Восемь лет новой Грузии. Причины и следствия «войны роз»
Восемь лет назад, 23 ноября 2004 года, в пик «войны роз» в отставку подал экс-президент Эдуард Шеварднадзе. Приход к власти нового президента Михаила Саакашвили был предопределен возросшим уровнем недовольства грузин старой властью. Страну преследовал глубокий кризис – повальная нищета и безработица, коррупция власти, а кроме того – еще и военно-политические неразрешенные конфликты в Южной Осетии и Абхазии. Перемены для грузинского населения олицетворял министр юстиции М.Саакашвили, который имел сильную поддержку Запада. В результате этой поддержки в Грузии возникло молодежное движение «Хватит!».
В начале ноября состоялись новые выборы в Парламент. Главными соперниками были блок «За Новую Грузию» Шеварднадзе, «Демократы Бурджанадзе», возглавляемые Зурабом Жванией и Нино Бурджанадзе, а также «Объединенное народное движение» М.Саакашвили. Официально победу праздновал Шеварднадзе, но в первый же день работы нового парламента на улицах грузинской столицы появились тысячи людей с розами в руках во главе с Саакашвили. Они ворвались в здание парламента, заставив Шеварднадзе подать в отставку и аннулировать результаты выборов. А уже 4 января 2004 года новым президентом Грузии стал Мишико Саакашвили.
С самого начала он взял курс на искоренение взяточничества и привлечение иностранного капитала. И хотя были отмечены отдельные положительные сдвиги, в целом ситуация в стране оставалась довольно нестабильной. Новый Президент перессорился со всеми бывшими союзниками. Часть из них после этого погибла при трагических обстоятельствах, другая же часть перешла в оппозицию. Памятны слова главы государства о заложении основ и дальнейшем развитии демократии, однако все последующие события бросают большую тень сомнения на эти высказывания, достаточно вспомнить только применение слезоточивого газа, дубинок и водометов при разгонах митингов оппозиции.
Особое место в политике нового правительства занимает проблема межнациональных отношений. В 2004 году грузинский президент отстранил от власти президента Аджарии Аслана Абашидзе. Но если это в основном этнические грузины, то жители Абхазии и Южной Осетии присоединяться к Грузии не имели большого желания, что и приводило к многочисленным конфликтам. А закончилось все довольно печально – войной в 2008 году.
Внешнеполитический курс грузинского лидера был направлен на сближение с ЕС, НАТО и США. Для ускорения процесса он отменил визы для жителей западных стран и заявил о желании войти в альянс и Евросоюз.
Что касается дипломатических отношений с Россией, то и в этом плане много негатива. Хорошие отношения продолжались всего лишь полгода после избрания Саакашвили. Постепенно они ухудшались, вплоть до русско-грузинской войны и полного разрыва.
Президент России Д. Медведев, выступая во Владикавказе, заявил, что главная причина этой войны заключается в попытке российского правительства помешать расширению Североатлантического альянса на восток. По его словам, если бы не военные действия, в НАТО вошло бы несколько стран, среди них и Грузия.А между тем, 17 ноября 2011 года Европейский парламент принял резолюцию, по которой Абхазия и Южная Осетия объявлены оккупированными Россией территориями. Этот документ также обязал российское правительство принять меры к выводу своих войск и возложил на РФ ответственность за грубое нарушение прав человека на этих териториях.
М.Саакашвили уверен, что подобный документ имеет огромное исторческое значение, поскольку Европа уже не посмеет признать законность российской оккупационной власти, а, кроме того, данная резолюция – это юридическая основа для объединения Грузии.
В европарламентской резолюции уделено внимание и вопросу террористических актов на грузинской территории, ответственность за которые также возложена на спецслужбы России.
Поэтому неудивительно, что депутаты Европарламента положительно восприняли подписание русско-грузинского соглашения по поводу вступления России в ВТО, а также предложили продолжить переговоры и по другим вопросам.
Таким образом, резолюция содержит большое количество пожеланий РФ, выраженных в довольно жесткой форме. Но это вовсе не значит, что Европарламент доволен действиями Грузии. В частности, европейские депутаты, дав положительную оценку успехам Грузии в программе Восточного партнерства Европейского Союза и проведения демократических преобразований, в то же время пожелали большего развития этой самой демократии, а также политического диалога с оппозицией. Также имеются пожелания относительно повышения уровня защиты беженцев и стране.
Подводя итог всего вышесказанного, можно утверждать, что европейское давление на Россию для выполнения ею августовского соглашения продолжится, хотя уверенности в том, что российское правительство сделает хоть малейшее двиджение в этом направлении, нет.
Пока официальная Москва никак не отреагировала на резолюцию. Молчит и Южная Осетия. И только Абхазия заявила, что этот документ предвзятый и односторонний, а депутаты не желают признать настоящих политических реалий. Сухум также заявил, что войска РФ находятся на территориях Южной Осетии и Абхазии в соответствии с подписанными договорами.
По словам политологов, подписание резолюции очень важно, хотя и не изменит ситауцию в короткие сроки. Поэтому единственным действенным оружием для грузинского правительства должна стать дипломатия. Самое время позаботиться об экономике страны, отодвинув политику на дальний план.
Информация