Military Review

Death envelope

7
On a minefield, handicraftsmen compete with professionals.


Mines are one of the most efficient species. weapons, especially well proven in local military conflicts of the recent past. The losses from them of the personnel and equipment of our troops in Afghanistan and the two Chechen campaigns are many times greater than from small arms or artillery fire.

According to military historian and analyst Nikolai Malishevsky (Grodno), it was the mine war that brought the federal forces the greatest losses - up to 75 percent of manpower and almost 100 percent of automobile and armored vehicles. This type of opposition gained particular activity in the second Chechen one. Then the bandits announced the beginning of a total mine war, in which so-called civilians, including children and teenagers, took an active part. For the installation of each mine relied tariffed payment - from 300 to 10 thousands of US dollars, depending on the result.

Land mines from the personal archive


Practically every day several units of equipment or people were undermined in different parts of the troubled republic. And this despite the intensive work of the sappers. A curious document is stored in my archive - the combat report of the engineering service of the Interior Ministry troops of Russia to the United Group of Forces (troops) in the North Caucasus region in one day - March 22 2003: “In 8.40, when setting up a barrier on the checkpoint number 14 - Mesker-Yurt, Shalinsky district, a land mine was detected (F-1 grenade stretched). Destroyed. In 8.55, when a barrier was placed on the route Gudermes - Djalka, Gudermes District, a bomb was hit by a surprise (a camera filled with an explosive). In 9.08, an engineering reconnaissance (IRD) during an engineering reconnaissance on the Khankala – Prigorodny, Grozny (rural) region route, found a bomb that was controlled by wire (152-mm projectile). Control rendered on 150 meters. In the 9.45 IRD, when carrying out engineering reconnaissance on the Chiri-Yurt-KPP route No. 121, Urus-Martan district, a bomb was found in the destroyed building (2 shot PG-7, 5 grenade RGD-5) stretching. When carrying out engineering reconnaissance on the route Urus-Martan - Alkhan-Yurt, Urus-Martan district, 9.50 IRD, 2,5 kilometer from the road at a depth of 50 centimeters was detected by a wire-driven bomb (the combat unit of the Grad rocket stuffed with explosives). Control rendered on 100 meters. In 10.45 IRD when conducting engineering intelligence on the route ul. Mayakovsky - Petropavlovskoye Highway near the cannery, Leninsky district of Grozny, on the side of the road, on a tree, at a height of 1,5 – 2 of a meter, an explosive wire-driven bomb was found. Control rendered on 70 meters. In the 12.25 IRD, when carrying out engineering reconnaissance on the route Samashki - checkpoint No. 190, Achkhoy-Martan district, a bomb was detected, controlled by wires (two 152-mm projectiles). Control rendered on 100 meters. ”

Death envelopePreserved in my archive and mournful lists of combat irretrievable losses of soldiers of the two units of the Interior Troops of Russia. Before the start of the active phase of the mine war in 2000, 22 from 56 of the soldiers of the Krasnodar Air Force Division died because of mines and land mines, and the following year, which marked the peak of activization of the militants, died from 25 of the killed soldiers and officers of the Novocherkassk Division of 23 Rocket Troops as a result of mine blasting injuries. The explosion of a powerful land mine, installed at the Dynamo stadium 9 in Grozny, May 2004, killed the head of the Chechen Republic, Akhmat Kadyrov, and several who stood next to him. I suffered from a powerful explosive device attached to a truck, and a group of my comrades, special forces 8 OSPN VV MIA.

The insidiousness of these ordinary-looking “fools” or, on the contrary, elegant “tricks” lies in their relatively small dimensions, effectiveness of destruction, stealth, suddenness of use, the possibility of a remote explosion and a dozen or two other dubious advantages. Mines differ in purpose: known not only anti-personnel and anti-tank, but sea and anti-helicopter, initiated by mechanical action or a change in the electromagnetic field, radio-controlled. Simply put, mine is almost an ideal machine for removing a person or equipment from the sea, land and air. I would not be surprised if work is also being done on the use of mines in outer space.

Without getting into the wilds of a broad classification of mines and stories their use, we note that the mine-explosive business is very popular with a significant number of artisans who are part of the illegal gangs, whose products were called IEDs - improvised explosive devices. This may be the most dangerous of all types of VU, because of their design features and original methods of bringing into combat, known only to the manufacturer. But among our sappers there are top-class professionals who are capable of clearing any explosive devices and systems.

Sabotage "hunting"


In my archive, there was a video mastering session on mining, which was given to our officers by Colonel Igor Semin, commander of the 7 squad “Rosich” (one of the oldest units of the special forces of the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs). Among other things, Semin spoke about an interesting method of mining the area, called an envelope. Its essence is that, for example, moving away from the pursuing enemy, you can quickly and reliably mine a piece of terrain with an area of ​​up to one hectare, inclusive, when the mines themselves, the fuses to them and the time to install them are not enough. To do this, you need 15 minutes and only five minutes of the PWS type, which are installed with a slight slope, degrees in 15 from the ground at the corners of the lesion field, tied with stretch marks. One disguised mine is placed in the center of the field. The “monk” spreads the fragments along the horizon at 50 – 70 degrees. The height of the sector of destruction - from 15 centimeters to four meters at the ultimate slaughter range to 50 meters. It is enough for the enemy in the heat of the chase to hook at least one stretch, as the rest of the “toys” detonate, dropping a whole hail of steel balls and cylinders onto the heads of the unit that fell on the field - up to 500 pieces each. The effect exceeds all expectations.

About the process and features of mining-demining can talk for hours. For example, that the most commonly used contact, radio-controlled mines, land mines, mines with anti-recoverability, magnetic and plastic housing. Plastic is widely used, the smell of which does not react service dogs. On paved roads, mines are placed at ramps and shoulders, under asphalt or concrete. To increase the power of the explosion using land mines made from unexploded bombs and artillery shells. In order to more effectively defeat manpower, combined mining is used: an anti-personnel mine or a directional action mine is installed in conjunction with an anti-tank mine. Actively used tactics "explosions bait." This is when the bandits "slightly" undermine, for example, the police UAZ, wait for the arrival of the operatives and then produce a second, more powerful blast leading to numerous victims.

The effective development of our sappers can be attributed to the system of mining "Hunting". This, according to experts, is a weapon of a sabotage nature, designed for one hundred percent group defeat. It uses a combination of high-explosive pressure mines PMN-2 and jumping to a height of about a meter OZM-72. The latter are used with the electronic fuse MVE-72, triggered when the target sensor is broken (when PMN-2 is undermined). It is complemented by the MVS seismic detonator, which allows you to get as close to the mine as possible, but does not allow you to move away alive. In addition, the fuse is selective - it distinguishes the steps of a person from animals, which is important for mountainous and wooded areas.
Author:
Originator:
http://vpk-news.ru/articles/28392
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Ami du peuple
    Ami du peuple 14 December 2015 10: 08 New
    21
    Interesting article.
    It was recalled: “The enemy must be respected. For example, you are going to put up a banner, but since you respect the person, you must put it so that there is some kind of hole. Well, if the enemy suddenly notices that he has hit, he has the opportunity to hide from the explosion.
    A smart enemy is the most dangerous enemy, so you need to put an anti-personnel mine in the hole. "
    1. crazyrom
      crazyrom 15 December 2015 02: 04 New
      0
      Well, you know, it was probably 100 years ago that could be respected, then such knight vines were. And to respect the terrorists, the murderers of the civilian population, somehow there is no desire. With such the merciless - the better.
  2. individual
    individual 14 December 2015 10: 59 New
    +1
    This was the beginning of a hybrid war, when quite civilians and their children participated in sabotage.
    The enemy was not visible in the face.
    1. Ami du peuple
      Ami du peuple 14 December 2015 11: 03 New
      +3
      Quote: individ
      This was the beginning of a hybrid war, when quite civilians and their children participated in sabotage

      Then the beginning of the hybrid war can be considered a peasant partisan movement in the Patriotic War of 1812. There, too, women and children participated in sabotage.
    2. TUNISIA
      TUNISIA 14 December 2015 11: 10 New
      +4
      The concept of "hybrid war" was invented and introduced into the world lexicon kakly to pull some Russian aggression by the ears. Hybrid warfare is a concept that demonstratively emphasizes all the cunning and cunning of the enemy: it seems to be there, but as it were. When the enemy did not come to war, and they were waiting for him, now it should be called a hybrid war. "A fight with a shadow"...
  3. Mercenary
    Mercenary 14 December 2015 11: 52 New
    +1
    Why is this experience not applied in Syria? It’s better not to chase tankers on planes, but pour a bunch of mines on the roads. I heard there are self-locking and with temporary undermining (self-destruction).
  4. Seneca
    Seneca 15 December 2015 13: 19 New
    0
    Quote: Mercenary
    Why is this experience not applied in Syria? It’s better not to chase tankers on planes, but pour a bunch of mines on the roads. I heard there are self-locking and with temporary undermining (self-destruction).

    On the roads, not only fuel trucks ride .. yes a dubious people .. Like women and children, not everyone escaped to Europe.
  5. Gray 43
    Gray 43 16 December 2015 22: 06 New
    0
    The article is interesting! A lot of explosions thundered in the "dashing 90s"

Смерть в конверте

На минном поле кустари соперничают с профессионалами

Мины – один из наиболее эффективных видов оружия, особенно хорошо зарекомендовавший себя в локальных военных конфликтах недавнего прошлого. Потери от них личного состава и техники наших войск в Афганистане и двух чеченских кампаниях в разы больше, чем от стрелкового оружия или огня артиллерии.

По оценкам военного историка и аналитика Николая Малишевского (Гродненского), именно минная война приносила федеральным силам самые большие потери – до 75 процентов живой силы и почти 100 процентов автомобильной и бронетехники. Особую активность этот вид противостояния приобрел во вторую чеченскую. Тогда бандитами было объявлено о начале тотальной минной войны, в которой принимали активное участие и так называемые мирные жители, включая детей и подростков. За установку каждой мины полагалась тарифицированная оплата – от 300 до 10 тысяч долларов США, в зависимости от результата.


Фугасы из личного архива


Практически каждый день в разных частях неспокойной республики подрывалось несколько единиц техники или людей. И это несмотря на интенсивную работу саперов. В моем архиве хранится любопытный документ – боевое донесение инженерной службы ВВ МВД России Объединенной группировки войск (сил) в Северо-Кавказском регионе за один день – 22 марта 2003 года: «В 8.40 при выставлении заслона на маршруте КПП № 14 – Мескер-Юрт, Шалинский район, обнаружен фугас (граната Ф-1 на растяжке). Уничтожен. В 8.55 при выставлении заслона на маршруте Гудермес – Джалка, Гудермесский район, обнаружен фугас-сюрприз (фотоаппарат, начиненный взрывчатым веществом). В 9.08 инженерный разведдозор (ИРД) при проведении инженерной разведки по маршруту Ханкала–Пригородный, Грозненский (сельский) район, обнаружил фугас, управляемый по проводам (152-мм снаряд). Управление вынесено на 150 метров. В 9.45 ИРД при проведении инженерной разведки по маршруту Чири-Юрт–КПП № 121, Урус-Мартановский район, в разрушенном здании обнаружен фугас (2 выстрела ПГ-7, 5 гранат РГД-5) на растяжке. В 9.50 ИРД при проведении инженерной разведки по маршруту Урус-Мартан – Алхан-Юрт, Урус-Мартановский район, в 2,5 километра от дороги на глубине 50 сантиметров обнаружен фугас, управляемый по проводам (боевая часть ракеты «Град», начиненная взрывчатым веществом). Управление вынесено на 100 метров. В 10.45 ИРД при проведении инженерной разведки по маршруту ул. Маяковского – Петропавловское шоссе в районе консервного завода, Ленинский район г. Грозного, на обочине дороги, на дереве, на высоте 1,5–2 метра обнаружен фугас, управляемый по проводам. Управление вынесено на 70 метров. В 12.25 ИРД при проведении инженерной разведки по маршруту Самашки – КПП № 190, Ачхой-Мартановский район, обнаружен фугас, управляемый по проводам (два 152-мм снаряда). Управление вынесено на 100 метров».

Смерть в конвертеСохранились в моем архиве и скорбные списки боевых безвозвратных потерь военнослужащих двух соединений ВВ МВД России. До начала активной фазы минной войны в 2000 году из-за мин и фугасов погибли 22 из 56 воинов краснодарской дивизии ВВ, а уже на следующий год, на который пришелся пик активизации подрывников-боевиков, из 25 погибших солдат и офицеров новочеркасской дивизии ВВ 23 скончались в результате минно-взрывных травм. От взрыва мощного фугаса, установленного на грозненском стадионе «Динамо» 9 мая 2004 года, погибли глава Чеченской Республики Ахмат Кадыров и несколько стоявших с ним рядом. Пострадала от мощного взрывного устройства, прикрепленного к грузовому автомобилю, и группа моих боевых товарищей – спецназовцев 8 ОСпН ВВ МВД.

Коварство этих невзрачных на вид «дур» либо, наоборот, элегантных «штучек» кроется в их относительно небольших габаритах, эффективности поражения, скрытности, внезапности применения, возможности дистанционного взрыва и еще десятке-другом сомнительных достоинств. Мины различаются по назначению: известны не только противопехотные и противотанковые, но морские и противовертолетные, инициируемые механическим воздействием или изменением электромагнитного поля, радиоуправляемые. Говоря проще, мина – почти идеальная машинка для выведения человека или техники из строя на море, суше и в воздухе. Не удивлюсь, если ведутся работы и по применению мин в космическом пространстве.

Не влезая в дебри широкой классификации мин и истории их применения, отметим, что минно-взрывное дело пользуется большой популярностью у значительного числа кустарей, входящих в состав незаконных бандформирований, изделия которых получили наименование СВУ – самодельные взрывные устройства. Это, может быть, самый опасный из всех видов ВУ, из-за их конструкторских особенностей и оригинальных приемов приведения в боевое положение, известных только изготовителю. Но среди наших саперов есть профессионалы высочайшего класса, которым по плечу разминирование любых взрывных устройств и систем.

Диверсионная «охота»


В моем архиве сохранился видеоурок мастер-класса по минированию, который давал нашим офицерам полковник Игорь Семин, командир 7-го отряда «Росич» (одного из старейших подразделений спецназа ВВ МВД). В числе прочего Семин рассказал об интересном способе минирования местности, называемом конвертом. Суть его в том, что, например, уходя от преследующего противника, можно быстро и надежно заминировать участок местности площадью до гектара включительно, когда собственно мин, взрывателей к ним да и времени на их установку не хватает. Для этого необходимо минут 15 и всего пять мин типа МОН, которые устанавливаются с небольшим наклоном, градусов в 15 от земли по углам поля поражения, перетянутого растяжками. Одна замаскированная мина ставится в центре поля. Разлет осколков по горизонту у «монок» составляет 50–70 градусов. Высота сектора поражения – от 15 сантиметров до четырех метров на предельной убойной дальности до 50 метров. Достаточно противнику в пылу погони зацепить хоть одну растяжку, как сдетонируют остальные «игрушки», сыпля на головы попавшего на поляну подразделения целый град стальных шариков и цилиндриков – до 500 штук в каждой. Эффект превосходит все ожидания.

О самом процессе и особенностях минирования-разминирования можно рассказывать часами. Например, о том, что чаще всего используются контактные, радиоуправляемые мины, фугасы, мины с элементом неизвлекаемости, магнитные и с пластиковым корпусом. Широко применяется пластит, на запах которого не реагируют служебные собаки. На дорогах с твердым покрытием мины устанавливаются на съездах и обочинах, под асфальтом или бетоном. Для увеличения мощности взрыва используют фугасы, изготовленные из неразорвавшихся авиабомб и артснарядов. В целях более эффективного поражения живой силы применяется комбинированное минирование: совместно с противотанковой устанавливается противопехотная мина или мина направленного действия. Активно используется тактика «взрывов-приманок». Это когда бандиты «несильно» подрывают, например, милицейский УАЗ, дожидаются приезда оперативников и затем производят второй, более мощный подрыв, ведущий к многочисленным жертвам.

К эффективным наработкам наших саперов можно отнести систему минирования «Охота». Это, как считают специалисты, оружие диверсионного характера, рассчитанное на стопроцентное групповое поражение. В ней используется комбинация фугасных мин нажимного действия ПМН-2 и выпрыгивающих на высоту около метра ОЗМ-72. Последние применяются с электронным взрывателем МВЭ-72, срабатывающим при обрыве датчика цели (когда подрывается ПМН-2). Его дополняет сейсмический взрыватель МВС, который позволяет подойти к мине как можно ближе, но не дает возможности отойти живым. Кроме того, взрыватель избирателен – отличает шаги человека от животных, что важно для горно-лесистой местности.
Автор: Роман Илющенко
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/28392


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. Ami du peuple 14 декабря 2015 10:08
    Интересная статья.
    Вспомнилось: "Врага надо уважать. Вот, например, собираешься ты поставить растяжку, но так как человека уважаешь - должен поставить ее так, чтобы рядом была какая-нибудь ямка. Ну чтобы если вдруг враг заметит, что задел - у него была возможность спрятаться от взрыва.
    А умный враг - самый опасный враг, поэтому в ямку нужно поставить противопехотную мину."
    1. crazyrom 15 декабря 2015 02:04
      Ну, знаете, это наверное 100 лет назад можно было уважать, тогда такие рыцарские вйны были. А уважать террористов, убийц мирного населения, как-то нет никакого желания. С такими чем беспощадней - тем лучше.
  2. individ 14 декабря 2015 10:59
    Это было началом гибридной войны, когда в диверсиях участвовали вполне мирные жители и их дети.
    Врага не было видно в лицо.
    1. Ami du peuple 14 декабря 2015 11:03
      Цитата: individ
      Это было началом гибридной войны, когда в диверсиях участвовали вполне мирные жители и их дети

      Тогда началом гибридной войны можно считать крестьянское партизанское движение в Отечественную войну 1812 г. Там тоже женщины и дети участвовали в диверсиях.
    2. ТУНИС 14 декабря 2015 11:10
      Понятие "гибридная война" придумали и ввели в мировой лексикон каклы, чтобы подтянуть за уши некую российскую агрессию. Гибридная война - понятие, демонстративно подчеркивающее все коварство и хитрость противника: он вроде бы и есть, но как бы его и нет. Когда противник на войну не пришел, а его ждали, теперь следует называть гибридной войной. "Бой с тенью"...
  3. Наемник 14 декабря 2015 11:52
    Почему этот опыт не применяют в Сирии? Лучше не гоняться за нефтевозами на самолётах, а насыпать кучу мин на дорогах. Слышал есть самозакапывающиеся и с временным подрывом (самоуничтожением).
  4. Сенека 15 декабря 2015 13:19
    Цитата: Наемник
    Почему этот опыт не применяют в Сирии? Лучше не гоняться за нефтевозами на самолётах, а насыпать кучу мин на дорогах. Слышал есть самозакапывающиеся и с временным подрывом (самоуничтожением).

    По дорогам не только бензовозы катают..да сомнительный народец..Как бы женщины и дети не все в Европу убежали.
  5. Серый 43 16 декабря 2015 22:06
    Статья интересная! Немало взрывов прогремело в "лихие 90-е"

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня