Military Review

The Battle of Zorndorf: A Victory Deserved for Defeat

10
The Battle of Zorndorf: A Victory Deserved for Defeat



Why the Prussian army of Frederick the Great failed to turn the Russian “iron people” into flight

“These are iron people! They can be killed, but it’s impossible to break! ”- with these words, the Prussian king Frederick II summed up one of the bloodiest battles of the 18th century. In the battle of Zorndorf - a small village in East Prussia - the Russians and the Prussians lost a total of about 30 thousand people.

The battle was one of the symbols of the resilience of Russian soldiers, which was appreciated by both their opponents and bystanders. Moreover, the soldiers showed resilience not on orders from above, but on their own initiative. In fact, almost the entire battle the Russian army was forced to fight without any control from above, since the commander-in-chief, after the first strikes of the Prussian cavalry, fled to the rear and returned only at dusk.


And in general, the Seven Years' War, one of the episodes of which was the battle of Zorndorf, became an example of how the army finds itself hostage to politics. And - at the same time - an example of how courage becomes an insuperable force at the moment when there is no worthy commander. “Iron people” at such moments themselves decide to stand to the death, thereby turning the actual defeat into a real moral victory.

"The general is fussy and indecisive"


As is often the case with the wars that the country is waging, not because it defends its independence or repulses the aggressor, but because its foreign policy allies force it, the Seven Years War did not bring Russia any fame. And this is despite the fact that it was in its course that the Russian army won three loud victories. The first was a victory at Gross-Egersdorf: on August 19, the Russian corps under the command of Field Marshal Stepan Apraksin managed to defeat the Prussians, commanded by Field Marshal Johann von Levald. The second is the very battle of Zorndorf. And the third, costing the Prussian king Frederick II almost the entire army, was a victory at Kunesdorf. There, the Russian troops under the command of General-in-Chief Peter Saltykov managed to literally trample the Prussians, so that immediately after the battle, Friedrich had no more than three thousand combat-ready soldiers.

Russia was forced into joining the anti-Prussian coalition by the alliance treaty concluded with 1746 with Austria, as well as the defensive Austro-French treaty that St. Petersburg joined in 1756. Russian troops accounted for more than a third of the total number of all the armed forces of the coalition: Vienna and Paris found, on whose shoulders to shift the brunt of the battles. It is not surprising that under such conditions the Russian commanders were forced to try to take into account all the nuances of the political processes in St. Petersburg and the capitals of the European powers. This, in particular, killed Stepan Apraksin. After Groshegersdorf Victoria, he received news that Empress Elizaveta Petrovna was seriously ill and heir Pyotr Fyodorovich, an ardent admirer of Prussia and her king, was preparing to take the throne. Field Marshal, realizing that with Peter's accession, the foreign policy course was changed, a retreat played, and was mistaken. The Empress recovered, and he ended up under investigation and trial on charges of treason. This had a negative impact on the course of the war: after Gross-Egersdorf, the Russian army and its Austrian allies had a chance to finish off the Prussian troops, but it was lost. But Frederick, having learned that the commander had changed in the Russian army, which means that other changes are inevitable, which temporarily reduce the enemy’s combat capability, did not hesitate to seize the opportunity.

Replaced Apraksin, who was misguided, was General-in-Chief Willim Fermor, the son of Scottish nobleman Major-General Willim Fermor who had once entered the Russian military service. An eminent Russian military historian Anton Kersnovsky spoke about Fermor Jr., “General Fermor is an excellent administrator, a caring boss (Suvorov recalled him as a“ second father ”), but at the same time he was fussy and indecisive.”

Indeed, in the role of one of the senior officers, who is trying to accomplish the task assigned to him by the commander-in-chief, Fermor was in his place during the Crimean campaigns of Minich, and in the battle of Stavuchana, and in the Swedish campaign 1741 of the year. Even at the beginning of his participation in the Seven Years' War, General-in-Chief Fermor also made a good showing of himself - both in the Großegersdorf battle, and by organizing the capture of Koenigsberg and all of East Prussia. Still, the general was primarily concerned about the welfare and safety of people. What is not bad for a military leader as long as this circumstance does not conflict with the rigid need to sacrifice both subordinates and myself for the sake of victory. It was precisely this decisiveness, this courage to send people to certain death, General-in-Chief Fermor, apparently did not have enough in the battle of Zorndorf. And instead of him the decision was made by his subordinates.


The consummate general Willim Fermor. Artist Alexey Antropov. wikipedia.org


"Prussian is coming!"


Frederick, on the eve of the Seven Years War, who considered the Russian army one of the weakest in Europe, if he did not change this opinion after Gross-Egersdorf, then at least he began to take the Russians seriously enough.

Assessing all the advantages of the position on the bank of the Oder, which Fermor chose for the decisive battle, the king immediately saw what the Russian Scot had missed. Alas, the flawless position of the Russians had one, but a critical flaw: it cost the enemy to attack not head-on, but from the rear, as the ideal position turned into an ideal trap. Friedrich, whom no one else had called the Great, but who had repeatedly demonstrated his military genius, could not miss such a chance.

“Fermor received true news about the king’s approach and his intention to cross the Oder,” writes one of the direct participants of the Zorndorf battle, Lutheran pastor, Prussian Christian Tegre, who accompanied the Russian army on the march, in his memoirs. - Lieutenant-General Kumatov was immediately discharged to meet him with an observation corps. But this did not prevent Frederick from crossing the Oder safely; Kumatov looked over the king, whose fault I do not know. ”

The attack on the Russian positions, whose weakness became apparent at that moment both to Fermor and his headquarters, Friedrich appointed on August 14 1758 of the year early morning. This is how Tege describes the beginning of the battle: “Our soldiers woke me with shouts:“ Prussak is coming! ” The sun was already shining brightly; we jumped on our horses, and from the height of the hill I saw the Prussian army approaching us; His eyes shone in the sun; it was a terrible sight ... a terrible battle of Prussian drums came to us, but the music was not heard. When the Prussians came closer, we heard the sounds of oboes playing the famous hymn Ich bin ja, Herr, in deiner Macht (“Lord, I am in Your power”) ... While the enemy was approaching noisy and solemn, the Russians stood so still and quiet, that there seemed to be no living soul between them. "

“It was not a battle, but rather a massacre to the death”

The first blow took over the non-shot observational corps: Frederick knew very well who should be hit first. But, to his greatest surprise, the recruits not only did not rush to their heels, but did not even begin to move back strongly, having met the attackers, first with dense rifle fire, and then with bayonets. And with such surprises for the Prussian army, this battle abounded from the first to the last minute!


Map of the battle of Zorndorf. wikipedia.org

This is how the Russian historian Baron Alexander Weidemeier described the course of the battle in the book The Reign of Elizabeth Petrovna: “The advanced Prussian army under the command of Major General Manteuffel launched an attack; but, not having been supported by the left wing, as it was appointed, this army moved too far forward and, through that, exposed the Russians to its left flank, which had no backwaters. General Fermor, noticing this mistake, sent the cavalry, which so quickly struck the Prussians, that they were forced to retreat to Zorndorf. Seeing the success of this attack, General Fermor ordered the infantry of the right-wing Russian wing, deploying Carré, to pursue the enemy; but the Prussian general Zeidlits, having rushed with his squadrons to the Russian cavalry, overturned it and forced the infantry of the right Russian wing to retreat with a lot of damage to it. At noon on the same day, a rest followed on both sides; for both armies were weary ... "

When the troops had a little rest, the battle boiled with a new force. “The Russian cavalry rushed to the right wing, but the Prussians' cannon fire forced it to retreat; “The enemy cavalry pursued it, causing great damage to it and taking the battery back,” Weidemeyer writes. “... The widespread horror spread among the Prussians, whom neither the requests nor the threats of the officers could not be kept, and they left the battlefield with shameful flight; even in the center, many shelves became a mess. But Seidlits with the cavalry ... and then he adjusted the position of the Prussian troops ... Meanwhile, the infantry of the right Prussian wing broke through the left Russian and betrayed him to the defeat of the cavalry. On both sides they fought with the utmost bitterness; finally entered hand-to-hand combat; both nasty armies were in great disarray, but the Prussians, accustomed to fast turns, soon entered into lines and, despite the stubborn resistance of the Russians, overthrew them. Ours, retreating, rushed to the river Mitsel, to go to the opposite ... shore; but the bridges ... were destroyed beforehand by order of Frederick, in order to cut off the retreat to the Russians; however, this means used by the king to exterminate our army saved her. The Russians, having come to Mitsel and not finding bridges, saw that they could either defend themselves or perish in the river. Little by little they began to come in order and made up various detachments that served as points for connecting the whole army. ”

In the monograph "History Frederick the Great "Russian historian Fyodor Kony said about it like this:" The Russians fought like lions. Their whole ranks lay in place; others immediately came forward, challenging every step among the Prussians. Not a single soldier surrendered and fought until the dead fell to the ground. Finally, all shots are spent: they began to fight cold weapons. The stubbornness of the Russians further inflamed the anger of the Prussians: they chopped and stabbed everyone without mercy. Many soldiers, throwing away weapons, gnawed at each other's teeth. Frederick did not order to give pardon before the start of the battle. “We stand up for ourselves, brothers!” Shouted the Russians. “We won’t give pardon to the German, and we won’t take it from him: we’ll better sacrifice all of Russia and Mother Queen!” There has never been an example of such a battle in history. It was not a battle, but rather a massacre to the death, where there was no mercy for the unarmed. ”

In the battle of Zorndorf, the Russian army lost half of its personnel, the Prussian - a third. In absolute terms, it looks like this. Kony’s monograph says: “In the Zorndorf case, the Prussians had 31 000 people, Russians — up to 50 000; the damage of the former extended to the dead and prisoners up to 13 000, the latter up to 19 000 people. The Prussians seized 85 cannons, 11 flags and most of our convoy. The Russians defeated 26 guns, 8 banners and two standards. ” According to later calculations of historians, the Prussians lost 11 000 people in battle, Russians - 16 000. But even lower numbers make it possible to attribute the battle of Zorndorf to the number of the bloodiest in the XVIII – XIX centuries.

"The Russian army did this impossible ..."


The outcome of the battle was interpreted by the parties in their favor. Frederick, who managed to stop the Russian forces that were torn deep into Prussia, rightly believed that it was he who won the upper hand. At the same time, Fermor, reporting to Elizabeth about the results, wrote: “In a word, the Most Gracious Empress, the enemy is defeated and cannot boast anything!”

Historians who do not need to take into account the political and palace interests of the contemporaries of Frederick and Fermor, give the battle to the Solomon's assessment: they say, in fact, the victory remained for the Prussians, legally - for the Russians, who retained the battlefield. But the main victory, which is rarely remembered even by specialists in military history, still belongs to the Russians. The historian Fyodor Nesterov wrote about it very accurately in the book “The Connection of Times”: “The discipline in this (Prussian. - Auth. Ed.) Army was brutal, but discipline alone can provide only an average force of the army and cannot move it to" impossible ", exceeding the norm. The Russian army under Zorndorf just did this “impossible”, because it fought under conditions of unthinkable, not provided for by any statutes ... The officers in the confusion let their soldiers out of control, but give orders to the first to come, and they carry them out. Soldiers obey the orders of officers unfamiliar to them, not because they are afraid of disciplinary action: now they are not afraid of anything. But because they feel confidence in them, they need leadership, organization in the midst of chaos in order to better fulfill their duty. But now the enemy has been dropped ... and everyone hurries to the banner of his regiment. An evening roll call is made, a memorial service is served - and again a harmonious formidable fighting force arises before Friedrich's eyes, standing firmly in its place, as if it was not his, Friedrich, a skillful maneuver, there were no crushing volleys of all his artillery, there was no rapid attack of his cavalry and measured and methodical onslaught of his infantry. "

That is why the battle of Zorndorf can rightly be considered among the worthy victories of Russian weapons. With time, political winds begin to blow in a different direction, the assessments of contemporaries give way to the weighted conclusions of historians, and only soldierly courage and officer prowess remain the invariable guarantee of any Victoria.
Author:
Originator:
http://rusplt.ru/society/bitva-pri-tsorndorfe-pobeda-zaslujennaya-porajeniem-20129.html
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Russian jacket
    Russian jacket 14 December 2015 16: 13 New
    +7
    It’s not enough to kill a Russian soldier, he must also be knocked down ...
    I see only dead Russians, but I don't see defeated Russians ..
    These are all the words of Frederick the Great.
  2. avvg
    avvg 14 December 2015 16: 14 New
    +5
    The Battle of Zorndorf - This is evidence of the courage of a Russian soldier!
  3. Lanista
    Lanista 14 December 2015 16: 18 New
    +1
    The battle description and loss ratio resemble Borodino.
  4. ASer1980
    ASer1980 14 December 2015 16: 32 New
    +1
    Good, informative article.
    1. gg.na
      gg.na 14 December 2015 16: 41 New
      +1
      Quote: ASer1980
      Good, informative article.

      My friend needs to know the story! This is OUR story no matter what it is (bad, good) you need to know it and in no case do not forget!
  5. gg.na
    gg.na 14 December 2015 16: 43 New
    0
    Wow, ah !!! They set everyone + !!! good Well done guys!
  6. tokens2
    tokens2 14 December 2015 16: 52 New
    +2
    This battle is interesting.
    By the middle of the 18th century, the Russian army was a single living organism ...
    and the stay of the commander-head, so to speak in the dusk of battle laughing did not cause a defeat.
    The Russian troops did not lose the initiative in defense. Every commander had a laptop behind his back, with orders from a higher command.
    The irony is that nothing was known about commanding troops without drums, pipes and adjutants of the commander.
    How so?
    But Frederick did not drag his army weakly. The Prussian king simply raved about the war - squeezing the highest rate of salvo fire from his soldiers in the absence of fear in melee.
    Only one analogy begs
    Headless horseman.
  7. Warrior2015
    Warrior2015 16 December 2015 03: 51 New
    -1
    It so happened that I studied this battle so to speak professionally.
    A small remark on the article without detail:

    1. The battle was not a victory for the Russians in any way, but a victory for the Prussians, although Frederick (as he wanted) did not have a complete enchanting defeat in the style of Rossbach or Leuthen. Kunersdorf and Palzig - yes, convincing victories (although Kunersdorf was also given a lot of blood - Friedrich was not just Great), but not Zorndorf. This is not a victory, it is a terrible bloodbath.

    2.Russian high command as a whole and Fermor (hmm ... like Russian ...) have shown themselves to be disgusting, incompetent and cowardly. But the junior officers simply showed samples of heroism (they fought better than the soldiers who fled, got drunk, etc.) and actually pulled the battle over themselves.

    3. Nothing shown is the maneuvering of Frederick II. Long before the battle, he won the whole company against Fermor's army. The battle was already the final "stage of finishing."

    4.No, the reasons for the terrible brutality of the Prussians were not announced - which was not the case in any other battle of the Seven Years War, and this was due to, unfortunately, the horrors of the Russian invasion, first in West Prussia and then in Brandenburg ... Pro East .Prussia is no longer talking at all ... But it must be said that the morals of our ancestors were gradually softened, and no longer allowed such examples of separation.

    5. The bloodshed battle turned out to be comparable only with Blenheim, unknown to us (although it killed more, but Zorndorf surpasses the percentage ratio of losses to the number of troops).

    6.Russian at Zorndorf did not manifest themselves in any maneuver, or in the battle formation, or in the operation of reserves. Frederick cleverly bypassed us, forcing us to give battle with an inverted front, depriving all the advantages and bringing to a stupor the high command. In fact, the Prussian army danced around the Russian mortal minuet, attacking from different directions and using all its advantages; our own troops were simply a wall, in fact, having lost the fleeing chief officers, having shown more silent readiness to die than to fight and try to win ...

    Someone rightly said something about Borodino - a comparable level of losses was achieved only in the Napoleonic era.
  8. Warrior2015
    Warrior2015 22 December 2015 19: 23 New
    0
    Hey, famously minus! It is shameful to somehow minus from under the tishka, without presenting any counterarguments! Or nothing to say and crap on the quiet?
  9. tiaman.76
    tiaman.76 11 February 2016 23: 22 New
    0
    the question is different why did we rush to this Prussia then ... there was a big general European war .. France England Austria Prussia Saxony .. divided Canada Canada and so on .. we forgot something there .. land there were few who stood up for someone and all at the cost of Russian soldier’s blood

Битва при Цорндорфе: победа, заслуженная поражением

Битва при Цорндорфе: победа, заслуженная поражением


Почему прусская армия Фридриха Великого не сумела обратить в бегство русских «железных людей»

«Это железные люди! Их можно перебить, но разбить невозможно!» — такими словами прусский король Фридрих II подвел итог одной из самых кровопролитных битв XVIII столетия. В сражении при Цорндорфе — небольшой деревушке в Восточной Пруссии — русские и пруссаки потеряли в общей сложности около 30 тысяч человек.


Сражение стало одним из символов стойкости русских воинов, что по достоинству оценили и их противники, и сторонние наблюдатели. Причем стойкость эту солдаты проявили не по приказу свыше, а по собственной инициативе. Фактически почти всю битву российское воинство вынуждено было сражаться без всякого управления сверху, поскольку главнокомандующий после первых ударов прусской конницы бежал в тыл и вернулся лишь в сумерках.


И вообще, Семилетняя война, одним из эпизодов которой и было сражение при Цорндорфе, стала примером того, как армия оказывается в заложниках у политики. И — одновременно — примером того, как мужество становится непреодолимой силой в момент, когда не находится достойного командующего. «Железные люди» в такие минуты сами принимают решение стоять насмерть, тем самым превращая фактическое поражение в настоящую моральную победу.

«Генерал суетливый и нерешительный»


Как это часто бывает с войнами, которые страна ведет не потому, что отстаивает свою независимость или дает отпор агрессору, а потому, что ее вынуждают к этому внешнеполитические союзники, Семилетняя война не принесла России громкой славы. И это несмотря на то, что именно в ее ходе русская армия одержала три громких победы. Первой была победа при Гросс-Егерсдорфе: 19 августа 1757 года русскому корпусу под командованием генерал-фельдмаршала Степана Апраксина удалось разбить пруссаков, которыми командовал генерал-фельдмаршал Иоганн фон Левальд. Второй — та самая битва при Цорндорфе. А третьей, стоившей прусскому королю Фридриху II почти всей армии, была победа при Кунесдорфе. Там русские войска под командованием генерал-аншефа Петра Салтыкова сумели буквально растоптать пруссаков, так что сразу после битвы в распоряжении Фридриха оставалось не более трех тысяч боеспособных солдат.

Вступить в антипрусскую коалицию Россию вынудил заключенный в 1746 году союзный договор с Австрией, а также оборонительный австро-французский договор, к которому Петербург присоединился в 1756 году. Русские войска составили более трети общего числа всех вооруженных сил коалиции: Вена и Париж нашли, на чьи плечи переложить главную тяжесть сражений. Неудивительно, что в таких условиях русские командующие вынуждены были пытаться учесть все нюансы политических процессов в Санкт-Петербурге и столицах европейских держав. Это, в частности, и погубило Степана Апраксина. После гроссегерсдорфской виктории он получил известия о том, что императрица Елизавета Петровна тяжело заболела и к вступлению на престол готовится наследник Петр Федорович — горячий поклонник Пруссии и ее короля. Фельдмаршал, понимая, что с воцарением Петра внешнеполитический курс сменится, сыграл отступление — и ошибся. Императрица выздоровела, а он в итоге оказался под следствием и судом по обвинению в государственной измене. На ходе войны это сказалось самым негативным образом: после Гросс-Егерсдорфа у русской армии и ее австрийских союзников имелся шанс добить прусские войска, но он оказался упущен. А вот Фридрих, узнав, что в русской армии сменился командующий, а значит, неизбежны и другие перемены, которые временно снизят боеспособность противника, не замедлил воспользоваться представившейся возможностью.

На смену проштрафившемуся Апраксину пришел генерал-аншеф Виллим Фермор, сын некогда поступившего на русскую военную службу шотландского дворянина генерал-майора Виллима Фермора. Как отзывался о Ферморе-младшем выдающийся русский военный историк Антон Керсновский, «генерал Фермор — отличный администратор, заботливый начальник (Суворов вспоминал о нем как о «втором отце»), но вместе с тем суетливый и нерешительный».

Действительно, в роли одного из высших офицеров, который добивается выполнения задачи, поставленной ему главнокомандующим, Фермор был на своем месте и во время Крымских походов Миниха, и в сражении под Ставучанами, и в шведской кампании 1741 года. Да и в начале своего участия в Семилетней войне генерал-аншеф Фермор тоже неплохо зарекомендовал себя — и в гроссегерсдорфской баталии, и организовав взятие Кенигсберга и всей Восточной Пруссии. Но все-таки генерал прежде всего беспокоился о благополучии и безопасности людей. Что для военачальника неплохо, пока данное обстоятельство не вступает в противоречие с жесткой необходимостью жертвовать и подчиненными, и собой ради победы. Именно этой решительности, этой смелости послать людей на верную смерть генерал-аншефу Фермору, видимо, и не хватило в битве под Цорндорфом. И вместо него такое решение приняли его подчиненные.

Битва при Цорндорфе: победа, заслуженная поражением

Генерал-аншеф Виллим Фермор. Художник Алексей Антропов. wikipedia.org


«Пруссак идет!»


Фридрих, накануне Семилетней войны считавший русскую армию одной из слабейших в Европе, если и не изменил этого мнения после Гросс-Егерсдорфа, то по крайней мере стал воспринимать русских достаточно всерьез.

Оценив все преимущества позиции на берегу Одера, которую Фермор выбрал для решающего сражения, король сразу увидел то, что упустил русский шотландец. Увы, безупречная позиция русских имела один, но критический недостаток: стоило противнику атаковать не в лоб, а с тыла, как идеальная позиция превращалась в идеальную же ловушку. Упустить такой шанс Фридрих, которого никто еще тогда не называл Великим, но который уже не раз демонстрировал свой военный гений, никак не мог.

«Фермор получил верные известия о приближении короля и о его намерении перейти Одер, — пишет в воспоминаниях один из непосредственных участников Цорндорфского сражения, лютеранский пастор, пруссак Христиан Теге, сопровождавший русскую армию в походе. — Генерал-лейтенант Куматов тотчас отряжен был к нему навстречу с наблюдательным корпусом. Но это не помешало Фридриху благополучно переправиться через Одер; Куматов просмотрел короля, по чьей вине, не знаю».

Атаку на русские позиции, слабость которых стала к тому моменту очевидной и Фермору, и его штабу, Фридрих назначил на раннее утро 14 августа 1758 года. Вот как описывает начало сражения Теге: «Солдаты наши разбудили меня криками: "Пруссак идет!" Солнце уже ярко светило; мы вскочили на лошадей, и с высоты холма я увидал приближавшееся к нам прусское войско; opyжие его блистало на солнце; зрелище было страшное… До нас долетал страшный бой прусских барабанов, но музыки еще не было слышно. Когда же пруссаки стали подходить ближе, то мы услыхали звуки гобоев, игравших известный гимн Ich bin ja, Herr, in deiner Macht («Господи, я во власти Твоей»)… Пока неприятель приближался шумно и торжественно, русские стояли так неподвижно и тихо, что, казалось, живой души не было между ними».

«Это была не битва, а лучше сказать, резня насмерть»

Первый удар принял на себя необстрелянный обсервационный корпус: Фридрих прекрасно понимал, по кому стоит ударить прежде всего. Но, к величайшему его удивлению, новобранцы не только не бросились наутек, но даже не стали сильно подаваться назад, встретив наступающих сначала плотным ружейным огнем, а потом и штыками. И такими неожиданностями для прусской армии изобиловала эта битва с первой до последней минуты!

Битва при Цорндорфе: победа, заслуженная поражением

Карта сражения при Цорндорфе. wikipedia.org

Вот как описывал ход сражения русский историк барон Александр Вейдемейер в книге «Царствование Елизаветы Петровны»: «Передовое прусское войско под начальством генерал-майора Мантейфеля начало атаку; но, не быв подкреплено левым крылом, как то назначалось, сие войско подвинулось слишком вперед и чрез то обнажило русским свой левый фланг, не имевший никакой подпоры. Генерал Фермор, заметив эту ошибку, выслал конницу, которая так быстро ударила на пруссаков, что они принуждены были отступить до самого Цорндорфа. Видя успех сей атаки, генерал Фермор приказал пехоте правого русского крыла, развернув карре, преследовать неприятеля; но прусский генерал Зейдлиц, бросившись со своими эскадронами на русскую конницу, опрокинул ее и принудил пехоту правого русского крыла отступить с большим для ней уроном. В полдень того же дня с обеих сторон последовал отдых; ибо обе армии были утомлены...»

Когда войска немного передохнули, битва закипела с новой силой. «Конница русская бросилась на правое крыло, но пушечный огонь пруссаков принудил ее отступить; неприятельская конница ее преследовала, причинив ей большой урон и отняла назад батарею, — пишет Вейдемейер. — … Повсеместный ужас распространился между пруссаками, которых ни просьбы, ни угрозы офицеров удержать не могли, и они с постыдным бегством оставили место сражения; даже в центре многие полки пришли в беспорядок. Но Зейдлиц с конницею … и тут поправил положение прусских войск... Между тем пехота правого прусского крыла пробила левое русское и предала его поражению конницы. С обеих сторон дрались с величайшим ожесточением; наконец вступили в рукопашный бой; обе противные армии были в большом беспорядке, но пруссаки, приученные к быстрым оборотам, скоро вступили в линии и, несмотря на упорное сопротивление русских, опрокинула их. Наши, отступая, бросились к реке Мицелю, чтобы перейти на противоположный … берег; но мосты … были заранее истреблены по приказанию Фридриха, чтобы отрезать отступление русским; однако же сие средство, употребленное королем для истребления нашей армии, спасло ее. Русские, пришед к Мицелю и не найдя мостов, увидели, что им остается или защищать себя, или погибнуть в реке. Понемногу начали они приходить в порядок и составили разные отряды, служившие пунктами для соединения всей армии».

В монографии «История Фридриха Великого» русского историка Федора Кони об этом сказано так: «Русские дрались, как львы. Целые ряды их ложились на месте; другие тотчас выступали вперед, оспаривая у пруссаков каждый шаг. Ни один солдат не сдавался и боролся до тех пор, пока падал мертвый на землю. Наконец, все выстрелы потрачены: стали драться холодным оружием. Упорство русских еще более разжигало злобу пруссаков: они рубили и кололи всех без пощады. Многие солдаты, отбросив оружие, грызли друг друга зубами. Фридрих перед началом битвы не приказал давать пардону. "Постоим же и мы за себя, братцы! — кричали русские. — Не дадим и мы пардону немцу, да и не примем от него: лучше ляжем все за Русь святую и матушку царицу!" В истории никогда не бывало примера подобного сражения. Это была не битва, а лучше сказать, резня насмерть, где и безоружным не было пощады».

В сражении при Цорндорфе русская армия потеряла половину личного состава, прусская — треть. В абсолютных цифрах это выглядит так. В монографии Кони сказано: «В Цорндорфском деле пруссаки имели 31 000 человек, русские — до 50 000; урон первых простирался мертвыми и пленными до 13 000, последних — до 19 000 человек. Пруссаки овладели 85 пушками, 11 знаменами и большей частью нашего обоза. Русскими отбито у них 26 орудий, 8 знамен и два штандарта». По более поздним расчетам историков, в сражении пруссаки потеряли 11 000 человек, русские — 16 000. Но даже более низкие цифры позволяют отнести битву при Цорндорфе к числу самых кровопролитных в XVIII–XIX веках.

«Русская армия совершила это невозможное…»


Исход сражения стороны трактовали в свою пользу. Фридрих, которому удалось остановить рвавшиеся вглубь Пруссии русские войска, справедливо полагал, что верх одержал именно он. В то же время и Фермор, рапортуя Елизавете о результатах, писал: «Одним словом, Всемилостивейшая Государыня, неприятель побежден и ничем хвалиться не может!»

Историки, коим нет нужды учитывать политические и дворцовые интересы современников Фридриха и Фермора, дают битве соломонову оценку: дескать, фактически победа осталась за пруссаками, юридически — за русскими, сохранившими за собой поле боя. Но главная победа, о которой редко вспоминают даже специалисты по военной истории, принадлежит все-таки русским. О ней очень точно написал в книге «Связь времен» историк Федор Нестеров: «Дисциплина в этой (прусской. — Прим. авт.) армии была жестокой, но дисциплина сама по себе может обеспечить лишь среднее усилие войска и не способна подвигнуть его на "невозможное", превышающее норму. Русская же армия при Цорндорфе как раз совершила это "невозможное", ибо сражалась в условиях немыслимых, не предусмотренных никакими уставами... Офицеры в сумятице выпускают из-под контроля своих солдат, но отдают распоряжения первым попавшимся, и те выполняют их. Солдаты повинуются приказам незнакомых им офицеров не потому, что боятся дисциплинарных взысканий: теперь они ничего не боятся. А потому, что чувствуют к ним доверие, нуждаются в руководстве, в организации среди хаоса для того, чтобы лучше исполнить свой долг. Но вот противник отброшен… и каждый спешит к знамени своего полка. Производится вечерняя перекличка, служится панихида — и вновь перед глазами Фридриха возникает стройная грозная боевая сила, непоколебимо стоящая на прежнем месте, как будто не было его, Фридриха, искусного маневра, не было сокрушительных залпов всей его артиллерии, не было стремительного удара его конницы и размеренно-методического натиска его пехоты».

Именно поэтому битву при Цорндорфе можно с полным основанием отнести к числу достойных побед русского оружия. Политические ветры со временем начинают дуть в ином направлении, оценки современников сменяются взвешенными выводами историков, и только солдатское мужество и офицерская доблесть остаются неизменным залогом любой виктории.
Автор: Сергей Антонов
Первоисточник: http://rusplt.ru/society/bitva-pri-tsorndorfe-pobeda-zaslujennaya-porajeniem-20129.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. Русский ватник 14 декабря 2015 16:13
    Русского солдата мало убить, его надо еще и повалить...
    Я вижу только мертвых русских, но я не вижу побежденных русских..
    Это все слова Фридриха Великого.
  2. avvg 14 декабря 2015 16:14
    Битва при Цорндорфе -Это свидетельство мужество русского солдата!
  3. Lanista 14 декабря 2015 16:18
    Описание битвы и соотношение потерь напоминают Бородино.
  4. ASer1980 14 декабря 2015 16:32
    Хорошая, познавательная статья.
    1. gg.na 14 декабря 2015 16:41
      Цитата: ASer1980
      Хорошая, познавательная статья.

      Историю дружище знать надо! Это НАША история какая бы она не была(плохая,хорошая) знать её надо и не в коем случае не забывать!
  5. gg.na 14 декабря 2015 16:43
    Надо же а!!! Всем поставли +!!! good Молодцы мужики!
  6. лексей2 14 декабря 2015 16:52
    Сия битва интересна.
    К середине 18 века Русская армия представляла из себя единый живой организм...
    и пребывание командующего-головы, так скажем в сумраке битвы laughing не послужило причиной поражения.
    Инициативу в обороне русские войска не потеряли.Словно у каждого командира за спиной был ноут,с приказами вышестоящего командования.
    Ирония в том что об управлении войсками без барабанов,труб и адъютантов командующего тогда было ничего не известно.
    Вот как так?
    А ведь Фридрих натаскивал свою армию не хило.Прусский король просто бредил войной-выжимая из своих солдат высочайшую скорострельность залпа строя при полном отсутствии страха в рукопашной.
    Напрашивается только одна аналогия
    всадник без головы.
  7. Ратник2015 16 декабря 2015 03:51
    Так уж случилось, что эту битву я изучал так сказать профессионально.
    Небольшая ремарка по статье без детализации :

    1.Сражение никаким образом не победа россиян, а победа пруссаков, хотя и у Фридриха (как он хотел) не получился полный фееричный разгром в стиле Россбаха или Лейтена. Кунерсдорф и Пальциг - да, убедительные победы (хотя Кунерсдорф тоже дался большой кровью - ФРидрих не просто так был Великий), но никак не Цорндорф. Это не победа, это страшная кровавая баня.

    2.Русское высшее командование в целом и Фермор (хм... типа русский...)проявили себя отвратительно, некомпетентно и трусливо. Зато младшие офицеры просто показали образцы героизма (сражались лучше чем солдаты, которые бежали, напивались, и т.д.) и фактически вытянули на себе битву.

    3.Никак не показано маневрирование Фридриха II. Он задолго до начала сражения выйграл всю компанию против армии Фермора. Бой был уже завершающей "стадией добития".

    4.Никак не озвучены причины ужасающего ожесточения пруссаков - чего небыло ни в каком другом сражении Семилетней войны, а это между прочим произошло из-за к сожалению ужасов российского вторжения сначала в Зап.Пруссию, а потом уже и в Бранденбург... Про Вост.Пруссию вообще уже не говорим... Но надо сказать что нравы наших предков всё же постепенно смягчались и подобных примеров раззорений больше уже не допускали.

    5.Сражение по кровопролитию оказалось сопоставимо только с неизвестным у нас Бленхеймом (хотя в нём погибло больше, но по процентному соотношению потерь к численности войск Цорндорф превосходит).

    6.Русские при Цорндорфе никак не проявили себя ни в манёвре, ни в боевом построении, ни в оперировании резервами. Фридрих ловко обошёл нас, заставив дать сражение с перевёрнутым фронтом, лишив всех преимуществ и приведя в ступор высшее командование. Фактически прусская армия танцевала вокруг русской смертельный менуэт, атакуя с разных направлений и используя все свои преимущества; наши же войска стояли просто стеной, фактически лишившись бежавших обер-офицеров, больше проявив молчаливую готовность умирать, чем сражаться и пытаться побеждать...

    Очень правильно кто то сказал про Бородино - сравнимый уровень потерь был достигнут только в наполеоновскую эпоху.
  8. Ратник2015 22 декабря 2015 19:23
    Эй, лихо минусующие ! Позорно как-то минусовать из-под тишка, не предъявляя никаких контраргументов ! Или сказать нечего и гадите по тихому ?
  9. tiaman.76 11 февраля 2016 23:22
    вопрос другой зачем мы рвались тогда в эту пруссию...была большая обще европейская война..франция англия австрия пруссия саксония..делили европу канаду и так далее..мы то чего там забыли ..земелюшки что ли мало было за кого то заступались и все ценой русской солдатской кровушки

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня