С миру по нитке - истребитель Сяолун

13
С миру по нитке - истребитель Сяолун


История создания китайского истребителя Super-7, получившего в дальнейшем обозначение FC-1 (Fighter China 1 – Китайский истребитель первый) или «Сяолун» (Xiaolong в переводе на русский означает яростный или свирепый дракон), началась ещё в 1986 году. Для проведения модернизации устаревших истребителей J -7 (аналог советского истребителя МиГ-21) правительство Китайской Народной Республики выделяет 550 000 000$. После чего китайская компания CAIC (Chengdu Aircraft Industry Company) заключает договор с американской компанией «Grumman», по которому планируется разработка совместного проекта истребителя Super-7 на базе советского истребителя МиГ-29. Но к 1990 году американо-китайские отношения становятся довольно холодными, и это приводит к тому, что совместные работы по проекту нового истребителя прекращаются. Однако китайские специалисты продолжают разработку самолёта своими силами. В этот период название проекта меняется на Fighter China 1 (FC- 1). После отказа специалистов американской компании «Grumman» участвовать в дальнейшей работе над проектом, к работам были привлечены российские инженеры.



По некоторым сведениям, конструкция китайского истребителя включает в себя множество российских разработок, в частности ОКБ А.И. Микояна, которые создавались в рамках отечественного проекта по созданию легкого фронтового истребителя МиГ-33. Впрочем, это не удивительно, в то время Российская оборонная промышленность переживала тяжелые времена и российские инженеры-авиастроители использовали любую возможность и продавали свои разработки иностранным компаниям. В 1998 году (официально в 1999 году) в работы над проектом по созданию истребителя FC- 1 включается Пакистан, берёт на себя половину всех расходов, связанных с проектом, после чего проект получает обозначение JF-17 (Joint Fighter – совместный истребитель). Дело в том, что Китай и Пакистан активно сотрудничали в области производства ракетного вооружения, это вызывало опасения в военных кругах США. В начале 90-х годов, согласно наложенным Америкой на Пакистан санкциям, последний больше не мог покупать истребители F-16, в то время как испытывал острую нехватку боевых самолётов такого класса.



Уже в августе 2003 года проводится первый полёт нового истребителя, 3 сентября он был успешно представлен народу. К 2006 году построено шесть самолётов «Сяолун», два истребителя из числа построенных были отправлены в Пакистан для прохождения дальнейших лётных испытаний. Стоит отметить, что двигатели РД-93 (модернизированный вариант двигателя РД-33, установленного на российском истребителе Миг-29) для истребителей FC- 1 были приобретены в России, согласно подписанному с ОАО «Климов» и ММП им. В.В. Чернышева договору. Однако в дальнейших планах китайских авиастроителей - оснащать истребитель мотором WS-13 собственного производства, с более высокими тяговыми показателями, но более тяжелым, чем российский РД-93.



Новый «Сяолун» представляет собой многофункциональный, лёгкий сверхзвуковой истребитель, оснащенный одним ТРД с тягой 8300 кгс. Крылья самолёта имеют треугольную форму с развитыми наплывами. Бортовая электроника, включающая в себя два мощных компьютера с процессорами Motorola 88000, позволяет пилоту использовать истребитель в бою с максимальной эффективностью. В качестве РЛС в китайском самолёте применяется итальянская РЛС FIAR Grifo-S7, производство которой налажено пакистанскими компаниями. В начале работ над проектом на истребитель планировалось установить российскую РЛС, созданную в НПЦ «Фазатрон», имеющую обозначение «Суперкомар». Однако эта станция была китайскими авиастроителями отвергнута по причине малой дальности обнаружения. Известно, что на первом построенном FC-1 была установлена израильская Elta EL/M-2032, а на истребителях, переданных ВВС Пакистана, по некоторым данным, установили китайскую станцию Nanjing KLJ-7. В дополнение истребитель оснащен оптоэлектронной оптической системой с инфракрасным каналом (китайское название - электронно-оптический радар «свет радуги-1»), дальность обнаружения цели которой составляет 75 км.



В кабине пилота расположены три многофункциональных ЖК дисплея, на которые выводится вся необходимая информация. Основной язык английский, однако все появляющиеся на дисплее сообщения могут быть и на китайском языке. Также в состав бортовой электроники входят системы предупреждения о приближении ракет, система предупреждения при обнаружении радиолокационными станциями противника, системы обмена информацией со стационарными пунктами наведения и другими самолётами. Вооружение истребителя состоит из двуствольной 23-мм Тип-23-2 автоматической пушки (китайский аналог российской ГШ-23), четырех управляемых ракет класса «воздух-воздух», одной управляемой ракеты класса «воздух земля» и четырёх авиабомб. Максимальная боевая нагрузка достигает 3,7 тонны. Максимальная скорость 1900 км в час, дальность полёта с подвесными топливными баками (два бака по 800 литров) составляет около 3000 км.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Sergh
    +2
    25 ноября 2011 09:06
    С миру по нитке, голому на пуховик!
    Ох как хорошо проглядываются отдельные МИГовские черты. Да и через-чур сильно лёгкий, три подвесных бака, практически дальше не рентабельная загрузка тащить мизер.
    1. +8
      25 ноября 2011 10:24
      Интересно вот что

      1. CAIC (Chengdu Aircraft Industry Company) заключает договор с американской компанией «Grumman», И кидает ее.
      2. в китайском самолёте применяется итальянская РЛС FIAR Grifo-S7, производство которой налажено пакистанскими компаниями. Значит уже не итальянская.
      3. Вооружение истребителя состоит из двуствольной 23-мм Тип-23-2 автоматической пушки (китайский аналог российской ГШ-23), Значит уже не российская
      4. израильская Elta EL/M-2032, а на истребителях, переданных ВВС Пакистана, по некоторым данным, установили китайскую станцию Nanjing KLJ-7. Значит уже не израильская

      4.в дальнейших планах китайских авиастроителей - оснащать истребитель мотором WS-13 собственного производства, с более высокими тяговыми показателями, но более тяжелым, чем российский РД-93. С какого он собственный?

      Вот и получается, что основной принцип китайцев не тупое копирование а кидалово партнера в процессе совместной деятельности
    2. Игорь Владимирович
      +1
      30 ноября 2011 18:36
      Не вооруженным глазом видно американский ф-16 только что с двумя воздухозаборниками.
  2. vadimus
    +2
    25 ноября 2011 09:31
    Хвалёный китайский экономический рывок! Рванул втихоря и в дамки
  3. snek
    +2
    25 ноября 2011 09:39
    "Нишевый" экспортный истребитель, расчитанный на покупателся, для которого в соотношении цена-качество важнее первое. И в этой роли почти не имеет конкурентов. Замечу, что ВВС Китая эти самолеты не берут и не собираются.
  4. dred
    +1
    25 ноября 2011 10:47
    дикая гримучая смесь.
  5. DrCoks
    +2
    25 ноября 2011 12:13
    Ой чото я запутался уже , у них сколько самолетов?
    Я понимаю у нас штурмовик, истребитель, легкий истребитель, бомбардировщик, стратегические бомбардировщики, ну ПАК ФА ждем.
    У амеров что-то похожее
    Кто-то может дать справку какие типы самолетов у Китая, основные, перспективные и т.д
    А то такое чувство у них парк со всего мира
  6. +3
    25 ноября 2011 15:58
    узкоглазые как всегда крысят идеи то у русских то у амеров то еще у кого-то. Своих мозгов не хватает - вот и приходится промышлять))
    1. snek
      +2
      25 ноября 2011 18:17
      Ну, думаю, такие люди, как Янг Чжэньнин и У Вэньцзюнь могли бы поспорить про нехватку мозгов. Кстати, например, именно китайцам первым удолось провести первую безубыточную термоядеруню реакцию на токамаке EAST(Experimental Advanced Superconducting Tokamak), так что смотрите, может дальше жить в счастливом заблуждении о неспособности китайцев создавать что-то новое, а можете попробовать посмотреть на то, как дела обстоят в реальности.
      1. +5
        28 ноября 2011 20:39
        Цитата: snek
        токамаке EAST


        Извините не понял.


        Термин «токамак» был придуман Игорем Николаевичем Головиным, учеником академика Курчатова. Первоначально он звучал как «токамаг» — сокращение от слов «тороидальная камера магнитная», но Н. А. Явлинский, автор первой тороидальной системы, предложил заменить «-маг» на «-мак» для благозвучия. Позже это название было заимствовано многими языками.
        Первый токамак был построен в 1955 году, и долгое время токамаки существовали только в СССР.

        В чем заслуга именно китайцев? В превышении критерия Лоусона по уровню зажигания? А суть изобретения чья заслуга? Это простите не бумажные деньги изобретать
  7. +2
    25 ноября 2011 18:22
    Давайте наплюем,что и от куда китайцы стырили.Факт в том,что у китайцев есть лёгкий "ястребок" с хорошим экспортным потенциалом (его уже азера собираются купить,не говоря про Африку) и возможностью "в случае чего" стать недорогим и массовым мобилизационным истребителем для собственных ВВС.У нас такого нет! Близкое по направлению семейство Су-54/55/56 умерло даже не соскочив с чертежных досок.И теперь этот "легковес" вполне может потеснить МиГ-29,потому что нам небогатым покупателям предложить нечего.
  8. SeregaKep
    +1
    25 ноября 2011 23:12
    да и про наши наклонности к копированию не стоит забывать, Ту 4 передрали с В29, включая фотоаппарат Лейка в кабине штурмана (для тех кто в курсе этого прикола). Двигателя Д-30 (Ил 76, Ан 124 и т.д.) тож наверное ни разу не Ролс Ройс? интегральная схема фюзюляжей Миг 29, Су 27 и далее - один из первых вариантов компановки F 15 который пиндосы сочли нерациональным, а наши конструкторы проработали досканально и развили тему
    вопрос не в том, что содрали, передрали, а в том, что авторские права защитить не можем, не можем заставть платить за наши разработки
    правда последняя ситуация с корабельными Сушками вроде как начинает внушать надежду, что скоро китайцам за все российские разработки придётся платить не по детски...
  9. 0
    19 ноября 2012 22:36
    С миру по нитке - истребитель Сяолун


    А у нас говаривали : С миру по нитке - голому поллитра!
  10. hayabusa777
    0
    7 мая 2013 12:32
    Скоро в ВВС Азербайджана

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»