Ракетоносный невидимка

38
Разработчики стратегических ударных комплексов возвращаются на советские рельсы

Московский институт теплотехники в кооперации с рядом предприятий активно работает над созданием нового боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин». В этой связи стоит вспомнить, что у нас уже имелся БЖРК РТ-23УТТХ («Молодец»), вызывавший серьезную озабоченность наших военно-политических оппонентов.

Долгие годы существование БЖРК в нашей стране и тем более данные об их облике были строго закрытой информацией. Деятельность в данной области велась с соблюдением строжайших режимных мер.

В самом начале развития ракетно-космических систем стало ясно, что сохранить в тайне расположение установок стратегических ракет не удастся. Тогда озвучивались разные мысли о характере, рассматривались разные сценарии будущих войн. Шли серьезные дискуссии с участием военных и промышленности. В результате одобрение получила доктрина гарантированного ответного удара, то есть сдерживания.

Соответственно потребовались меры по повышению боевой устойчивости наземных РК. Считалось, что подвижные ракетные комплексы (ПРК) или хотя бы их часть уцелеют и смогут участвовать в ответном ударе.

Эскизы будущего комплекса


Работы по ПРК развивались по двум направлениям. Подвижным грунтовым ракетным комплексом (ПГРК) занимался Московский институт теплотехники, а БЖРК – Министерство общего машиностроения СССР.

В программе разработки комплексов РТ-23 и РТ-23УТТХ, в том числе БЖРК, оказалась задействована уникальная кооперация предприятий промышленных министерств и Минобороны СССР. Качественно новая система требовала решения множества проблем в области технологий, новых материалов, элементной базы. Непосредственное государственное регулирование осуществляла Комиссия по военно-промышленным вопросам при Совете министров СССР. Минобороны выступало в качестве государственного заказчика, контролировало процесс, выполняло отдельные виды работ. Минобщемаш отвечало за задачу в целом и основные компоненты комплексов.

Ракетоносный невидимкаГоловной организацией, занимавшейся созданием БЖРК РТ-23УТТХ, а также ракеты и двигателей первой ступени, стало днепропетровское КБ «Южное», руководимое генеральным конструктором Владимиром Уткиным.

КБ «Южное» трудилось совместно с ПО «Южный машиностроительный завод», они размещались на одной территории и образовывали совместно со смежными предприятиями днепропетровский ракетный куст. Павлогорадский механический завод, входивший в ПО, изготавливал и испытывал твердотопливные двигатели КБ «Южное», собирал и испытывал ракеты семейства РТ-23, комплектовал, тестировал и сдавал БЖРК.

Санкт-Петербургское КБ специального машиностроения отвечало за боевой железнодорожный комплекс в целом и пусковую установку (ПУ). Пермское НПО «Искра» – за комплекс третьей ступени. Московский НИИ автоматики и приборостроения – за систему управления. Подмосковный ЦНИИ машиностроения вел анализ перспектив развития ракетной техники, осуществлял экспертизу проектных материалов по комплексам, анализировал ход экспериментов. Всего в программе участвовало несколько сотен промышленных предприятий.

БЖРК рождался не на пустом месте. Базой для него служили проводившиеся в 50–60-х годах в СССР работы по различным РК. С другой стороны, в СССР много лет занимались и тяжелыми артиллерийскими системами на железнодорожных транспортерах. Накопился специфический опыт, послуживший отправной точкой для появления (разумеется, на другой технической основе) железнодорожных стартовых РК. Однако эта очевидно привлекательная идея оказалась крайне сложной в реализации. Уровень развития ракетостроения, твердотопливного двигателестроения, материалов, твердых топлив, систем управления был еще недостаточный. У военных и промышленников не сформировался единый взгляд на необходимые характеристики. Шли горячие дискуссии, многократно менялись тактико-технические задания. На происходящее большое влияние оказывала соблазнительная идея сэкономить время и деньги за счет создания единых ракет для различных комплексов или хотя бы унификации их основных элементов.

На первом этапе в 1967 году появился эскизный проект РК РТ-21, одним из вариантов которого стал железнодорожный комплекс. Вес РТ-21 с транспортно-пусковым контейнером (ТПК) оценивался в 42 тонны, длина вместе с ТПК – 17 метров. Ракета имела три ступени, на всех использовались твердотопливные двигатели со смесевым топливом.

Проект железнодорожного комплекса с РТ-21 показал принципиальную возможность появления подвижных железнодорожных комплексов межконтинентальной дальности и послужил прототипом для последующих разработок КБ «Южное».

Однако все работы по РТ-21 прекратили на стадии эскизов. Многочисленные обновления нуждались в новой элементной базе, топливах, материалах. При этом требования заказчика в лице Минобороны росли быстрее, чем возможности их реализации.

В погоне за пожеланиями заказчика


На следующей стадии КБ «Южное» поручается подготовка проекта комплекса РТ-22 с твердотопливной ракетой 15Ж43, стартовая масса которой должна была определяться исходя из габаритов шахтных ПУ, стоящих на вооружении РТ-2 и УР-100, а также с учетом возможности появления подвижного комплекса железнодорожного базирования. То есть речь шла об унификации. Исходя из этого стартовая масса 15Ж43 при межконтинентальной дальности составляла уже 70 тонн.

В 1969 году было получено принципиальное одобрение. Но перейти от активного проектирования к следующему этапу не удалось: заказчика не удовлетворяли эффективность ракеты, а также высокая стоимость и длительность создания комплекса. В 1973-м программу заморозили. Тем не менее возможность существенного повышения энергетики ракеты за счет применения новых топлив была доказана. Чрезвычайно важным оказалось и обеспечение мощностей для производства самих двигателей и их испытаний. Принципиальный сдвиг по твердотопливному направлению произошел на этапе работ по комплексу РТ-22, когда появился крупногабаритный твердотопливный 15Д122.

Далее последовало рождение семейства унифицированных крупногабаритных двигателей для первых ступеней ракет. Требовалось обеспечить общность конструкции двигателей первой ступени для РТ-23 и морской ракеты Д-19. КБ «Южное» и КБ машиностроения совместно занимались определением взаимоприемлемых характеристик. К маю 1973-го удалось выбрать параметры для первых ступеней обеих.

Полной унификации добиться не удалось, но большинство конструктивных решений по ЗД65 использовались и при создании 15Д206 для 15Ж44.

3Д65 вообще шел очень тяжело. Основные проблемы оказались связаны с обеспечением работоспособности системы управления вектором тяги, которое осуществлялось вдувом «горячего» газа в закритическую часть сопла. Многие испытания заканчивались авариями, каждая из них воспринималась как катастрофа. За счет героических усилий разработчиков и ведущих отраслевых институтов морской комплекс все-таки сдали в эксплуатацию.

На этом фоне в 1973 году приступили к созданию комплекса РТ-23 со стационарным шахтным стартом.

Перманентное повышение заказчиком требований к характеристикам, с одной стороны, требовало от КБ «Южное» постоянного поиска путей их реализации и в ряде случаев это приводило к оригинальным выводам, а с другой – безусловно, увеличивало время создания комплекса.

В результате разгоревшейся серьезной дискуссии по размерности ракеты принимается решение о стартовой массе около 100 тонн. Впоследствии уточнены следующие массогабаритные характеристики: стартовая масса ~106 тонн (с учетом ограничений по Договору ОСВ-2) и длина в транспортировочном положении – 21,9 метра (для обеспечения планируемого размещения в ПУ БЖРК). Ракета первоначально предполагалась с моноблочным боевым оснащением и предназначалась для установки в стационарных шахтных ПУ. Однако в 1979 году требования вновь изменились: посчитали целесообразным заменить моноблочную головную часть на разделяющуюся, способную нести до 10 боевых блоков и набор средств преодоления ПРО. Также поступило распоряжение о создании не только стационарного комплекса с 15Ж44, но и боевого железнодорожного комплекса с 15Ж52 (на основе 15Ж44).

Осторожно, крыша открывается


Параллельно рождению ракеты шли работы над боевым железнодорожным стартовым комплексом (БЖСК). Требовался очень большой объем наземного экспериментального оттачивания элементов ракеты и стартового комплекса, их систем. Для проведения нескольких циклов транспортных испытаний подготовили три специальных поезда.

15Ж61 БЖРК РТ-23 в окончательном виде в ТПК имела длину 21,9 метра, в полете с наддутым наконечником она увеличивалась до 23 метров. Диаметр – 2,4 метра. Стартовый вес – 104,5 тонны. Серьезное оснащение включало, в частности, до 10 боевых блоков.

Ракета в вагоне находилась в ТПК. При эксплуатации она из него не извлекалась. Открывающуюся крышу вагона использовали не только при пуске, но и при технологических операциях.

При проведении пуска БЖРК останавливался, если находился в движении. Затем специальной системой отводилась в сторону контактная электрическая сеть, выставлялись дополнительные боковые опоры пускового вагона и элементы системы прицеливания. После этого открывалась крыша и при помощи пневматического привода с пороховым аккумулятором давления ТПК с ракетой поднимался в вертикальное положение. Затем производился минометный старт.

Одна из главных задач при создании БЖСК – необходимость снизить до допустимых величин нагрузки на оси стартового вагона. Масса ПУ вместе с ракетой в ТПК превышала 200 тонн, что при разумном количестве осей способствовало недопустимой нагрузке на каждую. Проблему решили путем передачи части нагрузки на смежные, передний и задний вагоны с помощью специальных устройств и применения увеличенного количества осей – двух четырехосных тележек вместо обычных двух двухосных. Такой прием снижения нагрузки на ось с разложением ее на смежные вагоны прежде использовался в тяжелых артиллерийских железнодорожных установках. Силовые элементы трехвагонного сцепа скрыли в межвагонных переходах.

Сцеп из трех вагонов являлся пусковым модулем, который при нормальной эксплуатации не делился. В БЖРК имелось три таких модуля. При необходимости каждый из них мог уходить на маршруты патрулирования самостоятельно (достаточно было прицепить один из имеющихся в БЖРК тепловозов).

Для обеспечения пусков на электрифицированных участках дорог спроектировали довольно сложную систему закорачивания и отведения контактной сети. Это было необходимо, чтобы обеспечить пуск с любого пункта маршрута патрулирования. БЖРК оснащался аппаратурой не только обычных систем связи, но и специальной системой боевого управления.

По длительности пребывания личного состава в замкнутом пространстве, условиям труда и обитаемости БЖРК оказался сходен с ракетной подводной лодкой. В вагонах БЖРК личный состав размещался в купе. Имелись склады продовольствия и расходных материалов, кухни, столовые. Места боевого дежурства по своему дизайну напоминали рабочие места персонала стационарных РК.

Летные испытания БЖРК РТ-23, затем и РТ-23УТТХ проводились на полигоне Плесецк под руководством государственной комиссии. Первый пуск 15Ж44 для стационарного старта состоялся в октябре 1982 года. Апробация 15Ж52 из БЖРК началась в январе 1984-го.

Сразу стала очевидна необходимость дальнейшего повышения характеристик ракеты, дооснащения стартового комплекса. Был разработан специальный план мероприятий, необходимых для комплекса с улучшенными тактико-техническими характеристиками (УТТХ). БЖРК с УТТХ получил наименование «Молодец».

Первый пуск РТ-23УТТХ (15Ж61) из БЖРК состоялся в апреле 1985 года, еще до завершения пусков РТ-23 (15Ж52) с железнодорожного старта. Летные испытания БЖРК РТ-23УТТХ завершились в декабре 1987-го. Позднее, в 1998 и 1999 годах проводились еще два проверочных пуска.

Боевое дежурство с выездом и без

Освоение БЖРК началось в костромской ракетной дивизии. Первый полк сформировали заблаговременно, еще в 1983 году. Командованию дивизии и полка пришлось практически с нуля осваивать новую железнодорожную технику, создавать учебно-материальную базу, оборудовать посты для несения дежурства и места стоянок БЖРК.

Первый ракетный полк с РТ-23УТТХ встал на опытно-боевое дежурство в октябре 1987-го. Всего были развернуты три ракетные дивизии, вооруженные БЖРК с РТ-23УТТХ. В них эксплуатировалось 12 БЖРК, каждый из которых был полком. На его вооружении находился один железнодорожный состав с тремя ПУ.

Вопреки бытующему мнению БЖРК не «носились» по всей стране, хотя и могли. Их эксплуатация велась в выделенных для каждой дивизии позиционных районах. В каждом имелся пункт постоянной дислокации, в котором поезда обслуживались. Составы располагались на расстоянии нескольких километров друг от друга в стационарных сооружениях. При повышении степеней боевой готовности они могли рассредоточиваться на маршрутах боевого патрулирования. При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять стартовые позиции до тысячи километров в сутки.

После принятия решения о развертывании БЖРК Министерство путей сообщения СССР провело масштабную работу для подготовки будущих маршрутов боевого патрулирования. Проведена модернизация нескольких тысяч километров путей.

Особенностью БЖРК было то, что перед тем как он мог прибыть в пункт постоянной дислокации, его перемещали с завода-изготовителя в Павлограде на расположенную вблизи станцию. На ней выдерживали в течение семи суток, показывая всем средствам космической разведки партнеров по Договору об СНВ. И только после этого отправляли в пункт постоянной дислокации. Формально это вытекало из советско-американских договоров по контролю за стратегическими вооружениями. Другая и более веская причина – показ потенциальному агрессору реально существующих систем, способных нанести ответный удар.

Что же касается идентификации противником БЖРК на маршруте патрулирования, то полностью поездом-невидимкой он не был. Опытный специалист мог увидеть, что это необычный поезд. Но куда и когда он дальше проследует, достоверно не определялось.

Практика показала, что при четко отработанной системе предупреждения о нападении противника и системе управления движением БЖРК, предусматривающей экстренный выход его с места стоянки, поразить его или вывести из строя не представлялось возможным. БЖРК за это время мог удалиться на расстояние, гарантирующее его выживание. В угрожаемый период с приведением войск в высшие степени боевой готовности интенсивность перемещения БЖРК на маршрутах патрулирования могла быть серьезно увеличена.

До 1991 года БЖРК трех дивизий РВСН несли боевую службу на железнодорожных магистралях СССР. Это являлось проблемой для военно-политического истеблишмента США. Америка постоянно давила на руководство СССР с тем, чтобы оно ликвидировало эту угрозу. И достигла в этом успеха. В 1991 году принимается решение нести боевое дежурство БЖРК на базах без выезда на железнодорожную сеть страны. Это практически полностью лишало какого-либо смысла существование БЖРК. Более 10 лет БЖРК стояли, что называется, на приколе.

В следующем Договоре СНВ-2, подписанном в январе 1993 года, ключевым положением стала ликвидация всех МБР «тяжелого класса» и подвижных ракетных комплексов. В ответ на инициативу США о якобы прекращении разработки МБР «МХ» железнодорожного базирования руководство нашей страны поспешило объявить об отказе от дальнейшего развертывания и модернизации МБР РС-23УТТХ.

Король сухопутного океана


Гарантийный срок эксплуатации комплекса БЖРК 15П961 был вначале сравнительно небольшим. Затем его продлили до 15 лет. Соответственно использование самых первых комплексов, поставленных на дежурство, стало невозможным в 2001 году. Срок службы всех 15Ж61 по естественным причинам ограничивался серединой 2000-х.

В отличие от отечественных ракет с ЖРД, которые сохраняют боеготовность в заправленном состоянии по три десятилетия, ракеты с РДТТ по специфике применяемых топлив имеют меньший срок службы.

В США для продления сроков эксплуатации ракет семейства «Минитмен» применялось удаление из корпусов двигателей твердотопливных зарядов и последующее заполнение их новым топливом. Однако в условиях разрыва политических и экономических связей между Россией и Украиной, дефицита средств, неустойчивого функционирования финансовых систем, катастрофической деградации управляющих органов, вымывания из них квалифицированных и опытных специалистов выполнение такой программы применительно к РТ-23УТТХ (15Ж61) оказалось нереально.

Так что вывод из эксплуатации и последующая ликвидация 15Ж61 в 2002–2006 годах имели под собой не только политические, но и технические, а также организационные причины. В сентябре 2005-го с боевого дежурства сняли последнюю ракетную дивизию БЖРК. К началу 2007 года все 15Ж61 были утилизированы (на американские средства), а ПУ ликвидированы.

История БЖРК могла бы иметь продолжение, ведь одновременно с принятием на вооружение железнодорожного комплекса с РТ-23УТТХ КБ «Южное» приступило к проектным работам по перспективному твердотопливному комплексу «Ермак» (РТ-23УТТХМ). Был учтен весь полученный опыт, применены новые материалы и топлива. Программу заморозили по политическим причинам.

В современных условиях наличие в России дееспособной армии, включающей эффективные в любых условиях СЯС, остается мощным фактором международной стабильности, гарантией национального суверенитета. Они должны выжить в случае удара по России и нанести потенциальному агрессору неприемлемый ущерб, блокировав его нежелательные действия. Нет никакого сомнения, что если бы Россия на рубеже веков не сохранила пусть сокращенный, но дееспособный потенциал стратегических ядерных сил, история пошла бы совсем по иному пути.

ПРК – одно из эффективных средств стратегических ядерных сил. Недаром США добились их ликвидации Россией. БЖРК в некотором смысле является эквивалентом атомных подводных лодок с БРПЛ, самым большим плюсом которых оставалась трудность обнаружения и соответственно поражения. Но подводные лодки, действуя в Мировом океане вне территориальных вод страны, трудно управляемы и могут подвергаться воздействию самых разных разведывательных и ударных средств. Причем эти средства быстро развиваются. Лодки нуждаются в постоянной защите и поддержке весьма дорогостоящими и сложными средствами флота.

В то же время Россия обладает уникальным ресурсом – огромной суверенной территорией, и в этом сухопутном океане БЖРК сложно не только обнаружить, но и поразить. А использование существующих природных и рукотворных укрытий делает эту задачу еще сложнее. Кроме того, эксплуатировать простые железнодорожные средства, а также пункты постоянной дислокации на своей территории намного проще и дешевле, чем подводные лодки с БРПЛ.

Особый интерес мобильные железнодорожные комплексы представляют как эффективное средство противодействия новому подходу США к развертыванию системы ПРО с приоритетом морского базирования, средства которого могут быть переброшены в любой район океана. Но еще быстрее могут перебрасываться по территории России БЖРК. В силу этого развертывание сегодня работ по созданию БЖРК «Баргузин» является важнейшей стратегической задачей.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    12 декабря 2015 07:01
    К началу 2007 года все 15Ж61 были утилизированы (на американские средства), а ПУ ликвидированы.

    Они(партнёры)какие хочешь бабки дадут,лишь бы мы себе бошки по отрезали,а наши либерасты и рады стараться sad
    Слава Богу!Вроде стало доходить до верхов,что если что, то и их (партнёры)не пожалеют.
    1. -31
      12 декабря 2015 08:26
      ...статья пустышка... ни к чему и не о чём..
      1. +4
        12 декабря 2015 14:52
        обоснуй!Почему пустышка!
      2. 0
        22 января 2016 22:23
        Цитата: ver_
        ...статья пустышка... ни к чему и не о чём..



        Вот более полная статья http://coollib.com/b/303788/read hi
  2. +17
    12 декабря 2015 07:22
    Думаю, что выражу общее мнение - ждём с нетерпением "Баргузина" уже готового на рельсах, а значит на страже наших рубежей! good
    1. +2
      12 декабря 2015 14:46
      У нас в Эстонии Чо-то было на шахте? Закрытый участок! Но после 90-х чего металлисты не упёрли??? Сам видел устье шахты и концы кабелей...на этом я перестал верить Ельцину.Дай Господь В.В.П. долгих лет.
    2. Комментарий был удален.
      1. +7
        12 декабря 2015 20:41
        Цитата: tissot72
        А у меня бабка с пенсией в 12к, из них 5к - коммуналка!!! УРЯ, УРЯ, УРЯ!

        А ты,внучек,не пробовал своей бабке помочь,ведь нянчила тебя?Да где там тебе,кто тогда будет по клаве стучать.
        1. +2
          12 декабря 2015 20:51
          Бабулька, видимо, в тех еще хоромах живет. У меня родители-пенсионеры живут в 3-х комнатной и платят меньше, чем я за двушку, ибо льготы. У меня средняя около 3500.

          Интересно, что за хата за 5 000? Ну если не в центре Москвы, то представить сложновато. Или пенсию в 12к в Москве надо представить?

          Либеробрехня от первого до последнего слова.
          1. +4
            12 декабря 2015 21:29
            Цитата: Banshee
            Либеробрехня от первого до последнего слова.

            Рязань. Трехкомнатная в 9-тиэтажке.Не центр. В ноябре заплатил почти 10 тысяч. Справедливости ради были каникулы, жили внучата,свет горел везде,компы не выключались, каждый день булькались в ванной..., т.е. вода, свет больше.Теперь, увы, тихо, жду на Новогодние каникулы. В декабре рассчитываю заплатить 8 с хвостом.
            Цитата: tissot72
            И при этом троекратное УРЯ, УРЯ, УРЯ!!!... .

            Да, все тяготы несет народ и поэтому я против экономической политики правительства. Но , "кто не хочет кормить свою армию будет кормить чужую". Ничего в мире не изменилась. И безо всяких "Уря!" хочу , чтобы наша армия ни в чем не нуждалась, ни в оружии, ни в специалистах, ни в обеспечении. Только так наша страна сможет выполнить пожелание: "Лишь бы не было войны".

            Одна из главных задач при создании БЖСК – необходимость снизить до допустимых величин нагрузки на оси стартового вагона.

            Американцы так и не смогли создать свою БРЖК. Причина крылась в том, что ЖД принадлежат в США разным частным компаниям. А в СССР смогли усилить жд пути и мосты.
          2. 0
            14 декабря 2015 18:25
            4500 за однушку 2 чел. У сына 3500 за двушку 2 чел. Это зимой. Управляющие компании разные.
      2. +3
        12 декабря 2015 22:10
        Внучек, а я старый дед, но за баргузин, вас дура.ков жалко, спалят и спрашивать не будут.
  3. +8
    12 декабря 2015 07:27
    такие статьи на просторах интернета,называют "баян",то есть ,старо как гумно мамонта,одно и то же постят раз в 3-4 месяца,без всякой новой информации,видимо для страдающих "альцгеймером"...
    1. +10
      12 декабря 2015 08:18
      ДАННЫЕ НА 2015 г.
      БЖРК ОКР "Баргузин"
      23 апреля 2013 г. заместитель Министра оброны России Юрий Борисов заявил, что в настоящее время ведется эскизное проектирование БЖРК, идет работа по техническим проектам . 18 декабря 2013 г. командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил, что эскизное проектирование завершится в первой половине 2014 г., но окончательное решение по проектированию БЖРК еще не принято . В итоге эскизное проектирование комплекса завершено в конце 2014 г. . В СМИ сообщается, что по состоянию на середину 2015 г. идет первый этап ОКР по созданию комплекса.
      В декабре 2014 г. в СМИ заместитель главкома РВСН заявил, что разработка БЖРК вскоре может начаться, а главком РВСН днем позже заявил, что новый комплекс носит название "Баргузин". Разработка конструкторской документации начата в 2015 г. и её планируется завершить в середине 2016 г.
      Начало развертывания нового БЖРК ожидается не ранее 2018г., а скорее всего в 2019 г
      Иллюстрации к патенту ЦКБ "Титан" на железнодорожную пусковую установку .
      Цифрами на схеме обозначены: 1 - ж/д-вагон или платформа, 2 - неподвижная подцапфенная балка, 3 - подъемная стрела, 4 - механизм подъема стрелы, 5 - подвижная рама, закрепленная на стреле с возможностью продольного перемещения, 6 - ТПК с ракетой, 7 - телескопические опоры, 8 - опорные плиты, 9 - поворотные тяги для "прицеливания" опорами на рельсы ж/д-полотна.

      Пусковая установка - БЖРК - боевой железнодорожный ракетный комплекс. Старт осуществляется из ТПК, приводимого в стартовое положение в точке старта из специального железнодорожного вагона с раскрывающейся крышей. В состав БЖРК технически может входить несколько вагонов с МБР, а так же вагоны обеспечения боевого дежурства и, вероятно, технического обслуживания комплекса.
      Согласно сообщениям СМИ по состоянию на 2014 г. рассматривается вариант ЖД-состава БЖРК "Баргузин" с 6 пусковыми установками - что равно полку РВСН. В состав ракетной дивизии будет входить 5 полков БЖРК "Баргузин".
      Ракета - вероятно использование ракеты, аналогичной ранее созданным межконтинентальным ракетным комплексам с минимальным временем активного участка траектории и с РГЧ ИН. В качестве вариантов могут рассматриваться в качестве базовых и МБР типа РС-24 "Ярс" и МБР РС-26 "Рубеж" и БРПЛ 3М30 "Булава". С большой вероятностью степень унификации по ракетам будет высокой, но менее 100%.
      Согласно сообщениям СМИ по состоянию на 2014 г. рассматривается вариант ЖД-состава БЖРК "Баргузин" с 6 пусковыми установками с ракетами "Ярс" или "Ярс-М".
      Конструкция ракеты - трехступенчатая ракета классической компоновки с последовательным расположением ступеней. С большой вероятностью ракета будет оснащаться комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО).
      Система управления и наведение - инерциальная автономная.
      Двигатели - РДТТ на всех ступенях.
      Типы БЧ - РГЧ ИН . Возможно использование перспективного маневрирующего боевого оснащения.
    2. +4
      12 декабря 2015 11:48
      Цитата: андрей юрьевич
      такие статьи на просторах интернета,называют "баян"

      В данном случае - не баян!
      Но, скорее, "перепевы" всего того что было ранее известно с добавлением новых.
      Да и не для И-нета предназначенная. Статья, как-бы, осмысление пройденного и предстоящих задач. Ж-л "Новости ВПК" - это отраслевое издание.

      В данном случае, кстати, осталось за кадром, то что на самом деле РТ-23УТТХ (15Ж61) - был "монстром" для подвижных комплексов. Для стационарных шахтных-куда бы не шло. Но, перемещать 100 с лишних тонн - задача не простая.

      Не в последнюю очередь это было связано с тем, что не удалось в то время снизить массу в том числе и за счет использования т.н. прогрессивного метода "качающегося сопла с изменяемым вектором тяги" (Управление вектором тяги - УВТ). Вместо этого на 15Ж61 применили метод "отклонения тяжелых масс от вектора полета" (на последних ступенях) и "вдув газов в закритическую область сопла" (на первой).
  4. +7
    12 декабря 2015 07:40
    Когда ж они появятся в России на боевом дежурстве? Штаты и НАТО крысы уже около наших границ и задолбали со своим ПРО.
  5. +3
    12 декабря 2015 07:48
    Спасибо автору за труд..хотя и ничего нового..А...."Баргузин" это действительно будет "штучка"которую трудно переоценить.сказать ,иголка в стоге сена в плане обнаружения,головная боль Америки...это практически ничего не сказать...как появится и услышим собачий вой и визг из-за лужи ,будем оценивать.Одним словом "Баргузин"прелестный ядерный ветер
  6. +12
    12 декабря 2015 08:11
    Прочитал статью и подумал, как мы могли утилизировать, то, что оберегало нашу страну, это я имею ввиду тяжелые установки по договору по СНВ-2. Теперь приходится наверстывать.
    Вспомнил письма отца, которые он оставлял нам, когда еще в 1941 году имел возможность приезжать домой с позиций. Мы уже были в эвакуации в Сибири. Отец создавал тяжелую железнодорожную артиллерию на Ленинградском фронте. Тогда наши инженеры смогли быстро поставить на платформы морские орудия МУ-2 и Б-38. Дальность стрельбы была около 30 км. О работе по созданию этих железнодорожных войск он и писал маме и мне. Делился трудностями и успехами. Писать и отправлять по почте такие письма он не мог по причине цензуры. А поделиться с женой хотелось. Созданные с его участием железнодорожные артустановки внесли громадную роль при защите нашего города особенно на Пулковском направлении, как это я узнал много лет спустя. Погиб отец 27 декабря 1941 года на боевых позициях. Честь имею.
    1. +2
      12 декабря 2015 20:55
      Цитата: мичман
      Прочитал статью и подумал, как мы могли утилизировать, то, что оберегало нашу страну, это я имею ввиду тяжелые установки по договору по СНВ-2. Теперь приходится наверстывать.

      Спасибо "перестройщику" Горбачеву и алкоголику Ельцину за это,что всем понятно.Остается только срочнейшим образом наверстывать упущенное.У США план нашего уничтожения рассчитан на десятилетия,но с помощью "нашей",доморощенной пятой колонны, они вполне могут
      реально сократить этот срок.
  7. +2
    12 декабря 2015 08:18
    Во многих местах имеются ж/д туннели -Урал, Кавказ, Сибирь, Дальний Восток... Это же прекрасная защита для БРЖК от ядерного взрыва, как и маскировка. Ни один спутник не увидит. Только надо сделать ответвления от основной ветки и отдельные туннели для БРЖК. Также можно использовать в качестве ремонтных цехов.
    1. -3
      12 декабря 2015 15:45
      Цитата: kuz363
      Только надо сделать ответвления от основной ветки и отдельные туннели для БРЖК. Также можно использовать в качестве ремонтных цехов.

      и никто этого не заметит...фантазёр вы батенька.
    2. +2
      12 декабря 2015 21:04
      Цитата: kuz363
      Во многих местах имеются ж/д туннели -Урал, Кавказ, Сибирь, Дальний Восток... Это же прекрасная защита для БРЖК от ядерного взрыва, как и маскировка. Ни один спутник не увидит. Только надо сделать ответвления от основной ветки и отдельные туннели для БРЖК. Также можно использовать в качестве ремонтных цехов.

      Не переживайте,у нас хватит таких мест,а при разветвленности наших ЖД искать "определенного" муравья в муравейнике-бесполезное дело.
    3. 0
      22 января 2016 22:27
      Цитата: kuz363
      Во многих местах имеются ж/д туннели -Урал, Кавказ, Сибирь, Дальний Восток... Это же прекрасная защита для БРЖК от ядерного взрыва, как и маскировка. Ни один спутник не увидит. Только надо сделать ответвления от основной ветки и отдельные туннели для БРЖК. Также можно использовать в качестве ремонтных цехов.


      Проводились испытания на усточивость комплекса. Подорвали рядом 1 кт. Потом комплекс пустил машину.....
  8. +4
    12 декабря 2015 08:19
    Вообще ИМХО, но тема с ЖД компонентом военно-технических средств в структуре вооружений (в ВС РФ) не справедливо "скромна" и не заслуженно не развита.
    Согласитесь, что ЖД сеть это хоть и "предсказуемые" места действия кокого либо военного компонента, но с учётом географических условий нашего гос-ва и потенциальных геополитических притязаний, у них нет альтернативы по обьёму потенциальных возможностей реакции на различные вызовы.
    Думаю, что(имхо) целесообразно было бы развивать не только стратегический компонент на ЖД платформе, но и тактические комплексы, а так же и средства "ближнего боя". Вот например как своего рода бронепоезда с наличием на борту "искандеров", "калибров", ПВО/ПРО.
    Например часть ЖД состава имеет такические средства (на 500-2000/5000 км), а часть состава средства ПВО/ПРО как дальнего радиуса (с400/500), так и ближнего/среднего для самообороны или оперативного прикрытия каких либо стратегических объектов. Так же например ЖД состав чисто с ПВО/ПРО компонентом.
    Или же чисто "ближнего боя" (до 500км) -- РСЗО, каолиция,бук,тор,панцырь. Как мне кажется было бы интересно, но ведь не прослеживается даже попыток двигаться в этом направлении или быть может есть какие то подводные камни в этом направлении? По логике ведь всё равно номенклатура потенциальных систем вооружений уже есть, нужно только приспособить.

    З.Ы. Я вот всё думал, что в ЛДНР такие игрушки(ближнего радиуса) начнут "клепать". Водрузил на "паровоз" в мал-мала "замаскированные вагоны" РСЗО и ствольную арту и подвози "птроны", гсм и ЛС к передовой. Да и оперативное перемещение "большой массы" лишним не будет, ну и от "ОБСы" кое как можно кое что "замылить". ИМХО
    1. +2
      12 декабря 2015 10:45
      Применение ж/д составов в тактических и оперативно-тактических целях в техническом плане, полагаю проблем не имеет.
      Вопрос в возможности воздействия на них тактической авиации противника - это был бич бронепоездов уже в ВОВ, да и других средств поражения.
      К этому надо добавить проблему взаимодействия и логистику. Ещё на БЖРК сталкивались, например, с такой проблемой: на одной станции могла быть ПБСП БЖРК и какой-нибудь узел выгрузки в интересах фронта. Чем ближе к фронту, тем таких проблем будет больше.
      И вот ещё: смотрю на один заявленный тепловоз в составе комплекса. Не значит ли это, что он не сможет в рассредоточенный порядок уходить, как первые образцы в Костроме? Или пусковая секция будет сама себе злобный буратино и кататься на какой-то своей тяге со стопроцентным обеспечением выноса мозга железнодорожникам?
    2. +4
      12 декабря 2015 14:07
      Цитата: Mazuk
      Так же например ЖД состав чисто с ПВО/ПРО компонентом.

      Вполне возможно, что разработчики рано или поздно придут к созданию целого класса вооружений на основе БЖРК. Причём визуально такие поезда будут одинаковы, что затруднит обнаружение поезда с межконтинентальными ракетами. Допустим такие же поезда с комплексами ПВО/РЭБ в наше время время необходимы для защиты жизненно важных центров. Ясно что в случае атаки на такие центры митрасники не пожалеют ни железа, ни "мяса" (например польского). Для наших комплексов в таком случае будет необходима автоматическая подача боекомплекта, а организовать это можно как раз на таких поездах.
  9. 0
    12 декабря 2015 12:02
    Пролистнул по диагонали , глазу незачто зацепиться ,в коментариях больше интересного.
    Годы уже не те , сейчас ситуация далеко отличная от нуля ,когда при монтаже этих самых БЖРК будут встроены в конструкцию маячки (привет от НАТО).
    1. +3
      12 декабря 2015 12:40
      Маячки на стратегических объектах сразу же засекаются при первом же их срабатывании. Так что не несите чушь, рассчитанную на двоечников.
    2. +4
      12 декабря 2015 16:11
      Цитата: atakan
      будут встроены в конструкцию маячки (привет от НАТО).

      Маячки очень эффектно смотрятся в разного рода боевиках. Реальность она несколько иная. Здесь возникает ряд технических трудностей. Первая это его расположение. Если поместить его внутрь или снизу, спутник его попросту не услышит. Если с наружи, то его быстро найдут. Вторая проблема это питание. Автономный маячок в дежурном режиме сколько проработает? А работать ему придётся в тяжёлых условиях. Во время движения допустим зимой емкость батарей быстро упадёт. Третья это ограничение по габаритам, со всеми вытекающими минусами.
      И это только вершина айсберга причём сильно упрощенная.
  10. +3
    12 декабря 2015 12:32
    Два года на БЖРК отслужил в девяностых, за время службы американские инспекторы раза три приезжали, так нас всех с постов убирали, по купе сидели. За бортом за минус 40, а мы в тепле, американцы сторожат)))) Перед приездом на всех вагонах номера заклеивали, а аппаратуру на командном пункте одеялами закрыли, перед их осмотром, обломились инспекторы.
  11. +2
    12 декабря 2015 12:38
    Думаю, что сделать такой комплекс - решаемая задача. Кроме того можно сделать десяток ложных поездов, которые в похожих вагонах перевозят пускай картошку, но смогут сильно спутать карты для "вероятного друга" wink.
    1. +2
      12 декабря 2015 14:03
      А зачем строить ложные составы тратить дополнительные средства, если БЖРК уже предусматривает конструкцию стандартного вагона. Не вижу логики или вы распилом средств занимаетесь!
    2. +2
      12 декабря 2015 14:15
      Посмотрите что делается на путях большой станции...вопрос маскировки отпадет сам
      1. +1
        12 декабря 2015 18:55
        Демаскирующие признаки: спецпоезд может иметь некоторый повышенный радиоактивный фон; будет мощный локомотив всего для 8-10 вагонов, среди которых будет 6-7 рефрижераторов и 1-2 пассажирских вагона (иначе как скрыть сопровождающих, если в "рефрижераторах" - еще более подозрительно); скорее всего будет видоизмененная ходовая часть; наличие усиленной армейской охраны; специальный коридор для прохода. Не забывайте, во времена СССР не было столь открытых границ для иностранцев, не было чеченских, арабских, славянских террористов, космическая и электронная разведка развилась не подтески. bully
        1. 0
          22 января 2016 22:31
          Цитата: da Vinci
          Демаскирующие признаки: спецпоезд может иметь некоторый повышенный радиоактивный фон; будет мощный локомотив всего для 8-10 вагонов, среди которых будет 6-7 рефрижераторов и 1-2 пассажирских вагона (иначе как скрыть сопровождающих, если в "рефрижераторах" - еще более подозрительно); скорее всего будет видоизмененная ходовая часть; наличие усиленной армейской охраны; специальный коридор для прохода. Не забывайте, во времена СССР не было столь открытых границ для иностранцев, не было чеченских, арабских, славянских террористов, космическая и электронная разведка развилась не подтески. bully



          Рефрижераторы в России не выпускают с 2007 года...Это будет обычный грузовой вагон.. hi
    3. 0
      22 января 2016 22:30
      Цитата: da Vinci
      Думаю, что сделать такой комплекс - решаемая задача. Кроме того можно сделать десяток ложных поездов, которые в похожих вагонах перевозят пускай картошку, но смогут сильно спутать карты для "вероятного друга" wink.



      Это и делалось раньше...
  12. 0
    12 декабря 2015 13:55
    В статье ничего нового не узнал. Сама идея комплекса не плохая ,попробуй такой обнаружить.
  13. +1
    12 декабря 2015 14:45
    Статья старая. Спасибо коментариям за новые сроки ввода. А плюсом не забываем про КЛАБ-К которые могут сейчас ходить на контейнеровозах вдоль ИХ побережья, тот еще сюрприз.
  14. +2
    12 декабря 2015 15:33
    БЖРК ... отличное дополнение к существующим средствам ядерного сдерживания вероятного противника ... ещё один аргумент независимости Страны ...
  15. 0
    12 декабря 2015 15:58
    Лишь бы до ума все довели!
  16. +1
    12 декабря 2015 17:14
    Между тем - идеальный вариант. Ракетоносец в воздухе это хорошо, но заметно и постоянно он там болтаться не может. Подводный ракетоносец - да просто классно!
    Но никто не знает наскоко американцы умеют их отслеживать. И как быстро смогут уничтожить в случае чего.
    Мобильный Тополь конечно на своей территории ездит, но отслеживается в принципе.
    А вот с поездами - тут всё просто идеально - лови их по железным дорогам страны...
    1. 0
      4 января 2016 14:56
      Легко. Отслеживать ремонтные работы на путях. Если прошел поезд - а за ним ремонтники... Бывает конечно, что и с ползунами поезд отправили. Тогда следи за телеграммами НОДа. Были или нет. Наказали или нет.
  17. 0
    12 декабря 2015 19:15
    а ещё "каклы" Белых лебедей резали за баксы.
  18. +1
    12 декабря 2015 20:06
    Цитата: andrewkor
    а ещё "каклы" Белых лебедей резали за баксы.


    Я уверен, что не только резали, но и проводили инженерный анализ как минимум. И много секретов ушло тогда "заклятым друзьям".
    1. 0
      22 января 2016 22:32
      Цитата: Lumumba
      Цитата: andrewkor
      а ещё "каклы" Белых лебедей резали за баксы.


      Я уверен, что не только резали, но и проводили инженерный анализ как минимум. И много секретов ушло тогда "заклятым друзьям".



      А сколько в Китай утекло!
  19. 0
    12 декабря 2015 23:34
    Тема БЖРК, думаю, правильная. Основной плюс БЖРК - это скрытность, возможность затеряться в бескрайних просторах страны, благо разветвленная сеть ЖД присутствует. Акцент на БЖРК, я полагаю,сделали не случайно: наши заклятые "партнеры" вовсю испытывают и ставят на вооружение морские системы ПРО (SM-3, Aegis), чтобы нивелировать нашу морскую ядерную составляющую, причем если проанализировать недавние испытания с перехватом баллистической ракеты, которую сбросили с самолета с последующим стартом ракеты в воздухе, то морская ПРО американцев затачивается на перехват наших ракет на разгонном, самом уязвимом для ракеты, участке. Причем в купе с системой SOSUS это серьезная угроза нашему ракетному потенциалу в океане.
    1. 0
      4 января 2016 14:47
      Основной плюс - успеть смотаться на 50-100 км. Скрытность и затеряться - это на уровне обычного пассажира. ДНЦ, ДСП, мастера пути мгновенно расшифруют что за состав прошел.
  20. 0
    4 января 2016 14:40
    Основной демаскирующий признак это вовсе не тележки, а разбитый "в хлам" путь. Выдержать нагрузку на ось конструкторам не удалось. Пускать по обычным путям МПС во первых опасно (для других поездов), а во вторых дорого (ремонт верхнего строения пути). На БАМе пустить можно, путь позволяет. Но там и затеряться негде.
    1. 0
      22 января 2016 22:34
      Цитата: Андрей77
      Основной демаскирующий признак это вовсе не тележки, а разбитый "в хлам" путь. Выдержать нагрузку на ось конструкторам не удалось. Пускать по обычным путям МПС во первых опасно (для других поездов), а во вторых дорого (ремонт верхнего строения пути). На БАМе пустить можно, путь позволяет. Но там и затеряться негде.



      МИТ делает ракеты в диапазоне 37-43 тонны, плюс ТПК. Должна влезть в обычный вагон... good