Проект комплекса активной защиты Aselsan AKKOR Lite (Турция)

В конце ноября турецкая компания Aselsan получила заказ военного ведомства на поставку некоторого количества комплексов активной защиты (КАЗ) типа AKKOR собственной разработки. Эти системы предполагается монтировать на перспективных основных танках Altay, которые должны поступить в серийное производство в обозримом будущем. Помимо танковых КАЗ турецкие специалисты разрабатывают аналогичные системы для иной техники. Еще весной был представлен предварительный проект комплекса AKKOR Lite, предназначенного для легкой техники.

Новый комплекс активной защиты AKKOR Lite (Aktif Koruma Sistemi Lite – «Система активной защиты легкая») должен пополнить линейку продукции компании Aselsan и помочь ей закрепиться в этом секторе рынка вооружений. В рамках этого проекта планируется создать малогабаритную и легкую систему, пригодную для установки на бронеавтомобилях и т.п. технике, что позволит значительно повысить ее живучесть на поле боя. Подобные цели проекта представляют большой интерес. Немалая часть военной техники, в том числе легкой бронированной, способна выдерживать обстрел из стрелкового оружия, однако не может противостоять противотанковым гранатам или ракетам. КАЗ AKKOR Lite, как утверждается, сможет закрыть эту брешь в защите.

Базовый КАЗ AKKOR, изначально предназначенный для сравнительно тяжелой бронетехники, в силу определенных причин не может монтироваться на броневиках и иных подобных машинах. Главная причина этого – слишком крупные габариты и вес отдельных элементов комплекса. Кроме того, использование подвижных пусковых установок, отстреливающих защитные боеприпасы, может быть излишним для таких носителей. Как следствие, предлагается использовать иную архитектуру комплекса, которая позволит обеспечить высокие характеристики защиты и приемлемый вес конструкции.


Проект комплекса активной защиты Aselsan AKKOR Lite (Турция)
Общий вид КАЗ AKKOR на бронемашине. Кадр из рекламного ролика


Следует отметить, с точки зрения концепции и общей архитектуры КАЗ AKKOR Lite не является революционно новым изобретением. Еще в 2011 году были опубликованы первые сведения о перспективном КАЗ от израильской компании Rafael. Разработанная ею система Trophy LV предназначалась для установки на легких транспортных средствах, не имеющих возможности нести полноценный «Трофи». Вместо этого было предложено использовать специальную конструкцию с набором необходимого оборудования, устанавливаемую на крыше бронемашины. За счет кардинальной переработки архитектуры общий вес комплекса был уменьшен до 200 кг.

По-видимому, турецкие специалисты прекрасно знакомы с новейшими израильскими разработками, из-за чего их новый проект AKKOR Lite имеет много общего с Trophy LV. Эта система должна иметь схожую архитектуру и, вероятно, работать по тем же принципам. Таким образом, компания Aselsan занялась развитием идей, созданных зарубежными специалистами. Каким будет результат такого заимствования – покажет время.

Проект AKKOR Lite подразумевает использование не отдельных компонентов, разнесенных по различным частям базовой машины, но одной рамы с набором агрегатов. На крыше базового броневика или автомобиля предлагается монтировать крупную раму с необходимым оборудованием. По ее периметру должны располагаться малогабаритные антенны обзорной радиолокационной станции и средства перехвата. Блок автоматики управления, вероятно, предлагается помещать внутри базовой машины.


Проект комплекса активной защиты Aselsan AKKOR Lite (Турция)
Расположение элементов РЛС (подсвечено красным). Кадр из рекламного ролика


Для обнаружения потенциально опасных объектов, которые могут быть опознаны как противотанковая граната или ракета, предлагается использовать большое количество небольших антенн РЛС, распределенных по периметру рамы КАЗ. При сравнительно малых секторах обзора такие антенны за счет своего большого числа могут обеспечить круговой обзор, либо максимально сократить имеющиеся мертвые зоны.

Между элементами радиолокационной станции предлагается устанавливать пусковые устройства для защитных боеприпасов. Внешне они должны представлять собой узкие и длинные коробки, установленные с наклоном к вертикали. При этом их нижние срезы предлагается направлять в сторону от базовой машины, тем самым немного отводя от нее зону поражения опасного объекта.

Тип боеприпасов, предлагаемых для уничтожения подлетающих целей, пока не уточнялся. В составе такой системы можно использовать защитные боеприпасы различных типов, хотя самым очевидным решением являются взрывные устройства осколочного действия, установленные прямо в соответствующих отсеках КАЗ. Такие боеприпасы способны в нужный момент создавать плотное поле осколков, разрушающее или приводящее в негодность подлетающий объект.

Проект комплекса активной защиты Aselsan AKKOR Lite (Турция)
Расположение защитных боеприпасов (подсвечено красным). Кадр из рекламного ролика


Являясь в некотором роде переосмыслением израильского комплекса Trophy LV, турецкая система, вероятно, должна иметь аналогичный алгоритм работы. В рабочем положении автоматика комплекса AKKOR Lite должна самостоятельно и без участия человека отслеживать окружающую обстановку, производя обнаружение различных высокоскоростных объектов. При обнаружении объекта достаточно крупных размеров, движущегося с высокой скоростью, автоматика должна давать команду на отстрел одного из защитных боеприпасов, расположенных по периметру крыши боевой машины. В таком случае поражение цели осуществляется на подлете к машине, однако на минимальном расстоянии от нее.

Предлагаемая конструкция опорной рамы системы AKKOR Lite позволяет защитить базовую машину от атак со всех ракурсов. Возможно поражение противотанковых гранат и ракет, а также некоторых других боеприпасов. Основные рабочие характеристики перспективного КАЗ, пусть даже и расчетные, пока не публиковались, а в свободном доступе имеются только некоторые рекламные материалы с самой общей информацией.

В предлагаемом виде «легкий» комплекс активной защиты турецкой разработки представляет определенный интерес. Основной положительной чертой проекта можно считать возможность установки на легкую бронетехнику или бронеавтомобили, которые не способны нести полноценные КАЗ. В дополнение к этому можно отметить защиту от атак со всех ракурсов, отсутствие необходимости управления оператором и т.д.

Тем не менее, как и другие разработки в этой и иных областях, КАЗ AKKOR Lite не лишен недостатков. Один из главных – специфическая компоновка, представляющая потенциальную угрозу для машины-носителя и ее экипажа. Защитные боеприпасы предлагается помещать непосредственно над крышей корпуса машины, из-за чего поток осколков должен проходить в непосредственной близости от ее конструкции. Это означает, что при срабатывании боеприпаса часть осколков может попасть в борта, корму, остекление или иные элементы машины с риском их пробития и поражения экипажа.

Проект комплекса активной защиты Aselsan AKKOR Lite (Турция)
Демонстрация срабатывания защитного боеприпаса. Кадр из рекламного ролика


Помимо единичных осколков базовой машине угрожают обломки подлетающего боеприпаса. Его перехват предлагается производить на небольшом расстоянии, из-за чего некоторые обломки, сохраняя кинетическую энергию, могут долететь до машины и повредить ее. Кроме того, возможен подрыв боевой части снаряда со схожими последствиями для броневика. Следует отметить, в таком случае последний может получить повреждения от взрывной волны и осколков, а не от кумулятивной струи. Однако и в таком случае повреждения машины могут быть достаточно серьезными, а также не исключаются поражения экипажа.

В контексте поражения бронемашины осколками защитного боеприпаса отдельно следует рассмотреть переднюю часть КАЗ. В опубликованном анимационном видеоролике демонстрируется броневик капотной компоновки, причем передние боеприпасы перехвата находятся над лобовыми стеклами. При их подрыве осколки направятся вперед и вниз, т.е. в капот и к двигателю. Нельзя исключать, что после такой «защиты» машина попросту потеряет ход.

Заметным недостатком некоторых комплексов активной защиты, существующих в настоящее время, является ограниченный боекомплект, «привязанный» к определенным секторам. В случае с системой AKKOR Lite это означает, что попадание ракеты или гранаты в определенный сектор приведет к срабатыванию соответствующего защитного боеприпаса, после чего этот сектор останется без защиты. Естественно, в реальных условиях отсутствие защиты одного или нескольких секторов вряд ли сразу приведет к фатальным последствиям, но подобный минус комплекса необходимо учитывать. Примечательно, что «полноценный» КАЗ AKKOR не имеет такой проблемы, поскольку запуск защитных боеприпасов осуществляется при помощи поворотных пусковых установок.

На данный момент известно только о существовании предварительной версии проекта Aselsan AKKOR Lite. Сведения о сборке системы-прототипа и ее испытаниях пока отсутствуют. Вероятно, компания-разработчик, недавно завершившая основные работы над комплексом AKKOR для тяжелой бронетехники, совсем недавно приступила к разработке нового варианта КАЗ, и поэтому еще не может похвастать какими-либо заметными успехами.

Проект комплекса активной защиты Aselsan AKKOR Lite (Турция)
Демонстрация срабатывания защитного боеприпаса "в реальных условиях". Кадр из рекламного ролика


Отсутствие каких-либо характеристик, равно как нахождение проекта на ранних стадиях, пока не позволяют делать полноценные выводы о возможностях и перспективах нового турецкого комплекса активной защиты. Пока можно только рассматривать немногочисленные опубликованные материалы и делать некоторые прогнозы, основываясь на сведениях о других аналогичных проектах.

Какими будут перспективы системы AKKOR Lite – пока говорить трудно. В анимированных демонстрациях работа комплекса выглядит легко и просто, а сама система не имеет никаких проблем. Тем не менее, при более внимательном рассмотрении можно увидеть, что она не лишена недостатков. Более того, ряд заметных проблем или, как минимум, неоднозначных особенностей прямо связан с нестандартной архитектурой и установкой всех агрегатов на крыше машины-носителя.

Ввиду очевидного отсутствия готового проекта оценка новой турецкой разработки затруднена. Можно утверждать, что она представляет интерес, как минимум, как представитель пока немногочисленного класса легких комплексов активной защиты. При этом, однако, технический интерес пока не может быть удовлетворен имеющимися материалами. Вероятно, на будущих выставках вооружений и техники компания Aselsan продемонстрирует макеты или даже полноценные образцы КАЗ AKKOR Lite, а также огласит информацию о них.


По материалам сайтов:
http://aselsan.com.tr/
http://armyrecognition.com/
http://bilgibilgiler.com/
http://otvaga2004.mybb.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. hghg 10 декабря 2015 07:38
    А не слишком ли дорого устанавливать КАЗ на легкую технику
    1. Darkmor 10 декабря 2015 11:39
      не слишком ли дорого

      Слишком.
      Но, видимо, турки разучились считать деньги.
      КАЗ на танки стоит как сам танк.
      Любая миниатюризация механизма, при сохранении его эффективности ведет лишь к удорожанию.
      Конечно, на защиту машины нужно меньше боевых элементов, чем для покрытия танка, но радар и электроника остаются старыми. Их еще и запитать от чего-то надо будет...
      При этом, зачем КАЗ на автомобиль, который поражается остаточными осколками от "уничтоженного" боеприпаса, мне абсолютно не понятно.

      А общем, помимо украинского оборонпрома настала очередь глумиться над турецким...
    2. prosto_rgb 11 декабря 2015 01:45
      Цитата: hghg
      А не слишком ли дорого устанавливать КАЗ на легкую технику

      для некоторых стран и сама легкая техника дороговата.
      Если организовать крупносерийное производство стоимость должна снизиться, а вообще:
      восток дело тонкое...
      да и турков с их ценами мы нам явно не понять...
  2. LÄRZ 10 декабря 2015 07:50
    Видеоролик это хорошо. Но вот сколько времени пройдёт, пока они хотя бы прототип сделают? А там и "детские болезни" вылезут, пока их устранят... А время идёт. Не проще ли закупить уже готовые, не "изобретать велосипед"?
  3. Владимир. 10 декабря 2015 07:56
    Хм...Подобный КАЗ уже был для Хаммеров и М-ATV.
    Хотя,Турки не отстают от логики.Жизнь солдата-ценнее любой техники.Да и в 21-м веке всё же живём.
  4. Zaurbek 10 декабря 2015 19:13
    Была еще надувная защита,с верхней рамы подушка безопасности отстреливалась на встречу гранате.
  5. ТОР2 10 декабря 2015 22:55
    Через какое то время научатся выстрелы РПГ на финальном участке делать "змейку" или "кобру". Я уж не говорю о тандеме.
    1. prosto_rgb 11 декабря 2015 01:48
      пока что не научилось даже большинство ПТУР-ов, что уж говорить про рпг.
      КАЗ особой разницы нет тандем или нет
  6. ТОР2 10 декабря 2015 22:56
    Через какое то время научатся выстрелы РПГ на финальном участке делать "змейку" или "кобру". Я уж не говорю о тандеме.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня