадках в древние и новейшие времена» Драгомиров написал в 1856 году. По своей глубине и полноте это историческое исследование о десантных операциях было образцом научного подхода к исследуемой проблеме. Драгомиров умело использовал свои познания в этой области в ходе русско-турецкой войны 1877–1878 годов.

В 1858 году М.И. Драгомиров командирован от академии на один год за границу для изучения военного дела и сбора сведений по тактике. Высочайше ему было разрешено состоять при штабе Сардинской армии. Вернувшись из заграничной командировки в 1859 году, он представил отчет в Конференцию Императорской военной академии под названием «Очерки австро-итальянско-французской войны 1859 года». В этой работе он продемонстрировал способность к глубокому анализу событий и явлений войны, и, в частности, обратил серьезное внимание на «свойства армий воюющих сторон», выделив и подчеркнув влияние «нравственной стороны», в военном деле. Под нравственной стороной в русской армии в то время понимались духовные качества воина, которые включали верность престолу и отечеству, церкви, дисциплинированность и исполнительность, самопожертвование.

Изучая причины побед и поражений сторон во время войны 1859 года, Драгомиров установил: главная причина этих побед и поражений заключается в моральных качествах войск. Он делает вывод, что стремясь к достижению успеха на войне, надо предварительно подготовить войска «надлежащим образом», т. е. довести до высшей степени их боевую подготовку и сформировать у воинов высокие нравственные качества. Уже на раннем этапе своей военной деятельности Драгомиров на первое место в подготовке войск ставил задачу их воспитания, связывая этот процесс с задачами обучения.

Эти твердо выраженные взгляды казались в то время малоприменимыми к армейской действительности и даже вредными. Многие считали, что Драгомиров посягнул на устои армии, что он проповедует какую-то пагубную идею.

Чтобы правильно понять значение вклада М.И. Драгомирова на развитие военного дела в России, необходимо коротко обратиться к историческому периоду, в котором началась его военная деятельность.

После расцвета военного искусства русской армии в эпоху А.В. Суворова и наполеоновских войн наступила пора его упадка. Жесткая система военного управления создала целую плеяду войсковых начальников, безусловно дисциплинированных в смысле беспрекословного подчинения приказам, но во многом лишенных самостоятельности и инициативы. Многие командиры не задумывались над тем, каким должен быть руководимый ими солдат, чтобы с ним можно было решать трудные задачи на войне и считали, что вымуштрованный (по прусскому образцу) и покорный их воле солдат, уже одними этими качествами будет страшен для противника. В такой атмосфере русская армия встретила Крымскую войну 1853–1856 годов. Доблесть русских солдат и офицеров, самоотверженно шедших на боевые подвиги, не могла спасти положение, и русская армия заплатила своей кровью за просчеты в боевой подготовке войск и их воспитании.

На этом фоне смелые заявления Драгомирова о том, что «солдата надо не муштровать, а воспитывать», «солдат должен рассуждать», «надо практиковать в войсках моральную сторону, как и физическую», что общая «задача воспитания и образования солдата – специализировать его, не ломая в нем человека», были для того времени необычными. Многие были убеждены, что эти взгляды приведут к полному развалу дисциплины в армии.

В 1860 году Драгомиров был произведен в капитаны и назначен адъюнкт-профессором тактики в Николаевскую академию Генерального штаба с оставлением в гвардейском Генеральном штабе. С января 1861 года по июнь 1863 года он читал курс тактики и военной истории наследнику престола, будущему императору Александру III. Труды молодого преподавателя публиковались в «Инженерном журнале», «Оружейном сборнике», «Артиллерийском журнале». Драгомиров активно развивает взгляды на тактику применения войск в наступлении и обороне, полевой фортификации и др. Так, например, он утверждал, что требование «ни шагу назад», применяемое без рассуждения, не раз приводило не только к крупным боевым потерям, но и к поражениям там, где их можно было избежать.

В журнале «Оружейный сборник» за 1861 год (№ 1, 2) были опубликованы статьи Драгомирова под заглавием «Влияние распространения нарезного оружия на воспитание и тактику войск», «Некоторые объяснения к статье о воспитании войск», в которых сконцентрирована сущность нового подхода к подготовке войск в мирное время. По мнению автора, появление нарезного оружия привело к необходимости «потребовать от солдата рассуждения как обязательного условия успеха действия новым, более совершенным оружием».

В «Обзоре Итальянской кампании 1859 года», напечатанном в «Инженерном журнале» за 1864 год, рассматривая значение нравственной стороны в военном деле, Драгомиров приходит к выводу о том, что «основной единицей в военном деле является человек». Эта идея впоследствии была сформулирована им следующим образом: «в военном деле, скорее волевом, чем умовом, на первом месте стоит человек с его нравственной энергией». Это положение считалось основой всего драгомировского учения о подготовке войск.

Драгомиров утверждал, что при низком уровне развития нравственной стороны в войсках «никакое совершенство техники не поможет». Иными словами, он требовал, чтобы, «стремясь к развитию и усовершенствованию техники боевого дела, прежде всего обращали внимание на воспитание нравственной стороны отдельного бойца и войсковой массы, с расчетом поставить ее на такую высоту, при которой они могут воспринять и применить в боевой обстановке ту более усовершенствованную технику, к которой приходится стремиться, чтобы обеспечить успех на войне».

В системе обучения войск Драгомиров настаивает на предпочтении «показа» рассказу, требует «обучения с боевыми патронами и зарядами», восстает против увлечения смотрами и парадами, против преобладания уставных требований в ходе тактической подготовки войск.

В 1864 году Драгомиров был произведен в полковники с назначением начальником штаба 2-й гвардейской кавалерийской дивизии. Одновременно с исполнением обязанностей по этой должности Драгомиров продолжал профессорскую деятельность в академии. В своих лекциях он делал упор на овладении офицерским корпусом системы обучения и воспитания великого русского полководца А.В. Суворова.

Дарования Михаила Ивановича как военного ученого развернулись в период царствования Александра II. Ликвидация крепостного права в 1861 году стала мощным побудителем преобразований в военном деле, и в лице Драгомирова военный министр Д.А. Милютин нашел выдающегося выразителя новых идей, которые можно было воплотить в ходе военных реформ.

Заслуга М.И. Драгомирова перед русской армией состоит в том, что он «положил начало ее раскрепощению, указав новый путь, по которому ей следует идти, дабы не только сохранить, но и развить боевой дух и военные знания для ее дальнейшего поступательного движения по крутой лестнице военного искусства». В основу подготовки русской армии в мирное время легли положения Драгомирова, прочно обоснованные не только теоретически, но и со стороны практического боевого опыта.

К 185-летию со дня рождения М.И. Драгомирова 8(20).11. 1830–15(28). 10.1905

Труды М.И. Драгомирова. Очерки Австро-прусской войны. 1866 год.
Впервые издана в 1872 г.

С 16 июня по 18 августа 1866 года Драгомиров был командирован военным агентом в прусскую армию во время австро-прусской войны. Вернувшись в Россию, он составил «Очерки австро-прусской войны в 1866 г.». Свои выводы он основывал как на военной истории, так и на социологии и психологии, и в этом заключались оригинальность, глубина и живучесть его творчества.

В 1866 году Драгомиров переведен на службу в Николаевскую академию Генерального штаба с отчислением от должности начальника штаба 2-й гвардейской кавалерийской дивизии. Он был профессором по кафедре тактики до 1869 года.

Опыт войны 1866 года позволил М.И. Драгомирову более глубоко охватить вопросы воспитания и образования солдата и офицера, а также боевой подготовки войсковых частей. Он не переставал изучать и пропагандировать опыт Суворова и его «Науку побеждать». В этот же период своей деятельности Драгомиров вдумчиво подходит к вопросам теории и практики поддержания правопорядка в армии. Здесь на первое место он ставит значение устава внутренней службы, который, устанавливая права и обязанности солдата и офицера, «служит поддержанию порядка в войсках и защищает каждого военнослужащего от неправых посягательств».

В 1868 году Драгомиров написал известный критический разбор романа Л.Н. Толстого «Война и мир» с военной точки зрения.


Труды М.И. Драгомирова. Разбор романа «Война и мир».
Киев, изд. Н. Я. Оглоблина. 1895.

В 1868 году Драгомиров произведен в генерал-майоры с оставлением в должности профессора академии; в 1869 году назначен начальником штаба Киевского военного округа; в 1872 году зачислен в Свиту Его Императорского Величества.


Перед отправлением на войну. Генерал М.И. Драгомиров целует знамена 14-й пехотной дивизии, отправляющейся в Маньчжурию, 1904 год. Неизвестный художник. Обложка ежедневного французского издания «Le Petit Journal».

В 1873 году он был назначен командующим 14-й пехотной дивизией и отдал делу ее подготовки свои знания, энергию и весь свой опыт.

Обучение дивизии строилось на принципах, выдвинутых новым командующим: войска «должны быть обучаемы в мирное время только тому, что им придется делать на войне», необходимы «соразмерность требований с природными свойствами человека», уважение к закону и строгое его исполнение всеми должностными лицами, понимание существа войсковой дисциплины и неуклонное ее исполнение, применение дисциплинарных взысканий в соответствии с «характером и сущностью проступков и упущений подчиненных».

Руководящие идеи и положения, мысли и поучения Драгомиров изложил в «Памятной книжке чинов 14-й пехотной дивизии». Он требовал, чтобы подготовка солдата велась по определенной программе, чтобы каждое упражнение было предварительно продумано офицерами. В отношении тактической подготовки войск Драгомиров установил, что «до тех пор, пока тактика не будет показываема войскам в поле по приемам и пока всякий новый прием не будет показан самим начальником, от войск нельзя ожидать толковых действий на войне».

Командуя дивизией, М.И. Драгомиров продолжал изучать опыт войн 1866, 1870–1871 годов. Результаты своих исследований он опубликовал в статьях под общим заглавием «Армейские заметки».

14 апреля 1877 года М.И. Драгомиров со своей дивизией в составе войск 4-го корпуса выступил в поход из Кишинева для участия в войне с Турцией. 14-й дивизии было поручено первой преодолеть Дунай, и на Драгомирова были возложены главные заботы по проведению рекогносцировки, подготовке переправочных средств, разработке плана действий. Он рассматривал участие дивизии в войне, как испытание своей системы подготовки войск в мирное время. Дивизия успешно справилась с поставленной боевой задачей при минимальных потерях. Драгомиров был награжден орденом Святого Георгия 3-й степени.

В конце апреля Драгомиров с дивизией двинулся в глубь Болгарии к Тырново. В августе 1877 года дивизия ведет бои на Шипкинском перевале, где 12 августа он был тяжело ранен пулей навылет в колено. За отличие при обороне Шипкинского перевала Драгомиров был произведен в генерал-лейтенанты и отправлен на лечение в Кишинев. Известный хирург Н.И. Пирогов высказался за ампутацию ноги, однако силами местных врачей этого удалось избежать. Рана заживала медленно, и нога не сгибалась. Драгомиров был назначен состоять при главнокомандующем действующей армией с отчислением от должности начальника 14-й пехотной дивизии и с оставлением в Генеральном штабе.

Весной 1878 года Михаил Иванович переехал в Петербург и был назначен начальником Николаевской академии Генерального штаба, а затем генерал-адъютантом с оставлением в должности начальника академии. Одиннадцать лет М.И. Драгомиров твердой рукой вел дело подготовки офицеров Генерального штаба, разрабатывал многие теоретические вопросы военного искусства. К этому времени он был уже известным военным деятелем не только в России, но и за рубежом. Его труды читали и тщательно изучали.

В 1879 году Драгомиров издал «Учебник тактики», в котором была изложена стройная педагогическая система, отвечающая на два главных вопроса подготовки войск: «чему учить?» и «как учить?». Этот труд на протяжении более двадцати лет служил основным пособием для обучения офицеров искусству тактики. В 1881 году последовало второе издание «Учебника тактики», несколько дополненное и измененное.


Сборник оригинальных и переводных статей М. Драгомирова. 1858–1880 гг.».
Т. I. Спб., 1881.

В 1889 году М.И. Драгомиров назначен командующим войсками Киевского военного округа. К этому времени он выработал цельную систему обучения и воспитания войск, которая своей новизной и оригинальностью, жизненностью и соответствием потребностям времени не только завоевала себе право на существование, но и была принята за основу боевой подготовки русской армии.

Командуя войсками Киевского военного округа, Драгомиров энергично приступил к воплощению своей системы воспитания и образования в жизнь. Свои взгляды, требования и замечания командующий округом излагал в «руководящих приказах, приказаниях и распоряжениях войскам Киевского округа», которые в общей совокупности представляли собой систему обучения и проверки войсковых частей по всем отделам их боевой подготовки.

В этот период литературная работа М.И. Драгомирова приняла не только специальный военный, но и общественный характер.

30 августа 1891 года Драгомиров был произведен в генералы от инфантерии. Он активно участвовал в выработке уставов, положений и наставлений для русской армии. Практически ни один общеармейский вопрос не решался без деятельного участия Драгомирова, ни один устав не проходил без его цензуры. Драгомиров по праву был признан «учителем и воспитателем русского солдата и офицера».

Авторитет М.И. Драгомирова в русской армии установился прочно, однако, как отмечали некоторые отечественные военные историки, «только в бессистемности русской жизни следует искать причину того, что около Драгомирова не выработалась прочная практическая школа, которая могла бы надолго сделаться хранительницей тех основ подготовки армии в мирное время, над выработкой которых так талантливо, последовательно и так настойчиво в течение всей своей жизни трудился Драгомиров».

В 1898 году Драгомиров назначен Киевским, Подольским и Волынским генерал-губернатором с оставлением в должности командующего войсками Киевского военного округа.

В 1900 году под руководством Драгомирова составлен «Полевой устав». В дальнейшем этот устав будет переработан по опыту Русско-японской войны 1904–1905 годов и издан в 1912 году.


Портрет генерала и государственного
деятеля М,И. Драгомирова.

Художник И.Е. Репин Деятельность Драгомирова в должности командующего войсками округа явилась как бы венцом, синтезом работы всей его жизни. За военные и государственные заслуги Михаил Иванович был награжден многими российскими орденами. В декабре 1901 года он удостоен высшей награды Российской империи – ордена Святого Андрея Первозванного. В 1903 году Драгомиров стал членом Государственного совета, и этим закончилась его государственная служба.

В этом же году Михаил Иванович переехал на постоянное жительство в г. Конотоп Черниговской губернии. Здоровье его значительно пошатнулось, но он продолжал активную литературную работу.
Его труды публиковались в военном журнале «Разведчик» под общим заглавием «Наши делишки». В этих статьях Драгомиров откликался на вопросы общественной жизни и военного дела. С 1903 года Драгомиров начал обдумывать и готовить третье издание «Учебника тактики». Он успел закончить это труд в рукописи и даже продиктовал 9 октября 1905 года «Предисловие к изданию третьему, переработанному».

В этом предисловии он отметил, что «минувшая русско-японская война, по мнению многих, внесла полный переворот в тактику. По нашему разумению, не русско-японская война внесла некоторую поправку в тактику, а народившийся и назревший фактор – более скорострельное, дальнобойное и меткое огнестрельное оружие. Однако этот усовершенствованный фактор не в силах поколебать в корне основы теории военного дела, потому что в этом деле, скорее волевом, чем умовом, – на первом плане всегда стоял, стоит и будет стоять человек, живая сила. Появление более совершенного артиллерийского и ручного оружия только оттенило потребность более рационального нравственного воспитания и образования войск в мирное время».

В ночь с 14 на 15 октября 1905 года Михаил Иванович скончался. Похоронен он в г. Конотопе.


Бюст М. И. Драгомирова возле его усадьбы-музея в г. Конотоп.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    13 декабря 2015 05:31
    Интересная статья, человек был неординарный, но его попытки сделать что остались невостребованными. Солдаты будущих противников России - Японии и Германии, были воспитаны и обученны как минимум не хуже, а вот технически уже наголову превосходили, особенно армия Германии, все это привело к тяжелым поражениям и развалу Императорской России
    1. -3
      13 декабря 2015 11:23
      "Попытки", говорите, "невостребованными остались"?

      Драгомиров это человек который в 20-м уже веке учил "пуля открывает дорогу штыку"
      В 20-м уже веке, уже пулемёты --- а у него всё-то "штык молодец!"
      Из-за таких вот "теоретиков"...
      1. +1
        13 декабря 2015 11:41
        попытки воспитывать солдат по другому и в воспитании у него было много здравых идей, а в технике да, не понимал значения уже современного огневого боя
      2. +1
        13 декабря 2015 13:44
        Для этого нужна самая малость-деньги, а финансирование армии с конца Русско-Турецкой войны постоянно сокращали, вплоть до того,что казна не могла обеспечить всем солдатам постельное белье и полотенца,не говоря о казармах. Отсюда куча проблем-вольные работы, хозяйственность,плюс участие в подавлении волнений.
        Нижний чин в РИА не имел права на посещение театров, городских садов,не мог нанять извозчика и т.п. В одном из городов на западе Империи при входе в городской парк была надпись:"Вход воспрещен собакам и нижним чинам". В общем сословное общество во всей красе.
        1. +3
          13 декабря 2015 14:05
          Хватит уже демонизировать РИ, хватит.

          И что же, может Драгомиров был против этого самого сословного общества? Так не обманывайте себя!

          И, Кстати описанное Вами "сословное общество" закончилось в 1906-м! После 06-го этого уже не было. В 06-м закончилось.

          Ну а в 19-м веке подобные "сословные предрассудки" были по ВСЕЙ Европе (кроме США, где их не было). Прочтите напр. "Гордость и Предрассудок" (Pride and Prejudice); вообще почитайте непредвзято британских писателей, с этой точки зрения (да хотя бы того де Конан Дойля) -- где отличия-то?
      3. -1
        13 декабря 2015 14:08
        Дорогие граждане, Вы мне можите сколько угодно минусов поставить; это не изменит главного: МИ Драгомиров был по-сути болтун и ретроград, мышление которого осталось во временах наполеоновских и который новой войны не понимал совершенно.

        "Пуля открывает дорогу штыку" -- вот настоящий Драгомиров.
        1. +2
          13 декабря 2015 18:42
          Чем вам цитата не понравилась? Артподготовка открывает дорогу танковой атаке, авиаудары в Сирии расчищают дорогу армии.Мысль сформирована лаконично и точно.
          А новая война это как,пострелять издалека и избежать ближнего боя? laughing
  2. +4
    13 декабря 2015 09:49
    Когда в Киеве начались волнения революционной молодежи, царь велел направить против студентов войска. Драгомиров ответил: "Армия не обучена штурмовать университеты". Тогда царь приказал! Михаил Иванович приказ исполнил и, окружив университет пушками, продиктовал царю телеграмму: "Ваше величество, артиллерия в готовности, войска на боевых позициях, противники Отечества не обнаружены..." Михаил Иванович умер в разгар революции 1905 года. Вся семья генерала, кроме жены его, находилась тогда в Киеве. Поезда не ходили. Софья Авраамовна направилась в забастовочный комитет, чтобы выпросить для себя паровоз и вагоны.
    - Мы вашего супруга знаем, - отвечали рабочие депо. - От него обид не было. Но.., дайте расписку, мадам, что с этим паровозом вы не привезете войска для подавления революции!
    Софья Авраамовна такую расписку дала. Похороны военного мыслителя состоялись под конвоем городовых. Ни одного солдата не шло в траурном карауле за гробом.
  3. +3
    13 декабря 2015 11:31
    Выдающийся практик и теоретик русского военного искусства. И его принципы и направления, еще более актуальны сегодня, в век полного материализма и стяжательства. Вечная ему память и слава!
  4. +2
    13 декабря 2015 18:37
    Категорически отрицал необходимость внедрения на вооружение РА автоматического оружия и пулеметов. Эдак нам мол никаких патронов не хватит. Ретроград - что да то да. А заслуг его перед Россией никто не отрицает.
  5. +1
    13 декабря 2015 21:08
    Выражение "не в коня корм" приписывают Драгомирову,после более близкого знакомства его с Николаем вторым.Драгомиров очень ценил вклад Александра третьего в развитие обороноспособности России,чего не скажешь Николая "кровавого"!
  6. +1
    14 декабря 2015 07:41
    генерал Драгомиров имел небольшой опыт участия в военных действиях (командовал дивизией)
    Отличался : демагогией,игрой на публику,подражанием великому Суворову,непониманием того,какую роль играет новое вооружение в будущей войне.
    К началу русско-японской войны ,русская военная мысль,как и сама русская армия,была на позорном уровне.И во многом благодаря таким вот военным мыслителям.
    Царь Александр II постоянно ему говорил : перестань развращать армию!
  7. 0
    14 декабря 2015 12:46
    ...Михаил Иванович не боялся вступать в острые конфликты и с императором. Когда в Киеве начались волнения революционной молодежи, царь велел направить против студентов войска. Драгомиров ответил: "Армия не обучена штурмовать университеты". Тогда царь приказал! Михаил Иванович приказ исполнил и, окружив университет пушками, продиктовал царю телеграмму: "Ваше величество, артиллерия в готовности, войска на боевых позициях, противники Отечества не обнаружены..."

    В. Пикуль. "Пень генерала Драгомирова"
  8. 0
    14 декабря 2015 12:48
    Как-то император Николай II решил над ним подшутить:

    - Михаила Иваныч, отчего нос у вас подозрительно красный?

    И гордо отвечал ему Драгомиров при всей свите:

    - А это потому, ваше величество, что на старости лет мне ото всяких глупых щенков приходится получать щелчки по носу...

    Остроты его были убивающими. После маневров собрались штабные. Были здесь и великие князья. Один из них говорит:

    - Позвольте и мне высказать свое мнение?

    - Валяйте, ваше высочество, - разрешил Драгомиров. - Один ум хорошо, а полтора ума - еще лучше...

    В. Пикуль. "Пень генерала Драгомирова"
  9. Комментарий был удален.
    1. 0
      14 декабря 2015 12:52
      всё это очень забавно,но лучше бы Михаил Иванович пулемёты внедрял а армию
      1. 0
        15 декабря 2015 00:29
        Не знаю как Михаил Иванович, но первые пять пулеметных рот(8 пулеметов Максим,79 человек)сформированы в 1901 году,задолго до создания производства данного вида оружия и задолго до принятия на вооружение пулеметов в той же Германии(1908 год).
  10. 0
    14 декабря 2015 12:50
    Вот чему он учил:

    "Всегда бей - никогда не отбивайся". "Только тот бьет, кто до смерти бьет". "Не жди смены - ее не будет: поддержка будет". "С убитых и раненых патроны для себя забирай". "Не думай, что сразу дается победа: враг тоже стоек!" "Молодец тот, кто первый крикнет ура". "Обывателя не обижай - он тебя поит и кормит". "А солдат - это еще не разбойник..."

    В. Пикуль. "Пень генерала Драгомирова"
  11. 0
    14 декабря 2015 12:52
    Основной тезис Драгомирова отвечает и нашему времени: "Главным фактором в боевом деле всегда был и останется ЧЕЛОВЕК, а технические усовершенствования только усиливают природные свойства человека...". Драгомировская армия - армия особого склада: "На походе можно идти не в ногу, можно курить и разговаривать, ружье неси как тебе удобнее". Офицеры получали от Драгомирова жестокий выговор, если хоть один солдат натрет ноги в сапогах, - почему не разрешили идти босиком?

    "Побольше сердца, господа! - восклицал Драгомиров в приказах. - В бою на одной казенщине далеко не ускачете. А кто не бережет солдата, тот не достоин чести им командовать..."

    В. Пикуль. "Пень генерала Драгомирова"
    1. 0
      14 декабря 2015 13:00
      Не согласен.Пустая болтовня.И офицеров напрасно наказывал за солдатские мозоли,за что наказывать?что портянки не научились наматывать.
      У него была дурная привычка унижать и оскорблять генералов при офицерах,офицеров при солдат.
      У публики того времени пользовался большим успехом.
  12. 0
    14 декабря 2015 15:16
    Можно по-разному относится к Драгомирову, но именно его труды особенно ценил маршал Василевский, гениальный штабной работник и полководец.
    Кстати, мне кажется, или во французском журнале ошибка на картинке? Если не ошибаюсь, защитную форму ввели только после русско-японской войны, а всю войну сражались в белых гимнастерках и черных мундирах (форме Александра III).
  13. 0
    14 декабря 2015 17:37
    Согласен,что можно по разному относиться к генералу Драгомирову.Не все генералы и офицеры ценили его деятельность.
    После русско-японской войны началось масштабное переучивание и оснащение русской армии,учли все ошибки и просчёты.Период в истории русской армии,от крымской войны до русско-японской многими оценивался как деградация нашей армии.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»