Designer Flying Tank John Walter Christie

Today, tanks still remain the main striking force of the ground forces. However, in presenting a formidable heavily armed and armored tracked vehicle, we always consider it in terms of actions exclusively on the ground. However, the twentieth century, especially its first half, was rich in bold experiments and ideas. One of these ideas was an attempt to teach the tanks to fly. Today, the projects of “flying tanks” are widely known, and they were worked on in the USA and the USSR.

One of the famous and recognized discoverers in the field of armored vehicles was the American designer John Walter Christie. In our country, he is well known as the inventor of the original suspension system (Christie suspension), which was widely used in the Soviet production tanks of the BT and T-34 series. John Walter Christie was born 6 May 1865, in the small town of River Range in New Jersey. The future designer studied at the evening school Cooper Union. And later, already working at steel mills owned by Delamater Iron Works, he entered a free school for workers in New York. Later, he was able to become an engineering consultant in one of the shipping companies of America. It was at this work that the first success came to him - he was able to obtain a patent for the invention of a carousel designed for machining parts of the towers of naval guns.




In the 1904 year, Christie, who had a great interest in the emerging automotive technology, was able to build several front wheel drive racing cars; he even managed to win a national prize for the most successful race car design. In 1912, he managed to set up a small company for the production of racing cars and wheeled tractors with prize money, but failed to succeed in the market. The start-up entrepreneur went uphill with the outbreak of the First World War, when Christie took up the creation of various types of armored vehicles.

So, he was able to construct an artillery tractor, a self-propelled antiaircraft gun of caliber 76,2-mm, 203-mm self-propelled howitzer, and also developed an entire line of ACS armed with 75, 100 and 155 mm in a fairly short time. In 1919, Christie received an order for the release of his first tank, which he called the M1919 - by year of development. Creating all his tanks, the designer gave them the opportunity to move both on a wheeled and on a caterpillar, making the leading pair of rinks leading. Such versatility has become a real visiting card of the American designer in the world of tank building at the beginning of the 20th century. It is curious that the US military did not show much interest in Christie's products. None of his inter-war machines were put into mass production in the United States, but the money received for their construction covered the costs of their creation.



In the United States, the author did not find understanding among the military, but overseas his development was appreciated - in the USSR and Great Britain. Christie himself proposed his concept for high-speed tanks, developing a chassis and an original suspension system, named after him. This suspension was used on tanks participating in the Second World War. In the USSR, as part of the concept of high-speed tanks, a family of BT tanks was created, in the UK, cruising tanks, which included the Covenanter and Crusader. In addition, the Christie suspension was used on the Soviet medium tank T-34 and the English medium tank Comet.

In the period between the two world wars, John Walter Christie created and used in his prototype combat vehicles elements that have become relevant for decades to come in different countries: the use of wheeled-tracked propulsion and unified units; tight layout; engine in a single unit with transmission; use in armor protection of the tank ballistic advantageous contours and the use of welding; the use of rubber tires of crawler tracks with individual suspension in the tank chassis

But this is not all that John Walter Christie offered. The idea to raise the tank to the sky also belonged to a talented American designer. It was he who in 1932 offered a new concept for a tank that could move through the air. American newspapers of those years embraced the designer’s idea with delight: the newspapers printed a scheme of a flying tank, which was supposed to save the country from any attacks and manifestations of aggression. At the same time, even then the idea had many critics and skeptics who doubted the implementation of the project. Perhaps the only person in the United States who on 100% was convinced of the need for construction and the success of the flying tank was Walter Christie himself. To achieve his goal, he walked with fanatical perseverance, and this alone deserves respect.

Patent for "Christie suspension"


In the 1930-s, Christie has already created several successful combat vehicles that were able to operate in the enemy's rear in isolation from their troops. However, the “winged tank” occupied a special place in his thoughts; he tried to put this project into practice for several years. His “winged tank” was a 5-ton wheeled-tracked vehicle, on the hull of which a box with biplane-shaped wings was to be installed and an air propeller, the rotation of which was to be provided by the tank engine.

By the 1932, the designer managed to design the lightest tank, most of the parts and assemblies of which (where his design allowed) were made from a new material for those years - duralumin. In fact, the tank hull was double. Its inner part was assembled from sheets of duralumin, and the outer part was made of armor plates with a thickness of 12,7-mm (front of the hull) and 9 mm (side of the hull). The designer left the wheel-tracked part unchanged - it consisted of 4-x track rollers (the front pair when driving on a wheel was controlled), the front guide and the rear drive wheels on each side. In addition, each of the support wheels was also made of duralumin and equipped with Firestone pneumatic tires. The tower on this tank was not set, it was supposed to place the gun in the tank hull, which also had to save the weight of the machine. The total mass of this combat vehicle without ammunition, fuel and crew did not exceed 4 tons, and when fully loaded, the tank mass reached 5 tons.

Designer Flying Tank John Walter Christie


This was originally created for airlift tank Christie and chose for his experiments on the "flying" machine. The M1932 was equipped with a very powerful at that time V-shaped 12-cylinder engine Hispano-Suiza, which developed the power of the 750 HP. Thanks to the installation of such an engine, the tank could reach simply incredible "aviation" speeds: 120 miles per hour (about 190 km / h) when driving on wheels on the highway and up to 60 miles per hour (96,5 km / h) when driving on tracks. Even if the numbers look too high, the tank’s speed capabilities were very high. The tank could easily jump ditches 6-meter wide and overcome inclines up to 45 degrees. The fenders were designed to be wide enough and located high above the road wheels. In fact, they looked like small wings, increasing the "volatility" of the car. The transmission was four-speed: there were three speeds for moving forward and one speed back.


According to the plans of Christie, the first 70-80 meters of the takeoff run during takeoff should have been performed on caterpillars. After that, the driver (he is a pilot) had to switch the transmission reducer from the tracks to the propeller mounted on the tank. After about another 90-100 meters and reaching the speed of 120-135 km / h, the tank was to rise into the sky. In this case, the driver was located in his usual place in front of the combat vehicle. During the flight, the motor was supposed to feed on fuel from two tanks, which were in a tank hull. In the air, according to the above calculation, the speed of a “flying tank” should have been approximately 150-160 km / h.

M1932


Due to the presence of an independent suspension, the tank could safely sit right on the battlefield, which was dug up with craters. After landing, the driver had to use a special lever to drop the frame with wings and plumage, after which it was possible to engage in combat. In this case, the crew of the tank was to consist of only two people - the driver and gunner. The landing of the tank was carried out on the tracks, which was supposed to help it pay off the speed of planning, reaching the highways, the tracks could be removed.

Despite the elaboration of the project and attempts to implement, in practice, Christie did not succeed in implementing the plan. The main reason for the failure at that time was the complexity of manufacturing the remote switching of the drive from the motor from the tank wheels to the propeller and back. At the level of development of technology and technical thought of those years - it was quite a difficult problem. In addition, the American army was not ready to spend large amounts of money on such developments, and it was not possible to implement the idea of ​​transporting a tank under the bottom of a heavy bomber or transport plane, because the promising aircraft were not accepted by the Air Force. Christie’s relationship with the US military was adversely affected by his negotiations with representatives of the USSR.



In principle, there was nothing technically improbable in the “flying tank” design proposed by Christie, however this beautiful idea was never implemented in the USA, re-raising its head already in the Soviet Union, where during the war years a flying tank A- 40 Oleg Antonov. Initially, Antonov offered to use his fighting machine to support the partisans. Flight tests of this unusual machine were conducted from August 7 to September 2 1942 of the year.

Returning to Christie, it can be noted that at one time he was clearly underestimated, and it was in the United States. In his small brochure “Modern Mobile Defense”, which he wrote while he was in the UK, testing his chassis together with customers, he already in 1930-ies outlined the main tasks of tank design, which remain relevant today. “My first and foremost task, Christi wrote, was to create such a chassis that could protect a person who decided to entrust his life to him on the battlefield. It is for this reason that the frontal projection should have been hard to attack for any type of ammunition. In addition, when constructing our chassis, we tried to keep them as low as possible, and therefore imperceptible. We also considered the option of improving the security of the machine by increasing its speed. Speed ​​for both aircraft and ground combat equipment is equally important. With a high speed of movement, you can easily bypass the enemy or break away from him, quickly take a comfortable position for firing, as well as a very fast escape from under the shelling. " Much of this is relevant in the XXI century, and not only in reality, but also on the fields of virtual battles in modern computer online games.

Information sources:
http://pro-tank.ru/zapad-vostok/56-kristy
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/usa/christie_m1932.htm
http://warspot.ru/794-letayuschiy-tank-inzhenera-kristi
http://feldgrau.info/engines/5209-letajuschij-tank-kristi
http://modelist-konstruktor.com/bronekollekcziya/letayushhie-tanki
Open source materials
Author:
Yuferev Sergey
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

14 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Летающий танк конструктора Джона Уолтера Кристи

Сегодня танки по-прежнему остаются главной ударной силой сухопутных войск. Однако, представляя грозную тяжеловооруженную и бронированную гусеничную машину, мы всегда рассматриваем ее в аспекте действий исключительно на земле. Однако XX век, особенно его первая половина, были богаты на смелые эксперименты и идеи. Одной из таких идей стала попытка научить танки летать. Сегодня достаточно широко известны проекты «летающих танков», над которыми работали в США и СССР.

Одним из известных и признанных первооткрывателей в области бронетанковой техники был американский конструктор Джон Уолтер Кристи. В нашей стране он хорошо известен как изобретатель оригинальной системы подвески (подвеска Кристи), которая широко использовалась в советских серийных танках серии БТ и Т-34. Джон Уолтер Кристи родился 6 мая 1865 года в небольшом городке Риверэдж в штате Нью-Джерси. Будущий конструктор обучался в вечерней школе Купер Юнион. А позднее, уже работая на металлургических заводах, принадлежащих компании «Деламатер Айрон Воркс», поступил в бесплатную школу для рабочих в Нью-Йорке. Позднее он смог стать инженером-консультантом в одной из пароходных компаний Америки. Именно на этой работе к нему и пришел первый успех — он смог получить патент на изобретение карусельного станка, предназначенного для обработки деталей башен морских орудий.

Летающий танк конструктора Джона Уолтера Кристи



В 1904 году Кристи, который испытывал большой интерес к нарождавшейся автомобильной технике, смог построить несколько гоночных переднеприводных автомобилей, ему даже удалось выиграть национальный приз за самую удачную конструкцию гоночного автомобиля. В 1912 году на призовые деньги он сумел основать небольшую компанию по производству гоночных автомобилей и колесных тракторов, но успеха на рынке добиться не сумел. В гору дела начинающего предпринимателя пошли с началом Первой мировой войны, когда Кристи занялся созданием различных образцов бронетанковой техники.

Так, он в довольно сжатые сроки смог сконструировать артиллерийский тягач, самоходное зенитное орудие калибра 76,2-мм, 203-мм самоходную гаубицу, а также разработал целую линейку САУ, вооруженных орудиями 75, 100 и 155 мм. В 1919 году Кристи получил заказ на выпуск первого своего танка, который назвал M1919 — по году разработки. Создавая все свои танки, конструктор давал им возможность перемещаться как на колесном, так и на гусеничном ходу, делая ведущими переднюю пару катков. Такая универсальность стала настоящей визитной карточкой американского конструктора в мире танкостроения начала XX века. Любопытно, что американские военные не проявляли к изделиям Кристи особого интереса. Ни одна из его межвоенных машин не была запущена в серийное производство в США, однако полученные на их постройку деньги покрывали расходы на их создание.

Летающий танк конструктора Джона Уолтера Кристи


В США автор не находил понимания у военных, однако за океаном его разработки оценили — в СССР и Великобритании. Сам Кристи предложил свою концепцию быстроходных танков, разработав шасси и оригинальную систему подвески, названную его именем. Данная подвеска применялась на танках, участвующих во Второй мировой войне. В СССР в рамках концепции быстроходных танков было создано семейство танков БТ, в Великобритании — крейсерских танков, к которым относились Covenanter и Crusader. Помимо этого, «подвеска Кристи» использовалась на советском среднем танке Т-34 и английском среднем танке Comet.

В период между двумя мировыми войнами Джон Уолтер Кристи создал и использовал в своих прототипах боевых машин элементы, которые стали актуальными на десятилетия вперед в разных странах: использование колесно-гусеничного движителя и унифицированных узлов; плотная компоновка; двигатель в едином блоке с трансмиссией; использование в бронезащите танка баллистически выгодных контуров и применение сварки; использование в ходовой танка резиновых шин катков гусеничного хода с индивидуальной подвеской.

Но это далеко не все, что предлагал Джон Уолтер Кристи. Идея поднять танк в небо также принадлежала талантливому американскому конструктору. Именно он в 1932 году предложил новую концепцию танка, который смог бы перемещаться по воздуху. Американские газеты тех лет восприняли идею конструктора с восторгом: в газетах печаталась схема летающего танка, который должен был уберечь страну от любых нападений и проявлений агрессии. При этом уже тогда у идеи было немало критиков и скептиков, которые сомневались в реализации проекта. Пожалуй, единственным человеком в США, который на 100% был уверен в необходимости постройки и успехе летающего танка, был сам Уолтер Кристи. К достижению своей цели он шел с фанатичным упорством, и уже одно это заслуживает уважения.

Летающий танк конструктора Джона Уолтера Кристи
Патент на "подвеску Кристи"


В 1930-е годы Кристи уже создал несколько удачных боевых машин, которые способны были действовать в тылу противника в отрыве от своих войск. Однако «крылатый танк» занимал в его мыслях особое место, реализовать этот проект на практике он пытался на протяжении нескольких лет. Его «крылатый танк» представлял собой 5-тонную колесно-гусеничную машину, на корпус которой должна была устанавливаться коробка с крыльями бипланной формы и воздушный винт, вращение которого должен был обеспечить танковый двигатель.

К 1932 году конструктору удалось спроектировать максимально облегченный танк, большая часть деталей и узлов которого (там, где это позволяла его конструкция) производились из нового для тех лет материала — дюралюминия. По сути, корпус танка был двойным. Внутренняя его часть собиралась из листов дюралюминия, а внешняя из броневых листов толщиной 12,7-мм (лоб корпуса) и 9 мм (борта корпуса). Колесно-гусеничную часть конструктор оставил без изменений — она состояла из 4-х опорных катков (передняя пара при движении на колесном ходу была управляемой), переднего направляющего и заднего ведущего колес на каждый борт. При этом каждое из опорных колес также изготавливалось из дюралюминия и оснащалось пневматическими шинами Firestone. Башня на этом танке не ставилась, предполагалось размещение орудия в корпусе танка, что также должно было экономить вес машины. Общая масса этой боевой машины без боекомплекта, топлива и экипажа не превышала 4-х тонн, а при полной загрузке масса танка доходила до 5 тонн.

Летающий танк конструктора Джона Уолтера Кристи


Этот изначально создававшийся для переброски по воздуху танк Кристи и выбрал для своих экспериментов над «летающей» машиной. На М1932 был установлен очень мощный на тот момент времени V-образный 12-цилиндровый двигатель Hispano-Suiza, развивавший мощность 750 л.с. Благодаря установке такого двигателя, танк мог достигать просто невероятных «авиационных» скоростей: 120 миль в час (около 190 км/ч) при движении на колесах по автостраде и до 60 миль в час (96,5 км/ч) при движении на гусеницах. Даже если цифры выглядят завышенными, скоростные возможности танка были очень высоки. Танк мог легко перепрыгивать рвы 6-метровой ширины и преодолевать уклоны до 45 градусов. Надгусеничные полки были сконструированы достаточно широкими и располагались высоко над опорными катками. Фактически они выглядели как небольшие крылья, повышая «летучесть» машины. Коробка передач была четырехскоростной: имелось три скорости для движения вперед и одна — назад.

Согласно замыслам Кристи, первые 70-80 метров разбега при взлете танк должен был совершать на гусеницах. После чего механик-водитель (он же пилот) должен был переключить редуктор трансмиссии с гусениц на установленный на танке воздушный винт. Проехав еще примерно 90-100 метров и достигнув скорости 120-135 км/ч, танк должен был подняться в небо. При этом механик-водитель располагался на своем обычном месте в передней части боевой машины. Во время полета мотор должен был питаться горючим от двух баков, которые находились в танковом корпусе. В воздухе, по приведенным расчетом, скорость «летающего танка» должна была составлять примерно 150-160 км/ч.

Летающий танк конструктора Джона Уолтера Кристи
M1932


Благодаря наличию независимой подвески, танк мог спокойно сесть прямо на поле боя, которое было изрыто воронками. После совершения посадки водитель-пилот должен был с помощью специального рычага сбросить каркас с крыльями и оперение, после чего можно было вступать в бой. При этом экипаж танка должен был состоять всего из двух человек — водителя-пилота и стрелка. Приземление танка осуществлялась на гусеницы, что должно было помочь ему погасить скорость планирования, добравшись до шоссейных дорог, гусеницы можно было снять.

Несмотря на проработку проекта и попытки реализации, на практике осуществить задуманное Кристи так и не удалось. Главной на тот момент причиной неудачи стала сложность изготовления дистанционного переключения привода от мотора с колес танка на воздушный винт и обратно. При уровне развития техники и технической мысли тех лет — это была довольно сложная проблема. К тому же американская армия не была готова тратить большие средства на подобные разработки, не удалось реализовать и идею с транспортировкой танка под днищем тяжелого бомбардировщика или транспортного самолета, так как перспективные самолеты так и не были приняты на вооружение ВВС. На отношениях Кристи и американских военных негативным образом сказывались и его переговоры с представителями СССР.

Летающий танк конструктора Джона Уолтера Кристи


В принципе, ничего технического невероятного в предложенной Кристи конструкции «летающего танка» не было, однако эта красивая идея в США так и не была реализована, вновь подняв голову уже в Советском Союзе, где в годы войны в единственном экземпляре был построен летающий танк А-40 Олега Антонова. Изначально Антонов предлагал использовать свою боевую машину для поддержки партизан. Летные испытания этой необычной машины проводились с 7 августа по 2 сентября 1942 года.

Возвращаясь к Кристи, можно отметить, что в свое время он был явно недооценен, причем именно в США. В своей небольшой брошюре «Современная мобильная оборона», которую он написал во время своего нахождения в Великобритании, тестируя свои шасси вместе с заказчиками, он уже в 1930-е годы обозначил основные задачи конструирования танков, которые остаются актуальными и сегодня. «Моей первой и главной задачей, писал Кристи, было создание такого шасси, которое смогло бы защитить человека, решившего доверить ему свою жизнь на поле боя. Именно по этой причине фронтальная проекция должна была быть трудноуязвимой для любых типов боеприпасов. Помимо этого, конструируя наши шасси, мы старались, чтобы они были как можно более низкими, а значит незаметными. Также мы продумали вариант повышения защищенности машины за счет увеличения ее скорости. Скорость как для самолетов, так и для наземной боевой техники имеет одинаково важное значение. Обладая высокой скоростью движения, можно легко обойти противника или оторваться от него, быстрее занять удобные позиции для ведения огня, а также очень быстрой уйти из-под обстрела». Многое из этого актуально и в XXI веке, причем не только в реальности, но и на полях виртуальных баталий в современных компьютерных онлайн-играх.

Источники информации:
http://pro-tank.ru/zapad-vostok/56-kristy
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/usa/christie_m1932.htm
http://warspot.ru/794-letayuschiy-tank-inzhenera-kristi
http://feldgrau.info/engines/5209-letajuschij-tank-kristi
http://modelist-konstruktor.com/bronekollekcziya/letayushhie-tanki
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14
  1. казак волгский 8 декабря 2015 07:02
    вот он папа - БТ И дедушка Т-34! Спасибо за статью......... гремя огнем - сверкая блеском стали!
  2. silver169 8 декабря 2015 07:59
    Джон Уолтер Кристи действительно был выдающимся конструктором и изобретателем. Однако его страшно тяжелый, неуживчивый характер, неумение найти общий язык с сильными мира сего привели к тому, что к концу жизни он оказался полным банкротом и умер в 1944-м году в нищете в доме для престарелых. Прототипы его гусеничных машин были закуплены Советским Союзом и Великобританией, которые на их базе создали целую линейку танков. В США же ни одна из его конструкций так и не пошла в серию.
    1. амурец 8 декабря 2015 08:34
      К сожалению разработка танков для армии САСШ была запрещена конгрессом, кажется в 1920 году и только начало 2-й мировой войны и успехи немецких танкистов заставили америкацев отказаться от этого запрета.Поэтому первые американские танки имели архаичную компоновку.Взять хотя бы М-3 средний(генерал Ли;генерал Грант.).Уточнение сделано потому,что в ту пору под одним индексом были разные танки.А насчет Кристи вы правы.И автору спасибо.
  3. bionik 8 декабря 2015 08:55
    САУ Christie M1919 155-mm Gun Motor Carriage, вооруженная американской версией пушки GPF
    Первый его образец военной машины, Christie M1917 3-inch Gun Motor Carriage, фактически был зениткой с пристыкованными к ней двумя моторными тележками.
  4. parusnik 8 декабря 2015 09:16
    Танк БТ-7 О танке Кристи..
    -Папашка, у меня знаменитый был..
    1. Nick1953 9 декабря 2015 19:55
      И кем он был?
      А благодаря моему отцу могут стрелять все современные танки!
  5. Sargaras 8 декабря 2015 15:16
    А советским конструкторам все же удалось создать летающий танк. Он назывался ИЛ-2.
    1. амурец 8 декабря 2015 15:46
      Цитата: Sargaras
      А советским конструкторам все же удалось создать летающий танк. Он назывался ИЛ-2.

      Да! Вы правы.Принцип построения тот же.Ведь до Ил-2 на штурмовиках ТШ-1;ТШ-2 броня навешивалась на каркас фюзеляжа и только Ильюшин создал самолёт у которого броня входила в силовой каркас фюзеляжа.Перов;Растенин:Штурмовики Красной Армии.Но не только Ил-2.И в Советской и Английской армиях были созданы планеры которые были способны перевозить танки.Не только А-40 но и другие планеры конструкторов Цибина,Яковлева и ещё ряда конструкторов.
  6. moskowit 8 декабря 2015 16:43
    А наш А-40 полетел!
    "...А-40 («Летающий танк», «Крылья танка») — летательный аппарат, созданный Олегом Константиновичем Антоновым на базе танка Т-60. Изначально танк был предложен в качестве поддержки для партизан. Работа над планером велась с декабря 1941 года по февраль 1943 года, когда танк сняли с производства. Был изготовлен в апреле 1942 года в городе Тюмени[источник не указан 1397 дней] в единственном экземпляре. Лётные испытания проходили под Москвой с 7 августа по 2 сентября 1942 года. Проводил их известный лётчик-планерист Сергей Анохин...(из Википедии)
  7. Fei_Wong 8 декабря 2015 20:22
    Я просто оставлю это здесь:
    http://forum.wotblitz.ru/index.php?/topic/2859-/page__
    pid__55413#entry55413
    http://forum.wotblitz.ru/index.php?/topic/3435-/page_
    _pid__60649#entry60649
    Подробное освещение деятельности и проектов Джона Кристи (предупреждаю, очень многабукаф, фотографий тоже хватает, впрочем). Есть множество относительно малоизвестных подробностей. Особенно советую оценить прообраз "Железного Капута". ^_^
  8. TROF777 8 декабря 2015 21:24
    Я бы не стал тратить время на такие идиотские воображения как "летающий танк"
  9. Fil743 9 декабря 2015 07:03
    "Бета" - мой любимый танк межвоенного периода и я был чрезвычайно заинтересован заголовком статьи. Статья оставила досадное ощущение отсутствия целостности и завершенности: то ли биография конструктора то ли история создания подвески то ли быстроходного танка. А где М1931? Плюс за объем материала, минус за его подачу. Возможно цикл статей с разбивкой на подтемы улучшит ситуацию.
  10. Nick1953 9 декабря 2015 20:00
    У моего отца был рисунок самолёта на гусенечном ходу. Подпись - "Истребитель ZZ'
    Два зет. Был такой рассказ или повесть. Искал в инетах - так и не нашёл...
    А у немцев был такой самилёт для спецопераций...
  11. Nick1953 9 декабря 2015 20:10
    Чёрт! Чёрт! Чёрт!
    Появился в сети! Тот самый рисунок, который копировал мой отец!
    http://profilib.com/reader/64/87/b148764/002.jpg
  12. Комментарий был удален.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня